Чем занимается митрополит

Содержание:

Как становятся архиереями

Первоначально архиерея избирала вся община. Однако, уже с IV в. эта практика постепенно начинает ограничиваться, пока не отменяется совсем. Впоследствии серьезное влияние на выбор стала оказывать светская власть. Так, например, было в России после отмены патриаршества (с 1721 г.).

Поместный Собор 1917-18 гг. решил возродить участие в выборах мирян, церковнослужителей, однако впоследствии применить эту норму не удалось ни разу по причине начавшихся гонений.

Современный Устав Русской Церкви предполагает, что «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси».

Какими качествами должен обладать кандидат

Основные требования к претенденту на «доброе дело» (1 Тим.3:1) архиерейства мало изменились со времен Апостола Павла, который их сформулировал, обращаясь к своему ученику Тимофею:

Апостол указывает также, что кандидат не должен быть из недавно принявших Крещение, так как такой архиерей неопытен, а также иметь «доброе свидетельство от внешних», то есть хорошую репутацию.

Установления св. Павла соблюдались неукоснительно, хотя нет правил без исключения. Вот одно из них, описываемое житием свт. Амвросия Медиоланского. Еще не принявший Крещения, то есть оглашенный, он, будучи чиновником, прибыл в Медиолан (сейчас Милан), раздираемый смутами среди церковного народа, который никак не мог определиться с предстоятелем общины.

Неожиданно во время разбора этого дела кто-то из толпы, как потом оказалось – ребенок, как бы движимый Духом, воскликнул: «Амвросий – епископ!» Жители города приняли это как знак свыше, и, несмотря на крайнее смущение кандидата, буквально заставили его принять кафедру. Таким образом, Медиоланский архиерей оказался не просто из «недавно обращенных», но крестился прямо перед рукоположением.

Единственное, чем нынешняя практика отличается от Апостольского века – запрет на рукоположение женатых. Она сформировалась к V в., а император Юстиниан прямо запретил белому духовенству занимать кафедры. Однако требования к нравственному состоянию кандидата на епархию не изменились до наших дней.

Функции епископа

Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.

Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах — это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

Обязанности епископа

Иногда со стороны кажется, что у епископа мало обязанностей. На самом деле это далеко не так. Только он имеет право осуществлять рукоположение в нижние саны. Также мало кто из простых прихожан задумывается каким образом происходит служба в храмах церквях. Их проводят только с благословения высших чинов.

О присутствии такого благословения свидетельствует антимис. Это платок в форме квадрата. В него вшиты мощи какого-либо святого. Кроме того, в его обязанности входит руководство над всеми монастырями и храмами, которые находятся на территории, где он управляет.

Господь всегда с Вами!

католическая церковь

Католическая церковь имеет епископат, с Папой , который является епископом из Рима , на самом верху. Католическая церковь считает, что юридический контроль над церковью — это власть, исходящая не от людей, а строго от власти Христа, которая была дана его двенадцати апостолам . См Рима , как непрерывная линия апостольской нисходящей власти от святого Петра ( «князя и главы апостолов»), является видимым знаком и инструментом общения среди коллегии епископов и , следовательно , также из местных церквей вокруг мир. В общении с всемирной коллегией епископов Папа имеет законную юридическую и педагогическую власть над всей Церковью. Эта власть, данная Христом Св. Петру и апостолам, передается от одного поколения к другому силой Святого Духа через возложение рук от Апостолов к епископам в непрерывной последовательности.

Определение слова «Епископ» по БСЭ:

Епископ (греческое episkopos, буквально- наблюдатель) в православной, католической и англиканской церквах высший духовный сан священнослужителей, глава церковно-административных территориальных единиц (епархий, диоцезов). Как управляющие имуществом раннехристианских общин засвидетельствованы христианскими литературными памятниками начала 2 в. (Послания Игнатия Антиохийского). Уже к концу 2 в. Е. сосредоточили в своих руках духовную, судебную власть, а также захватили право распоряжаться имуществом общины: постепенно сложился монархический епископат. С 4 в. среди Е. наметилось иерархическое деление на патриархов, митрополитов (часть из которых имеет титул архиепископов) и собственно Е. Титул Е. сохранился в некоторых протестантских церквах (помимо англиканской), но в них Е. — не священнослужитель, а лицо, выполняющее по преимуществу чисто административные функции.

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над пресвитерской и диаконской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — архиепископа, митрополита, патриарха, папы, термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиере́й

(др.-греч. ἀρχιερεύς). В греческом православии общим термином обычно является ιεράρχης’ ([иера́рх ] «священнонача́льник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем (первосвяще́нником

) по чину Мелхиседекову во веки»: др.-греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα» (Евр. 6:20).

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова «епископ» (др.-греч. ἐπίσκοπος):

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2, 25): др.-греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».

Значение слова митрополит

Примеры употребления слова митрополит в литературе.

Услыхав об этом, Сильвестр и Адашев начали умолять то чрез письма, то чрез митрополита, чтобы дана была им очная ставка с клеветниками. Курбский, правду ли он говорил о чудесах или выдумал, чтоб только напугать Иоанна для детских неистовых его нравов, и достиг своей цели: душу его исцелил и очистил, развращенный ум исправил с помощью Алексея Адашева, митрополита Макария и всех преподобных мужей, пресвитерством почтенных.

Да, конечно, потребная и пристойная митрополиту русскому роскошь в церковной утвари и драгих облачениях, в божнице с иконами новогородских, суздальских, греческих и старинных киевских писем, в митрах, посохах, дарохранительницах, сосудах из серебра, алавастра, иноземного камня и стекла, в навощенных полах, в расписанной травами слюде оконниц, в занавесах узорной тафты — была соблюдена.

И хотя кончина — удел всякого живущего на земле, сердце все еще не может смириться с мыслью, что мы не услышим более мудрое, выстраданное слово Санкт-Петербургского митрополита, не склоним головы пред его благодатным архипастырским благословением.

Почивший владыка много потрудился на самарской земле, помогая митрополиту Мануилу в управлении епархией, а затем и сам воспринял архипастырские труды на самарской кафедре.

Дорогой Владыка и Архипастырь, митрополит Санкт-Петербургски и и Ладожский ИОАНН!

И, говоря о сонме молитвенников наших, хочется сегодня вспомнить, что именно в этот день исполнилось сорок лет со дня кончины владыки митрополита Григория — великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви.

России новые сотни тонн золота, перекачать моря нефти, продать наши алмазы, лес, руду, но никогда им не истребить, не отнять у нас золотое слово архипастыря всея Руси — высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

Санкт-Петербургская епархия простилась со своим архипастырем, митрополитом Иоанном День и ночь тянулась к Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры бесконечная вереница людей, которые приходили сюда отдать последнее целование и последний поклон.

Через несколько дней царь в сопровождении митрополита, ближних бояр и зодчих Постника и Бармы совершил поездку в село Дьяково осмотреть тамошний храм.

Кроме общих соборов, созывавшихся митрополитом всея Руси из подведомственных ему владык, могли быть еще частные, созывавшиеся владыкою, какой-нибудь области из подведомственного ему духовенства: так, в 1458 году ростовский архиепископ Феодосий созвал собор в Белозерске для отвращения некоторых злоупотреблений, например позволения вступать в четвертый брак.

Царь с боярами осудили его за дела и слова на смертную казнь и послали на позор вместе с товарищами, но митрополит с владыками и архимандритами отпросили его от смертной казни, и он сослан был на Белоозеро в тюрьму, а людей его распустили.

Но едва ли не большею виною и Даниила и Александра в глазах Батыя, Берке и даже в глазах Сартака — этого самого благоприятствующего русским из всех золотоордынских ханов и к тому же христианина — было то, что посредником в этой свадьбе выступал митрополит Галича, Киева и всея Руси.

После небольшого перерыва митрополит Иосиф начал грандиозный благодарственный молебен за избавление земли Русской от величайшей опасности.

Симеон срядился к новому пиру на подворье Богоявления в Кремнике, где обычно батюшка встречался со своим крестником и с митрополитом, ежели не желал лишних глаз и ушей.

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Американские методистские церкви

Как ответвление англиканства , методистские церкви часто используют епископское устройство как по историческим, так и по практическим причинам, хотя и для ограниченного использования. Методисты часто используют термин коннексионализм или коннексиональное государство в дополнение к «епископальному». Тем не менее, власть методистского епископата может быть относительно сильной и обширной по сравнению с традиционными концепциями епископского устройства. Например, в Объединенной методистской церкви епископы избираются пожизненно, могут служить до двух сроков на конкретной конференции (три, если дается специальное разрешение), несут ответственность за рукоположение и назначение духовенства в пасторские церкви, выполнение многих административных обязанностей, председательствовать на ежегодных сессиях региональных конференций и на четырехлетних встречах всемирной Генеральной конференции, иметь власть обучать и руководить церковью по вопросам социального и доктринального значения и служить представителем деноминации на экуменических собраниях. Объединенные методистские епископы в Соединенных Штатах служат на назначенных ими конференциях, и их переводят в новую «Епископальную область» через 8 (или 12) лет, пока они не уйдут на пенсию в конце четырехлетнего периода после своего шестидесяти шестого дня рождения. Британский методизм считает, что все рукоположенные служители равны с точки зрения духовности. Однако для практического управления линиями управления являются президент конференции, председатель округа, суперинтендант-министр, министр. Однако все министры.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ — это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник — его помощник в несении этого служения.

Кто такой митрополит

В православии такой титул носят священнослужители высшей (епископской) степени. Священнослужитель с таким титулом считается главней архиепископа и подчиняется Патриарху.

Основное отличие его от других титулов высшей степени в том, что митрополит правит митрополией и у него в подчинении находятся другие архиереи с более низкими титулами, которые управляют епархиями в пределах его митрополии.

Впервые о таком титуле упоминается в канонах Первого Вселенского Собора в 325 г. Тогда в Римской империи он управлял столицей, каких в империи было немало, т. к. она тогда состояла из множества подчинённых государств. А главные города их были центрами христианства.

Архиерей с таким титулом является как приемником апостолов, т. к. первоначально в этих местах проповедовали ученики Христа, так и главой сразу нескольких епископов, что является очень большой ответственностью. Митрополии образовались естественным путем, у епархий, которые туда входили, были общие цели и задачи, собрания, связь.

Рисунок. 1. Блаженнейший митрополит киевский и всея Украины Онуфрий на пасхальном богослужении

Митрополит — это всегда очень влиятельное лицо. Он решает серьезные задачи:

  • принимает значимые церковные решения;
  • взаимодействует с другими митрополиями;
  • следит за взаимодействием иерархий в своей митрополии;
  • собирает областные Соборы и председательствует на них;
  • руководит церковью на вверенной ему области;
  • без разрешения митрополита епископы, подчиненные ему, не могут решать важные церковные вопросы;
  • начальствует над епископами: назначает их, освобождает от обязанностей, решает юридические, связанные с ними, а также иные административные вопросы;
  • следит, чтобы митрополия была единым целым с церковью.

Кроме административных, он выполняет ряд духовных задач:

  • возводит в сан епископов и другое священство;
  • возглавляет богослужения;
  • проповедует.

Также существуют митрополиты, которые не имеют власти, они играют роль викариев у других митрополитов или у Патриарха.

Восточная Православная Церковь

Соборная идея епископского правления продолжается в Восточной Православной Церкви . В восточном православии все автокефальные приматы рассматриваются как коллективно собирающиеся вокруг Христа, другие архиепископы и епископы собираются вокруг них, и так далее, в модели, называемой «соборной иерархией». Это частично основано на видении из книги Откровения о 24 старейшинах, собравшихся вокруг престола Христа, которые, как считается, представляют 12 патриархов Израиля и 12 апостолов Иисуса Христа. В Риме нет единственного Патриарха с исключительной властью, сопоставимого с Папой. Однако Константинопольский Патриарх (ныне Стамбул) рассматривается как primus interpares , «первый среди равных» автокефальных церквей Восточного Православия.

Епископальное правительство в других конфессиях

Реформатская церковь Венгрии и лютеранские церкви в континентальной Европе иногда могут называться «епископскими». В этих последних случаях форма правления не отличается радикально от пресвитерианской формы, за исключением того, что их советы епископов обладают иерархической юрисдикцией над местными правящими органами в большей степени, чем в большинстве пресвитерианских и других реформатских церквей . Как уже упоминалось, лютеранская церковь в Швеции и Финляндии являются исключениями, претендующими на апостольское преемство по образцу англиканских церквей. В противном случае в лютеранских церквях не предусмотрены формы государственного устройства, поскольку это не считается имеющим доктринальное значение. Лютеранство Старого Света , по историческим причинам, имело тенденцию принимать эрастианские теории епископальной власти (согласно которым церковная власть в ограниченной степени санкционируется светским правительством). В Соединенных Штатах лютеранские церкви склонны принимать форму правления, более сопоставимую с конгрегационализмом . Существует небольшое меньшинство епископальных баптистов .

Большинство анабаптистских церквей традиции простой одежды следует епископальной системе, по крайней мере, по названию

Особое внимание уделяется управлению конгрегацией, и каждая община выбирает своего пастора. Епископы укрепляют межконфессиональное единство и могут наказывать пасторов за нарушение традиционных норм.

Хотя в ней никогда не используется этот термин, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) является епископальной, а не пресвитерианской или конгрегационной, в том смысле, что она имеет строгую иерархию руководства от местного епископа / президента небольшого прихода до единый пророк / президент, которого, как полагают, лично уполномочил и руководит Иисус Христос. Местные общины (небольшие приходы, приходы и колья) имеют юридические границы, в соответствии с которыми распределяются члены, а записи о членстве централизованы. Эта система постепенно развивалась из более пресвитерианского государства ( первоначальный титул Джозефа Смита в 1830 году был «Первый старейшина») по прагматическим и доктринальным причинам, достигнув полного епископства в период Наву (1839–1846).

Функции епископа

Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.

Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Значение «Епископ» в словарях

Епископ


Исторический словарь
— надзиратель, блюститель — высший иерарх во многих христианских церквах, обобщающее название всех архиереев: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. До 1917 г. в России третий по старшинству частный титул черного духовенства в русской православной церкви, глава епархии. В раннехристианский период епископы были управляющими имуществом общин, постепенно сосредоточили в своих руках духовную и судебную власть. Постепенно сложился монархический епископат.

Епископ


Религиозный словарь
(греч. episkopos — надзиратель, блюститель) — священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии большинства христианских церквей. Первое упоминание о епископах содержится в Деяниях апостолов и посланиях Павла. В I века н.э. епископ

Епископ


Философский словарь
(греч. episkopos — надзиратель, блюститель) — высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).

Епископ


Юридический словарь
— в Русской православной церкви высшее духовное лицо, представитель «белого духовенства». Глава церковно — административно — территориальной единицы. Иерархическое деление Е. включало в себя патриархов, митрополитов (архиепископов) и собственно Е.

Епископ


Исторический словарь
(греческое еpiskopos — надзиратель, блюститель), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (3-й) степени. Глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, митрополии и т.д.). Иерархическое деление Е. (с 4 в.): викарный Е. (викарий), правящий Е., архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх.

Епископ


Исторический словарь
— священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.

Епископ


Исторический словарь
— в Русской православной церкви высшее духовное лицо, представитель «белого духовенства». Глава церковно — административно — территориальной единицы. Иерархическое деление Е. включало в себя патриархов, митрополитов (архиепископов) и собственно Е.

Епископ


Исторический словарь
христианский священнослужитель высшего сана, глава епархии, имеющий духовную власть в пределах епархии. Во II-III вв. н.э. выборные руководители христианских общин.

Епископ


Исторический словарь
(греч. старейшина, блюститель, наставник) (Флп 1.1; 1Тим 3.1,2; Тит 1.7)-духовный наставник и старший в общине верующих, облеченный властью свыше наставлять и увещать, то есть пасти и учить свое стадо. Из сравнения Тит 1.5 и Тит 1.7 мы видим, что пресвитер и епископ имеют одно назначение, хотя в оригинале слова стоят разные-«старец» и «блюститель». В 1Пет 2.25 слово «епископ» (в оригинале) переведено «блюститель». Таким образом, очевидно, что епископ (пресвитер) есть не организатор и начальник, а наставник и духовный руководитель, авторитетный и умудренный опытом старец, чистый и непорочный в своем поведении и жизни. Из истории христианства известно, что первыми епископами (пресвитерами) и были такие старцы: в Антиохийской церкви-Еводий, в Смирнской-Поликарп, в Римской-Лин и т.д., не отступавшие от истины, и готовые отдать жизнь за свою веру и свое «стадо». Позже, однако, особенно после преобразования христианства в государственную религию, епископами (пресвитерами) стали поставляться относительно молодые, начальственного характера люди. При этом часто ссылаются на пример Тимофея. Но Тимофей не был пресвитером, он был Апостолом (см.). (См. пресвитер, старейшина)

Похожие слова в словарях

Епископ, Архиерей

Философский словарь

(греч.-надзиратель, смотритель) – священнослужитель, имеющий в православной, католической и некоторых протестантских церквах высший духовный сан. Имеет несколько степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх, кардинал, папа.

Епископальная Церковь

Философский словарь

— англикан. церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789. Е. ц. строится на основе выборности и признании активной роли мирян в церк. делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В нач. 20 в. активизируется течение «соц. евангелие», получает распространение христ. социализм. По соц. составу Е. ц. характеризуется преобладанием бурж. интеллигенции.

Епископская Мантия

Исторический словарь

— широкое кольчатое ожерелье, закрывающее плечи.

Епископский Посох

Философский словарь

Один из знаков отличия епископов, унаследованный от жреческого скипетра этрусских авгуров. Его можно также увидеть в руке у некоторых богов.

История

Но уже в ранневизантийскую эпоху в Восточной империи, первоначально в Константинопольском Патриархате, титул архиепископа приобрел второе значение. Так стали называть епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее изымались из ведения митрополита и переводились в прямое подчинение патриарха. Такие архиепископы занимали в диптихах места ниже митрополичьих.

Наконец, ещё позже сан архиепископа во втором значении сделался только отличием кафедры или лично архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными епископами.

В Русской Православной Церкви

Митрополит Леонтий, второй предстоятель Русской Церкви, входившей тогда в состав Константинопольского Патриархата, в некоторых греческих памятниках именовался архиепископом, что обозначало сан выше митрополичьего. Но в дальнейшем все русские предстоятели именовались митрополитами. При учреждении патриаршества на Руси в ходе переговоров патриарх Константинопольский Иеремия II предлагал даровать предстоятелю автокефальной Русской Церкви сан архиепископа в значении более высоком чем митрополит.

Однако, в истории Русской Церкви титул архиепископа с самого начала являлся только почётным отличием и не был связан с административными полномочиями. Первыми, с XII века, этим титулом стали величать Новгородских владык. Затем так стали титуловать епископов других кафедр — Ростовской, Крутицкой, позже Казанской, и других. В новейшей истории Русской Церкви титул являлся личным званием вплоть до 1 декабря года, когда была принята новая редакция «Положения о наградах Русской Православной Церкви». Согласно новому правилу, титул архиепископа усваивался епархиальным архиереям города и области, не входящих в митрополию; титул также мог быть дан архиереям на особо ответственных общецерковных постах.

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Хранитель земли и носитель апостольской благодати

Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.

Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов — именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

Первый митрополит на Руси

Начиная с X века и вплоть до 1589 года на Руси не было патриарха, а его обязанности выполнял митрополит. Поэтому он, как сейчас патриарх, был тогда только один — Киевский и всея Руси. Первые архиереи с таким титулом на Руси избирались и назначались в Константинополе и, естественно, зависели от Константинопольского Патриарха и императора. В отличие от епископов они обладали некоторой независимостью, т. к. были главой русской церкви. Но всё-таки они больше всего зависели от киевского князя.

Священнослужители с таким титулом помогали наладить дипломатические отношения между княжествами. Также им удалось сдвинуть с мертвой точки дела, связанные со словесностью и просвещением. До XIII века резиденцией их был Киев, потом Владимир, и начиная с XIV века — Москва.

Самым первым русским архипастырем с таким титулом стал Михаил I Сириянин, который крестил князя Владимира. Однако церковь тогда ещё не была разделена на епархии. Поэтому Михаил не обладал властью предстоятеля в полной мере. Разделить церковь на епархии удалось его приемнику Леонтию. Начиная с Иллариона все предстоятели стали выбираться из русских людей.

Рисунок. 2. Святитель Алексий Московский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector