Жизненный путь, выбор жизненного пути

Сочинение на тему «Дороги, которые мы выбираем»

Чем живет человек? Скорее всего, любовью, верой в будущее, надеждой на лучшее. Мы все хотим быть счастливыми, мы мечтаем о том, что выберем удачную профессию, которая будет нравиться нам и будет приносить пользу людям. Мы верим, что у нас будет дружная и счастливая семья. Каждый из нас надеется, что наша жизнь будет лучше, богаче, интереснее, чем жизнь родителей. Главное – найти именно свой путь. Только тогда мы сможем достичь максимальных результатов в работе, сможем быть счастливыми и приносить радость людям. Многие из нас стремятся скорее стать взрослыми. Мы хотим быть самостоятельными, хотим себя быстрее реализовать. Наша взрослая жизнь начинается с выбора профессии. Это ответственное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. Мир профессий очень велик. Мы интересуемся, советуемся, выбираем. Но в нашем возрасте не всегда можно сразу выбрать профессию, которая станет «твоей». Мы задумываемся о своей будущей профессии еще в детстве. Но с возрастом наши взгляды могут меняться: мы более реально смотрим на мир, советуемся со старшими. Мы руководствуемся желаниями или приобретенными навыками к какому-либо труда. Оба эти пути могут вывести на большую дорогу жизни, но можно ошибиться. Ибо навыки к труду – это еще не профессия. А желания часто основываются только на внешней привлекательности той или иной профессии. Кроме того, не всегда наши желания совпадают с мнением родителей. Конечно, родители лучше знают жизнь, к их мнению надо прислушиваться. Но в любом случае нужно искать тот вариант, который будет устраивать и нас, и взрослых. От правильного выбора профессии зависит счастье человека. В нашем возрасте этот выбор – задача непростая и нелегкая, не зря же говорят, что самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». В жизни каждого человека профессия играет важную роль, но все же главное, кто ты есть в этой жизни. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей, но главным остается то, без чего человек не может жить: любовь, доброта, милосердие. Нужно помнить о том, что человек живет не для профессии, а профессия существует для людей. Ведь в жизни бывает так, что человек может быть хорошим специалистом, но с таким «специалистом» неприятно общаться, на него нельзя надеяться, потому что он думает только о себе и свою карьеру. Нам всем не помешало бы чаще вспоминать слова Л. Татьяничевої: «Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?» У каждого из нас в дальнейшем жизнь будет складываться по-разному. Не каждому удастся посвятить себя одной профессии. Но какую бы ты не имел работу, нужно относиться к ней добросовестно. Тогда и люди будут уважать тебя и ценить. Главное – никогда не забывать о том, что в любых ситуациях нужно оставаться Человеком.

Похожие материалы:

  • Сочинение на тему «Что такое милосердие» — —
  • Сочинение «Летний вечер» — —
  • Сочинение на тему «Храбрость» — —
  • «Самосовершенствование» сочинение — —
  • «Жизненный путь человека» сочинение — —
  • «Общение с природой» сочинение — —
  • «Родительский дом» сочинение — —
  • «Материнская любовь» сочинение — —
  • Сочинение про здоровье — —
  • Сочинение «Выбор профессии» — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Вариант 1

(431 слово) Все мы хотим знать, куда ведет наш жизненный путь? Считается, что эта тайна никогда не откроется человеку раньше срока. Однако умные люди всегда могут прогнозировать будущее и планировать свои шаги. Если не будет каких-то из ряда вон выходящих случаев, то целеустремленная личность окажется там, где и хотела оказаться. Есть литературные примеры, которые это подтверждают.

Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Герой все силы посвятил личному обогащению. Он жертвовал всем своим временем, лишь бы преуспеть и стать одним из тех, на кого он ровнялся. Автор делает намеки на то, что труд Господина был не самым легким и приятным, ведь ему приходилось даже бить своих работников. Ради чего все это? Герой мечтал о том, что сможет отойти от дел и насладиться роскошью. Так и произошло, расчеты оправдались: теперь Господин едет на шикарном лайнере рядом с наследными принцами на лучшие курорты мира. Однако финал этой истории успеха трагический: на Капри герой умирает от приступа. Вот куда его привел жизненный путь. Но разве этого нельзя было спрогнозировать? Итог вполне логичен: человек не отдыхал все 50 лет своей жизни, а тут вдруг начал много пить, ходить по притонам и предаваться всяким запретным удовольствиям. Конечно, его организм не выдержал. Если бы Господин подумал о последствиях своего отдыха, он бы понял, что его ждет. А если бы он поразмышлял о жизни в целом, то больше времени уделял бы себе и семье еще в молодости.

Человек всегда понимает, куда идет, но часто ему не хватает сил на решительные действия. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Дмитрий Старцев служил благородной цели — лечил людей. Он приехал в захолустье, чтобы помочь тем, кто не мог рассчитывать на качественную медицину. В первые годы работы он «горел» своей деятельностью, его интересовала наука. Но рутина, неудачи в личной жизни, окружение и слабость духа постепенно развратили молодого врача. Он потерял мотивацию трудиться и теперь имел дело с больными только ради личного обогащения. Все его идеалы испарились. И самое страшное в том, что он видит свое движение в тупик, но ничего не предпринимает, чтобы спастись. «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» — так говорит Дмитрий о своей судьбе. Он знает, что жизненный путь ведет к деградации, одиночеству, тоске, но не меняет направления.

Таким образом, люди знают, куда движутся, что получат в финале, если мыслят здраво. Все можно просчитать и запланировать, и зачастую прогнозы сбываются, если данные верны

Поэтому так важно думать о своей судьбе и корректировать ее постоянно, а не слепо надеяться на то, что «пронесет», и все наладится само собой

Обсуждение и формулировка

Разговор с другими людьми помогает увидеть проблему в новом свете. Однако нужно тщательно подходить к выбору собеседников, иначе обсуждение выбора может превратиться в агитацию или же яростный спор.

Для того чтобы поговорить с кем-либо, нужно четко сформулировать стоящую задачу. Ведь иначе собеседник может неверно понять то, какой именно выбор нужно сделать человеку и о чем он хочет поговорить. Но четкость формулировки необходима не только для обсуждения, но и для личных размышлений. Если человек ставит перед собой размытый вопрос, лишенный конкретики, то вариантов возможного решения будет невероятно много. А это обязательно затруднит выбор.

Мнение А. Маслоу о нормальной психике

Гуманистическая концепция, предложенная Маслоу, наиболее полно раскрывает концепцию здорового человека. По его мнению, здоровье определяет самоактуализация — полная и всесторонняя реализация возможностей личности. Он был убежденным приверженцем идеи о стремлении человека к развитию и полагал, что задача психологии — изучение психического здоровья, а не заболеваний. В отличие от Фрейда, исследовавшего и классифицировавшего патологии, Маслоу объектом исследований выбрал людей, достигших наиболее высоких результатов в самоактуализации.

Маслоу выявил, что невозможность удовлетворить базовые потребности, в число которых входит и самоактуализация, приводит к развитию различных психологических патологий. Стремление к высшим ценностям: добру, любви, союзничеству заложено в человеке изначально.

Ценности не зависят от времени, культуры, базовых принципов общества. Они свойственны каждому человеку и рассматриваются как достойный мотив для самопожертвования и вечного служения. Общечеловеческие ценности могут занять место религии.

Согласно идее Маслоу, самоактуализующаяся личность имеет ряд признаков:

  • объективная оценка реальности;
  • принятие себя и других;
  • независимость от авторитетов;
  • заинтересованность в развитии общества;
  • стремление к глубинным отношениям;
  • доброта и спокойствие характера;
  • стремление к переживанию высшего наслаждения.

Самоактуализующиеся люди умеют находить компромисс между локальной культурой и личными убеждениями. Их приоритетной ценностью и стремлением становятся не достижение материальных благ или удовлетворение личностных интересов, а состояние трансценденции — выхода за рамки привычной реальности, чувства единения с миром. Для достижения трансценденции требуется глубокое эмоциональное переживание. Самоактуализующиеся люди часто склонны к творчеству, духовным практикам, близкому межличностному общению и другим методам получения сильных положительных эмоций.

Маслоу выделил два типа самоактуализации личности:

  • гармоничное развитие всех аспектов личности с небольшим опытом трансцендентного переживания;
  • замещение трансцендентным опытом других жизненных благ.

Человек второго типа, однажды ощутив состояние экстаза, стремится к нему снова и снова. Постепенно влияние трансцендентного ослабевает, возникает потребность в более мильных триггерах. От состояния психического здоровья человек может прийти к психопатии. Ради получения желаемого ощущения он готов пойти даже на преступление.

Примеры эссе

Люди всегда выбирают, что лучше, прислушиваются к себе. Они пытаются понять, что конкретно им нужно. Многие боятся ответственности, так как не знают наверняка, правильно ли поступят в конкретной ситуации. Поэтому нужно делать то, что получает отклик в душе, и при этом не жалеть о своем выборе.

Дорога длиною в жизнь

Жизненный курс — это дорога длиною в жизнь. Любой поступок обязательно отразится на нас. Взять выбор профессии, когда мы выбираем, кем станем, где будем учиться. Все это станет нашей судьбой в дальнейшем и только в наших руках. Нужно понимать: какие решения принимаешь, то в будущем и получаешь.

Например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказывает историю Петра Гринева. Мальчика с 5 до 11 лет обучал дворовый человек Савельич. Когда Петру исполнилось 16, отец отправил его служить. Герой вообще не задумывался о своем будущем., но позже все изменилось. Петр зарекомендовал себя храбрым офицером и отличным товарищем. Он был человеком, который ценил честь превыше всего.

Герой защищал честь своей возлюбленной — Маши Мироновой, которую оклеветали. Петр отказался присягнуть Пугачеву. Эти действия полностью изменили главного героя. Он стал честным, верным присяге, имел чувство долга. Гринев доказал, что судьба человека только в его руках, что каждому под силу изменить себя, стать лучше. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все зависит от человека.

Другим примером в романе «Обломов» является судьба молодого поколения, которое пытается обрести свое место в жизни, но так и не может найти верный путь. Можно наблюдать, как отсутствие воли, неспособность к труду превращают главного персонажа в бездельника и праздного лежебоку. Герой выбрал неправильный путь, потерял свою любовь, ничего не достиг в жизни.

Поэтому можно сделать такой вывод по сочинению «Мой жизненный путь»: жизнь человека лишь в его руках.

Вариант для ЕГЭ

Люди постоянно принимают решения, будь то учеба, работа, свадьба. Необходимо взвешивать каждые свои мысли, действия.

Когда человек выбирает, кем хочет стать, это в будущем определит всю его жизнь. Конечно, ничего страшного не случится, если со временем захочется работать в какой-то другой сфере, так как можно переучиться. Но тратить свое время на сожаления совсем не стоит. Поэтому нужно самостоятельно принимать решения, чтобы в случае чего никого не обвинять в случившемся. Не говорить о том, что кто-то испортил вам жизнь. Советников много, но нужно понимать, что прислушиваться надо не ко всем, а лучше только к себе.

Хочется привести пример из «Евгения Онегина», где на главного героя воздействует не его собственный выбор, а предполагаемое наследство. Персонаж устал от беззаботной жизни со всеми ее балами и любовными утехами. Он отверг светское общество, за что был прозван чудаком. Но Онегин не перестал искать жизненные ценности и цели.

Другой пример — «Человек в футляре». Главный герой выбрал замкнутую и закрытую жизнь. Он добровольно отказался от простых жизненных радостей. Герой не готов к каким-либо изменениям и сюрпризам, любое отклонение от его правил может негативно сказаться на нем. Поэтому нужно быть гибкими, адаптироваться под жизненные изменения.

Если что-то в жизни пошло не так, то необходимо сделать выводы и забыть об этом, не переживать. В будущем стараться не повторять ошибок. Это и есть жизненный путь.

Судьбоносные решения

Все люди понимают, что жизненный путь — череда как печальных, так и радостных событий. Мы принимаем решения ежедневно. Бывает, что возникает обычная ситуация, когда ответ приходит сразу же. Но случаются и более сложные моменты в жизни, когда стоит более тщательно подходить к принятию решения.

Мне делать выбор помогают литературные произведения. В них всегда найдутся примеры с поступками людей, сообщения от лидеров. На их ошибках можно учиться, делать выводы.

Ярким примером из литературы является «Сын полка», где показана преданная дружба, преданность Родине. Главный герой был совсем ребенком, но точно видел свою цель, знал, какой шаг нужно сделать. Он осознает, что от его действий может измениться дальнейшая судьба. Герой участвует в разведках вместе со взрослыми солдатами. Поэтому этот персонаж является примером для подражания, который проявил силу духа и стойкость.

Все могут ошибаться, сталкиваться с трудностями, но то, как выйти из этих ситуаций, зависит полностью от нас. Сочинение на тему «Выбор жизненного пути» помог мне разобраться с этим. Я поняла, что жизнь не стоит на месте, поэтому нужно спокойно реагировать на события, обдумывать свои действия, так как все это повлияет на мою судьбу.

Фазы становления человека

Согласно исследованиям известного ученого-психолога Карла Бюлера, человек в течение жизни переживает 5 фаз развития и становления. Именно на стыке этих периодов сложнее всего определить свой жизненный путь, поскольку психика перестраивается на новый лад. Однако к каждой фазе есть своя подсказка.

Первая ступень роста приходится на 16 лет и длится до 20 лет. Многие тогда и задумываются впервые, к чему они предназначены. Но согласно наблюдениям, это не лучшее время для активных действий. Здесь важнее внутренняя самоидентификация. Человек прямо или невольно выбирает свои ценности, которые очень долго будут определять его дела.

Второй этап начинается в 20 лет и продолжается вплоть до 35-ти. Это – то самое время, когда от мыслей можно и нужно переходить к делу. Психика и физиология на пике способностей. Любые осознанные начинания могут принести наилучшие плоды. Поэтому нежелательно упускать этот возраст, если хочется прожить «правильно».

Третья фаза – период после 40 лет. Биологические ресурсы идут на спад, зато оживает духовность. В этот момент человек способен вдруг резко развернуть свою жизнь, полностью сменив приоритеты. Четвертая и пятая фазы – возраст от 50 до 55 лет и после 56 лет соответственно. Наступает социальная и физическая старость.

Однако в любом возрасте личность способна достичь очень многого. Особенно, если использует универсальный рецепт развития.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому — судьбы героев «Войны и мира». Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Вариант 2

(399 слов) Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое.

Тему ошибок на жизненном пути затронул М. Горький в пьесе «На дне». Герои книги упали на самое дно общество из-за череды серьезных просчетов. Кто-то, подобно Актеру, увлекся спиртными напитками и потерял контроль над собой. Кто-то, подобно Клещу, озлобился на весь мир и получил в ответ такую же антипатию. Кто-то, как Сатин, совершил импульсивный поступок, который поставил на нем клеймо. А кто-то, подобно Насте и Пеплу, избрал род деятельности, противоречащий нравственным нормам. Но не только нищие оступились. И вполне обеспеченный Костылев совершал ошибки, которые привели его к трагическому исходу. Так, он был груб с женой, постоянно обзывал ее, жадничал, и в итоге она же подговаривала Ваську расправиться с надоевшим мужем. Если бы Михаил создал нормальную семью, то не погиб бы в драке с любовником супруги. Каждая история из этой пьесы — это жизненный урок для читателя. О том, какие ошибки ведут к самым ужасным последствиям, стоит знать каждому, однако совсем миновать их не получится. Но хотя бы своевременное исправление уже предотвратит трагедию.

Столь же поучителен для нас рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Жена обманывает мужа и сбегает от него на Кавказ с любовником, совершенно не думая о последствиях своего ухода. Ее супруг — офицер, и для него аморальное поведение супруги — страшный позор, с которым нельзя примириться. Поэтому когда он получает все доказательства ее измены, он не выдерживает этого открытия и сводит счеты с жизнью, пока любовники получают удовольствие от совместного досуга. Увы, эта трагедия непоправима. Она ляжет тяжким грузом на плечи обоих героев, оставшихся в живых. Все персонажи совершили фатальные ошибки, но могли ли они без них обойтись? Нет, ведь это так естественно! И все же они могли бы предугадать развитие событий и хотя бы минимизировать негативные последствия.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму

Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих

Как найти свой путь в жизни? 3 практические рекомендации

➨ Первое. Пробовать разные виды деятельности. Потому что когда мы пробуем, исследуем разные сферы, мы начинаем чувствовать, где ближе, где наше.

➨ Второе. Если человек не в ладу с собой, своими эмоциями… Если он не умеет чувствовать и понимать свои потребности, то ему будет сложно найти себя. Даже если он будет делать все, что было написано до этого.

Запутанные психологические сценарии искажают способность распознать что-то. Чтобы понять себя, нужно отрабатывать и какие-то свои эмоциональные блоки-проблемы.

➨ Третье. Общаться с другими людьми и советоваться с ними. Потому что иногда другому человеку легче понять нас, чем нам понять самих себя.

А сейчас давайте вспомним историю о мудреце и корове.

На самом деле чуть выше мы с вами уже раскрыли ее смысл. Заметили?

Если человек все время обращает внимание только на проблемы…

Если он все время обсуждает, почему все вокруг так, а не иначе…

Если он упирается взглядом в толстый забор своих (пусть навязанных, но принятых как свои) негативных убеждений…

Такой человек вряд ли поймет, как найти свой путь в жизни.

Помните пример о сознании мухи и пчелы? Муха ковыряется в негативе и проживает в нем всю свою жизнь. Смакует все, что плохо, и привязана к этому. А когда вокруг одни проблемы, скажите, разве есть время задумываться над действительно важными вещами? Некогда — нужно страдать. Подробнее о сознании мухи и сознании пчелы — здесь.

Проблема выбора жизненного пути

Изучением жизненного пути личности занимаются психотерапевты-биографы. Каждое жизненное событие должно быть оценено с объективной и субъективной точки зрения

Важно учитывать возраст человека на момент события, исторические особенности общества и времени, в котором случилось событие, субъективный смысл этого события для человека, когортные показатели личности, влияние микро и макро общества

Проблемой жизненного пути занимались многие авторы. Рассмотрим наиболее популярные теории подробнее.

По С.Л. Рубинштейну

Первым, кто стал изучать проблему выбора жизненного пути, был С.Л. Рубинштейн. В книге «Человек и мир» он доказал, что в основе индивидуального развития личности лежит специфика отношений с окружающими. Взгляды на деловые, любовные, дружеские отношения, быт определяют индивидуальную историю личности. Сценарий жизни зависит от качества, глубины отношений. Согласно Рубинштейну, человек развивается только в активной деятельности – построении глубоких и продолжительных отношений, полных ответственных поступков. Это психолог назвал деятельностным опосредованием.

По А.Н. Леонтьеву

По мнению Леонтьева, жизненный путь человека формирует в результате практической деятельности. То есть важны только те виды деятельности, которыми занимается сам человек. Притом это тесно связано с историей общества. Только включенность в жизнь общества обеспечивает развитие личности.

По Б.Г. Ананьеву

По мнению Ананьева, главный фактор формирования жизненного пути – происшествия, которые случаются с человеком. Психолог делит происшествия на две группы: те, что обусловлены поведением человека, и те, что случаются независимо от действий личности (влияние среды, социума). Группы взаимосвязаны.

По К.А. Абульхановой-Славской

Человек выстраивает жизненный путь согласно нормам и особенностям того общества, в котором он живет. Индивид анализирует окружающие условия, сравнивает свое поведение с нормами общества. Выбор жизненного пути – это проблема. Нельзя допускать стихийного развития. Сам человек и общество – активные участники формирования индивидуального жизненного сценария отдельного человека.

Абульханова-Славская определила структуру жизненного пути:

  • жизненная позиция (выбор образа жизни, поведения);
  • жизненная линия (потенциал личности, его раскрытие);
  • смысл жизни (цель жизни, построение всего пути согласно этой цели).

Жизненный путь личности зависит не только от особенностей человека, его желаний, интересов, способностей, но и от ряда психологических, возрастных, социальных факторов. Например, в одном обществе пропагандируют ранние браки, родители находят партнера своему ребенку, а в другом обществе право выбирать, когда и на ком жениться/выходить замуж, оставляют за самим человеком.

Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит, научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками.

3 кита жизненного пути

В структуре жизненного пути можно выделить три основных фактора:

1. Жизненная позиция

Совокупность ценностей и идеалов, которые человек практически применяет в сфере личных и профессиональных взаимодействий. Именно жизненная позиция является для человека ориентиром, согласно которому он определяет свое место в жизни.

Можно выделить две позиции, которые отражают отношение человека к окружающему его миру и людям:

  • активная – направлена на получение и поддержание контроля над происходящим вокруг и изменение окружающего мира;
  • пассивная – не предполагает инициативности, базируется на подчинении обстоятельствам.

Эрик Берн выделяет 4 основные позиции личности, которые отражают взаимосвязи с миром:

  • Я — хороший, ты — хороший. Здоровая позиция крепкой сформировавшейся личности, характеризуется оптимистичным и позитивным отношением к миру.
  • Я — хороший, ты — плохой. Проявляется в обвинении окружающих в своих неудачах.
  • Я — плохой, ты — хороший. Люди с такой позицией считают себя недостойными чего-либо, менее значимыми по сравнению с другими.
  • Я — плохой, ты — плохой. Позиция несформировавшейся личности, которая не умеет ценить ни себя, ни других.

2. Жизненная линия

Динамическая характеристика, показывающая, как жизненная позиция человека меняется под влиянием окружающих обстоятельств и с течением времени.

Советский и российский психолог и философ, доктор философских наук Ксения Александровна Абульханова выделяет 3 характерных черты жизненной линии:

  • Последовательность/непоследовательность. Характеризует поведение человека при изменении обстоятельств либо их стабильности, определяет последовательность его поступков и принципов и присущую ему линию поведения.
  • Расширение/сужение. Линия поведения, которая характеризует степень активности человека по отношению к окружающему миру и своим действиям в нем.
  • Повторяемость и масштаб. Обозначает соотношение в жизни индивида трудных моментов и критических ситуаций.

3. Смысл жизни

Смысл жизни – главная цель, которой стремится достичь личность. Если рассматривать понятие с психологической точки зрения, смысл жизни – это не только совершенные и планируемые достижения личности, но и тот путь, который личность проходит, стремясь к своим целям.

Концепции смысла жизни, существующие в философии:

  • аскетизм – бытие, основанное на вере в спасение души через отречение от мира и отказ от физического комфорта;
  • гедонизм – противоположность аскетизму, бытие ради удовольствий;
  • эвдемонизм – стремление к благородным целям, выходящим за рамки личной выгоды;
  • этика долга – смысл концепции в добровольном самопожертвовании;
  • прагматизм – выстраивание взглядов на жизнь с точки зрения полученной пользы;
  • утилитаризм – моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Психология рассматривает понятие смысла жизни по отношению к конкретной личности:

  • каждая личность должна самостоятельно прийти к осознанию смысла жизни;
  • общего, подходящего всем смысла жизни не существует;
  • смысл бытия заключен в самом процессе проживания жизни.

На формирование смысла бытия могут в той или иной степени повлиять следующие факторы:

  • социальное положение;
  • историческая ситуация;
  • образ жизни;
  • профессиональная сфера деятельности;
  • присущие личности духовные ценности и т.д.

Подходы к решению проблемы жизненного пути

Некоторые вещи определяют вектор нашей жизни еще до рождения, так сказать, стартовые данные. То, в какой семье родился человек, насколько интенсивно занимались его развитием, какого уровня было окружение и социальные связи.

Но нельзя отрицать, что огромное значение имеют также личные стремления и характер

При проблеме выбора жизненного пути важно, кем вы хотите стать и что готовы для этого сделать

Некоторые считают, что сложности в раннем возрасте закаляют человека, заставляют двигаться дальше в стремлении к успеху, а счастливое и сытое детство, наоборот, расхолаживает и приучает к тому, что все желаемое будет подано на блюдечке.

Решая, в какую сторону двигаться, продумайте, что для вас несет то или иное направление, определите свои сильные и слабые стороны и сферы, в которых можете реализоваться.

В принципе, человек может достичь чего угодно, если задастся целью, но совсем не всегда его путь будет легким. Нужно здраво оценивать свои силы и допустимые тяжести, которые вы готовы терпеть на жизненном пути, иначе есть риск потратить силы и время впустую.

Необходимо четко выбрать для себя направление, в котором вы будете двигаться к своей цели, расставить для себя приоритеты и отказаться от того, что будет только тянуть силы и отвлекать внимание. Не стоит распыляться на задачи, решение которых противоречит вашим внутренним принципам и может повлечь за собой снежный ком проблем, которые вас затянут

Выбирая жизненный путь, намечайте основные вехи, но не привязывайтесь к мелким целям. Жизнь переменчива, вы должны учиться лавировать между форс-мажорами, не сбиваясь с основного пути и постоянно двигаясь вперед.

Ваша жизнь – и есть ваш жизненный путь, на котором вы постоянно сталкиваетесь с людьми и обстоятельствами. Они влияют на вашу личность и решения, возможно, мешают или помогают. Главное, помнить, что главный выбор всегда за вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector