Святой фома аквинский биография, философия, вклад

Схоластика. Философия Фомы Аквинского

Схоластика — это форма философии религии, которая пытается обеспечить рациональное теоретическое обоснование религиозного мировоззрения путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к первоисточнику знаний.

Фома Аквинский был одним из самых важных философов-теологов Средневековья, систематизатором схоластики и основателем томизма, важного течения в католической церкви. При жизни он был доминиканским монахом

Его идеи используются как в современном философском, так и в теологическом учении. Философия Фомы Аквинского позволяет понять некоторые сложные богословские вопросы. Самыми известными его работами являются «Сумма теологии», а также «Сумма философии». Этот философ считал онтологическое существование Бога недостаточным. Он собрал пять доказательств существования высшего разума:

Предложение. Все, что кто-то двигает, движется, а это значит, что существует первичный двигатель. Этот двигатель называется Бог;

Причина. У всего, что существует вокруг нас, есть причина. Первопричиной является Бог;

случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первопричина — это Бог;

Степень качества. Все, что существует, имеет разную степень качества. Бог — это высшее совершенство;

Цель. У всех вещей есть цель. Цель имеет значение, которое придает ей Бог. Без Бога постановка цели была бы совершенно невозможна.

Философия Аквинского рассматривает проблемы бытия, Бога и всего сущего. Философия Фомы Аквинского содержит идеи, которые:

все состоит как из идеи (формы), так и из материи;

единство материи и формы — сущность всех вещей;

Идея — детерминанта, материя — вместилище;

Каждая идея троична, то есть она существует как в разуме Бога, в самой вещи, так и в разуме человека.

Разум и откровение — это не одно и то же;

Разум и вера всегда участвуют в процессе познания;

Разум и вера дают истинное знание;

Неистинное знание может возникнуть потому, что разум противоречит вере;

все вокруг нас делится на то, что можно познать, и то, что познать нельзя;

Разум может познать существование только самого Бога;

существование Бога, сотворение мира, бессмертие души и другие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение;

Теология и философия — это не одно и то же;

Философия объясняет только то, что знает разум;

Божественное познается через теологию.

Историческое значение философии Фомы Аквинского:

Доказательство существования Бога;

систематизация схоластики;

…проведение границ между существованием и сущностью..;

важный вклад в развитие идей материализма;

открытие божественных идей, которые предшествуют началу вещей;

идея о том, что знание может быть достигнуто только тогда, когда разум объединяется с верой и перестает ей противоречить…

обращение к сферам бытия, доступ к которым возможен только через божественное откровение;

разделение богословия и философии и представление философии как подчиненной богословию;

логическое доказательство ряда схоластических положений, а также теологии.

Учение этого философа было признано Папой Римским (1878) и принято в качестве официальной идеологии католицизма. Сегодня такие доктрины, как неотомизм, основаны на его идеях.

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

Аргументы Фомы Аквинского

Доказательства существования Бога становятся одной из главных тем философии. Фома Аквинский предлагает пять доказательств существования Бога. Все эти доказательства являются космологическими, то есть доказательствами от мира к Богу.

Фома Аквинский сразу же отвергает онтологическое доказательство существования Бога. Он отвергает его по следующей причине: для того чтобы разум пришел к существованию Бога, обладающего бесконечным числом атрибутов, этот разум также должен быть бесконечным. Человеческий разум не бесконечен, поэтому онтологическое доказательство существования Бога доступно только самому Богу. Опровержение онтологического доказательства Фомой Аквинским также сыграло свою социальную роль. В это время в западном католическом мире были популярны различные еретические гностические учения, которые отрицали необходимость Церкви для спасения человека и познания Бога. Основание для этих ересей можно было найти в онтологическом доказательстве, которое показывало, что познание Бога возможно также через собственную душу, через собственное знание.

Фома Аквинский предлагает пять других доказательств. Почти все они восходят к Аристотелю. Первое доказательство существования Бога — кинетическое. «Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то другим, должен существовать некий первотолчок».

Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика уже не считает историческим фактом. Концепция «движения по инерции» никак не вписывается в эту аристотелевскую позицию, поэтому если мы основываем нашу веру в Бога только на доказательствах, рано или поздно наука сможет опровергнуть эти доказательства.

Итак, доказательства есть доказательства, но вера, конечно, должна быть свободной, не связанной никакими доказательствами. Но даже Фома Аквинский не полагался только на доказательства. Для него философия — лишь слуга богословия, она лишь помогает человеку прийти к Богу. Если это доказательство кому-то помогло — хорошо, этот человек на пути к спасению.

Второе доказательство гласит, что все, что происходит в мире, обусловлено причиной и следствием. Но поскольку причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию, поэтому причина и следствие всегда разделены. Следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь одну главную причину. Эта причина — Бог.

Третье доказательство — это доказательство от случайности и необходимости. Все, что существует в мире, утверждает Фома Аквинский, может существовать или не существовать. Следовательно, весь мир может существовать, а может и не существовать. Если этот принцип верен, то рано или поздно наш мир перестанет существовать. И если предположить, что мир существует сам по себе, то есть вечно, то этот факт небытия мира рано или поздно уже должен наступить. Но раз мир существует, следовательно, не все в мире случайно; есть необходимость, абсолютно необходимое бытие, которое обеспечивает существование этого мира. Это необходимое существо — Бог.

Четвертое доказательство вытекает из степеней совершенства. Человек видит различные степени совершенства в своем познании мира. Некоторые вещи он считает более совершенными, другие — менее. Но такое сравнение вещей по степени совершенства возможно только при наличии представления об абсолютно совершенном существе в человеке, если это абсолютно совершенное существо существует. Поэтому есть нечто в высшей степени истинное, совершенное, благородное, а значит, и сущее. «Ибо то, что истинно в высшей степени, истинно в высшей степени.

И пятое доказательство — это божественное руководство миром. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как у человеческих поступков есть цель, так и у этого мира есть цель, ради которой он существует, и эта цель — Бог.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  2. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  3. Будда (просветленный), основатель буддизма
  4. Учение Платона о человеке и космосе
  5. Основные характеристики русской философии
  6. Познание, его возможности и границы
  7. Анри Бергсон, французский философ
  8. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  9. Гносеология философии возрождения и ее специфика
  10. Природа и общество: их историческое взаимодействие

ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В УЧЕНИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД — ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Как было указано выше, система Фомы представляет собою
применение принципов Аристотеля в области богословия, причем
основные философские идеи являются не просто временными фор-
мами или методическими приемами, но последовательно форми-
руют структуру самой системы. Предпосылкой становится нали-
чие гармонии между теологией и наукой, между верой и разумом.

Как говорилось ранее, богословие представляет собой науку,
«scientia». В то же время оно отличается от рационального знания в
том, что содержание веры недоступно для разума и приходит к
человеку лишь через откровение и свет благодати. Разум не может
постичь основу истины откровения, но вера принимает ее на
основании Божия авторитета. Происходит то же самое, как если бы
крестьянин услышал философскую истину. Он не знает принципов,
лежащих в основе этой истины, но все же может признать, что дело
обстоит именно так, на основании доверия к философу, который
ее высказывает, имеет знание о принципах и знает, почему
дело обстоит именно так. Подобное отношение существует между
науками: одна наука иногда опирается на положения,
заимствованные из других наук, не доказывая при этом данные
положения. Так, например, оптика опирается на законы
152

и правила геометрии, геометрия, в свою очередь, использует ос-
новные положения математики. Также богословие использует за-
имствованные положения, истинность которых оно само не дока-
зывает. Высшая «наука», из которой теология заимствует свои
принципы — это собственное знание сверхъестественного мира,
знание Бога и ангелов о божественном. Таким образом, теология
приобретает характер науки, хотя она сама не может доказать или
полностью постичь принципы, на которых она строит свои выска-
зывания. Полное осознание и понимание принадлежит иному миру.
Она построена на вере, опирающейся на авторитет кого-то другого
и считающей откровение истинным без доказательств разума.

Используя своеобразную идею о принципах теологии как поло-
жениях, заимствованных из высшей науки, Фома Аквинский связал
два противоречащих друг другу понятия науки: аристотелианс-кое,
согласно которому наукой в строгом смысле слова можно назвать
лишь то, что может быть предметом рационального дока-
зательства, и августинианское, в соответствии с которым знание
веры также может быть впоследствии осознано и осмыслено разу-
мом. Дуне Скот и номинализм позднего Средневековья подвергнет
компромиссное томистское решение критике и, применяя ари-
стотелианское понятие науки более последовательно, отвергнет
представление о теологии как «scientia».  дальше >>
Комментарии (1)Обратно в раздел история Церкви

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не называл себя философом, поскольку считал, что это мешает постичь истину. Он называл философию «служанкой богословия». Тем не менее, он находился под большим влиянием идей Аристотеля и неоплатоников.

За свою жизнь Аквинский написал множество философско-богословских сочинений. Он был автором ряда стихотворных работ для богослужения, комментариев к нескольким библейским книгам и трактатам по алхимии. Его перу принадлежат 2 крупных труда – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

В этих работах Фоме удалось охватить широкий спектр тем. Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля – опыт, искусство, знание и мудрость, он разработал собственные.

Аквинский писал, что мудрость представляет собой знание о Боге, являясь наивысшей ступенью. При этом он выделял 3 вида мудрости: благодати, богословскую (вера) и метафизическую (разум). Как и Аристотель, он описывал душу, как отдельную субстанцию, которая после смерти восходит к Богу.

Однако, чтобы душа человека соединилась с Творцом, ему следует вести праведную жизнь. Индивид узнает мир посредством разума, интеллекта и ума. С помощью первого человек может рассуждать и делать выводы, второе позволяет анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой целостность духовных компонентов человека.

Познание отделяет людей от животных и других живых существ. Для постижения божественного начала следует использовать 3 инструмента – разум, откровение и интуицию. В «Суммах теологии» он представил 5 доказательств существования Бога:

  1. Движение. Движение всех предметов во Вселенной когда-то было вызвано движением других предметов, а те – третьих. Первопричиной движения является Бог.
  2. Производящая сила. Доказательство имеет схожесть с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего произведенного является – Творец.
  3. Необходимость. Любой предмет подразумевает потенциальное и реальное использование, при этом все предметы не могут находиться в потенции. Нужен фактор, способствующий переходу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Данный фактор есть Бог.
  4. Степень бытия. Люди сравнивают вещи и явления с совершенным нечто. Под этим совершенным и подразумевается Всевышний.
  5. Целевая причина. Деятельность живых существ должна иметь смысл, а значит, нужен фактор, задающий смысл всему в мире – Бог.

Кроме религии, Фома Аквинский уделял большое внимание политике и праву. Наилучшей формой правления он называл монархию

Земной правитель, подобно Господу, должен заботиться о благосостоянии своих поданных, относясь ко всем одинаково.

При этом, король должен на забывать о том, что ему следует слушаться духовенства, то есть гласа божьего. Аквинский был первым, кто разделил – сущность и существование. Позднее данное разделение ляжет в основу католицизма.

Под сущностью мыслитель подразумевал «чистую идею», то есть смысл явления или вещи. Факт существования вещи или явления – доказательство ее существования. На то, чтобы любая вещь существовала, нужно одобрение Всевышнего.

Идеи Аквинского привели к возникновению томизма – ведущего направления в католической мысли. Оно помогает обрести веру с помощью задействования разума.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.

Теолог Фома Аквинский

Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.

Фома Аквинский на кафедре

Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.

Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.

Фома Аквинский

Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.

  • Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
  • Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
  • Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
  • Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
  • Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор — Бог.

Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.

Статуя Фомы Аквинского

Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.

На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.

О взаимоотношении теологии и философии

Аквинат выделял три типа мудрости, каждый из которых наделен своим «светом истины»: мудрость Благодати, богословскую мудрость (мудрость откровения, использующую разум) и метафизическую мудрость (мудрость разума, постигающую сущность бытия). Исходя из этого, он полагал, что предметом науки являются «истины разума», а предметом теологии — «истины откровения».

Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.

Впрочем, для Фомы между философией и теологией нет противоречия (как нет его и между «истинами разума» и «истинами откровения»), поскольку философия и познание мира приводят человека к истинам веры. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается божественный замысел.

Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год

Доказательства бытия Божия

В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом ее он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора.

Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным»  Здесь и далее: Summa Theologiae, I, quaestio II, De Deo, an Deus sit.. Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Однако невозможно, чтобы необходимых , имеющих причину своей необходимости , уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

Четвертое доказательство «исходит из степеней , обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.

В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к цели. И таковое мы называем Богом».

Теология и философия

Получив образование, святой Фома Аквинский посвятил себя путешествиям, письму, преподаванию, публичным выступлениям и проповедям. Религиозные учреждения и университеты стремились извлечь выгоду из мудрости «христианского апостола».

На переднем крае средневековой мысли была борьба за примирение отношений между теологией (вера) и философией (разум). Люди не могли понять, как объединить знания, полученные в результате откровения, с информацией, которую они наблюдали естественным образом, используя свой разум и свои чувства. Основываясь на «теории двойной истины» Аверроэса, два типа знания находились в прямой противоположности друг другу. Революционные взгляды святого Фомы Аквинского отвергли теорию Аверроэса, утверждая, что «оба вида знания в конечном итоге исходят от Бога» и поэтому совместимы. Они не только были совместимы, согласно идеологии Томаса, но и могли работать совместно: он считал, что откровение может руководить разумом и предотвращать его от ошибок,в то время как разум мог прояснить и демистифицировать веру. Работа Святого Фомы Аквинского продолжается, чтобы обсудить роль веры и разума в восприятии и доказательстве существования Бога.

Святой Фома Аквинский полагал, что существование Бога может быть доказано пятью способами, главным образом посредством: 1) наблюдения движения в мире как доказательства Бога, «Неподвижного Двигателя»; 2) наблюдение причины и следствия и определение Бога как причины всего; 3) сделать вывод, что непостоянная природа существ доказывает существование необходимого существа, Бога, который происходит только изнутри себя; 4) замечая различные уровни человеческого совершенства и определяя, что высшее, совершенное существо должно существовать; и 5) зная, что природные существа не могли бы иметь разум, если бы он не был им дан им Богом.После защиты способности людей естественно воспринимать доказательство Бога Томас также решил задачу защиты образа Бога как всемогущего существа.

Фома Аквинский также однозначно обратился к соответствующему социальному поведению по отношению к Богу. , При этом он придал своим идеям современный, а некоторые говорили бы, что он вне времени. Томас полагал, что законы государства на самом деле являются естественным продуктом человеческой природы и имеют решающее значение для социального обеспечения. Следуя социальным законам государства, люди могут заслужить вечное спасение своей души в загробной жизни, заявил он. Святой Фома Аквинский определил три типа законов: естественный, положительный и вечный. Согласно его трактату, естественный закон побуждает человека действовать в соответствии с достижением своих целей и управляет человеком ».чувство добра и зла; позитивный закон — это закон государства или правительства, и он всегда должен быть проявлением естественного права; и вечный закон, в случае разумных существ, зависит от разума и приводится в действие посредством свободной воли, которая также способствует достижению духовных целей человека.

Сочетание традиционных теологических принципов с современными философская мысль, трактаты св. Фомы Аквинского, затрагивали вопросы и борьбу средневековой интеллигенции, церковных властей и обычных людей. Возможно, это именно то, что отметило их как непревзойденных по своему философскому влиянию в то время, и объясняет, почему они будут и впредь служить строительным материалом для современной мысли, получая ответы от теологов, философов, критиков и верующих, после этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector