Храм в честь святого князя федора ушакова в перово

Интересные факты про храм

С Перовским храмом праведного воина Федора Ушакова связано несколько интересных фактов:

  • Он является одним из 36 храмов в России, освященных в честь этого праведного воина и флотоводца.
  • После 7 лет мытарств и хождений жителей по различным городским инстанциям храм был построен всего за один месяц.
  • На первую праздничную службу в храм пришло несколько десятков человек. В настоящее время в воскресных и праздничных богослужениях участвуют сотни прихожан. Большинство их них вынуждены стоять возле церкви на улице.
  • Храм Федора Ушакова и храм в честь святого князя Владимира построены исключительно на народные пожертвования. В настоящее время сбор средств продолжается, так как необходимо завершить строительство каменного храма.
  • История временного храма на территории Патриаршего Подворья в Перово доказывает справедливость утверждения: нет ничего более постоянного, чем временное.

Главный фаворит

По по дошедшим до нас сведениям, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. При ней процветал фаворитизм. Известно, что её фаворитами были А.Б. Бутурлин, гофмейстер С.К. Нарышкин, гвардейский сержант Шубин. Но главным являлся Алексей Григорьевич Разумовский. Он родился в 1709 году в Черниговской губернии и был сыном простого днепровского казака Григория Розума. В детстве был обучен грамоте, бежал от самодура отца в соседнее село, где жил у дьячка и пел на церковном клиросе.

В 1731 году его, молодого красивого певчего с прекрасным голосом, отобрали певчим в Придворный хор. Так он попал в Петербург. Довольно скоро под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны. Однако цесаревна недолго наслаждалась его прекрасным голосом, поскольку Разумовский потерял его. Тогда цесаревна сделала из молодого человека бандуриста. Вероятно он сумел отличиться в этой области, так как Елизавета доверила ему администрацию одного из своих поместий, а потом и всего хозяйства.

О Разумовском говорили: «Это действительно красавец, брюнет с окладистой черной бородой, черты которого, уже сложившиеся, имеют всю привлекательность, какую только может иметь деликатное лицо. Рост его также бросается в глаза. Он высок, широкоплеч, с нервными членами. Хотя в его манере держаться остается нечто неуклюжее, результат воспитания и происхождения, однако заботы царевны, направленные на то, чтобы вышколить его, могут исправить этот недостаток». Алексей Григорьевич не принимал активного участия в государственном перевороте 1741 года. Политика была не его делом. Он охранял дом царевны, и во время коронации держал шлейф царской мантии.

Фавор Разумовского был долгим — до самой смерти Елизаветы. Простой казак был удостоен звания фельдмаршала, ни разу не командуя даже полком. По свидетельству современников, Алексей Разумовский обладал большой трезвостью ума и многое воспринимал с иронией. Украинское происхождение тайного супруга императрицы повлияло на быт императорского двора: в штате значилась «малороссиянка-воспевальница», увеличилось число певчих, появились бандуристы, в меню были вписаны малороссийские блюда, например, борщ.

Несмотря на своё возвышение, граф Алексей Григорьевич до конца своих дней сохранял добрый, скромный и бесхитростный нрав.

Информация для паломников

По давней традиции религиозных организаций храм Федора Ушакова регулярно проводит паломнические поездки по историческим и памятным местам.

В ТОП-5 вошли следующие паломнические поездки:

  • «Заповедные места» по маршруту: Царское село Остров – огненный храм Преображения – Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский монастырь – Николо-Перервинская обитель XIV века.
  • Паломническая поездка с посещением Иосифо-Волоцкого монастыря, Яропольца, Спирово, Волоколамска.
  • Поездка в подмосковный Боровск с посещением Пафнутьево-Боровского монастыря, Собора Благовещенья, Храма Покрова.
  • Познавательная поездка в Дмитров с посещением Дмитровского кремля и Успенского собора, Борисоглебского монастыря, героической высоты в Перемилово, уникальной женской обители Спасо-Влахернского монастыря.
  • Паломническая поездка в Екатерининскую пустынь, усадьбу Суханово, старинное село Битягово, Серафимо-Знаменский скит.

В текущем году будет совершена паломническая поездка по маршруту Коломна – Бронницы – Городище. В Коломне пройдет экскурсия по территории коломенского кремля, во время которой паломники познакомятся с историей города и его главными достопримечательностями, посетят старинные монастыри и храмы Коломны. В Бронницах планируется посещение центра города и осмотр Архангельской церкви, посещение Иерусалимского собора.

В Городище верующие примут участие в вечерней службе в храме пророка Иоанна Предтечи. Стоимость поездки – 1600 руб., в нее входит оплата транспорта, экскурсий и сопровождения. Подробную информацию о паломнических поездках можно узнать у прихожанина Евгения по тел..

Храм Федора Ушакова, возведенный в Перово в качестве временного сооружения, стал неотъемлемой постоянной частью Патриаршего Подворья – храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Это произошло благодаря активной деятельности прихожан и духовенства в религиозной и культурной жизни, являющейся живым примером созидания во благо людей.

[править] Святыни храма

Икона Божией Матери «Троеручица»

Во временном храме, находящимся на месте строительства храма святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутово имеется чтимый образ Богородицы именуемой «Троеручица». Прежде всего, сам временный храм по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был освящен Преосвященным Иринархом, епископом Красногорским, Викарием Святейшего Патриарха, Управляющим Юго-Западным московским викариатством в честь этой святой Иконы. Поэтому почитание этого образа естественно для прихожан храма, а день его памяти это престольный праздник храма.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица» — это одна из самых чтимых афонских икон Богородицы. Прославился этот святой Образ тем, что по глубокой, ревностной и искренней молитве страждущих недугом онкологии, Царица Небесная помогает страждущим и посылает облегчение или даже исцеление.

Файл:Храм Ушакова Икона Ушакова.jpg
Икона святого праведного адмирала Федора Ушакова с частицей его мощей

Во временной церкви в честь иконы Божией Матери «Троеручица», построенной на месте строительства храма святого праведного адмирала Федора Ушакова в Южном Бутово находится образ святого воина с частицей его мощей, который утешает и вдохновляет прихожан на пути духовной жизни и в трудах по устроению храма Божия. Желающие могут приложиться к святыне во время специального молебна святому Адмиралу с особыми прошениями о строительстве нового храма после Божественной Литургии по воскресениям. Икона праведного воина Федора Ушакова с частицей мощей хранится в алтаре и износится на молебне в центр храма.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, была торжественно утверждена 7 октября 2012 года на стене временной церкви, построенной на месте строительства храма святого праведного воина Федора Ушакова. Она была изготовлена на святой горе Афон, приобретена ревностным прихожанином и пожертвована в храм. Икона была освящена на Афоне на мощах великомученика и многих других святых, а пожертвование ее в храм благословили иноки афонской горы.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Великая духовная связь существует между Святой Афонской Горой и Россией. Многие святые иконы Богородицы, изначально явившиеся на Афоне, особо чтятся и прославились чудесами и знаменьями на Руси. Среди них удивительный образ Царицы Небесной именуемый «Скоропослушница». Само название этой иконы говорит нам о том, что Божия Матерь с любовью принимает наши молитвы и скоро ходатайствует о нас перед Своим Божественным Сыном. Особая духовная связь существует между храмами Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево и строящимся храмом святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутово. Свидетельством этой связи стал временный храм в честь иконы Богородицы «Скоропослушница», который был при начале строительства храма в Ясенево и был перенесен на участок строительства храма в Южное Бутово. Так что временный храм стал связующей духовной нитью между двумя приходами, обеими общинами. Во временном храме имеется замечательный образ Богородицы «Скоропослушница», который намолен верующими Ясенева, наполнен духом их усердия и веры, которые должны передаться верующим Бутово и подвигнуть их на свой духовный подвиг — строительство храма Божия.

Икона блаженной Матроны Московской с частицей ее святых мощей

Во временной церкви, построенной на месте строительства храма праведного воина Федора Ушакова, имеется икона с частицей мощей горячо чтимой всем православным миром святой — блаженной старицы Матроны Московской. Верующие Южного Бутова имеют счастливую возможность постоянно обращаться с молитвой к этой великой угоднице Божией, испрашивая ее скорой помощи в различных обстоятельствах земной жизни, но в первую очередь, в укреплении веры и устроении подлинной христианской жизни.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Во временной церкви, построенной на месте строительства храма святого праведного воина Федора Ушакова, для молитвенного поклонения верующих имеется образ Богородицы именуемый «Неупиваемая Чаша». Эта святая икона была написана и освящена в Серпуховском Высоцком мужском монастыре около чтимого по всей Руси образа Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша».

Аргументы храмоборцев. Как реагировать

– Если все бесполезно, и противники не сдаются, что делать – переносить храм?


Мне кажется, нужно решать индивидуально. В Москве очень мало земельных участков для строительства. Нужно смотреть по конкретной ситуации в каждом районе. Я могу сказать, что в нашем районе с трудом были найдены два участка пригодных для строительства храма.

Очень часто храмоборцы говорят так: «Мы не против храма, мы против храма в конкретном месте». Если против храма, то контраргументы понятны – среди населения 5-10% верующих, храмов нет, верующие имеют право на свое вероисповедание, являются налогоплательщиками, и так далее. А вот если выступают против строительства храма конкретно в этом месте – «Здесь нам нужно с собаками гулять, площадку строить» и так далее,
то мне кажется, нужно донести мысль, что храм – это залог нормального будущего наших детей.

Давно надо было храмы строить, и если мы этого не сделаем сейчас, то у нас не будет будущего, у наших детей не будет будущего, мы их не воспитаем. Мы не сохраним себя как страну, как народ, как государство, потому что в основе Российского государства всегда была православная вера.

Современная идеология жизни
практически языческая. Кумир – потребление, комфорт, производство, сверхпроизводство. Вся структура экономики – кредиты, инвестиции – предполагает увеличение объемов производства. Но это приводит к нехристианской модели мира. На первый план выдвигается идея, что нужно потреблять все больше и больше, а не довольствоваться необходимым. Фактически это разрушительная модель для человека, для человеческой души.

Нужно обязательно поднимать серьезные проблемы. Наше духовное состояние настолько плачевно, что, если мы сейчас ничего не сделаем, будет поздно.

– Отношение к Церкви меняется в связи с такой современной идеологией?


Общий негативный фон достаточно сильный. Конечно, каждый православный человек должен пытаться разрушать его на своем месте. Если на нас смотрят, а мы не свет миру, то все наши слова – пустой звук, потому что расходятся с делом. Понятно, что есть клевета, есть злоупотребление, передергивание, но если бы каждый православный человек был на своем месте христианином, добрым примером, все было бы по-другому.

Первая христианская община насчитывала, по мнению церковных историков, примерно 500 человек
совсем небольшой круг единомышленников. И в обстановке гонений, запрещений, казней, христианская церковь распространилась сначала по всей империи, а потом по всей земле.

Их соль, их свет были таковыми, что люди, видя их любовь, Божию благодать, которая отражалась в них, преображала их, хотели быть христианами. Мучители становились мучениками. А ведь нас гораздо больше, чем первых христиан. Представляете, большой московский приход – это больше, чем первая христианская община. Мы могли бы многое изменить, если бы действительно были светом миру.

Конечно, есть храмоборцы, есть враги Церкви, этот мир не простой, но он никогда не был простым, и у Церкви всегда были враги, поэтому, прежде всего, нужно требовательнее относиться к самим себе.

Фото с сайта храма святого Владимира и странички общины

Новый хозяин был тесно связан с Петром I

В начале XVII века Успенская церковь была сожжена и владение окончательно запустело. В 1624 году владельцами земель становятся князья Татевы. Татевы — угасший княжеский род, происходивший от Рюрика и князей Стародобских. Владельцы пустошей Тетеревники и Перово князья Федор и Иван Борисовичи известны тем, что подписали грамоту избрания Михаила Романова на царство в 1613 году. А первый «именитый» хозяин появился спустя 100 лет. В 1680 году князь Иван Алексеевич Воротынский отдал это владение князю Петру Алексеевичу Голицыну.

Голицын был тесно связан с Петром I, которого знал с детства. Но он, занятый на государственной службе в «Великом посольстве» Петра, мало бывал здесь, хотя именно при нём появилась церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Кстати, в источниках встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708.

Известно, что после получения разрешения строить церковь стали не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699). Работы прерывали на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и завершили после его возвращения. Назначение священника в построенный храм состоялось только в 1708 году. Этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства. Сын Петра Алексеевича Голицына Николай в 1730-1731 годах выстроил придел Николая Чудотворца для того, чтобы существенно увеличить вместимость церкви.

Храм как центр культурной жизни

Мы стараемся воплотить слова Святейшего Патриарха о том, что нужно строить храмы, чтобы жизнь стала лучше. Мы хотим, чтобы храм приносил пользу людям.

Конечно, самое главное – это богослужение. Люди приходят, молятся, приходят крестить детей, венчаются молодые пары. Также мы организуем многие мероприятия во внебогослужебное время. Еще до начала регулярных богослужений мы старались проводить какие-то мероприятия именно под эгидой нашего храма, строящегося по программе «200 храмов».

Прежде всего, у нас проходят регулярные благотворительные концерты классической музыки. За два года прошло восемь концертов. Нас пускают в местный кинотеатр «Березка», и обычно зал заполнен – приходит более 300 человек.

Идея возникла неожиданно. По благословению епископа Пантелеимона (Шатова) на площадках строящихся храмов проходили праздники «Небо на земле». У нас тоже был организован такой праздник, и оказалось, что многие музыканты – местные, знакомые, друзья, близкие родственники – хотели бы выступить, но в этот день не смогли. Тогда мы решили концерт повторить, потом еще раз.

Концерты бесплатные, но многие люди жертвовали на храм, и мы, благодаря этому смогли начать и во многом построить наш первый деревянный храм

И что важно, эти концерты имели большой отклик у местных жителей. Многие люди не посещают концерты классической музыки, потому что не знают, куда пойти, как пойти, а тут все прямо рядом с домом

Эти концерты стали явлением культурной жизни района, и очень популярны, любимы у местных жителей. Люди потом приходят целыми семьями в храм, благодарят. У меня нет сомнений в том, что такого рода мероприятия формируют положительное отношение к строящемуся храму.

Святыни и мощи

В церкви находится надгробная плита княжеской семьи. В нём похоронены дети Иван Алексеевич и Фёдор Алексеевич Голицыны, а также сестра Татьяна и брат Николай. Первые богослужения в Спасе Нерукотворного Образа в Перово совершил иерей Тимофей Авакумов.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово вернулся в церковное лоно в 1991 г., после чего его посетили потомки князей Голицыных и принесли в дар памяти своих предков старинную Тихвинскую икону Божьей Матери. И по сей день она находится в алтаре.

Наименование святыни Описание
Икона святого Николая Мирликийского Подарена местными жителями в конце XIX в. Считается одним из самых почитаемых образов.
Ковчег с мощами двадцати русских святых Он недавно доверен епархией храму.
Икона Николая Чудотворца Содержит частицу его мощей, и является одной из важных святынь. Благодаря спасённой иконе, образ святого обладает для храма особой значимостью и почитается молитвенными служениями.
Святой образ Серафима Саровского Первая икона храма. В приходе святой почитается воскресными службами и литургией, а в иконе находятся частицы его мощей.
Большое деревянное распятье Стоит в северной стороне храма. В его центре вставлен старый крест, который, согласно приданию, содержит часть от дерева креста, на котором был распят Христос.
Образ Двенадцати Бессребренников и Целителей Расположен в южной стороне храма. Святые помогают во врачебных делах. Их история появления связана с больницей рядом с которой находится храм. Икону подарили церкви пациенты, которым помогали священнослужители.
Икона Нила Столобенского Содержит частицы мощей святого. Преподанный Нил почитается русским православием как защитник, целитель и помощник во всех делах.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове необычен и дорог жителям

Храм иконы Божией Матери «Знамение» построен в конце XVII — начале XVIII века в стиле «голицынское барокко». Он больше напоминает парковый павильон, предназначенный для отдохновения, романтических обедов, встреч с друзьями, чем церковь. Находится это красивое здание в Перове, на улице Лазо, дом 5.

Здание действительно выполнено в достаточно странном стиле для церкви. Это сооружение, нижний ярус которого украшен пышной белокаменной резьбой и замечательными фигурными фронтонами. Завершается храм изящной композицией из волют, поддерживающих небольшой купол и ориентированных по сторонам света.

Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово, о которой идёт речь, и Никольская в Полтево (1706 год). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более похожие на ротонды.

Принадлежит Храм иконы Божией Матери «Знаменская»к Рождественскому благочинию Московской городской епархии русской Православной Церкви, приписан к Храму Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.

К 1000-летию преставления святого князя Владимира

Поскольку храм, который будет строиться на этом участке, посвящен равноапостольному князю Владимиру, а в этом году празднуется 1000-летие его преставления, 13 сентября мы собираемся провести фестиваль. Планируется большое мероприятие на целый день. Утром будет совершена божественная литургии, крестный ход, а затем фестиваль колокольного звона и концертная программа. Мы надеемся, что выступит хор Даниловского монастыря, популярные артисты.

Будет выставка, посвященная князю Владимиру, вернисаж, в котором примут участие художники, ярмарка. Приедут реконструкторы. По всей территории парка будут проходить разные тематические мероприятия, мастер-классы, будут организованы игровые зоны. Нам обещают, что привезут лошадей, которые будут катать детей. На пруду планируется провести большие соревнования по судомодельному спорту.

С одной стороны, мы хотим привлечь внимание к строящемуся храму, собрать пожертвования. Но самое главное, это будет общий праздник, который опирается на важнейшее для нашей истории событие – крещение Руси князем Владимиром

Этот праздник – важный повод побыть вместе. Может быть, даже фестиваль станет ежегодным. Такие мероприятия объединяют людей, и конечно, должны поддерживаться Церковью.

И опять же, ключевым условием организации этого фестиваля будут две генеральные уборки парка – до фестиваля и после фестиваля. Чтобы не получилась такая грустная ситуация – праздник прошел, а местным жителям остался мусор.

История

Первое упоминание относится к 1680 году, когда владелец села, князь Голицын, получил разрешение на строительство каменного храма. В разных источника встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708. Известно, что после получения разрешения строительство церкви было начато не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699). Работы были прерваны на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и были закончены после его возвращения.

Назначение священника в новопостроенный храм состоялось только в 1708 году — этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства.

В 1731 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца. В 1866 году он был снесён, и на его месте возведён новый, имитирующий стиль барокко. Тогда же к храму была пристроена колокольня. В 1906 году Никольский придел вновь был разобран, на его месте строится массивный трёхпридельный храм.

В 1930-х годах здание церкви подверглось «реставрации»: храм, построенный в 1906 году и колокольню сносят, оставляя лишь первоначальную барочную постройку 1708 года.

В 1956—1959 годах пришедшую в упадок церковь вновь реставрируют, однако работы не были закончены: здание остаётся полуразрушенным, с голыми стенами, выбитыми окнами и отбитой штукатуркой. Здание служит складским помещением в основном для уборочного инвентаря. В 1990 году на здании вновь начинаются работы: были установлены строительные леса и проведена внешняя окраска стен.

В 2000 году храм был возвращен Русской Православной церкви. С этого времени в церкви, приписанной к Ивановскому храму, вновь проводятся богослужения.

Архитектурные особенности

Храм типа «восьмерик на четверике» условно относится к стилю «голицынского барокко». Архитектор, выполнивший проект здания, неизвестен.

По организации объёмов Знаменская церковь напоминает собор Высокопетровского монастыря, считающийся её прообразом: на восьмилепестковом основании, перекрытом полукупольными сводами, стоит восьмерик, завершённый гранёным куполом. Углы лепестков в первом ярусе и грани восьмерика во втором ярусе украшают колонны коринфского ордера, поставленные на выступающие из стены консоли. Каждый из объёмов завершён антаблементом с тонко профилированным карнизом, гладким фризомом и профилированным архитравом. Над колоннами антаблемент раскрепован, т.е. вынесен вперёд. Вход в церковь также обрамлён колоннами.

В отличие от собора Высокопетровского монастыря, который полностью выстроен из кирпича, в оформление Знаменской церкви внесены каменные детали: из белого камня вытесаны карнизы, капители и консоли колонн, фронтоны над лепестками.

Венчающие лепестки сложные фронтоны, состоящие из маленьких фронтончиков, установленных на сужающиеся к основанию пилястры, являются одним из главных декоративных элементов храма. Обрамлённые узорами, изображающими цветы и плоды, по сложности они напоминают фронтоны Знаменской церкви в Дубровицах и, возможно, выполнены тем же мастером.

Внутреннее убранство церкви более скромное, главным его элементом был резной иконостас (не сохранился, современный иконостас по стилю отчасти соответствует первоначальному).

Митинги ничего не решают

Мне очень не нравится, когда дело доходит до открытого противостояния – стенка на стенку, люди друг друга не слышат. В такой ситуации не может быть диалога, и не будет конструктивного решения. Получается – кто кого: кто окажется сильнее, тот и победит, а это неправильно.

Если возможно, нужно обязательно вести конструктивный диалог, чтобы не было много аргументов «против», много аргументов «за», и никто друг друга не слышит. Это не достигается на митинге, в толпе, но нужно садиться и разговаривать.

Открытая конфронтация возбуждает страсти, люди начинают проявлять агрессию и против строительства храма, и против тех людей, которые с ними не соглашаются. Потом все это комментируется в СМИ, и очень часто подается под определенным углом. Например, в одном месте, где строится храм поддержать строительство пришло 500 человек, а один журналист, который в целом негативно относится к строительству храмов, пишет: «Нагнали православных активистов, привезли на автобусе». Любую информацию можно переиначить и передернуть.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм Федора Ушакова в Перово расположен на ул. Перовской, 64. Ближайшая остановка транспорта — «улица Новотетёрки».

Недалеко от храма находятся:

  • Библиотека дизайна №95 (ул. Полимерная, 7, строение 2).
  • Московский музей современного искусства (ул. Новогиреевская, 37 А).
  • Московский драматический театр (ул. Перовская, 75).
  • Арткомбинат (ул. Перовская, 24 А).

От станции метро «Новогиреево» до храма можно дойти пешком (расстояние 1 км) или доехать на автобусе 36, идущем в сторону Измайлово. От станции «Перово» до храма также 1 км. Доехать можно на автобусе 620 (в сторону Выхино) или на автобусе 7 (в сторону Измайлово).

Телефоны для связи; +7.

Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего

Имена архитекторов «голицынских» построек считаются утраченными. Однако можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые, в отличие от мастеров московского барокко, не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. От петровского барокко голицынское отличалось тем, что оно ориентированно не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы.

Последние, в свою очередь, следовали итальянским прототипам. И поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России. Кроме того, он не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко. Восьмилепестковая в плане церковь, выступы которой ориентированы по сторонам света, обильно украшена тончайшей белокаменной резьбой, изображающей цветы, листья, плоды и херувимов. По одной из версий исследователей, создателем этого шедевра был ученик швейцарского архитектора Бернини – Никодим Тессин-младший.

Церковь в Перове необычна и поэтому столь дорога жителям района. Вот, например, как трогательно пишет о храме участник проекта «Я узнаю Москву» на тот момент шестиклассник из ГБОУ СОШ №1852 Илья Забазлаев: «Для участия в конкурсе <�…> я решил выбрать Храм иконы Божией Матери «Знамение». Наш район не может сравниться с центром города по количеству старинных зданий, но мне захотелось показать, что и у нас есть чем гордиться. <�…> Сейчас Храм полностью восстановлен, в нём снова идут службы. Наша семья, как и многие жители района, приходят сюда святить куличи на Пасху или в другие дни. Все посетители Перовского парка могут видеть это красивое белоснежное здание, которое пережило все невзгоды и сегодня является не только украшением нашего района, но и города».

Трудно не согласиться с Ильей. Гордиться есть чем. Богата и интересна история храма: красивые легенды и разные истории связаны с жизнью царских особ, известными именами, мученической кончиной священников, которые в тридцатых годах служили тут…

К истокам

Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.

Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.

Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).

Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.

Патриарх Кирилл основал храм в честь адмирала Федора Ушакова

Верх храма снова перестраивали в XIX веке. Вероятно, строители стремились к некоторой стилизации, сохранению привычного вида храма (хотя бы отчасти), поэтому многие детали внешней отделки не похожи на современные им.

В 1937г. церковь начали разбирать, но, к счастью, работы не окончили. Церковь, лишенная глав и колокольни, была передана в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, в ней хранились резервные фонды. В 1980г. пожар уничтожил и книги, и сохранившиеся остатки росписей на стенах. К 1990г. закончилась реставрация внешней части храма, и его передали церковной общине, которая и довела до конца реставрацию внутреннего убранства. Сейчас на небольшой площадке перед Ивановским монастырем, где встречаются четыре переулка, возвышается свежевыбеленная церковь с золотыми крестами на темных куполах, одна из самых праздничных и нарядных церквей в центре Москвы.

Входит в проекты: древние храмы, Алевиз Фрязин Новый

Под покровительством адмирала Федора Ушакова

Наш деревянный храм освящен во имя адмирала Федора Ушакова. И мы решили организовать судомодельный кружок для детей. Подружились с одной из близлежащих школ, директор пошел на контакт, заключили договор о сотрудничестве. В этой школе сохранилась мастерская для уроков труда. Мы позвали профессионального педагога, который связан непосредственно с Федерацией судомодельного спорта, и теперь, два раза в неделю, по средам и по субботам, действует кружок для мальчиков.

На занятия приходят и наши прихожане, и учащиеся школы. Они разбираются с чертежами, строят кораблики, участвуют в соревнованиях. И я убежден, что это отвлекает их, во-первых, от интернета и компьютерных игр, а во-вторых, от праздного шатания по улицам. А так как в современной школе нет уроков труда, и фактически мальчики не учатся работать инструментами, не могут иногда шуруп ввернуть и гвоздь вбить, тут они получают навык такой работы.

А в июне на нашем пруду в парке, мы совместно с Федерацией судомодельного спорта провели соревнования. Это был официальный чемпионат Москвы по судомодельному спорту. Приехало много спортсменов, судомоделистов. Оказывается, это семейный вид спорта, и папы, и сыновья, и даже девочки участвовали в этих соревнованиях. Дети соревновались между собой, и также могли соревноваться со взрослыми.

Атмосфера была замечательная. И спортсмены – около 50 человек, и судьи, были просто поражены, что Церковь принимает такое активное участие в жизни района, что все так отлично организовано. Не нашлось ни одного равнодушного человека, подходили жители домов, гуляющие, как раз воскресный день был, спрашивали: «Что это такое? Как в кружок записаться? Кто организует? Храм?». Оказалось, что храм – это не место, около которого собираются пьяницы и бомжи, в храме есть и молодежь, и дети, тут жизнь, и проводятся интересные мероприятия.

Мы учредили специальный кубок в честь адмирала Федора Ушакова, троих участников наградили специальным призом. И все участники соревнований вечером пришли в храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector