Иаков борется с ангелом. бытие 32:24-30

С кем же боролся Иаков?

Здравствуйте! Ваш вопрос требует глубокого и обстоятельного ообъяснения, не в рамках данной статьи. Но попробуем вкратце наметить линию ответа.

Слово «Элоим» понимается не только как имя Творца, но и как определение «имеющих силу». Поэтому судьи тоже именуются Торой в некоторых местах «элоим». Здесь же шла речь об ангеле. Они тоже называются «элоим». Отрывок, который Вы имеете в виду, повествует о противостоянии Яакова и ангела Эсава. Дело в том, что и Эсав, и Яаков знали, что одному из них быть первым в этом мире. Или первым будет Яаков, и тогда на земле будет торжествовать слово Творца, люди будут помнить о том, для чего живут… Духовность будет присутствовать в мире. А если главенствовать будет Эсав, то вся жизнь будет чисто материальная, места Всевышнему на земле не будет (в сознании людей). Яаков встретился ночью с ангелом Эсава и боролся с ним до утра. Понятно, что речь идет не о физическом противостоянии, а о духовном. В конце концов ангел сказал Яакову – ты победил и людей (Лавана, который тоже замышлял дурное против семьи Яакова – зерна еврейского народа) и ангелов. Помимо этого ангел признал законность получения Яаковом благословения Ицхака. Оно являлось залогом успешной реализации потенциала, заложенного в первородстве, которое, как помните, Яаков честно купил у Эсава. Несмотря на это, Эсав очень сердился на Яакова, что он завладел благословением отца. Теперь же сам ангел Эсава согласился с Яаковом, что благословение принадлежит ему по праву. На это намекает и новое имя, которое, как предсказывает ангел, Творец даст ему вскорости. «Исраэль» — ישראל в ивритском написании, в этом слове видно зашифрованное слово ישר (яшар) — прямой, честный. То есть, Яаков честно владеет благословением отца.

Напоследок ангел повредил Яакову бедро. Это — напоминание ему и всем его потомкам, что Эсав не отказывается от своей борьбы за власть над миром. Если «выходцы из бедра», то есть, переводя на наш язык с языка Торы, потомки Яакова, отойдут от своей миссии, ради которой получили благословение Ицхака, то Эсав придет и потребует свою долю! Прежде всего он попытается различными способами увести евреев от мысли о Всевышнем, чтобы они больше не несли ее в мир. Как мы видим, к сожалению, это часто удается современным наследникам Эсава. Однако винить надо самих себя. Если мы будем твердо держаться нашего наследия, миру Эсава не удастся одолеть нас ни духовно, ни физически.

Читайте:

Тора с комментариями Раши

Описание

Скопление оружия и одежды на переднем плане.

Картина рассказывает об эпизоде ​​борьбы Иакова с ангелом, описанном в книге Бытия . Иаков , сын Исаака , готовится к тяжелой встрече со своим братом Исавом . Он посылает перед собой стада в подарок своему брату и остается один у ручья. Затем появляется мужчина и борется с ним всю ночь, но безуспешно. Таинственное существо в конечном итоге попадает Джейкобу в сустав на бедре, что делает его хромым. Он объявляет ей, что он боролся с Богом и с людьми и что он победил. Отныне Иаков будет называться Израилем и, несмотря на его физическую немощь, будет наделен моральной силой, исходящей от Бога.

В пригласительном билете, напечатанном на инаугурацию в 1861 году, говорится:

Гелиодора изгоняют из храма.

Делакруа использовал масляную краску и воск непосредственно на гипсокартон, общий метод в 19 — м  веке , что позволяет изменения: он не действует, в буквальном смысле, фрески.

Живописец противопоставляет безмятежность ангела усилиям человека, который отказывается подчиняться в тисках внутренней борьбы. Композиция в некотором роде перекликается с картиной на противоположной стене, изображающей Гелиодора , изгнанного из храма . Колонна храма сочетается с массивным стволом дуба, а на двух картинах на переднем плане изображен натюрморт, который своими цветами задает общий тон работы. Сражение « Борьба» , состоящее из кучи одежды и брошенного на землю оружия, было бы стерто за двадцать минут.

Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» Цветаевой

Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» (1916 г.) — одно из наиболее ярких выражений женской любви в поэзии. Цветаева смогла с огромной силой и выразительностью описать это безграничное чувство. Поэтессу нередко критиковали за столь неумеренное выражение любви, мотивируя это тем, что на такое чувство способен лишь влюбленный мужчина. Разумеется, критика была мужской. Произведение Цветаевой просто не укладывалось в традиционные представления о любви с абсолютным превосходством мужского начала. Исследователи считают, что поэтесса полемизирует с блоковским Дон Жуаном. Некоторые строки стихотворения – явный диалог с лирическим героем Блока.

Цветаева сразу же заявляет о своем полном праве на возлюбленного. Это право дано ей свыше в качестве заслуги за огромную любовь. Поэтесса утверждает, что это чувство позволяет ей властвовать над всем миром, освобождая от физической зависимости («на земле стою – лишь одной ногой»). Под влиянием любви героиня даже способна по своему желанию управлять временем и пространством. Она намекает, что найдет и завладеет любимым в любую историческую эпоху на земле и в небесах. Ее никто не сможет удержать или остановить. Если же на пути героини встанет другая женщина, то она преступит земные законы и вступит в «последний спор» с самим Богом. Цветаева даже не дает мужчине права на выбор («замолчи!»). Она уверена, что сможет одержать победу в священном поединке.

В последней строфе героиня предупреждает, что ее последним средством будет убийство любимого, после которого их души навсегда сольются. Она с горечью признает, что мужчина слишком сильно привязан к земному существованию. Поэтесса использует антитезу, чтобы показать различие между ними. «Колыбель и могила» мужчины – земной мир, тогда как ее началом и концом выступает лес, символизирующий вольную жизнь без всяких ограничений (возможно, имеется в виду древнегреческая богиня Артемида). Убийство возлюбленного станет всего лишь его физической смертью, которая снимет с него земные оковы и позволит возродиться в новом духовном облике.

Стихотворение Цветаевой стало символом безграничной женской любви, сметающей на своем пути все преграды и законы. Немногим поэтессам удавалось в такой же степени выразить свои чувства и поколебать нерушимое господство мужской любовной лирики.

Иаков борется с Ангелом

Никто не решится спорить со святыми отцами в толковании Писания. Так, размышляя над темой борьбы Иакова, ставшего Израилем, я ознакомилась с мнением православных толкователей на этот счёт в Библии с комментариями А.П.Лопухина, наиболее популярной для исследования в церкви. В частности, там сказано: «Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату». То есть, автор цитаты не отвергает еврейского толкования, но допускает его. Впрочем, меня волнует больше другое обстоятельство. Не то, с кем боролся Иаков, а то, происходило ли это борение наяву или во сне. Если это происходило наяву, то в физическом теле Иаков не смог бы преодолеть природы Ангела-губителя. Если же природа Иакова в это время соответствовала духовному образу, то, скорее всего, это был сон, как действительность. Я вижу сон и переживаю всё происходящее, как это было бы наяву. Я являюсь непосредственным участником событий. И ко мне во сне приходит духовный неприятель в образе физического лица. Я борюсь с ним, до изнеможения, готова бороться до смерти, чтобы одолеть. И в итоге одерживаю победу. Я чувствую реально свою немощь, силу противника, но, и по моей неотступности, прилив физической силы в борьбе. Я знаю, что Господь за меня. Что же происходит в это время в духовной сфере?

Все мы знаем о силе молитвы. Время наибольшего сопротивления или ожесточения демонических сил наступает с заходом солнца. Пример этому, как на закате дня к Иисусу приносили одержимых болезнями, чтобы Он исцелил их. В медицине известно, что для многих больных характерно ухудшение состояния здоровья ночью, как и отсутствие сна (здесь подтверждение еврейскому выражению: «Если уснул, то выздоровеет»). Итак, по молитве Иисуса, люди получали освобождение от демонов, исцеление от болезней. Но ведь и бесы не могут действовать без тела, по крайней мере, они воздействуют на человеческий разум. И если человек предполагает, что он служит Богу, научен, как молиться, хотя не подозревает, что разумом не познал Бога, такой человек будет слушать свой внутренний голос, а кто является чревовещателем во время молитвы – это большой вопрос!

Не только Иаков знал о силе молитвы, Исав тоже был сыном Исаака, значит, тоже молился. Мы знаем, что он взял жену из дома Измаила, а её праматерь была услышана Всевышним в пустыне, и она нашла источник воды и получила обетование к жизни. Однако Исав и его семейство были неугодны Богу. Я думаю, что эти люди тоже молились, и по их молитвам происходило противодействие духовных сил. В этом случае всё становится на свои места. Если наукой доказано, что душа во время сна может оставить тело, а при пробуждении вернуться обратно, это указывает на то, что реальность физических ран на теле или внутри тела вполне допустима после сна. Нам же свойственно переносить, из-за своей духовной невежественности, всё на физическое состояние. Бог вдохнул в Адама жизнь (дух) и прах стал душой живой. Значит, тело без души не может считаться человеком, но трупом. И, если принять в расчёт понимание нашего сновидения, как реальную жизнь души во сне, то произошедшее с Иаковом, когда «боролся с ним Некто», приоткрывает завесу загадочности, делает нас по своей сути близкими к Иакову и даёт веру в победу даже в, казалось бы, расслабленном состоянии – во сне!

Упоминания

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7; см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).

В исламе

Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.

В искусстве

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.

В православии

В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия; лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).

В искусстве [ править ]

Изобразительное искусство

Одно из старейших визуальных изображений содержится в иллюстрированной рукописи Венской книги Бытие . Многие художники изобразили эту сцену, рассматривая ее как парадигму художественного творчества. В скульптуре Джейкоб, борющийся с ангелом, является предметом скульптуры 1940 года сэра Джейкоба Эпштейна, выставленной в галерее Тейт Британия . Картины включают:

  • Изображение на высоком кресте в Келлсе, Ирландия (10 век)

  • Рембрандт (1659)

  • Эжен Делакруа (1861)

  • Эжен Делакруа (1861), (деталь)

  • Леон Бонна (1876 г.)

  • Иаков и ангел , Гюстав Моро (1878)

  • Александр Луи Лелуар (1865)

  • Поль Гоген (1888), Видение после проповеди, показывающее эпизод, задуманный жителями бретонской деревни.

  • Иаков борется с ангелом по Библии Гутенберга (1558 г.)

  • Иаков борется с Богом, гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.

В музыке

Латинский текст Бытия 32:30 ‘Vidi dominum facie ad faciem; «et salva facta est anima mea» («Я видел Господа лицом к лицу») была назначена на третью ночь заутрени во второе воскресенье Великого поста и была популярным средневековым повествованием о встрече Иакова с ангелом. Он устанавливается как тенор (верхний голос) текст Машо мульти-тексто-слоистые «s Мотет No.15 ВиДи Dominum (я видел Господа) одновременно с двумя светскими французских текстов:„Поддельный мнимый m’a DECU“и» Amours qui ha le pouvoir «. Машо музыкально противопоставляет Божье благословение в латинском тексте разочарованию светской любви во французских текстах. Чарльз УэслиГимн « Приди, о странник, неизвестный », часто известный как «Борющийся Иаков», основан на отрывке, в котором Иаков борется с ангелом. Традиционно исполняется на мотивы Петербурга. U2 «сек пули Blue Sky , 4 — й трек на их 1987 альбом The Joshua Tree включает в себя лирические «Иаков боролся ангел и ангел был преодолен.» Лирика Исаака , песни, представленной на альбоме Мадонны « Признания на танцполе» , содержит много намеков на книгу Бытия и отсылает к встрече Иакова с ангелом в строке «сражайся со своей тьмой, ангелы зовут тебя по имени».Ной Ридвыпустил свою песню » » в качестве второго сингла своего второго альбома 2020 года. В песне используется метафора борьбы с ангелами, чтобы понять, что «трудно получить благословения, и они чего-то стоят», как сказал Рид Indie88 .

В литературе и театре

Мотив «борьбы с ангелами» происходит в нескольких романов , включая Hermann Hesse ‘s Демьяна (1919), Доди Смит ‘ S Я захватываю замок (1948), Маргарет Laurence «s The Stone Angel (1964). В книге TH White ‘s The Once and Future King Бородавочник описывается как знающий, что работа по обучению ястреба «походила на борьбу Иакова с ангелом». В поэзии эта тема проявляется в «Человеке, наблюдающем» Райнера Марии Рильке (около 1920 г.), в «Евангелине» Генри Уодсворта Лонгфелло стихотворении Германа Мелвилла «Искусство.»и Эмили ДикинсонПоэма «К востоку от Иордана» (Fr145B, 1860). В театре борьба с ангелом упоминается в пьесе Тони Кушнера « Ангелы в Америке» (1990); Версия, изображенная в его адаптации мини-сериала, — это версия 1865 года Александра Луи Лелуара . Образ Гюстава Доре воспроизведен в « Страстях» Жан-Люка Годара дополнительным фильмом, переодетым ангелом и Ежи Радзивиловичем . Также Мод Харт Лавлейс ‘s Свадьба Бетси (1955), Стивен Кинг ‘ роман с 11/22/63 (2011), Шейла Хети романа s (2018) и по пьесе Дэвида Феннарио « Балконвиль» (1979). Рассказ изсборника Дэниела Мэллори Ортберга « Веселая дева» (2018) исследует версию повествования, рассказанную с точки зрения ангела.

Интерпретации

Личность борющегося противника Иакова является предметом споров, называемых по-разному: фигура сновидения, пророческое видение, ангел (например, Михаил и Самаэль ), защитный дух реки, Иисус или Бог.

Еврейские интерпретации

В Осии 12: 4 противник Иакова описан как малах «ангел»: «Да, он имел власть над ангелом и победил: он плакал и умолял его: он нашел его в Вефиле, и там он поговорил с нами. ; «. Относительный возраст текста Книги Бытия и Осии неясен, поскольку оба они являются частью еврейской Библии, отредактированной в период Второго Храма , и было высказано предположение, что малах может быть поздней поправкой к тексту и будет как таковой. представляют собой раннюю еврейскую интерпретацию этого эпизода.

Маймонид считал, что этот инцидент был «пророческим видением», в то время как Раши считал, что Иаков боролся с ангелом-хранителем Исава (по имени Самаэль ), его старшим братом-близнецом.
Цви Колиц (1993) назвал Иакова «борьбой с Богом».

Христианские интерпретации

Интерпретация, что «Иаков боролся с Богом» (сокращенно от имени Исра-‘эль ) распространена в протестантском богословии, поддержана как
Мартином Лютером, так и Жаном Кальвином (хотя Кальвин считал, что это событие было «всего лишь видением»), а также более поздние писатели, такие как Джозеф Баркер (1854 г.) или
Питер Л. Бергер (2014 г.). Другие комментарии трактуют выражение Иакова, увидевшего «Бога лицом к лицу», как указание на Ангела Господня как на «Лик Бога».

Близость понятий «человек» и «Бог» в тексте в некоторых христианских комментариях также была принята в качестве наводит на мысль о Christophany . Дж. Дуглас Макмиллан (1991) предполагает, что ангел, с которым борется Иаков, является «явлением Христа до воплощения в образе человека».

Согласно одному христианскому комментарию описываемого библейского инцидента, «Иаков сказал:« Я видел Бога лицом к лицу ». Замечание Иакова не обязательно означает, что« человек », с которым он боролся, был Богом. Скорее, как и в случае с другими подобными утверждениями , когда кто-то видел «Ангела Господня», было уместно утверждать, что он видел лицо Бога ».

Другие взгляды

Анализируя книгу марксистского философа Эрнста Блоха 1968 года « Атеизм в христианстве» , Роланд Бур говорит, что Блох считает этот инцидент подпадающим под категорию «мифа или, по крайней мере, легенды». Бур называет это примером «кровожадного, мстительного Бога … превзойденного хитрыми людьми, стремящимися избежать его ярости».

Инцидент борьбы на берегу ручья сравнивают с рассказами греческой мифологии о дуэли Ахилла с речным богом Скамандром и с Менелаем, сражающимся с морским богом Протеем . Также утверждается, что инцидент с борьбой, наряду с другими ветхозаветными историями еврейских патриархов , основан на связанной с Эхнатоном египетской мифологии , где Иаков — это Осирис / Виззер, Исав — это Сет, а схватка — это борьба между ними.

Розмари Эллен Гайли дает следующее резюме:

«Эта драматическая сцена вызвала множество комментариев со стороны иудейских, католических и протестантских богословов, библеистов и литературных критиков. Борется ли Иаков с Богом или с ангелом? … Однозначного ответа нет, но история была рационализирована, романтизированы, рассматриваются как миф и рассматриваются символически ».

Сын Заведея

В Новом Завете имя Иаков встречается неоднократно. Так, Иисус знакомится с тремя рыбаками — Заведеем и его сыновьями, Иаковом и Иоанном. Впоследствии молодые люди становятся апостолами, и первый из них именуется Старшим, чтобы отличить его от других последователей Спасителя с тем же именем. О том, насколько Иаков, сын Заведея, был близок Христу, свидетельствует тот факт, что он входил в число трех учеников, ставших свидетелями Преображения Господня. Что касается его деяний после вознесения Спасителя на небеса, то известно, что он участвовал в организации первых христианских общин. А погиб апостол Иаков в 44 году, будучи умерщвленным царем Агриппой Первым.

Жизнеописание

Спустя двадцать лет после того, как Исаак взял Ревекку в жёны, у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старший сын был назван Исавом, а младший — Иаковом (Быт. ; ).

Получение первородства

История Иакова излагается в Книге Бытия (Быт. ; ). Она начинается с повествования о том, как Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдёт от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. ). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлёбку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие.

Бегство из Ханаана в Харран

Избегая мести брата Исава, высказавшего своё желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран (Северная Месопотамия, Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение, известное сейчас как Лестница Иакова. Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал он это место, ранее известное как Луз, Вефилем.

Луиджи Бузи. Встреча Иакова с Рахилью. 1855 г.

Придя в Харран, Иаков навёл справки о состоянии здоровья и благосостоянии семейства Лавана — брата свой матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахилью; на что Лаван дал своё согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него, под видом Рахили, старшую из своих дочерей — Лию (Быт. ). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но Лаван успокоил Иакова, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль (Быт. ). При этом он добавил уже своё условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок (Быт. ); и, видимо, этим он настроил Иакова против себя, в результате чего Иаков и сам, в свою очередь, начал извлекать пользу для себя, но нанося вред Лавану, ухудшая поголовье его племенных овец. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он ещё шесть лет работал на тестя за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот принадлежащей ему масти был сильным, здоровым и давал качественную шерсть; а скот, принадлежащий по договору Лавану, был хуже.

[править] Потомки Иакова

 → Колена Израилевы

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

  • Сыновья Лии: Рувим (Рэ’увен), Симеон (Шим’он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун).
  • Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин).
  • Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали).
  • Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер).

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Меннаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.

В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других неупомянутых в перечне детей дочерях Иакова.

Выводы

Ветхий Завет использует имя «Израиль» в более чем одном аспекте. Во-первых, оно обозначает религиозную заветную общину, народ, который поклоняется Богу в явной истине и Духе. Во-вторых, он обозначает различные этнические группы или нации, которая призваны стать духовным Израилем. Изначальное значение имени «Израиль» как символа принятия Богом через Его прощающую благодать (Быт. 32.28) всегда остается тем сакральным корнем, к которому пророки призывают вернуться этнические колена Израилевы (Ос.12.6; Иер.31.31-34; Иез.36.26-28).

Где бы ни изображали пророки Ветхого Завета эсхатологический остаток Израиля, он всегда характеризуется как верная религиозная община, которая служит Богу с новым сердцем на основе «нового завета» (Иоиль 2:32; Соф. 3:12,13; Иер. 31:31-34;. Иез. 11:16-21). Этот верный Остаток последнего времени станет свидетелем Божьим среди всех наций и включает в себя также и неизраильтян, вне зависимости от их этнического происхождения (Зах. 9:7; 14:16;. Исаия 66:19;. Дан. 7:27; 12:1-3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector