Владимир святославич

Борьба между Владимиром и Ярополком

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:

Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:

Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда

Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.

Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и «был с ней перед её отцом и матерью»Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.

Поход на Киев и предательство Блуда

Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:

После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:

Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.

Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:

Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.

Итоги и последствия

  • По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
  • Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
  • Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
  • В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
  • После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира — Бориса.

Список литературы

  1. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  2. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  3. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  4. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  5. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
  6. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  7. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  8. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  9. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  10. «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века

Краткая история правления князя Владимира

Князь Владимир Святой

Будущий князь Владимир Святославич родился приблизительно в 962 году. Мальчик являлся внебрачным сыном киевского князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. И хотя, согласно языческим древним обычаям статус ребёнка в социуме определялся по отцовской линии и династические права, таким образом, не ущемлялись, но обидное прозвище «робичич», то есть рабский сын, ещё долго тяготело над Владимиром.

Спустя восемь лет он становится новгородским князем. Наставником в правлении Новгородом над молодым князем был поставлен Добрыня, его дядя и воевода.

Происхождение князя Владимира

Восшествие на престол в 978 году

После кончины в 972 году великого князя Святослава править Киевской Русью стал Ярополк. Через три года между сыновьями Святослава начинается междоусобная борьба, в итоге которой вначале погибает древлянский князь и брат Владимира Олег, а потом и сам Ярополк. Таким образом, восхождение на киевский престол Владимира было омрачено братоубийством. В 978 году он становится единоличным правителем Руси.

За время своего правления Владимир неоднократно вёл войны с соседями: ходил на вятичей, воевал с поляками, завоевал земли ятвагов и радомичей, открыв путь к Балтике, а также сумел одолеть волжских болгар и подчинить хорватов.

Являясь ревностным язычником, князь то и дело возводил новые богатые по убранству капища и ставил идолов, которым нередко приносились и кровавые людские жертвы. Однако, с разрастанием христианской веры по Руси и в том числе в княжеской дружине, Владимир начал испытывать сомнения в верности веры.

Установление христианского вероисповедания на Руси

Вскоре князь решает установить в Киевской Руси единоверие, сплотив тем самым население и показать миру цивилизованность его государства. Среди нескольких популярных религий Владимир решил выбрать христианство. Историки отмечают этот выбор, как самую удачную политическую княжескую реформу. Ведь, таким образом, Русь становилась намного ближе Византии, что несло немалые блага и развитие обществу.

После своего крещения и принятия имени Василий в 987 году князь приказывает возводить церкви и храмы. Учёные полагают, что сам процесс христианизации Киевской Руси проходил довольно мирно, ведь на тот момент многие были знакомы с христианством.

Внутренняя политика данного правителя отличалась созидательным новаторским характером. Владимир возводил каменные города, укреплял границы и первый начал чеканить на Руси серебряные и золотые монеты.

Религиозная реформа 980 года

Внутренняя политика князя Владимира

Князь скончался 15 июля 1015 года.

Монумент князю Владимиру

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.

Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Начало правления

Князем киевским после смерти Святослава стал Ярополк, его законный сын. В те годы была междоусобная борьба между сыновьями Святослава. В результате ее князь Олег был убит. Владимир в страхе бежал за море. Вернулся оттуда с войском и прогнал Ярополка.

Затем он захватил Полоцк. Владимир хотел взять в жены дочь князя Полоцкого Рогнеду. Но она отказала ему, назвав его сыном рабыни. Тогда по совету Добрыни он отомстил ей: изнасиловал ее на глазах ее родителей, а затем убил их и ее братьев. Рогнеду же насильно взял в жены. Позже она пыталась отомстить Владимиру, совершила попытку убить его. Князь успел увернуться, но пообещал прийти к ней и убить ее. Когда он пришел, то его встретил малолетний сын Рогнеды. Он еле волочил большой меч, пытаясь защитить свою мать. Владимир, рассмеявшись, ушел, оставив Рогнеду в живых.

После похода на Полоцк Владимир пошел на Киев, где прятался
Ярополк. Приказав своим воинам убить брата, а его беременную жену (бывшую
монахиню) взял себе в наложницы.

Владимир стал князем киевским в 980 году. Конечно, жизнь языческого князя была далека от заповедей Христа. Он поставил везде идолов, поклонялся им, завел множество наложниц, число которых было просто поразительным. Но душа его тяготилась этим, жаждала чего-то большего, истинного.

Военные походы

  • В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.
  • В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.
  • В 994 – 997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов. Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.

Скончался равноапостольный князь в Берестове, его место должен был занять любимый сын Владимира князь Борис

Князь Владимир вёл активную внешнюю и внутреннюю политику. Так за свою жизнь он участвовал в 11 военных походах. Основная его задача при этом была оборона государства от печенегов, которых активно поддерживал польский князь Мешко I мечтавший отвоевать у Киева Червенскую Русь.

Польский князь Мешко I. Святой князь Владимир Святославович воевал с польским князем Мешко Первым за Червенскую Русь

Что же касается заслуг князя во внутренней политике, то среди них можно назвать:

  • первая на Руси чеканка монет;
  • основание города Владимир;
  • строительство Десятинной церкви — церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве
  • распространение грамотности и развитие законодательства.

1015
в этом году Святой равноапостольный князь Владимир умер

Умер креститель русских земель в своей загородной резиденции в городе Берестов 15 (28) июля 1015 года. Смерть застигла князя в непростые времена, так как перед нею раскрыли заговор Святополка, не желавшего, чтобы князь передал всю власть своему любимому сыну Борису.

Приближенные Владимира скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса об этом, так как Святополк находился в Киеве и мог поднять мятеж. Именно поэтому тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где его и похоронили; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Князь Владимир на освящении Десятинной церкви. После того, как монголы разрушили Десятинную церковь в Киеве останки князя Владимира и царевны анны находились под их руинами. В наше время место нахождения их мощей неизвестно

В 1240 году Монголы разрушили Десятинную церковь. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Извлеченные из-под развалин мощи равноапостольного Владимира и его жены царевны Анны вновь похоронили.

Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Остались их фото. В наше время останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Внешняя политика князя Владимира

Князь Владимир был сильным и воинственным правителем, который вел активную внешнюю политику. В отношениях с соседними государствами он использовал как военную силу, так и дипломатические контакты.

В частности князь отвоевал в Польше захваченные ею Червенские города. Он также завоевал земли ятвягов — дикого, но мужественного литовского племени, обитавшего в лесах между Польшей и Литвой. По свидетельству исландского летописца, Владимир уплатили дань все племена, обитавшие от Немана до Финского залива.

Киев за княжения Владимира поддерживал связи с Западом, начатые еще Ольгой. Дважды посещали киевского князя (в 988 и 991 гг.) Послы Папы Римского. В994 и 1000 посольства Владимира ездили в Рим. Происходили неоднократные обмены посольствами с Германией.

Стремясь защитить южные границы Киевской Руси, кроме военных походов против печенегов, князь заключил мир с болгарами. Они торжественно обещали жить с Киевом дружно и подтвердили свои слова клятвой: «Разве тогда нарушим договор свой, как камень плавать, а хмель тонуть в воде ». В своих отношениях с Византией князь Владимир стремился наладить добрососедские отношения, которые основывались на общей вере. При этом он успешно предотвратил попытки византийцев сделать Киевскую Русь зависимой от себя государством. Наладил связи с Папой Римским, он заставил Византию, которая не желала расширения сферы его влияния на Русь, относиться к русичей, как к равным.

Владимир хорошо понимал важность традиционной для того времени практики, так называемой «брачной дипломатии », и активно ее применял для поддержания стабильных отношений с другими странами. Каждый такой брак с представителями правящих династий европейских стран был своеобразной печатью, которая закрепляла политический союз

Старший сын Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, Ярослав стал зятем шведского короля Олафа. Одна дочь Премислава была замужем за венгерским королем Владиславом Лысым, а вторая – с чешским королем Болеславом Рыжим.

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия

Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича

В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович (980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе. Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013) В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018) Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого. Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015) Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно) Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Примерно в 1025 году, когда Болеслав умер, пленницы освободились. После этого Мстислава нигде не упоминается. Семьи не имела.

Захват Корсуня и крещение

Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.

По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.

Внутренняя политика Владимира Великого

 Внутренняя политика Владимира велась при участии совета из военных начальников и старейшин разных городов.

За время своей жизни Владимир провел 4 основные реформы:

  1. Административная реформа. Владимир ликвидировал «племенные» княжения, во главе которых стояли племенная знать и княжеская династия. Такие княжения подчинялись Киеву лишь формально. Князь Владимир разделил территорию Древнерусского государства на 8 административных земель, которые назывались волостями: Новгородская, Полоцкая, Ростовская, Муромская, Туровская, Деревская, Владимирская и Тмутараканская. Отдельным («федеральным») округом стал «великокняжеский домен», в который входили Киев, Чернигов и Переяслав.
  2. Военная реформа. Ликвидация «племенных» военных образований и объединение военной системы. Кроме того, Владимир раздавал приграничные земли в обмен на военную службу. Последнее, вместе с постройкой нескольких неприступных крепостей на границах, значительно уменьшили уязвимость Русского государства.
  3. Судебная реформа. Создание и последующее разделение судов на светские (градские) и церковные (епископские). Единственный дошедший до нас юридический документ того времени – Церковный устав. Смертная казнь была заменена на виру (откуп золотом или серебром).
  4. Религиозная реформа. Крещение Руси, становление христианства как официальной государственной религии.

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Итоги и результаты правления

  • Ценой утверждения на Киевском престоле для князя Ярослава стали утраченные во время Междоусобицы 1015-1019 годов земли Черниговской Руси, которые были возвращены после заключения перемирия с князем Мстиславом и совместных походов в Польшу в 1030-1031.
  • Развитие образования стало очередным камнем в фундаменте будущей славянской культуры.
  • Строительство новых городов на приобретённых территориях и крепостей Поросской линии обеспечили дополнительную защиту государства от будущих вторжений кочевников.
  • «Правда Ярослава» и «Церковный устав» — новые вехи на этапе развития гражданского и церковного права.
  • Укреплено влияние Киевской Руси на направлениях север и северо-восток
  • Налажены отношения с Польшей, пленники и червенские города, захваченные Болеславом I возвращены
  • Заключены династические браки с королями Франции, Польши, Венгрии и Норвегии, а также с семьей императора Византии — увеличение авторитета Киевской Руси в Европе
  • Отражен набег печенегов на Киев — больше данные племена не беспокоили юго-восточные границы государства
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector