Есть ли бог на самом деле и кто он такой

Как выглядит бог Один?

Определённого внешнего облика этот бог не имеет. Он может появиться перед человеком и в образе старца, согнувшегося под тяжестью прожитых лет, и как юный герой, прошедший несколько битв и знающий вкус сражений.

Если вы посмотрите на изображения Одина, то наверняка заметите одну внешнюю особенность. На месте одного из глаз бога либо зияет пустота, либо находится повязка. Но где столь великое божество могло лишиться своего ока? На этот вопрос ответ даёт скандинавская легенда.

Бог Один и великан Мимир / Igor Rozovny / rozovny94.artstation.com

Как рассказывает предание, Один всегда стремился познать истину Вселенной, изучить в деталях законы её существования и действия, вникнуть в суть мироздания. Ради того, чтобы расширить свои знания, бог заключил сделку с великаном Мимиром. Тот охранял глубочайший колодец мудрости.

Конечно, за привилегию заглянуть в это место пришлось заплатить дорогую цену. Один отдал свой правый глаз. С тех пор считается, что левое око бога символизирует Солнце, что сияет в высоте небосвода, а правое – Луну, ведь именно оно находится на дне колодца мудрости, что смог узреть Один.

Что означает слово Бог?

Я такой

Сверхъестественное человекоподобное существо из различных мифологий, обладающее сверхъестественными силами и влияющее на жизнь людей. В политеизме есть разные боги, отвечающие за разные силы природы. В монотеизме — один бог, отвечающий сразу за все силы природы и обладающий абсолютной властью над судьбами всех людей.

Виктор вишневский

Не кто не знает))))
Вобще Яхвэ нормальное название бога и примерно понимать его надо как Я и есть бог
А не какое то абстрактное создание
Мы это бог…. Все остальное ложь потусторонних общностей можно их демонами назвать….
Но иеговисты пересерают смысл то же как и христиане оригинал

Андрей никитинский

Всевышний, Бхагаван, обладает бесчисленными духовными качествами, из которых принято выделять шесть основных. В «Вишну-пуране» (6.5.79) ведийский риши Парашара перечисляет эти шесть качеств, называемых санскритским термином «бхага»:
Джнана («знание»)
Вайрагья («отрешённость»)
Яшаса («слава»)
Вирья («сила»)
Айшварья («богатство»)
Шри («красота»)
Понятие Бхагавана соотносится с монотеистической концепцией Бога, — это наивысшая личность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью. Это значит, что Бхагаван обладает всей силой, всей мудростью. Бхагаван — это личность, обладающая силой, знанием, красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, если перед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной, являющаяся самой сильной во всём творении, и т. д. со всеми другими своими качествами, её можно назвать Бхагаваном. В различных ведийских писаниях индуизма утверждается, что эти шесть качеств Бхагавана привлекают абсолютно всех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми из них. Например в гаудия-вайшнавизме Бхагавана называют Кришной, что в переводе значит всепривлекающий.
Практика, позволяющая постичь аспект вечности, называется джнана-йогой. С постижением Брахмана, человек осознает 2 качества Бхагавана, знание и отречение.
Практика, позволяющая постичь Параматму — высшую душу в сердце, называется аштанга-йогой. Постигая высшую душу, человек обретает единство со сверхсознанием, в дополнение к вечности. С постижением высшей души человек постигает 4 качества Бхагавана, это Его могущество и славу, в дополнение к знанию и отречению.
Практика, позволяющая постичь Высшую Личность, Бога, называется бхакти-йогой. На этой ступени осознания Истины человек в дополнение к вечному знанию обретает блаженство. На этом уровне человек осознает все качества Бхагавана. Как Личность Бога проявляет себя как Брахман и Параматму, так и бхакти (любовное служение Богу) является основой всех других форм самосовершенства. Поэтому в вайшнавизме утверждается, что духовная практика, лишенная элементов преданного служения Богу обречена на крах. Именно по этой причине духовные практики в традициях бхакти делают упор на бескорыстном служении Богу.

Имя Бога свято

Евреи, в большинстве своём, предпочитают избегать использования любого имени Бога и часто пишут слово Бог как “Б-г”, то есть сокращённо. Многие называют Бога “hаШэм”, что значит “Имя” (с определённым артиклем, аналогичным англ. the — прим. пер.), или используют другие подобные обозначения. “Барух hаШэм!” (что значит “Да будет благословенно Имя!” или “Благословен Господь!”) — эту фразу можно услышать в Израиле много раз за день. Эти четыре буквы настолько драгоценны, что мы даже меняем даты, содержащие эти четыре буквы-цифры подряд — 15 (יה) и 16 (וה) числа каждого месяца — из уважения к четырехбуквенному имени Бога. Подобно этому существует традиция избегать написания имени Бога, чтобы предотвратить возможное святотатство, если этот лист бумаги будет выброшен, разорван или надпись стёрта.

Его Имя свято.

Я есмь Сущий? (Фраза “Я есмь Сущий” на иврите — אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה — Эhйе ашэр эhйе, более правильный перевод на рус. — “Я есть Тот, Кто есть” — прим. пер.) Как бы это не сбивало с толку Моисея, Бог настаивает на том, что Его нельзя классифицировать, Он просто есть.

Бог посмеивается над нами, когда мы спорим о том, существует Он или нет, потому что Он — само определение существования!

ЭЛ ШАДДАЙ: «БОГ ВСЕМОГУЩИЙ»

Говоря с Аврамом, Господь назвал Себя еще одним словом, отражающим Его силу. В Быт. 17:1 впервые появляется выражение Эл Шаддай, «Бог всемогущий».

То, что Бог назвал Себя Шаддай, представляет собой значительную трудность для толкования, ибо очевидно, что слово это происходит от глагола, смысл которого «делать что-то в ярости, разорять, разрушать».

Однако в контексте первого использования слова Шаддай нет никакого насилия и разорения, а есть просто демонстрация Божьей способности делать то, что Он сказал.

В контексте мы видим, что Эл Шаддай был силен:

  • дать сына столетнему старцу
  • силен сделать бесплодную и безутешную (Ис. 54:1) девяностолетнюю женщину матерью
  • силен произвести от Авраама и Сарры народы

Эл Шаддай обещал:

Слово Шаддай однозначно указывает на силу и могущество, но, очевидно, это качество не всегда направлено на разорение и разрушение. Контекст первого употребления этого слова в священном тексте позволяет с доверием отнестись к его общепринятому переводу: «всемогущий».

Нет силы больше, чем у Бога. Поэтому всякая сила на земле, под землей и над землей должна зависеть от воли, подчиняться ей и быть подвластной воле Сказавшего Авраму: «Я Бог всемогущий».

Зная, что Бог всемогущ, Аврам мог не сомневаться в любом заверении Эл Шаддай. Аврам был уверен, что такой Бог исполнит Свое обещание. Поэтому, уповая на силу Бога всемогущего, «Бога, Кто дарует жизнь мертвым и по воле Кого случается все то, что еще не случилось», Авраам «верил в Бога и потому все же надеялся. Потому-то он и стал отцом многих народов» (Рим. 4:17, 18; СП).

После многих трудностей и спустя почти два тысячелетия Господь, никогда не забывающий, но всегда идущий к исполнению Своего обещания в соответствии со Своей непостижимой тайной, сделал Авраама отцом многих народов.

Те, кто принадлежит Христу, независимо от цвета кожи и крови, являются семенем Авраама и наследниками по обетованию (Гал. 3:26-29). Бог доказал, что Он — Эл Шад-дай, «Бог всемогущий».

‘Я есть’ трижды?

Интересно, что так же, как и в молитве Шма, имя Бога появляется трижды. Возможно, это не только относится к прошлому, настоящему и будущему, но также указывает и на триединую природу Бога:

  1. Отца
  2. Сына — воплотившегося Бога, Мессию
  3. Святого Духа

Невозможно? Но доказательства находятся в самих еврейских Писаниях. В какой-то момент Яхвэ появляется как личность, посещающая Авраама, что приводит в большой ужас тех, кто твёрдо верит, что Бог не может стать плотью. Но Он именно это и делает, прямо здесь, в 18 главе книги Бытие. Об этом говорится много раз. Также в Иер. 23:6 сказано, что Яхвэ будет именем Мессии.

Знаете, что ещё? Фраза, использованная в Таргум Йонатан как наилучший способ помочь еврейскому народу понять фразу Бога, провозглашённую Им из горящего куста (“Ани hу” / “Я Он”), позднее появляется в Новом Завете. Очень много раз.

В словаре Фасмера Макса

I I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně «богиня». Родственно др.-инд. bhágas «одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др.-перс. baga-, авест. baɣa «господь», «бог» от др.-инд. bhájati, bhájatē «наделяет, делит», авест. baχšaiti «участвует», греч. φαγεῖν «есть, пожирать». Первонач. «наделяющий»; ср. др.- инд. bhágas «достояние, счастье», авест. baɣa-, baga- «доля, участь»; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ɣ в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это ɣ можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра́ди, свято́й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz «бог»; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161. •• (См. еще Вайан, Gram. comparée, 1, 16; Графенауэр, Slovenski etnograf, 5, 1952, 237 и сл.; Мошинский, Zasiąg, 92. – Т.) II II. «черт», укр. богиня «привидение» – эвфемизмы, связанные с предыдущим словом; см. Зеленин, Табу 2, 98.

В словаре Синонимы 4

агни, адад, адонис, аид, аллах, амон, амур, анап, ану, анубис, апи, апис, аполлон, арес, ариман, ас, асклепий, атон, атун, ахурамазда, ашем, ашшур, бальдур, бастет, бахус, белобог, богочеловек, боже, боженька, божество, борей, брахма, бэл, ваал, вакх, варуна, вейовис, велес, вишну, волос, волосы, всевышний, вседержитель, вулкан, вышний, гадес, гарпократ, геб, гелиос, гермес, геспер, гефест, гименей, гипнос, гор, господь, дажбог, даждьбог, демиург, джаттернаут, джехути, дионис, диспатер, дит, дэва, жизнедавец, зевс, зефир, зиждитель, змиулан, знич, иегова, индра, кама, карачун, квирин, коляда, конс, корша, креот, кришна, крон, кронос, крышень, кубера, купидон, лар, либер, луперк, маммона, мардук, марс, мелькарт, меркурий, мин, митра, молох, мом, момус, морфей, набу, небожитель, нептун, нерей, нингирсу, нот, один, озем, озирис, океан, олимпиец, онурис, орк, ормузд, осирис, отец небесный, пан, пенаты, перун, пилумн, плутон, плутос, портун, посейдон, предвечный, приап, провидение, прометей, пта, птах, ра, рарог, род, рудра, саваоф, сатурн, сварог, сварожич, свентовит, святовит, себек, сет, сильван, син, создатель, соль, сома, стрибог, сумман, таммуз, танатос, творец, телепин, термин, титан, тор, тот, триглав, тритон, троян, уран, услад, фавн, феб, фидес, фонос, фонс, хайк, халди, хапи, хнум, хонсу, хорс, хронос, худич, царь небесный, чернобог, шамаш, шива, шу, эа, эвр, эл, энки, энлиль, эол, эрос, эрот, эскулап, эшмун, юпитер, яма, янус, ярило, яровит, яхве

«Бог»: значение слова и определение согласно словарям

Все толковые словари сходятся в главном: Бог — это некое мифическое высшее существо, наделённое абсолютной властью, силой и достоинствами, которое управляет всем сущим по своему божественному замыслу. Это может быть единый Бог, как в христианстве или в исламе, или некое божественное сообщество, в той или иной мере связанное родственными узами, как в более древних политеистических верованиях.

Во всех религиях мира, так или иначе, присутствует Бог. Значение слова в данном случае совпадает по главным параметрам. Чаще всего это некая высшая духовная личность, демиург, то есть творец. В монотеистических религиях Бог просто устраивает порядок вещей, а вот в политеистических каждый из Богов лично занимается такими рутинными делами, как насылание дождей или засухи, производство грома и молнии, а также покровительство всевозможным наукам и ремёслам.

ЭЛ-ЭЛОХЕ-ИСРАЭЛ: «БОГ, БОГ ИЗРАИЛЕВ»

В Быт. 33:20 Иаков дал особое имя Богу: Эл-Элохе-Исраэл, «Бог, Бог Израилев». Благополучно добравшись до Сихема, Иаков поставил жертвенник и назвал его так в честь Бога (Быт. 33:18-20).

Когда Иаков родился, он держался за пятку своего брата Исава. Поэтому его и назвали Иаков, что означает «ухватившийся за пяту». Хваткая, лживая натура была отличительным свойством Иакова.

  • Он обвел Исава вокруг пальца и завладел правом первородства.
  • Потом он обманул своего отца Исаака, получив также и благословение, которое Исаак хотел дать Исаву.

Первые сорок лет своей жизни Иаков был вот таким хватким и лживым человеком. Не удивительно, что Исав возненавидел своего лживого брата и задумал убить его.

Иаков в панике бежал от гнева Исава (Быт. 27:41-44; 28:5). Позже, когда он лежал на земле близ города Луз, во сне к нему явился Господь и утешил его (35:6-15).

Очевидно, Иаков покаялся в своих грехах и дал обет служить Господу. Двадцать лет он прожил в Сирии, помня о своем обете. Он больше не обманывал и не мошенничал, как прежде, а прилагал все усилия к тому, чтобы быть честным.

Когда он смотрел за стадами Лавана, «растерзанного зверем он считал своим собственным убытком» (Быт. 31:39). Иаков стал другим человеком. Он поистине обратился и старался жить достойно.

Когда преобразившийся Иаков возвращался в Палестину, все еще боясь Исава, в его мыслях был не обман, а милость и молитва.

После того как Иаков всю ночь боролся с Богом в человеческом обличье, Господь изменил его имя.

В предыдущие двадцать лет жизни имя «Иаков» было уже несправедливо по отношению к нему. Поэтому теперь Бог назвал его Исраэл, «Израиль», что значит «Борющийся с Богом».

Давая Иакову новое имя, Господь так пояснил его:

Этот изменившийся человек, теперь Божий князь, по-доброму встретился с Исавом и с миром вошел в Ханаан. Он купил себе землю и в смирении и благодарности поставил жертвенник Богу. Как и подобает, он назвал его Эл-Элохе-Исраэл, «Сильный, Достойный поклонения, Сильный князя».

Когда Иаков возложил первую жертву на жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, для него это, наверное, было особо значимое богослужение. Израиль твердо верил, что Бог специально послал ангела (Быт. 48:16), чтобы тот заботился о нем, спасал от всякого зла и благополучно привел его обратно в Ханаан.

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Самые популярные пантеоны богов в современной культуре

Древняя мифология сейчас переживает повторный пик популярности, особенно это заметно в кинематографе. Когда сценаристам надоели мелкие сверхъестественные существа, а искусство оказалось перенасыщено вампирами и эльфами, они смело перешли к более высокой категории. Благодаря этому появилось множество довольно любопытных толкований.

Например, фантастический фильм «Звёздные врата» и сериал, последовавший за полнометражной картиной, представили пантеон египетских богов как инопланетную расу могущественных гуаудов, высокоразвитой цивилизацией, которая в своё время навещала нашу планету. Внешний антураж подчёркнуто египетский, имена правителей соответствовали именам богов: Озирис, Сет, Анубис и прочие.

Интересно, что даже при таком подходе практически полностью сохраняется значение слова «боги» — могущественные существа, обладающие силами, неподвластными человеческому разуму.

Пантеон богов

В политеистических верованиях существует целое сообщество различных божественных сущностей. Если в качестве примера рассматривать греческий пантеон, то логически понятным становится такое разделение: каждый из богов покровительствует различным занятиям и стилю жизни. Например, Афина считалась богиней мудрости, ей поклонялись все, кто желал отточить собственный ум — философы, учёные. Гефест был богом-кузнецом, покровителем ремесленников. У Афродиты просили помощи в любви, а Посейдон пользовался огромным уважением мореплавателей как властелин морей.

Здесь стоит отметить интересный момент из Библии, ведь христианство является монотеистической религией. Творцу приписываются слова «Я Господь твой, Бог-ревнитель. Да не будет других богов у тебя перед лицом Моим». Многие делают из этого простой вывод: христианский бог не единственный, он ревнив и не потерпит поклонения другим богам. Теологи отрицают наличие других богов и толкуют это всего лишь как настоятельную рекомендацию не обращать взгляд в сторону другой веры.

В другом разделе Библии говорится о некоем месте, которое имеет определенное название — «сонм богов», значение его при этом вовсе не означает, что это какое-то собрание других божественных сущностей. Толкователи Библии объясняют это погрешностями перевода. В оригинале речь идёт о строго определённом месте, которое имело название, впоследствии переведенное как «сонм богов».

Популярное за 7 дней

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Три евангельские заповеди, необходимые для спасения, прп. Амвросия Оптинского
23.10.21 10:54

Григорий Хандзтийский: 3 совета о том, как жить по воле Божьей
19.10.21 12:24

Красота Святогорской Лавры
21.10.21 14:50

Зачем ставить свечи перед иконами?
22.10.21 17:35

Что есть рай Христов и как возлюбить ближнего
18.10.21 17:27

Обязательна ли для православных многодетность?
20.10.21 15:14

Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?
18.10.21 15:14

Какой самый главный вызов для священников сегодня?
19.10.21 21:10

Митрополит Антоний (Паканич) о душе, жизни и смерти: 5 мыслей
20.10.21 19:40

Эл — Бог

Эл (Бог). В Каббале в книге «Зохар» названы 72 имени Бога, каждое состоит на иврите из трёх букв.

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах трудно найти имя, человеческое или божественное, которое не имело бы особого смысла. Более того, когда осознаешь, как тщательно написана Библия, понимаешь, в частности, что любое имя или определение Божества в ней подчеркнуто значимо.

Данное исследование является попыткой показать разнообразные ветхозаветные имена и определения Божества.

Собственный Божий выбор имен позволяет нам увидеть богатый смысл в тех именах, которые дал Ему Его народ. Изучая эти имена так, как смотрят на драгоценные камни в витрине, мы углубим наше понимание Божества.

Общее название для Божества в еврейском языке строится на корне существительного Эл, или Элох. Прибавив к еврейскому существительному мужского рода единственного числа суффикс им, получаем множественное число; и мы также встречаем слово элохим.

Однако когда существительное стоит в форме множественного числа, но относится к одному объекту, это иногда называется «множественным уважения».

Ветхий Завет всегда отмечает, что есть только один Бог, и всегда осуждает идолопоклонства политеизма

Поэтому важно понимать названия Бога, основанные на корне этого слова

Об Иисусе Христе

Отдельно несколько слов нужно сказать о Христе. Бог ведь называется Отцом не только в Своем отношении к миру и человеку, но и в контексте   Своих внутритроичных отношений. Сын Божий не был создан, как был создан весь остальной, хоть материальный, хоть духовный, мир. Бог Отец назван «Отцом», так как Он причина существования Бога Сына, но Бог Сын равен Богу Отцу и ни в чем не ниже Его. Здесь наименование Бога «Отцом» используется лишь потому, что наш язык не может как-либо более адекватно отразить тайну отношений между Лицами Святой Троицы.

Бог Сын, оставаясь истинным Богом, неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно, что отражено в определении IV Вселенского Собора, соединяется с человеческой природой в едином Лице Христа. Именно поэтому Иисус назван Богом. Но следует помнить, что, именуя Спасителя Богом, мы всё равно подразумеваем наличие в Нем и человеческой природы. Сын Божий, как Бог Отец и Святой Дух, принимал участие в творении мира. На это указывают, например, слова апостолов Иоанна (Ин. 1:3) и Павла (Кол.  1:16). Однако же мы не называем Христа «Отцом» просто потому, чтоб не было путаницы в отношении лиц Святой Троицы. Лучше говорить, что Иисус Христос – Господь, что уже само собой подразумевает Его владычество над вселенной и все вытекающие отсюда смыслы, о которых было сказано выше.

Как видим, из привычных и хорошо знакомых всем понятий можно извлечь немало содержания, нередко попросту упускаемого нами из виду. Поэтому иногда стоит немного потратить времени, «покопаться» и «оживить» слова в нашем уме и памяти.

В словаре Д.Н. Ушакова

бох, бога, ·муж. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.» Ленин. • (Со словом бог в ·разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в которых это слово уже потеряло свой смысл и которые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т.п.). Бог знает (иногда ·произн. бознать, в том же ·знач. употр. чорт знает, см. чорт» title=’что такое чорт, значение слова чорт в словаре Ушакова’>чорт) или (·устар.) бог весть, с мест. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т.п. — 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т.п. «Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы.» Грибоедов. «Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь.» Пушкин. 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением). Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими. Слава богу (·разг. ·устар.) — 1) нареч. хорошо. Дела идут слава богу. 2) вводное слово, употр. для выражения удовлетворения чем-нибудь. Как бог на душу положит (·разг.) — произвольно, беспорядочно. Не дай бог, избави бог (·разг.) — очень плохо, неприятно, опасно. «Не дай бог с дураком связаться.» Крылов.

В словаре Синонимы 4

агни, адад, адонис, аид, аллах, амон, амур, анап, ану, анубис, апи, апис, аполлон, арес, ариман, ас, асклепий, атон, атун, ахурамазда, ашем, ашшур, бальдур, бастет, бахус, белобог, богочеловек, боже, боженька, божество, борей, брахма, бэл, ваал, вакх, варуна, вейовис, велес, вишну, волос, волосы, всевышний, вседержитель, вулкан, вышний, гадес, гарпократ, геб, гелиос, гермес, геспер, гефест, гименей, гипнос, гор, господь, дажбог, даждьбог, демиург, джаттернаут, джехути, дионис, диспатер, дит, дэва, жизнедавец, зевс, зефир, зиждитель, змиулан, знич, иегова, индра, кама, карачун, квирин, коляда, конс, корша, креот, кришна, крон, кронос, крышень, кубера, купидон, лар, либер, луперк, маммона, мардук, марс, мелькарт, меркурий, мин, митра, молох, мом, момус, морфей, набу, небожитель, нептун, нерей, нингирсу, нот, один, озем, озирис, океан, олимпиец, онурис, орк, ормузд, осирис, отец небесный, пан, пенаты, перун, пилумн, плутон, плутос, портун, посейдон, предвечный, приап, провидение, прометей, пта, птах, ра, рарог, род, рудра, саваоф, сатурн, сварог, сварожич, свентовит, святовит, себек, сет, сильван, син, создатель, соль, сома, стрибог, сумман, таммуз, танатос, творец, телепин, термин, титан, тор, тот, триглав, тритон, троян, уран, услад, фавн, феб, фидес, фонос, фонс, хайк, халди, хапи, хнум, хонсу, хорс, хронос, худич, царь небесный, чернобог, шамаш, шива, шу, эа, эвр, эл, энки, энлиль, эол, эрос, эрот, эскулап, эшмун, юпитер, яма, янус, ярило, яровит, яхве

В словаре Фасмера Макса

I I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně «богиня».Родственно др.-инд. bhágas «одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др.-перс. baga-, авест. baɣa «господь», «бог» от др.-инд. bhájati, bhájatē «наделяет, делит», авест. baχšaiti «участвует», греч. φαγεῖν «есть, пожирать». Первонач. «наделяющий»; ср. др.- инд. bhágas «достояние, счастье», авест. baɣa-, baga- «доля, участь»; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ɣ в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это ɣ можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра́ди, свято́й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz «бог»; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161.••(См. еще Вайан, Gram. comparée, 1, 16; Графенауэр, Slovenski etnograf, 5, 1952, 237 и сл.; Мошинский, Zasiąg, 92. – Т.)II II. «черт», укр. богиня «привидение» – эвфемизмы, связанные с предыдущим словом; см. Зеленин, Табу 2, 98.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector