Храм святителя николая на щепах, как доехать, адрес, телефон, сайт

Храм Николая на Щепах

Арбат – одно из самых известных мест в Москве. Именно здесь приютился весьма оригинальный пятиглавый храм Николая на Щепах. Кто-то удивленно спросит: почему на Щепах? Все просто – в старину тут находился Государев дровяной щепной двор, где складывали бревенчатые срубы для всевозможных дворцовых построек.

Традиционно начало истории храма в честь свт. Николая на Щепах датируют 1649 г., о чем свидетельствуют источники, и считают, что в то время он был деревянным. Но вот у реставраторов, проводивших работы по его восстановлению в 2000 – 2002 гг. сложилось иное мнение. В ходе земляных работ по открытию фундамента церкви были обнаружены не только надгробная плита с датой «1609», но и «алевизовские» маломерные кирпичи с известковым раствором, точнее – их остатки, что позволило предположить, что в начале XVII в. храм здесь уже стоял, причем – каменный (как известно, такой кирпич ввел в строительную практику на Руси миланский архитектор Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) еще в начале XVI в., после чего этот строительный материал стал необычайно популярен в стране). Были сделаны и другие находки Смутного времени.

Как бы то ни было, но точно известно, что в 1686 г. Патриарх Иоаким благословил строительство здесь нового каменного храма. Возможно, старый был уничтожен при пожаре. Новый пятиглавый храм Николая на Щепах был возведен в стиле русского узорочья. В 1773 г. к трапезной был пристроен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (благодаря которым православная Церковь празднует праздник Сретения). Позже (1882 -1884 гг, архитектор – Н.И. Финисов) придел этот перенесли в специальную пристройку.

Вид до реставрации

В 1812 г. во время пожаров в Москве храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал, но народ не пожалел сил и денег и вскорости вновь отстроил храм в честь такого почитаемого на Руси Угодника Божия, устроив еще один придел – св.ап. Петра и Павла – и 3-ярусную колокольню в стиле классицизма.

Именно благодаря храму несколько переулков стали носить имя Николощеповских.

Советские власти закрыли храм в 1934 г. К тому времени в нем хранились ценности из многих близлежащих церквей, ликвидированных раньше этого времени. По закрытии ценности были разграблены, храм обезглавлен, колокольня разрушена, а помещения приспособлены под нужды государства. Так, например, в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) здесь выпускали боеприпасы для фронта.

Храм Николая на Щепах терпеливо пережил все издевательства и дождался-таки воскресения. В 1993 г. его вернули верующим, которые, «положась на Бога», занялись реконструкцией. Реставраторы столкнулись со множеством проблем как физического, так и морального плана, но некоторые находки компенсировали их страдания.

22.04.2008 Освящение храма Царские врата

Так, например, было и радостно, и огорчительно найти в четверике храма внутристенные голосники (специальные керамические кувшины, вмурованные внутрь стен для улучшения акустики церкви; огорчительно – поскольку некоторые из них пришлось задеть). Приятно было обнаружить многослойную обмазку стен разных цветов. Именно благодаря этой находке, стены храма сегодня имеют такую красивую окраску, аналогичную первоначальной, – конца XVII в. А колокольня и пристройки XIX в. окрашены в другой цвет, более присущий классицизму.

В начале 2008 г. были закончены восстановительные работы по иконостасу, и 22 апреля состоялось новое освящение храма.

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Литература

  • Анашкевич М. А. Самые знаменитые храмы Москвы. — М.: АСТ, 2007. — 319 с. — ISBN 978-5-17-040453-7.
  • Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М.: Старая Басманная, 1997. — 272 с. — ISBN 5-8468-0052-1.
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М.: Книга и бизнес: Кром, 1995. — Т. 3. — 586 с. — ISBN 5-7119-0043-9.
  • Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398—1898 гг. — М., 1898. — 88 с.
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — М.: Искусство — XXI век, 2004. — 295 с. — ISBN 5-9805101-1-7.
  • Храм Всех Святых (брошюра). — М.: Издательство Московской патриархии, 1997. Автор исторической части брошюры М. В. Ретамосо Рохас (архитектор-реставратор храма 1994—1999 г.)

Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках

  1. Известно, что в 1625 году в Московской слободе Хамовники, где жили зажиточные ткачи, уже стояла деревянная церковь.
  2. Как каменный храм упоминается в 1657 году. А в документах 1677 году назван под своим нынешним именем. Что случилось с первоначальным храмом, неизвестно, но в 1679 году был заложен тот, который мы знаем на его месте.
  3. Следующие полтора века храм миновали серьезные потрясения, и лишь во время нашествия наполеоновской армии он подвергся частичным разрушениям, которые устранили к средине века. В это же время строится ограда, ворота, внутренний интерьер здания украшают росписями.
  4. Возможно, сыграло свою роль заступничество небесного покровителя, но Храм Николая Чудотворца относительно спокойно пережил лихие революционные годы, массовую антирелигиозную истерию 1920-х годов. Никоим образом не пострадал в Великую Отечественную войну. После ее завершения дважды реставрировался. Богослужения в храме никогда не прекращались.
  5. В 1992 году на храмовую колокольню установлен новый колокол массой в 1700 кг.
  6. Храм обладает особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных», 160-летие перенесения которой под своды торжественно отпраздновал в 2008 году.
  7. Великий писатель и мыслитель Л. Н. Толстой проживал недалеко от храма, часто заходил сюда и оставил память о нем в своих сочинениях.
  8. Среди почитателей Храма Николая Чудотворца – всемирно известная исполнительница Мирей Матье. Она оказалась настолько поражена красотой и величием храма, что старается приходить сюда каждый раз, во время приездов в Москву.
  9. На настоящий момент, помимо богослужений, храм ведет активную общественную жизнь. При нем открыта воскресная школа и молодежный центр.

Оригинальное зодчество

У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.

Церковь

Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.

Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.

Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.

На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.

Колокольня

Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.

Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.

Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.

Роскошный интерьер

Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.

В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.

Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.

Внутренне убранство Храма Всех Святых на Соколе

Вся внутренняя часть церкви выполнена в васнецовском и псевдорусском стиле, и представлена следующими обрамлениями:

  1. Оригинальной композицией под названием «Собор всех святых», на которой изображены святые, почитаемые в Грузии. Данная композиция была выполнена в 1949 году.
  2. Масляной живописью, датированной 1884 годом, и сохранившаяся до настоящего времени.
  3. Главным трехъярусным иконостасом и иконостасом боковых пределов, которые были выполнены в бело-кремовых тонах, в 1948 году.
  4. Хоры, размещенные над входом в трапезную.
  5. Мемориальные доски с обликами священников, и представителей грузинской диаспоры, которые были похоронены во дворе собора.

Кроме того большая часть собора оформлена росписями 60-х годов, которые также сохранились до нашего времени.

Отели рядом с Храмом Всех Святых на Соколе

В шаговой доступности от Храма Всех Святых находятся несколько отелей, которые подойдут, как бюджетному туристу, так и ВИП гостю.

Хостел «Сокол»

Расположен по адресу: пр-т. Ленинградский, дом №77. Бюджетный вариант, который предлагает своим гостям комфортабельные номера по доступным ценам. Средняя цена проживания составляет 550 руб. в сутки с человека. Номера в хостеле разделены на мужские и женские категории.

Всего номерной фонд хостела имеет четыре комнаты. В каждой комнате могут одновременно проживать 8 человек. Кроме спальных номеров, гостям отеля будет предложена общая кухня для самостоятельного приготовления пищи, интернет, стиральная машинка, запирающийся шкаф и сейф. Расстояние от хостела до церкви Всех Святых составляет 300 м.

Гостиница РАМН

Месторасположение гостиницы: ул. Балтийская, 10. Отель квартирного типа по доступным ценам. Считается наиболее подходящим вариантом для семей с детьми. Весь номерной фонд гостиницы включает в себя индивидуальную кухню, ванную, лоджию, спальню и просторную прихожую.

В каждом номере имеется холодильник, телевизор, электрочайник, газовая плита и кухонные принадлежности. Стоимость номера варьируется от 1070 руб. до 4020 руб. в сутки. В стоимость проживания входит пользование вай-фаем и автомобильной парковкой. Рядом с гостиницей расположено большое количество различных магазинов, кафе и развлекательных центров.

Гостиница Сокол

Расположена в 15 минутах езды на машине от Храма, по адресу: пер. Чапаевский,12. Здание гостиницы включает в себя 136 номеров различной категории комфортности, от однокомнатного стандарта (цена от 2300 руб. в сутки) до двухместных люксов (цена от 5600 руб. в сутки).

Независимо от выбранного уровня комфортности номера, в стоимость проживания входит сытный завтрак, который сервируют в собственном ресторане гостиницы. Все номера оснащены телевизором, душевой кабинкой, минибаром, и электрическим чайником. На территории гостиницы имеется бесплатная автопарковка и замечательный ресторан русской кухни.

Отель Авиалюкс

Адрес отеля: ул. Лизы Чайкиной, 1. Стоимость суток проживания в этом отеле варьируется от 3 200руб. до 7000руб. В стоимость проживания включен полноценный завтрак категории шведский стол, пользование круглосуточной охраняемой автостоянкой и интернетом. Персонал отеля обслуживает на русском и английском языках, в зависимости от предпочтений гостя.

Весь номерной фонд оформлен в современном стиле. В каждом номере имеется телевизор, микроволновая печь, холодильник, электрический чайник, кондиционер и душевая кабина. Также на территории гостиницы имеется свой элитный ресторан и конференц-зал. В шаговой доступности от отеля находится торговый центр, и местные достопримечательности, в том числе и собор на Соколе.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

После революции

После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.

По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.

Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.

В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.

История

История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий.

Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку).

Храм Николая на Щепах, 1883 год

Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н. И. Финисова был построен северный придел церкви.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра».

В 1993 году здание было возвращено церкви. Богослужения возобновлены в 1994 году, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма, и 22 апреля 2008 г. состоялось малое (иерейское) освящение основного придела храма.

В 2009 году завершились работы по росписи бокового придела в честь правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и 17 мая 2014 года состоялось его малое (иерейское) освящение. В настоящее время продолжается роспись основного придела.

По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне Первый и Второй Николощеповские переулки, а также Третий Николощеповский переулок, который в 1957 году был переименован в проезд Шломина.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

История Храма Всех Святых

Многие историки связывают название храма с местом его возведения. Первоначально это было село на Руси, которое носило название Святые Отцы, и позже было переименовано в Всехсвятское. Принадлежало оно дочери грузинского царя Дарье Арчиловне. Именно она в 1736 году основала храм в Всехсвятском, нынешний московский район Сокол.

Это религиозное сооружение было своеобразным знаком дружбы между грузинами и русскими. Также, стоит сказать, что все церковные обряды в храме проходили исключительно на грузинском языке. В таком виде церковь просуществовала до 1812 года, пока армия Наполеона не разорила ее. Но уже в 1815 году храм был полностью восстановлен.

Храм Всех Святых на Соколе после восстановления

После восстановления церковь стала пользоваться большой популярностью среди прихожан, число которых ежегодно увеличивалось, и уже к 1880 году приход храма насчитывал около 2000 человек. После посещения собора московским митрополитом Иоанном в июне 1884 года, было принято решение расширить церковь. Полная реставрация церкви была завершена в 1903 году.

В 1939 году собор закрыли. Но уже в 1946 году благодаря стараниям О.И. Богословской, которая была сподвижницей Елизаветы Федоровны Романовой, церковь на Соколе вновь открыл двери для верующих. В 70-х годах XX века церковь считалась одной из самых больших в Москве. Именно здесь собирались верующие со всей Москвы, чтобы посвятить воду, и поучаствовать в других религиозных обрядах.

В настоящее время церковь окружена богатой инфраструктурой района, в которую входят различные магазины, салоны красоты, и различные культурно-развлекательные центры.

Становление святыни

Первое упоминание о святыне датируется 1625 годом, когда в местных краях была возведена деревянная церквушка для жителей окрестностей. Поначалу здесь располагалась небольшая слобода, жители которой занимались, преимущественно, одним ремеслом – ткали пряжу и продавали заезжим купцам. Так как ремесло процветало, в слободе становилось все больше жителей. Поселенцы из окрестностей перебирались ближе к центру ремесленнической жизни, и в скором времени слобода выросла, превратившись в большое поселение.

Вследствие увеличения числа жителей населенного пункта и их духовных потребностей, в Хамовниках начали строить храмы. Деревянная церковь теперь стала не единственным строением, куда можно было пойти, чтобы помолиться. Но чудом именно этой постройки, габариты которой изначально совершенно не внушали восторга, суждено было выстоять во времена жестоких гонений. Остальные церквушки были снесены во время революции.

Церковь изначально строилась на личные средства местных ремесленников-ткачей, на протяжении ее существования строительные работы по обновлению неоднократно финансировались и другими меценатами. Название святыне было дано в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Во времена русско-французской войны, когда на территорию страны вошли войска под командованием Наполеона, церковное строение было частично разрушено огнем и стрелами.

Хоть русские войска и одержали победу в войне, но на то время местные жители были слишком истощены последними политическими событиями, чтобы заниматься реставрацией святыни.

Ближайшие похожие организации

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А500 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1890 метров

Храм в честь Иконы Печерской Божией Материплощадь Киевского Вокзала, 11 200 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.11 200 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.11 200 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеМалый Предтеченский переулок, 21 200 метров

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.11 300 метров

Храм Священномученика Антипы Епископа на Колымажном двореКолымажный переулок, 8/4 стр.11 600 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.11 700 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.51 700 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 700 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.81 900 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 12 000 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 152 200 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 142 300 метров

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.62 400 метров

Внутри

Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.

Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».

К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.

Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.

Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector