Еже писах, писах

Лопухин А.П.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

(Лк. 11:23 — буквально). Этот стих был также предметом многочисленных споров. Иоанн Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен, Иероним и др. относили его к диаволу; другие — к иудейским заклинателям, упомянутым выше. Третьи понимали слова Христа в смысле общей пословицы и разумели “кого бы то ни было”. Наконец, некоторые думали, что здесь изображается полное и совершенное разъединение двух царств — Царства сатаны и Бога. Это позднее мнение лучше других. Между двумя царствами не может быть ничего среднего. Ср. Рим. 8:7. В применении данного Христом принципа нет исключений. К Нему невозможно нейтральное отношение. Кто не с Ним, тот против Него… Основание таково: в нравственной области человек должен быть или прав, или не прав. Среднего положения нет… Христос всегда абсолютно прав… Отрицательно эта речь Спасителя выражена у Мк. 9:40: “ибо кто не против вас, тот за вас».

В συνάγων есть намек на идею о собирании жатвы. См. 3:12; 6:26; 13:30; Ин. 4:36 и др. Σκορπίζει = рассеивает, расточает (ср. Ин. 10:12; 16:32; 2 Кор. 9:9). Таким образом, собирание без Христа не приносит собирающему никакой пользы; оно равняется даже расточению, разбрасыванию и может приносить собирающему только убыток и беспокойство.

Толковая Библия.

В каком ангельском чине состоял Люцифер до падения?

В 28 главе книги Иезекииля содержится строгое обличение, направленное против царя финикийского города Тир:

«…сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.

От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».

(Иез.28:12-17)

Некоторые толкователи видят здесь метафорическое описание самого дьявола. Вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что в соседних главах Тир упоминается как вполне реальный город, подвергшийся Божьему осуждению из-за своего нечестия.

В других главах Книги Иезекииля пророк направляет грозную весть против аммонитян, египтян, жителей Ливии, Лидии, Эфиопии и других стран. Тем не менее вряд ли пророк мог назвать главу нееврейского государства помазанным Херувимом. Скорее, он сравнивал царя Тира с реальным Ангелом, потерявшим своё совершенство.

Речь, конечно же, идёт о сатане, первом возгордившемся творении Бога, когда-то очень мудром и величественном. Высокомерие дьявола настолько велико, что он возомнил себя равным самому Богу своими мыслительными способностями.

Был ли сатана Ангелом, поставленным Богом для заботы о саде Эдемском? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Дело в том, что под садом Эдемским в Библии нередко подразумевается процветающая область.

Интересное наблюдение

Если дьявол был тем Ангелом, что охранял Эдем после грехопадения людей, то, возможно, на его место новый Херувим был поставлен неслучайно. Так Бог мог показать, что по-прежнему доверяет своим преданным небесным сыновьям.

Значение слова

Происхождение слова «херувим» точно не определено. Этимологи предлагают ряд теорий:

  1. От семитского «пахать». Слово описывает вола, возделывающего почву. Применительно к Ангелам оно характеризует очень сильное существо.
  2. От арабского «внушать страх».
  3. От еврейского «херуб»— «быть близким». Это возможное указание на то, что Херувимы — наиболее близкие к Создателю ангелы.
  4. От семитского и индоевропейского «брать», что связано с хищными птицами — грифами, считавшимися защитниками золотых гор.
  5. От еврейского «знать», «понимать». Эти ангельские силы обладают очень богатыми познаниями о Божьей личности, Его замыслах и творениях.
  6. От арамейского «вырезать», «изображать». Это может означать, что любое земное изображение Херувимов является лишь плодом человеческой фантазии,  но не связано с их реальным обликом.
  7. От аккадского «карабу» — «благословлять», «молиться». Это возможный намёк на их молитвенное посредничество между человеком и Владыкой всех миров.

В переводе с еврейского Херувим — пламенеющий, горящий, огненный. Пламенная любвь, которую имеют к своему Творцу эти небесные силы — считается общепринятой версией происхождения имени.

Большинство этих теорий содержат лишь частичную правду о втором ангельском чине. Гораздо больше мы узнаём о них из сообщений Священного Писания.

Еп. Михаил (Лузин)

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

Кто не со Мною и пр.: четвертое опровержение, смысл которого следующий: «Мое намерение — привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им царствие, — а чего хотят дьявол и бесы? Противного сему. Итак, каким образом тот, кто не собирает со Мною и кто не за Меня, будет помогать Мне? (Злат., ср. Феофил.) — Это можно приложить в настоящем случае и к фарисеям, и ко всем людям враждебным Христу. Кто из знающих и слышащих Его учение не становится на сторону Его, тот враг Его, хотя бы и ничего не делал враждебного Ему, враг потому уже, что не действует в пользу Его; тем более враг тот, кто каким бы то ни было образом противодействует Ему. — Собирает — расточает: смысл тот же; образ заимствован от жатвы (ср. Мф. 3:12, Мф. 6:26, Ин. 4:36).

Толковое Евангелие.

00 Молитвы перед началом чтения Псалтири

Разумно да будет,

како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет:

Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Аще ли ни, глаголи умиленно:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас, ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Отче наш, Иже еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари сия, глас 6

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, Не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют А́нгели. Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в ми́ре упра́ви живо́т наш, да пое́м Ти: Аллилу́иа.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний, к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, Еди́на Благослове́нная.

Го́споди, поми́луй (40 раз).И поклонися, елико ти мощно.

Тажемолитва Святей Живоначальней Троице

Всесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Дух усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати аз, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти, и е́же от Тебе́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви ум мой и утверди́ се́рдце мое́, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щи десны́я Ти страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да, воздохну́в от се́рдца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем

Рцы cueБлажен муж…»тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая

Назад к списку

Иконография

     Древнейшие изображения пророка, датируемые VI веком, можно увидеть в церкви Сан-Витале в итальянской Равенне и в монастыре вмц. Екатерины на Синае.

Описание икон и фото

Изображают его и в виде молодого юноши, и в виде седовласого старца, поскольку служение пророка составило несколько десятков лет.

Интересный фактИногда на его одежде изображают особое украшение – клав (клавий), имеющий вид вертикальной полосы, начинающейся у плеча. Это символ благородного происхождения, принадлежности к царскому роду.

Часто в иконографии провидца присутствует сцена его видения: подлетевший Серафим держит перед пророком клещи с раскаленным углем, намереваясь коснуться им его уст.

Самыми известными изображениями данного типа являются икона XII века «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми» из монастыря вмц. Екатерины и икона XVI в. «Пророк Исайя» из новгородского Антониева монастыря.

Подобные изображения присутствуют в клеймах медных врат Успенского и Благовещенского соборов в Москве.

Исайя, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Поясное изображение пророка Исайи со свитком и клещами с угольком в руках. Происхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: Дерево, темпера. Материал оклада: Серебро. Размеры иконы:  высота 77,8 см, ширина 55,6 см  НГОМЗ 2929. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

     Наиболее древние отечественные изображения этого подвижника находятся в Новгороде. Это его образ в церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручье и в церкви Рождества Христова на Красном поле. Датируются они второй половиной XIV века.

     Лик святого изображали на средневековых пророческих рядах иконостасов. Например, в Троице-Сергиевой обители, Кириллово Белозерском и Ферапонтовом монастырях подобные изображения известны с XV столетия.

Царь Соломон и ИсаияТроице-Сергиева Лавра1425–1427 гг.

    Из западной традиции пришла манера написания святого провидца вместе с другими пророками. Чаще всего встречаются его совместные изображения с пророком Иеремией. Иногда в композицию может быть включен также образ Богоматери с Младенцем, как, например, на иконе XVI в. «Похвала Богоматери», хранящейся в Государственном Русском музее.

     Очень часто пророка изображают со свитком в руке, на котором записано изречение из Ис. 7:14:

Татьяна Расновская

Прав. Иоанн Кронштадтский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

Кто не собирает со Мною, говорит Господь, тот расточает. Надо подвигаться вперед в духовной жизни, восходить все выше и выше; увеличивать более и более запас добрых дел; если же мы стоим на одной точке нравственного совершенства, на одной ступени лестницы христианского восхождения, то все равно что идем назад; если не собираем, то все равно что расточаем.

Моя жизнь во Христе.

Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «кто не со Мною, тот против Меня». Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой, — они с нами не единомысленны, враждуют против нас, сильно гонят нас на смерть, притесняют всячески за веру нашу, осмеивают ее и нас и делают нам всякие неприятности, особенно в главных местах их населения, они явно идут против Христа и Его Церкви, не почитают животворящего Креста, святых икон, святых мощей, не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к истинной Церкви Твоей и спаси их!

Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.

***

Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?

С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.

Виктор Глебов

Иерархия: Девять ангельских чинов

На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита,  епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.

К первой сфере относятся:

  1. Серафимы.
  2. Херувимы.
  3. Престолы.

Во вторую сферу входят:

  1. Господства.
  2. Силы.
  3. Власти.

Третья сфера состоит из:

  1. Начала.
  2. Архангелы.
  3. Ангелы.

Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие

Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.

Феофан Грек. Серафим (1378)Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.

Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.

Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах,  ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.

Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей,  побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.

Свт. Хроматий Аквилейский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

И справедливо Он добавил, говоря: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает, чтобы показать, что Его дело одно, а дело дьявола совсем другое. Ведь дьявол — враг человеческого спасения. Дьяволу свойственно расточать ради гибели, а Христу — собирать во спасение. Поэтому показано, что не может быть с Господом тот, кто против Господа. Сказав это, Господь, как казалось, уличает фарисеев, не желавших объединиться с Христом и ставших врагами и противниками Господа, но говорит и обо всех еретиках и раскольниках, которые или извращенным учением, или упорством раскола созывают нечестивые собрания против Церкви, а скорее — против Господа, и пытаются разделить и осквернить неповрежденное тело Церкви и единство мира и веры. Они не помнят слова Соломона: Кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них (Еккл. 10:9), которые показывают, что сеющие раскол в Церкви подвергаются опасности вечной смерти.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Первый антифон

Затем хор исполняет избранные стихи 102 псалма, который полностью звучит за утренним богослужением. В древности их пели попеременно два хора. Этот способ исполнения носил название «антифонный». По этой причине исполняемые хором строки псалма называют первым антифоном. Всего антифонов, звучащих на литургии, три.

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́.

Вну́тренняя — «утроба; всё, что внутри меня».

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.

Воздая́ний — значит не только «возмездий», но и «наград».

От истле́ния — «от гибели».

Щедро́тами — «проявлениями милосердия».

Во благи́х — «во всём том, что служит благу, счастью».

О́рля — орлиная. В древности считалось, что орёл до самой смерти сохраняет силу и ловкость, приобретённую в юности, и даже умирает в полёте.

Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.

Творя́й — «творящий, творит».

Судьбу́ — «суд».

Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́.

Сказа́ — «сказал».

Сыново́м — «сынам».

Хоте́ния — «волю, желания».

Великая ектения

Затем диакон произносит великую ектению́ (по-гречески — «усиленное прошение»): Ми́ром Го́споду помо́лимся.

Слово мир также имеет значение «вселенная» и более узкие: «род человеческий» и «община верующих» (сравните с современным миряне). Было и другое слово «мир» — то самое, которое священник произносит в возгласе Мир всем! и которое мы слышим в последующих словах диакона на великой ектении: О свы́шнем ми́ре и спасéнии душ нáших Гóсподу помóлимся, о ми́ре всегó ми́ра — со значением «умиротворение, мирность духа». Для удобства в различении этих слов-омонимов в церковнославянской грамматике даже ввели правило: мир как «вселенная» писалось через і (и краткое), а мир как «умиротворённость» — через и обычное. Таким образом, диакон призывает к молитве членов христианской общины, собравшихся в этом храме, а в перспективе — всех людей во вселенной.

О свы́шнем ми́ре, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.

О свы́шнем ми́ре — не просто о мирном состоянии духа, а о мире, ниспосланном свыше, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й — «твёрдом (добром) стоянии». Церквями раньше называли не каменное или деревянное здание для молитвы, а христианскую общину. Таким образом, это молитва об укреплении христиан в вере.

О святе́м хрáме сем и с ве́рою, благогове́нием и стрáхом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.

В онь — «в него».

О грáде сем, вся́ком грáде, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.

Град — «город». В сельских храмах произносят «о веси сей», а в монастырях — «о святей обители сей». «Весь» по-церковнославянски значит село, небольшой посёлок.

О благорастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных Го́споду помо́лимся.

О благорастворе́нии возду́хов — «о хорошей погоде».

Вре́менех ми́рных — «мирных временах».

О избáвитися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

О избáвитися нам — «о том, чтобы нам избавиться».

Ну́жда — «опасность, мучение, беда».

Сáми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш Христу́ Богу предади́м.

Живо́т — «жизнь».

Второй антифон

Хор исполняет второй антифон, состоящий из 145 псалма.

Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь.

В животе́ мое́м — «(во всей) жизни моей».

До́ндеже — «до тех пор, пока».

Есмь — «я есть, существую».

Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́.

Изы́дет дух eго́ — в древнееврейском подлиннике перед этими словами было: «на сына человеческого», поэтому дальше речь о нём, о каждом человеке, живущем на земле.

Помышле́ния — в подлиннике псалма: «думы, замыслы».

Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущым.

Бог Иа́ковль — Бог Иакова, одного из ветхозаветных патриархов. Родоначальник еврейского народа Иаков получил от Бога новое имя Израиль («Бог будет бороться»). Ветхозаветный народ называл себя по имени своего основателя. Поэтому «Бог Иакова» можно также понимать как «Бог всего Израиля и ветхозаветной Церкви», преемницей которой стала Церковь новозаветная.

Вся — «всё».

Я́же — «которое».

А́лчущым — «голодным».

Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́.

Реши́т — «освобождает».

Умудря́ет — в подлиннике псалма: «открывает глаза».

Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.

Прише́льцы — «странников».

Си́ра — «убогого».

Сио́не — звательный падеж от Сион — название горы (холма) в Иерусалиме, на которой стоял Храм. Собирательный образ ветхозаветной Церкви.

В род и род — «в роды родов, во всех поколениях».

Во время пения второго антифона священник тихо читает молитву:

Гóсподи Бóже наш! Спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, исполне́ние Це́ркве Твоея́ сохрани́, освяти́ лю́бящия благоле́пие дóму Твоегó; Ты тех возпрослáви боже́ственною Твое́ю си́лою и не остáви нас, уповáющих на Тя.

Иногда молитвы священника, произносимые тихо или про себя во время пения хора, чтения ектении, называют тайными. Однако ничего «тайного» в этой молитве нет: она произносится вслух в конце литургии как заамвонная. Традиция прочитывать какие-то молитвы во время пения хора и, следовательно, неслышно для мирян, изначально возникла в городских храмах ради экономии времени. Впоследствии к этому добавилось и желание оградить такие важные моменты службы, как молитва священника, от посторонних — ведь в храм мог зайти кто угодно.

Достоя́ние — «наследие».

Исполне́ние — «полноту».

Лю́бящия — «любящих».

Возпрослáви — «снова прославь». В церковнославянском языке есть интересная приставка воз-. Она имеет два значения: 1) возвышение, устремление ввысь; 2) возврат какого-то действия. В русском языке она тоже присутствует в обоих этих значениях, просто мы как носители языка не всегда это замечаем. Например: вознесение, возвышение и — возвращение, возобновление. Человек некогда в раю был облечён в Божественную славу, но утратил её после грехопадения. Это молитва о том, чтобы мы вернулись в райское состояние и снова обрели утраченную славу.

Второй антифон продолжается песнопением «Единородный Сыне». По преданию, его написал около 536 года византийский император Юстиниан I. Это было время борьбы с распространившимися ересями. Песнопение утверждает вероучительную истину Боговоплощения, в противовес еретическим учениям.

Единорóдный Сы́не и Слóве Бóжий безсме́ртен сый, и извóливый спасе́ния нáшего рáди воплоти́тися от Святы́я Богорóдицы и Присноде́вы Мари́и, непрелóжно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бóже, сме́ртию смерть попрáвый, еди́н сый Святы́я Трóицы, спрославля́емый Отцу́ и Святóму Ду́ху, спаси́ нас.

Безсме́ртен — «вечен».

Сый — «есть».

Непрелóжно — «неизменно».

Распны́йся — «распявшийся».

Попрáвый — «поправший, победивший».

Еди́н сый Святы́я Трóицы — «один из Святой Троицы», или же: «единосущий Святой Троицы».

Спрославля́емый — «прославляемый вместе с».

Ремонт ИЖ-60, 61.

Мне кажется, стоит написать о некоторых встречающихся дефектах «шисяток» и опыте их устранения.

Итак, часто встречающийся дефект — невозвращение рычага взведения, т.е. проблема в том, что после взведения рычаг взвода обратно не уходит. 

Причины возникновения поломки могут быть разные. Надо заметить, что конструкция винтовки не расчитана на серьёзные нагрузки, поэтому в коммерческих тирах использовать её не желательно, так как сплошь и рядом не очень трезвые «сильномогучие богатыри» умудряются выдернуть шатун рычага из прорези поршня. Повторю, менять на новый большого смысла нет, проще и надежнее отремонтировать самому.

Далее, в бытовых условиях при самостоятельной разборке часто случается утеря фиксатора рычага взведения. Новый фиксатор вырезается из кусочка листового металла подходящей толщины, подбор загиба производится опытным путем. Если загиб мал, толкатель может проскочить, придется разбирать снова.

Следующий вариант, внешне выглядящий похоже — поршень заклинивается шепталом, которому просто не хватает силы сорваться со взвода. Чтобы это исправить, надо зачистить и чуть притупить боевой взвод поршня. Возможен и обратный случай — поршень при взводе не встаёт на боевой взвод. потому что шептало не опускается, поскольку рычаг держит торец шептала и силы пружины шептала не хватает. Тут возможных причин несколько, самая простая — заусенцы. После зачистки заусенцев на торце шептала со стороны рычага всё должно работать нормально. 

В последнее время на совершенно новых винтовках обнаружен новый «глюк» такого типа – шептало не опускается пружиной в вырез поршня, потому что клинится выступающим краем пластикового стопорного штифта спускового крючка. Для устранения этого недостатка достаточно остриём ножа срезать излишнюю часть выступа, даже разборки винтовки не требуется. Совершенно пустячный случай, дело не на минуту — на секунды. А первый раз я искал причину почти целый день, несколько раз разобрав почти до винтика и опять собрав винтовку.

Бывает, что винтовка не работает из-за неправильной регулировки усилий и ходов спуска в УСМ, поэтому без понимания конструкции туда лучше не лезть.

Если рычаг остаётся отведённым и не складывается, разборка производится при помощи шила — оно вставляется между зубьями стопора и трещотки рычага

Стопор отжимается, рычаг осторожно складывается, затем выбивается его ось. Для упрощения сборки, если приходится заниматься этим часто, лучше сделать подставную ось рычага того же диаметра (около 5 мм) с заостренным концом, другой конец плоский

Острым концом легко совмещаются и прошиваются отверстия цилиндра и рычага, потом ударами через родную ось подставная ось выбивается насквозь, а родная ось сама встаёт на место.

Ствол винтовки ввернут в пластмассовую коробку на резьбу с герметиком, при необходимости (если пулька упирается при досылании в ствол) его можно вывернуть при необходимости, просто обернув картонкой и зажав в тиски. Это надо, например, для устранения утыкания пули в торец ствола при досылании, когда на входе с казны в канал ствола наносится увеличенная заходная фаска.

Иногда при сборке Иж-60 на заводе путают резиновые колечки. Для упрощения разборки-сборки на винт стойки ствола ставится стопорное кольцо, на уплотнение досылателя – почти такое же кольцо, но чуть меньшего диаметра. Если на досылатель поставить кольцо большего размера, при досылании оно упирается в ребро  коробки, изгибается, портится и слетает с досылателя. Меняем повреждённое кольцо на кольцо родного диаметра, и лучше сразу нанести фаски на острые кромки торцов окна под досылатель, чтобы они не закусывали новое кольцо. При отсутствии кольца на винте стойки (это передний нижний винт-шуруп, крепящий ложу к стойке ствола), желательно поставить туда хотя пластиковую шайбу. Нет под рукой подходящей, можно даже вырезанную из кусочка бутылки-полторашки или флакона от шампуня. Даже такая шайба сбережёт немало времени и нервов, предотвращая попадание вывинченного винта во внутреннюю полость пустотелой ложи. Крошка пластилина на крест отвертки упростит вход этого винта в отверстие стойки.

У винтовок с магазином случается затирание досылателя в магазине, либо о пульку, либо пульки в пульном входе ствола. Надо всё вычистить, проверить досылатель на искривление, если муфта пластиковая – вывинтить ствол и осмотреть вход. Я просто снимал ложу, обертывал ствол в толстую бумагу, чтобы не поцарапать, зажимал в тиски и отвинчивал. Завинчивал обратно точно так же, уже до совмещения мушки и целика.

Молитвословия

«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа».

На русском языке:

(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

Этими словами православные выражают Деве Марии великое почтение как той, кто своей славой и честью превышает наивысших ангельских существ.

Если Серафимы взирают на пламя Божьей Любви, то Мария носила его в себе, когда внутри неё рос Сын Божий. Херувимы же постигают свет Божественного знания. Но Мария родила этот свет — Иисуса Христа.

Херувимская песнь: смысл текста

Песнь исполняется в храме во время Великого входа, император Юстин II включил ее в чин Литургиив 573 году.

Вот её смысл: все, кто находится в церкви, должны стать подобными Ангелам-Херувимам, прославляя Господа и ставя личные интересы на второе место.

Образ Херувимов в литературе и искусстве

Херувимы упоминаются в произведении Лермонтова «Демон». В Интернет-комиксе Эндрю Хасси Homestuck. Здесь они представлены как разумная инопланетная форма жизни, похожая на смесь ящерицы и человека.

Небесная сфера — очень популярная тема в изобразительном искусстве. Вот некоторые примеры изображения Херувимов:

  1. Колёса из огня и Херувим на фресках в греческих Метеорах (16 век).
  2. «Видение Иезекииля» Рафаэля Санти (1518). Бог восседает на спине орла.
  3. Миниатюры с иллюстрациями на темы Ветхого Завета.
  4. Фреска Томмазо Мазаччо (флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, 1426 год). Херувим изображён в виде Ангела, вооружённого мечом.
  5. Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле (1509 год). Небесное создание также изображено с мечом.

Флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, Фреска Томмазо Мазаччо 1426 год. «Изгнание из рая»

Кинофраза: «Паки, Херувимы» — что значит этот винегрет? 

Такие слова говорит Якин — персонаж одного из любимых советских фильмов («Иван Васильевич меняет профессию»). Встретив настоящего Ивана Грозного, он начал лихорадочно вспоминать старославянские слова. И в итоге выдал такой словесный винегрет:

Перевод: слово «паки» значит «снова», «ещё. «Иже» — «и», «который».

Очевидно, что слова Якина не имели никакого смысла.

***

Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?

С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.

Виктор Глебов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector