Дон кихот

Суть

Популярность первого тома романа еще при жизни автора объяснялась приключенческой основой текста и его новизной. Сочинение Сервантеса весьма разнообразило жанр. Но если тогдашняя популярность могла быть обязана жанровой необычности и множеству невероятных приключений героев, то интерес к «Дон Кихоту» спустя 400 лет обязан более глубинным смыслам произведения. Оно имеет множество функций и особенностей.

Так как произведение во многом политическое, Сервантес был вынужден писать осторожно. Автор настолько хорошо спрятал многие задуманные им смыслы, что сегодня некоторые из читателей не понимают гениальности этого сочинения и считают его не более, чем хорошим приключенческим романом

Основная цель писателя — борьба против двух крайностей — против феодального засилья (старый мир) и против небывалой прежде жажды наживы (новый, буржуазный мир). По сути обе проблемы от невоздержанности человека, от его желания обогатиться за счет другого. Поэтому властные особы показаны скудно, и жизнь их ничем не примечательна. Жизнь же низших сословий — бедных крестьян и даже мелких разбойников — литератор описывает во всей ее полноте, нередко приукрашивая, ведь у них Сервантес видит тот бодрый человеческий дух, который так уважается им как гуманистом. Этот дух есть у главного героя. В нем, более того, есть и сам автор, который всю жизнь стремился делать мир лучше и быть полезным обществу, однако только и делал, что терпел неудачи.

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота

Дон Кихот — центральный персонаж романа. Комичная фигура престарелого бедного кастильского идальго Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, оставляет дом и пускается на поиски приключений, сразу же настраивает читателя на то, что перед ним — пародия на модные в то время романы. Уже само имя, придуманное себе героем (в переводе с испанского «кихот» означает «набедренник») вызывает недоумение и улыбку. Ведь идальго, представители низшего слоя испанского дворянства, не имели права на приставку частицы «дон». Почему же этот чудак пытается подражать прославленным героям прошлого и воображает себя странствующим рыцарем, совершающим подвиги по имя своей возлюбленной, прекрасной Дульсинеи Тобосской, которую он тоже придумал? Проще всего счесть его безумцем. Так и поступают все, кто с ним сталкивается во время его странствий по дорогам Испании. Автор лишь постепенно подводит читателя к тому, что его герой, несмотря на его весьма эксцентрические выходки, прекрасно образован, начитан в античной литературе, может быть трезвым и рассудительным, а в его безумии, говоря словами Шекспира, есть «своя последовательность». Свои неудачи на рыцарском поприще Дон Кихот объясняет происками злых волшебников, чарами которых великаны превращаются в ветряные мельницы, а дама его сердца, Дульсинея, принимает облик простой крестьянки. Дон Кихот свято верит в фантастические повествования о подвигах рыцарей, и эта вера поддерживает его неукротимый дух, который едва удерживается в дряхлом геле. Косность окружающих его людей и предметов не повергает его в отчаяние, поскольку они не властны над его идеалом. В романе Сервантеса мир «высокой» фантазии и «низкой» действительности, мир поэзии и прозы не противопоставлены друг другу, как это полагали писатели-романтики, видевшие в Дон Кихоте одинокого мечтателя, не понятого пошлой и вульгарной толпой. У Сервантеса эти миры причудливо переплетены, вписаны один в другой, между ними существуют взаимные переходы, открытые тому, кто дерзновенно верит в их возможность. Дон Кихот говорит о себе: «Волшебники могут отнять у меня счастье, но воли и мужества им у меня не отнять». Правда, во 2-й части романа героический энтузиазм Дон Кихота постепенно ослабевает, уступая место разочарованию и примирению с участью простого смертного — уже не странствующего рыцаря Дон Кихота, а бедного идальго Алонсо Кихано. Но это вовсе не означает, что автор ниспровергает идеалы, вдохновлявшие его героя. Сервантес показывает, что человек в своих духовных исканиях должен подражать высочайшим образцам, не боясь показаться смешным, но при этом обязан помнить, что он крепчайшими идеями связан со своим окружением, которое не только держит личность в плену обыденности, но и стимулирует ее потребность в творчестве, в создании образов, которыми будет жить не одно поколение. На протяжении всего романа Сервантес постоянно подвергает образ своего героя самому трудному и жестокому испытанию — испытанию смехом. И Дон Кихот его выдерживает. Трагическое и комическое в нем сливаются воедино, а смех благодаря гению Сервантеса приобретает новое измерение — он не унижает и не развенчивает, но облагораживает и утверждает веру в вечное достоинство смертного человека.

Альбасете

Альбасете – следующая после Толедо провинция в составе Кастилии-Ла-Манчи, по которой пролегал путь Дон Кихота. Здесь можно встретить сразу несколько объектов, упомянутых в романе.

Неподалеку от местечка Осса-де-Монтьель располагается природный памятник, самая «литературная» из всех испанских пещер – Монтесинос. Это та самая пещера, спускаясь в которую Дон Кихот засыпает волшебным сном.

Весьма оригинальный памятник Дон Кихоту и Санчо Пансе был установлен в 1997 году в Мунере. Таким образом жители показали «причастность» своего города к великой книге: здесь происходила сцена свадьбы, описанная в 20-й главе.

Характеристика

Дон Кихот большую часть времени проводил за чтением книг. Это увлечение книгами привело к тому, что Алонсо решил посвятить остаток жизни борьбе со злом. Мужчина возомнил себя рыцарем, как герои его любимых книг. Придумав себе звучное прозвище, оседлав Росинанта, он отправляется в самое увлекательное путешествие в своей жизни. У каждого рыцаря должна быть дама сердца, ради которой совершаются подвиги. У Дон Кихота ею становится обычная сельская девушка, которой он тоже придумал имя. Теперь она Дульсинея Тобосская.

Его воображение не останавливалось ни на минуту, рисуя яркие картины. Он так верил в идеальный мир, придуманный им, что переставал отличать, где реальность, а где вымысел.

Мечтательность и целеустремленность помогли ему осуществить заветное желание. Ему было наплевать, что люди считают его выжившим из ума стариком. Он терпел насмешки и издевательства в свой адрес. Жизненная цель, вот что придавало ему сил и помогало идти вперед, не останавливаясь ни перед чем.

Его доброе сердце и ранимая душа не хотели мириться с жестокой несправедливостью на земле. На ней было слишком много зла. Он считал, что люди должны помогать друг другу. Они не должны врать, лицемерить, обижать слабых. Сам Алонсо никогда ни на кого руку не поднял. Он всегда был защитником слабых. Однако его добрые поступки, как правило, выходили ему боком. Это видно на примере его заступничества за маленького мальчика, избиваемого хозяином. Каторжане, которых он освободил, вместо благодарности за полученную свободу, закидали его камнями. Цирюльник, встреченный им по дороге, был принят за странствующего рыцаря. Он отбирает у него воображаемый медный шит на деле оказавшийся медным тазом, которым он всего лишь укрывался от дождя.

Рассудительный и осведомленный во многих вопросах. Всегда даст мудрый и дельный совет. Именно он помогал и подсказывал Санчо Панса во времена его правления на острове, став его наставником на это время.

Уже в начале путешествия, Дон Кихот понимает, что силы у него не те. Он уже не добрый молодец, а уставший и больной старик. Ему не под силам изменить к лучшему окружающий мир. Единственным местом, где он смог себя почувствовать рыцарем стал герцогский замок, но его жители просто чересчур любили розыгрыши и шутки.

Образ Дон Кихота – это «вечный образ». Автор попытался отразить в нем бескорыстное стремление творить добро, быть справедливым, совершать благородные поступки, стремиться к высоким идеалам. Ради них главный герой проявляет отвагу, способность жертвовать собой.

Санчо Панса — Sancho Panza

Добавить в избранное

Роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры посвящен странствующему рыцарю, главному герою Дон Кихоту. В своем произведении, писатель в пародийной форме, дает описание приключений благородного героя и его верного оруженосца Санчо Панса. После издания рыцарского рассказа Сервантеса, возникло понятие «донкихотство», остающимся актуальным и злободневным и в наше время, ведь борьба одного человека против системы, это и есть «война с ветряными мельницами». Рыцарский роман Сервантеса де Сааведры считается одной из лучших книг всех времен и народов.

Герои романа и сюжетная линия

Порядка шестисот участников «использованы»автором для создания нужной атмосферы в романе. Здесь священники и комедианты, воры и бандиты, пастухи и солдаты, дворяне и простые крестьяне. Каждому из них отведена своя роль, однако главными героями по праву считаются Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса.

Являясь простым крестьянином, Санчо Панса был заинтересован Дон Кихотом стать губернатором на завоеванном острове и стал его оруженосцем. Его можно охарактеризовать как забавного, мудрого, немного хитрого и остроумного человека. Живет он, в отличие от Дон Кихота, вполне земной жизнь, не оторван от действительности.

Вопрос добра и зла, вера в истинность порывов души и стремление сделать мир лучше – именно так можно описать характер главного героя, дворянина и романтика Дон Кихота. Начитавшийся сказок старик, который и вообразил себя в сказочном путешествии, пойдя сражаться за прекрасную даму и желающий привнести в окружающую жизнь добра, Дон Кихот затронет душу каждого читателя. Ведь в нем каждый из нас найдет себя, свои лучшие стремления и нереализуемые мечты об идеальном мире, отсутствии в не зла и несправедливости.

Проблематика произведения

Благодаря главным героям и различиям в их подходе к окружающей действительности каждый из нас вынесет для себя из прочтения романа ценные уроки, которые не теряют актуальности. Основными вопросами, которые затрагивает автор, можно назвать:

  • стремление к справедливости и добру, которые свойственны всем людям без исключения и которые сталкиваются с реалиями жизни;
  • жизнь ради идеалов: и такой путь вполне может быть выбран! Каждый из нас стоит перед выбором между добром и злом практически на каждом шагу, потому нельзя отрицать, что для некоторых служение своим идеалам будет лучшим решением, согласующимся с душевными порывами и обеспечивающим равновесие в жизни;
  • необходимость трезво оценивать собственные силы также затрагивается в романе. Ведь даже самые лучшие намерения разбиваются в пыль при соприкосновении с жесткой действительностью, и при отсутствии здравого смысла и умения подстраиваться под обстоятельства можно сделать лишь хуже.

Прочтение романа «Дон Кихот» станет удивительным путешествием в мир идеалистов, однако некоторая горечь разочарования от невозможности реализовать самые лучшие намерения будет сопровождать по окончании чтения. Анализ рассматриваемых проблем будет полезен каждому, ведь для человека свойственно искать пути улучшения и мира, и окружающих. И чтобы такие действия принесли пользу, поможет внимательное и вдумчивое ознакомление с романом и его героями, приложение их взглядов к реальному миру.

Не случайно понятие «донкихотства»стало синонимом искренних благородных порывов, отваги и готовностью к самопожертвованию. Бескорыстие и уверенность в правильности своих устремлений к идеалу могут стать путеводной звездой для тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной сочувствием к людям, более осмысленной.

Смысл произведения «Дон Кихот»

Нелепый высокий Дон Кихот и его коротышка-слуга отправились в увлекательное путешествие. Глупые ситуации, комичные приключения. Кажется, ничего интригующего и вдохновляющего. Но это только на первый взгляд. Два героя стали национальными любимцами. Произведение «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса — своеобразная пародия на рыцарские романы, которые были распространены в литературе Испании XVI века. В этих книгах авторы воспевали великие подвиги рыцарей. Однако действующие лица были вымышленными. События, описываемые в романах, не имели ничего общего с действительностью.

У главного героя произведения «Дон Кихот» была цель. Он хотел стать настоящим рыцарем, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался. Персонаж словно поместил себя в воображаемый мир, в котором так и остался жить. Слабые обездоленные люди должны находиться под защитой отважных рыцарей. Вершить справедливость — то, к чему стремился Дон Кихот. Однако внешний вид новоявленного рыцаря вызывает лишь усмешку. Медный таз на голове, тощий конь, старые, видавшие виды доспехи. Именно в таком облике Дон Кихот отправился совершать подвиги. Когда читатель знакомится с первой частью романа, на его лице невольно появляется улыбка. Кто же этот странный персонаж: благородный рыцарь или человек, который сошёл с ума.

В произведении прослеживается противоречивость в действиях героя. Несмотря на то, что Дон Кихот хочет казаться отважным, неустрашимым и решительным, в душе он очень добрый и ранимый. Он искренне желает помогать тем, кто в этом нуждается. Подвиги героя нелепы. Но он творит их с серьёзным лицом, словно от него зависит жизнь людей. Персонаж не боится показаться смешным и нелепым. Дон Кихот не отступает, даже когда силы противника превосходят его. Но в большинстве случаев опасность оказалась мнимой.

Дон Кихот является олицетворением благородства, великодушия и справедливости. Он глубоко не согласен с тем, что людей заковывают в цепи. Персонаж всеми силами старается освободить тех, кого повели на каторжные работы. Но спасённые им люди не оценили подвига Дон Кихота. Преступники оказались безжалостными и циничными. Однако для героя это не имело значения. У него было правило: свобода — то, что принадлежит каждому человеку, и никто не может ее отнять.

История создания персонажа

Испанец Мигель де Сервантес решился высмеять рыцарскую литературу после того, как прочел книгу «Интерлюдии романсов». Примечательно, что основополагающее произведение Сервантеса было написано в тюрьме. В 1597 году автор попал за решетку по обвинению в растрате государственных средств.

Произведение Мигеля де Сервантеса состоит из двух томов. Первый — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — книгочеи увидели в 1605 году, а следующий роман под названием «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи» вышел в свет через десять лет. Год написания — 1615-й.

Писатель Херман Арсиньегас говаривал, что возможным прототипом Дон Кихота послужил испанский конкистадор Гонсало Хименес де Кесада. Этот человек много путешествовал и стал первым искателем таинственного Эльдорадо.

Биография и образ Дон Кихота

Биография популярного литературного героя окутана ореолом тайны. Сам автор писал, что о настоящем имени персонажа остается только гадать, но, предположительно, наездника зовут Алонсо Кехана. Хотя некоторые считают, что его фамилия Кихада или Кесада.

Благородное имя главный герой выбрал себе сам, потратив на раздумья неделю. Литературный персонаж проживал в селе Ламанчском. Имущество его не отличалось богатством: Кехана владел фамильным копьем, древним щитом, старой клячей и собакой.

Пятидесятилетний мужчина проводил дни и ночи за чтением рыцарских романов, упиваясь приключениями отважных храбрецов. В один момент Кехана понял, что он ничем не отличается от вымышленных персонажей, мужественных и храбрых. К тому же пожилому человеку было скучно, а душа требовала разнообразия и авантюр.

Любителю книжных страниц захотелось стать странствующим воином. Он привел имеющиеся у него доспехи в надлежащий вид и придумал имя верному коню — Росинант. Мужчина дал такое прозвище непарнокопытному животному неспроста. Имя его коня — это своеобразная игра слов: rocin в переводе означает «кляча», а вторая составная часть слова — ante — переводится как «прежде, впереди».

Дон Кихот и Санчо Панса

Герой знал не понаслышке, что путешественник должен обзавестись дамой сердца, поэтому его возлюбленной стала некая Альдонсуа Лоренсо, которую главный герой произведения нарек Дульсинеей Тобосской. Теперь дело оставалось за малым: чтобы поставить еще одну галочку в «рыцарском списке», нужно отправиться в путь.

Чего только не было во времена хождений персонажа! Его подвиги и фантазия не знают границ. Например, вместо ветряных мельниц идальго видит гигантских чудовищ и, поскольку долг рыцаря — спасти землю, вызывает «великанов» на поединок.

К сожалению, Фортуна не всегда улыбалась главному герою, который однажды проиграл Рыцарю Белой Луны. Поэтому любитель романов решил отстраниться от рыцарской деятельности на год и вместе со спутником Санчо Пансой покинул презренный город и сделался пастухом.

В конце книги путешественник начал хворать, и перед смертью его разум прояснился: главный герой возненавидел куртуазные романы и выбрал себе новое имя — Алонсо Кихано. Рыцарь составил завещание и умер по-христиански, как не уходил из жизни еще ни один странствующий воин.

Дон Кихот и мельница

Несмотря на отрицательные качества, главный герой романа Сервантеса производит положительное впечатление, ведь сложно не любить взрослого ребенка, который предпочел скучному и тривиальному миру богатое воображение. Он поразил сердца не только обывателей, но и литературной диаспоры: характеристику герою пытались дать Джордж Байрон, Виктор Гюго, Иван Тургенев и другие именитые прозаики.

Исследователи вывели новый человеческий психотип, а также философское понятие, которое зовется «донкихотство». Основные черты характера, которые психологи приписывают «Дон Кихоту», — это наивность и доброжелательность.

Странствующий рыцарь

Настоящее имя Дон Кихота — Алонсо Кихано. Он назвал себя Дон Кихотом Ламанчским, так как жил в местечке Ламанча. К его рыцарскому имени позднее добавляется прозвище Рыцарь печального образа.

Своего тощего коня Дон Кихот назвал Россинантом. Прекрасной дамой сердца у него стала скотница из соседней деревни, которую фантазия героя превратила в Дульсинею Тобосскую.

Образ безумного рыцаря уравновешивается поведением его слуги — Санчо Панса. Верный оруженосец искренне восхищен своим господином, он думает, что тот не может поступать иначе. Слуга видит, что его хозяин настоящий альтруист, ему ничего не нужно от других, в нём нет алчности.

Дон Кихот честно стремится к тому, чтобы стать идеальным рыцарем в его понимании, он хочет стать таким же храбрым и мужественным героем, о каких читал в романах. Но он совсем не учитывает влияние среды, которая его окружает. Дон Кихот и подумать не может, что все эти произведения о великих рыцарях всего лишь выдумка.

Больше всего главный герой романа Сервантеса хочет, чтобы везде торжествовала справедливость, а он мог дарить добро людям. Но, как известно, «один в поле не воин». Романтичный Дон Кихот в одиночку не может изменить совсем ничего, хотя готов для восстановления справедливости жертвовать всем, даже своей жизнью. В рамках его идеологии он герой, в рамках реальности — чудак, дерущийся с ветряными мельницами.

Краткий пересказ 1 части романа «Дон Кихот»

Итак, Дон Кихот Ламанчский сам себя сделал рыцарем. Кое-какие доспехи он нашел среди хлама, самостоятельно из чего-попало соорудил шлем с забралом. Усевшись на старую клячу он смело идет навстречу подвигам.

Главы 1-3

В начале путешествия герой останавливается на постоялом дворе, но места для него не находится. Нелепый и смешной, он располагает к себе служанок и хозяина. Девушки снимают с него латы и оставляют только шлем. А хозяин посвящает идальго в рыцари, дав подзатыльник и ударив чуть ниже поясницы. Герой заступает на службу – охраняет трактир, представляя его сказочным замком. Завязывается небольшая потасовка с «напавшими врагами», которые на самом деле простые погонщики мулов.

Главы 4-6

Тяга к подвигам не угасает, но рыцарю нужны новые свежие сорочки, да и денег почти нет. По пути к дому идальго встречает торговцев. Горе-рыцарь требует от них признания Дульсинеи самой великолепной женщиной, но путники лишь посмеялись над Дон Кихотом. Во имя справедливости он атакует торговцев, и те забивают его.

Проходивший мимо крестьянин усадил избитого рыцаря на осла, взял клячу под уздцы и привел к дому. Друзья идальго понимают, в его сумасшествии виноваты проклятые романы, они летят в печку и сгорают. Санчо Панса становится оруженосцем Дона – хозяин в бреду пообещал ему, что делает Санчо губернатором большого острова. Вдвоем герои покидают деревушку.

Главы 7-20

Происходит битва с «великанами», которые на самом деле не что иное, как ветряные мельницы. Спокойно путешествующие монахи и карета с дамой в больном сознании идальго становятся разбойниками, похитившими прекрасную принцессу. Опять драка, монахи сбегают, а Дон переключается на конюхов и дерется с ними. У рыцаря ранено ухо, а при виде крови он чуть не упал в обморок. Залечивать раны они направляются на постоялый двор.

Рыцарь сварил целебное зелье, выпил сам и дал Санчо, оба отравились. Они покидают «замок» и по пути встречают две «вражеские армии» – два стада баранов на самом деле. Боя опять не получилось, рыцаря забили палками пастухи. Переночевав на лужайке, товарищи встретили цирюльника, надевшего на голову таз, чтобы уберечься от ливня. Но идальго уверен – это шлем, который он должен завоевать. Санчо надоедают безумства хозяина, он покидает его и забирает лошадь.

Главы 21-31

Оруженосец рассказал цирюльнику и священнику про безумные подвиги Дона. Теперь они решили вместе разыгрывать его и потешаться. Они заявили идальго, что тот должен спасти принцессу Микомиконскую, а затем жениться на ней. Всем вместе им предстоит отстоять постоялый двор от нападения «стрелков».

Дона похищают, посадив в клетку. По дороге они с Санчо решаются на побег. По пути встречают пастуха, который рассказывает, как в молодости его бросила девушка и он, отказавшись от наследства богатого отца, стал пасти овец.

Герои возвращаются в деревушку. С экономкой и цирюльником Дон рассуждает о безумствах, пытается убедить всех, что он в своем уме, но окружающие понимают – сумасшествие продолжается.

Главы 32-46

Далее краткое содержание приключений хитроумного идальго Дон Кихота повествует о том, как идальго уверовал, что рыцарство ему ниспослано свыше и парочка снова отправилась в путь. Герой решил, что даму благородных кровей и его возлюбленную Дульсинею заколдовали злые силы, поэтому она выглядит, как простолюдинка.

В пути они встретили королевских охранников, которые везли в клетке льва. Дон решил драться с животным, Санчо, рыдая, его отговаривал. Охранник открыл дверь клетки, но ленивый лев не захотел выходить, все единодушно признали, что животное испугалось рыцаря и покорилось ему.

Далее путешествие продолжилось по морю. Путники сели в лодку и поплыли мимо «замков с принцессами» — обычных водяных мельниц. Одна из лопастей зацепила лодку, Дон и Санчо оказались в воде. Спасли их мельники.

Главы 47-52

На постоялом дворе герой совсем разбушевался. Ему повсюду мерещилось нападение врагов. Хорошо, вовремя подоспел священник, ведь по округе уже разнеслась весть, что дворянин сошел с ума. Откупившись от стражи, которая хотела схватить идальго, он с друзьями посадил рыцаря в клетку и отвез Дона домой. На этом заканчивается краткий пересказ первого тома «Дон Кихот Ламанчский».

Аргамасилья-де-Альба

Аргамасилья-де-Альба, небольшой ламанчский городок в провинции Сьюдад-Реаль, также обязан своей туристической славой самому выдающемуся автору в истории испанской литературы. Именно здесь появились на свет первые строки романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Сервантес написал их, находясь в заключении в пещере Медрано.

Город связан с именем еще одного возможного прототипа главного героя – художника Родриго Пачеко, бывшего одно время правителем города. В церкви Сан-Хуан-де-Баутиста можно увидеть одну из картин Пачеко.

Находясь в Аргамасилья-де-Альбе, обратите внимание на типичный ламанчский дом, расположенный по адресу Calle Academicos, 1. Это дом одного из персонажей романа, выпускника университета Саламанки и друга Дон Кихота бакалавра Карраско

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector