Факты о традициях греции: общение, семья, религия, архитектура

Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?

В настоящее время в Греции, как и во всём мире, немалой популярностью пользуются различные мистические учения. Наиболее распространённым среди них является Пятидесятничество. Религией это течение назвать нельзя, поскольку по ряду характерных признаков оно представляет собой секту. Отколовшись в начале XX века от протестантской церкви Америки, пятидесятники с тех пор исповедуют собственное учение, по ряду вопросов расходящееся с христианской догматикой, и практикуют совершенно чуждые церковным канонам обряды.

Особый упор члены секты делают на так называемое Крещение Святым Духом ─ обряд, в основе которого заложена христианская догма о сошествии Святого духа на апостолов, но имеющий форму, глубоко чуждую церковной традиции. Заключается он в том, что во время молитвенных собраний все присутствующие приводятся в состояние транса, при котором теряют ощущение реальности и начинают издавать бессвязные звуки (глоссолалии), близкие по своему фонетическому строю к человеческой речи, но лишённые всякого смысла.

Религиозное меньшинство Греции

Как уже говорилось ранее, официальная религия Греции – православие. По закону всем жителям дана свобода вероисповедания, но распространение среди православных иных верований запрещено. Существуют и другие ветви православия – католицизм (исповедуется  в частности на островах Эгейского моря, ранее принадлежавший венецианской республике).

Существую в Греции и протестанты, евангелисты, пятидесятники, староверы, свидетели Иеговы, а так же мормоны и квакеры, но их количество очень мало. Общество «Евреи Сефарды» – это общество из нескольких тысяч человек, в Салониках сумевших сберечь ценность еврейской общины, разгромленной во время холокоста (во время 2-ой мировой войны). В Греции на острове Родос и Фракии живет меньшинство – мусульмане (потомки тюрков мусульман).  Еще более редко встречаются последователи древнегреческой языческой  веры, саентологи, бахаиты, буддисты, кришнаиты.

Интересный факт – греки не всегда празднуют свой день рождения, но день святого, в честь которого они получили свое имя – всегда.

Ни одна реформа, проводимая в Греции, не смогла оказать существенного влияния на Элладскую православную церковь, которая и по сей день остается одним из самых влиятельных институтов в стране.

Общая информация о Греции

На что стоит посмотреть в Греции?

Вот небольшой список достопримечательностей, на который следует обратить внимание, при составлении плана экскурсий по Греции:

  • Афинский акрополь — город Афины
  • Античный театр в Эпидавре
  • Ветряные мельницы Миконоса — Кикладские острова
  • Гора Олимп — область Фессалия
  • Гробница Агамемнона («Сокровищница Атрея») — город Микены
  • Дворец Великих Магистров — остров Родос
  • Долина бабочек — остров Родос
  • Древняя Олимпия — полуостров Пелопоннес
  • Кносский дворец — остров Крит
  • Львиные ворота — город Микены
  • Монастыри Метеоры — город Каламбака
  • Монастырь Святого Николая Анапавсаса
  • Олимпийский стадион Панатинайкос — город Афины
  • Остров Санторини — Эгейское море, архипелаг Кикледы
  • Пляж Навагио — остров Закинф
  • Пещерное озеро Мелиссани — остров Кефалония
  • Пещера Зевса или Диктейская пещера — остров Крит
  • Храм Аполлона — город Дельфы
  • Храм Зевса Олимпийского — город Афины
  • Храм Посейдона — мыс Сунион

Другие религиозные течения

Из других христианских течений в Греции представлена католическая, протестантская, старообрядческая и иудейская церковь. Католиков в стране около 200 тысяч. Из них только 50 тысяч — этнические греки. Католические общины существуют в крупных городах и в местах компактного проживания эмигрантов из стран Западной Европы — на островах Тинос и Сирос. Среди них есть римокатолики (самая большая по численности община), а также прихожане греческой и армянской католической церкви.

Около 40 тысяч христиан Греции являются приверженцами протестантских течений. Экспансия протестантских миссионеров в страну началась в начале 90-х.

В Греции действует девять иудейских общин. Количество соблюдающих традиции иудаизма — 5 тысяч. Община в Салониках имеет самую древнюю историю — около 2,5 тысяч лет.

Начиная с XV века территория современной Греции стала линией противостояния христианского и исламского миров. Почти четыре века, до 1829 года, Греция входила в состав Османской империи. И тогда, и даже сейчас исламский фактор играет важную роль в политической жизни страны. На начало 2015 года в стране проживало около 230 тысяч мусульман. События последних месяцев значительно увеличили эту цифру. Район традиционного проживания греческих мусульман — западная Фракия. Каждый третий житель этой области исповедует ислам. Это единственное религиозное меньшинство, права которого правительством закреплены официально. Но только в этом регионе страны. Жизнь без веры — это просто существование. В Греции, как и во всем мире, люди заняты своими житейскими проблемами. Зачастую принадлежность к той или иной вере достаточно формальная. Но на этой благословенной земле уклад жизни все же немного другой. Над повседневной суетой всегда возвышается Церковь

Системой праздников, постов, своим весомым словом в обществе она помогает людям всегда помнить о другой, более важной реальности — жизни вечной. В обществе, воспитанном в вере, комфортно и представителям других конфессий

Эти люди выбрали веру другую и это их право. Общество уважает этот выбор и не ограничивает сделавших его в гражданских правах.

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой.  В то время главенствовали четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская;
  • Антиохская.

Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.

В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.

Можно выделить ряд причин раскола церкви:

  • отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
  • отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
  • Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.

1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.

Как следствие реформ возникли различные христианские течения:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Каждое из них содержит несколько конфессий.

Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.

Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.

  • Жировицкая икона — история и значение;
  • Какие молитвы читать перед причастием.
  • 7 смертных грехов — список.

Как утверждалось православие на эллинских землях

Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди. В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий. В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.

Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.

Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.

Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.

Мифы, как попытка объяснить суть природных и жизненных процессов

Религия — это не только и не столько поклонение высшим силам или нескольким божествам, иначе бы это называли политеизмом. Но у «первых» людей была особая форма верования — язычество, или такое понятие, которое более приятно просвещенному уху ученого люда, как этническая религия. Судя по тем фактам, которые предлагает нам современная трактовка истории, человечество пропустило через себя много форм верований: язычество, тотемизм, шаманизм и прочее-прочее. Мифы — одна из них.

Однако, что такое миф, как не попытка объяснить жизнь и ее процессы? Например, профессор А.В.Семушкин объяснил это понятие, как сакральные ценностно-мировоззренческие истины, с одной стороны, и повседневные (чувственные, не лишенные мышления), с другой стороны. Людям свойственно сочинять, придумывать, преувеличивать. Отсюда «растут ноги» у сказок и побасенок. Но мифы — дело более «серьезное». Ведь они давали почву для восприятия мира, морали и поведения в обществе.

Например, религиовед и философ Мирча Элиаде так написал о греческой религии: «…Выходит, что возможности человека ограничены его природой и у каждого в отдельности — собственной мойрой. Исток человеческой мудрости — осознание бренности и ненадежности существования… Поскольку боги положили предел его возможностям, человек в конце концов начал превозносить и даже обожествлять чисто человеческие свойства…». Джордж Шепфлин призвал видеть в мифологии Древней Греции «…содержание, а не соответствие историческим свидетельствам…», а Иоганн Гердер назвал ее «…выражением детского века человечества…».

Итак, если религия — есть общественное сознание, мировоззрение, обусловленные единой верой, сводом правил, культов, обрядов, объединяющих людей или группу людей, то у греков не было единой религиозной системы, священных книг, заповедей и строгой догматики. Боги в их мифах — это весьма оригинальное явление. Их наделяли человеческими достоинствами и пороками, они могли «бороться» между собой, а значит, о всесильности и всемогуществе речи не шло. Хотя с другой стороны, масса культовых обрядов, праздников, жертвоприношений и даров давали почву эллинам думать о возможной благосклонности со стороны богов.

Зарождение православия на территории Греции

Христианство в Греции стало распространяться еще с середины I века нашей эры благодаря стараниям апостола Павла. Он прибыл в македонскую гавань Неаполь, а затем отправился на территорию соседнего городка Филиппы. Оттуда он начал путешествие с христианскими проповедями. В тот день, когда Святой Павел впервые обратился к жителям Филипп, одна из богатых горожанок по имени Лидия приняла крещение и склонила к нему всех членов своей семьи. Именно Лидия стала первой христианкой в Греции.

История греческих верований указывает, что к началу II века в Афинах, Фессалониках, Коринфе, Ахайе и других больших городах уже существовали христианские общины. К этому времени на эллинских землях вместе с Павлом проповеди читали апостолы Лука, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Прокопий, Варнава и Марк.

Закономерно возникает вопрос о годах, когда Греция приняла христианство. Условия для этого начали складываться в эпоху правления Константина Великого (306-337 годы). Согласно легенде, императору, отправляющемуся в бой в 312 году, явился в небе образ креста и послышались слова«Сим победиши». Константин одержал в битве победу над Максенцием, а в следующем году – над Лицинием, и стал единовластным правителем Римской империи.

Император считал, что его успех связан с заступничеством христианского Бога. Поэтому в 313 году он издал «Эдикт веротерпимости» (Миланский эдикт), который защитил христиан от гонений. В 330 году Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Константинополь и заявил, что на территории этого города больше никогда не будут отправляться языческие культы.

В 380 году во времена правления императора Феодосия христианство было провозглашено религией Византийской империи. Таким образом эта вера стала господствующей и на эллинских землях, которые тогда являлись частью Византии.

Сложны путем устанавливалось православие в Греции. Так, к VIII веку усугубились религиозные споры между патриархом Константинопольским и Папой Римским. Они касались права священников на брак, особенностей соблюдения постов, формулировки молитв, языка богослужения и других аспектов. Результатом этих противоречий стал раскол христианства в 1054 году (Великий церковный раскол) на православие и католицизм. Первое стало доминирующей религией на востоке Византийской империи, к которому относились и греческие земли, второе – на Западе (с центром в Риме).

Как официальная религия в Греции православное христианство существует с 11 июня 1975 года. В этот день была принята конституция современной республики, на страницах которой православие закреплено в качестве государственной веры.

Религия в Греции

Греция или Турция: отдых Удивительная страна — Греция, религия в ней православная. Официальное ее название — элладская. Она является одной из крупнейших религий и занимает третье место после Русского и Румынского православия.

Когда Греция приняла христианство сложно сказать. Православие в Греции появилось в первом веке, когда на греческую землю прибыл апостол Павел. Он появился в Неаполе и на протяжении своего пути проводил проповеди с местными жителями. В день прибытия апостола на данную землю, богатейшая женщина Лидия, крестилась сама и также привела всех, кто проживал в ее доме. Это была первая женщина религиозность, которой стала показательным примером для окружающих. После этого тут были основаны христианские общины.

Кроме Павла, вера в Греции, преподносилась еще и апостолом Лукой.

Во II веке христианские общины стали появляется в крупных городах и к началу века они были уже практически в каждом городе.

Учитывая, что на тот момент Греция подчинялась Римской империи, жителям страны приходилось во многом зависеть от римского императора и римской церкви.

После того, как страна в V веке вошла в состав Византии, она все больше стала тяготеть к Константинополю. И в VII веке греческое православие вошло в состав Константинопольской епархии.

Гора Афон

В вероисповедании Греции предполагается еще и поклонение святыням. Так, например, есть святая гора Афон, которая до сих пор выступает в качестве паломнического центра. Сюда едут со всего мира христиане, желающие проверить свою веру.

Во время Османского периода, именно церковь сыграла важную роль в сохранении веры христиан, а также греческого языка, исповедания. Были и такие города, в которых османы запрещали обучать веры, но благодаря стараниям монахов создавались тайные школы, где учили детей вере. В то время занятия для детей проводились по ночам, чтобы никто не знал о том, что идет непосредственное изучение религиозных моментов.

В начале XIX века, часть страны была освобождена от давления Османской империи и создали независимое государство. Теперь архаическая направленность была сформирована в качестве Элладской православной церкви. И именно в этот момент она перестала напрямую зависеть от Константинополя.

После этого, большинство людей, стало стремиться на главное место поклонения — Гору Афон. Верующие говорят о том, что тут все пропитано духом святости и древности. Здесь ни на минуту не прекращают гореть свечи, человек сюда стремиться вновь и вновь, чтобы утвердиться в своей вере и знаниях. Современная эра — это расцвет христианской религии.

Обратите внимание! На Афоне есть святое правило. Оно заключается в том, что женщинам запрещено заходить на территорию мужского монастыря, а мужчинам женского

Сейчас Гора — это автономное самоуправление, где нет главных. Тут сосуществуют 20 обителей и все они православные.

Место православия в Греции в жизни общества и государства

Современная Греция неразрывно связана с религией. Независимо от того, говорит человек на английском, русском или греческом языке, он должен обязательно соблюдать все принципы христианской церкви и следовать всему, что написано в писание. Если нет, то лучше не стоит приезжать сюда и пытаться внушать свои правила. Население страны четко соблюдает все каноны, прописанные в Святом писании, независимо от национальности.

Религия и политика в Греции

Вера, утверждённая законом

В религиозном и культурном отношении современная Греция по праву считается наследницей Византии. Из 11 млн её жителей, 9,4 млн человек принадлежат к Элладской Православной Церкви, во главе которой стоит архиепископ Афинский. Кроме того, значительное количество граждан (по некоторым данным, около 800 тыс. человек) являются последователями так называемых старостильных православных церквей, использующих в своём богослужении Юлианский календарь.

Основная религия Греции ─ православие ─ опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Например, брак не признаётся законным без обряда венчания. Большинство церковных праздников имеют статус общегосударственных, а профессиональные принято отмечать во дни памяти святых, являющихся небесными покровителями данного рода занятий. Ввиду того авторитета, который имеет в Греции православная церковь, крещение считается обязательным, а именины являются более веским поводом для торжества, чем день рождения. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию указывается в особой графе паспорта.

Князь, крестивший Русь: кратко о принятии христианства восточными славянами

Ещё со школьных учебников истории мы знаем, что князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015) Владимир I Святославич — это именно тот правитель, благодаря которому Русь приняла христианство. Поэтому в церковной истории его принято называть не иначе как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель.

Но и князя Владимира с христианской верой связывает не простая история. Незадолго до крещения Руси, киевский князь осознал необходимость принятия какой-либо крупной религии, чтобы заручиться единоверными союзниками, а не воевать против всех, во имя своих языческих богов. В «Повести временных лет», ценном историческом источнике, говорится о том, что для осознанного выбора религии князь устроил так называемое «испытание вер».

Крещение Руси (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Владимир Святославич отправил своих послов в соседние державы, исповедующие ислам, иудаизм, латинскую (ныне — католичество) и византийскую веру (ныне — православие), чтобы по возвращении гонцы достоверно рассказали о религиозных обрядах и обычаях, принятых в этих странах.

В это же время киевского князя посещают церковники разных религиозных течений, пытаясь показать ему преимущества своих верований. Согласно летописи, первыми к Владимиру пришли представители волжских булгар, исповедующие ислам. В исламе Владимира не устроили строгие религиозные запреты, в корне несопоставимые с образом жизни обычного жителя Древнерусского государства и ограничивающие его быт.

Потом Владимира посетили посланники Римского папы с рассказом о Латинской вере. Князь отверг их предложение, по причине того, что это была уже не первая попытка отправления латинских миссионеров в русские земли, и предыдущие правители Руси всегда отказывали «немцам» (так в то время называли всех иностранцев из Европы).

После прибыли хазарские иудеи с предложением о своей вере. Помня, что ранее отец Святослав разбил Хазарию, Владимир спрашивает пришедших, где их земля. Хазары признаются, что у них нет своей земли, и иудеи разбросаны по миру. Такой ответ не удовлетворяет киевского князя, и он отказывает хазарским посланцам.

Последним к Владимиру прибыл византийский церковник, из-за своих мудрых речей прозванный в летописях Философом. Но и он окончательно не убеждает Владимира принять свою веру.

«Великий князь Владимир выбирает веру» / Художник: Иван Эггинк, 1822 г.

В 987 году Византия просит Владимира оказать военную помощь и стать военным союзником. Киевский князь ставит условие — помощь будет оказана лишь в том случае, если ему в жёны отдадут византийскую царевну Анну. Византия соглашается на предложение Владимира, но выдвигает встречное требование — русский правитель должен приять веру Христа.

С этого момента и принято вести отсчёт истории православия в сегодняшних России, Украине и Беларуси. День Крещения Руси (28 июля) был занесён в календарь праздничных и знаменательных дат для того, чтобы напомнить нашим гражданам об истории принятия христианской веры на Руси, определившей ход и вектор развития нашего государства.

Греческие православные объединены в Элладскую (Греческую) православную церковь или же Церковь Эллады

В Греции православные в основном объеденеы в ограде Элладской православной церкви. При этом необходимо отметить, что её юрисдикция не распространяеся на территории Святой горы Афон. Территории горы Афон относиться к юрисдикции Константинопольской церкви.

Элладская православная церковь — это автокефальнаяпоместная православная церковь на части территории Греческой Республики. Занимает 11-е место в диптихе автокефальных поместных церквей, имеет государственный статус, закрепленный в Конституции Греции. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

Благовещенский собор в Афинах. Благовещенский собор — главная святыня Элладской православной церкви. Считается, что ее основал святой Апостол Павел. Фото: upload.wikimedia.org

Исторически православное христианство в Греции относилось к ведению Константинопольской церкви. После обретения в 1822 году страной независимости и  образования Греческого королевства в 1832 году, такое положение стало политически невозможным.

В результате в 1833 году баварские регенты, действующие от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля провозгласили автокефалия Церкви на территории королевства.

Главой Церкви был объявлен греческий король. Кириархальная Константинопольская Церковь, а также иные поместные Церкви не признали. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет

8 млн
столько прихожан насчитывает Элладская православная церковь

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе признана Вселенской Патриархией, при этом было поставлено ряд условии, касающихся ей взаимоотношений с «Матерью-Церквью» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.).

В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквями старостильное движение (греч.Παλαιοημερολογίτες).

Юрисдикции православных церквей на территории Греции (Элладская, Константинопольская, Афон, Критская). Свята гора Афон не входит в юрисдикция. Элладской православной церкви. Фото: upload.wikimedia.org

С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу о духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона. Современная Элладская православная церковь включает в свой состав 81 епархию. Она Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число православных священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек, из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector