Анализ и история создания произведения «очарованный странник»

Смысл названия

Многие читатели, приступая к прочтению лесковской повести, задумываются о том, почему произведение называется «Очарованный странник». Смысл названия многогранен и глубок. Постараемся в этом разобраться. Николай Семёнович написал свое произведение после того, как в России было отменено крепостное право. Поэтому и основная тема повести — это проблема личности, которая избавляется от влияния чинов и крепостничества.

Это произведение о праведничестве, поэтому так и решил назвать его автор. Главному герою приходится пройти трудный путь, чтобы найти правду и свою опору в жизни. Авантюрист и искатель приключений в финале повести становится монахом — черноризцем. Его исповедь и включена в основное содержание произведение, отсюда и такое заглавие.

Чтобы понять, каков замысел писателя, почему он так назвал своё произведение, следует разобраться со смыслом слов. Так, слово «странник» употребляется в прямом значении, так как обозначает человека, который много путешествует и многое в жизни увидел. Но только Флягин, названый странником, путешествует по своей душе.

Кстати, лексическое значение этого прилагательного может заключаться и в значении «оцепенения» и «колдовство». И под воздействием такого колдовства Флягин совершает много неосознанных поступков:

  • Убийство монаха.
  • Воровство лошадей.
  • Спасение графа.
  • Плен.

Вариант 2

Данную повесть автор изначально назвал иначе «Черноземный Телемак», но, видимо решив, что второе название звучит более оригинально и максимально раскрывает суть рассказа. Оставляет второе название «Очарованный странник».

Главным героем повести, был странник средних лет, который долгое время путешествовал в поисках, для того чтобы обрести умиротворенность своей души. Сам Флягин, являлся большим любителем мечтаний, также ему интересно было смотреть и анализировать поведение посторонних людей.

Почему же Лесков употребляет в названии слово «очарованный», наверное, потому что оно характеризует самого персонажа. Так как он вел себя как околдованный красотой всего окружающего его природы, людей, испытал особую любовь к Родине. Странник во всем старался видеть только хорошее и положительное, не замечая, что твориться вокруг плохое. Флягин всегда прислушается к своему большому доброму сердцу и совершает действия, как велит оно. Большинство событий произошедших с ним хороших и плохих, он считает, что это послание всевышнего. Так как только Бог в силе изменить человеческую судьбу, и направить его на какие-то решения. Не о чем содеянном он не сожалеет, даже о совершенном преступлении.

Некоторые свои поступки странник совершает необдуманно, как будто околдованный, так как его действиям нет логического объяснения, но ему кажется, что он поступает правильно.

Смысл данной повести Лескова, заключается именно в названии. Так как его главный герой не оставит равнодушным читателей после прочтения, а затронем за душу и может заставить изменить свое поведение или отношение к окружающим людям. Флягин жертвовал собой ради спасения посторонних ему окружающих людей, животных, совершал только добрые поступки. Именно так казалось ему, что он делает все правильно. Он жил и безвозмездно помогал и не когда не ждал нечего взамен.

На сегодняшний день если приглядеться в окружающих людей, то можно тоже разглядеть в них очарованного странника, готового помогать всему миру, только не себе самому.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

  • Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
  • Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
  • Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
  • Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
  • Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
  • Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Неуязвимость для смерти

Характеристика Ивана Флягина может быть дополнена тем, что герой честен и открыт перед высшей силой, и она за это вознаграждает и оберегает его. Для смерти Иван неуязвим, он всегда к ней готов. Ему каким-то чудом удается спасти себя от гибели, когда он удерживает лошадей на краю пропасти. Затем цыган вынимает Ивана Флягина из петли. Далее герой побеждает в поединке с татарином, после чего бежит из плена. Во время войны Иван Северьянович спасается от пуль. Он говорит о себе, что погибал всю жизнь, однако никак не мог погибнуть. Герой объясняет это своими большими грехами. Он считает, что ни вода, ни земля не хотят его принимать. На совести Ивана Северьяновича – смерть монаха, цыганки Груши и татарина. Герой с легкостью бросает своих детей, родившихся от татарских жен. Также Ивана Северьяновича «искушают бесы».

Очень краткий пересказ повести «Очарованный странник».

Путешествующая по Ладожскому озеру группа людей встречается с загадочным пассажиром – бывшим конэсером Иваном Северьянычем Флягиным. Они просят его рассказать о своей жизни.

Флягин начинает подробный рассказ с самого детства, когда он почувствовал тягу к лошадям и стал виновником гибели человека. В это время мальчик увидел сон, предрекающий ему полную страданий жизнь.

Испытания Ивана начинались с барской немилости. Крепостной мальчик хотел повеситься, но его буквально “вытащил из петли” проходящий мимо цыган. С ним Флягин вступил на путь преступника.

С цыганом главный герой странствовал недолго. После расставания с вором он какое-то время нянчил маленького ребенка. Украв девочку ради матери у родного отца, Иван бежал и был вынужден скрываться от властей.

Флягин попросил убежища у кочующих татар, а те забрали его в степи. В плену он был вынужден провести много лет, завел несколько жен и детей, но постоянно мечтал вернуться в Россию.

Дождавшись удобного момента, Иван Северьяныч смог сбежать от кочевников и поступил работать конэсером к одному князю. На новом месте ему жилось хорошо и привольно. Хозяин прощал умелому работнику даже чрезмерное пристрастие к алкоголю.

Однажды князь “купил” прекрасную девушку – цыганку Груню. Очень скоро он охладел к красавице и хотел от нее как-нибудь избавиться. Гордая цыганка не могла вынести позора и попросила Флягина убить ее.

Главный герой столкнул девушку с обрыва и поступил на военную службу, чтобы кровью смыть с себя этот страшный грех. На войне Иван Северьяныч сумел отличиться. В награду за подвиг его произвели в офицеры.

Офицерское звание нисколько не помогло Флягину в жизни. К этому времени он уже устал от бесконечных странствий и решил уйти в монастырь. Став монахом, главный герой остался в душе таким же беспокойным мечтателем. Он вел борьбу с бесами, пророчествовал о неизбежной войне. В конце концов настоятель решил отправить неугомонного монаха на богомолье в дальние края.

Путешественники встречают Флягина, когда он направляется на Соловки. Пожилой странник еще полон сил и собирается идти на войну.

Характеристика главных героев

В этой повести имеется несколько действующих лиц. Они происходят из разных слоев общества и относятся к тем или иным национальностям. По этой же причине их образы многогранны. Ключевым персонажем выступает Иван Флягин. Он предстаёт в начале произведения как:

  • старик с седыми волосами;
  • человек большого роста;
  • обладатель смуглого, открытого лица.

Ему на тот момент 53 года. Лесков пишет, что мужчина чем-то напоминает Илью Муромца. Он наивный и добрый, обладает не только смелостью, но и недюжинной физической силой. При этом в нем нет таких черт, как развязность и бахвальство. Этот герой чистосердечен и характеризуется откровенностью.

Хотя он имеет низкое происхождение, в нём присутствуют гордость и достоинство. Попав в плен, Иван не подумал продать собственную родину, так как он ощущал себя патриотом. Но, несмотря на все эти положительные качества, ему довелось совершить немало глупых поступков, из-за которых погибли невинные люди. Через этот момент Лесков передает всю противоречивость, свойственную для русского характера.

Другой интересный персонаж — Груша. Это глубокий и страстный человек. В ней можно выделить такие черты характера:

  • сила;
  • честь;
  • преданность.

Она остаётся верной князю, который когда-то освободил её. Когда тот прогоняет девушку, она демонстрирует гордость, умоляя убить себя, так как не хочет принадлежать кому-то другому. Несмотря на добродетель, которая не вызывает и тени сомнения, в ней присутствует некая бесовская очаровательность. Именно она и приводит к проблемам в её жизни и в жизни мужчин, которые окружают девушку. Флягин также идет на нечестный поступок ради неё. После смерти эта особа принимает неожиданный облик. С одной стороны, она защищает Ивана от пуль, напоминая ангела, с другой стороны, посещает его в монастыре, обретая таким образом дьявольские черты.

«Грехи» Ивана Северьяныча

Ни один из «греховных» поступков не является порождением ненависти, жажды личной выгоды или лжи. Монах погиб в результате несчастного случая. Иван до смерти засек Савакирея в честном бою. Что касается истории с Грушей, то герой поступил согласно велению совести. Он понимал, что совершает преступление, убийство. Иван Флягин осознавал, что смерть этой девушки неизбежна, поэтому он решил взять грех на себя. При этом Иван Северьянович решает вымолить в будущем прощение у Бога. Несчастная Груша говорит ему, что он еще поживет и отмолит Богу и ее, и свою душу. Она сама просит убить ее, чтобы не совершить самоубийство.

Остальные действующие лица

Люди дворянского происхождения в повести предстают в виде отрицательных образов. Они выглядят несколько карикатурно. Например, хозяин Флягина описывается, как жестокий и самовлюбленный человек, не жалеющий крепостных. Князь — эгоист, легкомысленный подлец, готовый на всё ради богатства. Лесков дает понять, что наличие принадлежности к дворянству не предоставляет привилегий, как таковых.

Здесь важны только связи и деньги, поэтому герою так и не удаётся найти своё место, имея чин офицера. Иностранцы, как и представители других религий, отличаются своеобразием. Допустим, татары живут в окружении огромного количества детей, они имеют несколько жён, но чувствуется, что настоящей любви в их жизни нет.

Таков анализ «Очарованного странника» кратко. В нем указаны основные идеи, краткое описание глав с эпизодами, из которых они состоят, форма повествования, а также его проблематика. Дать характеристику произведению со всех сторон благодаря такому обзору будет легче. Он поможет ученикам старших классов, если им необходимо определить те или иные особенности повести, а также составить план «Очарованного странника».

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. «Очарованный странник» продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя «едкую землю» в ящиках.

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он — патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Действующие лица

Если кратко рассмотреть повесть Николая Лескова, то тогда обязательно следует обратить внимание и на характеристику действующих лиц. К главным можно отнести следующих персонажей:

К главным можно отнести следующих персонажей:

  • Иван Северьянович Флягин.
  • Груша.

Иван Северьянович, начиная с первой главы, рассказывает историю своей жизни. Его исповедь показывает, что человек способен преодолеть все жизненные испытания. В финале повести читатель видит монаха, которому уже за пятьдесят, но он умудрён опытом и уже не совершает безрассудные поступки. Сводит судьба Флягина и с Грушенькой, в которую был безответно влюблён. Но молодая и прекрасная цыганка любила князя. По просьбе девушки он убивает её.

Для того чтобы полнее раскрыть авторский замысел и образ главного героя, в тексте есть и другие персонажи:

  1. Граф и графиня из Орловской губернии, у которых Иван выкрал лошадей.
  2. Барин из Николаева, который сам воспитывал дочь.
  3. Мать девочки, которой Флягин помог выкрасть ребёнка.
  4. Офицер, муж сбежавшей женщины.
  5. Князь, владелец суконной фабрики.
  6. Евгенья Семёновна, любовница князя.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети. Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город. В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает «на оброк».

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят «пьяные выходы». Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги. Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает «выход», но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим. Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Груша

Груша — молодая цыганка из повести «Очарованный странник». ­Главный герой Иван Флягин познакомился с ней, когда служил у одного знатного князя. Он был сразу же ею очарован, в особенности ее голосом. В глазах Ивана Северьяныча она идеал. В ней все прекрасно, и внешность, и страстность, и артистизм. Она словно чаровница завораживает его с первой же встречи. Грушенька была выкуплена князем, который также когда-то был в нее влюблен. Теперь он к ней остыл и хотел выгнать из своего дома. Она все еще любила его и ревновала к другим женщинам.

Из разговора, подслушанного Иваном, стало ясно, что князь собирается жениться, а Грушу выдать за Ивана. Груша, узнав об этом, больше не хотела жить. Ивана она не любила, но относилась к нему хорошо. Именно его она попросила воткнуть ей нож в сердце, чтобы не наложить самой на себя руки. Она говорила, что если не умрет, то станет «самою стыдной женщиной». Заколоть ее он так и не смог, но велел молиться и спихнул с крутого обрыва в реку. После этого все свои деньги он отдал в монастырь, как вклад за Грушину душу.

Мистическое и божественное в повести

Слово «очарованный» уже указывает на то, что главный герой будет оказываться под воздействием потусторонних сил и мистики. И если проследить судьбу Ивана Флягина, то можно заметить, что в его жизни есть такие моменты, когда именно высшие силы помогали ему найти правильный путь и совершать поступки, которые помогали ему.

Существует версия о том, что и создание самой повести Лесковым есть дело мистическое, так как он смог написать это произведение на одном дыхании. Даже сам автор удивлялся тому, как легко ему писалось. Так, всего лишь за год им было написано двадцать глав повести. В жизни все события кажутся невероятными, ведь они несут какой-то знак Ивану.

В молодые годы по вине героя гибнет священник. Поэтому-то Флягину и приходится нести свой крест, пройти много испытаний и оказаться в монастыре. Были в жизни героя и такие моменты, когда он спасал людей, находясь в самой гуще военных событий, но его даже пуля не брала. Он пятнадцать лет служил на Кавказе, где была война, и не получил ни одного ранения. Провидение его сберегало, так как ему была предначертана другая миссия.

Иван Флягин должен был отдать свою жизнь служению Богу. Из текста произведения можно узнать, что мать героя ещё до его рождения обещала отдать ребёнка на служение Богу.

История создания

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он — патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector