Краткое содержание романа «идиот»

Ф. Достоевский «Идиот» — краткое содержание для читательского дневника

Роман, который написал Ф.М. Достоевский «Идиот», рассказывает о неком князе Мышкине — человеке добродушном и любящем. Общество вокруг героя не воспринимает его простосердечие как положительное и достойное качество и относит его к изъянам.

Мышкин встречает вокруг себя людей, с которыми хотел бы общаться и любить, но каждый раз встречает какие-то преграды.Девушка, на которой князь решает жениться, вдруг бежит от венца в руки человека, который почти сразу убивает её.

Произошедшее оказывает на Мышкина сильное впечатление, от чего он во второй раз попадает в швейцарскую клинику с диагнозом «идиот».

Краткое содержание

Роман начинается с того, что из Швейцарии в Петербург прибывает князь Лев Мышкин. За границей он провёл несколько лет, проходя лечение от эпилепсии. Князя нельзя назвать помешанным, однако он страдает от своей болезни. Он легко одет, с собой у него один небольшой узелок с пожитками. Молодой человек приходит в дом Епанчиных — единственных родственников. Персонажи, с которыми он знакомится в генеральском доме:

  • секретарь Ганя Иволгин;
  • генеральша Л. П. Епанчина;
  • сёстры Аглая, Александра, Аделаида — дочери генерала.

По дороге в Россию Мышкин узнал некоторые подробности, касающиеся семьи. В частности, попутчик по фамилии Рогожин поведал, что влюблён в Настасью Филипповну. В генеральском доме князь увидел портрет этой девушки и узнал, что в семье разрабатывается план выдать её замуж за секретаря Ганю. Потенциальный кандидат в мужья привлечён богатым приданым — 70 тыс. рублей. Секретарю претит мысль о том, что придётся жить с нелюбимой, но его манят деньги.

На глазах Мышкина другие претенденты начинают торговаться за руку и сердце красавицы, в конце они сходятся на сумме 100 тыс. рублей. Князь влюбляется в Настасью Филипповну, очарованный её обаянием. Вечером он приходит к ней в дом, а там уже находятся гости:

  • Ганя;
  • Тоцкий;
  • Фердыщенко;
  • Епанчин.

https://youtube.com/watch?v=_E-ZJN_Iq2k

Через некоторое время приходит Рогожин. Как и обещал, он приносит 100 тыс. в свёртке, но девушка бросает их в огонь и предлагает Гане достать их без перчаток и забрать себе. Пока секретарь растерянно думает, что ему делать, Настасья щипцами достаёт деньги — они почти не повреждены. Девушка кладёт купюры рядом с Ганей и уезжает с Рогожиным.

Князь по-прежнему влюблён в Настасью Филипповну. Спустя 6 месяцев Мышкин приходит на Гороховую улицу, в дом, где проживает Рогожин. Парфён и Лев обмениваются крестами и становятся назваными братьями, получив благословение от матери Рогожина.

Мышкин узнаёт, где живёт отставной чиновник Лебедев, и едет к нему. Увидевшись с Аглаей, Лев назначает ей встречу. После свидания он понимает, что испытывает к девушке далеко не дружеские чувства, однако за ней ухаживает Евгений Павлович Радомский. Проходит несколько дней, после чего родственники объявляют о том, что Аглая и Лев Николаевич помолвлены.

Настасья Филипповна пишет Аглае письмо. В своём послании она уговаривает девушку выйти замуж за князя Льва Николаевича. Спустя несколько дней соперницы встречаются, и после их беседы помолвка Мышкина и Аглаи оказывается расторгнутой. Теперь окружающие ждут, что Мышкин женится на Настасье Филипповне, однако этого не происходит.

https://youtube.com/watch?v=RGWp0N5VyMo

В день, на который запланировано бракосочетание, невеста уезжает с Рогожиным. Мышкин начинает её искать, спрашивает у окружающих, не видел ли кто Настасью, но никто ничего не знает. Потом происходит встреча Льва Николаевича и Парфёна. Молодые люди заходят в дом Рогожина и видят тело Настасьи, накрытое простыней. После всех потрясений Лев лишается рассудка, и на этой трагической ноте заканчивается роман.

«Идиот» (Достоевский): смысл названия

Почему же произведение Достоевского оказалось названным столь странным и столь шокирующим читателя словом — «Идиот»? Последнее имеет несколько значений, учтённых писателем. Одно из них используется в быту и имеет бранный характер. В этом плане оно употребляется «другими» персонажами, часто в раздражении, в сердцах, людьми, которые не в состоянии понять его, которым кажется он чужим. Однако эти персонажи ощущают условность такого словоупотребления, обидное его звучание для человека, который по своему интеллекту стоит намного выше таких, как генерал Епанчин или Ганя Иволгин. Другое значение этого слова — народное. В этом случае оно близко таким обозначениям, как «убогий», «юродивый», «божий человек». Третье значение связано с болезнью Мышкина, тяжелой эпилепсией, нервным расстройством, невменяемостью или, напротив, возбудимостью. Болезни эти поразили юношу ещё в России, вследствие чего он вынужден был долго лечиться в швейцарской клинике. В четвертом смысле это слово «идиот» употреблялось в эпоху Возрождения и в XVII веке по отношению к физическим уродам, выполнявшим функцию шутов и шутих и нередко страдавшим слабоумием или, напротив, отличавшимся острым умом. Таковы Эль Примо, Себастьян де Морра, Дон Антонио-англичанин, особенно Франсиско Лескано и Бобо де Корка при испанском дворе, изображенные Д. Веласкесом, Трибуле при дворе Франциска I, Риголетто в опере Верди. «Вот ужас: быть шутом! Вот ужас: быть уродом!» — произносит Трибуле в драме В. Гюго «Король забавляется», зная, что придворные его считают чуждым им идиотом. В пятом значении это слово употреблялось в Средние века, когда идиотом, как это показал Р.- И. Хлодковский, прозывали человека, обделенного «книжной премудростью», но богатого мудростью сердца. Большинство из этих смыслов присутствуют в ёмком названии романа Достоевского «Идиот», и автор «играет» ими в тексте, показывая относительную неуместность подобного прозвания героя в начале романа (с чем не считаются люди, окружающие Мышкина) и трагическую оправданность этого обозначения — в финале. Читатели книги в конце концов убеждаются в ёмкости и меткости выбранного автором названия произведения.

Другие персонажи романа «Идиот»

Александра Ивановна Епанчина – женщина добрая и разумная с твёрдым и решительным характером, занимающаяся музыкой, возрастом чуть более 25 лет.

Аделаида Ивановна Епанчина – 23-летняя девушка, прекрасно рисующая живопись.

Аглая Ивановна Епанчина – 20-летняя особа привлекательной внешности, слишком изнежена, поведение как у ребёнка, влюблённая в Мышкина.

Иван Федорович Епанчин – 56-летний мужчина с достатком, имеющий влиятельные связи, представитель класса солдатских детей.

Лизавета Прокофьевна Епанчина – родственница Мышкина по дальней линии, мамаша Аделаиды, Аглаи и Александры.

Ардалион Александрович Иволгин – отставной генерал, отец Гани и Вари, любить выпить и пофантазировать.

Нина Александровна Иволгина – супруга генерала Иволгина, мать Гани, Вари, Коли.

Гаврила Ардалионыч Иволгин (Ганя) –молодой человек 28-и лет с красивой внешностью, чиновник, влюблён в Аглаю.

Варвара Ардалионовна Птицына – сестра Гани.

Николай Ардалионыч Иволгин (Коля) – младший брат Гани.

Фердыщенко – «господин лет тридцати», арендовал комнату у Иволгиных.

Афанасий Иванович Тоцкий – миллионер, «лет пятидесяти пяти, изящного характера», содержавший Настасью Филипповну.

Лебедев – «закорузлый в подьячестве чиновник, лет сорока».

Ипполит – племянник Лебедева, друг Коли.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Вариант 2

Роман «Идиот» Ф. И. Достоевского – великое произведение всех времен, давняя задумка и важная творческая часть его жизни.

Главный герой – князь по фамилии Мышкин является олицетворением высокой морали и бескорыстности. По мнению самого автора это человек – моралист, добросердечен и открыт для общества. Он честен перед собой и людьми, несмотря на то, что живет в мире материальных ценностей и лицемерия. По мнению же людей, которые его окружают, князь Мышкин является простым «идиотом».

Треть своей жизни князь не посещал светские мероприятия, он жил обособленно, замкнуто. Выход в свет стал для него ужасным открытием. Все что он увидел, привело Мышкина в недоумение и замешательство. Все что его окружало, было для Мышкина антигуманным, противоестественным, люди поразжали своими пороками, жадностью к деньгам и лицемерием.

Автор сопоставлял князя Мышкина с Иисусом Христом, который пытался вразумить людей и стать на путь исправления своих ошибок. Так и князь пытался сделать помыслы людей чище и добрее. Он так и погибает в стремлении сделать мир лучше, донести до общества принципы морали и искренних помыслов, которые бы не порочили его.

В отличие от других персонажей, таких как Рогожин, Настасья Филипповна, Ипполит т.д., не обладающих ничем кроме самолюбия, Мышкин является счастливым человеком. Он говорит о том, что счастлив тот, кто умеет любить, именно любящий человек ищет радости, а разве ни это ли счастье? У других же играет гордость, и стремление обладать властью и превосходством. Именно это внутреннее состояние души мешает людям открыть свое доброе сердце.

Широта души, простодушие и открытость никак не принимается обществом, его поведение кажется смешным и нелепым. У людей другие ценности и нормы поведения, в которые князь Мышкин со своим мнением и отношением никак не вписывается. Но есть и те люди, которые искренне любят князя и всякий раз злятся и негодуют на него. Они считают глупым поведением его распирания и откровенные речи перед недостойными его людьми.

Любовь к двум женщинам – Аглае и Настасье Филипповне, разрывает его изнутри. Аглаю он любит больше как женщину, к Настасье же относиться просто сострадательно и всепрощающе. В конце концов, волею судьбы и понимая, что он нужен Настасье Филипповне, он остается с ней.

Князь Мышкин – это олицетворение чистой христианской веры, высокой морали и просто искреннего и настоящего человека. Он так и не смог донести до общества, что материальные блага и гордыня есть не что иное, как слабость духа и беспомощность. Человек должен жить в мире и согласии с самим собой, уважать и ценить мнение другого. Финальная часть произведения достаточно трагична и к этому приводит человеческая безнравственность и полное отсутствие веры.

Темы

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Популярные сегодня темы

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои

Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

По жанровой направленности произведение относится к народной сказке, главной мыслью которой является победа добра над злом, любви над ненавистью.

У каждого человека есть друг. Друзья могут быть близкими и настоящими. У меня тоже есть близкий друг, которого зовут Витя. Моему другу скоро будет 13 лет. Мы с ним дружим уже давно, и он меня еще ни разу не подводил.

Боян является одним из героев Слова о полку Игореве. Он считается второстепенным лицом. Но его имя многократно упоминается в творении писателя.

Биография Достоевского — кратко и самое главное

Ф.М. Достоевский

Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию. Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

Сам автор вспоминает: «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

«Идиот» Достоевского: обрести счастье в сумасшествии?

После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Для справки*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855)

Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Для справки*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».

Достоевский «Идиот» краткое содержание, персонажи, фильмы

изображение смертной казни — расстрел

Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

Тайна скопцов

Мы немного знаем про семью Рогожиных: это богатые петербургские купцы, глава семейства умер, оставив два с половиной миллиона наследства, а дом их, «большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеле­ного», находится на Гороховой улице. На нем князь Мышкин видит табличку с надписью «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». Звание почетного гражданина освобождало жителей города от рекрутской повин­но­сти, телесных наказаний и подушной подати. Но самое главное — это был знак престижа. В 1807 году были установлены особые правила для купцов: чтобы получить такое звание, нужно было 20 лет состоять в первой гильдии, а затем подать особое прошение в Сенат. Получается, что Рогожины либо достаточно старый купеческий род, либо же крайне успешный и не стесняющийся требо­вать себе почестей.

Еще при деде Парфена Рогожина комнаты в доме снимали скопцы, проповедо­вавшие аскетизм и безбрачие. Последнее подтверждалось и закреплялось буквально оскоплением — как мужским, так и женским. Секта существовала во многом благодаря покровительству со стороны известных купеческих семей, ценивших деловые качества скопцов. Сектанты держали меняльные лавки, но простым разменом денег не ограничивались, выполняя почти весь воз­мож­ный спектр банковских операций, в том числе по хранению денег. Специаль­ного и строгого законодательства для регулирования такой деятельности не было, и это открывало простор для серых финансовых операций. А бла­го­даря отказу от всех возможных страстей и вредных привычек скопцы были надежными партнерами.

Община скопцов в Якутии. Конец XIX — начало XX века

Связь со скопцами может быть указанием как на то, что состояние Рогожиных отчасти накоплено с помощью незаконных схем, так и на то, почему отец семьи так обозлился на сына Парфена, когда тот потратил деньги на укра­шения для Настасьи Филипповны. Это не просто потеря богатства, но еще и поступок во имя плотской страсти.

Часть четвертая

Главы I-V

Генерала Иволгина изводит Лебедев, поймавший его на краже бумажника (который, он, впрочем, подбросил назад). Генерал сгоряча завирается все больше, скандалит у Епанчиных. Наконец, прямо на улице его разбил удар.

Аглая при семье спросила у князя – просит ли он ее руки. Тот отвечал, что да. Епанчины понимают, что Аглая не шутит, а всерьез любит князя Мышкина. Жениху осталось пройти последнюю проверку: понравиться старухе Белоконской и ее кругу.

Главы VI-VII

Князь, обещавший держать себя в руках, все же растрогался при упоминании Павлищева, детства, потом стал горячиться против католицизма, и, наконец, нечаянно грохнул дорогую вазу. А после с ним и вовсе случился припадок падучей.

Главы VIII-IX

Аглая ведет князя объясняться с Настасьей Филипповной насчет писем. Та поражена неприязненным тоном девушки и в исступлении требует, чтобы князь остался с ней. Князь так и делает: ему кажется, что в эту минуту он нужнее этой несчастной, а не Аглае. Свадьба с Епанчиной расстроена, зато намечается венчание с Настасьей Филипповной. Невеста то весела, то хандрит. Сам князь считает своим долгом быть до конца с этой «сумасшедшей» женщиной.

Главы X-XI

С генералом Иволгиным произошел еще один удар – и он скончался. Между тем, настал день венчания князя со своей избранницей. В толпе у храма невеста замечает Рогожина. Она бросается к нему, и Парфен увозит ее в экипаже. Жених не удивлен, он предчувствовал такой исход.

Утром князь Мышкин едет в Петербург на квартиру Рогожина. Тот не открывает, однако князь чувствует, что хозяин притаился дома и смотрит из-за шторки. Весь день Лев Николаевич разыскивает беглянку, кружит под окнами дома Парфена. Наконец, Рогожин и впрямь останавливает его на улице и манит в дом.

В комнате за занавеской на кровати под белой простынею лежит зарезанная Парфеном Настасья Филипповна. Бессонная ночь прошла в бессвязных разговорах о том, что произошло. Убийца в лихорадке и бреду, князь, утешающий его, не в лучшем состоянии. Когда спустя много часов люди, наконец, вошли в комнату, князь уже ничего не понимал. Таким «идиотом» он когда-то прибыл в Швейцарию для лечения.

Глава XII. Заключение
Рогожин два месяца был на грани жизни и смерти, а после попал под суд. Ему дали 15 лет каторги. Князя определили на лечение в ту же швейцарскую клинику. Аглая Епанчина вышла замуж за какого-то проходимца, выдававшего себя за польского графа, и боролась за права Польши.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Объяснение сюжета

Смысл произведения «Идиот» и его идея в том, что даже самый благой и честный человек, оказавшись внутри безнравственного общества, превратится в его подобие или не выживет.

Духовный смысл произведения Достоевского «Идиот» вытекает из очевидной связи с идеями Библии и христианства. Писатель пробует представить мир, в котором окажется человек, подобный Иисусу. Высоконравственная личность у Достоевского существует вне нормы в образе «чудака», потому что только таким он представляет человека, который может попытаться изменить мир.

Духовный облик сближает героя романа с Христом. Образ, почти лишенный мирского, имеет глубокий духовный потенциал. Классик даже сделал Иисуса и Мышкина похожими:

  1. Возраст (им по 27 лет)
  2. Внешность (бледность, впалость щек, бородка, широкие пристальные очи)
  3. Манера поведения и диалога (всепрощение, душевность, огромнейшая проницательность без эгоизма, безответность при обидах).

Смысл произведения «Идиот» наилучшим образом раскрывается в конце.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава 3

Словно в подтверждение этих слов, князю приносят записку от Аглаи, где она приглашает его на свидание

Ему было приятно внимание девушки. Неожиданно оказавшийся рядом Рогожин говорит, что все написанное в записке правда

Настасья Филипповна дала слово, что выйдет за него замуж, но только после того, как свадьбу сыграет князь с Аглаей. Лев уже не обижался на Парфена за нападение, которое могло закончиться смертельным исходом. Он даже пытается оправдать его поступок. Любовь свела его с ума, а в таком состоянии трудно себя контролировать.

Глава 7

Всеобщий хохот довел бедолагу до слез. Его уводят спать. Князь вышел подышать свежим воздухом в парк. Он проигрывал в голове поступок Ипполита. Они были с ним чем-то похожи. Такие же мысли приходили ему в голову в Швейцарии, когда он проходил лечение. Незаметно для себя, князь прилег на скамейку и заснул.

Вечером он сам столкнулся с Настасьей. Она бросилась к нему навстречу, с вопросом счастлив ли он. Ответа на него не дождалась. Рогожин увел ее под руки.

Направление и жанр

По жанровой принадлежности произведение «Идиот» можно охарактеризовать как философский роман. Эта разновидность прозы возникла в эпоху Просвещения и достигла расцвета ближе к середине и концу XIX века, когда многие писатели-романисты экспериментировали со стилем, подачей, структурой и направлением. Особенности, характерные для этого жанра:

  • акцент на мировоззрении персонажей;
  • концептуальное осмысление судеб героев;
  • интеллектуальное развитие;
  • анализ тех или иных явлений общественной жизни.

Достоевский уделил внимание взрослению и внутреннему становлению героев, описанию их внутреннего мира, переживаний. По этому критерию «Идиот» можно назвать психологическим романом

Он написан с использованием средств художественной выразительности, при этом проникнут духом философского анализа.

Основная мысль и анализ

Свое произведение Федор Достоевский написал в 1869 году, на его создание ушло почти два года. В романе явно прослеживается нравственно-философская позиция русского писателя.

  • религия;
  • смысл жизни;
  • любовь.

Автор хочет донести до своих читателей, как низко пала русская интеллигенция, на что люди способны ради собственного обогащения.

Основная мысль произведения показать людям явное снижение духовности в обществе. Практически все герои Достоевского изменяют и ведут двойную жизнь, но для них эта ситуация обыденная, они считают такое поведение нормой. А человек, проявляющий искренность, доброту и всепрощение, воспринимается как сумасшедший.

В чем суть концовки

Скитания героев не приводят к счастью. Рогожин, измученный сомнениями и отсутствием взаимности, преступает закон. Саморазрушение Настасьи доводит ее до гибели. Мышкин не нашел места в обществе и не избежал участи, подобной Христовой. Он лишь ускорил процесс и стал детонатором готовящейся к взрыву бомбы.

В произведении «Идиот» смысл безумия Мышкина можно трактовать по-разному, как и смерть самого Христа:

  1. Гибель, «выпадение» из безумного эгоистичного мира, который становится недоступен ему. Вместе с князем погибает все лучшее.
  2. Обретение спасения от страшной реальности в безумии, где нет больше зла, обмана и боли.

Роман Достоевского Идиот, смысл которого раскрывается ближе к финалу, поднимает извечную тему добра и зла. Главный герой является воплощением добродетели, а все вокруг – зло, в котором он пытается существовать.

Мышкин – лакмусовая бумажка, проявляющая суть общества. Такие личности лишь иконы, рядом с ними спокойно, светло и тепло. Общение с князем для персонажей равноценно исповеди. Сам герой лишен мотивов, он не совершает поступков, влияющих на события. Но остается надежда, что приход князя Мышкина не был напрасен, и его духовная смерть побудит общество к пониманию истин.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу

Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором

Часть вторая

После ночи, проведенной с Рогожиным, Настасья Филипповна исчезает. Ходят слухи, что она уехала в Москву. Туда отправляются Парфен и князь. Накануне отъезда к Мышкину приходит Ганя и отдает те самые 100 тысяч рублей с просьбой вернуть их Настасье Филипповне.

Прошло полгода. За это время Варвара вышла замуж за Птицына, а Ганя уволился со службы и более не появляется в доме Епанчиных. Сватовство Тоцкого к Александре расстроилось, он женился на французской маркизе и уехал в Париж. Неожиданно и удачно вышла замуж средняя из сестер – Аделаида. Упорно ходят слухи, что наследство Мышкина не так уж велико, а Рогожин нашел-таки Настасью Филипповну и дважды пытался с ней обвенчаться. Однако невеста каждый раз сбегала из-под венца к Мышкину. Но затем вновь приходила к Рогожину.

Вернувшись в Петербург, Мышкин находит Парфена. У них складываются странные отношения друзей-соперников. Молодые люди даже обмениваются нательными крестиками – братаются по русскому обычаю. Парфен уверен, что Настасья Филипповна любит князя, но считает себя недостойной быть его женой. Понимает также, что ее отношения с Рогожиным когда-нибудь плохо закончатся и потому избегает брака. Но не может вырваться из этого замкнутого круга.

Однажды ревнивый Рогожин на темной лестнице в гостинице бросился на Мышкина с ножом. От смерти Льва спас только приступ эпилепсии. Испуганный Рогожин убегает, а князя с разбитой о ступеньку головой находит Коля Иволгин и отвозит на дачу к Лебедеву в Павловск. Там собираются семейства Иволгиных и Епанчиных.

Неожиданно на даче появляется компания молодых людей вместе с племянником Лебедева Ипполитом. Их цель – получить с князя деньги для сына его благодетеля Павлищева. Мышкин знает об этой истории, он просит Ганю во всем разобраться. Бывший секретарь убедительно доказал, что человек, выдающий себя за сына благодетеля, им не является. Это такой же сирота, как и князь, судьбой которого занимался Павлищев. Введенный в заблуждение мошенником и слухами о богатом наследстве Мышкина, он со своими друзьями явился взывать к совести Льва Николаевича. Князь готов помочь, но его состояние сильно преувеличено молвой. Смущенный молодой человек отказывается от денег.

Настасья Филипповна методично склоняет Аглаю к браку с князем, стараясь устроить жизнь любимого человека с достойной женщиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector