«иисус христос

Краткое содержание

Сюжет произведения отражает события с приезда Иисуса в Иерусалим до гибели его на Голгофе. Тим Райс, следуя в либретто евангельскому тексту и описанию некоторых эпизодов из Библии, толкует их по-своему. Иуда, по его задумке, — чуть ли не на равных с Иисусом. По крайней мере, из них двоих именно ему принадлежит последнее слово и, действительно, вначале Иуда представляется всем рациональным и деловым человеком, а Иисус, напротив, излишне эмоционален и, как выясняется, не совсем верно понимает смысл собственной жертвы.

Искариот открыто высказывает недовольство его поведением:

  1. Обвиняет в том, что тот, идя на поводу у толпы, позволяет называть себя богом.
  2. Все это может привести к бунту против римлян, и поэтому идет на предательство, чтобы избежать кровопролития.

Иисус тогда говорит известную всем фразу: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Мария уходит, чтобы предотвратить назревающий скандал. Иуда не скрывает своих намерений, на это Христос ему отвечает: «Иди, что же ты медлишь!». В это же самое время в Иерусалиме собираются священнослужители и, обсудив деятельность Иисуса, приговаривают его к смерти.

Когда Христос вместе с двенадцатью апостолами приходит в Иерусалим, народ встречает его со всеми почестями. Во время трапезы в Гефсиманском саду Иисус, разделяя стол со своими помощниками, говорит, что кто-то из них его выдаст, а Пётр отречется. И во время вечерней молитвы Христа хватают и ведут к царю Иудеи Ироду, который просит его показать всему народу чудеса исцеления, если он на самом деле сын Бога. Взамен ему обещают свободу и жизнь, но Иисус отказывается.

Избитого, в кровавых ранах, его ведут на суд к Понтию. Иуду настолько поражает слабый вид осужденного на казнь, что он не выдерживает и накидывает себе петлю на шею, при этом обвиняя в этом Иисуса. Понтий Пилат, желая спасти Иисуса от распятия, призывает народ заменить казнь 39 ударами плетей. Но толпа неистовствует и хочет смерти.

Содержание русской версии[ | ]

Перевод В. Птицына.

На русском языке (перевод В. Поляка) рок-опера была впервые исполнена 24 декабря 1989 года коллективом Ярославского городского рок-клуба на сцене ДК «Авиатор» в городе Рыбинске Ярославской области.

Исполнители основных ролей на студийной записи 1992 года

  • Иисус — Михаил Серышев
  • Иуда Искариот — Сергей Минаев
  • Мария Магдалина — Татьяна Анциферова (изначально эту партию должна была петь Алла Пугачёва, но организаторы не смогли её «заполучить»)
  • Понтий Пилат — Вадим Буликов
  • Каиафа — Николай Арутюнов
  • Симон Зилот — Валерий Кипелов
  • Ирод — Евгений Маргулис
  • Анна (первосвященник) — Александр Галкин
  • Священник — Сергей Беликов
  • Апостол Петр — Валерий Панков
  • Другие лица: священники, торговцы, горожане, римские солдаты, апостолы, — Игорь Левин, Валерий Панков, Евгений Андрианов, Александр Виноградов, Юрий Гавричкин, Лариса Панкова, Алла Левина, Елена Орлова

Заговор и ликование народа

Иисус входит в Иерусалим и его приветствуют толпы, выкрикивающие: “Осанна! Осанна!” Народное ликование ввергает в ужас священников, которые решают любым способом избавиться от Христа. Они говорят о нем, используя лексику, которая применяется при описании жизни и карьеры звезд шоу-бизнеса.

Далее на сцену вступает Симон Зелот, по прозвищу Петр, который призывает Спасителя выступить против Рима. В ответ Иисус говорит о том, что смерть можно попрать только смертью, и что Иерусалим никогда не сможет понять смысла этой фразы. С его арией перекликается певческий монолог Пилата, в котором он рассказывает о приснившемся ему печальном иудее, на которого толпа сначала излила свой гнев, а затем вознесла, обвинив в его гибели римского прокуратора.

История создания произведения

Мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» — знаковое явление современной популярной культуры. Музыку сочинил Эндрю Ллойд Уэббер, а слова к рок-опере написал Тимоти Майлз Биндон Райс. Их творческий союз сложился в 1964 году. Через несколько лет у Райса возникла мысль написать мюзикл на евангельской основе о последних днях жизни Христа, изложив историю глазами отрицательных народных персонажей Понтия Пилата и Иуды.

Уэббер горячо поддержал замысел друга. Зато их менеджер, еврей Дэвид Лэнд, вначале был против, но после долгих уговоров согласился. Первой песней была ария Иуды, выпущенная отдельным синглом. Раскрученный на телевидении, он сразу подвергнулся нападкам христианской церкви, так как содержал элементы рок-музыки. Вплотную занявшись альбомом, друзья стали подбирать исполнителей. Роль Иисуса спел Иэн Гиллан, солист рок-группы «Deep Purple».

В 1971 году, за неимением средств для постановки на сцене, авторы выпустили концертный альбом с записью рок-оперы, который был тепло встречен американской публикой и сделал музыкантов в одночасье знаменитыми. С помощью состоятельного продюсера Роберта Стигвуда и режиссера Тома О’Хоргана состоялась постановка спектакля на Бродвее. В день премьеры театр окружили протестующие представители христианской веры, тем не менее постановка прошла с большим успехом. Однако критики обвинили авторов рок-оперы в антисемитизме.

В 1973 году Роберт Стигвуд и режиссер Норман Джуисон занялись экранизацией мюзикла. Поскольку Уэббера и Райса почти не привлекали к съемкам, а оркестровки делал другой композитор, первая экранизация авторам не понравилась. Зато в новых съемках рок-оперы в 2000 году авторы принимали непосредственное участие. Действие оперы на этот раз происходило не в Палестине, а в некоей отвлеченной стране.

На сегодняшний день музыкальное произведение Уэббера и Райса пережило множество постановок в разных странах, в том числе и в России. В театре имени Моссовета с огромным успехом было отыграно 14 сезонов спектакля, через которые прошло большое количество известных и молодых актеров. Постановки мюзикла состоялись также в Театре Стаса Намина в Москве и на сцене других городов.

Саундтрек

Саундтрек к фильму был выпущен на виниле на MCA Records в 1973 году был переиздан на CD в 1993 году и переиздан в 1998 году к юбилею 25 — го.

Сторона первая
  1. «Увертюра» — 5:26
  2. «Небеса в их разуме» — 4:22
  3. «Что загадывает слух / странная вещь» — 4:26
  4. «Тогда мы решились» — 2:32
  5. « Все в порядке » — 3:36
  6. « Этот Иисус должен умереть » — 3:45
Сторона вторая
  1. «Осанна» — 2:32
  2. «Симон Зелот / Бедный Иерусалим» — 6:28
  3. «Сон Пилата» — 1:45
  4. «Храм» — 5:26
  5. «Все в порядке (реприза)» / « Не знаю, как любить Его » — 3:55
  6. «Проклятые на все времена / Кровавые деньги» — 4:37
Сторона третья
  1. «Тайная вечеря» — 7:12
  2. «Гефсимания (Я только хочу сказать)» — 5:39
  3. «Арест» — 3:15
  4. «Отрицание Петра» — 1:26
  5. «Пилат и Христос» / «Осанна (повторение)» — 2:57
  6. «Песнь царя Ирода» — 3:13
Сторона четыре
  1. «Не могли бы мы начать снова, пожалуйста?» — 2:44
  2. «Смерть Иуды» — 4:38
  3. «Суд перед Пилатом (включая 39 ударов плетью)» — 6:47
  4. « Суперзвезда » — 3:56
  5. «Распятие» — 2:40
  6. «Иоанна 19:41» — 2:20

Саундтрек к фильму был выпущен в США на виниле на лейбле MCA Records (MCA 2-11000) в 1973 году под названием: JESUS ​​CHRIST SUPERSTAR / The Original Motion Picture Sound Track Album .

Ремейки и сопутствующие постановки

Версия 2000

Другая версия фильма была снята для видео в 2000 году режиссерами Гейлом Эдвардсом и Ником Моррисом как часть давно существующей антологии « Великие выступления ». Он был полностью снят в помещении, включая граффити на стене. Композитор Уэббер заявил во время создания документального фильма, что это была версия, наиболее близкая к тому, что он изначально предполагал для проекта. Он выбрал Гейл Эдвардс режиссером после того, как увидел ее интерпретацию мюзикла в Дублине, в которой был более модернистский и зловещий подход, чем в оригинальных постановках.

В главных ролях он играл Гленна Картера в роли Иисуса, Жерома Прадона в роли Иуды и Рене Касл в роли Марии Магдалины. Другие актеры: Фред Йохансон в роли Понтия Пилата, Майкл Шеффер в роли Анны, Фредерик Б. Оуэнс в роли Каиафы, Рик Мэйол в роли Ирода, Тони Винсент и Саймон Зилотес, Кэвин Корнуолл в роли Питера; Пит Галлахер, Майкл Маккарти и Филип Кокс в качестве первого, второго и третьего священников соответственно и различные другие в составе ансамбля.

Другие версии

В интервью журналу Variety в 2008 году кинопродюсер Марк Платт заявил, что он обсуждал с несколькими режиссерами ремейк фильма « Иисус Христос — суперзвезда» .

В 2013 году был выпущен Blu-ray «40-летний юбилей» фильма с комментариями режиссера и Теда Нили, интервью с Тимом Райсом, фотогалереей и отрывком из оригинального трейлера.

В 2015 году Нили объявил о предстоящем выпуске документального фильма под названием « Суперзвезды: создание и воссоединение» фильма «Иисус Христос — суперзвезда» о создании фильма.

27 октября, полвека назад свет увидела пластинка с записью рок-оперы Jesus Christ Superstar.

Написано об этом много, поэтому просто два любопытных факта.Первый.Изначально Тим Райс (автор текста)назвал оперу просто «Иисус Христос». Но чего-то не хватало..И вот как-то утром он прочел в газете заголовок статьи «Том Джонс — мировая суперзвезда». И тут Тима осенило — вот какого слова не хватает в названии. Так и возникло — Superstar…И при чем тут Том Джонс…и знает ли он вообще об этом?..И второй факт.Стукнуло этим двум молодцам (Вебберу и Райсу) в голову позвать на главную роль Джона Леннона

И они как-то неосторожно обмолвились об этом в прессе…Идею подхватили менеджеры Джона, а потом и он сам — снизошел, что называется….И…согласился!! Но — с одним условием. Партию Марии Магдалены должна петь …Йоко Оно.Как услышали об этом авторы — сразу у них все желание пропало

Во-первых, потому, что у Йоко голоса никогда не было, а во-вторых — потому что эти две непростые, скажем так, личности в одном флаконе представляли собой вполне даже взрывоопасную смесь..Веббер так прямо и сказал:»На это я пойтить не могу!»Так и появился Гиллан. И слава богу!

А в итоге мы все получили шедевр — настоящую энциклопедию рок-музыки. Такой больше не будет ни-ко-гда.Вот уж в этом я уверен на все 100 %.

Основные роли

Характер Тип голоса Описание
Иисус Христос тенор ( A2 –G5) Титульную роль, лидера двенадцати учеников , называют «Сыном Божьим» и «Царем евреев».
Иуда Искариот тенор (D3 – D5) Один из двенадцати апостолов Иисуса; обеспокоен бедными и последствиями славы Иисуса.
Мария Магдалина меццо-сопрано (F3 – E ♭ 5) Последовательница Иисуса, которая влюбляется в него.
Понтий Пилат баритон / тенор (A2 – B ♭ 4) Губернатор Иудеи, который во сне предвидит события распятия Иисуса с начала и до конца и оказывается в той самой ситуации.
Каиафа бас (C ♯ 2 – F4) Первосвященник, который видит в Иисусе угрозу для народа.
Анна контртенор (G2 – D5) Друг-священник рядом с Каиафой, которого Каиафа убеждает видеть в Иисусе угрозу.
Питер баритон (A2 – G4) Один из двенадцати апостолов Иисуса; трижды отрицает Иисуса в ночь ареста Иисуса, чтобы спастись.
Симон Зелотс тенор (G3 – B4) Один из двенадцати апостолов Иисуса; призывает Иисуса вести своих последователей в битву против римлян.
Царь ирод баритон (C ♯ 3 – G4) Царь Галилеи; Иисус приведен к нему на суд после того, как впервые был приведен к Пилату.

Экранизации[править]

Рок-опера была экранизирована дважды — в 1973 и в 2000 годах. Оба фильма имеют свои достоинства и недостатки. Но в обоих действие происходит в современном антураже.

1973править

https://youtube.com/watch?v=57ZvXhrqfTY%3F

()

Как это было…

В ролях: Тед Нили, Ивонн Эллиман, Барри Деннен, Боб Бингэм, Керт Ягджян, Джош Мостел, Лэрри Т. Маршалл, Филип Тобус. Иуду сыграл темнокожий Карл Андерсон. Режиссер — Норман Джуисон.

Версия 1973 года была снята почти сразу после выхода пластинки, так сказать, по горячим следам. Съемки велись в Израиле. Режиссер фильма старался по максимуму привлечь к фильму певцов с оригинальной записи, но удалось только с Ивонн Эллиман и Барри Денненом.

Фильм во многом о культуре хиппи. Иисус Христос и апостолы как бы представляют эту субкультуру, и им противопоставлен римский милитаризм. Несколько раз появляются анахронизмы, чёрным по белому подчёркивающие это: в начале хиппи приезжают в характерном фургоне, а в конце едут танки.

2000править

https://youtube.com/watch?v=7x530xSkAdk%3F

()

…И как это стало

Режиссёр — Гейл Эдвардс. В ролях: Гленн Картер, Жером Прадон, Рене Кастл, Фред Юхансон, Фредерик Б. Оуэнс, Майкл Шэффер, Рик Майалл, Тони Винсент, Кевин Корнуэлл.

В отличие от предыдущей экранизации, фильм 2000 года был полностью снят в павильоне. Еще одно весомое отличие — в процессе принимали участие сами авторы, а Веббер даже сделал симфоническую аранжировку. Вышло несколько темнее и острее, чем версия 1973 года. К примеру, если в старом фильме апостолы были похожи на хиппи, то здесь их образ скорее взят у более агрессивных субкультур — скинов и неонаци. А римляне ряжены под Рейх. Была полностью убрана китчевость и несерьезность старого фильма и сделан акцент на драматизм и актерскую игру. Вышло красиво и изящно, несмотря на странноватый кастинг Иисуса и Иуды.

  • Шикарный кастинг! Роскошный, живой, яркий и очень человечный Иисус Гленна на голову перекрыл стерильного Нили. Прадон очень соответствовал.
    • Нили — идеальный пример, как не надо. Поместить в палату мер и весов, хранить вечно. Но переигрывающего Картера это слабо оправдывает. Прадон же сыграл на отличненько, но его подвел собственный же голос. Бедняга — низкий тенор, а то и высокий баритон, и партия Иуды ему откровенно высоковата.
    • Вполне оправдывает. Картер очень точно сыграл нервного, измученного всеобщим ожиданием и собственной «избранностью» человека. Да, на нервах, уставший, едущий крышечкой. И очень невинный, как ни странно.
  • Мария Магдалина — дама в красном.

Анна и Каиафа

Антагонистами Христа, как и в Библии, в рок-опере Уэббера и Райса являются первосвященник Иудеи и его зять. Они готовят заговор против Спасителя, так как усматривают в нем угрозу своей власти. В конце дуэта Анна и Каиафа решают доложить синедриону, который был уполномочен вершить суд, об опасном мятежнике, способном расшатать устои государства.

В следующей сцене “Jesus Christ — superstar” (содержание рок-оперы подробно раскрывает эта статья) Мария совершает омовение ног Христа. После этого Иуда упрекает ее в том, что она зря использовала драгоценную мирру, вместо того чтобы помочь нищим. Иисус стыдит Иуду и говорит, что он скоро покинет этот мир, а беднякам можно будет помогать всегда.

Персонажи[править]

В скобках указан исполнитель роли на той самой первой пластинке.

  • Иисус Христос (Иэн Гиллан). Лидер местной секты. Каждый персонаж умудряется видеть в нём то, что хочет. Для своих апостолов он тот, кто спасёт их от римского ига. Для толпы — просто ещё одна знаменитость. Для священства — угроза их власти. Кто же он на самом деле? да фиг знает. Похоже, благонамеренный экстремист. Сам он по этому поводу предпочитает помалкивать. Поёт тенором. Может быть как роковый, так и почти оперный.
  • Иуда Искариот (Мюррей Хэд). Был изначально преданным последователем Иисуса, но разочаровался в нём. Главный POV рок-оперы. Он начинает (Heaven on their Minds) и заканчивает (Superstar) рассказ. По сравнению с Евангелиями образ получился куда светлее и мягче — если там Иуда был 100 % рафинированным злодеем, то здесь он скорее циничный антигерой. Поёт тоже тенором, но его партии более резкие.
  • Мария Магдалина (Ивонн Эллиман). Единственный женский персонаж. Любит Иисуса таким, какой он есть. Поёт меццо-сопрано или контральто.
  • Понтий Пилат (Барри Деннен). Римский чиновник. Честно пытается сделать всё, что в его полномочиях, для спасения Иисуса, но сдаётся. Поёт тенором или баритоном.
  • Кайафа (Виктор Брокс). Первосвященник Иудеи. С его точки зрения, всё происходящее несёт угрозу его народу, и поэтому опасный экстремист должен быть уничтожен. Поёт низким басом.
  • Анна (Брайан Кит). Вроде как тесть Кайафы и его правая рука, но почему-то обычно в постановках оказывается зелёным юнцом. Поёт контратенором, часто становится жертвой кросс-каста, и тогда он меццо-сопрано. Бывает.
  • Царь Ирод (Майк д’Або). Большое и жирное На тебе! в адрес шоу-бизнеса.
  • Из апостолов отдельные песни есть у Симона (который уговаривает остальных пойти против Рима) и у Петра (который трижды отрёкся).
  • Важным персонажем является толпа. По сути, это единственный однозначно отрицательный персонаж, потому что каждый действует в рамках своей убедительной логики, но только не толпа. Мысли её низменны, а настроения переменчивы. Сперва она с удовольствием поёт новой Суперзвезде осанну, а потом с тем же энтузиазмом отправляет её на казнь.

Запретить рок-оперу «Иисус Христос — Суперзвезда»?

Во-первых, конечно, с образом Христа в ней христианину сложно согласиться. Просто потому, что для нас, христиан, Иисус Христос – не звезда — пусть даже супер, — а Спаситель. Тот, Кто взял на себя наши скорби и понес наши болезни. Тот, Кто спас нас от смерти и дал нам возможность вечной жизни в Боге. Если вы ищете Спасителя, то лучше читать Евангелие, а не слушать оперу. И вообще, религиозный поиск приводит в храм, а не в театр. Но это не значит, что театр нужно запрещать.

Во-вторых, сотни лет художники, писатели, музыканты и режиссеры вдохновлялись Библией. Так было и так будет. Нередко они обращались и непосредственно к евангельскому сюжету. Но любое художественное произведение — книга, фильм или рок-опера — всегда лишь авторское видение, авторский, если хотите, вымысел. Иными словами, образ Христа во многих, если не в большинстве художественных произведений, будет неканоничным. Но неканоничный – еще не значит кощунственный.

Он может быть плоский или упрошенный, далекий от евангельского или даже близкий евангельскому, но все равно авторский. Художественное произведение – это не религиозный текст, к нему не стоит предъявлять догматических или канонический требований.

В-третьих, при всем этом, конечно, трактовка трактовке рознь. Как всегда в искусстве есть произведения более или менее удачные. Есть откровенно глупые, а есть и оскорбительные, кощунственные. Скажем, ужасная поэма «Гаврилиада», где автор пытается высмеивать Богородицу. Звали этого автора Александр Пушкин. Великий русский поэт. Как считают многие биографы Александра Сергеевича, он до конца жизни стыдился этого произведения и каялся.+

Наконец, в-четвертых, мы помним, что в свое время для многих в нашей стране эта рок-опера стала первым упоминанием о Христе. Мой близкий друг в юности впервые прочел Евангелие, после того, как не все понял в рок-опере. Это констатация факта. Она не означает, что Церковь каким-то образом благословляет рок-оперу или считает её обязательной к просмотру.

И последнее. Даже удачные, признанные произведения на евангельскую тему совсем не обязательны к просмотру. Вспомним «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Режиссер, очень натуралистично и четко следуя евангельскому тексту, показывает истязания и распятие Спасителя. Фильм, перевернувший и встряхнувший многих. А один мой добрый знакомый, известный режиссер и глубокий христианин, сказал мне: «Я не могу два часа сидеть в кресле кинотеатра и смотреть, как распинают Христа». Есть и такая точка зрения. И зритель имеет на нее право.

Так что давайте будем спокойнее, мудрее и рассудительней. В конце концов, Господь, как мне кажется, спросит с нас не за выступления против рок-оперы, но за нашу любовь и добрые дела к ближним, без которых вера наша мертва есть.

Производство

Ивонн Эллиман и Тед Нили в роли Марии Магдалины и Иисуса

Разработка

Во время съемок в Скрипач на крыше , Барри Dennen , который играл Пилат на концептуальном альбоме оригинального литья, предложил Джуисон , что он должен направить Jesus Christ Superstar как фильм. Выслушав альбом, Джуисон согласился.

Кастинг

Актерский состав состоял в основном из актеров бродвейского шоу с Тедом Нили и Карлом Андерсоном в главных ролях в роли Иисуса и Иуды соответственно. Нили играл репортера и прокаженного в бродвейской версии и недооценивал роль Иисуса. Точно так же Андерсон мало изучал Иуду, но взял на себя роль на Бродвее и в Лос-Анджелесе, когда Бен Верин заболел. Наряду с Деннен, Ивонн Эллиман (Мэри Магдалина) и Боб Бингхэм (Каиафа) исполнили свои бродвейские роли в фильме (Эллиман, как и Деннен, также появился в оригинальном концептуальном альбоме). Первоначально Джуисон хотел, чтобы Иэн Гиллан , который играл Иисуса в концептуальном альбоме, повторил эту роль в фильме, но Гиллан отклонил предложение, решив, что больше порадует поклонников туром с Deep Purple . Продюсеры также считали, что Мики Доленц (из The Monkees ) и Дэвид Кэссиди сыграют Иисуса, прежде чем решили пойти с Нили. «За исключением Барри Деннена , сыгравшего Понтия Пилата, и Джоша Мостела , сыгравшего царя Ирода — для всех остальных это был их первый раз на камеру и первый крупный фильм. Это был процесс обучения».

Съемки фильма

Компании

Поскольку еще не было известно, что продюсер Роберт Стигвуд сформировал «Организацию Роберта Стигвуда», « Иисус Христос Суперзвезда» обычно не считается продюсером киностудии RSO Films, отделения кино и телевидения этой организации. Также, несмотря на Э.Л.Уэббере сочинив музыкальную партитуру, это фильм , обычно отождествляется с «Действительно полезной компанией» , через которую Ллойд Уэббер делает большую часть своей сцены и работы экрана по состоянию на конец ноября 2020 г. Фильм будет рассмотрен Универсальное изображение , так как универсальный сделал фонд и распространять его.

Переделки

Как и сценическое шоу, фильм вызвал споры даже с учетом изменений в сценарии. Некоторые тексты были изменены для фильма. Реприза «Все в порядке», спетая перед песней «Я не знаю, как любить Его» Марией для Иисуса, была сокращена, оставив только заключительную лирику «Закройте глаза, закройте глаза и расслабьтесь, ни о чем не думайте. сегодня вечером «без изменений, в то время как предыдущие слова были опущены, в том числе слова Иисуса» И я думаю, что сегодня я буду спать спокойно «. В сцене, где группа нищих и прокаженных подавляет Иисуса: «Исцели себя!» был изменен на «Оставь меня в покое!», а в «Смерть Иуды» строчка Каиафы «То, что ты сделал, будет спасением Израиля», была изменена на «То, что ты сделал, спасет всех».

В тексте «Испытания Пилата» есть заметные изменения и дополнения. Фраза Иисуса «Возможно, где-нибудь для меня будет царство, если бы я только знал», заменена на «если бы вы только знали». Киноверсия также дает Пилату больше строк (впервые использованных в оригинальной бродвейской постановке), в которых он с презрением обращается к толпе, когда они называют имя Цезаря: «Что это нового / Уважение к Цезарю? / До сих пор это было заметно недостает! / Кто этот Иисус? Чем он отличается? / Вы, евреи, производите мессий в мешках! » и «вот человек / вот ваш разбитый король / лицемеры! / вы ненавидите нас больше, чем его!» Эти строки для Пилата с тех пор присутствуют в каждой постановке спектакля.

Саундтрек содержит две песни, которых нет в оригинальном концептуальном альбоме. «Тогда мы решаемся», в котором проблемы и страхи Анны и Каиафы по поводу Иисуса лучше раскрыты, является оригинальной для фильма. В саундтрек также включена песня «Могли бы мы начать снова, пожалуйста?» которые были добавлены к бродвейскому шоу и постановкам. Большинство других изменений не были поддержаны более поздними постановками и записями, хотя в большинстве постановок, как правило, сохраняется расширенная версия «Испытания перед Пилатом».

Характеристика главных героев

Уэббер и Райс в одном интервью говорили, что хотели показать на сцене не Бога, а человека, а это музыкальное произведение не имеет особого отношения к религии. Актеры, наряженные под апостолов, скорее походили на хиппи, актуальную молодежную субкультуру 70-х. По словам авторов, они намеренно сняли с Христа ореол божественности. Здесь 2 главных героя противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, в которых правы и неправы оба.

Описание Христа

Нельзя считать одного из героев положительным, а другого — отрицательным. Иисус в опере далеко не похож на героя из Библии, и конфликт не в том, что один добрый, а другой злой. Иисус в опере больше похож на лидера хиппи. Цель его жизни — избавить людей от всякого зла и бороться за справедливость. Тем не менее он весь в сомнениях и предчувствиях чего-то катастрофического и не может понять, зачем нужно жертвовать жизнью.

Он верит в предписания судьбы, считает, что в жизни каждого человека все заранее предопределено. Кульминационной является сцена суда. Иисус с достоинством принимает обвинение и согласен на казнь. Он отказывается от помощи Понтия Пилата, и все завершается смертью. В последнюю минуту Христос просит простить его убийц. Отношения с толпой у Иисуса тоже не из простых:

  1. Для нее он является богом и суперзвездой, народ преклоняется перед ним: «Иисус Христос, коснись нас, целуй нас… Мы любим тебя».
  2. Но человеческие страдания толпу не интересуют. Когда миф о боге развеивается, люди отрекаются от него и требуют расправы.

Только Мария-Магдалина по-настоящему любит Иисуса, любит не суперзвезду, а обыкновенного земного человека, сомневающегося, одинокого и страдающего. Эта высокая и светлая любовь противостоит всем драматическим событиям рок-оперы и представляет большую ценность для зрителя.

Характер Иуды

Иуда достаточно умен и знает, что Иисус — Божий сын и имеет дар предвидеть события, поэтому прекрасно представляет, что роль доносчика уготована ему заранее. По его мнению, Иисус все дальше уходит от целей своего учения, и скоро наступит тупик. И желая найти выход из этого тупика, Иуда доносит римским властям о месте нахождения сына бога.

Сегодня, спустя три десятка лет, значение этого музыкального произведения не утратило своей актуальности, и на спектаклях сплошные аншлаги. Это одно из самых значимых явлений в развитии современного музыкального театра, стимул к становлению жанра рок-оперы в России.

Тропы и штампы[править]

  • Белая рубашка смерти — практически во всех постановках Иисус одет в белую длинную рубашку.
  • Герой в распятой позе — ну как же без этого.
  • Заимствование:
    • Одну из арий использовали в мультфильме «По следам бременских музыкантов» для лжезарубежной рок-группы.
    • И четвертая часть «Пиф-паф, ой-ой-ой» оттуда же. Последние аккорды прямо скопированы.
      • В обоих случаях не использование, а просто стилизация, создано похожее произведение без нарушения авторских прав.
    • «Летучий корабль» — Песня Ивана написана на мотив арии Иуды.
    • Был еще какой-то советский киноспектакль. «Эй домочадцы, что меня ищете, стало быть я вам нужна иногда? — Думали, ты нам подаришь полтыщщи — Вот ещё, я вам не суперзвезда!»
  • Музыкальный символ

    Да и не только. Веббер вообще довольно активно пользуется лейтмотивами.

     — тема «Superstar», которая появляется по ходу рок-оперы несколько раз (в увертюре, в сцене совета Синедриона, в одноимённой финальной арии Иуды).

  • Не читал, но осуждаю — ярые христиане требовали запрета оперы. Из-за названия им показалось, что рок-опера высмеивает Христа или что-то наподобие.
    • Вообще-то для религиозных людей хватает одного из основных посылов — взгляда на Иисуса как на простого человека, а не на Бога, а тут ещё и описание женской любви к нему Марии Магдалины. Плюс оправдание Иуды.
    • Особая пикантность в том, что в СССР упёртые же фанатики атеизма ополчились из-за прямо противоположного: мнимой религиозности (притом, что ее-то там и нет как раз).
    • Неожиданный финт ушами совершил переводчик, написавший версию текста для петербургского театра «Рок-Опера» (постановка Владимира Подгородинского). Имена всех персонажей оставлены так, как в английской версии. Питер, Джон, Джейкоб, Кайафа… Джизус! Разумеется, это никак не отменяет сюжета, но, по крайней мере, святые имена не звучат со сцены.
  • На тебе!: ария Ирода — жирная натебейка всем продюсерам шоу-бизнеса. А появившееся в русской версии короткая ария Синедриона «Ради спокойствия нашей системы» настолько перекликается с актуальными политическими мотивами, что удивительно, как ее еще не запретили.
  • Песня против героя — ряд злодейских песен про Христа. Тут и издёвки разочарованной толпы, и арии Иуды и Ирода.
  • Сменить расу в адаптации — Иуда Искариот в постановке неожиданно оказался негром афро-израильтянином.
  • Хороший плохой конец — в зависимости от того, включена ли в постановку сцена Магдалины и Петра «Could we start again please?» Если не включена, конец безусловно плохой.
  • Что за фигня, бог? — ария «Gethsemane».
  • Чудо одной сцены — царь Ирод, особенно в исполнении Элиса Купера.
  • Я побит, начну сначала — «(Займитесь лучше рыбалкой)».

Список песен[править]

https://youtube.com/watch?v=_QozXX7Ndrk%3F

()

Образцово-показательная Gethsemane от Стива Бальзамо

  1. Overture. Содержит в себе все лейтмотивы всего произведения, что удобно. Не понравилась увертюра — дальше смысла слушать нет.
  2. Heaven on Their Minds. Вступительная ария Иуды, в которой он пытается объяснить Иисусу, что же идет не так.
  3. What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying. Бодрая песня апостолов, плавно переходящая в наезды Иуды на Марию.
  4. Then we are decided. Песня отсутствует в первой версии мюзикла и некоторых других, но есть в фильме 1973 года. В ней Каифа и Анна обсуждают, что делать с Иисусом и его растущей популярностью.
  5. Everything’s Alright. Мария успокаивает Иисуса, Иуда продолжает козлить.
  6. This Jesus Must Die. Злодейская песня священников.
  7. Hosanna. Толпа чествует наших героев.
  8. Simon Zealotes/Poor Jerusalem. Апостол Симон подбивает остальных на бунт против Рима, но его останавливает Иисус.
  9. Pilate’s Dream. Вещий сон Пилата. Вообще-то, по Евангелию, сон приснился его жене, но авторы дали Деннену возможность спеть полноценную арию, и жена осталась маячить на втором плане, без слов.
  10. The Temple. Наглядное пособие по изгнанию торгашей из храмов.
  11. The Lepers. Прокажённые со всех сторон наседают на Христа, требуя их исцелить.
  12. Everything’s Alright (reprise). Мария призывает Иисуса отложить все дела и заботы и поспать.
  13. I Don’t Know How to Love Him. Мария признается в любви к Иисусу и пытается разобраться в себе.
  14. Damned for All Time/Blood Money. Предательство Иуды.
  15. The Last Supper. Тайная Вечеря. Последний лучик света — дальше все будет только хуже.
  16. Gethsemane (I Only Want to Say). Молитва Иисуса. Наверно, самая известная песня рок-оперы, чаще всего исполняется отдельно.
  17. The Arrest. Темная реприза What’s the Buzz. Иисуса уводят.
  18. Peter’s Denial. Отречение Петра.
  19. Pilate and Christ. Пилат пытается свалить неприятную работенку на коллегу. .
  20. Herod’s Song. Изначально Веббер с Райсом писали ее для другого мюзикла, но в итоге вставили сюда. Получилось очаровательно не в тему, но очень мило. Вы только послушайте ее в исполнении Элиса Купера!
  21. Could we Start Again, Please? Опциональный дуэт Марии и Петра. Впервые появился в фильме 1973 года.
  22. Judas’ Death. Эталонная песня про ГЭС Иуды. Иуда умирает. Часто содержит репризу I Don’t Know How to Love Him.
  23. Trial Before Pilate. Долгая и трагичная песня про смысл жизни, правду и ложь и прочие философские субстанции.
  24. Superstar. Иуда возвращается (не то призрак, не то глюк воспаленного сознания) и задалбывает Иисуса вопросом «Кто ты?». Ответ? Какой ответ? Соперничает с Gethsemane за звание главного хита.
  25. The Crucifixion. Психованные струны и нервная гитара.
  26. John Nineteen:Forty-One. Концовка рок-оперы — инструментальная реприза Gethsemane.

Музыкальные номера

Акт первый

  • «Увертюра» — Оркестр
  • «Небеса в их мыслях» — Иуда
  • «Что такое гудение? / Странное, загадочное» — Иисус , Иуда, Мария и апостолы
  • « Все в порядке » — Мария, Иуда, Иисус, женщины и апостолы
  • « Этот Иисус должен умереть » — Каиафа , Анна и
  • «Осанна» — Иисус, Каиафа и компания
  • «Симон Зелоты / Бедный Иерусалим» — Симон , Иисус и компания
  • «Сон Пилата » — Пилат
  • «Храм» — Иисус и прокаженные
  • «Все в порядке (Реприза)» — Мария и Иисус
  • « Я не знаю, как любить Его » — Мэри
  • «Проклятые на все времена / Кровавые деньги» — Иуда, Каиафа, Анна и Хор

Акт второй

  • «Тайная вечеря» — Иисус, Иуда и апостолы
  • «Гефсимания (Я только хочу сказать)» — Иисус
  • «Арест» — Иуда, Иисус, Петр , Апостолы, Каиафа, Анна и ансамбль.
  • «Отрицание Петра» — Служанка у огня, Петр, Солдат, Старик и Мария
  • «Пилат и Христос» — Пилат, Иисус, Анна и ансамбль
  • » Песнь царя Ирода » — Ирод
  • «Не могли бы мы начать снова, пожалуйста?» — Мария, Петр и ансамбль
  • «Смерть Иуды» — Иуда, Каиафа, Анна и ансамбль
  • «Суд перед Пилатом» — Пилат, Иисус, Каиафа и ансамбль
  • « Суперзвезда » — Иуда, Сестры Души и Ангелы
  • «Распятие» — Иисус и ансамбль
  • «Джон Девятнадцать: Сорок один» — Оркестр
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector