Что такое чистилище и есть ли оно в православии: излагаем суть

Прототип Игоря Григоращенко

Старший лейтенант Игорь Андреевич Григорашенко 1968 года рождения из Киргизской ССР командовал в Чечне мотострелковым взводом, а затем разведвзводом разведроты. До Первой чеченской войны служил матросом на Черноморском флоте. Выучившись на танкиста, отправился добровольцем в Кабардино-Балкарию. Невзоров познакомился с ним в январе 1995 года во время съемок документального фильма «Ад». Через несколько дней после интервью Григорашенко погиб от осколка мины. Посмертно был награжден Терским казачьим крестом «За бои в Чечне» 1 степени и серебряным крестом «За возрождение Оренбургского казачества». Похоронен в городе Прохладном.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

В связи с этим следует отметить разницу между православными молитвами, обращёнными к святым угодникам Божьим с просьбой об их ходатайстве за нас перед Богом, и молитвами католиков, в которых они просят святых поделиться с ними их сверхзаслугами, и тем самым помочь избежать очистительных мук.

Примечания

  1. 1234 «Чистилище» ////Католическая энциклопедия. М.:Изд. францисканцев. 2013. Т.5. Ст. 235—237
  2. Глава тридцать девятая. Есть ли очистительный огонь по смерти? // Святитель Григорий Великий (Двоеслов). Диалоги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души
  3. Рашкова Раиса Тимофеевна. Григорий I Великий – первый папа Средневековья //Католицизм. Спб.: Питер, 2007.
  4. Рашкова Раиса Тимофеевна. Католицизм. Спб.: Питер, 2007.
  5. Влияние «Божественной комедии» Данте на формирование римо-католического догмата о чистилище
  6. Катехизис Католической Церкви. &1029
  7. Катехизис Католической Церкви. &&1029-1030
  8. Катехизис Католической Церкви. &1031
  9. «…Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:45)
  10. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис
  11. Духовные поучения. Об усопших // Фаддей Витовницкий, Духовные поучения
  12. ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО // Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы / пер. с сербского С.А. Луганской. — М.: Новоспасский монастырь, 2010. С. 151. — вместо словосочетания «промежуточное состояние» используется «среднее состояние», которое приведено в кавычках, как и слово «чистилище».
  13. Что бессмертно в человеке. Е. П. Блаватская

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Чистилище — место, где душа умершего христианина очищается от грехов через посмертные испытания

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.

Читайте о православии:

  • Можно ли давать милостыню
  • Воскресение мертвых в православии
  • Православие в современном мире

Это интересно: Что такое ересь и что она значит в православии: описываем все нюансы

Факты

  • В фильме солдаты не раз «проходятся» ругательными словами по бездарным действиям командования, а полковник Суворов однажды даёт понять, кто несёт ответственность за происходящее: «Хороший, бля, подарок от российских военкоматов Джохару Дудаеву, и лично от Паши Грачёва!» — скажет он, когда речь зайдёт о молодых солдатах.
  • Слова, которые говорит капитан Иван (герой Ивана Ганжи) командиру чеченцев Исрапилову перед своей смертью — это слова из интервью полковника Николая Баталова, данного им Невзорову во время боевых действий в Грозном.
  • Министерство обороны Российской Федерации отказало Невзорову в своей поддержке при проведении съёмок. По словам Невзорова:
  • Героя Вячеслава Бурлачко (позывной «Кобра») озвучивает октавист Петербургской капеллы Александр Орт.
  • Прототипы:

    • гвардии полковник Виталий Суворов — полковник Иван Савин, командир 131-й отдельной мотострелковой бригады, Герой Российской Федерации (посмертно).
    • Дукуз Исрапилов — полевой командир Хункар-Паша Исрапилов.
    • Игорь Григоращенко — участник штурма Грозного (1994—1995) старший лейтенант Игорь Григорашенко (Невзоров встретился с ним в январе 1995 года во время съёмок своего документального фильма «Ад»).
    • «Кобра» — майор Алексей Ефентьев (позывной «Гюрза»), командир отдельной разведывательной роты 166-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады (166 омсбр). Однако в фильме присутствует другой герой с тем же позывным («Гюрза»), который был у А. В. Ефентьева в действительности. В связи с этим у зрителей фильма может возникнуть заблуждение, кто же из них является киновоплощением реального прототипа.
    • Костя «Питерский» — Константин Мосалёв («Череп»), разведчик отдельной разведывательной роты 166 омсбр.
  • 131-я отдельная мотострелковая бригада, входившая в состав группировки федеральных войск «Север» под командованием генерал-майора К. Б. Пуликовского, совместно с подразделениями 81-го гвардейского мотострелкового полка 31 декабря 1994 — 1 января 1995 года в реальности вели бой не за больничный комплекс, а за железнодорожный вокзал.Бои за больничный комплекс (ныне район, в котором находится Министерство здравоохранения Чеченской Республики: ), кварталом северо-восточнее бывшего здания Совмина ЧИАССР (сейчас на месте последнего расположен комплекс мечети «Сердце Чечни»), 31 декабря 1994 — 1 января 1995 года в условиях частичного окружения вели сводные формирования 8-го гвардейского армейского корпуса, входившего в состав группировки федеральных войск «Северо-Восток» под командованием генерал-лейтенанта Л. Я. Рохлина: 255-й гвардейский мотострелковый полк и 68-й отдельный разведывательный батальон 20-й гвардейской мотострелковой дивизии.Вечером 1 января на помощь частично окружённому в больничном комплексе передовому отряду группировки «Северо-Восток» прибыли подразделения 33-го отдельного мотострелкового полка, до этого сосредоточенные на временных блокпостах вдоль улицы Лермонтова — на северных подступах к больничному комплексу. В свою очередь, временные блокпосты вдоль улицы Лермонтова занял 3-й мотострелковый батальон 276-го мотострелкового полка 34-й мотострелковой дивизии из состава группировки «Север», пришедший на смену подразделениям 33-го полка.В ночь со 2 на 3 января уцелевшие части и подразделения группировок «Север» и «Северо-Восток», а также вновь прибывшая из Сибирского военного округа 74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, были объединены в одну — «Север», под общим командованием генерал-лейтенанта Л. Я. Рохлина.

>Босиком по холодным камням

Традиция паломничества к Чистилищу святого Патрика зародилась в далекие времена и сохранилась до наших дней. Паломники шли к озеру Лох Дерг через леса, болота, скалы – непременно босиком. Переправившись на остров, они спускались в окруженную оградой расщелину среди скал. И оставались там много часов, непрерывно молясь. Легенда гласила, что всякого, кто задремал во мраке и прервал молитву, тут же утаскивали демоны.

Сложность пути и самого паломничества соотносилась с темой упомянутого выше моста-испытания. В некоторых преданиях он был не только узким, но и покрытым острейшими железными шипами. Только смирение могло помочь преодолеть его. А в старинном романе «Рыцарь телеги» Ланселоту вообще надо было преодолеть мост-меч, идти или ползти прямо по лезвию.

Сейчас паломникам можно пользоваться транспортом, чтобы попасть к озеру. Но потом все равно надлежит снять обувь и обойти остров босиком. А потом всю ночь творить молитву под открытым небом. И так три дня. При этом – строгий пост, есть в первые сутки на острове вообще нельзя. На второй день дают чашку чая и ломоть хлеба. Туристов здесь не особо любят – на острове нет даже сувенирной лавки. Зато для ирландцев, живут они на родине или в любой другой стране, паломничество на Лох Дерг – важнейший обычай. Сравнимо с ним только восхождение на гору Святого Патрика, тоже босиком и в ночи – навстречу рассвету.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

О чистилище не говорится в Библии, это средневековый догмат

Сразу же начнём с главного — не стоит полагать, что почти все течения христианства ущербны из-за того, что в них нет идеи чистилища. Больше и подробнее — вовсе не значит правильнее. Религии нет нужды в подробной биографии Иисуса Христа или двадцатитомном труде об иерархии ангелов. Все эти аспекты усложняют учение, но отводят от его сути.

Фреска с изображением чистилища

Если посмотреть непредвзято, то становится ясно, что Библия формирует вполне достаточное представление о посмертной участи души без идеи чистилища. Всё слаженно работает, без сложностей. Так зачем нужно дополнительное пристанище для умерших, если оно не уточняет, а искажает информацию из Священного Писания?

XIII—XV век

время, когда возник догмат о чистилище

Догмат о чистилище формировался в католицизме в интервале XIII—XV веков. Как видим, это довольно новая идея. Разумеется, христианство знает и более поздние нововведения, но всё же с проповедью Иисуса Христа такие представления разделяет более тысячелетия.

Внешний вид[править]

Дабы не травмировать верующих, Чистилище способно принимать именно такой вид, который ожидает узреть попавшая туда душа. Вообще, для каждого оно имеет свой единственный, неповторимый облик, который максимально удовлетворяет ожиданиям этого «каждого». За исключением некоторых особо творческих людей, которые по жизни были сюрреалистами и представляли себе Чистилище в виде нагромождения кубов, конусов, синусов и каталитических конвертеров, представители одних и тех же конфессий видели Чистилище примерно одинаково.

  • В понятии православной церкви Чистилища не существует. Согласно учению церкви, ангелы берут душу умершего и переносят в некое место, где душа прибывает в ожидании Страшного Суда и только церковь способна облегчить участь души. Удивительно, что православная церковь спокойно делит ноль на ноль, где абсолют проявляет себя в отце, сыне и святом духе, и дальше по нарастающей. Для православных Чистилище старательно делает вид, что его вообще не существует, и попавшая в него душа просто остаётся в недоумении, что это с ней происходит, где она, где тут проводят Страшные Суды и почему с ней постоянно работают психолог и замполит.
  • Католики в существование Чистилища верят, однако не сильно заморачиваются по поводу его внешнего вида. Как правило, перед ними Чистилище предстаёт в виде огромного неопределённого чего-то.
  • Буддисты. Для них Чистилище выглядит как ничто. Грандиозное ничто с никаким ничем, в котором никто ничем не занимается, а с каждым никем занимаются никакие психолог и замполит. Ведь не зря эти буддисты считали пустоту творческим началом. Уже сейчас известно о темной материи, которая представляет собой вакуум, который оказывается полон процессов, идущих на таких немыслимых скоростях, что даже свет не оставляют. Столько новой, никак не связанной с Чистилищем информации для учёных, что им приходится опять вспоминать Сократа и многие блестящие истины, так мучительно рождавшиеся, но уже похороненные.
  • Если человек в душе был сангвиник, схоластик или древний грек, то он будет видеть Чистилище так, как будто это стандартный древнегреческий ад и считать, что переливать из пустого в порожнее, катить камень в гору и слушать психолога с замполитом — это сущие наказания, хотя его, наверное, никогда не варили в первичном борще и не расщепляли на мюоны без наркоза.
  • Заядлые автомобилисты видели Чистилище как огромную автомойку. Непосредственное искупление грехов проходило путём зажатия души искупляющего между двумя валиками с последующим полным её очищением от желаний, страданий, привязанностей, пыли, грязи, копоти и радиоактивных изотопов.
  • Для узкого круга ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека, Чистилище имеет здоровенного сапога, вывернутого наизнанку, поскольку, по их мнению, каждый человек, умирая, съедается великим всёпоглощающим башмаком по имени Топ.

Центр «Миротворец» занес в «Чистилище» 251 боевика «днр». Список личного состава

19 581 переглядів

Сотрудники центра «Миротворец» обнародовали списки личного состава террористической организации днр, которые они опубликовали на своей странице в социальной сети «».

Данный список террористы трактуют как «список личного состава управления специальных операций генеральной прокуратуры днр».

Центр «Миротворец»:

«ЗАВЕРШИЛИ ЗАНЕСЕНИЕ В ЧИСТИЛИЩЕ т.н. СПЕЦНАЗА БОЕВИКОВ В КОЛИЧЕСТВЕ 251 ШТУКА Этот документ был у нас давно. Практически с момента его создания, но в силу определенных обстоятельств мы его не «светили». Теперь пришло и его время. Сегодня в Чистилище попали боевики террористической организации днр из бандформирования под названием «управление специальных операций генпрокуратуры дыры». Убедительная просьба к тем, кто может помочь идентифицировать кого-то из них (фотографии, ссылки на упоминания или аккаунты в соцсетях), направлять данные материалы нам с помощью функции в главном меню сайта «(отправить обьект)». Помните, эти твари боятся публичного освещения их преступной деятельности, как вампиры света. Наша с вами задача состоит в их выявлении и опубличивании данных о них для того, чтобы помочь нашим правоохранительным органам и спецслужбам их ликвидировать или обезвредить ради нашей же безопасности.»

ВАС МОЖЕ ЗАЦІКАВИТИ

Богословие

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Также это учение всегда принимала Католическая церковь.

Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Катехизис Католической церкви говорит:

Согласно учению Католической церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45.

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.

Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, — они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.

Любовь – единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

История изучения[править]

Первыми, в чьих мифах появилась концепция Чистилища как места, где души умерших ожидают дальнейшей судьбы, стали ребята, считающие, что после смерти человек оказывается в пятке великого всепоглощающего башмака по имени Топ, откуда грешники отправляются в потный, душный и дурно пахнущий носок Топа, а праведники по шнуркам возносятся прямо на небесный материк Авширнаху, где ярко сияет зелёное солнце, а все обитатели носят самую лучшую обувь.

Большую популярность получили исследования Данте, в которых он представил Чистилище в виде многослойной горы, разделённой на этажи, увенчанной лифтом в рай. В своих описаниях Данте был столь искренен, что котолики приняли его слова за чистую монету и срочно изменили своё мировоззрение, впихнув туда Чистилище. Тех, кто пытался в Чистилище не верить и доказывать, что, дескать, не было его никогда, ждали обвинения в ереси и тёплый уютный костёр.

Большой шаг в изучении Чистилища сделал непорочно рождённый сын протопопа и протопресвитера, чьё имя и факт существования оказались утеряны. После долгих раздумий он сказал «Наверное, Чистилище всё-таки существует. Потому что почему бы ему не существовать?» С ним соглашается один древнеацтекский жрец, сказавший что-то на древнеацтекском языке.

Однако основной проблемой изучения Чистилища является то, что для качественной исследовательской работы необходимо как следует умереть. Не просто проснуться, провести условно день и потом уснуть, что собственно и есть репетиция настоящей смерти, а после смерти у души, постигшей всю сущность бытия, или не бытия, проводить какие бы то ни было исследования и делиться их результатами с людьми нет никакого желания.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом – значит, в рай, если перевешивают грехи – прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души

Возможно, эта идея кому-то из читателей покажется невероятной, но в православии нет представления о том, что ад, рай и чистилище — это какое-то конкретное место. Мы привыкли отождествлять рай с Эдемским садом, а ад — с фантазиями Данте на античную тематику. И такие образы действительно приемлемы для некоторых христианских традиций, но православное учение потому и не рассказывает о том, как выглядит ад или рай, потому что считает их состоянием.

Рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):


Тихон Шевкунов
Архимандрит

Таким образом, православие не только отвергает идею чистилища, но и на рай и ад смотрит далеко не так же, как западная культура. Демоны с трезубцами — это, конечно, зрелищно, но, если углубиться, даже демонов, как таковых, в Священном Писании вовсе и нет.

Это общеправославное мнение. Но в то же время есть некоторые вопросы. Например, если загробный мир — не конкретное место, а состояние, то куда спускался Иисус Христос и различные святые? На сей счёт есть немало толкований. Главный аргумент всё же остаётся в том, что Библия не описывает ад и рай, как конкретное место. В Писании вообще не сказано, что душа может находиться в каком-либо пространстве.

Но мы сейчас не об аде, а о чистилище.

Лодовико Карраччи «Ангел освобождает души в чистилище»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector