Ярославский казанский женский монастырь

Жизнеустроение монастыря

Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.

Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.

Спасо — Преображенский монастырь

В центре Ярославля находится обнесенный каменной стеной Спасо-Преображенский мужской монастырь. По сути, он является Ярославским кремлем, построенным в XII веке. Всемирную известность приобрел монастырь в XVIII веке, когда в его библиотеке был найден единственный экземпляр древнерусской летописи «Слово о полку Игореве».

На территории кремля находится главный храм монастыря, построенный в период 1216-1224 гг. Первоначальное строение храма не сохранилось. При пожаре в XVI веке он был почти разрушен, и его заново отстроили, таким он сохранился до нашего времени. Фрески, украшавшие внутренние стены собора, считаются древнейшими образцами стенописи времен Ивана Грозного.

Парадным входом в кремль являются Святые ворота, возведенные более четырех столетий тому назад. В те времена они исполняли роль и дозорной вышки. Сейчас Спасо-Преображенский монастырь является музеем под открытым небом, охраняемый ЮНЕСКО.

Адрес: Богоявленская площадь- дом 25.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

История Толгского монастыря

  • Монастырь был основан в 1314 году как мужской Ростовским епископом Прохором при удивительных обстоятельствах. Знаете ли вы? Епископ возвращался домой из длительной поездки и остановился переночевать недалеко от Ярославля. Вдруг он увидел небесное свечение на другом берегу Волги. Тут же над рекой ниоткуда возник мост. Перейдя по нему и оказавшись на другом берегу, епископ увидел Образ Божьей Матери. Он всю ночь молился, а наутро на этом месте нашел чудотворную икону.
  • В этот же день здесь построили небольшую деревянную часовню, куда поместили икону. Потом на этом месте воздвигли деревянную церковь, позже – другие монастырские строения, каменные храмы и крепостные стены.
  • Толгский монастырь отбил не одну атаку и не раз пострадал от пожара.
  • С приходом Советской власти монастырь был закрыт, но он являлся одним из первых восстановленных еще в Советские времена.
  • Монастырь вернули церкви в 1987 году, но уже в качестве женского.

Современное состояние[[править]h2>

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.

К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

Традиция крестных ходов с Казанской иконой в наши дни восстановлена. Ежегодно в июле отправляется многодневный крестный ход по левому волжскому берегу через левобережный Тутаев (Романов) до Рыбинска, обратно – по правому берегу через правобережный Тутаев (Борисоглебск) до Ярославля. Шествие делает остановки во многих храмах и селениях.

Толгский монастырь: часы работы и как до него добраться

В результате 29 июля 1988 года заново освятили главный храм обители, и в нем была отслужена первая за долгие годы Божественная литургия. С этого времени, монастырь вновь занял подобающее ему место среди прочих духовных центров России. Ежедневно он открывает свои двери для многочисленных паломников, приезжающих со всех концов страны в Ярославль.

Часы работы Толгского монастыря, указанные на его официальном интернет-сайте, в целом соответствуют графикам, принятым в большинстве православных обителей. Так, по будним дням богослужения начинаются в 6:00. Совершаются утренние молитвы, полунощница и читается акафист. В 7:00 служат Божественную литургию. В воскресные и праздничные дни утренние богослужения начинаются на час позже. В 16:00, независимо от дней недели, начинаются вечерние богослужения.

И в завершение статьи несколько слов о том, как добраться в Толгский монастырь. Из Москвы до Ярославля можно доехать на поезде, отходящим с Ярославского вокзала, а затем на маршрутном такси № 93Г до остановки «Железнодорожная с. Толгоболь». От нее до монастыря — не более десяти минут ходьбы.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

История Успенского собора

Этот поистине величественный собор неоднократно страдал от стихии и злых рук. Современное здание не является копией древнего оригинала, однако это пример традиций древнерусских мастеров.

Историческое фото собора в начале ХХ века

История храма в XIII-XX веках

Первый храм был заложен в 1215 г. по указу ростовского князя Константина Всеволодовича. В течение многих столетий он возвышался на живописном берегу реки и был украшением города. Несколько раз стены собора страдали от вражеских снарядов и огня, но их восстанавливали, а порой строили заново. Сохранились данные о служивших в соборе протоиереях, а также ведущих дела прихода старостах в период XVIII–XIX вв.

В середине XVII века обитель была небольшой и уже довольно обветшалой. Государь Михаил Федорович велел устранить первый храм, а немного поодаль построить ему замену с тем же названием. Когда мастера, следуя царскому указу, разобрали верх здания, оказалось, что его основание очень крепкое. Тогда было испрошено царское разрешение на имеющемся основании возвести новые стены, не перенося храм.

За всю многовековую историю самым страшным периодом для храма стало время правления большевиков. Уже в 1918 году во время войны «белых» и «красных» в храм угодил снаряд, но прихожане смогли организовать ремонт. В 1922 году безбожная власть издала указ о разграблении церквей. Беда не миновала и собор в Ярославле. В нем тогда была богатая ризница, древние реликвии, утварь великолепных мастеров. В 1929 г. по приказу властей снесли колокольню, а община храма была ликвидирована.

Здание уцелевшего храма большевики использовали для различных целей. Изначально в обители устроили пошивочную мастерскую. Затем в нем было складское помещение для хранения шедевров искусства, которые готовились для продажи за границу. После этого в храме держали зерно. В итоге древние стены были разрушены в 1937 г.

Восстановление Успенского собора

С распадом СССР прекратились гонения на православие, начали возрождать древние обители и возводить новые. В честь знаменательного события – 1000-летия крещения Руси (в 2018 г. отмечалось его 1030-летие) – было решено возродить Успенский собор. За основу был взят проект архитектора А. Денисова. В соответствии с задумкой новое здание должно было превышать масштабы предыдущего, а цокольный этаж – помещать ряд залов для разных нужд.

Осенью 2005 г. был освящен первый камень, а на следующий год началась постройка. Работами в течение четырех лет занималась «Корпорация ВИТ», финансирование предоставил Виктор Тырышкин. В 2010 г. (1000-летие города) готовый храм освятил патриарх Кирилл.

В 2011 году в обитель вернули ее ценность – мощи св. кн. Василия и Константина, поставили список Ярославского образа Пресвятой Богородицы. Были принесены мощи князя Феодора и его сыновей Константина и Давида.

Современное состояние

Храм действует со времени освящения, в нем регулярно проводятся богослужения. Кроме главных святынь собора – княжеских мощей – паломники приезжают поклониться иконам, украшающим храм. Особенно впечатляющий вид на храм открывается со стороны Волги.

Возле храма стоит скульптура Святой Троицы. Там же размещается звонница. В ней нашли обиталище более 10 колоколов, которые ранее принадлежали различным храмам. Их привезли к собору из Данилова монастыря, чтобы поместить в колокольне, но вопрос о ее строительстве все еще не решен. Самым большим колоколом является образец, отлитый в 2010 году в Тутаеве. Его масса составляет 2, 5 т.

Как добраться

Монастырь располагается на пересечении сразу двух улиц в Ярославле: улиц Первомайская (здание 19-а) и Трефолева (здание 20). На машине со стороны Москвы следует заезжать в Ярославль по трассе М8, затем продолжать движение по Московскому проспекту и после моста через 800 метров свернуть на парковку монастыря.

При путешествии на поезде от Московского вокзала можно добраться до подворья пешком, попутно любуясь видами Ярославля. Можно взять такси или воспользоваться автобусом № 99 или № 1 до остановки «Площадь Волкова».

Внимание! Для планирования групповых посещений паломников следует связаться с администрацией подворья для организации экскурсий и трапезы по телефону +7-(4852)-72-77-51. До сих пор в монастыре проводят реставрационные работы и планируют полностью восстановить уничтоженную колокольню

Кроме этого, есть проект установки каменного креста как мемориала погибшим людям в Гражданскую войну. Нуждается в ремонте и главный храм подворья

До сих пор в монастыре проводят реставрационные работы и планируют полностью восстановить уничтоженную колокольню. Кроме этого, есть проект установки каменного креста как мемориала погибшим людям в Гражданскую войну. Нуждается в ремонте и главный храм подворья.

Тем не менее монахини всегда искренне радуются паломникам и туристам, с готовностью проводят экскурсии и кормят в трапезной. В храмах работают церковные лавки, а прихожане могут исповедаться и причаститься.

Казанский женский монастырь города Ярославля

История собора

Пережив невзгоды междоусобиц и орды захватчиков, первоначальный храм простоял до XVI века. Но здесь его настигло другое несчастье – пожар. В самом начале века храм сильно пострадал от огня и разрушился. Усилиями горожан он был восстановлен. Именно с тем периодом связано одно из значимых событий в истории собора – обретение мощей князей Владимира и Константина Всеволодовичей, которые становятся главной святыней храма.

  1. В XVII веке после очередного пожара собор был вновь перестроен.
  2. В XVIII веке собор становится кафедральным, его неоднократно расширяют и модернизируют.
  3. В XIX веке первому среди храмов Ярославля собору покрывают купола золотом. Он приобретает вид, знакомый нам по описаниям и редким фотографиям современников и приближенный к современному собору.
  4. После революции собор был закрыт для богослужений, в нем сначала устроили склад, а затем и вовсе взорвали.
  5. В начале XXI века, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, было принято решение о строительстве в городе Успенского кафедрального собора. Причем однозначно оговаривалось, что новый храм не будет в точности повторять уничтоженный. Первый камень был заложен в 2005 году, а строительство началось в 2006 году.
  6. А уже в 2010 году, 12 сентября, новый Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен.

Сейчас это белокаменное сооружение, увенчанное пятью позолоченными куполами. Главный купол имеет высоту 50 метров. Одновременно собор может вместить более четырех тысяч верующих. На месте, где был алтарь разрушенного храма, неподалеку от входа в новый собор, расположена скульптурная композиция Троица.

Скульптурное изображение троицы, расположенное у входа в кафедральный собор.

Легенда об основании

История Толгского монастыря началась в 1314 году и связана с очень интересной легендой. Это были тяжелые времена, когда русский народ страдал от татаро-монгольского ига, страдал не только физически, но и духовно. От постоянного вида крови и насилия люди становились равнодушнее и грубее, выжить и выстоять русскому человеку помогала лишь вера, духовное наследие его предков. В отчаянии люди молили Пресвятую Богородицу избавить их от пленения нечестивым народом.При таких обстоятельствах 8 августа святителю Прохору (в схиме Трифону), возвращающемуся из пастырской поездки в Белоозеро, в дремучем лесу под Ярославлем явилось чудо. Епископ проснулся в полночь от яркого света, источника которого между тем видно не было. Посмотрев на противоположный берег Волги, он увидел поднимающийся из соснового леса столп лучезарного света, от которого через реку протянулся удивительный мост. Помолившись Богу и взяв свой посох, святитель перешел по этому мосту на противоположный берег и в воздухе возле кроны одного из деревьев увидел образ Матери Божьей. После долгой молитвы он тайком вернулся в свой шатер, решив утаить свое ночное видение ото всех. Однако утром, собираясь в путь, слуги епископа не смогли найти его посох, о чем и доложили самому Прохору. Тогда он понял, что Господь дает ему знак открыть виденное им чудо.

Указав на Волгу, святитель рассказал о том, свидетелем чего он стал, после приказал слугам переплыть реку и отыскать посох. Слуги нашли посох епископа, а рядом с ним среди деревьев стояла икона Пресвятой Богородицы. Тронуть святыню слуги побоялись, не имея на то благословения, и, взяв лишь посох, вернулись к епископу, которому и рассказали обо всем. Тогда святитель Прохор взял всех своих слуг, переплыл Волгу и, увидев икону, которая явилась ему ночью, буквально за один день выстроил и освятил деревянный храм, оправу для обретенной святыни. Так был основан Толгский монастырь, получивший название от реки Толги, впадающей в Волгу в этом месте.

Крёстные ходы

Первый крёстный ход с Казанской иконой Богоматери в первый раз совершён в 1761 году. Его путь вёл от монастыря до города обретения — Романова. Образ несли левым волжским берегом, а в Романове устанавливали в Преображенско-Казанскую церковь. Там образ находился 21 день, затем его переправляли через Волгу в Воскресенский собор, где икона была 14 дней. После по правобережью образ возвращали в Ярославль.

Второй крёстный ход начался в 1800-м году. В июле, по завершении престольного монастырского праздника, икону несли в Рыбинск, где она находилась 49 дней. Путь иконы к Рыбинску пролегал по левому берегу, а возвращалась она по левому.

Теперь традиция крёстных ходов возобновлена. В июле прихожане и все желающие отправляются в многодневное путешествие по левому берегу сначала до Романова-Тутаева, далее — до Рыбинска, а после возвращаются с Казанской иконой Божьей Матери по правобережью, через ещё один Тутаев (бывший Борисоглебск). Ход делает множество остановок в селениях и храмах, расположенных на пути.

Как добраться (из Москвы, Ярославля)?

  • С помощью ж/д транспорта. Из Москвы с Ярославского вокзала (находится вблизи ст. м. «Комсомольская») ежедневно идут поезда по направлению к Ярославлю: №104Я, 102Я, 230Я, 264Я, 016М, 376Я, 080М, 070Ч, 224Ч, 034Я, 208З, 248Я. От ж/д вокзала в Ярославле вы можете сесть на маршрутное такси №93Г и доехать на нем до ост. «ул. Железнодорожная с. Толгоболь». Либо вы можете сесть на троллейбус №1, доехать до ост. «Красная площадь», здесь пересесть на автобус №21, 34, 21к или на маршрутное такси №93 и доехать до ост. «ул. Железнодорожная с. Толгоболь». Отсюда вам остается пройти 2 км пешком до монастырских ворот.

    Знаете ли вы? Также в летнее время от ж/д вокзала в Ярославле вы можете сесть на троллейбус №1, доехать до ост. «Красная площадь», где находится Речной вокзал. Отсюда сесть на теплоход, который привезет вас к монастырю.

  • На автобусе. Недалеко от ст. м. «Щелковская» находится центральный московский автовокзал. От него ежедневно в Ярославль отходят автобусы (первый – в 8:30, последний – в 23:15). Далее в Ярославле от ост. «Красная Площадь» на автобусе №34 вы можете доехать почти до монастыря (останется немного пройти пешком).
  • На своем автомобиле. Если вы владеете собственным автотранспортом, из Москвы вы можете доехать до монастыря через Ярославское шоссе и автодорогу Холмогоры (М8).

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Имеющая мировое значение роспись церкви построена на архитектоническом и ритмическом согласовании с формами её интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены, в 1960-е паперти укреплялись, в 1970-е Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой .

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

Расписание богослужений в Казанском соборе с 18.10 по 24.10

18 октября

Понедельник

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим 

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев

19 октября

Вторник

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Апостола Фомы

20 октября

Среда

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Мучеников Сергия и Вакха

21 октября

Четверг

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Полиелейное богослужение

Преподобной Пелагии

22 октября

Пятница

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Полиелейное богослужение

Апостола Иакова Алфеева

23 октября

Суббота

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Панихида

ВЕЧЕР

17:00 Воскресное Всенощное бдение

Преподобного Амвросия Оптинского

24 октября

Воскресенье 

УТРО

6:15 Ранняя Божественная литургия

9:00 Поздняя Божественная литургия

Водосвятный молебен

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Казанская»

Неделя 18-я по Пятидесятнице

Память святых отцов VII Вселенского Собора

Священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, DariaZi

Успенский собор

Успенский собо — кафедральный православный храм Ярославской епархии. Находится на Стрелке Волги и Которосли. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Возврат к списку

Как добраться до Толгской обители?

Есть три способа посетить Толгский монастырь. Как добраться на машине: по Московской трассе (М8) двигаться через г. Ярославль, за пос. Лесная Поляна, расположенным сразу за окружной, свернуть налево и двигаться по трассе до пос. Толгоболь, затем повернуть налево и ехать, никуда не сворачивая, около 2 километров.

Можно добраться на общественном транспорте. К сожалению, прямой автобус до Толгского монастыря не ходит, но можно доехать на маршрутном такси (номера 93 и 91) или на автобусе № 21 добраться до остановки «Песочное», а от нее пешком дойти до места (идти около 25 минут).

Летом до монастыря можно добраться на речном трамвайчике, который отправляется от Ярославской пристани.

Желающие спросить совета у матушки-настоятельницы или сказать добрые слова поддержки могут написать в Толгский монастырь. Адрес для писем: монастырь, пос. Толга, г. Ярославль, Российская Федерация, 150027.

Толгская обитель — уникальный архитектурный и историко-культурный памятник, который известен в православных кругах всего мира. Для верующих Толгский монастырь — это удивительно «чистое» намоленное место, здесь душа раскрывается и наполняется божьей благодатью, а главная святыня, мироточащая икона Богоматери, дарует исцеление от болезней хворым.

Введенский собор

Первое здание Введенской церкви было построено для помещения в нее главной святыни Толгского монастыря – чудотворной Толгской иконы Божьей Матери. Сооруженная за один день в 1314 году, церковь простояла до пожара, уничтожившего практически весь монастырь в начале 15-го века. Нынешнее пятиглавое здание собора было сооружено в 81-82 годах 17-го века. К 90-му году того же века на средства, полученные от царей, собор был украшен фресками, над которыми работали 26 искустных мастеров. Фресковая роспись разбита на 7 сюжетных ярусов. 48 сцен двух нижних ярусов раскрывают легенды об иконе Толгской Божьей Матери, третий ярус рассказывает про «Страсти Христовы», четвертый описывает молитву «Отче Наш», Заповеди блаженств и Символ Веры, а три верхних яруса иллюстрируют притчи и жизнь земную сына Божьего Иисуса Христа. На протяжении многих веков фрески периодически поновлялись (последний раз ко дню празднования 300-летия правления династии Романовых — в 1912 году). До наших дней уцелела лишь небольшая часть фресоковой росписи, большинство изображений было разрушено в советское время.

В годы Советского Союза собор Введения во храм Пресвятой Богородицы практически был разрушен. Сначала в нем проводились испытания гидроэлектростанции, которую предполагалось построить неподалеку от монастыря (к счастью, грунт оказался непригодным для этих целей, обитель была спасена). Затем, во времена нахождения возле монастыря детской колонии, в соборе были устроены конюшня и псарня.

Но и на этом не закончились испытания для фресковой росписи. К сожалению, недавно остатки великолепных фресок, чудом уцелевших на крыльце собора, были неудачно поновлены, в ходе чего их исказили практически до неузнаваемости, разрушив древнюю их красоту.

Введенский Кафедральный собор холодный, поэтому службы здесь проводятся только в теплое время — с мая по сентябрь.

Жизнеустроение монастыря

Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.

Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector