Иоанн рыльский

Икос 10

Стена непреоборима бысть ти смирение твое даже до смерти, блаженне Иоанне; разумев бо время отшествия твоего, моление слезное Богу вознесл еси, глаголя: «Отче Вседержителю, ничтоже на земли благо сотворих! Сего ради молю Тя повелети Ангелу благу приити, да не возбранен ми будет восход от духов лукавствия! Господи, в руце Твои предаю дух мой!» И сия рек, Абие дух испустил еси. Мы же, сицевому праведному преставлению дивящеся, тако тя ублажаем:

Радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй; радуйся, горняя мудрствовати, а не земная нас призываяй.

Радуйся, никиимже сластем мирским себе приобщивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый.

Радуйся, о смерти присно в животе своем помышлявый; радуйся, словеса апостола «по вся дни умираю» исполнивый.

Радуйся, со апостолом Павлом смЕрти вожделевый; радуйся, разрешитися и со Христом быти присно желание имевый.

Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти уготовавый; радуйся, сего ради от смерти не на суд, но в живот пришедый.

Радуйся, вечней радости со Христом по смерти приобщивыйся; радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый.

Радуйся, преподобне Иоанне, Рыльский чудотворче, славо и радосте наша.

Јкосъ ‹.

СтэнA непреwбори1ма бhсть ти2 смирeніе твоE дaже до смeрти, бlжeнне їwaнне: разумёвъ бо врeмz tшeствіz твоегw2, молeніе слeзное бGу вознeслъ є3си2, глаг0лz: џ§е вседержи1телю, ничт0же на земли2 блaго сотвори1хъ! сегw2 рaди молю2 тS повелёти ѓгGлу блaгу пріити, да не возбранeнъ ми2 бyдетъ восх0дъ t духHвъ лукaвствіz! гDи, въ рyцэ твои2 предаю2 дyхъ м0й! и3 сі‰ рёкъ, ѓбіе дyхъ и3спусти1лъ є3си2. мh же, сицев0му првdному преставлeнію дивsщесz, тaкw тS ўбlжaемъ:

Рaдуйсz, житіeмъ и3 и3сх0домъ твои1мъ нaсъ поучazй: рaдуйсz, гHрнzz мyдрствовати, ґ не земн†z нaсъ призывazй.

Рaдуйсz, никjимже сластє1мъ мірски1мъ себE приwбщи1вый: рaдуйсz, бlжeнную кончи1ну t бGа пріeмый.

Рaдуйсz, њ смeрти при1снw въ животЁ своeмъ помышлsвый: рaдуйсz, словесA ґпcла, по вс‰ дни6 ўмирaю, и3сп0лнивый.

Рaдуйсz, со ґпcломъ пavломъ смeрти вожделёвый: рaдуйсz, разрэши1тисz и3 со хrт0мъ бhти при1снw желaніе и3мёвый.

Рaдуйсz, слезaми и3 мlтвами себE къ смeрти ўгот0вавый: рaдуйсz, сегw2 рaди t смeрти не на сyдъ, но въ жив0тъ пришeдый.

Рaдуйсz, вёчнэй рaдости со хrт0мъ по смeрти пріwбщи1выйсz: рaдуйсz, дерзновeніе вeліе пред8 бGомъ стzжaвый.

Рaдуйсz, прпdбне їwaнне, ры1льский чудотв0рче, слaво и3 рaдосте нaша.

Происхождение и детские годы

В селе Скрино, оно располагалось неподалеку от города Дупница в Болгарии, проживала благочестивая крестьянская семья Рилски, которой Господь в 876 году даровал сына Ивана.

Мальчик с детства отличался от шумных сверстников стремлением к уединению, проводя время в молитвах и познании Творца.

Первые шаги монашества

Иван рано лишился родителей, с которыми жил до их кончины. После их смерти юноша продал все, что имел, и покинул родное селение. Пещеры Осоговской горы, утопающей в зелени, стали его домом. Иван взял с родного селения только кожаную ризу и больше ничего, что могло напоминать о прежней жизни.

Святой Иоанн Рильский

Приняв в возрасте 25 лет монашеский постриг в монастыре Руена, который и поныне находится в Северной Македонии в Кривой Паланке, молодой инок постоянно стремился к уединению. Он изнурял себя постами и молитвами, борясь с желаниями и страстями, уходя жить в близлежащие пещеры.

Святая жизнь молодого отшельника была не по нраву разбойникам, жившим в горах, которые неоднократно избивали его и, в конце концов, прогнали из Руенских пещер. Некоторое время Иван живет, то в одном, то в другом монастыре, наполняясь духовными подвигами.

Поиски Бога

Девственная гора Рила привлекла внимание будущего святого своими непроходимыми дебрями, он поселился в одной из горных пещер, исчезнув на некоторое время из мира. Иван оставил земную суету, чтобы в наполнении духовным совершенством познать Божественную красоту и наполниться святостью

Единожды ощутив сладость от общения с Творцом, отшельник навсегда забыл об отчем доме, светских радостях, богатстве и удовольствиях. Пытаясь исполнить первую заповедь Бога, свою первую и чистую любовь отшельник дарит Создателю, проводя с Ним в уединении дни и ночи.

Интересно! Иоанн искал и нашел уединение, чтобы без суеты мира, отделившись от людей в лесной глубине слышать нежный, тихий голос Бога. Среди шума леса и журчания воды он пел Господу свой гимн любви, освобождаясь от привязанности к земному существованию.

Ради наполнения Божьей милостью и познания вечной радости монах-отшельник находит счастье в уединении с Творцом, преодолевая нечеловеческие условия жизни. Насколько великой должна быть любовь Богу и тяга познать Его величие, чтобы жить в одиночку среди непроходимых зарослей в пещере, к которой не была протоптана ни одна тропинка, питаться дарами природы летом и зимой, пить из горных источников, постоянно пребывая в молитве и труде.

Если весна, лето и осень даровали святому свои плоды и травы, то зимой он питался тем, чем смог запастись. В холодные зимние ночи, ночуя в промерзшей пещере под вой голодных диких животных, преподобный Рыльский взывал к Создателю.

Пещера святого Иоанна Рыльского на горе Рила, Болгария

Несколько раз отшельник менял место своего пребывания, пока не обосновался в пещере, которая ныне называется Иоанновой постницей. Чтобы ощутить сотую или даже тысячную толику отшельнических испытаний, современным паломникам предлагается пожить вместе несколько дней, где святой провел половину жизни.

Господь и скалы, укрытые лесом, слышали многочасовые воззвания праведника, стоящего в молитве за падший мир и родной болгарский народ. Со слезами и воплями просил праведник Бога послать милость и благодать на землю, даровать потерявшимся в суете людям надежду на вечное спасение.

Кто такой Иоанн Рыльский?

Преподобный Иоанн Рыльский — один из великих подвижников православия в Болгарии. Согласно преданию, он родился в 876 году в селе Скрино Средецкой области (древний Средец в настоящее время — это столица Болгарии София). Очень рано мальчик стал сиротой и ушел работать пастухом.

Вопрос-ответ

Что такое сурвачка, которую журналисты привезли в подарок Путину?

Как рассказывается в предании, однажды богач, на которого он работал, избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Иоанн долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и перешел с ним на другой берег реки. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, увидев это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Покинув дом богача, Иоанн раздал все вознаграждение бедным, поскольку решил стать послушником в монастыре святого Димитрия. Там он научился грамоте, чтению и письму. Мальчик изучил Святое Писание, а также прочитал много богослужебных книг.

Спустя некоторое время Иоанн принял иноческий постриг и уединился в лесной чаще, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Однажды на него напали разбойники, и он был вынужден переселиться в пустынную местность. Свое жилище он обустроил в глубокой и безлюдной пещере, а спустя 12 лет ушел жить в Рильские горы (сегодня больше известны как горы Рила). Иоанн переходил по склонам гор Бричебора, Царев и Еленин, пока не поселился в месте, называемом Голец. Он постоянно молился, отмаливая свои грехи. Видя такое терпение, Господь вырастил для Иоанна бобы, которыми отшельник долгое время питался. Как гласит предание, однажды он накормил бобами пастухов. Один из них спрятал изрядное количество зерен и по дороге домой решил предложить их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Изумленные пастухи вернулись к Иоанну с раскаянием, и отшельник их простил. С тех пор люди стали приводить к Иоанну больных, которых он исцелял молитвой. Он также принял иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители. В преклонном возрасте он написал для своих последователей «Завет», в котором изложил правила иноческой жизни и духовные наставления. Согласно преданию, 18 августа 946 года на семидесятом году жизни Иоанн скончался. Он был похоронен возле монастырского храма в каменной гробнице. Она сохранилась до нашего времени и находится в часовне немного севернее Рыльского монастыря, где сегодня также хранятся мощи святого.

Вопрос-ответ

Градация святых в православии. Инфографика

В России широкое почитание преподобного Иоанна Рыльского относится к XIV веку. В это время его имя впервые было вписано в рукопись XII века — Галицкое Евангелие. С XVI века имя святого упоминается во многих богослужебных книгах. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским патриархом Евфимием в XIV веке.

Преподобный Иоанн Рыльский — наиболее почитаемый покровитель болгарского народа. Также этот святой считается покровителем учащих и учащихся, ему молятся для успешного освоения наук. Труд Иоанна Рыльского «Завет», в котором автор дает совет читать «больше отеческих книг», считается одним из лучших творений староболгарской письменности. Почитание преподобного в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как и Сергий Радонежский, Иоанн Рыльский имел много подвижников-учеников, которые стали выдающимися деятелями Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения.

Одна просвира на всех

С этого момента истинное отшельничество Рыльского фактически закончилось: пастухи не стали держать язык За зубами, и молва об иноке, поселившемся в горах, быстро разнеслась по округе. К святому стали приводить больных и недужных, которых он исцелял одной лишь молитвой да водой из источника, что бил рядом с его пещерой. Но вот какое дело: дорога к пещере инока открывалась далеко не всем. Так, посланники болгарского царя Петра целых пять дней проблуждали по горам. И всё это время им не удавалось подстрелить ни одного зверя. К скале отшельника они вышли, буквально падая с ног от голода и усталости. У Иоанна при себе нашлась лишь одна просвира, однако посланники не смогли доесть и её: им хватило половины хлеба, чтобы насытиться и вернуть силы… Стоит ли удивляться тому, что вскоре подле пустынника стали селиться другие монахи, над которыми Иоанн Рыльский согласился стать наставником. Вместе они основали монастырь, которому оказалось суждено пережить 10 столетий, несколько поджогов, бесконечные османские нападения и не менее бесконечные перестройки и в конце концов стать главной православной обителью Болгарии. Изначально Рильский монастырь был общежитным, то есть в нём селились и монахи, и монахини. Над всеми ними Иоанн был игуменом, однако в 941 году он оставил этот важный пост, назначив преемником одного из учеников, а сам ушёл в дальнюю пещеру.

Житие святого Иоанна Рыльского

Упоминания об Иоанне Рыльском встречаются, начиная с X века. Но, несмотря на это, биографических сведений о святом не очень много.

Происхождение и детские годы

Дата рождения Иоанна Рыльского точно не известна. Предполагается, что это был 876-880 гг. Местом рождения святого является село Скрино, расположенное недалеко от города Средец (нынешней Софии).

Родители мальчика были простыми крестьянами, ведущими благочестивую жизнь. С самого детства Иоанн стремился к уединению, размышляя о Господе.

Рано осиротев, мальчик зарабатывал на жизнь, став пастухом. Однажды корова с теленком отстали от стада, за что хозяин жестоко побил мальчика. Тогда святой решил попросить помощи у Господа. И Всевышний внял молитвам мальчика, показав ему место нахождения животных.

Но за это время уровень воды в реке поднялся, не давая возможности теленку перейти через нее. Тогда, помолившись Господу, юноша снял верхнюю одежду, разложил ее на поверхности воды и, изобразив на ней крестное знамение, с теленком на руках перешел на другую сторону реки. Хозяин, увидев такие чудеса, испугался и, щедро вознаградив отрока, отпустил ребенка.

Юноша, разделив всю свою собственность между бедняками, покинул родное селение.

Монашество

Выйдя из деревни, Иоанн направился к ближайшему монастырю. Согласно древним преданиям, это была Руенская обитель. Здесь юноша стал послушником, а позже принял постриг.

В монастыре преподобного научили грамоте. Изучив чтение и письмо, инок приступил к освоению Священного Писания, церковных книг, знакомился с сочинениями святых отцов. На тот момент ему было около 20-25 лет.

Поиски Бога

Но юного инока тяготила жизнь среди людей, его душа стремилась к уединению. Поэтому через время преподобный покинул монастырь, подавшись в лесные дебри.

Отрекшись от земной суеты, Иоанн Рыльский выбрал путь духовного совершенствования для познания Божественной красоты и наполнения святостью. Неприступные дебри Рыльских лесов надежно скрывали Иоанна от людских глаз. Соорудив из хвороста хижину, святой денно и нощно предавался молитвам и общению с Господом.

Последним его пристанищем стала пещера, называемая ныне Иоанновой постницей. Здесь он прожил много лет, молясь и постясь. Питался монах травами, фруктами, кореньями.

Равноангельское служение

За любовь к Богу и долготерпение Всевышний послал монаху бобы, ставшие для отшельника неплохим подспорьем. Однажды к месту, где жил монах, прибилось стадо овец. Следом за овцами появились пастухи. Отшельник угостил их бобами. С тех пор к монаху начали идти люди, нуждающиеся в Божьей помощи. Чудотворная сила старца помогала исцелять больных и изгонять бесов.

К отшельнику приходили монахи, желающие получить от старца наставления и советы. Они сооружали хижины рядом с пещерой святого. Постепенно селение разрослось, и ученики преподобного решили возвести на этом месте обитель. Иоанн Рыльский стал игуменом монастыря, где наставлял братию, давая им душеполезные назидания.

Последние годы и кончина

Игумен Иоанн часто оставлял своих духовных чад, уединившись в лесу для общения со Всевышним. Многочасовые общения с Господом вдохновили святого на создание «Завета» – мудрого трактата, завещанного потомкам.

За несколько лет до своей смерти Иоанн назначил себе преемника. Им стал любимый ученик игумена – Григорий. Сам преподобный удалился в пещеру, где провел около 5 лет, усердно молясь. 18 августа 946 года, достигнув 70-летнего возраста, Иоанн Рыльский окончил свою земную жизнь. Преподобного погребли недалеко от обители, рядом со святой пещерой, соорудив ему каменную гробницу.

Икос 10

Стена непреоборима бысть ти смирение
твое даже до смерти, блаженне Иоанне; разумев бо время
отшествия твоего, моление слезное Богу вознесл еси,
глаголя: «Отче Вседержителю, ничтоже на земли благо
сотворих! Сего ради молю Тя повелети ангелу благу
приити, да не возбранен ми будет восход от духов
лукавствия! Господи, в руце Твои предаю дух мой!» И сия
рек, абие дух испустил еси. Мы же, сицевому праведному
преставлению дивящеся, тако тя ублажаем:

Радуйся, житием и исходом твоим нас
поучаяй.

Радуйся, горняя мудрствовати, а не
земная, нас призываяй.

Радуйся, никиимже сластем мирским себе
приобщивый.

Радуйся, блаженную кончину от Бога
приемый.

Радуйся, о смерти присно в животе своем
помышлявый.

Радуйся, словеса апостола — «по вся дни
умираю» — исполнивый.

Радуйся, со апостолом Павлом смерти
вожделевый.

Радуйся, разрешитися и со Христом быти
присно желание имевый.

Радуйся, слезами и молитвами себе к
смерти уготовавый.

Радуйся, сего ради от смерти не на суд,
но в живот пришедый.

Радуйся, вечней радости со Христом по
смерти приобщивыйся.

Радуйся, дерзновение велие пред Богом
стяжавый.

Радуйся, преподобне Иоанне, Рыльский
чудотворче, славо и радосте наша.

Начало равноангельского служения

Наполненный любовью Творца Иоанн Рыльский, житие которого стало примером для подражания жаждущих благочестия людей, никому не отказывал в назидании и совете. Наделенный особым даром целительства и ясновидения старец при помощи Божьей чудотворной силы:

  • исцелял больных;
  • бесов изгонял;
  • веру укреплял;
  • заблудших направлял на путь истинный.

Вскоре вокруг одиноко стоящей пещеры стали селиться монахи, так возникло целое селение, постепенно переросшее в Рыльскую обитель. Иоанновы ученики строили простые хижины и познавали силу творца в молитвах и постах, наставляемые пастырем, посланным Богом.

Икона святого Иоанна Рыльского

Благочестивый болгарский царь Петр, сын Симеона Великого, услышав о святом отшельнике, специально отправился к горе Рила, чтобы встретиться с Божьим посланником. Так случилось, что всходя на гору, царская свита оказалась на вершине другой горы и между праведным Иоанном и царем лежала пропасть.

Царь Петр послал двух слуг, чтобы те просили посланника Небес встретиться с ним. Праведный монах, наполненный достоинством и мудростью, предложил царской свите разбить шатры на горе, а он разожжет костер, увидев который царь сможет лицезреть и самого святого.

Царская свита так и поступила, царь и монах смогли издалека встретиться взглядами и поясно поклониться друг другу. При этом царь Петр наполнился Божьей радостью и благодатью, которая впоследствии вылилась в его служении Богу. Прославив Творца, царь приказал отсыпать большое количество золота и отправить его на святую гору в прекрасной чаше.

Интересно! Святой-отшельник с радостью принял чашу на память о встрече, вернув золото со словами о том, что ему нечего покупать, ни армию содержать, ни государство строить. Царь Петр понял, что не хлебом единым жив человек, радостно вернулся домой.

Вскоре в обители появился отрок Лука, жаждущий уединения, напоминающий своим рвением молодого Ивана. Лука оказался родным племянником праведного Иоанна, он был радостно встречен дядей, обласкан и принят монахами, но вскоре за ним пришел разозленный отец и грубо забрал отрока в греховный мир. Господь не потерпел такого непочитания святыни, выползшая из норы змея поджидала путников на горной тропе, она ужалила юношу, который мгновенно умер.

С рыданиями и раскаянием вернулся отец с мертвым сыном на руках на святую гору, похоронив юношу там, где ныне стоит храм святого евангелиста Луки.

Житие

Преподобный Иоанн Рыльский — великий подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец — ныне София). Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что потерялась корова с ягненком. Иоанн в слезах обратился к Богу за помощью. Корова с теленком нашлись, но за время поисков в реке Струме сильно поднялась вода, и отрок не мог перейти на другой берег, где уже находилась корова. Тогда, помолившись, святой Иоанн положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суше, на другой берег реки. Хозяин, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома. Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей. Там он изучал Священное Писание, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Затем, приняв иноческий постриг, Иоанн поселился в хижине из хвороста на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Спустя некоторое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел в пустынной местности глубокую пещеру и поселился в ней. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, подвизаясь в подвиге поста и молитвы, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, вкушая лишь траву. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. На месте подвигов преподобного был возведен храм, построены келии. Он был мудрым игуменом. Скончался святой Иоанн 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский в память своего небесного покровителя Иоанна Рыльского основал в начале XX века в Петербурге Свято-Иоанновский женский монастырь. С 1469 года мощи преподобного Иоанна Рыльского почивают в храме Рыльской обители в Болгарии.

Молитвословия

Прп. Иоанн Рыльский

Тропарь, глас 4Тело смирив лощением,/ душу же возвысив пением,/ сосуд явися избран Святому Духу,/ Иоанне, отче наш,/ в чистоте сердца твоего, преподобне, пожив./ Тем, дерзновение имея ко Господу,/ моли спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тойже

Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.

Ин тропарь, глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 2

Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.

Ин кондак, глас тойже

В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.

Ин кондак, глас тойже

Молящим тя теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ преподобне отче Иоанне,/ приими моление наше/ и Христа умоли помиловати нас,/ Единаго Преблагаго и Многомилостиваго.

Ин кондак, глас 6

Благодатию Божиею нас обогатил еси/ и делы благими известил еси,/ званием явися, Иоанне, угодник Христа Бога./ В молитвах и постех дарований Божия Духа исполнися/ и бысть недугом прогонитель/ и заступник душам нашим.

Ин кондак, глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Волшебные бобы

Неизвестно, где и когда Иоанн принял иноческий постриг. Но в один прекрасный день он, уже будучи монахом-чернецом, объявился в горах Рила да и остался там до самой смерти. Сначала Иоанн поселился в дупле большого дуба. Но потом выбрал в качестве обиталища глубокую пещеру, где жил фактически без еды и питья, питаясь травами и кореньями. Внутри пещеры находился узкий лаз, ведущий на абсолютно голую, ничем не прикрытую от дождей и ветров скалу. Потому она так и называлась: Голец. Каждое утро Иоанн протискивался сквозь щель и выбирался на скалу, ставшую для него молельней. Там он простаивал до захода солнца, молясь за страну и народ. И так изо дня в день на протяжении долгих лет в абсолютном безмолвии. В итоге на месте, где стоял Иоанн Рыльский, в твёрдой породе скалы осталась отметина, похожая на ступню. Дважды в год — вне зависимости от осадков — в этом небольшом углублении скапливается красная жидкость, похожая на кровь… В награду за этот молитвенный подвиг Господь взрастил подле жилища инока бобы, которыми тот и стал питаться. Целых 7 лет никто не нарушал одиночества Рыльского, но однажды стадо овец, пасущееся на горных лугах, чего-то испугавшись, ринулось вверх по склонам и бежало до тех пор, пока не остановилось у пещеры преподобного. Пастухи, догнавшие своих овец, с удивлением увидели отшельника, о существовании которого даже не подозревали. Иоанн накормил усталых и голодных людей бобами. Хотя они и наелись вдоволь, один из пастухов тайком нарвал и спрятал за пазухой ещё бобов — про запас. Уже идя домой, он решил угостить ими своих товарищей. Однако в украденных стручках не оказалось ни зёрнышка! С полпути развернулись пастухи обратно и пошли просить прощения у Иоанна. Тот, разумеется, их простил: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

КРАСНЫЙ ПОП ЕДЕТ НА АФОН

В Глинской пустыни он поселился в одной келье с архимандритом Иоанном Масловым, ставшим старцем в 33 года, и был духовным чадом ныне прославленного в соборе Глинских святых схиархимандрита Андроника (Лукаша), прошедшего жестокие пытки и лагеря. Как-то Сергей спросил своего духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь!», – ответил прозорливый наставник.

Однажды в Глинской пустыни Сергей Халин, схватив крупозное воспаление легких, был в критическом положении, находясь между жизнью и смертью. Для послушника уже срубили гроб, но он выжил по молитве старца Андроника. Выжил, но умер для  жизни. «Глинская пустынь – звезда России»,- говорил отец Ипполит.  Возможно, он уже тогда прозревал, что спустя годы, совсем рядом, в Рыльске, его трудами зажжется еще одна звезда – Свято-Николаевский монастырь.  

Тем не менее, в Глинской пустыне будущий старец задержался ненадолго – ему было отказано в прописке, и он отправился в Псково-Печерский монастырь, где в 1959 г. был подстрижен в мантию с именем Ипполит, а затем в течение года был рукоположен  в иеродиаконы и далее в иеромонахи.  

Во Пскове отец Ипполит, уже напитавшийся в Глинской пустыни духом благодатного старчества, окормлялся у других старцев, не менее великих – иеромонаха Симеона (Желнина), ныне причисленного к лику святых, и у старцев Михаила (Питкевича) и Николая (Монахова). В то время у молодого монаха возникали мысли поступить в духовную семинарию, но старцы его не благословляли, говоря, что «монастырь – вот твоя семинария и академия». 

Впрочем, вскоре жизнь отца Ипполита изменилась самым невероятным образом: в 1966 году в числе четырех «советских» монахов он был отправлен на Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Духовная жизнь в монастыре, где прежде подвизались сотни русских монахов, практически угасла и возникла угроза того, что он отойдет к грекам, поскольку его престарелые насельники были немощны, и служить на церковно-славянском языке там было уже некому. 

Всеми правдами и неправдами с греками удалось договориться, а Патриарх Алексий I смог убедить ЦК КПСС, что негоже терять столь важный плацдарм на Балканах, пусть даже идеологически не соответствующий имиджу СССР. Вопрос решался на уровне Политбюро и получил одобрение! Это было из области фантастики: после свержения Хрущева, который обещал показать по телевизору последнего в СССР попа, прошел только год с небольшим.  

Отец Ипполит прибыл на Афон 11 июля 1966 года.  К «красным попам», как их прозвали, там относились с  подозрением, поскольку в каждом из них грекам виделся агент КГБ и «коммунистическая опасность». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector