Какая вера у осетин в северной и южной осетии

Осетины и мусульманство

VII столетие ознаменовалось завоевательными походами арабов, поэтому развитие христианства среди осетинского народа вновь приостановилось. На протяжении последующих столетий религиозная жизнь в стране имела нестабильный характер. Осетины-христиане повсеместно соседствовали с приверженцами исламской веры, поэтому происходило постоянное смешение элементов этих непохожих друг на друга течений.

Ислам не относится к религиям, которые исповедуются большинством осетин. Именно по этой причине такая вера никогда не оказывала существенного влияния на культурное развитие страны.

В XIX столетии в Осетии насчитывалось наибольшее количество мусульман – около 15 % от общей численности населения. После распада Советского Союза число верных сынов Аллаха уменьшилось до 10 %. Преимущественно они проживали на территории Северной Осетии и исповедовали ислам в форме ваххабизма. Сегодня число сторонников мусульманства в Осетии не превышает 5 %. В прошлом веке в этой стране действовало 35 мечетей. Сегодня их количество сократилось вдвое.

Мечети Северной Осетии

Самая высокогорная мечеть Северной Осетии Восстановление закрытых во времена СССР мечетей началось в восьмидесятых годах двадцатого века. До 2015 года удалось восстановить и вновь открыть большинство из них. На сегодняшний день в республике действуют мечети во Владикавказе. Беслане, Моздоке, Эльхотово, Чиколе, Кизляре, Заманкуле, Зильги, Карджине, Бруте, Лескене, Лезгоре, Ногкау, Майском, Чермене, Дачном, Тарском, Предгорном, Хурикау, Хазнидоне.

Суннитская мечеть во Владикавказе

Визитная карточка Владикавказа — историко-архитектурный памятник, не похожий ни на одно религиозное сооружение в России, имеющая уникальный фасад и художественный профессиональный строй всей композиции всего комплекса. Мечеть строилась с 1902-1906 годы на средства Муртазы Мухтарова, по архитектурному проекту Иосифа Плошко. Прообразом послужили каирские мечети в Египте.

Мечеть Эльхотово

Интересный пример из истории ислама в Осетии – это история возрождения Исламской религии в селении Эльхотово.

Поскольку Осетия всегда имела довольно важное значение в деле завоевания Северного Кавказа, и царские власти это прекрасно понимали, со стороны правительства были предприняты решительные меры для того, чтобы упрочить свое положение в Кабарде и Осетии – в районе Татартупской долины было основано селение. Для переселенцев выделили самые богатые земли целины Северного Кавказа, которые лежали на северо-востоке долины

Новые осетинские села Заманкул и Елхто появились в 1838 году у самого входа в долину Татартуп. В Эльхотовском ауле, как его называл генерал Головин в донесении военному министерству, жили восемьдесят восемь семей осетин-мусульман, которые переселились сюда из Зилги, Карджина, Беслана и Брута. Заселение Эльхотово продолжалось и после – сюда перебрались еще сто семей, селение стало развиваться, его население занималось торговлей, животноводством и земледелием. Уже к концу девятнадцатого века в этом селении было триста дворов, здесь действовали пять мечетей, а его население составляло более двух тысяч человек.

Сход старейшин села постановил, что селение нуждается в большой каменной мечети, при которой следует открыть медресе. Одноклассная школа открылась в Эльхотово уже в 1897 году, через год после принятого на сходе решения. Здесь детей обучали светским дисциплинами, чтению Корана и основам религии Ислама.

Строительство соборной мечети в Эльхотово было закончено к 1902 году. Это был грандиозный храм, который стал самым внушительным зданием мечети по меркам того времени по всему Северному Кавказу – он славился не только своими размерами, но и богатой внутренней отделкой, строгой красотой. Здание вмещало в себя сразу тысячу человек. Сооружение было талантливо вписано строителями в местный пейзаж: для строительства и отделки применяли местный камень и материалы, строители придали зданию мечети национальные черты.

Мечеть имеет пятьдесят два дверных и оконных проема в форме арок, а две внутренние арки поражают мастерством исполнения. Очень высоким качеством отличалась внутренняя штукатурка стен. Есть информация, что в раствор для прочности добавляли яйца, которые для строительства мечети приносили жители Эльхотово, она знаменита на весь Северный Кавказ своим красивым высоким минаретом. История не сохранила имена строителей, известно только, что работали они на совесть, но совершенно бесплатно.

История

Склеп из склепов в некрополе близ села Даргавс, Северная Осетия

Предыстория (ранние аланы )

Осетины спускаются с алан , в сарматском племени ( скифская подгруппа иранской этнолингвистической группы). Аланы были единственной ветвью сарматов, сохранившей свою культуру перед лицом готского вторжения (ок. 200 г. н. Э.), И те, кто остались, построили великое королевство между реками Доном и Волгой, согласно Куну ( «Расы Европы») . Между 350 и 374 годами нашей эры гунны разрушили Аланское царство, и аланский народ раскололся пополам. Одна половина бежала на запад, где они участвовали во вторжении варваров в Рим, основали недолговечные королевства в Испании и Северной Африке и поселились во многих других местах, таких как Орлеан, Франция. Другая половина бежала на юг и поселилась на равнинах Северного Кавказа, где они основали свое средневековое царство Алания.

Средний возраст

В 8 веке консолидированное аланское царство, которое в источниках того периода упоминается как Алания , возникло в горах Северного Кавказа, примерно на месте современной Черкесии и современной Северной Осетии-Алании. На пике своего развития Алания была централизованной монархией с сильной военной силой и сильной экономикой, которая извлекала выгоду из Великого шелкового пути .

После монгольских нашествий 1200-х годов аланы были изгнаны со своей средневековой родины к югу от реки Дон в современной России. В связи с этим аланы переселились в сторону Кавказских гор, где образовали три этнографические группы; Железный, Дигоронский и Кударский. В людях Jassic были четвертой группой , которая мигрировала в 13 — м века в Венгрию .

Современная история

Коста Хетагуров

В более поздней истории осетины участвовали в осетино-ингушском конфликте (1991–1992 гг.) И грузино-осетинском конфликте ( 1918–1920 гг. , Начало 1990-х годов ), а также в войне в Южной Осетии между Грузией и Россией в 2008 году .

Ключевые события:

  • 1774 г. — Осетия входит в состав Российской империи .
  • 1801 г. — после восточно-грузинского царства Картли-Кахети , современная территория Южной Осетии становится частью Российской империи .
  • 1922 г. — образование Юго-Осетинской автономной области . Северная Осетия остается частью Российской СФСР , а Южная Осетия остается частью Грузинской ССР .
  • 20 сентября 1990 г. — образована независимая Республика Южная Осетия. Хотя он оставался непризнанным, он де-факто откололся от Грузии . В последние годы Советского Союза , этнические трения между осетинами и грузинами в бывшей грузинской автономной области Южной Осетии (упразднена в 1990 году) , а также между осетинами и ингушами в Северной Осетии превратились в ожесточенных столкновений , которые оставили несколько сотен убитых и раненых и создал большой поток беженцев по обе стороны границы.

Влияние России на религию осетин (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Уже при первой Гражданской войне Православную Российскую Церковь объявили оплотом контрреволюции. Впоследствии произошли репрессии, направленные против духовенства. Они растянулись на несколько десятков лет, стали уничтожаться церкви и храмы. Владикавказская епархия уже в первые 20 лет советской власти была разгромлена. Осетины, христиане или мусульмане, не имели единой веры. А уже в 32-37 годах прошла вторая волна репрессий, тогда пострадало и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разгромы и закрытия храмов. К примеру, во Владикавказе из 30 соборов уцелели всего два, которые действуют и сегодня.

В 30-е годы мечети, которые находились на территории Северной Осетии, разрушили. Самые лучшие священнослужители различных национальностей были подвергнуты гонениям.

Религиозным организациям в советские времена стало существовать очень непросто, но традиционной и многочисленной для коренных осетин осталась православная вера. Только к 90-м годам в Осетии начал возрождаться ислам, стали регистрироваться общины, восстанавливаться мечети. До сегодняшних дней ощущаются последствия былых нападок и набегов. Священнослужители не имеют профессиональной специальной подготовки, литературы, необходимой для богослужения, практически нет. Это сказывается на работе мусульманских общин. Были попытки приглашения молодых людей, которые получили образование в Египте и в Саудовской Аравии, но они привели к плохим последствиям, поскольку вместе с ними на Кавказе стало появляться незнакомое и неприсущее народу учение салафийя.

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые народы Кавказа.

https://youtube.com/watch?v=OugAaGWn4ho

Ярмарка богов. Традиционные верования осетин: неоязычество или религия предков?

Почему «уацдин» не имеет ничего общего с «религией предков», за которую его выдают

Согласно мониторингу религиозной ситуации, в республике в конце 2007 – начале 2008 годов 20% населения отнесли себя к язычникам. А в 1998 году их было почти в два раза меньше – 11%.

При этом в 2012 году фонд «Среда» провел масштабное «религиозное» исследование во всех субъектах РФ. Выяснилось, что христиан в Северной Осетии без малого 60%, а традиционалистов — 30%.

Защита от исчезновения

Руководитель Кавказского геополитического клуба Яна Амелина утверждает:

По ее мнению, древние верования стали постепенно вытесняться концептом «традиционной осетинской веры»:

Амелина приходит к выводу, что «традиционализм является интуитивной формой самозащиты осетинского этноса от глобализации».

С ней соглашается социолог Елена Федосова. По ее мнению, появление монотеистического «религиозного проекта» связано со страхом перед исчезновением осетинского этноса:

Кроме прочего, Амелина опасается, что уацдин будет способствовать отделению Осетии от России

«Народ никогда не утрачивал веру»

Защитники уацдина, впрочем, отвергают критику. Профессор Тамерлан Камболов соглашается с тем, что в некоторых случаях в выступлениях отдельных последователей осетинской веры можно встретить элементы агрессии в отношении мировых религий, но при этом подчеркивает:

Камболов объясняет возникновение уацдина тем, что «осетинский народ в своем большинстве никогда и не утрачивал веру, а сегодня просто происходит процесс рационализации и вербализации того, что веками передавалось из поколения в поколение как чувственное и бессознательное».

Тем не менее, современные гуру уацдина никак не приходят к согласию по ряду вопросов: не могут определиться ни с количеством богов в своем пантеоне, ни с правильностью проведения ритуалов, ни с представлениями о том, куда попадает душа человека после смерти. А отсутствие первоисточников дает почву для спекуляции на патриотических чувствах.

Елизавета Чухарова (Кавказ.Реалии)

Специфика веры осетин

Благодаря традиционной системе религии многие века складывалось мнение народа, которое кардинально отличалось от монотеистических верований. Их вера является открытой и способна принимать совершенно новые идеи и взгляды других конфессий. Специфика осетинской религии — это толерантное отношение этого народа как к христианству, так и к исламу. Вот такие они — осетины. Мусульмане или христиане вокруг — для них это не имеет значения. Несмотря на веру, которую принимают родные и друзья, эти люди относятся к ним одинаково, поскольку в разные времена в жизни народа присутствовали и христианство, и ислам.

Современная Осетия

В современном мире из-за трансформации религии стали появляться её новые формы, которые очень далеки от традиций. Культура осетин тоже подвергается изменениям. Под видом восстановления национальной осетинской религии есть попытки создать новые течения, которые могут стать альтернативой исламу и христианству. Они определяются как неязыческие. Уже зарегистрировано три таких общины в республике Осетия. Они стараются создать республиканскую организацию.

Сегодня Осетия стала небольшим государством с территорией почти в 4000 кв. км и малым количеством населения. После августовской войны с Грузией осетины стали жить в безопасности. От них ушли грузины, но в то же время народ стал очень уязвимым. Границы Южной Осетии и Грузии находятся под жёстким контролем российской власти. Россия специально создала Пограничное управление по Южной Осетии. После войны с Грузией страна очень медленно восстанавливается, а её столицу Цхинвал совсем недавно начали по-настоящему реконструировать.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Национальный состав и происхождение названия

Осетины называли себя «асы»,а в грузинском языке это преобразовалось в «оси». Из грузинского языка этноним «осетины» перекочевал в другие языки.

Среди осетин выделяются несколько субэтносов:

Дигорцы

По одной из версий, название этого племени происходит от слова «сборище» на иронском диалекте. Согласно Васо Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ».

1 из 3

Иронцы

По мнению одних учёных, слово «ирон» в переводе с древнего иранского означает «благородный», а другие считают, что название происходит от древнеиранского слова «uira» — человек, мужчина.

1 из 4

Иронцы, 19 в

Туальцы (Двалы).

Это слово либо образовано от имени древнего аланского князя, либо произведено от древнеиранского слова, означающего «набирать силу». Будучи первоначально автохтонным кавказским народом они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами.

1 из 2

Туальцы

Кударцы

Вероятнее всего, что это самоназвание связано с Кударским ущельем в Южной Осетии.

Кударцы

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.

Северную Осетию — Аланию крестили в 916 и 1754 году

Великое крещение Алании (так в древности называлась Северная Осетия) состоялось в 916 году. Именно тогда Константинопольский Патриарх Николай Мистик учредил Аланскую епархию.

До наших дней дошло три аланских храма, относящихся к IX — Х векам. Это древнейшие христианские храмы, расположенные на территории России. При этом необходимо отметить, что христианство принесло на осетинскую землю письменность.

Северный зеленчукский храм X века. На территории Осетии расположены древнейшие в России христианские храмы

В 4-й четверти XIII века Зихская и Аланская митрополия объединились, что привело к уходу христиан в Сарайскую метрополию.

После того как пала Византия, а Аланское государство разрушилось в результате набегов кочевников, население его практически полностью уничтожили варвары. В результате христианство регрессировало до народного обычая.

1745
в этот год Осетию крестили второй раз

Население Древней Алании состояло не только из христиан, но и мусульман.

Весной 1745 года во главе с архимандритом Пахомием Осетинская русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. В результате Осетия крестилась второй раз.

Новое крещение необходимо рассматривать в качестве акта политической лояльности к России.

Осетины в древности

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Хозяйство

Самый тип хозяйства осетин отвечает условиям горной страны — оно сходно с хозяйством горного Дагестана. Основу его составляет земледелие и скотоводство; последнее преобладало в горах. Угодий, пригодных под пастбища, а тем более под пашню, мало, и лучшие земли были захвачены кабардинскими и грузинскими князьями. Земледелие было основано на примитивной технике: легкий деревянный горный плуг, борона-плетенка, уборка серпом, обмолот копытами скота. Сеяли в горах просо и ячмень, на плоскости также пшеницу, с середины XIX в. и кукурузу. В горах разводили овец, отчасти и крупный рогатый скот.

Сейчас осетинские колхозы получили в предгорьях и на равнине достаточно земли из числа конфискованной у князей и помещиков, и теперь их земледельческое и скотоводческое хозяйство имеет все возможности для развития.

В отличие от народов Дагестана, у осетин гораздо меньше были развиты кустарно-ремесленные производства. Из них известна была обработка волокнистых веществ, бурочное производство, изготовление сукон, выделка овчин, обработка дерева и металла. Товарное значение имели только кузнечное и сукнодельное производства. Проникновение капитализма в конце XIX в. привело к их упадку, но сейчас они возрождаются и возникают новые производства.

Крупной промышленности на территории Осетии прежде, естественно, почти не было, хотя разведка руд производилась еще с XVIII в. После революции в Северной Осетии на основе богатых природных ресурсов создана социалистическая индустрия (цветная металлургия, нефть, маисовый комбинат в г. Беслане и пр.). В промышленности занята значительная часть осетинского народа.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Народы Северной Осетии

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

• Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

• Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

• Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

• Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Календарные сложности

Приезжая в любую страну, мы полагаем, что зная местный язык, можем с лёгкостью оперировать словами и столь элементарными понятиями, как названия месяцев. У осетин всё иначе. У них именовать месяцы разные люди могут совершенно по-разному. Всё зависит от того, какой календарь берёт за основу данный человек.

И если вы считаете, что календарь может быть лишь один, то сильно заблуждаетесь. В Осетии он не один, а целых три. Существуют календари по Абаеву Абисалу (1893), по Будаеву Дзамболату (1925) и по Гаpданову Али. Поэтому стоит внимательно относиться к таким особенностям. В исторических источниках чаще всего используется первый вариант календаря.

Вопрос к знатокам: действительно ли существуют три календаря?

Деревня Нузал / Фотограф Григорий Раев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector