В чем заключается смысл мистического финала повести н.в. гоголя «шинель»?

Н. В. Гоголь «Шинель»: главный герой, содержание

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.

Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.

Введение

В повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя (рис. 1) идет речь о «маленьком человеке». «Маленьким человеком» называют подавленного, ощущающего свое унизительное состояние человека

Важно отметить, что это служащий человек, который является винтиком в громадной бюрократической системе. Человек, занимающий одну из ступеней иерархической лестницы

Рис. 1. Н.В. Гоголь (Источник)

Петербург в повести «Шинель»

Повесть вышла в 1842 году и, как пишут исследователи, завершает цикл петербургских повестей. Сам Гоголь никогда не заключал в один цикл повести, которые рассказывают о событиях, происходящих в Петербурге. Все повести цикла объединены образом города, и в данной повести образ города мрачный и гнетущий. Петербургское серое небо, пустынные улицы, пронизывающий холод и беспощадный ветер.

В «Шинели» при описании города очень часто используются слова «пустынный» и «пустыня» несмотря на то, что Петербург был многолюдным городом. В данной повести поднята очень важная литературная тема – тема одиночества человека в большом городе.

Акакий Акакиевич живет один, сослуживцы для него чужие люди, и сам город для него чужой. Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев. Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете.

«Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника, улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца.

«Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».

Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия. У него отнимают шинель.

Еще один важный мотив описания Петербурга – вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события.

Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется к своей приятельнице Каролине Ивановне, и описано это так: «Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник».

Клочки снега – это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.

Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей.

«Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу».

А теперь про значительное лицо.

«Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того, чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке».

И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент – это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица – получение нового чина.

Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина.

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Главная художественная идея произведения

Гоголь показывает, что для всех важен только внешний облик человека. Личностные качества и внутренний мир никого не интересуют. Главное — какая у тебя » шинель «. Для самого Николая Васильевича не имеет значения твоё звание, он не смотрит, новая у тебя шинель или старая

Для него важно то, что кроется внутри, духовный мир героя. Именно в этом заключается главная художественная идея произведения

Широко известная фраза французского критика Э. Вогюэ о том, что целая плеяда литераторов выросла из гоголевской «Шинели», вполне соответствует истине. Образ «маленького человека», ставший популярным благодаря Чарли Чаплину, в каком-то смысле тоже оттуда, из нее. В тридцатые и сороковые годы описания великих подвигов выдающихся личностей не то чтобы приелись читателю, но хотелось уже чего-то другого, необычного. В это время и написал Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Анализ этого произведения проводился неоднократно, и до революции, и после нее. В нем находили то мечты о всеобщем равенстве и братстве, а то и призывы к свержению самодержавия. Сегодня, перечитав повесть глазами современника, можно смело утверждать, что ничего этого там нет.

Популярные сочинения

  • Современная молодежь — сочинение рассуждение 9 класс Поколения меняются, интересы и мода тоже. Поэтому уже не вызывает удивление осуждение молодежи другими поколениями. Многие говорят, что нынешняя молодежь не уважает старших и имеет совершенно другие ценности
  • Сочинение Моё хобби Сложно представить человека, у которого нет любимого занятия. У каждого из нас есть свое дело, которое помогает расслабиться, получить удовольствие и реализовать себя с самых разных сторон.
  • Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа? Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Сочинение: Образ Акакия Башмачкина в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Литеровед предлагает краткое сочинение на тему «Образ Акакия Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель», в котором раскрываются особенности характера и образа жизни главного героя произведения.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Все произведения, входящие в цикл, объединяет место действия, город Петербург. Главными героями всех повестей являются люди, занимающие невысокое место в обществе. В литературе таких персонажей называют «маленький» человек. Гоголь исследовал проблему трагедии и поделился с читателями своими наблюдениями.

Герой повести «Шинель» – чиновник одного из петербургских департаментов. Родился он двадцать третьего марта. Когда пришло время его крестить, стали выбирать имя. Открыли наугад одну из страниц календаря, выпали имена «Мокий, Соссий, Хоздазат». Попробовали еще раз, вышло еще хуже. Мать пригорюнилась и, смирившись перед лицом судьбы, решила назвать сына тем же именем, какое носит его отец, то есть Акакием. Так появился на свет Акакий Акакиевич Башмачкин. Нужно заметить, что имя Гоголь выбрал герою неслучайно, оно имеет значение «не причиняющий зла».

Акакий Акакиевич повзрослел и устроился на службу в департамент. Его наружность была ничем не примечательна. Был он низкого роста, рябоват, рыжеват, подслеповат. На темени его красовалась лысина, щеки покрывали морщины. Он относился к той категории людей, которые служат вечными титулярными советниками. Складывалось ощущение, что он родился для этой должности, причем сразу в вицмундире и с лысиной на голове.

Он был настолько незаметным, что даже сторожа «не вставали с мест, когда он проходил». Начальники давали ему переписывать бумаги молча, не удостаивая ни единым словом. Молодые чиновники все время подшучивали над ним, насколько «хватало канцелярского остроумия». Акакий Акакиевич не обращал на их шутки внимания. Только, когда они начинали толкать его, мешая работать, он говорил им с укором: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» однажды новенький чиновник, услышав эту фразу, вздрогнул. Он увидел происходящее в новом свете. Его товарищи, казавшиеся совсем недавно приличными людьми, стали выглядеть отталкивающе. Он ощутил, как много в мире бесчеловечности, заметил грубость «в утонченной, образованной светскости».

Башмачкина отличало от его коллег то, что он любил свою работу. В ней состояла вся его жизнь. Переписывая бумаги, он погружался в особенный мир. Его лицо выражало наслаждение, когда он выводил буквы на бумаге. Они представлялись ему живыми существами. Были у него среди них любимчики. Когда он добирался до любимых букв, его лицо светлело, на губах появлялась улыбка.

Однажды его хотели повысить за старание, дали более сложное задание, выполняя которое он даже вспотел. Потом он сам попросил вернуть его на прежнее место. Он так любил переписывать, что, брал работу домой

Иногда он снимал копию для себя, если бумага чем-то привлекала его внимание. Башмачкин не ходил в театры, не встречался с женщинами

В его жизни не было других занятий, кроме переписывания.

Акакий Акакиевич получал мизерное жалование. Каждая копейка была у него на счету. Когда его старая шинель пришла в негодность, и портной отказался ее ремонтировать, Башмачкину пришлось шить новую. Это было большим ударом по его бюджету. Он вынужден был отказывать себе во всем, но шинель сшил. В департаменте его сразу заметили и зауважали, как будто они общались с шинелью, а не с человеком

Коллеги уговорили его пойти на вечеринку, Башмачкин был растроган таким вниманием. Когда он шел домой, его ограбили, сняли с него новую шинель

Акакий Акакиевич был так потрясен, что тяжело заболел и умер. А жизнь продолжалась, как будто и не было его на свете.

И все же Гоголь не мог так просто закончить историю и добавил мистики. Акакию Акакиевичу суждено было еще пожить в народных слухах, которые вещали, что появился чиновник-мертвец, который ищет какую-то шинель и сдергивает их с людей, не разбирая чина.

История Башмачкина показала трагизм положения человека в несправедливом обществе. Гоголь написал историю маленького приниженного жизнью человека, тем самым, по мнению американского писателя В. Сарояна, возвеличил его.

Тема произведения относится к категории «вечных». Создавая образ тихого, скромного, влюбленного в свою работу чиновника, Гоголь призывает нас быть добрее. Все люди имеют право мечтать, любить, быть счастливыми

При этом не так важно, в какую шинель они одеты

История создания повести

Повесть Гоголя «Шинель» является одним из спорных произведений в творчестве писателя и в русской классической литературе. По воспоминаниям литературного критика П.В. Анненкова, Гоголь написал «Шинель» на основе истории, которую услышал случайно. Происшествие случилось с одним из чиновников, который долго копил деньги на ружье. Купив оружие, он отправился на утиную охоту. Когда чиновник плыл на лодке, ружье соскользнуло за борт и утонуло. Ошарашенный потерей, он слег в горячке. Сослуживцы поддержали его и скинулись на новое охотничье ружье. 

Эпизод этот не вызвал у Гоголя смех, а через несколько лет этот сюжет лег в основу петербургской повести «Шинель», которая увидела свет в 1842 году. 

Главная идея повести — обесценивание личности человека, о котором судят только по табелю о рангах. При этом сам человек не протестует против такого к себе отношения. Ценности его пошлы, а мечты меркантильны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Что хотел сказать автор

Трагический финал характерен и для других русских писателей XIX и XX веков, «выросших» из той же упомянутой верхней одежды. А. П. Чехов («Смерть чиновника») так же «убивает» (только без последующей мистики) своего главного персонажа, как и Н. В. Гоголь («Шинель»). Анализ этих двух произведений, их сравнение наводит на мысль о духовном родстве мастеров пера и общем неприятии ими страха перед кем бы то ни было. Декларация внутренней свободы стала основным лейтмотивом обоих произведений, созданных на основе приема антитезы. Классики словно говорят нам: «Не будьте вы Акакиями Акакиевичами! Живите смело, ничего не бойтесь! Все проблемы разрешимы!».

Как странно, что за прошедшие десятилетия и века лишь немногие приняли к сердцу этот призыв.

Проблематика повести «Шинель»

Гоголь в своём произведении затронул не только одну проблему. Если более подробно рассуждать о повести, можно найти много тем, над которыми размышлял писатель. Например:

  1. Проблема «маленького человека».
  2. Стремление к мечте и цели «маленьких» людей.
  3. Социальное неравенство.
  4. Равнодушное отношение.

Эти проблемы актуальны и сегодня, так как если провести параллели между прошлым и настоящим, можно понять, что ничего особо не изменилось. Поэтому данные произведения по праву считаются бессмертной классикой, ведь они не потеряют своей значимости и в будущем.

Основные идеи повести

Повесть «Шинель» содержит в себе несколько идей, которые автор считает наиболее важными. Из них можно выделить две ключевые, на которые сделан более сильный акцент:

  • Стремление к мечте делает каждого сильнее.
  • Отношение к людям зависит от внешнего вида и социальной значимости для общества.

Поэтому писатель решил заглянуть чуть дальше и показать всем, что и под бедной одеждой тоже живёт человек. У него также есть желания, мечты и стремления, а судьба, к сожалению, зависит от вышестоящих людей, которым безразлична судьба остальных. Автор сделал акцент на душе и внутреннем мире, которые часто не берутся в расчёт.

«Вещный мир» Гоголя

В произведениях писатель большое значение уделяется вещам-образам, которые определяют характер владельца. Изначально шинель титулярного советника была лишь поводом для унижений и насмешек. Но потом она становится символом мечты и причиной гибели. Башмачкин был очень зависим от этой вещи. Его призрак находит покой лишь тогда, когда крадёт ее у своего обидчика. Шинель объединяет в себе ничтожность чиновника и личность героя с его страданиями.

Широко раскрывает тему социального неравенства произведение Гоголя «Шинель». Аргумент к итоговому сочинению подбирается от постановки вопроса и проблематики, описанной в тексте. Сочинение «Шинель» является основным в школьной программе. А произведение обязательно к прочтению, потому что учит человеческому отношению, уважению, чести и достоинству.

Рассказ Гоголя «Шинель» является очень ярким в творчестве писателя, в нем описаны актуальные проблемы сегодняшнего времени. Поэтому знакомство с тематикой «маленького» человека стоит начинать с таких авторов и их произведений, как Н. В. Гоголь «Шинель». Аргументы к сочинению из данного произведения можно использовать для комментирования многих проблем на ЕГЭ.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Бедные смотрители

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин – бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

История создания «Шинели» Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Социальное положение

Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.

Башмачкин занимает низкую ступень в обществе. На службе его либо вовсе не замечают, либо насмехаются над ним. Сослуживцы постоянно шутят про Акакия Акакиевича, бросают в него бумажки. И Башмачкин не пытается исправить ситуацию, он не замечает издевок в свою сторону, он привык к ним. Эта робость и несостоятельность – признаки «маленького человека».

Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector