Картина синопский бой 18 ноября 1853 года (ночь после боя) ивана айвазовского

Главный герой

Центральная фигура на картине — отважный разведчик Василий Теркин. Он является главным литературным героем известного произведения Твардовского. При анализе полотна становится ясно, что художник не применял в своей работе искусственное подчеркивание, игру света и тени. Здесь все с точностью до наоборот. Солдаты изображены максимально естественно, они будто ожили. Правдивость происходящего ощущается в каждой мелкой детали.

Описываемая в сочинении картина с Василием Теркиным легка к восприятию, она отчетливо передает короткий эпизод Великой Отечественной войны. Автор удачно воссоздал единство и дружбу советских защитников.

Илья Репин (1844 — 1930)

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.


Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.


«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.


Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.

Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.

Художники

Известные художники представители батальной живописи:

Александр Зауервейд

Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей

Работы: «Битва у Лейпцига», «Осада Варны». Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.

Богдан Виллевальде

Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм», «Перед Парижем», «Лейпциг», «Фершампенуаз».

Альфонс де Невиль

Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже», «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо».

Василий Верещагин

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

Николай Каразин

Баталист и писатель

Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний

Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».

Франц Рубо

Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».

Митрофан Греков

Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Штурм Перекопа». Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.

Михаил Авилов

Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны

Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа»

Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

Рудольф Френц

Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака», «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. 2 февраля 1943 года».

Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.

Характерные черты

Батальные картины характеризует:

Масштабность.
Особое внимание уделяется деталям.
Реалистичность передачи объектов.
Напряженность, эмоциональность, динамичность.
Историческая достоверность.
Идейная направленность.

О авторе

Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия Айвазян) – знаменитый русский художник-модернист и баталист родился 29 июля (17 июля) 1817 года в Феодосии в Крыму. Его отец — армянский купец по фамилии Айвазян (Гайвазовский). Он дал при крещении сыну имя Ованнес, что соответствует русскому Иоанну. Мать художника звали Рипсиме Айвазян.

Айвазовский был меценатом и коллекционером. Кроме того, художник занимал несколько «должностей»: он был и действительным тайным советником и почетным членом различных академий, в том числе и в Европе, а также занимал пост живописца при Главном морском штабе.

Айвазовский обучался в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где занимался написанием пейзажей в классе М. Воробьева. В 1840 г. знаменитого тогда в России живописца отправили в Италию в качестве командировки. Именно здесь он практиковал свои художественные способности в написании баталий. Это помогло ему создать шедевр «Чесменский бой» в 1848 году, а в 1850 «Девятый вал». Тем не менее Айвазовский был страстно влюблен в свою родную Феодосию. Он вернулся сюда и продолжил писать. Благодаря ему здесь появилась рисовальная школа, библиотека и картинная галерея.

Живописца не стало в 1900 году 19 апреля (старый стиль). Его похоронили в Феодосии, на территории одной из армянских церквей, имеющей название Сурб Саркис.

Современные баталисты, старые проблемы

Даже попытки восстановить академический стиль русской живописи XIX века превращаются в пародию. Популярный художник Александр Аверьянов, создавший множество картин, посвящённых наполеоновским войнам, старается использовать справочную литературу по истории военного костюма, но его картины остаются вторичными по стилю, композиции, да и всё равно по-прежнему изобилуют множеством ошибок.

Слева — картина Е. Рейтерна, справа — Аверьянова

Сравните, например, работу Е. РейтернаРядовой лейб-гвардии Семёновского полка И. Галченко» и созданную под её влиянием картину АверьяноваВесёлый драгун». Разницу заметит даже тот, кто никогда не изучал историю искусства. Немало претензий высказывают историки и к живописи другого известного мастера — Павла Рыженко. Его справедливо обвиняют в китчевой манере письма и в небрежности при изображении исторических костюмов и вооружения.

Ждут ли нас перемены к лучшему? Кто знает…

Немецкий художник Георг Базелиц

Георг Базелиц (Georg Baselitz) родился 23 января, 1938 года в городе Каменц, коммунальной общины Дойчбазелиц. От места своего рождения и происходит творческий псевдоним художника, настоящие имя которого Ханс-Георг Керн. Современный художник учился в Высшей Школе искусств в Восточном Берлине. Однако в 1957 году был исключен из-за незрелости политических взглядов. Переехав в ФРГ, Георг Базелиц все же получил высшее образование и закончил аспирантуру в области изящных искусств в 1962 году. В этот же период он официально сменил фамилию на Базелиц. Первую свою персональную выставку Георг провел в 1963 году. Его работа «Большая ночь в канаве» вызвала неоднозначную критику и немецкого художника обвинили в творческой непристойности. На данный момент эта необычная картина находится в музее Людвига в Кельне, Германия.

___ реклама ___

Самым узнаваемым стилем и техникой живописи художника являются перевернутые абстрактные фигуры в его картинах, которые он начал рисовать с 1969 года. В это же время Базелиц приступил к созданию масштабных скульптурных инсталляций из окрашенного дерева. Георг Базелиц является современным абстрактным художником, который пытается реабилитировать это направление живописи, вводя в сюжеты своих работ более узнаваемые фигуры и образы. Он использует нарочито грубый стиль, напоминающей по своей технике некоторые работы психологического кубизма Джорджа Кондо, но отличающийся от последнего явно выраженным экспрессионизмом.

«Девушки из Олмо II», 1981, масло, холст

«Ухмылка Гринберга», 2013, масло, холст

«Пожиратель апельсинов», 1981, масло, холст

«Очень большой Франц Пфорр», 2006, масло, холст

___ реклама ___

Описание и особенности картины

Полотно «Чесменский бой» считают одной из самых популярных полотен автора. Здесь присутствуют все те стихии, мастером написания которых являлся Айвазовский. Это и море, и баталия, и буря, и завораживающее небо.

Поскольку в ранний период творчества художник был близок к исполнению Брюллова, на этом полотне присутствуют все особенности кисти последнего. Это и яркость, грандиозность, возвышенность и решительность исполнения.

Несмотря на то, что картина «Чесменский бой» относится к романтическому направлению, все ее детали выписаны так четко, что это поражает своей реалистичностью. На заднем фоне написаны турецкие корабли в огне, потерпевшие полное поражение. В тот момент, как между ними гордо проходят русские суда – победители. Война – жестока и безобразна. Но картина «Чесменский бой» наполнена спокойствием и чинной гордостью победителей. Уже не время проливать кровь и расточать жестокость. Пора сложить оружие и помочь раненым. На небе символично появляется солнечный диск. Тучи расступаются, буря миновала. Солнце проливает свой мягкий свет как символ русской победы.

Интересно, что в правом нижнем углу живописец изобразил 66-пушечный линейный корабль «Три иерарха», который на самом деле воевал в том памятном сражении. К кораблю приближается спасательная шлюпка с командой брандера Д.С. Ильина. Этот образ словно противопоставлен изображенным в правом нижнем углу туркам. Эти воины потерпели крушение и держатся за уходящее под воду судно. Задний фон озарен огненными языками и еще помнит громыхание боя, а передний уже спокоен, тих и «готов» подводить итоги.

Тем не менее, автор полотна не спешил воссоздать точный исторический порядок кораблей, хотя прекрасно изучил необходимые документы. Подобную задачу к тому времени осуществил немецкий художник Я.Ф. Хаккерт по личной просьбе императрицы. Айвазовский написал свое уникальное произведение, восхваляющее триумф русских военных и флот, который, кстати говоря, на этот момент начал свое бурное развитие.

Сочинение по картине Рериха «Небесный бой»

На многих картинах Рериха облака и небо занимают особенное место, наполненное глубоким символизмом. На картине «Небесный бой» они представлены в виде прекрасных и неповторимых форменных узоров, находящиеся в вечном движении, как кочевники.

Основа картины представлена на облачных образованиях, с разнообразием красок.

Белый цвет объёмных облаков плавно сменяется жёлтым, нежно переходя в светло голубой, после сменяясь коричневым, прорываются и фиолетовые переливы, доходит до тёмно синего и даже местами проявляющего сероватого оттенка.

В верхней части неба облака белые, ещё пропускающие солнечные лучи, а ближе к земле они более тёмного цвета, без ноток радости, переходящие в синеву грозовых туч. Но красота и небесная синева, облачных преобразований прекрасна и радует глаз.

Они затмили собою всё небесное пространство, не оставив свободного места на небе. Наблюдая за ними, ощущаешь их мощь и силу, а в то же время и воздушность.

Они растут на глазах, увеличиваясь в размерах и приумножаясь количественно, всё больше нависая над землёй. Создаётся ощущение, что с такими темпами роста, облака достигнут земли, полностью затмив воздушное пространство между небом и землёй.

Несомненно, появляется желание взять их в руки, насладиться их красотой, поиграть с ними.

Перестроение их в небе надолго привлекает глаза зрителя взгляду ввысь. Всматриваясь в разнообразие форм облаков, можно представить чудесных животных проплывающих в небе, богатырей на конях, сражающихся с могучими драконами, белых лошадей с волнистыми могучими гривами, корабли с распущенными цветными парусами, заманчивые горы и другие воображаемые эпизоды.

Возможно, предположить, что злоба, одиночество и другие негативные качества людей, нарушающие спокойствие и равновесие в человеке и в отношении к самой природе и является причиной небесного боя в небе.

Поведение человека притягивает стихийные бедствия, вызывая расстройство стихии и им давать ответ за все провинности.

Это бой среди двух начал, борьба тьмы и света, земного и небесного. Пусть в воображении, но неземные силы природы присутствуют там в облаках.

(No Ratings Yet)

Главное — это идеология

Следующей вехой в русской батальной живописи оказались работы Митрофана Грекова. Он происходил из казаков, учился живописи в Петербургской академии художеств, служил в русской армии, но прославился как художник-баталист уже в советское время. Именно Греков заложил основы советского батального жанра, большая часть которых сохраняется по сей день.

М. Греков,Трубачи Первой конной армии»

По сути Греков был последователемкритических реалистов»-передвижников

Он заимствовал у них неровную манеру письма, демонстративный отказ от академической гладкости и обострённое внимание к идейному содержанию картин, господствующему над достоверностью и историчностью. Все эти особенности остаются общими признаками советской и российской батальной живописи по сей день

Словая художник, я так вижу» уже давно стали девизом живописцев, которые предпочитают изображать не историю во всех её деталях, а своё видение той или иной проблемы прошлого.

Разумеется, все работы Грекова идеологизированы. Они посвящены героизации Красной армии и, несмотря на показной натурализм, не скажут ни слова о трагизме Гражданской войны для всего русского народа, расколотого на белых и красных. Верхом цинизма представляется малоизвестная картина ГрековаЗамёрзшие казаки генерала Павлова», где одетые в теплые шинели красноармейцы с удовлетворением смотрят на лежащих в снегу закоченевших мертвецов в одних мундирах — казаков, погибших во время неудачного рейда белого генерала Павлова против Первой конной армии Будённого.

Замёрзшие казаки генерала Павлова»

Рерих Н. К. — Небесный бой

Николай Константинович Рерих – своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворённы и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков.

Мотив неба и облаков отчётливо звучит в такой известной работе Рериха, как «Небесный бой». Картина написана в 1912 году, в сложное для истории России время. Необычное полотно, созданное на холсте из картона с использованием смешанной темперной техники, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Картина «Небесный бой» наполнена не просто художественными образами, но символами, в которых, в первую очередь, воплотились особенности и дух той эпохи. Большую часть работы занимает изображение облаков, которые являют собой тяжёлые образы, несущие неведомую, но становящуюся всё зримее и зримее, угрозу.

Настоящее противоборство развернулось в небе. И это небесное противостояние заполнило собой всё пространство картинной плоскости. Стихия разметала свои границы далеко за пределы холста, что показывает всю мощь и величие природных сил.

С точки зрения Рериха, даже гнев стихии исполнен особой красоты и очищающей свободы.

Рерих – величайший мастер передачи душевных состояний и различной гаммы чувств и настроений. Все тонкие переходы состояний природы или духа художник воплощает с использованием необходимых, с позиции тональности и колорита, цветов.

Художественный метод Николая Константиновича Рериха отличает открытость красочных образов, эмоциональность формы, динамика линий и цвета, символизм, философичность работ.

Картины Рериха – точно ёмкие молитвы или лаконичные фразы мудреца, в которых удивительным образом сочетается стремление к возвышенному и одновременная тяга к простоте и покою.

Живописное произведение «Небесный бой» отражает переплетение, «бой» цвета и форм, света и тени, неба и земли. Здесь явно реализуется приём антитезы или противопоставления, приём глобального контраста, вечного противоборства разновеликих сил.

Первая батальная картина

В позднее Средневековье европейское искусство переживало большой подъём. Приближалась эпоха Ренессанса. По дошедшим до нас сведениям, замки аристократии часто украшались гобеленами с изображениями сцен охоты. А от таких картин до батальной живописи — один шаг.

Этот шаг сделал итальянский художник Паоло Учелло в 1456 году, когда начал работу над тремя картинами, посвящёнными битве при Сан-Романо.

Паоло Учелло,Атака Никколо да Толентино»

Под кистью живописца эпизод из длительного конфликта итальянских городов Флоренции и Сиены превратился в этапный памятник батальной живописи, на котором присутствуют все характерные особенности этого жанра. Изображено поле близ городка Сан-Романо, на котором встретились войска, показаны сражающиеся армии и продемонстрирован ключевой момент битвы — решающая атака флорентийских рыцарей и поражение командующего сиенцами Бернардино делла Карда.

Паоло Учелло,Поражение Бернардино делла Карда»

Именно по этому канону батальные полотна выполняются вплоть до наших дней.

Художник от слова «худо»

В это время заказчики с редкостным пренебрежением относились к исторической достоверности, отчего на картинах последних десятилетий ХХ века встречается множество ошибок в военной форме, амуниции, вооружении и технике.

Дно было достигнуто в творчестве обласканного властью Сергея Герасимова, получившего все возможные звания и награды, но при этом создававшего картины на батальные темы, на которые нельзя смотреть без фантасмагорического сочетания ужаса и смеха. Взгляните наПрибытие Кутузова в Царёво-Займище», где русского полководца в сюртуке, надетом на манер домашнего халата, приветствуют одетые в фиолетовые мундиры неизвестные войска, которые должны изображать русских солдат.

Прибытие Кутузова в Царёво-Займище», художник — С. Герасимов

И ведь у него все картины точно такие же. Зачем так делалось? А всё потому, что никто и не думал спрашивать художника о достоверности. Исторический момент показан идеологически правильно? Всё ясно — отличная картина, на выставку её, немедленно!

Вариант №2

Непринцев Ю.М. создал свой шедевр в 1951 году. Картина сразу же полюбилась многим зрителям и уже через небольшой промежуток времени разошлась многомиллионным тиражом во все уголки нашей страны.

Эта картина отражает военное время, переживания и жизнь самого автора.

Как гласит история картины, Непринцев писал ее исходя из личных побуждений и переживаний. Дело в том, что автор сам был участником Великой Отечественной войны и не понаслышке знал, как это: «отдых после боя».

В 1952 году шедевр удостоили почетной награды — сталинской премии первой степени!

Позже эта картина войдет в «Золотой фонд» советской живописи.

Сюжет картины, заключен в его названии: уставшие солдаты отдыхают после боя.

На первом плане изображены люди. Их очень много. Взглянув на картину впервые несложно понять, что эти люди — солдаты. Посмотрите, как они изображены. Кто-то сидит, облокотившись на бревно, кто-то есть тушенку из банки, кто-то оживленно разговаривает. Все эти люди думают каждый о своем и вместе с тем, их мысли едины.

Каждый из этих солдат рад тому, что не погиб. Почти все лица озаряет улыбка.

В центре круга сидит человек, видно, что он рассказывает какую-то историю. Люди, которые сидят рядом искренне и радостно смеются.

На заднем плане полотна изображена русская природа. Сразу видно, что это зима. Белоснежный снег лежит на мохнатых лапах елей. Безбрежное голубое небо ,видно совсем чуть-чуть. Везде снег.

Автор удивительно четко подобрал краски в своем творении

Обратите внимание: одежда людей написана в темных, почти черных тонах, там нет ни одно яркого цветного пятна. Люди в этой картине олицетворяют саму войну: смерть, страх, боль

В то же время природа изображена светлыми красками: зеленые ели, белый снег, возможно, если выйти из густого леса, то можно будет увидеть солнце! В природе автор показал жизнь, как она прекрасна! Как ,может быть, она чудесна и светла, если ее не омрачать войной и тьмой.

Отдельного отклика достойны эмоции солдат. Несмотря на то, что кругом война, что все могут погибнуть в любой момент люди улыбаются. Они радуются тому, что живы, что вместе проходят через эти невзгоды, что это один народ и сражаются за правое и благородное дело.

Эта картина производит очень сильное впечатление на зрителя. В ней отражается реальная жизнь военного времени. В этой картине запечатлен целый рассказ! Можно проследить ,что было до момента прихода солдат на отдых и что будет после!

Например, можно предположить, что они ожесточенно сражались и долго шли к месту отдыха, очень устали и вымотались. Наконец, долгожданный привал. А после они пойдут дальше топтать сапогами русскую землю и бить фашистов, которые посмели посягнуть свободу и жизнь их, их семей и народа.

Благодаря таким картинам наше поколение не забудет то ужасное время. Такие иллюстрации прочно въедаются в память и вызывают приливы горячей благодарности нашим дедам и прадедам за их подвиг. И смотря на это полотно, хочется сказать: «Спасибо вам за мирное небо над головой! »

`

Китайская живопись Цзя Айли

Начиная с нулевых годов Китай стал вносит свой неоценимый вклад в формирование плеяды лучших современных мировых художников. Живописцы из Поднебесной работают во всех основных стилях изобразительного искусства и некоторые из них занимают первые позиции по популярности и всеобщему признанию в мире живописи. Китайский художник Цзя Айли пишет свои картины в двух направлениях, одно из которых имеет ярко выраженный абстракционизм, а второе претендует на классификацию его работ в стиле фэнтезийного жанра Эда Эмшвиллера. Героями картин восточно-азиатского художника часто бывают китайские пионеры и в целом молодежь Поднебесной. Нередко художник изображает в своих картинах постапокалиптические миры и актуализирует идеи избавления человечества от атомного оружия.

Художник Цзя Айли (Jia Aili) родился в Даньдуне, Китай, в 1979 году. На данный момент китайский живописец живет и работает в Пекине. В 2004 году он окончил Академию Изящных Искусств Лу Сюня, где впоследствии стал преподавателем. С 2007 года Айли сосредоточил свою работу исключительно на карьере художника.

Выставка Цзя Айли в «Gagosian Gallery», 2019, Нью-Йорк

«Божественное государство», 2012, масло, холст

Без названия, 2012, масло, холст

Без названия, 2015, масло, холст

Классическая батальная живопись

Одним из ярких авторов этого периода считается нидерландский художник ван дер Мейлен. На своих полотнах он увековечил победы французской армии при Людовике XIV. Именно ван дер Мейлен возвёл в канон подробнейшее изображение поля боя, с детальной перспективой, демонстрирующей тысячи сражающихся солдат.

Адам Франс ван дер Мейлен,Французский король Людовик XIV на переправе через Рейн 12 июня 1672 года»

Картины XVII–XVIII веков показывают поле боя, как будто с высокого холма, а на переднем плане практически всегда будет изображён или король, ведущий свою армию, или другой знатный полководец. Военные картины этого времени не только изображали исторические события, но прежде всего прославляли королевскую власть.

Одной из вершин классической батальной живописи считаются работы Антуана-Жана Гро, барона Империи и одного из любимых художников Наполеона I. Все его картины исполнены в отличной технике, все они посвящены восхвалению военного гения императора французов

Но Гро первым стал обращать внимание на досадные мелочи, которыми пренебрегали живописцыстарой школы»

Антуан-Жан Гро,Наполеон на поле битвы при Эйлау»

Если на прежних полотнах война всегда выглядела скорее парадом, то Гро — к примеру, в картинеНаполеон на поле битвы при Эйлау» — не стесняется изображать страдания солдат, мёртвые тела и множество раненых. Ведь пролитая кровь лишь оттеняет величие императора, который мчится среди смерти и разрушения, сопровождаемый блестящей свитой.

Последние статьи

  •   8 трагических судеб участников группы «Ласковый май» сегодня, 13:24
  •   Почему дворяне в одном строю с крестьянами пошли на царя, и Кто из них оказался предателем сегодня, 11:57
  •   Почему возлюбленная самого знаменитого матадора Испании винила себя в его гибели: Любовь и страх Манолете сегодня, 10:19
  •   Прощание с Мориарти: Что стало причиной ухода Виктора Евграфова, и почему он давно пропал с экранов сегодня, 09:08
  •   За что москвичи не любили «лимиту», или гастарбайтерство по-советски 20.10.2021, 20:45
  •   Извечный «курильский вопрос», или Почему японцы так и не смирились с потерей спорных островов 20.10.2021, 19:02
  •   Какой из пиратских аксессуаров помогал договориться со стихией и обеспечивал достойные похороны 20.10.2021, 17:27
  •   Колоритное зодчество из глубинки на снимках российского фотографа: Обаяние старинных дач 20.10.2021, 15:38
  •   Как снег на крышах Амстердама вдохновил ювелира: украшения Филиппа Сажета как вид современного искусства 20.10.2021, 14:16
  •   Макияж для коленок: как девушки 1920-х забавлялись, сводя с ума ханжей 20.10.2021, 12:50

Все статьи

Интересные факты

«Синопский бой» — одна из нескольких знаменитых картин, которые Айвазовский выполнил на службе у Главного морского штаба. Несколько интересных фактов о произведении и его авторе:

  • Поскольку срок на создание полотна был строго ограничен, Айвазовский работал очень напряженно. Во время написания картины «Синопский бой» он даже на несколько недель закрылся в собственной мастерской и не выходил на улицу.
  • Оба полотна, на которых отражен Синопский бой, имели грандиозный успех, удостоившись похвалы как императора, так и Нахимова.
  • Адмирал, к награждению которого приурочивалась выставка, посетил мероприятие лично и особенно высоко оценил картину «Синопский бой. Ночью», заметив, что она точно отражает происходившие события.
  • В истории Синопский бой остался как последняя масштабная битва парусных флотилий.

Батальные полотна не так часто встречались в творчестве Айвазовского. Однако большинство из них, в том числе и «Синопский бой», признаны выдающимися, эталонными произведениями в этом направлении. Эти картины раскрывают талант мариниста с новой стороны – не только как пейзажиста, но и как мастера напряженных, динамичных и драматичных сюжетов.

По всем правилам военной науки

В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотномСдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики. Картину отличает большой масштаб происходящего. На заднем плане мы наблюдаем подробную сцену осады голландского города Бреда, укреплённого по новейшей бастионной системе. На переднем же плане находятся крупные фигуры — Амброзио Спинола, принимающий ключи от города у склонившегося в поклоне Юстина Нассауского.

Веласкес,Сдача Бреды»

Стройные ряды испанских копейщиков не только создают основную линию зрительного ряда, но и подчёркивают мощь и непоколебимость испанской пехоты, добывшей для короля Филиппа IV эту славную, но в конечном счете бесполезную победу.

После Веласкеса европейские живописцы стали писать батальные картины по всем правилам военной науки, подробно изображая построения войск, мельчайшие детали военной формы, оружия и знамён

По картинам XVII–XVIII веков можно легко изучать историю военной одежды и вооружения, поскольку заказчики этих полотен разбирались в военном деле не хуже художников, от которых требовались высочайший профессионализм и внимание к мелочам

Николай Самокиш «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» (1912)

Столетний юбилей «Грозы двенадцатого года» стал прекрасным поводом для нового обращения к теме Отечественной войны для многих русских живописцев. Среди них был и Николай Самокиш, не только известный баталист, но и прекрасный иллюстратор. Одна из его работ в этой области — оформление шедевра русской книжной графики, четырёхтомного издания «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896−1910).
Обучение батальной живописи он начинал в Петербурге у Богдана Виллевальде, затем совершенствовался в Париже под руководством значительного французского баталиста Эдуарда Детайля.

Николай Самокиш «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». (Музей-панорама «Бородинская битва»)

Публика смотрела глазами Самокиша на события Русской-японской войны — его рисунки с Дальнего Востока печатались в газетах, составили альбом «Война 1904—1905. Из дневника художника», а несколько живописных работ были размещены в Военной галерее Зимнего дворца. Начало Первой мировой Самокиш встречал уже руководителем батального класса Академии художеств и в этом качестве решился на небывалый эксперимент — вывез своих учеников на фронт на практику, итогом которой стали более 400 художественных работ.
К столетию Отечественной войны Самокиш создал серию рисунков с эпизодами военной кампании 1812 г., которая публиковалась в иллюстрированном еженедельнике «Нива» на протяжении юбилейного года. Но самой значительной стала его живописная работа «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
Это случилось в начале войны, в июле 1812 г., у деревни неподалёку от Могилёва. Когда 2-я армия Багратиона, двигавшаяся на соединение с 1-й армией Барклая де Толли, подошла к Днепру для переправы, выяснилось, что город и мост через реку заняты французами. На оборонительные позиции неприятеля был брошен 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Николая Раевского. Он возглавил лобовую атаку Смоленского пехотного полка, как это изображено на картине Самокиша, вместе со своими юными сыновьями — 16-летним прапорщиком Александром и 11-летним портупей-юнкером Николаем.
Бой под Салтановкой длился около 10 часов. Противники в итоге остались на исходных позициях. Французы понесли большие потери, чем корпус Раевского, и ожидали новой атаки на следующий день. Между тем основная масса русских войск, а затем и корпус Раевского, форсировали Днепр и через некоторое время армии Багратиона и де Толли благополучно соединились.
История с Раевским и его сыновьями прогремела на всю Россию. Вот как бой под Салтановкой был описан спустя несколько дней в газете «Северная почта»:
«Пред одним бывшим в сию войну сражением, когда Генерал-Лейтенант Раевский готовился атаковать неприятеля, то будучи уверен, сколько личный пример Начальника одушевляет подчиненных ему воинов, вышел он пред колонну, не только сам, но поставил подле себя и двух юных сыновей своих, и закричал: — «Вперед, ребята, за Царя и за отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». — Чувство геройской любви к отечеству в сём почтенном воине должно быть весьма сильно, когда оно и самый глас нежной любви родительской заставило умолкнуть».
Вскоре был выпущен патриотический лубок с изображением генерала, его геройство было воспето во множестве стихов того времени. Пожалуй, самые известные строки Раевским посвятил Жуковский:
Раевский, слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
Позднее этот случай упомянул и Лев Толстой в романе «Война и мир», противопоставив оценки одного офицера и Пети Ростова. Первый назвал бой под Салтановкой «Фермопилами русских», второй же поставил под сомнение целесообразность такого риска — «ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его».
Однако для большей части современников эпизод с генералом и его сыновьями был одним из самых памятных событий той войны. Он оставался таковым и для следующего поколения, поэтому обращение к этой теме Самокиша сто лет спустя не было случайным.
Что в этой истории правда, а что — вымысел пропагандистов того времени, сегодня утверждать сложно. Её главный герой оставил об участии своих сыновей в том бою противоречивые воспоминания, поэтому после смерти Раевского-старшего их подвиг обычно называют легендой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector