Чему учит книга «домострой»?

«Домострой» — за домашнее насилие?

Сегодня нередко говорят о жестокости рекомендаций «Домостроя» по отношению к женщинам и детям. Один из самых печально известных фрагментов книги посвящен телесному наказанию: если слуги, дети или жена провинились и вразумить их словами не удалось, «Домострой» советует хозяину дома «плетью постегать, по вине смотря». Увы, реальность XVI–XVII веков и здесь оказалась куда более суровой, чем книга. Составитель «Домостроя» не придумывает жестокие правила, — напротив, выстраивая идиллическую картину идеального дома, он изо всех сил пытается смягчить существующее положение.

Книга подчеркивает, что телесное наказание — крайняя мера, применять его можно было лишь «за великое и за страшное ослушание и нерадение». Далее перечислено, чего делать ни в коем случае нельзя:

Сам этот перечень говорит о том, что побои в семье — куда более жестокие, чем советует «Домострой», — были реальностью.

По словам историка Нэнси Коллманн, об этом говорят и данные более поздних судебных процессов. Например, в 1692 году крестьянин из Белозерского уезда избил свою жену так сильно, что она болела две недели и затем умерла. В ходе расследования крестьянин заявил, что наказывал жену за неповиновение и не предполагал, что она умрет от побоев. То же самое он подтвердил под пыткой. Убийство признали непреднамеренным, поэтому преступник был наказан кнутом и отпущен на поруки, заплатив штраф. Коллманн пишет, что такие преступления чаще всего карались относительно мягко.

Насилию благоприятствовала сама строго иерархическая структура семьи. Историк приводит еще один пример: в 1679 году в том же уезде жена некого Михаила Семенова сбежала из дома к матери и брату и рассказала, что ее постоянно били не только муж, но и свекровь, деверь и золовка. По словам женщины, подначивала всех именно свекровь. Возможность безнаказанно применять насилие была у тех, кто находился выше в иерархии семьи, здесь был важен не столько пол, сколько эта позиция. Коллманн указывает: больше всего о положении жены в этой семье говорит тот факт, что жалоба поступила не из-за насилия над ней, а из-за оскорблений и побоев в адрес ее матери, вдовы Варвары, которая пришла к родственникам обсудить ситуацию. При этом преступления «низших» в иерархии членов семьи наказывались намного строже.

Своеобразная энциклопедия

С этой точки зрения «Домострой» можно рассматривать как энциклопедию. Он представляет собой сумму нравственных образцов и бытовых стратегий, которые были накоплены православной цивилизацией к середине 16-го века.

Согласно «Домострою» воспитание должно осуществляться в христианском духе, а не по типу палочной дисциплины. Книга призвана прививать к чадам и домочадцам человечное отношение. Автор «Домостроя» говорит о том, что ни господину, ни его жене, ни его детям нельзя:

  • красть;
  • блудить;
  • лгать;
  • клеветать;
  • завидовать;
  • обижать;
  • наушничать;
  • посягать на чужое;
  • осуждать;
  • бражничать;
  • высмеивать;
  • помнить зла;
  • гневаться.

Нужно быть послушным и покорным старшим, дружелюбным к средним, милостивым и приветливым к младшим и убогим. И главный способ достижения домашнего лада совсем не в том, чтобы хорошенько кого-то поколотить и тем самым в его памяти запечатлеть картину правильного поведения. Главная цель – научить, то есть разъяснить, какой образ поведения правильный, а какой — нет.

Призыв любить Господа

В одной из первых глав «Домостроя» автор призывает любить Господа от всей души и иметь страх Божий в сердце своем. Он говорит, что нужно быть праведным и справедливым, жить в смирении, опустив к земле глаза, а ум простирая к небесам. Следует быть приветливым с людьми и умильным перед Богом.

Другими словами, людям, которые историей и географией были поставлены в суровые условия, напоминалось, что людьми они могут оставаться, лишь помня о Боге, любя его и одновременно боясь его гнева.

И это руководство работало, «Домострой» был почитаем. До нашего времени сохранились десятки его рукописных копий. А ведь это весьма объемное сочинение. Его переписывали и в 18-м веке, считая полезным на протяжении двух столетий как минимум. Эта книга принесла немало добра русской цивилизации.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

О чем рассказывает «Домострой»?

Этот памятник — часть европейской средневековой традиции сборников правил и наставлений на все случаи жизни. Похожие сочинения были известны и в Западной Европе, и в Византии. Разброс тем в них может показаться современному читателю даже слишком широким. В «Домострое» есть рекомендации и о том, «как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу», и о том, «как держать на сеновалах сено». Это не кощунство и не небрежность составителя текста, а принципиальное решение.

Для христианина той эпохи вся жизнь — это путь либо к Богу, либо прочь от Него, третьего не дано. Поэтому процесс духовного совершенствования не ограничивался стенами церкви и минутами молитвы. Нравственным правилам подчинялись все действия, даже самые простые бытовые заботы. В облике дома и поступках его обитателей отражался их ежедневный труд на этом пути к Богу. Кэролин Паунси пишет:

Вот что говорит сам «Домострой»:

Этот земной бытовой «рай» не просто приятен глазу, он дает надежду на истинный рай после смерти.

Главный принцип жизни дома по «Домострою» — всё должно быть на своем месте, и каждый выполняет свои задачи так хорошо, как только может. Дети подчиняются родителям, те заботятся о них. Слуги делают всю необходимую работу, хозяева контролируют ее качество и обеспечивают слуг всем необходимым. Все обитатели дома должны стараться сохранять честь семьи и за пределами дома вести себя так, чтобы никто не сказал о них дурного: не сплетничать, не воровать, не напиваться допьяна.

Хозяин дома несет ответственность не только за то, чтобы все домочадцы, включая слуг, были одеты и накормлены. От его решений зависит, будут ли спасены их души после смерти, обретут ли они вечную жизнь или отправятся на вечную муку. Бремя их проступков ложится на плечи хозяина.

Домострой – книга о русских идеалах

Книга под названием Домострой увидела свет в эпоху Ивана Грозного – в начале XVI столетия. Она являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. Домострой пронизан идеей единоначалия: государством правит царь, а семьей – мужчина. Тексты имели целью структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого централизованного Русского государства.Составитель книги – духовник Сильвестр, наставник Ивана Грозного, выходец из богатых купцов Великого Новгорода – использовал для создания полного свода правил уже существующие произведения, как русского происхождения, так и европейского.
В их число вошли «Измарагд», «Златоуст», «Поучение и сказание отцов духовных», «Книга учения христианского», «Парижский хозяин».

Правила для каждой семьи в отдельности, и общества в целом./Фото: ru-an.info

Кратко излагая суть, получаем такую сентенцию: глава семьи отвечает перед государем и Богом за себя и своих домочадцев. И один из предлагаемых инструментов – «спасение страхом»

Поэтому глава семьи со всей строгостью запрещает домашним бездельничать, сплетничать, а также требует соблюдать важное условие – принимать любые решения с его ведома и согласия. Но автор Домостроя настаивает, что поучать нужно с любовью и «примерным наставлением» («ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить…»)

Из 67 глав лишь одна посвящена вопросу наказаний.Большая часть книги – это подробные советы о том, как кроить платье из обрезков, заготавливать провизию впрок, вести учет содержимого погребов, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать.

Специфика содержания

Правила «Домостроя» по-своему интересны современному человеку, поскольку помогают понять специфику убеждений людей той древней эпохи. Конечно, кое-что может показаться абсурдным, несправедливым, в частности, отношение к женщине, но не стоит забывать, что ушедшие в прошлое эпохи в целом отличались неуважением к представительницам прекрасного пола и не ставили их в один ряд с мужчинами. Религия в те годы играла ключевую роль в жизни общества, поэтому важнейшим постулатом книги являлась необходимость уважительного отношения к канонам и догматам. Это подчеркивается в первой части книги.

Глава семьи был обязан не только верить сам и соблюдать христианские законы, но и следить за тем, чтобы жена и ребенок следовали его примеру. Сохранение чести семьи, согласно законам «Домостроя», являлось первоочередной задачей отца семейства. Именно поэтому он имел право не только дать ребенку образование, но и жестоко наказать его за малейшую провинность. Кроме того, в обязанности отца входило обеспечение дочерей приданым и поиск для них достойного супруга.

Женское счастье — покорность и инициативность

Согласно чёткой иерархии «Домостроя», жена должна беспрекословно подчиняться своему мужу, быть верной и терпеть наказания, в том числе и физические, если они оправданы её поведением. На ней также лежит практически всё домашнее хозяйство и воспитание дочерей. Кажется, что более тяжёлой судьбы придумать невозможно.

Но не всё так просто, как кажется. Почти полностью подчиняясь своему супругу, жена всё же занимала второе место в семейной иерархии. Ей подчинялась большая часть слуг, если такие в хозяйстве имелись, на её плечах, как уже было сказано, держалось хозяйство, а вопросы, которые касались бы ведения домашней экономики, глава семьи обязан был обсуждать со своей суженой.

Несмотря на то, что фактически на жене находилось всё хозяйство и она была должна владеть многочисленными ремесленными профессиями (прядение, ткачество, шитьё, не считая готовки еды и её хранения), супруга обладала инициативой в экономическом планировании. Излишки произведённых изделий жена могла сбывать на рынке, не советуясь об этом с мужем.

Жена: «Богу и мужу угодить»

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить»супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

Основные фигуры быта

Рассматривая вопрос о том, кто написал «Домострой» и в какое время, нужно отметить, что тремя основными фигурами тогдашнего быта являются следующие:

  • Во-первых, это крестьянин, молившийся то Богородице, то древним идолам где-нибудь в лесу. Он привык обращаться со скотом и тяжело работать. А вот галантное обхождение ему неведомо, он ему не обучен.
  • Во-вторых, это воин, который защищает пахаря и владеет основной частью произведенного им хлеба. На боку он носит оружие и в любой момент готов пустить его в ход.
  • В-третьих, это священник, зачастую едва грамотный, с трудом разбирающий Псалтырь. Но только он способен хоть немного смягчить сердце земледельца, руки которого задубели от тяжелой работы, кожа пропиталась соками земли. И воина, с ладоней которого годами не исчезали мозоли из-за упражнений с оружием и которому зимой приходилось спать чуть ли не на снегу.

Таким образом, в век создания «Домостроя» лишь слово Божие было способно в их душах поставить заслон жестокосердию, сформировавшемуся тяжелым бытом.

Структура и особенности стилистики

Вне зависимости от редакции «Домостроя» (до нас дошло их несколько, поскольку на Руси было принято не только переписывать книги, но и привносить в их содержание нечто свое), в его структуре выделяется 3 составные части. Первая посвящена рассмотрению отношения к церкви и ее догматам. Вторая рассматривает правильное отношение к семье и домочадцам, третья — о домоводстве.

Классический текст включает в себя 64 главы: 63 основные и дополнительная, 64-я — послание автора к своему сыну. В ней священник пытается не только сделать своеобразное «резюме» содержания книги, предложить собственные краткие выводы, но и сквозь призму своей собственной жизни рассмотреть житейские и бытовые правила. Написана эта глава в форме обращения.

Есть версия, что именно 64-я глава и имеет авторство Сильвестра, в то время как все прочие представляют собой произведения, отрывки различных авторов, которые протопоп «довел до ума» и систематизировал в единое произведение. «Домострой» — это не художественное произведение, но в наше время читать его интересно, поскольку оно дает представление о нравах и обычаях людей Древней Руси, об особенностях жизни в те далекие эпохи. Есть в книге и рецепты, написанные довольно просто, особенно если учесть, что каждая их буква была ориентирована на жителей прошлого.

https://youtube.com/watch?v=Dnrs7dP1coM

Практически все главы написаны живым русским языком, классических церковных штампов в тексте очень мало, равно как и сложных слов, вот почему произведение читается легко и без особых проблем может быть понято современным человеком. Его включают в школьную программу (в кратком изложении или отрывочно), изучение, как правило, особых сложностей у детей не вызывает.

Можно выделить следующие стилистические особенности «Домостроя»:

  • Простота сюжета и доступность изложения.
  • Богатство и многообразие лексики, причем не только узкоцерковной, но и бытовой. Вот почему текст интересен не только лингвистам, но и историкам, позволяет понять, какие реалии простой жизни уже существовали в рассматриваемый период.
  • Речь красочная, образная, богата пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями.
  • Синтаксис прост, лаконичен, без использования сложных витиеватых конструкций. Присутствуют определения, четкие, но образные.

Основной автор

Однако, независимо от того, кто написал «Домострой», нельзя отрицать усилия и талант, которые приложил к нему Сильвестр. Он был талантливым писателем и публицистом. При Иване Грозном этот священник кремлевского Благовещенского собора имел немалое политическое влияние.

Именно с ним связывают окончательное создание рассматриваемого руководства для духовной жизни и быта. Это произведение Сильвестр выстраивает в виде поучения к Анфиму, своему сыну, подавая его в качестве итога собственного жизненного опыта.

Глава под номером 64, под названием «Послание и наказание от отца сыну», по мнению ученых, принадлежит именно его перу. Как выяснилось, Сильвестр воспользовался огромным пластом существовавшей византийской и русской литературы.

Кроме уже указанных выше источников, составитель (или несколько составителей) взял за основу Священное Писание, монастырские уставы, древнерусские учительные сборники, переводное сочинение «Стословец», принадлежащее Геннадию Константинопольскому.

Роль женщины и мужчины

К женщине книга выдвигала ряд требований, которым та непременно должна была соответствовать:

  • Покорность и послушание, воля главы семьи должна была быть исполнена беспрекословно.
  • Духовная чистота.
  • Обязанность воспитывать детей, прежде всего — дочерей, поскольку свой опыт сыновьям передавали мужчины.
  • Ведение домашнего хозяйства.

Регламентирует «Домострой» правила поведения в семье. Последняя представляла собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл произведения становится гораздо более масштабным. Правилам и советам должны были следовать не только отцы и матери, но и все жители Руси вне зависимости от их социального и семейного статуса.

У любого государства есть глава — царь, равно как и во главе любой семьи находится мужчина, отец и муж, ответственный и справедливый, который должен не унижать своих домочадцев, а наставлять их на путь истинный, помогать принимать правильные решения и становиться порядочным человеком. В свете этой аналогии законы и правила текста перестают казаться чрезмерно жестокими и абсурдными.

Глава семьи, отец, обладал, согласно канонам книги, безграничной властью, но в то же время именно на его плечи ложилась максимальная ответственность

Использовать власть важно было грамотно, без злоупотреблений. Использование физических наказаний «Домострой» разрешал, однако рекомендовал делать это «без злобы», только при необходимости

Цель порки должна была быть благая — воспитание подрастающего поколения или супруги, а ни в коем случае не унижение их человеческого достоинства. Прилюдно наказание осуждалось, кроме того, рекомендовалось пожалеть наказанного.

В обязанности главы семьи входило своевременное обеспечение дочери приданым. Книга рекомендовала заранее начинать откладывать на эти цели часть доходов, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и смогла получить себе достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежной главой новой молодой семьи.

«Домострой» приписывал сопровождать молитвой любое дело. Перед его началом необходимо было помолиться Богу и попросить его о помощи, после завершения — поблагодарить. Наконец, отец с ранних лет должен был воспитывать в детях положительные качества и научить их избегать пороков — не красть, не предаваться зависти, не блудить, не клеветать.

Табу на безрассудную агрессию

Неужто, спросите вы, в «Домострое» так ничего и не говорится о телесных наказаниях. Говорится, но применение силы в этой книге сильно ограничивается и описывается как неизбежная необходимость в крайних случаях. При этом само наказание должно происходить без злобы, с искренним желанием принести пользу и наставить домочадца, которого затем нужно обязательно пожалеть.

«У добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. — поясняет автор „Домостроя“. — …А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть».

Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.

  • 10 великих произведений искусства с тайным смыслом
  • Почему азиаты здоровее: 12 причин
  • Заброшенная китайская деревня, полностью заросшая плющом
  • Почему миллионеры носят одно и то же каждый день
  • 18 необычных карт, представляющих наш мир в новом свете

Источники произведения

Сильвестр, автор «Домостроя», уже имел на момент его создания определенный литературный опыт — он принимал участие в написании «Судебника» (1550) и «Великих миней читиих». Однако его основной труд не имел прямого отношения к религиозным догматам, хотя, конечно, правила семейной жизни в рассматриваемом произведении были четко регламентированы церковными канонами и христианскими обычаями. История создания книги достаточно хорошо изучена.

Однако литературоведы уверены, что считать Сильвестра автором книги было бы неверно — он скорее составитель и редактор. Анализ стилевых особенностей, специфики изложения материала позволяет сделать вывод о том, что в написании великого произведения принимали участие несколько людей, причем работа велась не один год. Так, на страницах «Домостроя» можно найти настолько очевидные повторения одного и того же, что становится очевидным — об одном авторе не может быть и речи. Кроме того, присутствуют диалектизмы из различных регионов страны, меняется стиль повествования (с просторечия на деловой или фольклорный).

К числу источников, которые послужили основой для написания замечательной и по-своему актуальной книги, литературоведы относят:

  • Наставления священников о том, как надлежит жить праведному христианину.
  • Поучения отцов к сыновьям (расцвет жанра приходится на вторую половину 11 века).
  • Так называемые «Обиходники», регламентирующие порядок жизни в монастырских обителях, словно в идеальных домах. Этот жанр пользовался особой популярностью в Средние века.
  • Аналогичные «Домострои», привезенные из европейских стран.
  • Бытовые новеллы, касающиеся особенностей жизненного уклада городских и крестьянских семей.

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» — заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: «если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день».

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению

Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой»

Копи приданое

На протяжении всего повествования читатель «Домостроя» сталкивается с призывами к главе семейства неустанно заботиться о благополучии своих близких, аккуратном ведении хозяйства и быта. Иными словами, отец обязан обеспечить полное материальное обеспечение, и если у него рождается дочь, то с самых малых лет нужно начинать копить приданое для будущей невесты: «Рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток».

Кто читал «Домострой»?

Сегодня можно услышать, что «по „Домострою“» жила вся Московская Русь — от крестьян до государя. Но кто на самом деле читал этот текст? Очевидно, это были обеспеченные люди. «Домострой» до середины XIX века существовал только в рукописях, а созданные вручную книги стоили дорого.

К счастью для историков, многие владельцы книг оставили на них свои имена. Исследовательница Кэролин Паунси, изучая рукописи «Домостроя», обнаружила на них более шестидесяти имен владельцев, причем около пятидесяти надписей сообщают еще и об их положении в обществе. Примерно половину составляли «служилые люди», в основном военные и несколько канцелярских служащих. Треть владельцев принадлежала к духовенству, в основном «белому»: живущие в миру обращались к «Домострою» чаще монахов. Почти все, кто входил в оставшиеся 20%, были купцами. Впрочем, Паунси считает, что купцов среди владельцев могло быть и больше, — книги часто гибли в пожарах. Более ранние рукописи чаще принадлежали «служилым людям», а начиная с конца XVII века «Домостроем» всё чаще интересуются купцы и духовенство.

Итак, «Домострой» читали люди далеко не бедные, многие из них — высокопоставленные. Например, одна рукопись принадлежала князю Кириллу Шехонскому. На высокое положение читателей указывают и некоторые детали текста. Скажем, «доброй жене» книга не разрешает сплетничать «ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях», даже если у нее будут выпытывать «с пристрастием». Если эта женщина и не входила в круги элиты, она могла обладать сведениями о них.

Может быть интересно

Читатель «Домостроя» — горожанин. Составитель книги предполагал, что у этого человека может и вовсе не быть земли за пределами города. Есть отдельная глава о том, как в такой ситуации делать запасы на весь год: что придется купить, а где можно обойтись своими силами. Например, дома вполне реально было держать столько свиней, чтобы мяса, сала и потрохов всем домочадцам хватило до весны.

«Домострой» предназначался прежде всего для обеспеченных городских жителей — они и стали его читателями. Вероятно, первыми с книгой познакомились москвичи: самые древние сохранившиеся рукописи созданы в столице. Так можно ли говорить, что «по „Домострою“» жила вся Московская Русь? Кэролин Паунси считает: хотя «Домострой» — действительно важный документ эпохи, его непосредственное влияние на общество часто преувеличивают. Большая часть населения Руси не только не читала его (по понятным причинам), но и не нуждалась в инструкциях по управлению богатым домом. А общие для всех христиан принципы, выраженные в «Домострое», — например, необходимость почитать родителей, — люди усваивали из других источников.

Тяжбы разрешались поединками

В те времена люди остерегались ночью показываться на улице без оружия. Тогда закон в связи с неразвитостью следственной и судебной системы допускал право на разрешение тяжб при помощи поединков. При этом иногда поединки превращались в беспорядочные свалки между сторонниками каждого из бойцов. Как таким людям возможно было объяснить, что не нужно шлепать младенца, так как это негуманно?

И вот появляется руководство, которое написано тем языком, который наши предки могли понять почти полтысячи лет тому назад. Одним словом, можно сказать о «Домострое»: какой век, такие нравы, такие и правила.

Он учит любить жену и детей, соблюдать заповеди, иначе придется держать ответ перед Богом, который видит каждый шаг и знает каждую мысль любого человека. А кто позволит себе бесноваться и в гневе бить чем попало домашних, тот будет отвечать за это на Страшном суде. Тот же, кто будет вести жизнь праведную, удостоится милости Всевышнего, Божией матери и великих чудотворцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector