«баня» в холодном павильоне «мосфильма», снег из пенопласта и другие интересные факты о фильме «ирония судьбы, или с лёгким паром!»

Содержание фильма «Ирония судьбы или С легким паром»:

Фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) – лента Эльдара Рязанова, состоящая из двух серий. Картина награждена государственной премией СССР. У многих этот фильм стал ассоциацией с новым годом и ностальгическим настроением.

Сюжет фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Сатирическая мультипликационная заставка о типовых архитектурных строениях становится эпилогом этого кино. В анимации высмеивается то, как дома-муравейники похожи один на другой во всех городах СССР.

1 серия

Врач-хирург 36 лет, холостяк Евгений Лукашин (актёр Андрей Мягков) намерен встретить Новый год с невестой Галей в новой квартире по адресу: третья улица Строителей, дом 25, квартира 12. Он хочет сделать девушке предложение и рассказывает ей о том, что как-то хотел жениться, но сбежал в Ленинград, отказавшись от этой затеи.

Женя даёт Гале (актриса Ольга Науменко) ключи от квартиры, как знак серьёзности своих замыслов. В преддверии праздника Женя с друзьями Павлом (актёр Александр Ширвиндт), Сашей (актёр Александр Белявский) и Мишей (актёр Георгий Бурков) отправляются в баню. Это их давняя традиция. В бане компания напивается и отправляется в аэропорт провести Павлика, который летит к жене в Ленинград. По ошибке в самолёт садится спящий Женя.

В аэропорту Ленинграда он просыпается и берёт такси, называя адрес в Москве. В в Ленинграде есть такой же недавно построенный дом с аналогичным адресом. Женя поднимается в квартиру, мнимую его собственной, открывает двери ключом. Типичная для советского союза мебель располагается в квартире в Ленинграде. Люди также вселились в неё недавно, повсюду беспорядок. Женя, обессилевший от алкоголя, крепко засыпает.

В квартиру возвращается учитель русского языка и литературы, Надежда Шевелёва (актриса Барбара Брыльска). В её планах встреча праздника с Ипполитом (актёр Юрий Яковлев), её женихом. Она пытается разбудить спящего в её постели незнакомца и выгнать до прихода ревнивца-жениха. Женя сопротивляется, ведь незнакомка ворвалась в его жилище. Только когда герои показали друг другу паспорта, выясняется нелепость сложившейся ситуации. Невеста Жени ждёт его в Москве, а он в Ленинграде.

Ипполит устраивает сцену ревности, не поверив, что всё это правда. Женя уходит, но возвращается, так как у него нет денег на билет до. Надя соглашается помочь, а Ипполита уходит. Надя разрешает протрезвевшему знакомому остаться, чтобы дозвониться до невесты. Раздосадованная Галя не желает слушать жениха.

2 серия

Герои начинают испытывать к друг другу симпатию. Возвращается Ипполит. Из-за драки Надя выгоняет из дома обоих. Женя возвращается, так как забыл у женщины портфель. Возвращается и остаётся.

Надя считает, что у них с Женей нет будущего. Утром москвич домой, взяв фото учительницы. Надя видит дома портфель нового знакомого.  Решив, что это судьба, она прилетает к любимому в Москву. Смотреть «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» онлайн.

Легендарная новогодняя «Ирония судьбы или с легким паром», википедия

В первый день далекого 1976 года зрители впервые увидели ленту, которая сейчас является главной традицией русского нового года. Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей.  7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. До 1978 года, согласно Фёдору Раззакову, фильм «по ТВ посмотрели порядка 250 миллионов человек». Фильм в сокращённом виде шёл  в кинотеатрах и в таком виде его посмотрели около 7 миллионов зрителей.

Интересные факты

  • В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»).
  • В начале фильма в исполнении Сергея Никитина звучит песня на стихотворение Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит», которое уже появлялось на телеэкранах (в снятом четырьмя годами ранее телефильме «Холодно — горячо»), но без музыки.
  • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская панельная пятиэтажка, на которой была установлена табличка о фильме в виде портфеля с веником. Пятиэтажка была снесена в 2015 году, но табличка была сохранена бывшими жильцами. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско. В 2016 году в рамках строительства второй очереди космодрома Восточный в ЗАТО Циолковский появилась 3-я улица Строителей, как увековечивание памяти Эльдара Рязанова (1-й и 2-й улицы Строителей в городе нет).
  • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 1950-е годы Рязанов снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в других фильмах Рязанова — «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих» и «Привет, дуралеи!».
  • В одном из эпизодов фильма по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка».На экране видна Людмила Гурченко, которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В этом же эпизоде вместе с Людмилой Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль Жени, но не был утверждён. При этом известно, что премьера фильма состоялась в субботу 4 января 1975 года.
  • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Награды

  • 1976 год — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» признана по опросу журнала «Советский экран» лучшим фильмом года.
  • 1976 год — Андрей Мягков признан лучшим актёром СССР по опросу журнала «Советский экран».
  • 1976 год — Алле Пугачёвой был полностью посвящён отборочный выпуск Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня-76» от 25 сентября 1976 года, где она исполнила 4 песни из кинофильма:
    • «На Тихорецкую»,
    • «Мне нравится»,
    • «По улице моей»,
    • «У зеркала».
  • 1977 год — Государственная премия СССР. Награждены: режиссёр Эльдар Рязанов и исполнители главных ролей (Андрей Мягков и Барбара Брыльска); композитор Микаэл Таривердиев; оператор Владимир Нахабцев; автор сценария Эмиль Брагинский.

[править] В ролях

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1 серия

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 2 серия

Актёр Роль
Андрей Мягков Евгений Михайлович Лукашин
Барбара Брыльска Надежда Васильевна Шевелёва
Юрий Яковлев Ипполит Георгиевич Жених Нади
Александр Ширвиндт Павлик Друг Евгения Лукашина
Георгий Бурков Миша Друг Евгения Лукашина
Александр Белявский Саша Друг Евгения Лукашина
Ольга Науменко Галя Невеста Евгения Лукашина
Лия Ахеджакова Таня Сотрудница и подруга Надежды
Валентина Талызина Валя Сотрудница и подруга Надежды
Любовь Добржанская Марина Дмитриевна Мама Евгения Лукашина
Любовь Соколова Мама Нади
Готлиб Ронинсон Пассажир из Пулково
Эльдар Рязанов Пассажир рейса № 392 «Москва — Ленинград»
Александр Постников Прохожий В титрах не указан

Озвучивание

Актёр Роль
Валентина Талызина Надежда Шевелёва Персонаж Барбары Брыльской
Сергей Никитин Евгений Лукашин Пение песен
Алла Пугачёва Надежда Шевелёва Пение песен

Санни вместо Раджива улетел в Нью-Йорк

В бекмамбетовской версии «Иронии судьбы…» 2007 года сыграли Сергей Безруков, Барбара Брыльска, Лиза Боярская и Валентина Талызина. Кадр из фильма

В 2007 году Тимур Бекмамбетов снял сиквел комедии — «Ирония судьбы. Продолжение», где действуют дети главных героев в исполнении Константина Хабенского (Костя Лукашин), Елизаветы Боярской (Надежда Ипполитовна) и Сергея Безрукова (Ираклий, жених Нади). Но еще более веселую версию легендарной комедии сделали индусы! Творение, снятое в 2015 году, назвали «Я люблю Новый год!» (I Love New Year!). По сюжету главный герой картины Санни переборщил с алкоголем в бане и вместо Раджива улетел из Мумбая в Нью-Йорк. Как назло, в Нью-Йорке были точно такие же улицы и дома, как в Мумбае, — почти как на улице Строителей. Ключ Санни подошел к двери квартиры прелестной певицы Канганы, которая готовилась отметить Новый год с женихом Кумаром. Лента предназначена только для проката в США и Индии. «Какая гадость, эти ваши цыплята тандури!» — шутят зрители.

В индийском ремейке советской комедии главный герой Санни приезжает в чужой дом к певице Кангане. Кадр из фильма

[править] Песни и стихотворения


Бард Сергей Никитин

При озвучивании фильма за Барбару Брыльску все песни исполнила в будущем выдающаяся советская и российская певица Алла Пугачёва, которая в 1975 году, когда выходил фильм, впервые добилась успеха на большой эстрадной сцене: Алла Пугачёва завоевала Гран-при XI международного фестиваля эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии со ставшей всесоюзно известной песней «Арлекино». В титрах фильма Алла Пугачёва не упоминается.

По решению Эльдара Рязанова, за героя фильма Евгения Лукашина песни исполнил бард Сергей Никитин (позже со смехом вспоминавший в связи с этим исполнением, что герой Мягкова, перед тем, как спеть голосом Никитина песню «Если у вас нету тёти», заявил: «Сейчас я вам спою, правда, пою я не очень хорошо»). В титрах фильма Сергей Никитин также не был упомянут.

Андрей Мягков, исполнивший роль Жени Лукашина, хотел сам спеть песни при озвучивании фильма. Актёр обиделся на режиссёра, что тот не дал обладающему хорошим голосом Мягкову петь самому, кроме отрывка «Застольной песни» Бетховена и дурашливого «исполнения» романса Абазы «Утро туманное», где в тексте появились фразы «Скатертью дорога» и «Приводи всё отделение милиционеров». В следующем фильме Рязанова, не менее известном и любимом зрителями до нашего времени, «Служебном романе», где Мягков также сыграл главную роль (Анатолий Ефремович Новосельцев), все мужские песни исполнял уже лично Андрей Мягков.


А в этом моменте отрывок «Застольной песни» Бетховена Мягков поёт самостоятельно

Название Автор текста Певец/чтец
Со мною вот что происходит Евгений Евтушенко Сергей Никитин
Никого не будет в доме Борис Пастернак Сергей Никитин
По улице моей Белла Ахмадулина Алла Пугачёва
Вагончики Михаил Львовский Алла Пугачёва
Если у вас нету тёти Александр Аронов Сергей Никитин
Мне нравится, что вы больны не мной Марина Цветаева Алла Пугачёва
Я спросил у ясеня Владимир Киршон Сергей Никитин
Благословляю вас (У зеркала) Марина Цветаева Алла Пугачёва
С любимыми не расставайтесь Александр Кочетков Андрей МягковВалентина Талызина

Сюжет[править]

А дома́ — близнецы,
На одно лицо.

— Андрей Фрейдин

Жил-был в Москве простой советский доктор, хирург Евгений Михайлович Лукашин (Андрей Мягков). И были у него мама, Марина Дмитриевна Лукашина (Любовь Добржанская), и невеста Галя (Ольга Науменко). И были у него друзья Павлик, Мишка и Саша (Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский) — «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Ну это давно повелось». Но случилось, что друзья перебрали. Женя и Павлик просто вырубились, а Мишка и Саша помнили, что кто-то из них должен лететь в Ленинград. Уже в аэропорту с помощью пьяной логики они пришли к выводу, что летит Женя (хотя на самом деле в Ленинград нужно было Павлику), которого и посадили в самолёт — а Лукашин по пьяни не заметил ни перелёта, ни пешего пути из самолёта в ленинградский аэровокзал. Несколько придя в себя в аэропортовом кресле, он дошёл до такси, назвал свой адрес (3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12), приехал в знакомый дом, открыл квартиру своим ключом и уснул среди знакомой мебели.

Через некоторое время его бесцеремонно разбудила настоящая хозяйка квартиры — учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (Барбара Брыльска, озвучивала Валентина Талызина). Они поругались, но после предъявления паспорта с пропиской по этому же адресу (!) (только в другом городе, ага) она смирилась с тем, что какое-то время незнакомый человек будет присутствовать в её жизни.

А потом влюбилась в него. И дала от ворот поворот своему жениху, Ипполиту Георгиевичу (Юрий Яковлев). И веселилась в компании двух подруг и коллег — Тани (Лия Ахеджакова) и Вали (Валентина Талызина). Невзирая на ревность Ипполита, который обиделся и ушёл.

Во второй серии Ипполит вернулся, подрался с Женей, Надя выгнала обоих, Женя вернулся за портфелем с «ценным веником», полетел в Москву… Ага, опять оставив портфель. И Надя, поняв, что это судьба, отправилась за ним. С веником.

Кроме пьянки и любви, а также мультипликационной заставки, в которой высмеивается однотипная застройка (автор — известный советский карикатурист — Виталий Песков), в фильме есть ещё пара пассажиров самолёта: раздражённый персонаж Рязанова, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин, и депрессивный пассажир из Красноярска (Готлиб Ронинсон). И много культовых песен на музыку Микаэла Таривердиева:

  • Со мною вот что происходит (слова Евгения Евтушенко, исп. Сергей Никитин)
  • Никого не будет в доме (Борис Пастернак — Никитин)
  • По улице моей (Белла Ахмадулина — Алла Пугачёва)
  • На Тихорецкую состав отправится (Михаил Львовский — Алла Пугачёва)
  • Если у вас нету тёти

    Таривердиев считал стихотворение «Песня о собаке» простоватым и никак не хотел писать музыку. Уговорили, и не зря.

    (Ария московского гостя) (Александр Аронов — Никитин)

  • Мне нравится (Марина Цветаева — Пугачёва)
  • Я спросил у ясеня (Владимир Киршон — Никитин)
  • У зеркала (Цветаева — Пугачёва)
  • Баллада о прокуренном вагоне (Александр Кочетков — Мягков и Талызина).

Любовь Добржанская

Мать Жени Лукашина, которую сыграла Любовь Добржанская, моментально запала в сердца отечественных зрителей. Женщина была замужем трижды, и во всех браках смерть забирала любимых. Первого мужа арестовали по политический статье, мужчина не выдержав, повесился в камере. Второй супруг скончался от продолжительной болезни. Третьего — разбил инфаркт. Актриса так и не познала радость материнства. 


Любовь Добржанская. Фото: kp.ua

Роль в культовой кинокартине Эльдара Рязанова стала для женщины заключительной. Последние годы жизни Добржанской были тяжелыми: у актрисы развилась деменция — она потеряла память и способность узнавать знакомых. Любовь Ивановна Добржанская ушла из жизни в ноябре 1980 года.

Цитаты[править]

  • В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: чужие дома, чужие улицы, чужая жизнь. Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома. До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм. (Голос за кадром)
  • Значит, Галечка сейчас в Москве, а я на полу в Ленинграде!! (ещё не до конца протрезвевший Женя)
  •  — Руку сломаешь! — Ничего, сам сломаю, сам и починю. (Ипполит и Женя дерутся. Женя знает приёмы самбо, и к тому же он врач.)
  • Потрите мне спинку, пожалуйста! (Ипполит. При этом он — в подбитом мехом пальто, под душем.)
  • Какая гадость эта ваша заливная рыба! (Ипполит. Однако задолго до этого всё равно ел её

    Реплику придумал Яковлев.

     — очевидно, чтобы не огорчать Надю, все остальные блюда которой к тому же приготовлены хорошо.)

  • Пить надо меньше, надо меньше пить, надо меньше пить, пить надо меньше, пить меньше надо… (Женя. Это он мучительно протрезвевает на морозе.)
  • Да, я хирург. Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо. (Он же)
  • Вчера Женя пошёл в баню… — В баню. Девушка, в какую баню?! У него в квартире есть ванная. (Галя уверена, что Надя несёт чушь)

Диалоги Нади и Жениправить

 — А все-таки у нас с Вами самые замечательные профессии, самые нужные!

 — Судя по зарплате — нет.

 — А я, признаться, ненавижу готовить. Правда с моими лоботрясами и лодырями времени все равно нет.

 — Вы их воспитываете, да?
 — Да. Я их, они меня. Я пытаюсь учить их думать. Хоть самую малость. И иметь обо всём своё собственное суждение.
<…>
 — А чему они учат вас?
 — Наверно, тому же самому.

 — Вы знаете, Наденька, а я представитель самой консервативной профессии.

 — Да? Мы можем с вами посоревноваться.
 — Нет, я серьёзно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям.
 — Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Хочется чуда

Человеку свойственно ждать чуда. Всегда, при любых обстоятельствах и несмотря ни на что. Так уж мы устроены, что где-то в глубине души у нас обязательно живет надежда на счастливый случай. На некий поворот судьбы, который сразу и вдруг разрешит все наши проблемы и горести, которые мы год за годом никак не можем решить сами.

Понятно, что для христианина такая надежда обращена не к абстрактной судьбе, а к Подателю всяческих благ. Поэтому, наверное, и появился в европейской литературе жанр святочного рассказа. В этих рассказах не было вероучительных наставлений, и даже события, сначала казавшиеся читателю мистическими, в финале вдруг раскрывались как самые обыкновенные, имеющие вполне обыденное разъяснение. Но эта внешняя их обыденность всегда содержала в себе два важных условия, без которых святочный рассказ был попросту невозможен: это  привязка всей истории к Рождеству и любовь к ближнему. Именно ею движимы герои рассказа, совершающие те самые, вроде бы самые обычные, поступки. В таком стремлении уподобиться Христу накануне праздника Его пришествия в наш мир и заключается главный мистический смысл этого жанра. Самым древним его прототипом, наверное, можно считать историю из жития святителя Николая, который тайно подбрасывал деньги в дом обнищавшего отца трех дочерей. Не случайно именно этот святой под именем Санта Клауса стал символом европейских рождественских праздников.

В святочном рассказе повествование начинается с, казалось бы, безвыходной ситуации, в которой оказывается герой. Он глубоко несчастен, и не может найти выход из жизненного тупика. Вот тут и начинает действовать Провидение, чудесным образом направляя события так, что случайный прохожий забирает к себе в дом замерзающего сироту, несчастный влюбленный, думающий о самоубийстве, вдруг получает долгожданное письмо от возлюбленной, а к тоскующему одинокому старику внезапно приезжает целая толпа детей и внуков с подарками и угощением

В этой незатейливой фабуле «бытового чуда» содержалось важное напоминание: наша жизнь — не игра слепого случая, не набор бессмысленных событий, следующих одно за другим, в ней есть Божественный план, который осуществляется даже в тягостных обстоятельствах нашей жизни. И такие чудеса происходят с нами ежедневно, просто в Рождественские дни проще бывает увидеть за обыденными событиями любовь и заботу Бога о каждом из нас

Традиция святочного рассказа была прервана революцией 1917 года. Даже сам календарь способствовал этому разрыву: после введения государством европейского летоисчисления Новый год вдруг оказался на неделю раньше православного Рождества, подменил его собой, лишив традиционный зимний праздник христианского содержания. А за празднование Рождества могли и арестовать. Даже простая ёлочка подверглась репрессиям: новая власть запретила и Рождественское деревце.

Правда, несколько позже зимние праздники в советской стране опять стали походить на дореволюционные. Но теперь они уже напрочь были лишены какого-либо христианского содержания. Рождественская ель стала новогодней, Вифлеемскую звезду на ней заменила красная пятиконечная, а место Санта Клауса занял фольк­лорный Дед Мороз. Но неизбывную жажду чуда вытравить из советских людей так и не удалось. Поэтому святочные рассказы странным образом сумели пробраться и в русское искусство эпохи государственного атеизма. И, конечно же, одной из самых известных и любимых в народе историй подобного рода оказался фильм «Ирония судьбы».

Популярное за 7 дней

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Три евангельские заповеди, необходимые для спасения, прп. Амвросия Оптинского
23.10.21 10:54

Григорий Хандзтийский: 3 совета о том, как жить по воле Божьей
19.10.21 12:24

Красота Святогорской Лавры
21.10.21 14:50

Зачем ставить свечи перед иконами?
22.10.21 17:35

Что есть рай Христов и как возлюбить ближнего
18.10.21 17:27

Обязательна ли для православных многодетность?
20.10.21 15:14

Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?
18.10.21 15:14

Какой самый главный вызов для священников сегодня?
19.10.21 21:10

Митрополит Антоний (Паканич) о душе, жизни и смерти: 5 мыслей
20.10.21 19:40

«Ирония судьбы или с легким паром» могут признать наследием ЮНЕСКО

Салат оливье, советская лента «Ирония судьбы» и посещение бани 31 декабря могут стать наследием ЮНЕСКО. С такой идеей выступил депутат Госдумы Виктор Зубарев. Он предложил внести российские традиции празднования Нового года в список нематериального культурного наследия человечества.

По мнению депутата, именно Новый год, который в России отмечают 1 января с 1700 года, вобрал в себя лучшие черты праздника, роднящего людей. Депутат предлагает включить в список ЮНЕСКО традиции нескольких категорий. В первую очередь — «гастрономические бренды» России: салаты оливье, селедка под шубой и мимоза, заливное и холодец, «Советское шампанское».

Кроме этого, наследием предлагается признать массовое проведение детских утренников и елок с 20 декабря по 8 января и семейный просмотр или фоновое присутствие на телеэкранах 31 декабря художественного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).

Помимо этого, признать наследием предлагается массовые гулянья, катания на санках, игры в снежки в новогоднюю ночь, бенгальские огни и празднование Старого Нового года в ночь на 14 января.

Не забыл депутат про домашние традиции вырезания бумажных снежинок, закручивание лент серпантина и украшение окон, и даже посещение русской бани накануне Нового года и загадывание желания в момент, пока бьют куранты на Спасской башне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector