Храм христа спасителя: история строительства

История храма Христа Спасителя

История собора начинается в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона.

Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был воздвигнут храм Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года, как дань уважения и как знак благодарности за самопожертвование русского народа. Он также был возведен как исторический памятник.

Однако после некоторых исторических обстоятельств, только в 1839 году, уже во времена царя Николая I, был заложен первый камень.

Храм был заказан у престижного и подготовленного архитектора, уроженца Санкт-Петербурга. Он попытался в больших масштабах увековечить русскую национальную традиционную церковную архитектуру. Храм строился в течение почти 44 лет, между 1839 и 1883 годами. В 1883 году строительство было завершено и храм открылся для богослужения.

26 мая 1883 года, накануне коронации царя Александра III, храм был впервые освящен. Самый большой купол собора был позолочен новой техникой того времени – золотым гальваническим покрытием.

На этой фотографии можно увидеть внешний вид собора летом 1931 года перед тем как его снесли:

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Триединый храм

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм

Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.

Русский немец

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Материальное положение и статус отца позволили мальчику выбрать профессию, которая была ему по душе, и получить блестящее образование. Отучившись в Петришуле (школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге), он стал воспитанником Императорской академии художеств, начав изучение архитектуры в 1808 году. В 1815 году успехи молодого архитектора были отмечены присвоением ему звания художника 1-й степени и малой золотой медали за проект здания сената. Тона оставили при академии в качестве преподавателя, а позже, как одного из самых талантливых её выпускников, его отправили для продолжения обучения в Италию (привилегия, которой удостаивались далеко не все).

Архитектор Константин Тон. 1820-е гг. Портрет работы Карла Брюллова. Фото: Commons.wikimedia.org

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Храм Христа Спасителя.

Вопросы

Ответы

1. Название храма?

Храм Христа Спасителя.

2.Где находится?

Москва.

3.Каков тип здания?

Стиль: русско-византийский.

4.В каком веке и году построен?

Основание: 1812 г.(по проекту Александра Витберга), строительство приостановлено в 1825 г.

1839 — закладка нового собора (К. Тон). Здание строилось 44 года, до 1881 года, освещено в 1883 году.

5 декабря 1931 г.- здание разрушено ( на его месте -бассейн «Москва»)

 1994-1997 – восстановление храма.

5.При каком правителе?

Александр I (1801-1825).

Николай I (1825-1855).

Александр II ( 1855-1881)

6.В честь какого события построен храм?

В честь победы в Отечественной войне 1812 года.

7.Кто строил храм?

Архитектор: Константин Тон.

8.Внутреннее убранство?

Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра. Помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Много бронзовых деталей: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты.

9.Каковы особенности постройки храма?

Храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок — 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Его высота 105 м., а вместимость — 10 000 человек.

10.Судьба храма сегодня.

Храм Христа Спасителя сегодня — это Кафедральный собор, главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы.

Интересные факты.

  • Место постройки храма менялось. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Новое место было выбрано недалеко от Кремля.
  • На стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и в Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
  • Во время революции с января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей..
  • Здание храма было разрушено 5 декабря 1931 года в результате сталинской реконструкции Москвы. Площадку планировалось отдать под строительство Дворца Советов, в итоге на этом месте был создан бассейн «Москва.
  • Храм заново отстроили в 1994—1997 годах
  • Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими. Закончил строительство храма Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство.

ФАСАДЫ ХРАМА.

  • Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке нарисованы ангелы.
  • На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.
  • Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к Кремлю. В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.
  • На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых — распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта…

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Интересные факты о памятном храме

В этих стенах на постоянной основе проводятся тематические форумы, Архиерейские соборы, церковные службы и т.д.

Кроме того, храм Христа Спасителя – не просто памятник, который возвели в память о погибших в ходе военных действий в 1812-м году. Это сооружение, невольно оказавшееся в центре непредвиденных и в то же время наиболее значимых событий 20-го века, вошедших в историю Российской Федерации.

Согласно традициям, такого рода церкви сооружали в честь чего-то святого, в частности, того или иного церковного праздника. Но этот собор построили во имя самого Спасителя.

Автором проекта по возведению этого монументального храма был всемирно известный архитектор шведского происхождения – Александр Витберг. Его профессиональная задумка заключалась в создании невероятно масштабной и величественной конструкции. И при этом новоиспеченная святыня должна была прославиться куда больше, чем, уже возведенный необычайно востребованный в Риме храм – Собор Петра.

Изначально местоположением для заложения фундамента данного строения обозначили Воробьевы горы. Но как только начался строительный процесс, Витбергу были выдвинуты обвинения касательно завышенных расходов сметы. Вследствие этого внезапного обстоятельства архитектора сослали в Вятку.

Возведение церкви в этом месте было категорически запрещено соответствующей комиссией. По результатам проведенных исследований выяснилось, что на Воробьевых горах недостаточно прочная почва. В итоге, храм Христа Спасителя решили построить неподалеку от Кремля.

На момент начала возведения здания (1839-й год) действующим проектом руководил русский архитектор – Константин Тон. Официально достроенным собор был признан в 1881-м году. В период сталинского режима строение взорвали. Там, где ранее стоял храм, хотели спроектировать огромный, увенчанный архитектурной скульптурой Ленина, Дворец Советов.

Задумка казалась поистине грандиозной, но из-за военных действий ее не удалось воплотить в жизнь. А когда война закончилась, государство уже не сумело профинансировать создание постройки. Да и рассматривая политическую точку зрения, можно было с уверенностью констатировать, что былая идея более не является актуальной.

Повторное возведение величественного храма Христа Спасителя началось в новой России, в первой половине 90-х годов. Алексей Денисов – один из лучших реставраторов современности, проделал колоссальную работу по воссозданию первоначального оформления достопримечательности. Специалист взял за основу сохранившиеся чертежи, обмеры и рисунки. Но, вскоре, Денисова заменили Зурабом Церетели, поскольку мнение реставратора о том, каким должен быть внешний облик сооружения, существенно разнилось с тем, что запланировали органы власти.

Таким образом, оформление храма завершилось под тщательным руководством новоизбранного художника-живописца. Внешняя отделка стен была обрамлена бронзой. Хотя за всю историю церковной архитектуры времен правления Русской Империи не было ни единого случая, когда для наружной отделки помещения использовался металл.

Разумеется, священный монумент достроили. Помимо внешнего сходства, он не имел ничего общего с прежним старинным храмом. Но несмотря на результат последней реконструкции здания, по сей день в Россию приезжают туристы со всего мира, чтобы хоть раз запечатлеть себя на фоне легендарного храма Христа Спасителя.

Признание в Италии

За 6 лет, проведённых за границей, Тон досконально изучил первые христианские храмы, памятники античной архитектуры. В Риме им был создан проект церкви в форме древней базилики, причём снаружи она имела вид греческого храма, но была приспособлена под православное богослужение. В Италии архитектором были созданы и другие проекты: ему принадлежала идея восстановления храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме и многие другие проекты, благодаря которым он получил признание за границей.

В 1828 году Тон вернулся в Россию. Благодаря тому, что дворец Цезарей очень понравился Николаю I, архитектор был причислен к кабинету Его Величества с огромным по тем временам жалованием в 3000 рублей в год. Именно благоволение российского самодержца позволило ему разработать, а главное — воплотить в жизнь проекты, которые поражают своими масштабами даже сегодня.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

История

Первые попытки строительства храма Христа Спасителя были предприняты еще при императоре Александре I в. честь победы России над армией Наполеона. Николай I, сменивший Александра I на престоле, в 1832 году пригласил для работ над храмом другого архитектора — Константина Тона, который занимался изучением и применением традиций древнерусского зодчества. Храм решили поставить на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, откуда он был бы виден с любой точки Москвы, к тому же, соседство с Кремлем подчеркивало бы глубокую связь храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. Храм строился почти 40 лет: с 1839 по 1883 год.

Julia Alisova

Наконец, 26 мая 1883 года он был освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. Вместимость храма составляла до 7200 человек. Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.

Сооружение опоясывала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года: на её стенах находились мраморные доски с летописями Отечественной войны.

Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.

Решением советской власти в 1931 году стало уничтожение храма и расширение близлежащей территории для нужд государства. Вместо храма Христа Спасителя планировалось возведение Дворца Советов — утопического проекта самого высокого в мире здания с вращающимся памятником В. И. Ленину на крыше. Однако снести храма Христа Спасителя оказалось не так просто: только два взрыва смогли его, наконец, уничтожить.

Сохранившиеся элементы белокаменного декора после взрыва были вмонтированы в стену Донского монастыря.

Поборов грунтовые воды, строители завершили фундамент Дворца Советов и начали возведение каркаса, однако дефицит стройматериалов во время Великой Отечественной войны скорректировал планы. Фундамент здания использовали для строительства круглогодичного плавательного бассейна «Москва», который стал одним из крупнейших в мире бассейнов под открытым небом. Несмотря на неоднозначную реакцию общественности, бассейн был уникален с точки зрения инженерной конструкции и просуществовал с 1960 по 1994 год, и был закрыт только в связи с экономическими затруднениями в стране.

Ярослав Глухов

Идея восстановления храма Христа Спасителя на его историческом месте возникла еще 1980-х годах. К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.

Строительство и отделочные работы были символично завершены к 2000 году — наступлению нового тысячелетия. Сегодня храм является крупнейшим в России, он вмещает в себя 10000 человек.

В 2000 году в храме Христа Спасителя была канонизирована царская семья.

Зал Церковных Соборов

Это один из самых известных и значимых залов для проведения подобных мероприятий. Он открылся в 2008 году и является частью восстановленного храма Христа Спасителя. Зал способен вместить до 1250 посетителей

Его украшают фрески и мозаичные панно, потолок — звездное небо, а в центре находится композиция, показывающая сошествие Святого Духа на апостолов — важное событие, описанное в Новом Завете. По обе стороны от нее размещаются мозаики, изображающие два Града — «Град Небесный» и «Град Земной»

Украшением четырех круглых колонн служат портреты известных людей Земли Русской — святых, государственных деятелей, воинов Господних. Помимо роскошного внутреннего убранства, зал отличают удобные кресла и отличное техническое обеспечение. Необычное устройство, в котором зрительный зал не отделен от фойе, создает особую акустику и приятную прохладу. В фойе, любимом уголке гостей, находится зимний сад, полный цветов и дивных растений, маленьких водопадов и скульптур, изображающих фантастических зверей.

В Зале Церковных Соборов регулярно проводятся всевозможные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции. На мероприятия лучше приходить заранее, чтобы избежать очередей на входе и в гардеробе.

Алексей Клепцов

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками.

Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

Наземный транспорт

Наземный транспорт наименее предпочтителен для передвижения по центру Москвы. Возле центральных достопримечательностей нет парковок, оставить автомобиль близко к храму достаточно сложно. В случае невозможности воспользоваться услугами метрополитена, до церковной достопримечательности Москвы можно доехать на пассажирском городском транспорте, движущемуся по поверхности земли.

Это можно сделать:

  • маршрутные автобусы «А», No 15, «М3», No 255 – следующие от кольца ст. м. Лужники-Южная;
  • No 14 (отходит от павильонов ВДНХ);
  • No 33 (конечная станция «Рижский вокзал»)

Движение следует продолжать до пункта назначения:

  • «Храм Христа Спасителя»;
  • ст. м. «Кропоткинская»;
  • «Пречистенская набережная».

Стоимость проезда 55 руб.

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.

Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.

По высоте внутренние помещения храма достигают 79 метров, а удивительный иконостас, расположенный на одной оси с главным входом, представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора. Ее вершину венчает золотой шатер.

Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).

Мария Пенина

Постоянно в храме находятся:

Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.

Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.

Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.

Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.

Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.

Владимир Олейник

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector