Краткое содержание драмы и.в. фон гете «фауст» по главам

Проблематика трагедии И. В. Гете «Фауст»

В трагедии «Фауст» возбуждены философские проблемы: духовное состояние мира, человек и природа, роль культуры в развитии человечества, место человека на Земле, смысл бытия личности, его моральный выбор и прочее. Образ Фауста отражает как противоречивость процесса познания, так и неоднозначность взглядов самого. В. Гете. Как просветитель, писатель признавал огромное значение науки, но только такой, которая служит человечеству: в противном случае, по мнению автора, она превращается в «мертвые» знания. Фауст стремится не только познать научные факты и истины, но и постичь самую сущность мира в его постоянном развитии, в органической взаимосвязи всего сущего. В то же время в произведении поднята и проблема познания и самопознания человека.

«Фауст» характеризуется универсализмом изображения. Художественное пространство произведения охватывает различные сферы — землю, небо, ад; в нем действуют персонажи, взятые не только из реальной действительности, но и из мифов, фольклора, Библии; время действия в трагедии — прошлое, настоящее и будущее, то есть сама вечность. Все это позволяет автору затрагивать глобальные вопросы бытия человека, природы, мира, Космоса.

По словам Г. Гейне, главным героем произведения является «дух, что пытается найти моральную основу мира и себя». И. В. Гете заглянул в невиданные глубины личности, открыл широту человеческой натуры, ее способность приблизиться к высшей тайне Вселенной. В то же время писатель показал и трагизм на пути к истине. Трагедия Фауста — это трагедия всего человечества. Впрочем, несмотря на это, И. В. Гете прославляет человека, который смог подняться над обыденностью и задуматься над «вечными» проблемами (добро, любовь, жизнь, труд, счастье и т. д.).

Современники часто спрашивали И. В. Гете о сквозной идее «Фауста». Он считал такие вопросы бессмысленными. Писатель говорил своему секретарю И. П. Эккерману, что жизнь, запечатленная в «Фаусте», слишком разнообразна и сложена, чтобы быть нанизанным на «тонкую нитку сквозной идеи». Действительно, в произведении говорится о рождении и смерти, молодости и старости, войне и мире, науке и искусстве, мужчине и женщине, обществе и природе, земном и идеальном в широком философском масштабе. Художник стремился найти смысл существования человека и человечества и призвать их к поиску истины.

Теги: фауст проблематика; фауст гете проблематика; философская проблематика фауста; проблематика трагедии фауст.

Темы

  1. Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры».
  2. Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
  3. Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
  4. Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
  5. Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
  6. Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.

Сад Маргариты

Во время прогулки по саду, Маргарита интересуется, во что верит её избранник? Ведь он не посещает церковь. На что Доктор отвечает ей, что не видит необходимости кричать о своей вере. Верить нужно душой, а не словами. Таким образом, он уходит от прямого ответа на вопрос Маргариты. Маргарита признается Фаусту в том, что ей совершенно не нравится Мефистофель. В его лице она видит предателя. Так же она жалуется на то, что когда рядом находится Мефистофель, она не может читать молитвы, что её очень пугает.

Фауст передает Маргарите снотворное, которое ей необходимо дать своей матери. Таким образом, Доктор хочет иметь возможность провести с девушкой больше времени наедине. Маргарита принимает пузырек с радостью, потому что давно хочет отдать всю себя Фаусту.

Влияние произведения

После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.

На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.

Смысл произведения

После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.

Посвящение

ы вновь со мной, туманные виденья,
Мне в юности мелькнувшие давно…
Вас удержу ль во власти вдохновенья?
Былым ли снам явиться вновь дано?
Из сумрака, из тьмы полузабвенья
Восстали вы… О, будь, что суждено!
Как в юности, ваш вид мне грудь волнует,
И дух мой снова чары ваши чует.

Вы принесли с собой воспоминанье
Весёлых дней и милых теней рой;
Воскресло вновь забытое сказанье
Любви и дружбы первой предо мной;
Всё вспомнилось: и прежнее страданье,
И жизни бег запутанной чредой,
И образы друзей, из жизни юной
Исторгнутых, обманутых фортуной.

Кому я пел когда-то, вдохновенный,
Тем песнь моя — увы! — уж не слышна…
Кружок друзей рассеян по вселенной,
Их отклик смолк, прошли те времена.
Я чужд толпе со скорбью, мне священной,
Мне самая хвала её страшна,
А те, кому моя звучала лира,
Кто жив ещё, — рассеяны средь мира.

И вот воскресло давнее стремленье
Туда, в мир духов, строгий и немой,
И робкое родится песнопенье,
Стеня, дрожа эоловой струной;
В суровом сердце трепет и смиренье,
В очах слеза сменяется слезой;
Всё, чем владею, вдаль куда-то скрылось;
Всё, что прошло, — восстало, оживилось!..

Пасмурный день. Поле

До Фауста доходит слух о том, что Маргарита находится в тюрьме. Мефистофель не говорил ему эту информацию. Он рассказывает Доктору о том, что дела Маргариты очень плохи. Она очень долго находилась за гранью нищеты, а после чего оказалась в тюрьме.

Фауст возмущен тем, что черт скрывал от него эту информацию. Он пытался обвинить Мефистофеля во всем том, что случилось с Маргаритой, но Дьявол вовремя сумел напомнить ему о том, что вина полностью лежит на Фаусте. Это он сломал жизнь Маргариты. Но он обещает помочь в спасении девушки. Он сможет усыпить смотрителя, и в это время унести Маргариту и Фауста. Но основную работу все равно придётся проделать самому Доктору.

Вторая часть «Фауста» — хуже первой?

Гарри Кларк. Иллюстрация к «Фаусту» Гете. Прогулка. 1925

Они разные. Когда вторая часть трагедии появилась в печати, многие читатели посчитали, что она уступает первой. В первой духовные метания Фауста и его трагическая любовь находили отклик в сердцах чувствительных читателей. Вторая же часть написана в иной манере. Здесь почти нет психологических мотивов, отсутствуют изображение страстей и романтический элемент. Персонажи здесь не столько жизненные характеры, сколько обобщенные фигуры, символы определенных идей и понятий. Гёте здесь выражает свои взгляды на современную ему эпоху, затрагивает вечные проблемы и вопросы, пишет о поисках духовной красоты и, конечно, смысла жизни.

Переводчик «Фауста» на русский язык и крупный исследователь этого текста Николай Холодковский писал: «Если на других планетах живут разумные существа, и если эти существа захотели бы ознакомиться в общих чертах с сущностью человеческого духа и человечества, с теми вопросами, которые его мучают и волнуют, то нельзя было бы посоветовать им ничего лучшего, как внимательно прочесть и продумать гётевского “Фауста”».

Фауст обретает смысл жизни в исканиях, в действии, в усилии. Он прошел через сомнения, лишения и страдания. Высшую мудрость герой обретает на исходе своей жизни. После смерти Фауста Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят ее на небо, где ей предстоит встреча с душой Маргариты. Его душу осеняет «божественная благодать». Смысл жизни, по Фаусту (и, конечно, по самому Гёте), — в стремлении человека осмыслить свое существование в мире. Человеческое существование — это факт, и все, что может и должен сделать человек, — это стремиться осмыслить его.

Главное, о чем нам своим «Фаустом» хочет сказать Гёте, — это постоянная работа над собой, упражнение и развитие вложенных природой в человека способностей и совершенствование через это его духовного существа. Только так человек может найти подлинное удовлетворение и только этим он может быть по-настоящему полезным людям. «Я думаю, — говорил Гёте Эккерману, — что каждый должен начать с самого себя».

Личность

Мефистофель говорит, что Бог наделил человека искрой разума, но пользы от этого никакой. Люди по своей природе настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости делать зло на земле.

Бог (он в трагедии является аллегорией природы) изначально не верит в победу Фауста, однако достаточно легко позволяет испытывать, искушать, смущать своё творение. Автор стремится показать, что Мефистофель в действительности нужен в этом мире. Обладая человеческими страстями, увлечениями, нередко сводящими человека с правильного пути и даже причиняющие боли, дух зла одновременно помогает ему поддерживать в себе стремление к познанию, деятельности, борьбе.

Уже в начале произведения становится понятно, что Фауста и Мефистофеля объединяет неординарность, но Фауст и Мефистофель – антиподы, как Мефистофель с Богом. Первый стремится достичь глубин мудрости, а второй знает, что там нет ничего. Первый неугомонен в поисках, второй пресыщен всем, что на протяжении тысячелетий наблюдал на земле. Фауст стремится познать все искушения, так как не успел ничего опробовать в жизни; Мефистофель просто играет с этими стремлениями.

Мефистофель очень уравновешенный, а на мир смотрит скорее презрительно, чем с ненавистью. Издеваясь над Фаустом, который губит юную Маргариту, он говорит ему много горькой правды. Он олицетворяет определённый тип человека, который под давлением окружающего зла вполне разочаровался во всём хорошем, что есть в мире. Мефистофель у Гёте не страдает, поскольку ни во что не верит, а ещё знает, что зло на земле вечно. Поэтому, наблюдая за тем, как человечество постоянно стремится достичь идеала, изменить что-то к лучшему, он просто смеётся над несовершенством Божьего создания. Достаточно вспомнить его ироническое замечание относительно человеческого тщеславия в разговоре со студентом, который спутал Рафаэля с Фаустом.

Гёте не спорит с Мефистофелем. Конечно, смерть, как и время, уничтожает всё: доброе и злое, прекрасное и безобразное. Однако жить всё-таки стоит, ведь настоящее счастье в активной деятельности. В человеке всегда жил и будет жить инстинкт созидания, строительства новой жизни. И этому Мефистофель не может противостоять.

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.

Мефистофель

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.

Мефистофель соблазняет человека

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.

Фауст и Мефистофель играют в шахматы

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.

Фауст и Маргарита

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Сочинение на тему: Проблема выбора в произведении «Фауст»

Главный герой трагедии в стихах выдающегося немецкого писателя и философа Гете – доктор Фауст, образ, воплотивший в себе мечты передовых представителей тогдашнего общества о необъятном познании мира. Смена средневековой культуры на новую культуру возрождения и просвещения нельзя лучше раскрывается в образе Фауста, человека, готового отдать свою душу за новые знания.

Фауст был чужим, условность тех времен, он не мог познавать тайны человеческой жизни из книг, как это делал Вагнер и потому постоянно должен был выбирать тот или иной путь. Фаусту был нужен свободный простор полей и лесов, ведьмины шабаши немецкого средневековья и волшебные танцы. Ему нужна была телесная чувственность, которая воплотилась в лучшую из женщин, когда-либо живших на планете, нужна была действенная сила нового времени, которая была способна подчинить себе природу. Фауст, преданный Богом на растерзание Мефистофелю, уподобляется библейскому Иову, которому пришлось пройти через цепь жизненных невзгод и тяжелых испытаний.

Герой трагедии если что-то и теряет, то только самого себя. Фауст теряет свои искренние намерения, свои лучшие чувства. Его восхищают собственные мечты о прекрасной и жизненной энергии Мефистофеля. Подобно другим героям классических литературных произведений эпохи романтизма, Фауст не может воспринимать счастье в его земной ипостаси. Увлекшись волшебными танцами, герой теряет главное в своей жизни – любимую женщину и дочь. Больше по душе Фаусту было счастье с Еленой, но и здесь он получил лишь разочарование. Ведь легендарная героиня – это всего только миф, лишь тень былых времен. Она вышла из Аида, она туда и вернулась вслед за умершим сыном, а Фауста оставила его времени и его эпохе.

При всем этом герой трагедии, несмотря на все сатанинские искушения, на постоянное требование выбора, не потерял своих благих душевных помыслов. Греша и ошибаясь, Фауст находит в себе силы признавать свои ошибки и пытаться их исправлять. Несмотря на препятствия, он не останавливается в своих жизненных поисках и тем самым остается приятным Богу, который еще в начале произведения заявлял: «Кто ищет, вынужден блуждать». Видимо, и спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», именно потому, что главное в любые времена – это действие, которое несет людям свободу и добро, именно потому, что ему было позволено укрепиться духовно и приблизиться к истине.

Трагедия Гете «Фауст» является уникальным произведением, который на поверхность читательского восприятия поднимает не только вечные философские вопросы, но и некоторые общественные и научные проблемы того времени. В своем произведении автор придает критике недалекое тогдашнее общество, жившее чувственной сладостью и стяжательством. А в лице Мефистофеля Гете издевается над немецкой системой высшего образования, которая строилась на составлении никому не нужных конспектов и методическом посещении занятий.

Биография

Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.

Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.

Сюжет трагедии в тезисах

Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.

До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.

Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.

Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.

Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.

Дом соседки

Соседка Марта разбита пропажей своего супруга, и основным её желанием является получения свидетельства о смерти. С этой жалобой она и обращается к Богу.

Маргарита же получает ещё одну шкатулку, и приходит к соседке, чтобы получить от неё совет. Марта говорит, чтобы девушка ничего не ставила в известность свою мать. Она начинает рассматривать украшения, пытаясь определить их цену.

Когда к Марте приходит Мефистофель, он врет ей, что муж её погиб. На самом деле это является выдумкой. Дьявол прибегает ко лжи, чтобы свести Маргариту с Фаустом. Марта же просит у него бумагу, которая бы подтвердила смерть её мужа. Выслушав рассказ о том, как жил последние дни её супруг, у Марты просыпается чувство жалости. Но данное чувство относится лишь к тем деньгам, которые были у него. Но, к её глубочайшему сожалению, он потратил их на других женщин. Женщина хочет вновь связать себя узами брака, но для этого ей необходимо официальное подтверждение кончины супруга. Мефистофель обещает привести к ней человека, который сможет засвидетельствовать смерть мужа. Так же он просит Маргариту так же присутствовать при этом, рассказывая какой хороший у него товарищ. Фауст негативно воспринимает отведенную ему роль, так как не хочет обманывать Марту. Но тут Мефистофель напоминает ему, что при его врачебной практике, он так же неоднократно прибегал к обману.

Неужели «Фауст» — это о любви?

Франц Ксавер Симм. “Фауст и Маргарита”. 19 век

Да. История большой человеческой любви Фауста и Маргариты (Гретхен — ее уменьшительное имя) подлинно трагична. У главного женского персонажа трагедии были реальные прототипы, начиная с первой возлюбленной Гёте — девушке из народа по имени Маргарита. Во Франкфурте Гёте услышал историю девушки простого звания по имени Сюзанна Маргарета Брандт, которая, родив ребенка вне брака, утопила его. Когда ее арестовали, она созналась во всем и была осуждена на смертную казнь. В трагедии Гретхен также совершает преступление: топит своего новорожденного ребенка. Ее приговаривают к смерти, хотя убийство она совершила в состоянии умопомрачения. Фауста терзает мысль о страданиях, которые должна перенести несчастная девушка. «Меня убивают страдания этой единственной, а его (Мефистофеля) успокаивает, что это участь тысяч». Это та же самая мысль, которую потом выразит Федор Достоевский: каждое человеческое существо обладает ценностью, и нельзя быть равнодушным к страданию одного несчастного и безвинного. Зло и горе стали для Фауста страшной реальностью. Единственным его желанием стало спасти Маргариту. Мефистофель же уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но в ответ на его слова об этом раздается голос свыше: «Спасена!»

Мефистофелю разрешено низвести человека в глубочайшие бездны зла, но Бог не сомневается в том, что лучшие начала в нем восторжествуют. В конце «Пролога на небе» Господь обращался к архангелам с призывом:

Что борется, страдает и живет,
Пусть в вас любовь рождает и участье.

Становится ясно, почему Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, страдалице, грешной, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает ее.

У Гёте, как и великого итальянского поэта Данте, схожее понимание любви. «Божественная комедия» Данте заканчивается словами о высшей силе, управляющей вселенной, и это: «Любовь, что движет солнце и светила». У обоих поэтов высшей и благой силой провозглашена Любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector