Досократики

Наследие

  • Дократовский метод критического мышления, применявшийся при исследовании мира природы, был применен Сократом к исследованию человеческого индивида и его социальных отношений. учреждения.
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель глубоко изучал досократиков, приписывая философу Пармениду введение концепций Бытия и Небытия (или Ничто).
  • Карл Марксдокторская диссертация Разница между демократической и эпикурейской философией природы оценивает мысли досократического философа Демокрита, одного из основоположников атомистической теории.
  • В марксистской философской традиции досократики признаны первыми материалисты.
  • Фридрих Ницше описал досократиков как «тиранов духа», и говорит о Сократе, что «столь удивительно регулярное, хотя и слишком быстрое развитие философской науки было уничтожено за одну ночь».
  • Освальд Шпенглердокторская диссертация Основная метафизическая идея философии Гераклита дает оценку мысли досократического философа Гераклита, получившего название «безвестное».
  • Мартин Хайдеггер’работа после поворота’ (умереть Кехре) использует досократических мыслителей Гераклита, и особенно Парменида, в качестве двух своих основных собеседников.
  • Карл Поппер, один из наиболее влиятельных философов науки 20-го века, придавал большое значение критической традиции, воплощенной в развитии досократической мысли, анализ которой способствовал его собственным эпистемологическим теориям. Его известное эссе на эту тему «Назад к досократикам» можно найти в антологии его эссе. Домыслы и опровержения — рост научных знаний, 2-е издание. Издательство Рутледж. 2002 г.

История

Термин «досократики» утвердился в 1903 году, когда немецкий учёный Герман Дильс собрал в труде «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Термин «досократики» восходит к термину «досократическая философия», введённому немецким философом, филологом и теологом Иоганном Августом Эберхардом (1739—1809), который в своей книге 1788 года «Всеобщая история философии» разделил историю античной философии на два основных периода — «досократовскую философию» и «сократовскую философию».
В ставшей классической работе середины XIX века Эдуарда Целлера «Философия греков в её историческом развитии» в заложенной им периодизации древнегреческой философии её первый этап выделяется от древних ионийцев до Сократа. До Целлера Гегель в своей истории философии первый период древнегреческой философии определял от Фалеса до Аристотеля.

Концептуальным сведением досократиков воедино мы обязаны британско-шотландскому антиковеду Дж. Бернету (он называл их «ранними греческими философами»).

Критика слова «досократический»

Мишель Онфрей в своем курсе «Гений гедонизма I — дохристианский архипелаг» (2002/2003) в Популярном университете Кана утверждает, что сама концепция досократики придает слишком большое значение Платону и идеализму в истории человечества. философия, сознательно преуменьшая значение других философов и объединяя под одним названием отдаленные течения мысли. Это было бы результатом написания истории самим платонизмом , победоносным — победоносным, потому что в идеальном философском согласии с определенными течениями средневековой «всемогущей» схоластики на протяжении веков, в том числе мыслители (в основном священнослужители) будут нести ответственность за копирование древних текстов и определение их интерес к христианской доктрине, то есть то, как они приносят «свет» к более глубокому пониманию указанной доктрины. Таким образом, атомистические теории Левкиппа или Демокрита не относятся к течению мысли до Сократа или Платона, а, напротив, представляют собой современную альтернативу идеализму Платона и обнаруживаются гораздо позже у Эпикура и Лукреция .

Очевидно, этот классификатор страдает логическим изъяном (антиномия, противоречие …), поскольку он включает в себя ряд соратников или учеников Сократа (последний, как мы знаем, не оставил письменности). Другими словами, целевой период включает символ, которому он должен предшествовать! Кроме того, добрые десять так называемых досократиков, таких как Архит и Евклид из Мегары , умерли после мастера. Вот почему долгое время предлагался альтернативный термин «  доплатонический  », начиная с Ницше . Но термин, освященный употреблением, согласно распространенному выражению, как это часто бывает, кажется, суждено возобладать, несмотря на сопротивление …

Без сомнения, в более широком контексте универсальной истории мысли мы можем выйти за рамки этого. Суть заключается в хронологической ссылке, предоставленной выдающимся персонажем, «неизбежной» на современном языке: после смерти Сократа ( ~ 399 г.) все [ философские ] представления были на месте, мысль приняла новый оборот …

Исследования вопроса начала философской науки

Первым, кто стал исследовать вопрос начала философии, стал Аристотель. Подкрепив собственные знания и принципы достаточной материальной и теоретической базой, он обратился к опыту своих предшественников и совершил попытку истолковать их воззрения с историко-философской точки зрения. Ни один его труд не обходится без цитирования предшественников. Стоит отметить, что одних он яро критиковал, с другими сходился во мнениях.

Однако важно сказать, что его критика была оправданной и подкреплённой его собственными познаниями. Он руководствовался своим учением о четырёх причинах всего:

  • Материальная причина. То из чего.
  • Формальная причина. То, что.
  • Движущая причина. То, откуда движение.
  • Целевая причина. То, ради чего.

Аристотель полагал, что практически все первые философы считали, что начало всего – материальные начала

Иными словами, то, из чего состоят вещи, из чего они появляются, и во что они превращаются после погибели, при этом важно, что сущность хоть и остаётся, но может изменяться в своих проявлениях

Аристотель называет такую сущность physis, что в переводе означает природа или естество. У истоков такой философии Аристотель видит Фалеса. Философское направление, которое соответствует данному виду философии, Аристотель называет фюсиология, а мыслителей, относящихся к данному направлению – фюсиологами.

Историко-философские экскурсы Аристотеля приняли академический характер и стали достаточно авторитарными во времена других эпох, что оказало важное значение на порядок изложения философской мысли в будущем. Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в

Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики

Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в. Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Но при более глубоком изучении данной темы оказывается, что многие из тех, кто считался досократиком, по возрастным параметрам были схожи или даже оказывались младше самого Сократа. Это означало то, что Сократ определённо был ключевой фигурой в развитии и становлении философской мысли, а его место было где-то между до и после.

Второй причиной сомнений однозначного понимания понятия является то, что некоторые мыслители выделяются в отдельную группу ещё и потому, что их понимание философии отличалось от сократовских представлений. Их тип философствования не был похож на тип философствования Сократа, они исследовали иные проблемы, о ставили перед собой иные цели.

На самом деле так и было, софисты скорее современники Сократа, но важно заметить, что они и его учителя, а чуть позднее стали его оппонентами, потому как свои воззрения они строили скорее на идеях ранних философов. Софисты были ближе к взглядам Парменида, Гераклита, Зенона Элейского, а радикальные идеи Сократа были им чужды

Суть учения досократиков

Основным предметом философских размышлений досократиков был космос. Их представления об окружающем мире базировались на идее Аристотеля о Боге, как абсолютном начале. Все, происходящее в мире, цельный и непрерывный процесс, а Бог – его причина, основная и единственная движущая сила. По мнению Аристотеля, Бог и космос – тождественные понятия. Они не могут существовать по отдельности, и олицетворяют друг друга.

Для философии досократов характерны:

  • практический подход к изучению – рационализм;
  • ориентация на устройство общества, а не отдельного человека;
  • отождествление Бога, человека и космоса.

Цель досократовской философии – поиск истинного источника мироздания и познание его основных законов. Учение базируется на двух основных тезисах: подобное познается подобным и из ничего, невозможно получить что-то. Человек рассматривался как часть общества и как часть общекосмической жизни. Досократическая концепция должна была позволить определить истинное предназначение человека.

Суд над Сократом

Сократ был осужден своими соотечественниками по обвинению в богохульстве и развращении молодежи. Вину свою античный философ не признал, даже в своей защитительной речи сказал, что достоин высшей чести: обеда в пританее за государственный счёт. Сократ отказался также от возможности выплаты штрафа или бегства из тюрьмы с помощью друзей. Обращение к судьям за милосердным решением древнегреческий философ читал унизительным как для подсудимого, так и для суда.

Судебный процесс подробно описан в произведениях Платона и Ксенофонта (греч. Ἀπολογία Σωκράτους) , которые содержат полностью защитительную речь античного философа и обстоятельства суда над ним.

В 2012 году в Афинах был проведен аналог античного суда над Сократом — современный суд, с участием известных юристов различных стран и зрителей. Голоса профессионалов разделились поровну, а зрители были на стороне философа. В результате современного судебного шоу Сократ был оправдан.

Смерть Сократа

Сократ, как свободный афинский гражданин, не был подвергнут смерти палачом, а принял яд самостоятельно. Последний день жизни древнегреческого философа описан в произведении его ученика Платона — диалоге «Федон». Долгое время считалось, что Сократ был отравлен цикутой, однако описание клинической картины смерти не совпадают с картиной смерти от этого яда. В наше время есть предположение, что ядом мог служить болиголов пятнистый, который больше подходит под картину смерти описанную Платоном.

Учение

Основным предметом философствования у досократиков был космос (природа). Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Досократиками были сформулированы два универсальных тезиса, на которых так или иначе строились их умозаключения: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познаётся подобным». В тот период человек и сфера социального, как правило, не вычленялись из общекосмической жизни. Человек, общество и космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Как отмечал Ф. Х. Кессиди, концепция природы у них «призвана давать не только естественное (натурфилософское) пояснение того, что происходит в мире, но и служить средством жизненной ориентации в окружающей действительности: определить место и назначение человека в „божественном“ космосе». Устойчивой досократической концепцией отмечают дуализм.

литература

  • Томас Буххайм : досократики. Философский портрет . Бек, Мюнхен, 1994.
  • Вильгельм Капелле : досократики , Альфред Крёнер Верлаг, Штутгарт 1968, ISBN 3-520-11908-0 .
  • Хельмут Флашар и др. (Ред.): Ранняя греческая философия (= Очерк истории философии . Философия древности , том 1). Тома 1 и 2, Швабе, Базель 2013, ISBN 978-3-7965-2598-8 .
  • Германн Френкель : Пути и формы раннегреческой мысли . Бек, Мюнхен, 1955 г.
  • Ханс-Георг Гадамер : Начало философии . Реклам, Штутгарт, 1996.
  • Маттиас Гатземайер : Pre-Socratics , в: Юрген Миттельштрасс (Ред.): Энциклопедия философии и философии науки. 2-е издание. Том 8: Th — Z. Stuttgart, Metzler 2018, ISBN 978-3-476-02107-6 , стр. 358 — 361 (словарная статья с трехстраничной библиографией).
  • Улоф Гигон : Происхождение греческой философии. От Гесиода до Парменида . Швабе, Базель и Штутгарт 1968.
  • Вольф-Дитер Гудопп-фон Бем : Фалес и последствия. О развитии философской мысли. Анаксимандр и Анаксимен, Ксенофан, Парменид и Гераклит. Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 2015 г.
  • Уво Хёльшер : Первые вопросы. Исследования по ранней греческой философии . Vandenhoeck & Ruprecht, Геттинген, 1968.
  • Андре Лакс : Концепция досократической философии: ее происхождение, развитие и значение. Перевод Гленна В. Моста . Princeton University Press, Princeton 2018.
  • Энтони А. Лонг (ред.): Справочник по ранней греческой философии. От Фалеса до софистов. Мецлер, Штутгарт 2001.
  • Ральф Людвиг: Пре-Сократики для начинающих. Введение в чтение. Deutscher Taschenbuch Verlag, Мюнхен, 2002 г.
  • Ганс Георг фон Манц: досократики. В: Werner E. Gerabek et al. (Ред.): Энциклопедия истории болезни. Де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 2005, ISBN 3-11-015714-4 , стр. 1459-1461.
  • Кристоф Рапп : досократики . Бек, Мюнхен 2007.
  • Вольфганг Шадевальдт : Истоки философии у греков. Досократики и их требования . Зуркамп, Франкфурт 1978 г.
  • Герхард Штапельфельдт : миф и логос: античная философия от Гомера до Сократа . Ковач, Гамбург, 2007.
  • Кристофер Чарльз Уистон Тейлор (ред.): От начала до Платона . История философии Рутледж Том 1, Лондон: Рутледж, 1997.
  • Карл-Хайнц Фолькманн-Шлюк : философия досократиков. Начало западной метафизики . Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 1992.
Библиографии
  • Леонс Паке, М. Руссель, Й. Лафранс: Les Présocratiques: Bibliographie analytique (1879–1980) , 2 тома, Беллармин, Монреаль 1988–1989.
  • Луис Э. Навиа: досократические философы. Аннотированная библиография , Гарланд, Нью-Йорк, 1993.

Философская позиция досократиков

Тексты, которые дошли до нас, помогают установить направление идей досократиков. Фрагменты и свидетельства современников говорят о том, что наиболее важным для ранних греческих философов был вопрос о начале единства всего. Ежедневные наблюдения мыслителей наводили их на мысли о том, что в мире ничто не вечно, но от этого мир не гибнет. Каждый день в окружающей среде происходят различные изменения, что-то гибнет, что-то вновь рождается, однако эти постоянные изменения не приводят к исчезновению мира. Более того, вокруг себя каждый человек постоянно наблюдает множество вещей и событий, но при этом мир остаётся целостным.

Значит, как полагали досократики, должна быть какая-то сила, которая оказывает невидимое действие, направленное на сохранение целого, и, будучи многим, она продолжает своё существование как единый мир, а любая вещь в этом мире существует как единая, и отсюда становится ясным, что сила или власть, которая способствует удержанию этого единства и позволяющая ей быть таковой, это и есть сама вещь в самом этом мире. Иначе не представляется возможным существование чего-либо.

Первые мыслители выдвигали множество гипотез по поводу того, что же может быть этой силой и кто мог бы выполнять данную необходимую роль. Согласно досократическим философским учениям и идея, которые они выдвигали, то такую объединяющую роль могли бы выполнять и вода, и воздух, и огонь и ещё много чего.

Определение

Досократики – это учёные-мыслитель, которые жили в VI — нач. IV в. до н.э., основных их занятием было исследование природы в смысле physis, иначе говоря, фюсиологии, ключевым вопросом, их изучения было принцип начала единства всего мира.

Некоторые учёные полагают, что к числу досократиков можно отнести и софистов, которые также занимались исследованием природы в этот период. Однако некоторые отрицают данное положение в силу того, что софисты базировали свои интересы в другой сфере, нежели фюсиологи.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Обзор

Аристотель был первым, кто позвонил им физиологи или же Physikoi («физики», после физический, «природа») и отличить их от более ранних (теологи), или мифологои (рассказчики и барды), которые приписывали эти явления различным богам.Диоген Лаэртиус разделяет физиологи на две группы: Ионическийво главе с Анаксимандр, и Italiote во главе с Пифагор.

Фокус и цели

Философы-досократы отвергли традиционные мифологические объяснения явлений они видели вокруг себя более рациональные объяснения. Их усилия были направлены на исследование конечной основы и сущности внешнего мира. Многие стремились к материальному принципу (Archê) вещей, а также способ их возникновения и исчезновения. Как первые философы, они подчеркивали рациональное единство вещей и отвергали сверхъестественные объяснения, вместо этого ища естественные принципы, действующие в мире и человеческом обществе. Досократики видели в мире Космос, упорядоченное устройство, которое можно понять с помощью рационального исследования. Досократические мыслители представляют дискурс, касающийся ключевых областей философского исследования, таких как бытие, первичный материал вселенной, структура и функции человеческой души, а также основные принципы, регулирующие воспринимаемые явления, человеческое знание и мораль.

Иногда бывает трудно определить действительную линию аргументации, которую некоторые досократики использовали в поддержку своих конкретных взглядов. Хотя большинство из них составили важные тексты, ни один из текстов не сохранился в полной форме. Все, что доступно, — это цитаты и свидетельства более поздних философов (часто предвзятых) и историков, а также отдельные текстовые фрагменты.

Эти философы задавали вопросы о » сущность вещей»:

  • Откуда все взялось?
  • Из чего все создано?
  • Как мы можем объяснить множественность вещей, встречающихся в природе?
  • Как мы можем описать природу математически?

Другие сосредоточились на определении проблем и парадоксов, которые стали основой для более поздних математических, научных и философских исследований.

Графические отношения между различными досократическими философы и мыслители; красные стрелки указывают на отношения оппозиции.

Традиции и современное открытие

Наши знания о них основаны на отчетах, известных как доксография — более поздних философских авторов (особенно Аристотель, Плутарх, Диоген Лаэртиус, Stobaeus и Симплициус), и некоторые ранние богословы (особенно Климент Александрийский и Ипполит Римский). Современный интерес к ранней греческой философии восходит к 1573 году, когда Анри Эстьен собрал ряд досократических фрагментов в Poesis Philosophica (Ποίησις Φιλόσοφος).Герман Дильс популяризировал термин «досократический» в Die Fragmente der Vorsokratiker (Фрагменты досократиков) в 1903 г. Однако термин «досократический» [sic] использовался еще Джордж Гротес Платон и другие соратники Сократа в 1865 г. Эдуард Зеллер также был важен для разделения мыслей до и после Сократа. Основной анализ досократической мысли был проведен Грегори Властос, Джонатан Барнс, и Фридрих Ницше в его Философия в трагическую эпоху грековСохранились только фрагменты оригинальных сочинений досократиков (многие из них озаглавлены Пери Физеос, или же На природе, название, вероятно, позже приписали другие авторы). Перевод Пери Физеос в качестве На природе может ввести в заблуждение: «включено» обычно дает идею «эрудированной диссертации», а «пери«может относиться к» круговому подходу «; и традиционные значения»природа»для нас (как противостояние культура, к сверхъестественное, или как сущность, вещество, в отличие от аварияи т. д.) может противоречить значению «Физей» или же «физический«для греков (имеется в виду« первоисточник »или« процесс возникновения и развития »).

Более поздние философы отвергли многие ответы ранних греческих философов, но продолжали придавать большое значение своим вопросам. Кроме того, космологии предложенные ими были обновлены более поздними разработками в наука.

Основные проблемы и понятия философии досократиков

Московский Государственный Университет,

ф-т социологии.

Реферат по
истории зарубежной философии.

Тема:

Основные
проблемы и понятия
философии досократиков.

Выполнила: Захарова Т. А., 101 гр., вечернее
отделение.

Проверил: Густырь А. В.

2001 год.

1.      1.Введение.         3

2.      Милетская  школа      3

2.1. Фалес Милетский…………………………………………………………………… 3

2.2. Анаксимандр………………………………………………………………………….. 4

2.3. Анаксимен…………………………………………………………………………………. 6

3.      Гераклит. 6

4.      Пифагорейский союз.  8

4.1. Пифагор
и его учение…………………………………………………………………. 8

4.2. Средние
пифагорейцы………………………………………………………………… 9

5.      Элеаты.    10

5.2. Парменид………………………………………………………………………………. 11

5.3. Зенон………………………………………………………………………………………. 12

6. Атомисты.     13

1.  
1.Введение.

Досократики — условное название группы древнегреческих философов,
действовавших как до, так и после жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до
н. э. В основном их произведения сохранились только во
фрагментах либо в цитатах и критике более поздних античных авторов. Объединяет
их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного
человека, об отношении мышления и бытия, об имманентной диалектике мышления и
т. д., а также отсутствие собственно философской терминологии вследствие нерасчлененности
и неразвитости научного знания.

В
своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу.
Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным
принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является
основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия
перекликается с мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из
которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина:
стойхейон и архе

Одни философы (натурфилософы
или фисиологи) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые
стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в
математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии;
четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о
первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных
явлений, движения, а некоторые — и проблеме познания.

2.  
Милетская  школа

Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней
впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало
милетцы видели в неком материальном веществе, чувственной стихии, которая
является одновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Философов
Милетской школы объединяет также то, что все они – монисты, т. е., признавали
только одно начало сущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector