«с богом везде хорошо: и на фаворе, и на голгофе!»

Содержание:

Когда святитель понял, что такое смирение и когда он научился любить своих врагов

Чтобы показать, как развивалась неординарная личность святителя Игнатия, отец Павел Хондзинский постарался обозначить наиболее важные вехи его жизненного пути, начиная с момента рождения. Родился будущий святитель в очень знатной семье вологодского помещика, являвшегося предводителем дворянства в одном из уездов Вологодской губернии. За прекрасным домашним образованием последовала учеба в Военном инженерном училище в Петербурге, где Дмитрий Брянчанинов попал в среду, соответствующую его происхождению. Более того: вращаясь в высшем свете, он познакомился с культурной элитой российского общества – Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. Происходит также и его и знакомство с Великими князьями. Один из них через три года станет Императором Николаем I и поручит своему августейшему брату Михаилу Павловичу отговорить одаренного юношу, желавшего после окончания училища уйти в отставку и принять монашеский постриг, от этого пути. Но в ответ на свои слова, что «гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире», Великий князь услышит категоричное утверждение: «Остаться в миру и желать спастись – это, Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть».
– И вот здесь в дошедшем до нас диалоге виден весь характер святителя Игнатия, который во многом объясняет суть последующих событий в его жизни, – сказал докладчик.

А суть смирения как величайшей христианской добродетели уже не офицер Брянчанинов – уже послушник Дмитрий – понял, когда он получил после болезни отставку и приехал к иеромонаху Леониду (Наголкину), будущему преподобному Оптинскому старцу Льву, в Александро-Свирский монастырь на Ладогу. С этим духоносным старцем, имевшим своих учеников, молодой Брянчанинов познакомился в Александро-Невской лавре, куда во время учебы в Петербурге любил ходить и где он исповедовался. По приезду в Александро-Свирский монастырь его сразу направили помогать мельнику – носить мешки с мукой. В нем, монастырском мельнике, Дмитрий узнал своего бывшего крепостного. В докладе протоиерея Павла Хондзинского отчетливо прозвучала мысль, что этот эпизод показывает, насколько жизнь в ту эпоху отличалась от нашей и как трудно нам судить о ней сегодня. В самом деле, нелегко представить себе человека, который вчера общался с Императором, а сегодня пришел прислуживать своему бывшему крепостному.

Великое смирение ему понадобилось и спустя годы, после его назначения настоятелем Троице-Сергиевой Приморской пустыни близ Петербурга. В неполных 27 лет он, согласно монаршей воле, был возведен в сан архимандрита, а в 31 год стал к тому же и благочинным над всеми монастырями Санкт-Петербургской епархии. «Здесь поднялись и зашипели зависть, злоречие, клевета; здесь я подвергся тяжким, продолжительным, унизительным наказаниям, без суда, без малейшего исследования, как бессловесное животное, как истукан бесчувственный; здесь я увидел врагов, дышащих непримиримой злобой и жаждой погибели моей», – с горечью писал архимандрит Игнатий. Недоброжелателей было много, как и интриг разного рода, но, по признанию будущего святителя, он научился любить своих врагов. Продолжая управлять обителью, оставаясь благочинным и принося большую духовную пользу епархии на этих ответственных должностях, архимандрит Игнатий не оставлял мысли об уходе на покой. Он надеялся, что ему удастся до конца своей земной жизни пребывать в уединении, где-то в малоизвестном приюте, спокойном и тихом. Однако вместо уединения его ждала архиерейская хиротония во епископа Кавказского и Черноморского, руководство новообразованной епархией.

Но всё это предварял немаловажный период в жизни послушника Дмитрия, когда он из Александро-Свирского монастыря последовал за своим духовным руководителем отцом Леонидом в Площанскую пустынь (вскоре к нему присоединился его друг и однокурсник по Военному инженерному училищу Михаил Чихачев, тоже дворянин и тоже ушедший в отставку). Наконец вслед за старцем молодые люди попали в Оптину.

Детские годы и семья

5 февраля в 1807 году в семье дворян Брянчаниновых, родился сын, крещенный Дмитрием. Местом его рождения стало село Покровского, Грязовецкий уезд, губерния Вологодская.

Летопись знатной фамилии началась со времен знаменитого князя Москвы Дмитрия Донского, у которого оруженосцем служил родоначальник дворянской фамилии Брянчаниновых Михаил Бренко. Согласно летописям тех лет именно этому оруженосцу приписывается подвиг гибели, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Смелый воин переоделся в одежды Донского и повел войска на татар, держа в руках знамя князя. В этом Бою Михаил Бренко погиб.

Отцом будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского Александром Семеновичем Брянчаниновым строго соблюдались обычаи старины. Дворянская семья была верной Православной церкви, на средства Александра Семеновича был возведен Покровский сельский храм. Мать Дмитрия, София, была воспитана в интеллигентной семье, давшей девушке образование соответственно ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка София Афанасьевна отдала семье всю жизнь.

Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и наставниками, которые отмечали удивительные способности Димитрия, с самого раннего возраста он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал, великолепно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество, но в послушании уступил воле отца. В возрасте 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший о монашестве, становится кадетом Военно-инженерного училища в Петербурге.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие

  • Жизнеописание с сайта Православие.Ru
  • Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, сс. 226, 462, 470
  • Текст тропаря — Православный календарь. Вторник, 13 мая, 2014 / 30 апреля, 2014 (по ст.ст.) // Сайт Троицкого прихода в Балтиморе

  В некоторых жизнеописаниях ошибочно — 6 февраля. В метрической книге Покровской церкви за 1807 год значится: «Февраля 5-го дня родился, 6-го молитвословлен и 9 крещен села Покровского у господина поручика Александра Семенова от жены его Софьи Афанасьевны сын Димитрий…» (цит. по Ищите всюду духа, а не буквы…, прим. на с. 30). Сам свт. Игнатий писал в одном из писем: «5 февраля день моего рождения…» (Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: Переписка с мирянами.-М.: Паломник, 2011, с. 580).

  Последовательность событий по данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря,

  Ищите всюду духа, а не буквы…, сс. 226, 462

  Ищите всюду духа, а не буквы…, примечание 149 на стр. 470

  О движениях в Российской иерархии // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 120. Л. 8 (отзыв о назначении еп. Игнатия на Ставропольскую кафедру)

  Иг. Никон Воробьев. «Нам оставлено покаяние». Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005, стр. 43.

  См.

Самобытный новатор

Святитель Игнатий Брянчанинов был первым мыслителем и духовным писателем, который в своих творениях использовал новый язык, сложившийся благодаря бурному развитию науки, особенно физики, химии, астрономии. Благодаря этому он сделал более близкими и понятными труды святых отцов древности, язык которых давно устарел.

Кроме того, Игнатий Брянчанинов учил, что на Священное Писание нужно смотреть через творения святых отцов, воплотивших Евангелие в жизнь, в первую очередь, авторов “Добротолюбия”. До этого было принято рассматривать святоотеческие сочинения на соответствие Евангелию. Святитель полагал, что Евангелие нужно не только знать, но и правильно понимать, а помочь в этом как раз может святоотеческое наследие.  

Святитель Игнатий Брянчанинов родился в благочестивой аристократической семье

Святитель Игнатий Брянчанинов (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) — это епископ Кавказский и Черноморский, известный русский подвижник и духовный писатель XIX века, богослов и проповедник.

Родился 5 (17) февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии. В наше время село входит в состав Юровского муниципального образования Грязовецкого района Вологодской области.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Портрет. Ирина Гайдук. 2008 год. Святитель Игнатий не только церковный деятель, богослов и проповедник, но и выдающийся христианский писатель

Биография святителя Игнатия примечательна уже тем, что его семья принадлежит к старинному дворянскому роду Брянчаниновых. Её родоначальником считается боярин Бренко Михаил, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского.

Летописи говорят о том, что Михаил Бренок — этот тот самый воин, который спас великого московского князя во время битвы с татаро-монголами на Куликовом поле

Боярин переоделся в одежду князя и сражался по его знаменем, отвлекая тем самым на себя внимание татар, он геройски погиб, дав возможность князю победить неприятеля

Род Брянчаниновых пошел от боярина князя Димитрия Донского Михаила Бренка.

Отец Димитрия, Александр Семенович, считался человеком благочестивым и глубоко верующим. В свое время он входил в свиту российского императора, потом обеднел и к моменту рождения сына стал небогатым помещиком.

Мать будущего святителя, София Афанасьевна, имела добрый нрав и хорошее образование. Она рано вышла замуж, и все силы тратила на заботу о семье.

Памятник боярину Михаилу Бренку на Куликовом поле. Род Брянчаниновых берёт своё начало от этого воина, спасшего ценой своей жизни во время сражения с татаро-монголами жизнь великого московского князя Димитрия Донского

Естественно, что в такой семье Димитрий получил хорошее образование и воспитания в традициях благочестия. При этом стоит отметить, что своими дарованиями он выделялся среди других своих братьев и сестёр.

Так он проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению, игре на скрипке. Родители прочили ему блистательную карьеру. Сам же он много молился, часто бывал в храме и с юности принял решение связать свою жизнь с монашеским подвигом.

Когда же Димитрий признался в этом отцу, тот посчитал это желание детской прихотью и не отнёсся к нему серьёзно.

Память и почитание

Оценки жизни и трудов свт. Игнатия

Еп. Никодим (Казанцев) (1803 — 1874):

Я знаю о. Игнатия: монах без лести и лицемерия .

Игум. Никон (Воробьев) (+ 1963):

Сегодня день рождения любимого нами Игнатия (Брянчанинова). Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (Говорова) (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова).

Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня: постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это — путь всех древних отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени, развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую, ибо писались они не по произволу, а по особому внушению .

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Филарет (Дроздов)Ф.М.Достоевский

Все покоряло современников в Святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою многочисленную паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия. Многосторонняя опытность, особый дар смотреть на все духовно, глубокая проницательность, постоянное и точное самонаблюдение сделали его весьма искусным в лечении духовных и душевных недугов. Вот к чьей молитвенной помощи надо прибегать современным больным, а не к экстрасенсам и колдунам, шарлатанам и «знахарям».

Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.

Прославление

Тропарь, глас 8

Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дый,/ архиере́ев Богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́,/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га,/ Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,/ дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Оптина пустынь всегда была в его сердце

В Отиной пустыни у двух бывших офицеров, ставших послушниками, судьба сложилась непросто. Да и недолго они там пробыли. Над причинами этого размышляли и докладчик, и слушатели Оптинского лектория. Согласно мнению протоиерея Павла Хондзинского, одну из главных причин нужно искать в исторических обстоятельствах, при которых монашество после ощутимого удара Петровских реформ значительно поменялось. Появившееся «в чистом виде» в духовных академиях ученое монашество собственно монашеской жизнью не жило – у него не было такой возможности. Монашество монастырское в массе своей было простонародное – «из низов». Отсюда и соответствующие уклад жизни, пища, одежда, послушания и прочее. Как наглядный пример того, насколько тяжелыми могли быть в монастырях трудовые послушания, докладчик привел Валаам. Точнее, рассказал о старом братском кладбище, где на сохранившихся надгробиях XIX века встречаются примерно такие надписи: монах (имя) с верою и смирением 25 лет (или более) подвизался на монастырских каменоломнях. То есть Валаам в те времена был таким же простонародным монастырем, как и Оптина. И закончилось всё тем, что послушники дворянского происхождения из Оптиной уехали.

Но тут принципиально важен момент, на который во время обсуждения доклада обратил внимание наместник монастыря епископ Можайский Леонид: они долго терпели, много болели, однако обитель не оставляли. И только после известия о серьезном недуге матери Дмитрия, принятого ими как определенное указание Промысла Божия, отправились в родовое имение Брянчаниновых на Вологодчину

В письмах архимандрита Игнатия часто упоминается о телесном подвиге. Отнюдь не в позитивном ключе. Оглядываясь назад, святитель полагал, что даже старец Леонид, которого он всем сердцем любил, принимая его духовные советы смиренно, без оговорок, вел своего ученика привычным для того времени путем телесных подвигов. В результате здоровье подорвано, а в духовном плане мало что приобретено… Докладчик назвал примеры – приведу один из них. Вот Александро-Свирский монастырь в октябре или в ноябре – словом, в пору глубокой осени. В озере монастыря запутался рыболовный невод. Зная, что послушник Дмитрий хорошо плавает, его посылают вплавь распутывать невод. Это при том, что недавно он переболел туберкулезом! И всё же как бы то ни было, и старец Леонид, которого мы сегодня чтим, как преподобного Льва Оптинского – родоначальника всех Оптинских старцев, и сама Оптина пустынь, так и не принявшая будущего святителя на постоянное жительство в скиту, когда он собирался уйти на покой, всю жизнь оставались для него близкими, дорогими. Сердце откликалось на каждую весточку оттуда.

Книги автора:

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Слово о смерти»

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего (Втор. 16:3)

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Том 1 Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова»

Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Том 2 — Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова»

Второй том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит значительное количество впервые публикуемых текстов, что позволит благочестивым читателям полнее представить размеры его плодотворной епископской деятельности в труднейших условиях кавказской действительности.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Том 5 — Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова»

Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян. Это любимое назидательное чтение для всех, кто стяжает благодать Духа Святаго и отдает себя на пользу ближнему.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«О молитве»

Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Изложение Учения Православной Церкви О Божией Матери»

Изложение учения Православной церкви о Божией Матери. Составлено Святителем Игнатием Брянчаниновым. Изложение это составлено в Ставрополе кавказском, вследствие желания некоторых лиц общества, в котором тогда предметом суждений был новый догмат папистов.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Слово о человеке»

Данный труд принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке на основании Предания Православной Церкви — Священного Писания и творений Святых Отцов. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

Новости:

01 октября 2021

Музей Казанского монастыря Ярославля принял участие в городском проекте «Музейная набережная»

/Новости епархиальных монастырей

28 сентября 2021

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылась выставка «Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»

/Новости ставропигиальных монастырей

25 сентября 2021

В Черноостровском монастыре прошло собрание по подготовке открытия музейно-образовательного комплекса «Ильинские рубежи»

/Новости епархиальных монастырей

24 сентября 2021

В Дивеевском монастыре проходит конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения»

/Новости епархиальных монастырей

17 сентября 2021

Ученики Свято-Алексеевской пустыни Переславской епархии посетили Переславский музей-заповедник

/Новости епархиальных монастырей

16 сентября 2021

Казанский монастырь Ярославля станет участником «Музейной набережной»

/Новости епархиальных монастырей

01 октября 2021

Музей Казанского монастыря Ярославля принял участие в городском проекте «Музейная набережная»

/Новости епархиальных монастырей

28 сентября 2021

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылась выставка «Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»

/Новости ставропигиальных монастырей

25 сентября 2021

В Черноостровском монастыре прошло собрание по подготовке открытия музейно-образовательного комплекса «Ильинские рубежи»

/Новости епархиальных монастырей

24 сентября 2021

В Дивеевском монастыре проходит конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения»

/Новости епархиальных монастырей

17 сентября 2021

Ученики Свято-Алексеевской пустыни Переславской епархии посетили Переславский музей-заповедник

/Новости епархиальных монастырей

16 сентября 2021

Казанский монастырь Ярославля станет участником «Музейной набережной»

/Новости епархиальных монастырей

Юность Дмитрия

Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.

Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар

Многие с вниманием его слушали

Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.

Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.

После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.

Сочинения

Сочинения свт

Игнатия, изданные еще при жизни, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания.

Публикации

  • Аскетические опыты, том. I

  • Аскетические опыты, том. II

  • Аскетическая проповедь

  • Письма к мирянам

  • О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви

  • Будущее России в руках Божественного Промысла

  • О чудесах и знамениях

  • Понятие о ереси и расколе

  • Слово о человеке

  • Христианский пастырь и христианин-художник

Святитель Игнатий Брянчанинов скончался в праздник Жён-мироносиц, а его мощи находятся в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря

Летом 1861 года епископ Игнатий серьёзно заболел. После выхода в отставку, на покое он вел уединённую молитвенную жизнь, а также продолжал вести переписку со своими духовными детьми в количестве 600 человек.

Кроме того он продолжил читать свои ранние произведения, чтобы исправить их, привести в одно целое и составить из них собрание сочинений. Помогал ему в этом книгопродавец и издатель Иван Глазунов. Первые два тома этих трудов под названием «Аскетические опыты» издали  в 1865 году.

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря. Святитель Игнатий Брянчанинов отошёл к Богу в первый день Пасхи в праздник жён — мироносец

Последнюю свою литургию святитель Игнатий Бренчанинов отслужил 16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи. 21 апреля получены только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений, а уже 30 апреля 1867 года, в праздник Жен-мироносец он скончался.

На его отпевании присутствовало около пяти тысяч человек.

30 апреля 1867
Святитель Игнатий Брянчанинов скончался

Епископа Игнатия Брянчанинова причислили к лику святых 6 июня 1988 года. Канонизация в Православной Церкви состоялось 6-9 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице–Сергиевой Лавре.

Перед канонизацией мощи святого торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле. Кроме того, их частицу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перенёс в Ставрополь во время своего первого визита на Кавказ в августе 1994 года.

Видеофильм: Документальный фильм «Учитель покаяния» о Святителе Игнатии Брянчанинове. Святитель Игнатий (Брянчанинов). 1 час 11 минута 46 секунда. Автор говорит о том, что святой Игнатий Брянчанинов не старался угодить людям, но старался угодить Богу.

В честь святого возведено несколько храмов. Первый из них построили в 1995 году в Донецке на Украине. Второй — в 2013 году в городе Грязовец Вологодской области.

Труды святого

Святитель оставил после себя большое духовное наследие, записанное в его книгах. Мудрость, целомудрие, чистота и любовь к Богу открываются читающим его творения. В них мы черпаем знания о молитве, покаянии, Богоугождении.

Свою великую книгу «Плач инока» он написал еще в несовершеннолетнем возрасте. Наиболее популярна книга его «В помощь кающимся», где просто и ясно изложены понятия о человеческих страстях и избавлении от них.

Также известны его книги: «Аскетические опыты», «Слово о смерти», «Слово об ангелах»

Святой уделял большое внимание памятованию о смерти, как источнику избавления от страстей. Об этом написано в книге «Слово о смерти»

Также немало писал он об опасном состоянии, именуемом «духовной прелестью». Много написано им трудов о монашестве, о правильной молитве. Целая книга посвящена учению об ангельских чинах. Немало книг с записанными проповедями святителя, произнесенными на различных службах.

https://youtube.com/watch?v=GQThl3Y4npI

Проф. Осипов А.И. — о творениях Святителя Игнатия (Брянчанинова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector