Храм святителя николая в пыжах

Вновь во служении Богу и людям

Сегодня, когда прошло более четверти века со дня возвращения прихожанам их святыни, в полной мере восстановлена та атмосфера высокой духовной жизни, которая была присуща храму на всех исторических этапах. Под пастырским руководством настоятеля протоиерея отца Александра (Шаргунова) совершается полный круг богослужений, предписанных церковным Уставом, и ведётся большая работа по религиозному просвещению прихожан и тех, кто только собирается принять святое крещение. Для всех радушно открывает свои двери храм святителя Николая в Пыжах. Адрес: Москва, ул. Б. Ордынка, 27а/8.

Утренние богослужения начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00 (летом в 18:00). В воскресные и праздничные дни совершаются две литургии: ранняя в 7:00, а поздняя в 10:00. По средам вечерние богослужения сопровождаются чтением акафиста св. Николаю Чудотворцу.

Мiръ Россия Москва Храм Святителя Николая в Пыжах (Москва)

Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х

— православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века. Храм размещен между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — охраняемый памятник архитектуры XIX века, архитектор А. А. Никифоров (1890).

Возвращение святыни

В 1990 году на волне перестройки среди прочих московских святынь верующим был возвращён и храм святителя Николая в Пыжах. Расписание богослужений впервые появилось на его дверях после 56-летнего перерыва. Однако первые полгода они проводились по соседству с продолжавшей работу в главном приделе швейной мастерской.

В ходе реставрационных работ были заново созданы уничтоженные в тридцатые годы иконостасы обоих приделов храма. Работу над ними в течение одиннадцати лет выполнил московский живописец И. В. Клименко. Были также расчищены и приведены в порядок чудом сохранившиеся фрески конца XIX века, созданные в своё время художником А. Соколовым.

Серьёзные работы по восстановлению внешнего вида здания проводились с использованием старых фотографий и обнаруженных в архиве чертежей. В результате уже в 1993 году перед москвичами предстал прежний храм святителя Николая (в Пыжах). Фото, помещённые в статье, дают представление о его сегодняшнем облике.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Строительство и благоукрашение храма

В 1691 году на пожертвования, внесённые стрельцами, был установлен придел во имя святителя Николая, давший затем имя всему храму, а усердием бывших прихожан полка стольника Философова — ещё один, в честь Печерских святых Антония и Феодосия. Сам придел был упразднён в 1858 году, однако до сих пор празднование в их честь производится ежегодно и совершается с большой торжественностью.

В последующие годы храм святителя Николая в Пыжах претерпел значительные перестройки, которые во многом изменили его первоначальный облик. По воспоминаниям современников, среди прочих московских церквей он выделялся необычайной гармоничностью своих очертаний.

Годы тотального атеизма

Но главные испытания ждали храм впереди, когда в наступившем XX веке власть в стране захватило богоборческое правительство. В 1934 году храм был закрыт, а многие из его священников и прихожан репрессированы. Достаточно сказать, что трое из его клириков были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.

Отчасти Никольскому храму повезло тем, что он не был разрушен, как очень многие его московские собратья, а после внутренней перепланировки использовался для различных хозяйственных нужд. Главный придел храма разделили на три этажа, и в образованных таким образом помещениях вначале помещалось общежитие строительного треста, затем научно-техническая лаборатория, а под конец — швейные мастерские.

В огне великой войны

Беда постигла храм святителя Николая в Пыжах в 1812 году. Как и многие московские святыни, он был разорён и сожжён французами. На месте прежнего великолепия остались лишь почерневшие стены. После изгнания захватчиков городские и церковные власти долгое время не могли приступить к его планомерному восстановлению, так как ни Синод, ни прихожане не в состоянии были взять на себя столь значительные расходы, а казна все имевшиеся средства направляла на строительство административных и жилых зданий, погибших в огне московского пожара.

Лишь в 1848 году началось восстановление храма. К этому времени удалось, наконец, собрать необходимую сумму, составленную из добровольных пожертвований, к которым были добавлены деньги, отпущенные из казны по повелению государя Николая I. Большая заслуга в восстановлении храма принадлежит его бессменному попечителю и главному жертвователю — московскому купцу первой гильдии И. А. Лямину

В течение всех сорока лет, пока велись работы, он осуществлял за ними общий надзор и, что немаловажно, помогал в решении периодически возникавших финансовых проблем

XIX век

Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.

Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Храм святителя Николая в Пыжах, г.Москва

Возведение деревянного Благовещенского храма на месте теперешнего Николо-Пыжевского началось не раньше, чем в 1593 году. Прихожанами храма выступали стрельцы войска стольника Философова. Стрелецкое войско Философова во времена правления Алексея Михайловича было направлено в Киев для служения в гарнизонах. На смену им пришли войска стрельцов под командованием Богдана Пыжова, от имени которых храм и несет свое теперешнее название. К тому промежутку времени (где-то в 1657 г.) относится возведение каменного храма Благовещения, существование которого не прекращается и по сей день. Пристройки к храму начали сооружать примерно в 1691 году. Первая из пристроек (пределов) была устроена в честь святого Николая Чудотворца стараниями Пыжевского войска, вторая — по воле киевских стрельцов Философова войска во славу преподобным Антонию и Феодосию Печерским. В 1858 году пристройка имени Антония и Феодосия Печерских была ликвидирована, но это никак не повлияло на празднование в честь Преподобных, которые проводились с прежней величавостью.

На протяжении будущих лет храм многократно продолжали достраивать и реконструировать. В 1812 году французы разорили храм. И лишь в 1848 году были учреждены работы по планомерной реконструкции храма, которые длились на протяжении свыше 40 лет. В течение всех этих лет староста И. А. Лямин выступал основным благодетелем и попечителем храма. Во времена преследований в храме несли службу трое из прославленных нынче новомучеников и исповедников – настоятель храма с 1928 по 1934 преподобноисповедник Гавриил, священномученник Николай и мученица Татьяна. Закрытие храма состоялось в 1934 году. Внутри произошли кардинальные перестройки: основную пристройку разобщили на 3 этажа, в трапезной учредили акустическую камеру. На территории храма поочередно были расположены: общежитие строителей, лаборатория наркомата среднего машиностроения, швейные мастерские «Росмонументискусство».

27.09. 1990 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил указ, который возвращал храм Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов был приставлен к храму в качестве его настоятеля. Первое богослужение было проведено 11.07.1991. Но в главной пристройке еще на протяжении полугода функционировали мастерские «Росмонументискусство».

В 1992-2003 гг. рукой иконописца И. В. Клименка были созданы иконостасы Благовещенского и Никольского приделов. В Никольской пристройке уцелели росписи художника А. Соколова, датируемые концом 19 века.

В 1993 году во имя священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских с позволения Святейшего Патриарха Алексия II было проведено освящение третьего престола.

Чтимые святыни: крест-мощевик с частицами мощей 72 святых (в том числе св. Иоанна Предтечи, св. ап. Марка, св. ап. Луки), частицы мощей свт. Николая, св. равноап. Ольги, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедников Сергия (Сребрянского) и Гавриила (Игошкина), священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобного Силуана Афонского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, преподобных Кукши и Ионы Одесских, преподобного Зосимы Владимирского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, частица св. мощей (молочный зуб) одного из детей св. Царской Семьи. В храме постоянно пребывает мироточивый образ святого мученика страстотерпца Государя Николая II.

Паломнику

Расписание богослужений:

В воскресные дни, а также в дни великих, двунадесятых и престольных праздников совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 10.00.

В остальные дни начало Божественной литургии в 8.00. Начало вечернего богослужения в 18.00.

В воскресенье вечером совершается акафист Иисусу Сладчайшему или акафист празднику, в среду вечером совершаются акафисты попеременно святителю Николаю Чудотворцу и св. Царю-страстотерпцу Николаю II.

Д еревянный храм известен с конца XVI в. (не ранее 1593 г.). Нынешний главный храм выстроен к 1672 г. на средства стрельцов приказа Богдана Пыжова. К 1691 г. в храме было устроено два придела: первый придел во имя свт. Николая Чудотворца, второй в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских по желанию стрельцов стольника Философова. Трапезная и южный Никольский придел устроены заново в 1811 г. в стиле классицизма. В последующем храм неоднократно достраивался и возобновлялся. В 1812 г. храм пострадал от французского разорения и только в 1848 г. началось его постепенное восстановление, продолжавшееся более 40 лет. В 1934 г. храм был закрыт, его помещения предоставлялись под общежитие строителей, лабораторию машиностроения и швейные мастерские. Возвращен Русской Православной Церкви в сентябре 1990 г. Богослужения проводятся с 1991 г. В 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храме прошло освящение престола в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских.

Святыни храма: крест-мощевик с частицами мощей 72 святых (в том числе св. Иоанна Предтечи, св. ап. Марка, св. ап. Луки), частицы мощей свт. Николая, св. равноап. Ольги, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедников Сергия (Сребрянского) и Гавриила (Игошкина), священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобного Силуана Афонского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, преподобных Кукши и Ионы Одесских, преподобного Зосимы Владимирского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, частица св. мощей (молочный зуб) одного из детей св. Царской Семьи. В храме постоянно пребывает мироточивый образ святого мученика страстотерпца Государя Николая II.

Две твердыни. Усадьба и храм

Усадьба Чернышевых и храм Казанской Иконы Божьей Матери, стоящий напротив — широко известное в узких кругах (с) место. Уж больно…

Тарту. Не Университет

Вспомнила, батюшки! Вспомнила, что не дописан еще новогодний эстонский отпуск, поэтому и нет нам никакой заграницы. А вот как допишу я, как «закрою…

Знамение в Аксиньино

Неделю назад ездила в Ховрино. И, наверное, первый раз в жизни не пошла сразу к Речному вокзалу (но все равно сходила потом :))),…

Москва и не-москвичи

Настало время офигительных летних историй. Показываю наконец-то, как можно провести «туристический» вечер в городе, где…

Атлантида спасена!

Пять месяцев. Много это или мало? Для кого-то вечность, а для Вечности — так, мышкины слёзки. Думаю, что для тех, кто ждал 80 и 60 лет, чтобы…

Храм Святителя Николая в Пыжах

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святителя Николая. У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

памятник архитектуры (федеральный)

Православный храм

Храм святителя Николая в Пыжах
Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Церковь

Дата основания

XVI век

Строительство

1657—1672 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771610723540006 (ЕГРОКН). Объект № 7710546000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.

Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор Александр Никифоров (1890).

Настоятель — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

Годы тотального атеизма

Но главные испытания ждали храм впереди, когда в наступившем XX веке власть в стране захватило богоборческое правительство. В 1934 году храм был закрыт, а многие из его священников и прихожан репрессированы. Достаточно сказать, что трое из его клириков были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.

Отчасти Никольскому храму повезло тем, что он не был разрушен, как очень многие его московские собратья, а после внутренней перепланировки использовался для различных хозяйственных нужд. Главный придел храма разделили на три этажа, и в образованных таким образом помещениях вначале помещалось общежитие строительного треста, затем научно-техническая лаборатория, а под конец — швейные мастерские.

Вновь во служении Богу и людям

Сегодня, когда прошло более четверти века со дня возвращения прихожанам их святыни, в полной мере восстановлена та атмосфера высокой духовной жизни, которая была присуща храму на всех исторических этапах. Под пастырским руководством настоятеля протоиерея отца Александра (Шаргунова) совершается полный круг богослужений, предписанных церковным Уставом, и ведётся большая работа по религиозному просвещению прихожан и тех, кто только собирается принять святое крещение. Для всех радушно открывает свои двери храм святителя Николая в Пыжах. Адрес: Москва, ул. Б. Ордынка, 27а/8.

Утренние богослужения начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00 (летом в 18:00). В воскресные и праздничные дни совершаются две литургии: ранняя в 7:00, а поздняя в 10:00. По средам вечерние богослужения сопровождаются чтением акафиста св. Николаю Чудотворцу.

Годы тотального атеизма

Но главные испытания ждали храм впереди, когда в наступившем XX веке власть в стране захватило богоборческое правительство. В 1934 году храм был закрыт, а многие из его священников и прихожан репрессированы. Достаточно сказать, что трое из его клириков были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.

Отчасти Никольскому храму повезло тем, что он не был разрушен, как очень многие его московские собратья, а после внутренней перепланировки использовался для различных хозяйственных нужд. Главный придел храма разделили на три этажа, и в образованных таким образом помещениях вначале помещалось общежитие строительного треста, затем научно-техническая лаборатория, а под конец — швейные мастерские.

Церковь в стрелецкой слободе

Из архивных документов известно, что на месте, где ныне находится храм святителя Николая в Пыжах, в 1593 году была заложена деревянная церковь Благовещения Господня. Она стала одной из первых, возведённых в Москве после установления патриаршества. Поскольку поблизости селились стрельцы, возглавляемые царским стольником М. Ф. Философовым, то они и стали её первыми прихожанами.

Но судьба военного человека никогда не давала ему засиживаться на месте. В царствование государя Алексея Михайловича бравые стрельцы вместе со своим командиром были отправлены в Киев для несения там караульной службы, а их место занял полк воеводы Богдана Пыжова. Вот его-то имя и оказалось увековеченным в названии нового каменного храма, заложенного в 1657 году на месте деревянной церкви и находившегося рядом Пыжёвского переулка.

Храм Святителя Николая в Пыжах

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святителя Николая. У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

памятник архитектуры (федеральный)

Православный храм

Храм святителя Николая в Пыжах
Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Церковь

Дата основания

XVI век

Строительство

1657—1672 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771610723540006 (ЕГРОКН). Объект № 7710546000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.

Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор Александр Никифоров (1890).

Настоятель — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

Архитектурные особенности

Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».

> Духовенство

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель.
Протоиерей Валерий Гурин.
Иерей Алексий Коршунов.
Диакон Андрей Демченко.

Архитектурные особенности

Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».

> Духовенство

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель.
Протоиерей Валерий Гурин.
Иерей Алексий Коршунов.
Диакон Андрей Демченко.

Храм Святителя Николая в Пыжах

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святителя Николая. У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

памятник архитектуры (федеральный)

Православный храм

Храм святителя Николая в Пыжах
Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Церковь

Дата основания

XVI век

Строительство

1657—1672 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771610723540006 (ЕГРОКН). Объект № 7710546000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.

Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор Александр Никифоров (1890).

Настоятель — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

История

Приход храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах известен с 1625 года.

Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году.

Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придел – святителя Николая Мирликийского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1934 году. Перед закрытием в храме совершали свое служение: преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), священномученик Николай Сафонов, трудилась мученица Татьяна Гримблит.

В 1990 году приход храма был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

В 1992 году состоялось освящение Никольского придела Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Возвращение святыни

В 1990 году на волне перестройки среди прочих московских святынь верующим был возвращён и храм святителя Николая в Пыжах. Расписание богослужений впервые появилось на его дверях после 56-летнего перерыва. Однако первые полгода они проводились по соседству с продолжавшей работу в главном приделе швейной мастерской.

В ходе реставрационных работ были заново созданы уничтоженные в тридцатые годы иконостасы обоих приделов храма. Работу над ними в течение одиннадцати лет выполнил московский живописец И. В. Клименко. Были также расчищены и приведены в порядок чудом сохранившиеся фрески конца XIX века, созданные в своё время художником А. Соколовым.

Серьёзные работы по восстановлению внешнего вида здания проводились с использованием старых фотографий и обнаруженных в архиве чертежей. В результате уже в 1993 году перед москвичами предстал прежний храм святителя Николая (в Пыжах). Фото, помещённые в статье, дают представление о его сегодняшнем облике.

Церковь Св. Николая в Пыжах

Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения

Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.

Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.

В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.

В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.

С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.

Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,

звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.

Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.

В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.

Теги:

  • 17 век
  • 19 век
  • пятиглавие
  • храм

Церковь Св. Николая в Пыжах

Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения

Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.

Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.

В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.

В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.

С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.

Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,

звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.

Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.

В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.

Теги:

  • 17 век
  • 19 век
  • пятиглавие
  • храм

Годы тотального атеизма

Но главные испытания ждали храм впереди, когда в наступившем XX веке власть в стране захватило богоборческое правительство. В 1934 году храм был закрыт, а многие из его священников и прихожан репрессированы. Достаточно сказать, что трое из его клириков были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.

Отчасти Никольскому храму повезло тем, что он не был разрушен, как очень многие его московские собратья, а после внутренней перепланировки использовался для различных хозяйственных нужд. Главный придел храма разделили на три этажа, и в образованных таким образом помещениях вначале помещалось общежитие строительного треста, затем научно-техническая лаборатория, а под конец — швейные мастерские.

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector