Послание к ефесянам апостола павла

Содержание Послания к Ефесянам. Краткое Толкование.

Послание к Ефесянам по содержанию сродни Посланию к Колоссянам (в посланиях 55 общих стихов), но в то же время значительно отличается.

Центральная идея Послания к Колоссянам — полнота во Иисусе Христе, в Коем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения». В Послание к Ефесянам автор продолжает развивать эту идею, соединяя все небесное и земное в Иисусе Христе. По всей видимости, во время написания Послания к Колоссянам Павлу открылась великая истина о превосходстве Христа, которую он и передал в Послании к Ефесянам. Павел говорит о дисгармонии в мире и в человеческой природе, а также о дисгармонии между Богом и человеком.  Все эти виды дисгармонии могут быть устранены лишь во Христе.

Далее Павел говорит о роли Церкви. В Послание к Ефесянам автор описывает Церковь как тело Христово. Церковь должна стать руками Христа для выполнения Его свершений, ногами Христа — чтобы быть у Него в посыльных, устами Христа — чтобы говорить за Него. Автор выстраивает иерархию БОГ -> Христос -> Церковь.

История, место и время написания

Писания I столетия по Рождестве Христовом не дошли до нас в подлинниках. А потому многие из них вызывают дискуссии о месте, времени создания, даже об адресатах текста. Не составляет исключения и это писание.

Эфес, Лаодикия, другие общины?

Некоторые древнейшие списки послания св. Павла (а первый из них относится к 200 г.) не содержат в 1 строке упоминания адресата – христиан «в Эфесе». Это дает основания для споров, действительно ли к верным этого города обращался святой. До сих пор существуют различные версии по этому поводу:

  • слова «сущим в Эфесе» (Еф.1:1) – позднейшая вставка: на самом же деле писание обращено к христианам Лаодикии; позже, из-за того, что у этой общины сложилась не очень хорошая репутация (так, в «Откровении св. Иоанна Богослова» Сам Господь обличает этих христиан в теплохладности (Откр. 3:15)), в церковной традиции это послание утвердилось как обращенное к ефесянам;
  • неясно, почему письмо, адресованное давно знакомой Апостолу общине, не содержит никаких обращений, имен, как это есть в других сочинениях св. Павла; это, а также больше проповеднический, чем полемический тон писания, дают основание предполагать, что слова св. Павла изначально были обращены к многим христианским общинам.

Впрочем, многие толкователи считают отсутствие упоминания о Эфесе в нескольких рукописях недостаточным основанием для того, чтобы думать о других возможных адресатах. Так полагал, например, свт. Феофан Затворник. Он пишет, что неупоминание о христианах Эфеса могло объясняться пребыванием Павла в тюрьме Кесарии, где его держали в достаточно стесненных условиях:

Авторство святого апостола Павла

Этот вопрос также ставится некоторыми богословами. Правда, большинство из них признает таковым св. Павла. Однако некоторые склонны считать послание «литургической гомилией» (проповедью), написанной кем-то из духовных детей святого, но с использованием его подлинных сочинений. Отсюда, как думают, особый стиль изложения, действительно более подходящий для проповеди. Но и в этом случае мысли, высказанные в тексте, все же принадлежат самому «Апостолу язычников».

Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395.Иконописная школа или художественный центр:  Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы:  высота 149 см, ширина 98 см Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом.Инв. № 12752. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Место,  время

Трижды текст упоминает о заключении св. Павла. Поэтому современные авторы полагают, что он мог быть написан:

  • во время ареста в Кесарии;
  • в Риме. где Апостол также находился под арестом.

Так как Кесария, согласно «Деяниям Апостолов» была местом заключения св. Павла в течение 2 лет, с 60 г., после чего его отправили на суд императора в Рим, время его написания может быть от 60 до 63 г.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Глава 2.

1И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

11Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Глава 1.

1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

11В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

13В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Глава 5.

1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7итак, не будьте сообщниками их.

8Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что’ благоугодно Богу,
11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что’ они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

15Итак, смотри’те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что’ есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21повинуясь друг другу в страхе Божием.

22Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Авторство, время и место написания Послания к Ефесянам.

Первые вопросы касательно Послания к Ефесянам появляются, когда мы пытаемся определить адресата послания. Здесь нужно понимать, что Апостолы не давали названий своим посланиям. Послания получили названия гораздо позже, когда были собраны и изданы. При внимательном изучении послания, становится понятным, что оно не было написано для церкви в Ефесе. Все, что мы можем утверждать, исходя из текста, так это то, что:

  • послание адресовано язычникам по плоти.
  • послание не имеет личных приветов, характерных для других посланий Павла;
  • автор и адресат не знакомы лично.

Первый факт не отрицает того, что Послание было действительно написано к Ефесянам. Этого нельзя сказать о втором и третьем моменте – трудно поверить, что подобное возможно ввиду длительного пребывания апостола Павла в Ефесе.

Если Послание к Ефесянам не было написано общинам в Ефесе, то кому оно адресовано?

Есть несколько версий:

  • Послание адресовано Лаодикийской церкви.
  • Послание адресовано всем Павловым церквам.

Обычно, авторство данного Послания, как и многих других, исследователи без особых сомнений приписывали Апостолу Павлу. Написано Послание к Ефесянам в тюрьме, незадолго до смерти Павла.

Однако, есть ученые, утверждающие, что Павел не был автором Послания к Ефесянам. Они основывают свои предположения на следующих моментах:

  • Отличие словарного запаса данного и других посланий.
  • Несоответствие стиля.

Подобные умозаключения имеют право быть, однако они не опровергают авторства Павла, так как Послание к Ефесянам освещает несколько иные темы, что вполне объясняет лексические различия, и написано в иной обстановке, что объясняет стилистические различия.

Города Эфес и Деятельность Павла.

Эфес был столицей римской Азии, находящаяся примерно в миле от морского побережья. Эфес был религиозным, торговым и политическим центром Азии. Следует отметить, что здесь находилось два заметных сооружения. Во-первых, Большой театр, который был рассчитан на 50 000 человек, а во-вторых, храм Дианы (Артемиды), который был одним из семи чудес древнего мира. Это было огромное сооружение, выполненное из блестящего мрамора, опирающиеся на целый лес колонн 56 футов в высоту. Строили храм на протяжение 220 лет. Наличие Храма сделало Эфес центром влияния культа Дианы.

Эфес был самый важный город, не считая Рима, который посетил апостол Павел. Эфес был назван третьей столицей христианства.

Павел дважды посещал Эфес. Во время третьего миссионерского путешествия он провел здесь около трех лет.

Глава 4

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,-
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Глава 3
Глава 5

Проповеди Бегичева на послание к Ефесянам

Глубина мыслей, содержащихся в Павловом писании, породила множество толкований на него уже с первых веков христианства. Не чужды этого также протестантские богословы. Так, в сети Интернет можно найти более 20 проповедей на «Послание» главы так называемой Старокатолической церкви России Павла Бегичева. Это обстоятельный разбор текста ап. Павла, сделанный, однако, более с протестантской точки зрения, нежели с опорой на святоотеческую традицию. Это понятно: предстоятель российских старокатоликов долгое время сам был баптистским пастором, да и само устройство Старокатолической церкви достаточно близко к протестантизму (например, отсутствует безбрачие епископата).

Говоря о «Послании», проповедник максимально стремится связать его с реалиями современной жизни, что не может не импонировать современному человеку. Но мимо его внимания проходят многие идеи как восточных, так и западных отцов, их духовный опыт, позволявший разглядеть истинную глубину слов Апостола. Поэтому знакомство с проповедями хотя познавательно, но все же временами вызывает у православного зрителя желание перечитать толкования свтт. Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, намного более глубокие, основательные.

Сочинение Апостола давно «разобрано на цитаты», вошедшие в повседневный обиход верующих, включенные в богослужебные тексты. Но иногда все же стоит обращаться к подлиннику – помня слова свт. Феофилакта Болгарского о необходимости «особенного внимания, чтобы понять заключающиеся в нем тайны».

Наталья Сазонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector