Дпц

Почему случился раскол?

В результате церковных реформ богослужебные книги московской печати были приведены в соответствие с современными на тот момент греческими сборниками, изданными в Венеции. Ряд изменений затронул обрядовую сторону церковной жизни, и, несмотря на то, что нововведения никак не коснулись основополагающих догматов Православия, русский народ раскололся на два лагеря — сторонников реформы и ее противников. При этом сами себя старообрядцы стали называть «староверами», подчеркивая, что речь идет о сохранении старой, то есть истинной, неиспорченной веры.

На церковном Соборе 1666–1667 годов реформы Патриарха Никона были одобрены при поддержке царя Алексея Михайловича, а те, кто остался верен старому обряду, преданы анафеме. Надо понимать, что в те времена анафема была не просто внутрицерковным делом. Согласно «Соборному уложению» 1649 года, преступления против Церкви приравнивались к преступлениям против государства, за что предусматривалась смертная казнь.

Портрет патриарха Никона с клиром, 1660—1665 годы

Наивысшим пиком противостояния властей и старообрядчества стали 1680-е годы, время правления старшей сестры юного тогда еще Петра I, царевны Софьи. Тогда вышли в свет «Двенадцать статей царевны Софьи», определявшие степени наказания для раскольников и их пособников. В соответствии с ними, последних не только лишали имущества и заточали в остроги, но и били батогами, жестоко пытали и живыми сжигали в деревянных срубах.

2

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Вечно гонимые…

За шесть лет до сожжения пустозерских узников лютой смерти были преданы сотни преподобных отцов и исповедников Соловецкой обители. Вместе с другими монастырями и скитами Русской православной церкви обитель отказалась принять новые никоновские книги. Они смело заявляли царю:

В ответ царь послал в Соловецкий монастырь войска. Они осаждали обитель в течение семи лет — с 1668 по 1675 год. Когда же всё-таки ворвались туда, то устроили страшную бойню. Были замучены до 400 иноков: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в прорубях. Но никто из них не просил ни милости, ни пощады. Тела убитых лежали неубранными и неразложившимися целых полгода, пока не пришёл царский приказ предать их земле. Разгромленную обитель заселили потом присланными из Москвы монахами, принявшими новую веру…

Мучения иноков за древнее благочестие

В 1685 году царевна Софья издала указ, справедливо получивший название «драконовский». В нём говорилось, что тех, кто распространяет старую веру, по-прежнему будут пытать и ссылать. Приказано было бить кнутом и батогами даже тех, кто чем-то поможет гонимым христианам. Имущество староверов — дворы, поместья, вотчины, лавки и всякие промыслы и заводы — велелось отбирать и отписывать на «великих государей». От этих жутких гонений, разорений и смерти могли спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры и рабская покорность приказам властей.

По всей России пылали костры, сотнями и тысячами сжигались невинные люди. Духовенство и правительство истребляли своих же родных братьев за их верность заветам и преданиям Святой Руси и Христовой церкви. Временами репрессии то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались.

Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их не сжигали массово, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней всё-таки были. Царь дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, обложив их двойным окладом. Также с каждого мужчины взимали 50 рублей в год за ношение бороды. Со старообрядцев взыскивали пошлину и в пользу духовенства новообрядческой церкви. При этом они не могли занимать государственные или общественные должности. Старообрядцы, записавшиеся в двойной оклад, числились записными. Но большинство жили тайно, скрываясь от властей. Их постоянно разыскивали и ссылали на каторгу. Чтобы иметь больше поводов преследовать старообрядцев, Пётр приказал выдумывать  на них ложные дела.

По старому обряду

При Екатерине II старообрядцам жилось чуть легче, как и при Александре I — но только в первую половину его царствования. Лишь при Николае II, с конца 1905 года, старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве свою церковную жизнь: строить храмы, монастыри, совершать крестные ходы, иметь колокольный звон, устраивать общины, открывать училища. Но и при этом царе старообрядцы не получили полной религиозной свободы.

Во времена сталинских репрессий на старообрядцев охотились, причисляя к кулакам. Снова власти разоряли скиты, сжигали старинные книги, иконы, а людей арестовывали и ссылали в суровые края. Убегать становилось всё сложнее, и тогда вновь начались самосожжения — лишь бы не жить среди безбожников, не вступать в колхозы, не платить непосильных налогов.

Современные старообрядцы говорят, что гонения на них никогда не закончатся и что самое страшное, может быть, ещё впереди…

Основы вероучения и соответствующая им практика Древлеправославной Поморской Церкви*

Древлеправославная Поморская Церковь (далее — ДПЦ) является истинной преемницей по Символу Веры
«Единой Соборной и Апостольской Церкви» Христовой, исповедующей Троическое Божество и Спасителя мира
Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви, находившаяся в
едином лоне Церковного Русского Православия до реформ Никона в середине XVII века, которые разделили
церковное единство русской нации. Не отвергающая священства, но окончательно лишившаяся его по
условиям Последнего Времени и пребывающая под Божественной Благодатью.

Таким образом, Древлеправославная Поморская Церковь, содержащая все догматы и обряды дораскольной
Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства,
является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии.

По преемственности от Соловецкого монастыря и Выговского общежительства в Древлеправославной
Поморской Церкви сохраняются и совершаются избранными мирянами-наставниками таинства крещения и
покаяния, церковный бессвященнословный брак, обеспечивающий сохранение христианской семьи.

Основами вероучения являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и
Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности Древлеправославная Поморская Церковь руководствуется каноническими
правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных Соборов Русской
Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями Всероссийских Соборов
Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.

Основными формами деятельности Древлеправославной Поморской Церкви являются:

  • проведение богослужений и требоисполнений в культовых зданиях и помещениях, государственных учреждениях и жилых помещениях
    и других местах в установленном законом порядке;

  • проповедническая и миротворческая деятельность;

  • основание (восстановление) храмов и молитвенных домов;

  • организация образовательных учреждений, курсов обучения наставников, чтецов, уставщиков, певчих и других;

  • издание и распространение служебной, духовной и образовательной литературы.

Древлеправославная Поморская Церковь уважительно относится к законному церковному браку и
созданию семьи, защищая ее интересы и не допуская разрушения. Проповедует умеренный и здоровый
образ жизни, не одобряя вредных привычек. Поощряет повышение уровня общеобразовательных и
профессиональных знаний, не повреждающих Вероучению. Учит быть полезным обществу, любить свой
народ и Отечество, и защищать ближнего своего, быть честным и трудолюбивым. Для членов Церкви
ограничений в отношении исполнения их гражданских обязанностей и прав не имеется. Исключением
являются церковные служители, которым запрещена любая деятельность, связанная с насилием.

* Документ впервые опубликован в Книге Деяний Третьего Всероссийского Собора ДПЦ (Санкт-Петербург, 2008).

Как к старообрядцам относились в СССР?

Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е. Фролова. 1925 год

Из-за того, что старообрядцы поддерживали Белое движение, советская власть считала их врагами. Впрочем, гонения начались не сразу, а с коллективи­зацией, которая фактически уничтожила старообрядческие общины.

Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства  Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года., например Александр Гучков. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. 

В то же время роль старообрядцев в событиях 1917 года не стоит преуве­личивать: Февральскую революцию в целом приветствовали все слои российского общества, включая официальную Православную церковь. 

Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.
Интересно, что в Прибалтике и Польше, в отличие от СССР, в 1920–30-е годы был расцвет старообрядческих общин. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. 

Беспоповство

Именно для старообрядцев Русского Севера характерно такое явление, как беспоповство — крайняя форма раскола, наиболее отстраненная от учения Православной Церкви. В этом регионе оно развивалось особенно активно.

Беспоповцы считают, что истинные священники могли быть только старого, дореформенного рукоположения. Следовательно, все нынешние иереи таковыми не являются и никакого священства христианам для спасения души уже не требуется. Именно среди беспоповцев со временем стали распространяться различные толки, рождавшие радикальные или, как их раньше называли, «изуверные» секты.

Cтарцы беспоповского Шарпанского скита

Причину активного распространения беспоповства на Русском Севере справедливо связать с мировоззрением его свободолюбивых обитателей. Так исторически сложилось, что крестьяне северных губерний платили подати, а крепостное право здесь не распространялось. Они были избавлены от той личной зависимости, которую испытывали на себе селяне Центральной России. Государство для северян во всех смыслах было значительно дальше, что и сказалось на их независимом нраве.

Как раз из упомянутой Выговской обители, оплота северного старообрядчества, спрятанного в глухих лесах Олонецкой губернии, вышли такие согласия (то есть объединения, группы) беспоповцев, как филипповское и поморское. Последнее известно под названием «Древлеправославная поморская церковь».

Говоря о культурной автономии Русского Севера, следует добавить, что старообрядцы, пустив здесь глубокие корни, оставались независимыми от европейского влияния, посеянного в русском обществе Петром I. В этой изолированной среде им удавалось веками беречь исконные традиции, фольклор и древнюю церковную культуру. Но в ХХ веке советское лихолетье основательно подрубило сохранившиеся корни старообрядчества по всему Отечеству — в том числе и на Русском Севере.

Загадка поморов

Так кто же такие поморы? С 90-х годов прошлого века возникли две противоположные точки зрения, постоянно рождающие жаркие споры. Согласно первой, поморы — древний народ, потомки свободных новгородцев, издавна живущий на берегах Белого моря. Свое государство этот народ создать не успел, потому что Москва сначала покорила Великий Новгород, а затем и Поморье. Несмотря на это, поморы все равно сохранили свой свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России. Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью.

По мнению сторонников теории «поморы — отдельный народ», обитатели беломорского побережья были грамотны поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последние двадцать лет. Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, их ладьи-кочи, по мнению сторонников теории, предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты.

Что такое лоции и как поморы умудрялись плавать по морям без навигатора

Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа.

Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези

Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично.

Сколько всего поморов?

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год.

Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав.

Когда заходит речь об отсутствии крепостного права, сторонники критического взгляда просят уточнить терминологию. На Севере отсутствовали помещичьи вотчины, но местные жители являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Например, Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда он истек, будущий великий ученый некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку.

Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив

Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно.

2

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Илия и Енох

Пришествие Еноха и Илии безпоповцы также понимают в духовном смысле. По словам Григория Нисского, тело пророка Илии переменилось из земного в небесное и нетленное: «Переменил Божественною Силою тяжелое и земное (тело) на небесное и легкое» (Творения святителя Григория Нисского, ч. 8, с. 310).

Блаженный Иероним в письме к Марцелле, толкуя 11 главу Откровения, где повествуется о пришествии пророков Еноха и Илии и убиении их антихристом, говорит, что это событие нельзя понимать дословно. Город Иерусалим, в котором будут убиты пророки, — это город духовный, построенный из пороков, основанный на злодеяниях. Под Илией, Енохом и Иоанном Богословом нужно также понимать не определенных лиц, а законы: писанный (Илия), естественный (Енох) и благодатный (Иоанн Богослов).

«Книга о вере» толкует их пришествие: «посланы будут Енох и Илия… и Иоанн евангелист с ними, к утверждению верных, Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати…» (Гл. 30. л. 270), таким образом, они должны явиться не сами, а чрез обличителей отступления от веры и в лице верных христиан. Блаженный Иероним понимал под пророком Илиею весь лик пророков или пророчества.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Северные нестяжатели

Несмотря на общежительный монастырский устав Выговской общины, в среде староверов получил также широкое распространение и монашеский опыт северных (заволжских) нестяжателей — последователей учения преподобного Нила Сорского.

В отличие от сторонников так называемых монахов-ревнителей, последователей преподобного Иосифа Волоцкого, они считали недопустимым владение всяким имуществом и придерживались строго уединенного скитского жития. Такой обиход характерен для монашествующих староверов, вынужденных уходить в глухой затвор и скрываться в лесной глуши от преследования властей.

Предприниматель и публицист Владимир Павлович Рябушинский (1873–1955) в своей статье «Корни старообрядческой психологии» подчеркивал, что среди пустынножителей-староверов «можно найти немало подлинных созерцателей». Он писал, что «скитское житие, любимая форма монашеского жития у Нила Сорского, получила большое развитие у старообрядцев».

7

Чувственное и духовное понимание антихриста

Из безпоповцев только нетовцы придерживаются мнения, что антихрист явится неким человеком по буквальному смыслу Священного Писания. В среде староверов часовенного согласия также существует разное понимание природы Антихриста: одни считают ее духовной, а другие — чувственной. Так, в некоторых регионах часовенные считают, что «антихрист — человек, сатану в себе носящий, придёт, или уже пришел в недавние времена, под конец времен, чтобы вступить в открытый бой с человечеством, подчинив его себе и процарствовав 3,5 года перед вторым пришествием Христовым, пойдет в вечную погибель со всеми соблазненными».

Поповцы же утверждают, что антихрист будет чувственный, конкретный человек, приводя в подтверждение «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина:

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 42 «О третием Ангеле, утверждающем люди Господня, еже не приимати Антихриста»

12 мая 1731 года собравшиеся в Москве поповцы и безпоповцы обменялись своими «Исповеданиями о вере», которые были изложены каждой стороной в десяти статьях.

Так, в «Исповедании о вере, предложенном от согласия имущих попов», в пунктах 7, 8, 9 говорится: «Пред пришествием антихриста приидут оба пророка, Енох и Илия, и Иоанн Богослов с ними, на обличение онаго лжехриста, якоже и прежде быша — во плоти. О антихристе сице разумеем, по проповеди пророк, и Евангелия, и святых апостол, и святых отец: тайна его еще во время святых апостол начаша действоватися в мире, и, егда исполнится время, явитися ему во образе видимаго человека. А о летех царства его сице разумеем: аще и отдревле начася злоба его, но в последнее время явлевно полчетверта (три с половиной года — прим. ред.) лета царствати будет; а в которой тысяще, или веке, того Божественное Писание явственне не означает».

В «Исповедании о вере, предложенном от согласия неприемлющих попов», в тех же пунктах безпоповцы пишут: «О Илии и Еносе. Даниилу убо рекшу, рече: седмицы единыя поставлю завет мой: седмь лет показа; в пол же седмицы проповедати пророком; и в пол-седмицы, сиречь в трех и пол царствует антихрист на земли. Разумеваем же от Боговдохновеннаго Писания и при кончине хотящих приити святых обличити лжехриста — крепкое и могущественное душа представление или предстательство, и тогда обличат войницы Небеснаго Царя, сиречь вернии; а чувственно в судьбах Божиих висит. Мы убо ныне, в последнее время, по числу прешедшему, еже есть 666, антихриста в мире чувственно, и действо его, по святых отец Писанию, поведаем; а впредь разумеваем разве чрез сосуды злобные останки содеет. О летех царствия антихристова, еже есть полчетверта лета при последнем времени царствовати ему, мы того чувственно не разумеваем, но якоже святии полагают, таинственно разумеем; аще где в Писании обрящется полчетверта лета, чувственно сбывшия по Писанию, мы того не пременяем, понеже како по Писанию положено, тако и приемлем».

Ф. Е. Мельников — писатель-апологет белокриницкого согласия

27 октября 1913 г в третьей беседе «Об антихристе, в связи с современным положением безпоповцев и современными их взглядами» Федора Ефимовича Мельникова, известного начётчика белокриницкого согласия, с Феофаном Федоровичем Румянцевым, апологетом, настоятелем Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке г. Москвы, Мельников говорит: «Последний антихрист — это будет не собирательное лицо и не отвлеченное какое-нибудь понятие, а собственная личность антихриста. Так,  Блаженный Иероним в ХII части своих «Творений» пишет: “Мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно. Это не сборище неверующих людей, это даже не собрание двух трех лиц, а есть собственное лицо одного господина. Это и будет последний антихрист, который провозгласит себя царем и богом” (Творения блаженного Иеронима, часть 12, стр. 62. Киев, 1894)».

Ф.Ф. Румянцев отвечал своему собеседнику: «Написано, что примечай же ты, что случилось уже, и что должно случиться, и предостерегай сам себя. А мой уважаемый собеседник на это не обращает внимания и нет надобности к его понятию углубляться в разборе вопроса о богоотступных еретиках. Он преспокойно советует ожидать титина (то есть антихриста: если подставить вместо букв церковно-славянского алфавита их цифровые значения и сложить их, то получится 666 — прим. ред.) с клеймом в руках числа 666».

Новая страница летописи

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году и связан с именем председателя Совета общины Павла Владимировича Половинкина. В 1993 году П.В. Половинкину удалось добиться передачи общине бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «Любимовской моленной», а ныне — Казанского храма по ул. Льва Толстого, 17. В 1994 году в значительной мере благодаря его усилиям произошло объединение с общиной федосеевцев.

П.В. Половинкин

Переданное общине здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров, а позднее — захотело получить находящееся по соседству Главное управление Центробанка по Самарской области. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Самарской общине и ее председателю всё это стоило огромных усилий, зато сейчас в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, и трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.

14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, — Пасхальная служба. С этого времени община расположена здесь постоянно. В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.

В самарском поморском храме устроен великолепный иконостас. В настоящее время Самарская старообрядческая Поморская община работает над крупномасштабным и уникальным в своем роде проектом: это создание нового иконостаса, представляющего собой полный месяцеслов, в который войдут иконы с изображением святых и праздников на каждый день года, а также иконы триодного периода. Приблизительно 400 образов. На сегодняшний день написано около 90 икон.

Икона «Святой и всехвальный апостол Андрей Первозванный (месяца ноября в 30 день)» для иконостаса Самарской поморской общины, иконописец С.Л. Иванцов

Работа это очень кропотливая, на нее благословлены известные в староверческой среде иконописцы-поморцы. Еще в стадии разработки этого проекта некоторые христиане из Самары, Самарской области и других городов изъявили желание сделать пожертвование на написание определенных образов от своего имени. После чего у руководства общины появилась мысль пригласить к данному богоугодному делу христолюбивую братию — староверов поморцев из Самары и других местностей — последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года.

Наставник Йошкар-Олинской общины, иконописец Сергий Иванцов

Традиция делать пожертвования как на строительство Храмов, украшение иконостасов, так и на написание икон от частного лица, семейства или общин существует издревле. На обороте каждой иконы есть вкладная надпись: «Сия святая икона написана (дата) иконописцем (Имя и Фамилия) для Храма Самарской Поморской общины от имени и на пожертвование (Имя, Фамилия, город)».

Часть нового иконостаса — на сегодняшний день написано порядка 90 икон. Фотография автора

Трудами П.В. Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвословы для взрослых и детей, пособия «Как молиться епитимию», «Приготовление к погребению», Сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И. Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года, книга известного самарского начетчика Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви» и многое другое.

Самарская община ДПЦ сегодня является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье. В её фондах хранятся редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари и более 1000 фотографий из семейных архивов прихожан, наставников не только Самары, но и различных регионов России. Ведутся архив и летопись общины. При общине действует собственный музей, который активно пополняется редкими документами, предметами быта, старинными иконами, литьём и книгами.

Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?

Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 годы

Жестокость преследований определялась, с одной стороны, суровостью правовых практик той эпохи, с другой — твердостью противников реформ, переходившей в фанатизм, вплоть до самосожжения. Особенно интересен феномен гарей  Гари — массовые самосожжения старо­обрядцев. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек.. Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Другие считают, что самосожжения связаны с самим старообрядческим вероучением: старообрядцы верили, что само­сожжение очищает грехи. И хотя давление на старообрядцев постепенно стало снижаться, принимая менее радикальные формы, преследования продолжа­лись вплоть до апреля 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротер­пимости, устанавливавший свободу выбора религии и прекращавший пресле­дования старообрядцев. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы  Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. со старообрядцев. 

Поморы не у моря

В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».

Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.

Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.

Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.

6

Старообрядческое пособничество террористам

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело – расшатывали страну.

 Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.

Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector