Иудаизм: особенности и происхождение

Ветвь ортодоксального иудаизма

До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией. Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию). Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.

Далее Мишна получила развитие и интерпретацию в Гемаре; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. На самом деле есть два Талмуда: Иерусалимский Талмуд или Ерушалми и Вавилонский Талмуд или Бавли. Вавилонский Талмуд считается более авторитетным, и он широко доступен в 18-ти томах в английском издании.

Сам Талмуд был позднее прокомментирован поколениями более поздних раввинов, в результате чего был создан еврейский религиозный закон (под названием галаха), который является обязательным для отдельного человека и для общества. Галаха детализирует еврейское поведение в широком спектре сфер жизни, как религиозных (как правильно соблюдать Шаббат и праздники, например), так и гражданских (как решать вопросы гражданского права).

Особенное положение раввинистической традиции в ортодоксальном иудаизме понятна, потому что изучение Талмуда занимает центральное место в еврейском ортодоксальном иудаизме. Маленькие дети начинают учёбу с Библии, но серьёзные ученики быстро переходят к изучению Талмуда и более поздних комментаторов.

Два течения в ортодоксальном иудаизме

Сегодня есть два основных течения в ортодоксальном иудаизме. Современная ортодоксия выступает за приглашение и принятие широкой публики. Её последователи являются частью современного общества, в то же время соблюдая галахические постановления. Светские науки считаются такими же важными, как и религиозные.

Второе течение очень часто называют ультра-ортодоксией, хотя многие его последователи считают этот термин нежелательным, предпочитая слово хареди, что на иврите значит “трепещущий” (как употреблено в Слове Божьем), или фрум, что в переводе с идиш означает “набожный” или “благочестивый”. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, евреи-харедим предпочитают более изолированную жизнь, ограничивая число контактов со светской культурой за пределами их общества.

Хотя многие из них заняты в бизнесе и среди их клиентов есть и светское население, харедим обычно не смотрят светские фильмы и не читают светские книги. Образование раздельное для мальчиков и девочек. Одежда отличительная; например, в отдельных группах мужчины носят чёрные костюмы с белыми рубашками. Женщины всегда одеты в соответствии с традиционными стандартами скромности. Основной язык в повседневной жизни — идиш.

Хасидизм

Подвидом хареди-иудаизма является хасидизм, последователи которого называются хасидами (хасидим). Хасидизм разделяется на множество династических сект, каждая из которых названа в честь европейского города её происхождения: любавический хасидизм, например, возник в городе Любавичи в России, близ современной Беларуси. Каждой сектой управляет её ребе, человек, считающийся уникальным духовным авторитетом и каналом к Богу для своих последователей, которые часто ищут его благословения и совета.

Вторым отличием является то, что хасидское мышление включает в себя каббалу, часто называемую “еврейским мистицизмом”. В том виде каббалы, которой следует хасидизм (т.н. Лурианская каббала по имени её создателя, Ицхака Лурии), Бог имманентный, Он присутствует внутри каждого Своего творения. В каббалистическом мировоззрении, Бог существует в десяти сфирот или имманациях и “сжал” Себя, чтобы сотворить мир. В тот момент Божьи искры были в “сосудах”, которые разбились, пролив эти искры света на творение и принеся в мир зло. Теперь, как утверждают каббалисты, мы должны искать эти искры, исполняя мицвот или заповеди. Из понятия имманации Бога также исходит идея о том, что мы должны поклоняться Богу в радости (часто выражаемой в танце и пении) и находить духовность в ежедневных делах.

Согласно еврейскому обзору в 2013 году, в Соединённых Штатах 10% американских евреев называют себя ортодоксами . В Европе же, напротив, ортодоксальные евреи остаются наибольшей по численности группой .

Немного истории

История этой религии вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:

  1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
  2. Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
  3. Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
  4. Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.

Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.

Поделиться в соц. сетях

Иерусалим

Несмотря на то, что все города государства по-своему красивы и интересны с точки зрения истории и религии, столицей государства является город Иерусалим. Он не имеет таких небоскребов, как Тель-Авив, но на его территории расположен Старый Город. Это памятник христианства и иудаизма, святое место для миллионов жителей планеты. Иерусалим производит на туристов и путешественников неизгладимое впечатление. С утра звучат колокола вперемежку с шумом звучного и современного города. Но современность (дорогие отели и рестораны, бары и кафешки) причудливым образом сочетается с достопримечательностями – памятниками, которые помнят еще шаги Создателя.

Иудаизм и христианство: общие черты

У этих религий общая ветхозаветная основа. В связи с этим многие хотят разобраться в теме «иудаизм и христианство: сходства и различия». Необходимо понимать, что христианство возникло в контексте иудаизма. Спаситель и апостолы и по рождению, и воспитанию были иудеями. Христианство воспринимались другими евреями как одна из иудейских сект.

Эти религии монотеистичны. Они учат о едином Боге, который создал человека по своему образу и подобию. Всевышний – не только Творец, но также любящий и помогающий Отец для людей. Диалог человека и Бога ведётся на протяжении всей жизни как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего народа и человечества целиком.

Иудаизм и христианство учат о человеке как о свободном бессмертном духовном существе, призванном к духовному совершенствованию, Богопознанию и спасению. Также иудеи и христиане верят во всеобщее воскресение мёртвых в конце времён.

Иудаизм и христианство имеют общую концепцию церковного служения Богу. Христианское богослужение во многом испытало влияние иудаизма. Например, заимствовано церковное чтение Священного Писания, псалмов, а также некоторые молитвы («Отче наш») и молитвенные формулы (Аминь, аллилуйя, осанна). 

Иудейские истоки имеют Таинства Крещения и Евхаристии. Так, у иудеев издревле существует обряд ритуального очищения путём омовения, называющийся твила. Евхаристия же включает такие традиционные иудейские элементы, как преломление хлеба и чаша с вином. Они используются при праздновании иудейского Песаха (день памяти об Исходе евреев из Египта). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом на праздничном ужине с апостолами (Тайная Вечеря), который состоялся именно по случаю дня Песаха.

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Современные иудеи

Согласно статистике 2018 года, в мире насчитывается 15 млн иудеев. Около 40% евреев сегодня проживает в США и Канаде, 9% – в Европе. 45% от их количества живёт в Израиле. В этой стране иудаизм не имеет статуса официальной религии, однако он и не отделён от государства. Например, некоторые израильские законы основаны на традиционном иудейском праве. Такими вопросами, как брак, развод, смерть, заведуют только религиозные учреждения. Священный для иудеев субботний день в Израиле является выходным. Праздничные дни также соответствуют иудейской традиции.

Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.

Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна. 

другие религии

11 вопросов про ислам

Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль

9 вопросов про буддизм

Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикетка дня

ПеченьеВидеоигра дня

SimCity (1989)Объявление дня

О ненависти к латиноамериканцам

Архив

Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря­да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас­сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения. 

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо­веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз­раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на­чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере­шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» — это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство — это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Первый храм

Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета – переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, царь Давид вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.

Кроме иудеев в Израиле проживают хритиане и мусульмане

Отвечая на вопрос: какой Бог у евреев, необходимо помнить о том, что в стране также живут христиане и мусульмане. Поэтому второй религией после иудаизма будет христианская или мусульманская. Христиан в стране насчитывается 150 — 200 тысяч человек.

150 — 200 тыс
примерно столько христиан насчитывается в Израиле, большинство из них — католики

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Базилика Благовещения, Назарет. Католики составляют большинство среди израильских христиан. Фото: upload.wikimedia.org

В стране можно встретить представителей всех христианских конфессий. Католики, при этом, составляют подавляющее большинство. Большинство из них униаты. Всего же на 2010 год в Израиле католиков насчитывалось 90 000 человек.

В Израиле проживает примерно 150 — 200 тысяч христиан, большинство из них католики.

В Израиле живет примерно 30 000 православных и верующих древних восточных церквей.

30 тысяч
столько в Израиле православных и верующих древних восточных церквей

При этом израильское православие представляет Иерусалимская православная церковь. Официально она называется Иерусалимский патриархат или Греко-православный патриархат Иерусалима.

Это древнейшая автокефальная поместна православная церковь. Она занимает 4-е место в диптихе автокефальных пометных церквей и управляется патриархом Иерусалимским и Священным Синодом. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости, Свидетели Иеговы, мормоны и т.д.

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. На территории Государства Израиль ислам считается наиболее массовой религией. Фото: upload.wikimedia.org

Для мусульман Иерусалим считается третьим по значению священным городом после Мекки и Медины. Именно этому ислам считается второй по численности религией в Израиле. При этом с VIII до середины начала XX века ислам в стране преобладал.

Связанно это было с арабским завоеванием территории страны. Современные мусульмане в государстве представлены, в основном, израильскими арабами. На 2016 год их число составляет 16,8 % населения страны.

Пищевые запреты

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют `кашерным` (`кашер` с иврита переводится как `подходящий`, `правильный`). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм — это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира — для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма — Тора и Танах — стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман — Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Изгнание и освобождение

В течение последних двух тысячелетий наш народ находится в галуте – изгнании, рассеянный среди других народов мира. После разрушения Второго Храма, во времена Римского владычества, евреи были изгнаны со своей земли и потеряли все «признаки» нации – территориальную, социально-экономическую и культурно-правовую независимость, общий разговорный язык… В силу сложившихся обстоятельств, разные группы евреев оказались изолированы друга от друга (что также упоминается в проклятиях об изгнании), развиваясь самостоятельно в течение сотен лет, сформировав отдельные еврейские общины. Самыми известными являются сефардская и ашкеназская общины (к ашкеназской относятся и многочисленные хасидские общины), также известны персидская, бухарская, грузинская, горская, тейманская, марокканская и другие.

Все эти общины часто ошибочно называют «родственными этническими группами», хотя они являются представителями одного этноса. Удивительным образом, все эти общины сохранили свою аутентичную иудейскую религию, причем во всех основополагающих аспектах не наблюдается никаких различий. Единственное, чем они отличаются – это минъагим, обычаи, принятые в разных общинах. В этом можно увидеть дополнительное доказательство того, что именно иудаизм является основой нашего народа и единственным фактором, обеспечивающим его сохранность на все времена.

Наш народ сохранил Тору и веру на протяжении всего нашего тяжелого изгнания. Величайшие наставники иудаизма (в частности, Хафец Хаим) указали на многочисленные признаки того, что мы находимся в период перед приходом Машиаха (иквета де-Машиха). Кроме того, мудрецы в трактате Санедрин говорят, что нет большего признака приближения Машиаха, чем то, что горы Израиля дадут плоды народу Израиля.

Наш народ называется «старым» народом. Мы прошли через тысячелетия, и видим историю сквозь призму пророчеств Торы. Торат Хаим – Тора жизни – дает нам огромную духовную энергию, силы и радость жизни. Поэтому народ Израиля также называется наар Исраэль – юноша-Израиль. Силу молодости мы черпаем из нашей «старости»: в нас живет наследие мудрецов Талмуда и Мишны, восхваления царя Давида, пророчества, Тора, полученная Моше, вера праотцев. Поднимаясь на Святую Землю, мы слышим обращение Творца к Аврааму: лех леха!

Постигая истинность Торы, видя воочию чудеса Б-жественного правления даже во тьме изгнаний, мы понимаем силу еврея, верного вере отцов. Многие, казавшиеся незыблемыми, империи сошли с арены истории, но иудаизм и его основной носитель – еврейский народ – сохранились и преумножились. Наш народ верен наследию отцов, мы ожидаем прихода Машиаха и окончательного избавления, когда раскроется замысел Творца, и мы воочию увидим, что все происходившее с нами – было к добру.

Ритуалы и праздники

Большое внимание иудеи уделяют соблюдению традиций и ритуалов. Первым и наиболее известным является обрезание

Его проводят всем иудейским мальчикам на 8 день жизни. Эта отметина является знаком на теле, напоминающим об избранности Богом. Молиться нужно каждый день. Также существует ряд ограничений в пище: еда делится на кошерную (разрешенную) и трефную (запрещенную).Основные религиозные праздники иудеев:

  • Шаббат — это сутки покоя каждую субботу, в этот день нельзя работать;
  • Йом-Киппур — день, когда нужно покаяться и возвратиться к Богу через дела добрые или обновление души;
  • Песах — то же, что у христиан Пасха;
  • Шавуот — в этот день Моисей получил Тору;
  • Ханука — его отмечают в честь победы Маккавеев, когда евреи получили возможность исповедовать свою религию;
  • Пурим — в честь спасения от полного уничтожения в вавилонском плену;
  • Тиша бе-Ав — день траура по разрушенным Первому и Второму храмам.

Несмотря на многовековую историю, иудаизм до сих пор остается одним из наиболее известных и влиятельных вероисповеданий в мире. Он стал опорой для евреев во времена гонений и геноцида, и до настоящего времени продолжает провозглашать богоизбранность иудейского народа. Действующие синагоги есть практически в каждом городе Европы, США и Канады, а приверженцы этой религии неустанно несут свою главную жизненную идею всему человечеству.

Общая характеристика иудаизма

Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.

Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.

Менора — ритуальный семисвечник, один из символов иудаизма

Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами.  Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.

Основные догматические положения иудаизма

Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.

В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.

Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире.  В Талмуде говорится: “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.

Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.

Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.

Исторические сведения

После падения Иерусалима Вавилония (современный Ирак) будет центром религии иудаизма более тысячи лет. Первые еврейские общины в Вавилонии возникли со времени изгнания племени Иудеи в Вавилон Иоакимом в 597 году до нашей эры, а также после разрушения Храма в Иерусалиме в 586 году до нашей эры. Еще много евреев мигрировали в Вавилон в 135 году нашей эры после восстания Бар-Кохбы. Вавилония стала центром еврейской жизни вплоть до XIII века. К первому столетию она быстро развивалась, население составляло 1 миллион евреев, которое увеличилось до 2 миллионов, составляя около 1/6 мирового еврейского населения в ту эпоху.

В период европейского Возрождения и Просвещения в общине произошли значительные изменения. Движение Хаскалы сопровождалось более широким Просвещением, поскольку евреи в XVIII веке начали кампанию за освобождение от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. Светское и научное образование было добавлено к традиционному религиозному обучению, полученному студентами, и интерес к национальной идентичности, включая возрождение в изучении истории и иврита, начал расти.

В 1870-х и 1880-х годах евреи в Европе стали более активно обсуждать иммиграцию в Израиль и возможность воссоздать еврейскую нацию на своей национальной родине, выполняя библейские пророчества, касающиеся Шиват-Циона.

В 1933 году с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии положение евреев стало сложным. Иудаизм и его сторонники строго осуждались. Экономические кризисы, расовые антисемитские законы и страх перед предстоящей войной заставили многих евреев бежать из Европы в Палестину, в Соединенные Штаты Америки и в Советский Союз.

На сегодняшний день Израиль ― парламентская страна, где больше половины населения ― евреи. Крупнейшие еврейские общины находятся в Израиле и Соединенных Штатах с основными общинами в Европе, России и Канаде.

Великий основатель и пророк

Основателем считают пророка Моисея. Согласно Книге Исхода Моисей появился на свет, когда его народ, израильтяне, возрастал в количестве. Это обеспокоило египетского фараона. Поэтому он распорядился убивать новорожденных мальчиков-израильтян. Мать Моисея тайно скрыла его. Через дочь фараона ребенок был принят в качестве подкидыша из реки Нил и вырос с египетской королевской семьей. После убийства египетского рабовладельца Моисей бежал в Мадиам, где он встретил Ангела Господня, говорящего с ним на горе Хориб.

Бог послал Моисея, чтобы избавить израильтян от рабства. Моисей привел израильтян из Египта к библейской горе Синай, здесь ему были даны Десять заповедей от Бога, написанные на каменных табличках. Перед смертью Моисей оставил преемника ― Иисуса Навина, благословив его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector