Всегда радуйтесь! полезно ли читать акафисты на каждый день недели?

Автор книги: Сборник

Текст акафиста публикуется по изданию: Избранные акафисты и каноны с дополнениями. СПб., 1994. С. 443–466

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешного душу Свою положивший, давший нам власть чадами Божиими быть и обитать в невечернем дне Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о котором с мольбою взываем к Тебе: Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Икос 1

Господом данный Ангел, хранитель святой, прииди помолиться о рабе твоем, которого ты на всех путях жизни сопровождал, хранил и наставлял, воззови с нами ко Спасу Всещедрому:

Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имя).

Иисусе, уврачуй его язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земле горьких воспоминаний о нем.

Иисусе, ради этого помилуй огорчавших его и обиженных им.

Иисусе, покрой его несовершенства светоносной ризой Твоего искупления.

Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.

Иисусе неизреченный, великий и чудный, явись ему Сам.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 2

Как безутешная горлица, носится душа над юдолью земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшего пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы. Но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуия!

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшего? Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего:

Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.

Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцом.

Иисусе, всех призывающий в виноградник Твой, озари его светом Твоим.

Иисусе, щедрый Раздаятель вечных наград, яви его сыном чертога Твоего.

Иисусе, верни душе его благодатные силы первозданной чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя его добрые дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоей таинственной отрадой.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 3

Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости. Ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе, Всесвятому, и воспоет песнь избавления: Аллилуия!

Икос 3

Верховный апостол Твой в холодную ночь у костра трижды отрекся от Тебя, но и его Ты спас. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имя) многовидные отпадения от воли Твоей.

Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.

Иисусе, избавь его от тягостных терзаний совести.

Иисусе, да сгинет навеки память грехов его.

Иисусе, соблазнов юности его не помяни.

Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.

Иисусе, осени его тихим

светом спасения.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобой, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуйя!

Икос 4

Ты без числа милосерд к нам. Ты – единый Избавитель; что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей? Но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе, Всесильному. Так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.

Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носить.

Иисусе, Ты по смерти милуешь нас по ходатайству близких.

Иисусе, Ты положил союз любви между мертвыми и живыми.

Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имя).

Иисусе, услышь его вопль сердечный, возносимый нашими устами.

Иисусе, в наших слезах прими его покаяние.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 5

Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, как мольба благоразумного разбойника. Он угас на жизненном кресте – дай наследовать ему Твои обетования, как и тому: «Аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в рай», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуия!

Икос 5

За нас распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоей бесследно смой излитые согрешения его, благообразной Твоей наготой согрей обнаженную осиротевшую душу.

Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.

Иисусе, Ты видел его издалече с высоты Креста Твоего.

Иисусе, Ты простирал ему, вдаль грядущему, изъязвленные объятия Твои.

Иисусе, Ты взывал о прощении его на кровавой Голгофе.

Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.

Иисусе, претерпевший во гробе положение, освяти его могильный покой.

Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и Тобою спасенную душу.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист
обязательно
состоит
из
кондаков
и
икосов
. Это
25
песен
, они
соответствуют
порядку
букв
греческого
алфавита
. Молитва
состоит
из
тринадцати
хвалебных
песен
, кондаков
и
двенадцати
пространных
песней
, которые
называют
“икос
“. Каждая
группа
произведений
объясняет
смысл
праздника
, которому
посвящен
акафист
.

Икосы
принято
заканчивать
на
слове
“радуйся
” а
кондаки
на
воспевании
“Аллилуйя
”, которое
означает
“хвалите
Бога
“. Икос
, который
читают
после
кондака
обычно
делят
на
две
части
. Читать
икосы
без
кондаков
не
принято
.

Акафист
напоминает
классический
кондак
по
своему
составу
. Такие
кондаки
обязательно
имеют
двадцать
строфы
: двенадцать
из
них
более
краткие
, с
восхвалением
“аллилуйя
” и
двенадцать
длинных
, которые
соответствуют
первому
припеву
кондака
. Но
, в
отличие
от
кондака
классического
типа
, акафист
ставит
перед
собой,
как
первостепенную,
задачу
восхваления
. От
древних
кондаков
акафисты
также
отличают
хайретизмы
. Хайертизмы
– это
восхваления
которые
, начинаются
со
слова
“Радуйся!”
. Первое
слово
в
краткой
вводной
фразе
икоса
– тоже
“Радуйся
“. Тринадцатый
кондак
читается
три
раза
с
обращением
к
тому
, кому
он
посвящен
, после
него
обязательно
повторяется
первый
икос
, затем
опять
читается
первый
кондак
.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила
. В этом случае начальные молитвы обычно не читают
, можно
читать
акафист
уже
после
чтения
молитв
до
конечной
молитвы
“Достойно
есть
“. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии

Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу

Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Хвалебная песня Богородице

Акафист Пресвятой Богородице – это обязательная молитва “Взбранной Воеводе…”, которая читается в Субботу Похвалы Пречистой Девы Марии и единственная, которую можно исполнять в дни Великого Поста.

Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько апостолов было у Иисуса Христа?

Песни с призывом о помощи в различных житейских невзгодах исполняются иконам Божьей Матери, каждая из которых имеет свои значения, в частности:

  • икона “Всецарица”: исцеление от онкозаболеваний, различных зависимостей, страсти к оккультным явлениям;
  • “Воспитание”: молитвы родителей за своих детей;
  • “Млекопитательница”: помощь при родах и воспитание младенцев;
  • “Неопалимая Купина”: защита от пожара, помощь невиновным в суде, семейное благополучие;
  • “Неупиваемая Чаша”: помощь в борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией;
  • “Казанская”: победа над врагом, христианские браки, различные хвори, в основном болезни глаз;
  • “Покрова Пресвятой Богородицы”: избавление от искушений и грехов, мольбы о мире и благодати;
  • “Скоропослушница”: незамедлительное исцеление от всякого рода недугов;
  • икона “Утоли моя печали”: помощь и поддержка в нужде, печали и скорби;
  • “Умягчение злых сердец”: о мире между враждующими;
  • “Целительница”: спасение от всяких недугов.

Все эти иконы очень мощные, ведь объединяет их одна великая сила – православная вера.

Молебен длится — не более 30 минут

Сколько длится молебен? Обычно молебен длится не больше — 30 минут. А если он простой, то он может служить не более — 20 минут.

Также чтобы заказать молебен, например, для того чтобы освятить дом, можно пригласить священника домой. В каких еще случаях можно пригласить священника для служения молебнов? Например, для освещения поля или огорода, для освещения автотранспорта, освещения закладки фундамента или, например, колодца.

Также существуют молебны, которые читаются на строительство церкви, на установку креста или на поднятие колоколов.

На данном фото мы видим, как священник освещает машину

Заключительные молитвы

После завершения чтения необходимо произнести краткое молитвословие:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй.

Молитвы перед чтением акафиста и после очень важны для человека, решившегося прикоснуться к православной вере. Но читать их надо внимательно и правильно, чтобы не исказить смысл слов. В противном случае никакой пользы душе не будет.

Правила прочтения

Чтобы чтение акафиста о единоумершем принесло пользу и душе усопшего, и самим родственникам, необходимо придерживаться правил произнесения молитвы. Поскольку любой акафист — это гимн, читать его нужно только стоя. Структура гимна, посвященного спасению души близкого человека, состоит из 25 песней. Это 13 кондаков и 12 икосов, которые произносятся поочередно. Непарный кондак — последний — читают трижды. Заканчивается молитва прочтением первого кондака и первого икоса.

Чтение акафиста не обязательно проводить в храме. Это делают и в домашних условиях. Лучше всего приступать к молитвенному обращению с раннего утра, при этом хорошо, если молящийся будет делать это перед принятием пищи

Если акафист произносится женщиной, ее голова должна быть покрыта платком — неважно, где она находится — в храме или у себя дома

Перед началом чтения акафиста о единоумершем священники советуют произнести несколько молитв на выбор просящего, чтобы настроиться на правильный лад. Это может быть молитва «Отче наш» или «Господи, помилуй». Для произнесения гимна не нужны образа, хотя иногда верующие произносят его перед иконой Господа или Богородицы.

Некоторых христиан интересует, нужно ли учить наизусть текст акафиста. Священники говорят, что, конечно, лучше произносить молитву по памяти, но если слова трудно запомнить, то нет ничего страшного в том, чтобы читать по бумажке. Главное, правильный духовный настрой молящегося и готовность в смирении принять предопределенное Господом. По церковным правилам существуют дни, в которые чтение акафиста о единоумершем не проводится. По Уставу, запрещено произносить гимн в Светлую седмицу. В это время читают Деяния апостолов или Пасхальный канон.

Значение акафиста

Фото: Spb.optina.ru

Хвалебное пение воспевает благодарность человека Творцу, Деве Марии, Ангелу-хранителю, либо определенному святому. Чтобы более понять и вникнуть в суть и смысл благого текста, желательно изучить житие святого, которому идет восхваление, ознакомиться со знаменательными, радостными и скорбными событиями в его жизни.

К чтению акафиста люди прибегают по разным причинам. Это может быть сердечное почитание любимого святого (в этом случае молитвенник возносит благодарственную хвалу святителю, а не испрошает милости Божией). Обычно при чтении (пении) акафистов люди молят об исцелении от тяжких недугов, просят помощи в семейных неурядица, просят защитить от врагов, избавить от душевных мук, испрашивают благословения на совершение добрых дел.

В православной культуре акафисты имеют глубокий религиозный смысл. При молитвенном пении человек стремится и движется навстречу Всевышнему, его сердце наполняется божественной благодатью, исчезают мучительные сомнения, а разум «сигнализирует», что молитвенник выбрал верный путь и сворачивать с него нельзя.

Акафист по дням недели

Понедельник

Первый день рабочей недели следует начать с “народной молитвы”. Она задаст хороший ритм для старта работы. Церковная песнь посвящается Ангелу Хранителю, он на протяжении всех семи дней будет вас опекать. Так плохих ситуаций в вашей жизни будет меньше.

Он не редко направляет энергию опекаемого в нужное русло, чтобы тот не тратил её на лишние дела. На усмотрение молящегося можно прочесть акафист Архангелу Михаилу. Силы этого святого огромны, он окажет воздействие, чтобы сберечь вас от напастей, которые нельзя было бы предсказать заранее.

Вторник

На второй день недели нужно читать молитву Иоанну Крестителю — святому угоднику, дарующему человеку покаяние.

В Древней Руси чтили Иоанна Крестителя. В его праздник люди одевали самые красивые наряды и шли отмечать этот день со всем размахом.

Главными его почитателями были крестьяне, работающие на земле. Считалось, что святой угодник при должном отношении награждает человека отменным урожаем и плодородной землей. Если возникала вероятность, что какой-то природный катаклизм может уничтожить посевы, молились именно Иоанну Крестителю.

Сейчас этим правилом пользуются земледельцы и огородники.

Среда

Это середина рабочей недели. Она означает, что тяжелые первые дни уже прошли, но расслабляться ещё рано.

Молитвы, читаемые в среду — Акафист Богородице, а также Иисусу Сладчайшему. У Девы Марии в этот день просят будущие матери о хорошем протекании беременности, защите или исцелении чад.

Четверг

Этим днем славят Николая Чудотворца и святых апостолов.

Дата хорошо подойдет для прошения у Николая Чудотворца здоровья, выздоровления при какой-либо болезни.

У апостолов Петра и Павла просят совета в свершении сложных дел. Если вы принимаетесь за что-то новое, открываете бизнес, идете на работу, нашли ремесло, в котором раньше не пробовали себя, то нужно помолиться этим апостолам. Тогда вас ждет успех во всех начинаниях.

Петр, по библейским сказаниям — рыбак. Он покровительствует этому делу. Поэтому для хорошего улова стоит попросить его о содействии. (см. Спасский собор Андроникова монастыря)

Пятница

Пятый день недели имел большое значение в событиях, связанных с распятием Иисуса Христа. В Библии сказано, что это жестокое действие происходило именно в пятницу.

Сегодня во всех церковных учреждениях страны в этот день проводятся песнопения, прославляя Животворящий Крест Господень.

Обычные люди могут сходить в церковь или сами читать Акафист, посвященный Честному и Животворящему Кресту Господа Бога. Просить у святыни разрешается об охране от любых неприятностей не только с молящимся, но и с его родственниками. Читают молитвенную книгу, чтобы уберечься от болезней, злых сил, проявляющихся в зависти, сглазе или порче.

Суббота

День перед выходным принято отдавать служению Божьей Матери и каким-либо святым угодникам. Люди, отвлеченные от рабочих будней, занимаются иными делами. Советуем уделить немного времени перед своими занятиями, чтобы прочесть Акафист Царице Небесной. Если один их святых угодников — ваш ангел-хранитель, то рекомендуется читать молитву и для его прославления.

Воскресение

В религиозном мире воскресный день — первый день седьмицы. Любой православный христианин знает, что седьмым днем недели воскрес сын Божий — Иисус Христос.

Воскресение нужно посветить походу в церковь, чтобы почтить это великое событие.Это последний день при сотворении Богом Земли, по Библии было сказано, что сегодня нельзя работать, нужно отдыхать, заниматься любимым хобби или проводить время с родными.

Акафист Воскресения Христа — заключительный этап чтения молитв в неделе. Человек благодарит Бога за удачное свершение дел и готовится к новым свершениям.

Правила прочтения молитвенной книги

Чтобы Бог или святые услышали вас, необходимо придерживаться правил чтения Акафиста. Это поможет вам установить крепкую связь с Небесными силами и тогда, они быстрее внемлют вашим просьбам.

Советуем перед тем, как начать молиться самостоятельно, сходить в храм и внимательно послушать, как поется Акафист там.

Если в данный момент у человека не возникает возможности посетить церковное учреждение, прибегните к прямым трансляциям богослужения, они проводятся на специализированных религиозных каналах.

Тематические страницы

  • Зачем нужна религия?
  • Воспитание детей в вере
  • Пост
  • Рождественский пост
  • Великий пост
  • Неделя Иоанна Лествичника
  • Неделя Православия
  • Неделя святителя Григория Паламы
  • Крестопоклонная неделя
  • Неделя Марии Египетской
  • Страстная седмица
  • Подготовительные недели Великого поста
  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Неделя о блудном сыне
  • Неделя мясопустная, о Страшном суде
  • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
  • Прощёное воскресенье
  • Неделя о Закхее
  • Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Мариино стояние
  • Похвала Пресвятой Богородицы
  • Лазарева суббота
  • Вербное воскресенье
  • Успенский пост
  • Петров пост
  • Христианский брак
  • Церковь о сексе
  • Как читать Святых Отцов?
  • Юродивые
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение Креста Господня
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм
  • Как читать Библию?
  • Литургия
  • Рождество Христово
  • Обрезание Господне
  • Богоявление — Крещение Господне
  • Сретение Господне
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Пятидесятница
  • Рождество Иоанна Предтечи
  • Преображение Господне
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Иудаизм и христианство
  • Христианская суть наукотехники
  • Смерть
  • Наука и религия
  • Чудо
  • Ислам и христианство
  • Атеизм
  • Женщина в Церкви
  • Христианство и музыка
  • Христианство и поэзия
  • Христианство и литература
  • Христианство и кино
  • Смертная казнь в христианстве
  • Псалмы
  • Экуменизм
  • Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
  • Государство и Церковь
  • Страшный Суд
  • Бог
  • Молитва
  • Акафисты: «Радуйся!»
  • Святость
  • Кто такие «святые отцы»?
  • Зачем нужна религия?
  • Воспитание детей в вере
  • Пост
  • Рождественский пост
  • Великий пост
  • Неделя Иоанна Лествичника
  • Неделя Православия
  • Неделя святителя Григория Паламы
  • Крестопоклонная неделя
  • Неделя Марии Египетской
  • Страстная седмица
  • Подготовительные недели Великого поста
  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Неделя о блудном сыне
  • Неделя мясопустная, о Страшном суде
  • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
  • Прощёное воскресенье
  • Неделя о Закхее
  • Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Мариино стояние
  • Похвала Пресвятой Богородицы
  • Лазарева суббота
  • Вербное воскресенье
  • Успенский пост
  • Петров пост
  • Христианский брак
  • Церковь о сексе
  • Как читать Святых Отцов?
  • Юродивые
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение Креста Господня
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм
  • Как читать Библию?
  • Литургия
  • Рождество Христово
  • Обрезание Господне
  • Богоявление — Крещение Господне
  • Сретение Господне
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Пятидесятница
  • Рождество Иоанна Предтечи
  • Преображение Господне
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Иудаизм и христианство
  • Христианская суть наукотехники
  • Смерть
  • Наука и религия
  • Чудо
  • Ислам и христианство
  • Атеизм
  • Женщина в Церкви
  • Христианство и музыка
  • Христианство и поэзия
  • Христианство и литература
  • Христианство и кино
  • Смертная казнь в христианстве
  • Псалмы
  • Экуменизм
  • Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
  • Государство и Церковь
  • Страшный Суд
  • Бог
  • Молитва
  • Акафисты: «Радуйся!»
  • Святость
  • Кто такие «святые отцы»?

Духовная милостыня

Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?

Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.

Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.

Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице

, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует гипотеза, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских Патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известно семь гимнов Патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты

  • архистратигу Михаилу,
  • Иоанну Предтече,
  • святителю и Чудотворцу Николаю,
  • Успению Божией Матери,
  • Кресту Господню,

апостолам

  • Петру и Павлу
  • 12-ти апостолам

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен

»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему, («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою ») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная »).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжают слагаться новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Российской Церкви в XIX и начале XX веков. По данным А. В. Попова («Православные русские акафисты…») к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Послереволюционное время гонений было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и при отсутствии священника. Он имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создаются и распространялись в машинописных копиях очень активно.

Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появляется до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Владимирович Храповицкий и Александр Аршакович Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, имеется также несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

Окончание молитв

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

Молебен с акафистом – что это?

В христианской вере есть много разных понятий, которые для многих людей являются неизвестными. Молебен представляет собой непродолжительное богослужение, которое совершает священник. Каждый человек может заказать молебен о здравии себя, своих родственников и других людей. Молебен может быть и хвалебным.

Молебен, когда священник читает хвалебное песнопение, посвященное святому, к которому обращаются в молитвах, и называется молебном с акафистом. Общественный молебен обычно совершается после литургии и может проходить как утром, так и вечером. Допускаются и частные молебны, которые могут совершаться не только в храме, но и на дому. Последование молебна с акафистом только в праздничные дни совершается в центре храма. Что касается обычных дней, то это проходит перед иконой святого, к которому обращаются и восславляют.

Молебен с акафистом Николаю Чудотворцу и другим святым должен проходить стоя, поскольку сидеть запрещено. Наиболее известный акафист посвящен Пресвятой Богородице. Состоит он из 25 песен, в которые входит 13 кондаков и 12 икосов. В кондаках рассказывается сжатое содержание праздника или история жизни Святого. Икос представляет собой песнь, которая восславляет и прославляет Святого или праздник. В конце каждого молебна читается молитва, кому именно проходило служение. После этого священники сообщает всем людям, что молебен закончен и называется это «Отпуст».

Чем отличается молебен от сорокоуста?

В отличие от молебна сорокоуст читают на Литургии 40 раз или 40 дней. Есть и еще одно отличие, а заключается оно в том, что сорокоуст бывает не только о здравии, но и об упокоении. Эту сильную молитву можно заказать на шесть месяцев и даже на год. Сорокоуст рекомендуется заказывать сразу в трех церквях.

>Водосвятный молебен

Структура акафистов повторяет структуру акафистов Пресвятой Богородице

Акафист Пресвятой Богородицы — это образец для всех подобных текстов. Он состоит из 25 строф, в которые входят 13 кондаков и 12 икосов. Все икосы начинаются с греческих букв. Несмотря на то обстоятельство, что текст хвалебной песни можно найти в нескольких книгах, считается, что впервые он появился в Триоди Постной.

Его принято петь один раз в году — в субботу пятой седмицы Великого поста. Поэтому это сочинение получило название «Похвала Богородице» или «Суббота акафиста».

Современный каталог акафистов. В Тексте акафиста различают большие строфы (икос) и меньшие (кондак)

Для того чтобы правильно ответить на вопрос: что такое акафист, необходимо понимать, что от других церковных текстов он отличается наличием вступления (кукулия), больших строф (икосов), меньших строф (кондаков).

Все икосы должны быть завершены харетизмом или возгласом «Радуйся!». Кондаки же завершаются возгласом «Аллилуйя!». Хайретизмы — это основной текст акафиста. Икос состоит из 12 хайретизмов.

Хайретизм
это основной текст акафиста

Они объединены по примеру греческого оригинала парами. Кроме того, их также объединяет тождество метрического рисунка.

В отличие от более древних классических кондаков, акафист имеет задачу восхваления. Поэтому у него такой строй. Кроме того, входящий в него тринадцатый кондак необходимо прочесть три раза.

Во время чтения необходимо обратиться к тому, кому посвящена хвалебная песня. После этого в обязательном порядке повторяется первый икос, далее читается первый кондак. Это специфическая особенность любого акафиста.

Когда читается акафист?

Чтение акафиста не является уставным, обязательным Богослужебным чином. В храме установлено только чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого Поста).

Другого специально выделенного времени для чтения акафиста Церковью не установлено. Равно как и не составлены особые молитвы перед акафистом. Каждый может прибегать к благодарственно-хвалебному пению по влечению свой души. Как говорил архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017):

Читать акафисты можно и при житейских нуждах, призывая на помощь святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector