Гегель

Личная жизнь

В годы студенчества Гегель не был чужд дружеских попоек и не прочь был приударить за какой-нибудь красоткой. Но строгость нравов, привитая ему с детства, и еще более тяга к наукам, помешали обзавестись семьей в молодые годы.

Находясь в Йене, у Гегеля возник роман с домовладелицей Кристианой Буркхардт. Итогом стало рождение в 1807 году внебрачного сына, которого нарекли по девичьей фамилии матери Георг Людвиг Фридрих Фишер. Мать внебрачного ребенка умерла, когда тому исполнилось 4 года. До 10 лет мальчик воспитывался в приюте для детей-сирот.

В 1811 году Гегель женился на наследнице знатного рода из Баварии Марии Елене Сузанне фон Тухер. Она была на 20 лет младше своего супруга, боготворила его и восхищалась умом. Гегель сам вел семейную бухгалтерию и нередко принимал участие в хозяйственной деятельности по дому. В семье царили благочестие и размеренность, каких-либо развлечений, кроме редких поездок по стране, супруги себе не позволяли. Гегель стремился к тихому семейному уюту, по примеру своих родителей, и был в полной мере счастлив в супружестве.

В браке родились трое детей. Первенец супругов – дочь – умерла, не прожив и нескольких дней. В 1813 году родился старший сын Карл Фридрих Вильгельм, младший – Иммануил Томас Кристиан появился на свет в 1814 году. Сыновья по примеру отца, выбрали научную деятельность: Карл занимался историей, Имманиул изучал теологию.

Когда Гегель перебрался в Гельдерберг, он забрал к себе в семью внебрачного сына Людвига, избравшего себе путь военного.

О Гегеле

Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником бытия и сознания материальное начало, которое порождает воспринимаемый мир.

Для того чтобы стать философом у Гегеля были все предпосылки. Во-первых, он родился в весьма знатной и обеспеченной семье Людвига Гегеля, который имел высокий чин при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения и благодаря этом с ранних лет получал невероятно насыщенное образование. Он с детства изучал различные языки, читал Шекспира и других классиков в переводе и без, великолепно ориентировался в античности, увлекался искусством, и, в целом, был склонен только к интеллектуальной деятельности.

Помимо этого Гегель с ранних лет был довольно малоподвижным и тихим ребенком. Он не увлекался подвижными играми или чем-то подобным на протяжении всей школы, а когда стал учиться в Тюбингенском теологическом институте, то вообще получил от своих сокурсников прозвище старик, так как чаще всего был меланхоличным, не склонным к студенческим развлечениям. Тем не менее, Гегель называл эти годы лучшими в своей жизни, именно там он обретает основной вкус к философии и знакомится с друзьями, с которыми будет на протяжении всей жизни: философом Шеллингом и поэтом Гельдерлином.

Условно его биографию делят на ряд этапов, первым из которых являются ранние годы в школе и институте. Далее следует период с 1801 до 1816 года, сначала работа в Йенском университете, далее ректорство в гимназии в Нюрнберге. Заключительным этапом его карьеры является период с 1816 до 1831 года, когда он сначала стал профессором в университете Гейдельберга, а затем перебрался в Берлин, где работа ректором и оставил этот мир.

Из наиболее ярких трудов следует, конечно, отметить Феноменологию духа, которая является частью описания общей философии этого автора. События этого мира и история в частности управляются великим духом, который из противоположностей рождает нечто общее и таким образом движется развитие бытия на самых разнообразных уровнях этого бытия.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Сущность концепция объективного идеализма

«Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Дело в следующем: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Человеческое сознание не может быть производным от материи, потому что невозможно объяснить, как неодушевленная материя может породить человеческий разум. Это суждение направлено против материализма. Материя не может быть выведена из человеческого сознания, потому что необходимо объяснить, как появилось человеческое сознание. Это суждение направлено против субъективного идеализма Дж. Беркли.

Если обе философские позиции ложны, то необходимо найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, по Гегелю, является Абсолютная Идея или Мировой Дух, который представляет собой нечеловеческое (вне субъекта) сознание.

Начало (Абсолютная идея) — это тождество бытия и мышления. Согласно Гегелю, принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что в начале все — природа, человек и общество — потенциально присутствует в Абсолютной идее. Тогда сама Абсолютная Идея становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т.д.».

«Гегель представляет себе реальность (или бытие в целом) как абсолютную идеальную сущность — мир-дух, логос, разум, сознание, субъект, — которую он называет Абсолютом. Важнейшей характеристикой Абсолюта является творческая активность, развитие и разворачивание. В своем развитии он проходит через различные стадии, проявляясь или раскрываясь в различных формах существования, стремясь к своей высшей цели — самопознанию».

«Дух в самопорождении создает и превосходит свою собственную определенность и становится бесконечным. Дух как процесс всегда создает нечто детерминированное и, следовательно, негативное («Omnis determinatio est negatio» — «Всякое определение есть отрицание»). Бесконечное — это позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, присущего всем конечным вещам. Конечное как таковое имеет чисто идеальную или абстрактную природу, поскольку оно не существует в чистом виде, в отличие от бесконечного (вне его). Это, по мнению Гегеля, является основной предпосылкой всей философии. Бесконечный дух Гегеля кругообразен, начало и конец совпадают в динамизме: частное всегда растворяется во всеобщем, сущее в должном, реальное в рациональном.

Движение как свойство духа, настаивает Гегель, есть движение самопознания. В круговом движении духовного начала философ выделяет три момента: 1) бытие-в-себе; 2) бытие-для-себя; 3) повторяющееся бытие-в-себе-и-для-себя. Гегель иллюстрирует эту схему на примере эмбриона-человека. Последний момент, в котором личность дана не только в себе, но и для себя, наступает вместе с моментом созревания духа, который является ее истинной реальностью.

Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Поэтому гегелевский Абсолют предстает как своего рода круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, благодаря которому она сначала объективируется в самоотрицании в природе, а затем возвращается к себе в духе через отрицание отрицания».

«У Гегеля нет объяснения того, как природа рождается из абсолютной Идеи или как дух рождается из природы; он просто констатирует факт такого порождения. Так, например, в «Феноменологии духа» он говорит, что абсолютная Идея, познав свое собственное содержание, «свободно отделяет себя от себя, чтобы отпустить себя как природу». Точно так же, когда он говорит о порождении Духа, он утверждает лишь то, что при этом Абсолютная Идея покидает природу, преодолевает свою инаковость и возвращается к себе как Абсолютный Дух.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Философия и наука

Полученное образование позволяло Гегелю стать священником, однако он так и не захотел связывать свою жизнь с религией. Очевидно это объяснялось его антипатией к церкви, которая начала у него проявляться еще в студенческие годы биографии.

Вместо этого, Гегель занялся репетиторством, давая частные уроки детям богатых немцев. Такая работа позволяла ему иметь достаточно много свободного времени, которое он посвящал научным поискам и написанию собственных книг.

После смерти отца в 1799 г. Гегель унаследовал от него небольшое наследство, после чего решил приступить к академической преподавательской службе. Позднее он начал читать лекции в Йенском университете, а также стал автором известного труда «Феноменология духа» (1806).

Начало основополагающих идей Гегеля лежит в творчестве Канта, который считается родоначальником идеализма. При этом философия Гегеля со временем отошла от воззрений Канта, сформировавшись в отдельное учение.

В философии Гегеля значительную роль играет диалектика. Суть абсолютной идеи разума состоит в том, что реальность следует понимать рационально, так как рациональна сама Вселенная. При этом реальностью в абсолюте выступает разум, находящий свое отражение в мире.

Диалектика Гегеля представляет собой бесконечную смену тезиса антитезисом. По его словам, любой тезис в конечном результате становится антитезисом, но на этом процесс не оканчивается, поскольку на следующей стадии происходит синтез 2-х противоположностей.

Бытие Гегель разделяет на 3 ступени: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Подобная концепция приемлема к понятию духа и разума. Являясь вначале духом в себе, расширяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой.

В свою очередь природа обретает возможность развиваться в сознании, и тоже проходит 3 ступени. Аналогичный способ разделения на 3 стадии применяется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.

Отдельного внимания заслуживают философские идеи Гегеля в сферах этики, государственного устройства и философии истории. Государство он считал наивысшим показателем духа, сверхидеей, получившей воплощение на земле, то, что дух сотворил для себя. При этом он уточнял, что таким государством может быть лишь идеальное.

Объективная реальность наполнена как хорошими, так и дурными государствами. Согласно Гегелю, история по своей сущности является наукой разума – события проистекают по определенным законам разума. Законы могут выглядеть зверскими и несправедливыми, но о их нельзя судить по стандартным меркам.

Это объясняется тем, что законы преследуют цели мирового духа, которые могут долгое время оставаться недоступными для понимания обществу. Позднее, учение плавно становится официальной философией государства. Воззрения Гегеля заинтересовали многих его коллег и прочих образованных людей.

Гегель наблюдает за проездом Наполеона по Йене

Это привело к тому, что книги мыслителя стали публиковаться большими тиражами, а его идеи изучаться в высших учебных заведениях. В разные годы биографии Гегель подвергался критике со стороны видных деятелей, среди которых Артур Шопенгауэр, Бертран Рассел, Карл Маркс, Владимир Соловьев, Фридрих Ницше и др.

Интересен факт, что Шопенгауэр открыто обвинял Гегеля в шарлатанстве, а его идеи называл абстрактными и бессмысленными. Более того, личность Гегеля он расценивал, «как позор немецкой философии».

Что есть абсолютная идея?

Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух — это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Отправная точка философии Гегеля

Согласно Гегелю, мышление — это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первоисточник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли (абсолютной идеи). С этой точки зрения разум является не специфическим свойством человека, а первоосновой мира, из чего следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму.

Таким образом, Гегель рассматривал мысль и разум как абсолютную сущность природы, независимую от человека. Гегель пытается доказать, что мысль находится в мире, как его внутреннее содержание, которое проявляется в разнообразных явлениях действительности.

Чтобы утвердить принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как постоянно развивающийся процесс познания, который восходит от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и содержанием всего мирового процесса. В этом смысл гегелевского определения, что абсолютное должно пониматься не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат, т.е. как высшая ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль — это высшая форма познания внешнего мира. Мы не можем ощущать и воспринимать то, что не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорное восприятие связано с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука открывает, исследует явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать.

Возможности теоретического познания безграничны, но мышление основано на чувственном опыте и невозможно без него. Гегель не понимал, как мысль черпает свое содержание из чувственных восприятий внешнего мира.

Мысль и наука познают свое содержание и познание через самосознание духа. В итоге Гегель приходит к выводу, что человеческая мысль является лишь одним из проявлений абсолютной мысли, существующей вне человека, — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Мысль отражает объективную реальность и поэтому является рациональным взглядом на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, объективную действительность. Это тождество мирового разума с миром явлений, этот процесс мышления, который содержит в себе все многообразие действительности и называется «абсолютной идеей», с одной стороны, наполнен реальным природным содержанием, а с другой — оказывается представлением Бога.

Основной формой мысли является понятие. Гегель обожествляет его. Согласно его учению, она является «началом всей жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая содержит в себе всю полноту содержания и в то же время служит его источником». Гегель выступает против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной реальности и переворачивает с ног на голову соотношение мышления и бытия: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие является воплощением мышления, понятий и идей.

Таким образом, отправной точкой философской системы Гегеля является идеалистическое отождествление мышления и бытия, которое сводит все процессы к процессу мышления. Действительная история сводится к истории знаний, а рост и углубление знаний о мире рассматривается как развитие самой реальности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человеком, и выдает его за божественное самопознание, а также за познание человеком Бога и, следовательно, самого себя.

Личная жизнь

Когда Гегелю было уже за 40 лет, он решил создать семью. Его женой стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, родители которой принадлежали к баварской знати. Любопытно, что Мария была на 21 год младше своего мужа, которого до беспамятства любила и восхищалась его умом.

Гегель сам следил за доходами и расходами семейного бюджета. Позднее у супругов начали рождаться дети: первая девочка скончалась вскоре после родов. Затем у пары родились 2 сына – Карл и Иммануил.

Став знаменитым мыслителем, Гегель посещал разные рауты и прочие светские мероприятия. Он любил находиться в кругу девушек, имея репутацию настоящего франта. Примечательно, что на пошив нарядов Гегель и его жена тратили существенную часть своих доходов.

Система философии Гегеля – кратко

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) , изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) , изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.

Абсолютная идея,

основная категория
философии Гегеля, обозначающая универсум
в его полноте, безусловную, конкретную
и личностную всеобщность (т. е. субстанцию
и субъект одновременно). А. и. своим
содержанием имеет процесс своего же
собственного раскрытия в виде последоват.
движения от абстрактно-общих определений
к определениям, обогащённым конкретным
содержанием, причём каждая ступень
процесса представляет собой полагание
определённости, её раскол на противоречащие
смысловые полюса и «снятие» противоречия
в общности более высокого типа. Первым
этапом раскрытия А. и. является логика
или, по Гегелю, изображение бога в его
вечной сущности. Разворачивая своё
содержание от первой категории (бытие)
до последней (А. и.), логика оказывается
абсолютно-конкретным единством всех
категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой
в системе несливающихся, но органически
соединённых смыслов. А. и. как завершение
логики — это единство идеи жизни
(практич. идеи) и идеи познания (теоретнч.
идеи), данное в форме понятия, постигающего
себя. Гегель считает, что в этом смысле
А. и. тождественна аристотелевскому
учению о нусе (уме), мыслящем самого
себя. Второй этап самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в
инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание в «ином», к-рое
положено ею самой, А. и. по ступеням
природы восходит к духу и возвращается
к единству с собой. Дух — третья и
последняя стадия раскрытия А. и.—
проходит этапы субъективного духа,
объективного духа и абсолютного духа,
реализуя окончат, соединение единичного
со всеобщим и воплощая полноту А. и.

см. к
ст. Гегель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector