Церковь зачатия анны

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // ΣΟΦΙΑ : Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча / Гос. ин-т искусствознания. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 47—66. — ISBN 5-94431-201-7.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 4. — М.: Стройиздат, 2001. — С. 6—34. — ISBN 978-5-4462-0047-4.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры, Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры Рос. Федерации; . — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 6—34. — ISBN 5-86007-355-0.

Реставрация[ | ]

В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Льва Давида совместно с Борисом Альтшуллером и Сергеем Подъяпольским). Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы святого Мины, святой Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены.

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями — того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам.

При исследовании древнего покрытия церкви над её юго-западным углом было обнаружено основание южного столба старой звонницы, располагавшейся диагонально. Вопрос о её композиции остаётся открытым.

Во время реставрации была снесена колокольня, построенная в середине XIX века.

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М, 2006. — С. 47-66.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 4. — М, 2001. — С. 6-34.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв // Древне-русское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. — СПб, 2003. — С. 6-34.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. М., 1852, № 38. с. 349.
  • Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М.: Унив. тип., 1852. [dlib.rsl.ru/viewer/01003562612#?page=178 С. 350]

Архитектура[ | ]

Вид храма в XIX веке. Фотография Николая Найдёнова 1882 года Церковь Зачатия Анны — бесстолпный храм с крещатым сводом. Основной объём, почти квадратный в плане, установлен на подклете. С востока расположена полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукруглым же сводом. Гладкий цоколь из белого камня занимает всю надземную часть подклета и обведён горизонтальной тягой. Фасады (за исключением апсиды), что характерно для построек той эпохи, разделены на три части лопатками и увенчаны трифолиями, отделёнными горизонтальным поясом. Стены сложены из известняка мячковского типа (подклет, храм до пояса; внутри известняком стены выведены до пят свода) и маломерного кирпича (пояс храма, стены выше пояса, карниз апсиды, трифолии) на известковом растворе. Толщина стен — 108—127 см у храма и 105 см у алтарной апсиды.

Ленточный фундамент основного объёма и апсиды — из бутового камня на известковом растворе. Заложен на глубину 2,6 м от древней дневной поверхности.

Массивный барабан, венчающий основной объём, изначально не имел окон и был украшен снаружи нишами, которые обрамляют узкие пилястры с декоративными ложными арками, придающие сооружению стройность. Четыре окна в барабане, ориентированные по сторонам света, были пробиты позднее. С равной вероятностью, барабан мог быть как открыт внутрь помещения, так и отделён от него, возможно, деревянной конструкцией. Его основание декорировано десятью (вместо обычных восьми) кокошниками. Верхняя часть карниза барабана была утрачена при строительстве в XVII веке луковичной главы.

Изначально храм был покрыт чёрнолощёной черепицей со стрельчатыми окончаниями. Остатки первоначального покрытия были обнаружены над юго-западным углом храма во время реставрации. Последнее по времени создания покрытие церкви (на момент реставрации середины 1950-х годов) — четырёхскатная кровля.

Придел Мины, возведённый в начале XVII века, тоже имеет крещатый свод и узкий глухой барабан с ложными окнами.

Как отмечает Давид, расположение церкви было чрезвычайно выигрышным: здание возвышалось над Великой улицей, и из-под арки Косьмодемьянских ворот, на входе в Китай-город, вид на храм открывался на фоне панорамы Московского Кремля.

Праздник Зачатия праведной Анны

Церковь названа в честь праздника Зачатия праведной Анны, или, в полной версии – зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Отмечается он 22 декабря.

О жизни родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны – мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова», созданного не ранее второй половины II века. По сказанию, свя­тая Ан­на, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, была млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на из Виф­ле­е­ма, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Она вышла замуж за святого Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. Стоит отметить, что в древнем Израиле бездетность считалась тяжким несчастьем и наказанием Божьим. Однако супруги не унывали и продолжали на протяжении многих лет молить Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о за­ча­тии До­чери, Ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. Зачатие святой Анны произошло в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, названная Марией и ставшая Матерью Господа Иисуса Христа.

История[ | ]

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Называлась также церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище[уточнить

] реки, которое выдавалось в Васильевский луг. При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает Андрей Баталов, самое раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.

Южный придел храма — в честь великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века, возможно, по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения столицы от польских и литовских захватчиков). Придел получил имя великомученика, в день памяти которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Угры.

Северный придел храма — в честь великомученицы Екатерины (построен в 1658—1668 годах). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина. В 1658—1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг храма.

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в храм чудотворный образ Божьей Матери.

В храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954—1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.

В 1920-х годах (по другим данным — в 1929 году) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947—1948 годах сооружение обследовал архитектор Александр Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954—1957 годах.

В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году.

Из-за сноса гостиницы «Россия», а затем и строительства парка «Зарядье» богослужения в храме временно не проводились.

История храма

Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую «сталинскую высотку»), поэтому для современных горожан обозначение «в Углу» более не выглядит таким очевидным.

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.

В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого — 11 ноября — завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел — в честь великомученицы Екатерины — был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.

С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда — неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.

За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.

Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com

В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.

После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.

По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.

В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: Парящий мост и футуристичное здание филармонии в парке «Зарядье» — совсем не рядовой фон для исторического памятника.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка «Зарядье»). Добраться до неё можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Святые места Москвы, помогающие забеременеть

Храм святой праведной блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре.

Матрона Московская является самой известной и почитаемой в России святой. Считается, что ее мощи обладают чудотворной силой и помогают исцелиться от разных болезней, в том числе и от бесплодия. Помолиться Матроне Московской приезжают паломнике со всего мира. Ежедневно мощам святой поклоняются более тысячи человек, а в выходные очередь растягивается на 8 часов.

Кроме храма Покровского монастыря в Москве и Подмосковье имеются и другие места, где можно помолиться перед иконой святой. Храмы и часовни Матроны Московской расположены:

  • в Дмитровском районе Москвы;
  • в Беляево, район Теплый Стан Москвы;
  • на Курском вокзале;
  • в г. Верея Московской области;
  • в г. Икше Московской области;
  • в г. Лобня Московской области.

Известны случаи исцеления от бесплодия даже не православных людей, которые приходили к вере, только после совершения чуда. Это святое место Москвы, которые стоит посетить для обретения веры в чудо.

Получить бесплатную консультацию врача

Зачатьевский монастырь

В 1584 году в Москве, на месте древней обители, сгоревшей во время великого пожара, был возведен Зачатьевский монастырь. Основателем его считается царь всея Руси Федор Иоаннович, жена которого, Ирина Годунова, долгое время страдала бесплодием. После того, как на территории обители был освящен храм в память Зачатия Анны Девы Марии, царица смогла забеременеть, и родила долгожданную дочь.

Ирина Годунова молилась о рождении ребенка перед иконой Богоматери «Милостивая», которая сохранилась в обители до настоящего времени. Зачатьевский монастырь – это одно из святых мест в Москве, помогающих забеременеть даже тем женщинам, которые отчаялись обрести счастье материнства.

Праведным Захарию и Елисавете Господом было послано великое испытание – бесплодие, которое у евреев считалось наказанием за грехи. До самой старости они не могли обзавестись детьми, но сохранили любовь и преданность Богу. За это Господь избрал их родителя Иоанна Предтечи и Крестителя Христова, самого чтимого после Пресвятой Богородицы Святого.

Обратиться в молитвах к Захарии и Елисавете в Москве можно перед иконами в старинной церкви, расположенной над западными вратами Донского монастыря и в Храме Покрова Пресвятой Богородице.

Храм Тихвинской иконы Божьей матери

Издавна считается, что чудотворная икона оберегает всех младенцев и является их покровительницей. Недаром ее еще называют деткой. Молитвы Тихвинской Божьей матери помогают детям в скором выздоровлении от болезней, улучшают отношения в семье. Женщины обращаются к иконе с молитвой, когда не могут зачать ребенка, а также в период беременности и непосредственно перед родами.

Эти святые православные места города Москвы, помогающие забеременеть, стали для многих семей настоящим спасением на пути к счастливой жизни. Молитвы перед иконами способны сотворить чудо, о чем и свидетельствуют слова Христа «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».

Литература[ | ]

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М., 2006. — С. 47—66.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. — М., 2001. — С. 6—34.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. — СПб., 2003. — С. 6—34.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
  • Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М.: Университетская тип., 1852. — С. 350

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // ΣΟΦΙΑ : Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча / Гос. ин-т искусствознания. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 47—66. — ISBN 5-94431-201-7.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 4. — М.: Стройиздат, 2001. — С. 6—34. — ISBN 978-5-4462-0047-4.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры, Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры Рос. Федерации; . — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 6—34. — ISBN 5-86007-355-0.

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // ΣΟΦΙΑ : Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча / Гос. ин-т искусствознания. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 47—66. — ISBN 5-94431-201-7.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 4. — М.: Стройиздат, 2001. — С. 6—34. — ISBN 978-5-4462-0047-4.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры, Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры Рос. Федерации; . — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 6—34. — ISBN 5-86007-355-0.

Главные святыни монастыря

1. Милостивая икона Божией матери.

Главная чудотворная святыня Зачатьевского монастыря. Ее народное название — «Услышательница», потому что на иконе ушко у Богоматери приоткрыто. Она слышит все молитвы и просьбы, обращенные к ней.

Находится в Храме Рождества Богородицы. Ей молятся о выздоровлении, о даровании детей, об обретении семьи (замужестве), мире в семье, получении работы и т.д.

В советское время образ Богоматери был перенесен в храм Пророка Илии в Обыденском переулке, и лишь 25 ноября 1999 года был возвращен в Зачатьевский монастырь.

2. Пояс Пресвятой Богородицы.

Особая реликвия, созданная руками сестер Зачатьевского монастыря и освященная на святой горе Афон. Пояс хранится в резном ковчеге в Соборе Рождества Богородицы, доступен для прикладывания. Этой святыне молятся о даровании детей и исцелении от болезней.

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // ΣΟΦΙΑ : Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча / Гос. ин-т искусствознания. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 47—66. — ISBN 5-94431-201-7.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 4. — М.: Стройиздат, 2001. — С. 6—34. — ISBN 978-5-4462-0047-4.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры, Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры Рос. Федерации; . — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 6—34. — ISBN 5-86007-355-0.

Святая Анна Кашинская

Много несчастий довелось перенести инокине Анне Кашинской. Сначала молодая жена тверского князя потеряла отца. Через два года, в 1296 году, в пожаре лишилась всего имущества. Дальше беды и лишения посыпались как из рога изобилия:

  • Опасно заболел молодой супруг. Замуж она выходила за князя Михаила Тверского почти сразу после смерти отца. Любовь супругов была обоюдная, только семейное счастье было коротким.
  • Умерла старшая дочь Федора.
  • Началось противостояние с князем Юрием Московским (1317 год).
  • Княгиня навсегда распрощалась со своим мужем, князем Михаилом. Тот уехал в Орду и был казнен (1318 год).
  • Князь Димитрий, старший сын благоверной Анны, убил князя Юрия Московского за то, что он был причастен к убийству отца. За это князь был казнен ханом. Кстати, чуть погодя граждане Твери разбили местное татарское войско под предводительством хана Узбека. Это восстание жителей вызвало гнев руководства основной ставки татаро-монгол. Тверскую землю сравняли с землей. Оставшихся в живых жителей угнали в плен.
  • Татарским ханом были казнены сын Александр, внук Федор. Их тела расчленили посуставно (1339 год).

Следовавшие друг за другом испытания не сломили ее, хотя казалось, что живая душа не может пережить подобные страдания. Зато все эти невзгоды подготовили благоверную княгиню к монашескому постригу. Последнее испытание сподвигло Анну Кашинскую принять монашество, что она и сделала. Сначала она несла службу в Софийском монастыре Твери, чуть позже младший сын отстроил для матери отдельную обитель.

Свою кончину инокиня приняла в монашеском облачении, в строгом аскетизме, молитвах, здесь же, в 1368 году. Похоронена святая на территории храма Успенской обители. После погребения начались чудеса излечения обреченных на смерть больных. Канонизирована Кашинская в 1649 году. Мастера-иконописцы Софийского собора написали ее образ.

Великомученицу Анну Кашинскую предали забвению на долгие годы. Даже не ухаживали за ее последним пристанищем. Тогда ее образ явился благочестивому клирику. Жители города Кашина вспомнили о благих деяниях Небесной покровительницы. Происходящие чудеса от мощей святой достигли ушей царя Алексея Михайловича, Патриарха Никона. Решением Московского Собора были открыты и перенесены мощи княгини. Мероприятие датируется 1650 годом.

История Русской Православной церкви отмечает, что княгиня Анна Кашинская одна удостоилась такого невиданного торжества. Спустя короткое время раскольники сделали святую своим символом, что послужило причиной для отмены канонизации мученицы. Такое событие тоже является единственным в истории христианства.

Святая княгиня развенчанной пролежала 230 лет. Однако это не мешало верующим продолжать почитать покровительницу и обращаться к ней с молитвой о помощи при принятии важных решений. Святая неизменно подсказывала верное решение, успокаивала смятенные души молящих.

Храмы Зарядья: почему без них нельзя себе представить парк

В конце 2000-х гостиницу «Россия» снесли. Сейчас построили парк и церкви в нем вроде бы играют ту же роль — контраста на фоне современной архитектуры, — но уже совсем иначе. Все стало единым и гармоничным.

На территории парка — пять храмов. Все они заново отреставрированы и выглядят, как новые. Красивые.

Идея теперь в том, что старое и новое не контрастируют, а дополняют друг друга. Как нельзя сейчас представить Зарядье без современных изгибов крыш, так и понимаешь, что Зарядье потеряет сразу всё, останься парк без старо-русской и храмовой архитектуры.

Никто не говорит, что храмы могли снести — этого бы конечно не произошло. Но их могли «оттенить» расположением павильонов или как-то еще визуально оградить. А в результате получилось единой целое!

Церковь Зачатия святой Анны. XVI век.

Самый старый храм Зарядья:

Это единственный храм Зарядья, который расположен у набережной Москва-реки.

Все остальные церкви стоят или прямо на Варварке или в шаге от нее:

Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря:

На стене сохранились старые надписи. Возможно, они еще с тех времен, когда монастырь только строили — в начале XVII века:

Это самый большой храм Зарядья и его видно издалека, с противоположной стороны парка:

Или им можно полюбоваться сквозь прозрачную крышу павильона. Вот оно: прошлое проглядывает сквозь настоящее!

Красным Знаменский собор стал сейчас, а до «Зарядья» он последнее время имел коричневый цвет и кирпичную кладку. Возможно, так было красивее?

Справа от собора, если встать лицом к Варварке — храм Георгия Победоносца.

Вид чуть подальше — с амфитеатра одного из павильонов:

С другой стороны от Знаменского собора — еще один оставшийся от монастыря корпус, там сейчас располагается православный просветительский центр.

На саму Варварку выходит именно этот корпус, а не собор:

Возвращаемся в парк. Слева от монастыря: храм Максима Блаженного

. Красивая, старо-русская архитектура, конец XVII века:

Вот вид на церковь Максима Блаженного со стороны Варварки:

Ну, а ближе всего к Кремлю маленькая оранжевая церковь — великомученицы Варвары

Церковь построена в самом начале XIX века и в ее оформлении видны «латинско-античные» мотивы — например, колонны. Когда Москву взял Наполеон, в этой церкви он расположил конюшню

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector