Ислам

Страны с мусульманским населением

Среди стран мира насчитываются тридцать девять государств, где мусульмане составляют большинство населения – более восьмидесяти процентов жителей, а также есть тринадцать государств, где мусульманское население преобладает. Среди остальных государств можно выделить пятнадцать таких, где мусульманское население играет значимую роль, то есть составляет от двадцати до сорока девяти процентов, а еще в тридцати трех государствах представители исламской веры являются влиятельным меньшинством. То есть в 100 государствах мира мусульмане составляют значимую часть общества.

Но в остальных странах мусульманское население также представлено: в сорока странах мусульмане в меньшинстве, а еще в пятидесяти семи государствах существуют немногочисленные мусульманские общины.

Откуда взялся Ислам в Европе и проживали ли мусульмане на территории Средневековой Европы?

10 самых преобладающих стран с мусульманским населением

Можно выделить десять стран с самым большим числом мусульман среди населения. В эту десятку входит:

  1. Индонезия (231 миллион);
  2. Пакистан (195 миллионов);
  3. Индия (191 миллионов);
  4. Бангладеш (150 миллионов);
  5. Нигерия (100 миллионов);
  6. Египет (89 миллионов);
  7. Иран (80 миллионов);
  8. Турция (80 миллионов);
  9. Алжир (42 миллионов);
  10. Эфиопия (36 миллионов).

Поскольку ислам является на планете Земля второй по численности религией, мусульманская умма включает в себя сто двадцать государств, являясь государственной религией в двадцати восьми странах, среди которых Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, Марокко, Пакистан, Ирак и Иран, а также многие другие. Преобладающей религией ислам является в Азербайджане, в Албании, Исламской Республике Афганистане и Алжире, Бангладеше и Королевстве Бахрейн. Исламская религия преобладает в Боснии и Герцеговине, Демократической республике Буркина Фасо, в Брунее и Гамбии, а также в Гвинее-Бисау.

Если сравнить статистические данные о том, сколько мусульман в мире на 2021 год и сколько стало в 2021 году, то можно увидеть значительный прирост, но если сравнивать в ракурсе большего промежутка времени, то можно увидеть что за последние полвека количество мусульман в мире увеличилось на 235%.

Мусульмане в России

Россия в списке государств, в которых среди населения есть мусульмане, находится на двадцать первом месте – в Российской Федерации проживает больше восемнадцати миллионов мусульман, но это количество в России растет в последние годы за счет высокой рождаемости среди мусульманских народов, а также за счет выросшего уровня миграции из мусульманских стран Средней Азии.

Согласно проведенной в последний раз в 2002 году переписи населения, мусульмане в России составляют 11% от всего населения и представлены сорока народами, традиционно исповедующими ислам: это аварцы, чеченцы, даргинцы, азербайджанцы, казахи, лакцы, башкиры, киргизы, узбеки, татары, таджики, лезгины, абадзины, адыги, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши, табасараны, турки-месхетинцы, рутульцы, цахуры и агулы, а также другие народности. По неофициальным данным доля россиян относящих себя к исламской религии составляет от 20 до 30%.

Простота, Рациональность, Практичность

Ислам – не есть религия, основанная на таинстве и
мифологии. Его учение лишено суеверий, не противоречит здравому смыслу; оно
доступно и элементарно. Единство Бога, пророчество Мухаммада, и идея жизни
после смерти – вот главные моменты исламского вероубеждения, из которых
вытекают остальные положения этой религии. Здесь нет ничего запутанного,
непонятного. Все логично, разумно, ясно и открыто. В исламе вы не найдете
иерархии священнослужителей, абстрактных понятий, сложных обрядов или ритуалов.

Коран доступен для каждого человека. Кто
угодно может читать его и выполнять предписанное. Ислам пробуждает рассудок
человека, снимает пелену с глаз, побуждает видеть вещи такими, какие они есть
на самом деле. Согласно исламу, человек должен стремиться познать. Господь
повелевает в Коране:

«…и говори: «Господи!
Приумножь мои знания» (Коран 20:114)

А также:

«Неужели равны те, которые знают, и те, которые
не знают? Воистину, поминают назидание только обладающие разумом…» (Коран 39:9)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение
Аллаха)  в одном из своих хадисов сказал:

«Кто оставит свой дом в поисках
знаний, тот следует по пути Господа» (Ат-Тирмизи).

«Поиск знаний – обязанность каждого
мусульманина» (Ибн Маджа, Аль-Байхакы).

Так, ислам выводит человека из темного
мира суеверий в светлый мир знаний.

Религия ислам не ограничивается теорией.
Она утверждает, что вера – это не просто провозглашение убеждений, а настоящий
образ жизни. Вера человека должна подтверждаться его праведными поступками. Вот
поэтому ислам еще и практическая религия. Господь говорит в Коране:

«Тем, которые уверовали и совершали праведные
деяния, уготованы блаженство и прекрасное место возвращения» (Коран 13:29)

А пророк Мухаммад (мир ему и благословение
Аллаха) сообщил:

«Господь не принимает веры человека,
если она не подтверждена поступками, и не принимает поступков, если они не
подтверждаются верой» (Ат-Табарани).

Так, простота, рациональность и
практичность делают ислам уникальной и подлинной религией.

Исторический экскурс

История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.

Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога. Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы. Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) . Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения. После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став «центром» ислама, который объединил всех арабов.

Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.

Основные течения ислама

Существует два самых популярных вида ислама — суннизм (сунниты) и шиизм (шииты).

Суннитами являются около 84–90% всех мусульман (это направление также наиболее распространено среди мусульман России). Сунниты — это первое поколение мусульманской общины и те, кто следует традициям Мухаммеда.

Шиитами являются 10–16% всех мусульман. Шииты — равно уважают Мухаммеда и Али (двоюродный брат и зять Мухаммеда), они считают, что Али был его назначенным преемником (имамом), значит именно он, как назначенный потомок, должен возглавлять мусульманскую общину. Шиизм широко распространён в таких странах, как Иран, Пакистан, Индия и Ирак.

Знакомство со столпами веры

В Исламе 6 столпов на которых основана вера:

Мусульмане верят в Аллаhа – Единственного Бога, не имеющего себе равных, Создателя небес и земли и того, что между ними. И после создания не оставившего Свои создания без внимания, Он Единственный, Кто оживляет и умертвляет, даёт пропитание, лечит, ведет по прямому пути. Он Единственный, достойный поклонения, и нет божеств, кроме Него. У него прекрасные имена и атрибуты.

Мусульмане верят в ангелов, как беспрекословных слуг Аллаhа, созданных Им из света.

Мусульмане верят в божественные книги, последней из которых является Кур’ан (Коран), сохранённый Аллаhом в неизменном виде.

Мусульмане верят во всех пророков и посланников, любят их всех, считают их учителями человечества. Последним из пророков и посланников был Мухаммад ﷺ.

Мусульмане верят в Судный день, когда все люди ответят перед Всевышним Богом за свои поступки и будут направлены в Рай или в Ад.

И мусульмане верят в божественное предопределение. Вера в то, что все события, происходящие во Вселенной, с людьми и другими творениями предопределены Всевышним. Как говорил имам Ахмад, предопределение в Исламе является проявлением силы, могущества Бога. Предопределение Аллаха, как и все, за рамки Его могущества не выходит, являясь сокровенной тайной Творца, которая никому, кроме Него, неизвестна.

Чтобы предостеречь человека от зла и заблуждений, и чтобы одновременно испытать его, Аллаh возложил на него определённый минимум обязанностей: пять столпов Ислама.

Культура и искусство

Геолокация ислама в VII веке стремительно расширялась. С 632 года благодаря завоеваниям будущей Великой империи мусульманство появилось в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе. Прочно осев в Турции, ислам достиг Балканского полуострова. Менялось мировоззрение, привычный уклад жизни населения этих стран, культура.

Религиоведы считают, что христианство ― старейшая религия ― в большой степени способствовало появлению ислама. Так ли это? Да, но кое с чем поспорить трудно: в результате противостояния двух религий мусульманство превратилось в настоящее учение. Появилась спекулятивная дисциплина (рационалистическая теология), призывающая обращаться к разуму как к Наивысшей силе. Со временем появляются различные школы:

  • группа справедливости и единобожия;
  • ашаризм (основное направление калама);
  • суннитские школы.

Также в качестве сопутствующих предметов начинают преподаваться астрономия и математика. Многое ислам заимствовал у других сверхдержав: Византии, Сирии, Персии, Индии. Наука в целом очень поощряется Кораном. В нем сказано, что истинный мусульманин должен стремиться впитать в себя как можно больше знаний. Некоторые научные деятели убеждены, что именно в исламском мире впервые зародилась наука, которую мы сегодня знаем. Хоть наука и религия мало соприкасаются друг с другом, мусульмане нашли иной подход. Миру известны великие умы: А. Салам (отметился в области ядерной физики, был лауреатом Нобелевской премии), Альхазен (внес вклад в разработку современных научных подходов) и другие ученые-мусульмане, которые приложили немало усилий для развития дисциплин:

  • геометрии;
  • медицины;
  • логики;
  • биологии;
  • физики и т. д.

В жизни мусульманина много религиозных праздников, которые становятся официальными в ряде стран:

  1. курбан-байрам (праздник жертвоприношений), во время которого постятся и совершают паломничество в Мекку;
  2. праздник вознесения ― Мирадж;
  3. день рождения святого Мухаммеда;
  4. обрезание;
  5. траурные церемонии (ашура).

Особое внимание уделяется главному событию года – курбан-байраму. Это мероприятие длится неделю (в некоторых странах до 10 дней)

Курбан-байрам ― один из самых кровавых праздников: это дни ограничений и подношений жертв (баранов). В основе этого праздника лежит легенда об отце, который по указанию Бога должен был принести в жертву своего любимого сына.

В Библии есть похожий сюжет, что еще раз доказывает общность мировых религий. Сына Ибрахим (которому было поставлено условие зарезать дитя) не убил, так как Аллах решил, что Ибрахим по-настоящему верен и предан ему: можно считать, что жестокое испытание пройдено. Жертва была заменена на барашка. Сейчас чаще в жертву приносят баранов, но подходит и другой скот: верблюды, козлы, коровы. Сам обряд жертвоприношения требует соблюдения правил и проводится в определенной последовательности: чтение молитвы во время убийства животного, совершение омовения, трапеза из мяса жертвы, подаяние беднякам.

История возникновения

Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед — основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище — Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.
Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульманМухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка — 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел — неизвестно.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Численность мусульман

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).

По состоянию на начало года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман .

Считается, что история ислама в Аравии и мире в целом олицетворение Мухаммада

Из-за отсутствия на территории какого-либо политического союза и организованного правительства между арабами постоянно происходили конфликты и войны. Племенные распри, набеги и грабежи одного племени другим были обычным явлением Арабской жизни в то время. Суеверие, неограниченная свобода и неограниченное наслаждение господствовали в арабском обществе. Множественность жен и мужей была в порядке вещей. Прелюбодеяние было распространено среди доисламских арабов. Положение женщин в арабском обществе крайне унизительно, к ним относились как к движимому имуществу и с презрением. Рождение ребенка женского пола считалось великим проклятием, и девочки часто были заживо похоронены бессердечным отцом. Женщины доисламских времен не имели никакого статуса в обществе.

В экономическом отношении доисламское арабское общество было примитивным. В стране было мало сельского хозяйства, а люди вообще жили благодаря разведению овец и крупного рогатого скота. Лишь немногие из них вели торговлю с соседними странами, которые становились богатыми и преуспевающими в этом обществе.

Что такое шариат и адат

Шариат — мусульманское право, основанное на Коране и Сунне, — охватывает все сферы жизни мусульман: семейное и уголовное право, догматику, религи­озный культ, этику. Ислам не разграничивает светскую и религиозную сфе­ры жизни, поэтому правовая система большинства мусульманских стран основана на шариате.

В некоторых мусульманских общинах, помимо этого, существуют местные доисламские обычаи — адат. Притом иногда — как, например, с традициями кровной мести, женского обрезания или похищения невест — они противо­речат нормам шариата. Мусульманские правоведы боролись с адатом, но эта борьба нередко оставалась безуспешной, а нормы адата и шариата оказы­вали влияние друг на друга. Одни формы адата со временем ушли в небытие, но другие по-прежнему играют важную роль в разных мусульман­ских регионах, в частности на Кавказе.

Соблюдение поста

Четвертым столпом Ислама является соблюдение поста в месяце Рамазан. Пост, согласно Шариату, – это воздержание в течение светового дня, то есть от рассвета до заката солнца, от всего того, что нарушает его. Пост нарушают, к примеру, прием пищи и питья, половые отношения, рвота, попадание внутрь человека чего-либо видимого и т. п.

Соблюдение поста оберегает человека от грехов, приучает к богослужению, способствует противостоянию страстям и похоти, приносит пользу для здоровья: лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки, а также содействует развитию у человека чувства жалости и сострадания по отношению к бедным. Одному лишь Аллаху известно, какое вознаграждение ждет постящегося человека. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что у Рая есть особые врата, которые называются «ар-Раян», через которые в Рай войдут только постящиеся. И они непременно увидят Всевышнего Аллаха в награду за соблюдение поста.

Если человек пропустит один обязательный пост, не имея на то шариатской причины, то вред, который тем самым он нанесет себе, он не в состоянии возместить, даже если будет поститься в течение всей жизни. Помимо обязательного поста в месяце Рамазан, существуют и желательные для соблюдения поста месяцы и дни, за которое предусмотрено особое вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Также у поста есть действия, являющиеся суннами и адабами, и если стараться усердно соблюдать их, то за это тоже Всевышний одарит мусульман благим воздаянием. Об этих постах и действиях необходимо узнавать у богословов и из ученых книг и нужно всячески стараться соблюдать их.

Человек, который постится, должен уделять особое внимание остережению от грехов своих глаз, ушей, языка и других органов тела. Если не оберегать части тела от запретного, то мы не получим за пост вознаграждения, хотя обязанность по посту считается выполненной

Распространение религии

Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно. Но постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира — Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.
Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия

М

Мазхаб — «Школа» или «доктрина». В исламской терминологии является названием мусульманского религиозно-правового учения, богословско-правовой школы, подразумевая мазхаб по фикху. Существует несколько наиболее распространенных мазхабов по фикху: Шафиитский, Маликитский, Ханбалитский и Ханафитский. Среди мазхабов по акыде выделяют матурадитов, ашаритов и саляфитов, то есть акыда до каляма. 
Макрух — нежелательные действия: макрух танзихи означает нечто «нежелательное», макрух тахрими – нечто запретное.
Мансух — исламский термин, называющий аннулированные религиозные предписания или аяты из Корана.
Масджид аль-Акса — название Мечети в Иерусалиме, которая является третьей святыней Ислама. Буквально означает — «отдалённая мечеть».
Мать правоверных — звание, которое носили все жены Пророка Мухаммада ﷺ.
Махди — переводится как «ведомый». Так называют мессию, провозвестника приближающегося конца света, самого последнего преемника Пророка Мухаммада ﷺ. В хадисах идея Махди толкуется широко, но в Коране нет о нем упоминания.
Махрам — исламский термин, которым называют человека, за которого не может выйти женщина, поскольку он является ей близким родственником. Для женщины махрам – это сын, брат, муж или отец и т.д., а для мужчины – дочь, сестра, мать, жена и т.д. С такими людьми женщина может оставаться наедине или отправиться вместе в путешествие.
Ма ша Аллах — с араб. — «то, что пожелал Бог». Используется в качестве выражения благодарности Богу или изумления его деяниям.
Минбар — в араб. переводе — «возвышенность». В исламской терминологии — кафедра, на которой находится имам во время произнесения пятничной проповеди, с которой вовремя джум‘и и прочих праздников имам-хатыб проводит свои проповеди.
Мисвак — дословно переводится как «сивак». Название щетки, предназначенной для чистки зубов, которая изготавливается из корня или веток дерева арак. При разжевывании волокон древесины они разделяются, образуя кисточку.
Мубах — нейтральное, допустимое или свободное действие.
Муджахид — в переводе — «совершающий усилие» или «борец». Участник джихада либо мусульманин, борьба которого соответствует одному из определений джихада и укладывается в его причинные рамки.
Муджизат — нечто чудесное, что выходит за пределы возможностей человека и тем самым служит доказательством истинности миссии Пророка Всевышнего ﷺ.
Мустахаб — с араб. — «рекомендованный». Одобряемое или желаемое действие.
Мут‘а — с арабского — «брак для удовольствия» или временный брак, распространенный у арабов еще в доисламские времена, а также разрешенный в первые годы ислама, но запрещенный впоследствии

Также этим термином называли освобождение от ихрама после того, как было совершено малое паломничество имеющим намерение вступить в ихрам, чтобы снова совершить хадж.
Муташабихат — исламский термин, который подразумевает аяты, которые трудны для понимания или неясны, поэтому на них обращают пристальное внимание комментаторы.
Муфтий — в переводе с арабского — «высказывать мнение». Исламская терминология именует так знатока Шариата, ученого, которые дает разъяснение основных положений Шариата, а также принимает решение в спорных вопросах, делая особое заключение, которое основывается на шариатских принципах и имевших место прецедентах.
Мухаддис — так именуют ученого, который глубоко изучил науку о хадисах.
Мухкам — так именуют аяты Корана, которые содержат религиозные предписания, которые ясны или не аннулированы.
Муэдзин — с арабского – «призывающий на молитву»

Человек, который служит в мечети и призывает на молитву мусульман, провозглашая азан, икамат.
Мусульманин или муслим – человек, который придерживается религиозной доктрины Ислама. Дословно с арабского переводится как «предавшийся Аллаху».

Прогнозируемые демографические изменения

Исследование Pew Research в 2015 году показало, что ожидается, что мусульманское население будет расти вдвое быстрее (70%), чем население мира к 2060 году (1,8 миллиарда в 2015 году до 3 миллиардов к 2060 году). Этот ожидаемый рост намного больше, чем у любой другой религиозной группы. К 2030 году мусульмане, вероятно, будут составлять примерно 25% от общей численности населения мира. Этот ожидаемый рост объясняется тем, что мусульманские семьи, как правило, имеют больше детей, а также тем фактом, что у мусульманского населения самый молодой средний возраст из всех религий. Кроме того, улучшение условий здравоохранения в странах с мусульманским большинством в настоящее время увеличивает продолжительность жизни и снижает детскую смертность, что, если тенденции сохранятся, также будет способствовать росту мусульманского населения в большей степени, чем любая другая религиозная группа. Однако эти тенденции характерны не для всех регионов. Фактически, ожидается, что рост мусульманского населения замедлится в Азии , Африке и на Ближнем Востоке из-за более низкой рождаемости.

Ожидается, что наибольший прирост мусульманского населения будет на Ближнем Востоке и в Африке . Кроме того, к 2030 году прогнозируется , что Пакистан станет страной с самым большим мусульманским населением. Ожидается, что количество мусульман вырастет до 8% (52,8 миллиона) от общей численности населения Европы , и этот рост, как ожидается, будет самым большим в странах Западной Европы. . Однако в России будет самое большое количество мусульман в Европе. Ожидается, что большинство этих изменений будет связано с иммиграцией.

В Северной и Южной Америке , Канаде «s мусульманское население , как ожидается , возрастет до 6,6% и США » до 2% к 2030 г. Это увеличение, как и Европа, как ожидается, будет в основном за счет иммиграции.

Мусульманское образование

Преемственность всякой исламской общины обеспечивалась системой религиозного образования, обязательным элементом которой было обучение языку Корана, т.е. литературному арабскому; так было и в России. Самые ранние известия об исламизации этого региона упоминают наличие школ (куттаб, мадраса) наряду с мечетями, помещения которых также использовались для преподавания, но нет сведений о какой-либо местной их специфике. Служители исламского культа, как правило, обучали детей и взрослых грамоте. Конкретные сведения о мадраса, в которых готовили духовных наставников, учителей и управленцев (мулл, имамов-хатибов, муэдзинов, мугаллимов, мударрисов, кадиев, мухтасибов, нутаваллиев), имеются для времени Екатерины II: в 1771 году были открыты в Казани мадраса Апанаевская и Ахундовская, в 1780 году — Амирхановская. Расцвет системы мусульманского образования в регионе приходится на конец XIX — начало XX веков, когда соперничали «традиционалисты» и «обновленцы«. Кроме большого числа начальных школ (мектеб/мактаб) среди мадраса повышенного типа выделялись крупные — Мухаммадийа, Марджанийа, Касимийа, Амирханийа, Азимовская в Казани, Усманийа, Галийа, Хакимийа, Хасанийа в Уфе, Хусайнийа в Оренбурге, Иж-Буби в Вятской губернии. В Бахчисарае знаменитой была мадраса Зинджирлы, в которой Исмаил-бей Гаспринский впервые ввел новые методы обучения и новые предметы; по его примеру многие мусульманские школы России стали новометодными. Из учебных заведений этого типа вышла почти вся мусульманская интеллигенция, в том числе леворадикальная (она восприняла социалистические и коммунистические идеи, составила опору советской власти и почти целиком была ею истреблена). Российские власти усмотрели в них опасность, и с целью «противодействия татаро-мусульманскому влиянию» в 1910 году было проведено Особое совещание, созванное П.А.Столыпиным, которое приняло решение запретить преподавание в них небогословских дисциплин.

Мусульмане регионов, входивших в состав Российской империи, испокон веков были потребителями религиозной литературы, созданной в других регионах на арабском и персидском языках. Местные авторы изредка писали комментарии на отдельные произведения или делали из них извлечения, обычно в учебных целях. Черты оригинальности были присущи лишь поэтическим творениям суфийского содержания на локальном варианте литературного тюркского языка. Опыты использования кавказских языков для изложения исламского учения относятся только к концу XIX — началу XX веков. Библиотеки некоторых мечетей и мадраса, а также отдельных ученых нового времени, судя по их уцелевшим остаткам, содержали и старинные рукописные экземпляры, но происходят они из центров исламской учености на юге; местные же рукописи чаще всего представляют собой ученические копии и разного рода сборники смешанного содержания. Дело тут не только в плохой сохранности и сознательном уничтожении всего, что писано арабским алфавитом, но и в распространении печатной книги, сильно потеснившей рукописную. Первое издание Корана в арабском оригинале было осуществлено в типографии И.К.Шнора в Санкт-Петербурге в 1787 году и повторено там же несколько раз, а затем ее оборудование было перевезено в Казань и передано (из цензурных соображений) сначала Первой гимназии, позднее — Университету. Здесь печатали Коран, экземпляры которого расходились по всей России и за ее пределами. Кроме казенной учреждались позднее и частные типографии с конца XIX века не только в Казани, но еще в Петербурге, в городах Поволжья, Крыма и Дагестана; выпускали они разнообразную мусульманскую религиозную литературу значительными тиражами из года в год вплоть до 1917 года. Татарский календарь, выходивший с 1857 года в Казани, стал первым мусульманским периодическим изданием в России. В 1883 году Исмаил-бей Гаспринский начал издавать в Бахчисарае газету «Тарджуман», с 1905 года число мусульманских газет и журналов увеличилось. С каждым годом они приобретали все более светский характер, в том числе даже официальный орган ОМДС Ма’лумат махкама-йи шар’ийа. В советское время вся мусульманская пресса сошла на нет.

Возрождение ислама в России сейчас сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры (в некоторых регионах принято решение построить по мечети в каждом населенном пункте). «Второе дыхание» получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков.

Какие у мусульман праздники

Праздник разговения Ид аль-Фитр в Пакистане. 2016 год

Мусульмане пользуются лунным календарем, поэтому даты праздников относительно общепринятого григорианского календаря ежегодно сдвигаются. Один из главных праздников — жертвоприношение, которое в России известно под тюркским названием Курбан-байрам. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о пророке Ибрагиме (Аврааме) и его готовности пожертвовать Богу собственного сына. Праздником разговения (по-тюркски Ураза-байрам) завершается пост в месяц Рамадан. Мусульмане верят, что 27-го числа месяца Рамадан, в так называемую Ночь предопределения, Бог прини­мает решение о судьбе каждого человека. Считается, что именно этой ночью Мухаммед получил первое божественное откровение. Шииты, помимо обще­исламских праздников, отмечают день рождения имама Али и некоторые другие даты.

Экспансия ислама

В конце XX — начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие.

Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» исследователь отмечает:

«История показывает, что исламизация страны начинается тогда, когда появляется значительное число мусульман, и они начинают отстаивать свои религиозные права и требовать привилегий. И когда политкорректное, толерантное и культурно разрозненное общество начинает идти на поводу у мусульман в их требованиях, начинают появляться уже некоторые иные тенденции…».

Далее Хэммонд приводит характерные черты поведения исламской части общества в зависимости от численности мусульман:

  • Пока популяция мусульман не превышает 2%, независимо от страны, они будут вести себя по большей части как миролюбивое меньшинство и не будут представлять особой угрозы для граждан.
  • При достижении уровня 2-5% населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.
  • При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм.
  • Когда мусульманское население достигает 10%, они, по мнению Хэммонда, начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий. «Например, в Париже, — пишет автор, — мы уже видим поджоги баров. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, — что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе».
  • При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.
  • После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой широкомасштабной резни, периодического террора.
  • Когда мусульман станет большинство — более 60%, граждане – немусульмане начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.
  • При достижении 80% — государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.

«И когда эти проверенные историей методы дадут свои плоды, государство приблизится к тому, чтобы стать полностью исламским — на 100%, оно станет «Дар-аль-ислам» (дом, земля ислама). Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе – единственным учебным заведением, а Коран – единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector