Симеоновская церковь в даниловом монастыре (москва)

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святой был на нем.(Лк 2, 25)

Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир Мессии (Христа).

Согласно Церковному Преданию, праведный Симеон Богоприимец был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Птоломей, царь египетский, повелел перевести Библию с еврейского языка на греческий. Для этого были выбраны 70 толковников, ученейших иудейских мужей, среди коих был и Симеон, человек мудрый и хорошо знавший Священное Писание.

В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон терпеливо ожидал пришествия в мир Спасителя. Он жил праведно и непорочно, уклоняясь от всякого зла и непрестанно пребывая в храме Божием.

И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Симеон встретил их там и, видя Пресвятую Деву, осененную небесным светом и сияющую Божественными лучами,— он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Приступил к Ней со страхом и радостью, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».(Лк 2, 29—32).

Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35). Он пророчествовал о страданиях Христовых и распятии Его, о Богородице, что душу Ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте.

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38).

глас 1

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.

Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

глас 8

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Шведская церковь

Рекомендовать место

3

Шведская церковь Св. Екатерины евангелическо-лютеранского прихода построена в псевдороманском стиле в 1767 году.

В 1734 году на месте Шведской церкви располагалась деревянная церковь, в которой богослужения проводились на финском и шведских языках, а позже община разделилась на два прихода: шведский и финский. Каменную церковь Св. Екатерины построили по проекту Г. Вельдтена. Назвали церковь в честь императрицы Екатерины II, пожертвовавшей на строительство 7 тыс. рублей. В XIX веке приход церкви составлял уже более 6,5 тыс. человек, поэтому в 1863 году по проекту К. Андерсона построили новую романскую каменную церковь.

До революции главным архитектором церкви был Ф. Лидваль. Он выстроил шестиэтажный дом с дворовым флигелем и концертным залом для прихожан. Стиль его творения характеризуется как «северный» модерн с классическими мотивами.

После революции церковь разграбили и перестроили под спортивные залы. Лишь в 2005 году здание храма было снова передано евангелическо-лютеранской общине Петербурга.

Где находится

Адрес

улица Моховая дом 48

Метро

Ближайшие станции:

  • «Гостиный Двор»
  • «Маяковская»
  • «Чернышевская»

Каждая из них расположена в районе полутора километров.

Как добраться

От станции «Гостиный Двор»

Выйдя из вестибюля метро, повернуть направо и идти вдоль Невского проспекта до Екатерининского сквера. Там перейти дорогу и двигаться по Малой Садовой улице. Далее направо по Итальянской улице и прямо мимо Манежной площади до ее слияния с Караванной улицей. Там повернуть налево и идти до площади Белинского. Перейти Фонтанку по мосту и пройти еще несколько метров до Моховой улицы – храм окажется слева.

От станции «Маяковская»

Выйдя из вестибюля метро, повернуть налево и идти вдоль Невского проспекта до пересечения с Литейным проспектом. Там перейти дорогу и двигаться по нечетной стороне Литейного до улицы Белинского. Повернуть налево и дойти до Моховой улицы – храм будет справа.

От станции «Чернышевская»

Из здания метрополитена нужно выйти налево, дойти до Кирочной улицы, по ней двигаться до Лиговского проспекта. Там нужно перейти дорогу и пойти налево до улицы Пестеля. Еще раз перейти дорогу и идти по нечетной стороне улицы Пестеля до пересечения с улицей Моховой. Затем снова повернуть налево и идти по Моховой практически до ее пересечения с улицей Белинского – храм будет слева.

Можно на остановке «Метро Чернышевская» сесть на автобус № 90 и доехать до остановки Жуковского на Литейном проспекте, затем пройти пешком примерно 400 метров.

Инженерный замок

Рядом с Летним садом и Марсовым полем, у воды реки Фонтанки, высится Инженерный, или Михайловский, замок (Садовая ул., 2) – неприступная резиденция императора Павла I, убитого в ней заговорщиками в 1801 г. Как же строился этот грандиозный памятник недолгому правлению нелюбимого государя?

В феврале 1797 г. строители заложили первый камень в фундамент дворца, и к концу октября 1797 г. каменщики подвели его стены под временную кровлю. Работы на строительной площадке велись круглые сутки – ночью при свете факелов и костров, а число рабочих доходило до 6 тысяч человек.

Осенью 1800 г. основные строительные работы прекратились, но отделка залов и комнат императорской резиденции продолжалась до 1801 г.

Руководителем строительства замка государь Павел Петрович назначил архитектора В. Бренну, хотя тот всё же не стал единственным автором проекта этого грандиозного по масштабам сооружения. Историк Н.Е. Шильдер указывал на то, что «дворец строился по проекту В.И. Баженова и окончательно выполнен с некоторыми изменениями первоначального проекта архитектором Бренна».

—>

Дворец отличается отсутствием цельной архитектурной композиции и был, со слов драматурга Августа Коцебу, «крайне неудобен для всех тех, которым приходилось бывать в нем…».

Император Павел I лично участвовал в разработке планов постройки и постоянно вмешивался в работу зодчих. Квадратное в плане здание, а длина стороны около 100 метров, имеет восьмиугольный внутренний двор. Очень интересна планировка помещений, которые имеют в замке разные формы: прямоугольные, круглые, треугольные и многоугольные.

Объёмно-пространственное решение дворца асимметрично, и каждый фасад решён с использованием индивидуальной отделки. Очень живописен фасад, обращённый к Летнему саду, с ровными ступенями гранитной лестницы, мраморной колоннадой террасы и барельефами среднего аттика. На гранитных постаментах поставлены скульптуры Флоры и Геркулеса. Лучшая часть замка – главный фасад со входом с характерными для Бренны наличниками ворот и особой обработкой рустов с заострённым центром. Здесь на фронтоне можно видеть превосходную по исполнению мраморную скульптурную композицию «История, заносящая на скрижали славные деяния царствования».

На фронтоне главного фасада надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Знаток петербургской истории Н.А. Синдаловский рассказывает о городской легенде, связанной с этой надписью. Незадолго до убийства императора в Петербурге появилась юродивая, предсказавшая, что Павел I проживет ровно столько лет, сколько букв в тексте на фасаде Инженерного замка. На резиденции сорок семь букв. В 1801 г. государю Павлу I Петровичу должно было исполниться 47 лет.

https://youtube.com/watch?v=4z2cP2VaVT8

Во дворе, куда можно попасть через единственные Воскресенские ворота, из отделки лучше всего зодчему удались скульптурные арматуры стен, но бросается в глаза пестрота разных по форме и размерам оконных проёмов.

Со стороны главного южного фасада в 2003 г. восстановлен небольшой участок Воскресенского канала – часть водной системы, окружавшей Инженерный замок. Через него к входу перекинут Трёхчастный мост, автором которого был инженер П.П. Сакен. Название переправы связано с его видом – в плане он похож на трезубец: один из его устоев находится у Воскресенских ворот, три других – со стороны Липовой аллеи. Площадь перед Инженерным замком носит имя Петра Великого.

Из великолепной внутренней отделки многое утеряно за годы жизни замка, и что-то пытаются в наши дни воссоздать реставраторы. В 2003 г. восстановлен Общий Столовый зал в анфиладе парадных комнат императрицы Марии Фёдоровны. Отреставрирована Тронная императрицы Марии Фёдоровны, богато декорированная лепниной с позолотой и со стенами в малиновом бархате.

После смерти владельца Михайловский дворец государя Павла I Петровича пустовал, и в 1819 г. его передали Главному инженерному училищу, среди выпускников которого значатся композитор М.И. Глинка, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович и некоторые другие известные в нашей стране люди.

Современное состояние Симеоновской церкви и режим посещения

Симеоновская церковь сегодня — действующий православный храм. Она считается объектом культурного наследия XVIII века, находящимся под охраной государства. Попасть сюда можно ежедневно с 8.00 до 16.00. А в богослужебные дни – с 7.30 до 20.00.

В церкви хранятся почитаемыми верующими иконы, написанные в честь Божией Матери «Казанской» и святого Спиридона Тримифунтского с частицами его мощей. Храм отмечает, как праздники, 30 марта, 14 сентября и 25 декабря.

Церковь имеет два престола. Верхний храм освящен в честь Симеона Столпника, а нижний – во имя христианского святого и аскета Алексия, человека Божьего.

(15 февраля 1976 г.)

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком… Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое… Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, — и оказался ни с чем…

Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь.

Памятник Петру I

Кленовая аллея перед входом в Михайловский замок восстановлена архитекторами Е.И. Катониным и В.Д. Кирхоглани в 1950-х гг. Её смысловым центром выступает памятник императору Петру I, скульптора Б.К. Растрелли-старшего. Высокий, в римском стиле пьедестал выполнен архитектором Ф.И. Волковым.

Конная статуя самодержца выполнена ещё при жизни царя-реформатора, но полностью скульптор завершил её к 1747 г. Предполагалось именно этот монумент поставить на Дворцовой площади, но от этой идеи отказались.

На мраморном постаменте – два бронзовых барельефа с сюжетами петровских побед: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», исполненных знаменитыми русскими мастерами В.И. Демут-Малиновским, И.Е. Моисеевым, И.И. Теребеневым и М.И. Козловским. На лицевой стороне накладными буквами сделана надпись: «Прадеду – правнук».

Где находятся мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье.

А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге

Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы стоит на пересечении улиц Моховой и Белинского в Санкт-Петербурге. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом.

На освящении храма в 1734-м присутствовала сама императрица. До 1802 года церковь причислялась к придворным храмам.

На колокольне храма высотой в 47 метров находились куранты. Первые часы с боем когда-то привезли сюда из Воскресенской церкви при Меншиковском дворце, но были утеряны во время одной из реставраций. Куранты восстановили только в 1905 году.

В 1938 году безбожная советская власть закрыла храм Симеона и Анны, и долгое время он использовался как склад. В 1980-х здание передали метеорологическому музею. В 1995 году храм был возвращен верующим.

**********************************************************

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, собирались для молитвы по домам, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей — десять лет.

Народный календарь

16 февраля — Семен и Анна, Хранитель младенцев, Починки

Святым Анне и Симеону молились в Починки о том, чтобы новорожденные были здоровы, отчего пошло и другое название этому дню – Хранитель младенцев.

Именовать же праздник Починками стали оттого, что начинали чинить, готовить к весенним работам детали разной сбруи лошадиной, о чем есть такие поговорки:

Дед встает чуть свет, чинит сбрую летнюю, да борону столетнюю

Семен и Анна сбрую починяют

Починки, по сохе поминки.

Худая сбруя—несчастный выезд

Готовь сани летом, телегу — зимой

В течение дня к починкам привлекались все члены семьи, и для каждого находилось дело большое или маленькое.

Из примет на погоду — смотрели, как падает снег – если щедро сыплет хлопьями, то можно ждать дождливого лета.

Именинники в этот день: Анна, Владимир, Иван, Михаил, Николай, Павел, Роман

Едва-едва Семён и Анна

Придут с рассветом зимних дней,

Вставали всей семьёю рано

Готовить упряжь для коней:

Чинили пахотную сбрую.

В починке плуг и борона.

Проверить надо ездовую —

Насколько к делу та годна.

Обычай предков чтили свято:

Из теста гречневой муки

Похлёбка с маслом — саломата

Со скорой сварена руки.

Коль в окнах хлопья снегопада

В тот день кружили неспеша,

То ждать сырого лета надо —

В тоске крестьянская душа.

Валерий Костюк

Интересные страницы

История

Церковь Симеона и Анны близ берега реки Фонтанки была тезоименитским храмом императрицы Анны Иоанновны. Первая деревянная церковь на этом месте заложена в 1712 году и освящена в 1714 году в честь рождения дочери Петра I — Анны. Над южным порталом церкви красуется картуш с личным гербом императрицы Анны Иоанновны. Построена в период с по 1734 год по проекту архитектора М. Г. Земцова.

От названия церкви происходят прежние наименования улицы Белинского и моста Белинского — Симеоновские.

Церковь примечательна тем, что в целом выдержана в традициях стиля петровского барокко, но с показательным для времени политической реакции и застоя аннинского периода русской истории, отходом от новаций петровской эпохи к старорусским традициям. Вместо башенного (западноевропейского) типа колокольни, как в Петропавловском соборе, Земцов использовал ярусный тип колокольни и жёстко отграничил на старорусский лад объём трапезной. Одновременно в архитектуре церкви заметны элементы классицизма. Помощником Земцова на строительстве церкви был И. Я. Бланк, лепку интерьера осуществил тессинец Иньяцио Лодовико Росси.

27 января 1734 года состоялось торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с 47-метровой колокольней. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Германом ван Болесом.

Главный алтарь освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый — во имя Архангела Михаила, а левый — Ефрема Сирина. Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Четырёхъярусный резной иконостас по рисунку архитектора исполнил резчик Конрад Ган, лепку сделал Игнатий Росси, образа написали художники Андрей Матвеев и Василий Василевский при участии Василия Ерошевского, Александра Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе.

В 1772 году в церкви был устроен ещё один придел во имя Святого Великомученика Евстафия Плакиды, упразднённый в 1802 году. В 1803—1808 годах архитектором Михаилом Выборовым были пристроены ризница и часовня.

До 1802 года церковь была придворной.

Являлась орденской церковью ордена Святой Анны. В ней с 1829 года заседала Кавалерская дума ордена Святой Анны.

С 1848 по 1867 год настоятелем храма являлся протоиерей Алексий Лавровский.

В 1869—1872 годах расширена и обновлена архитектором Георгием Винтергальтером, в частности, над ризницей был устроен ещё один придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» (начало XVIII века, ныне в Никольском морском соборе), освящённый 17 (29) октября 1871 года.

С 1868 года действовало общество вспоможения бедным, содержавшее детский приют и богадельню.

В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. В 1951—1954 годах реставрирована, в 1980-х годах приспособлена под метеорологический музей.

С весны 1991 в храме, частично возвращенном верующим, начаты богослужения. По договорённости с Ленсоветом и управляющим епархией, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым) принято решение храм возвратить верующим. Освящение храма митрополитом Иоанном состоялось 1 января 1995 года.

Рождественское богослужение в церкви святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (2018)

В 1996—2013 годах была проведена масштабная реставрация здания. Восстановленный храм малым чином освятил 13 сентября 2013 года патриарх Кирилл. Великий чин освящения главного придела храма совершил 15 февраля 2017 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).

В настоящее время храм является приходским, имеет пять приделов:

  • главный придел во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы;
  • придел во имя преподобного Ефрема Сирина;
  • придел во имя святого архистратига Михаила;
  • обособленный придел в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»;
  • нижний придел храма во имя святителя Николая Чудотворца (цокольный этаж).

Собор Воскресения Христова

Настоящей жемчужиной петербургского зодчества выступает собор Воскресения Христова (наб. канал Грибоедова, 2а), сооруженный на берегу Екатерининского канала, на месте смертельного ранения императора Александра II 1 марта 1881 г. Второе название храма – Спас на Крови.

Строительство этого мемориального храма продолжалось долгих 24 года, а проект необычной постройки составил архитектор Альфред Александрович Парланд. Конечно, в реализации этого грандиозного проекта принимало участие множество архитекторов, художников, мозаичистов и других мастеров.

После проведения двух открытых конкурсов император Александр III решил остановиться на предложении архитектора Парланда, и в 1883 г. строительство собора началось. Освящение готового храма состоялось в августе 1907 г. в присутствии императора Николая II и членов августейшей фамилии.

Нужно отметить, что церковные службы совершались в Воскресенском соборе редко – храм был закрыт для свободного посещения. Являясь мемориалом памяти убитого террористами государя, собор служил местом его поминания.

Неповторимость постройке придаёт отделка фасадов, обильное использование эмали, мозаик, позолоты, мрамора, гранита и фасадного кирпича.

Внутреннее убранство собора Воскресения Христова не уступает внешнему виду храма. Площадь одних только мозаик, изготовленных в знаменитой мастерской В.А. Фролова, составляет 7065 кв. метров. Известные художники работали над интерьерами собора, такие как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Ф.С. Журавлев и многие другие.

https://youtube.com/watch?v=XNzxSTwjUVE

Сегодня собор Воскресения Христова является популярным петербургским музеем.

Фонтан возле Церкви Казанской иконы Божьей Матери

Рекомендовать место

2

Всякий, кто бывает у Церкви Казанской иконы Божьей Матери, невольно обращает взгляд на великолепный фонтан, украшенный бронзовой скульптурой. На ней представлена девочка в легком платьице, подымающая за жабры огромную рыбу, которая выпускает из своего зубастого рта огромную струю воды. Этот чудесный фонтан был открыт в 1957 году и вот уже более 50 лет радует взрослых и и детей. Правда, сейчас действует лишь один его водомет (изначально их было несколько), а также утрачены боковые чаши, расположенные у основания постамента. Автором скульптуры является замечательная художница Екатерина Николаевна Персидская.

Она была намерена установить посреди нижнего бассейна скульптуру «Мальчик удэ», таким образом, завершив фонтанную композицию. Но, к сожалению, этот замысел так и не воплотили в жизнь, и чудесная бронзовая скульптура девочки одиноко возвышается у Приморского шоссе. Этот фонтан является одним из неофициальных символов города Санкт–Петербурга и ежегодно собирает возле себя множество туристов.

Церковь Анны Кашинской

Рекомендовать место

1

Церковь Анны Кашинской в Санкт-Петербурге расположена на территории подворья Введено-Оятского монастыря. Она была построена в 1907 году по проекту архитектора А.П. Аплаксина. Церковь была построена в память рождения царевича Алексея Николаевича. Храм с часовней и колокольней соединяется с жилым флигелем во дворе, образуя единый архитектурный комплекс подворья Кашинского Сретенского монастыря. При храме находится икона святой Анны Кашинской с частицей её мощей, а так же Софринская икона Архистратига Михаила.

Хам построен в неорусском стиле, хотя в качестве образца Аплаксин использовал облик древней новгородской и псковской архитектуры. Внутри храм был украшен только росписями в арочных нишах. Сегодня они не сохранились. Исключительная особенность храма Анны Кашинской заключается в том, что внутри три престола расположены не рядом, а один над другим, что уникально для всей России, а не только для Санкт-Петербурга.

История Симеоновской церкви в XX веке

После прихода советской власти Симеоновская церковь какое-то время еще была действующей. В 1922 году государство приняло решение об изъятии всех ценностей, принадлежащих православным церквям, для помощи голодающим в Поволжье. Правительство хотело продать их, и вырученные деньги использовать для закупки продовольствия для нуждающихся.

Созданная в городе комиссия изъяла в Симеоновском храме двенадцать сделанных из серебра предметов – кресты, изготовленные в XVIII веке, кадило, оклады евангелий, ризы с икон, дарохранительницу, сделанную в 1788 году, и церковные чаши – портиры. Все эти ценности должны были отправить в уездный финотдел. Но по счастливому случаю, директор недавно созданного переславского музея Михаил Иванович Смирнов воспрепятствовал этому. Он имел специальные мандаты от Нарпомпроса и Главмузея, дававшие ему право реквизировать особо ценные вещи для музейной экспозиции. Благодаря усилиям М.И. Смирнова, половину ценностей Симеоновского храма признали имеющими историческое и художественное значение, и, таким образом, спасли.

Летом 1929 года городские власти по ходатайству Переславле-Залесского отделения связи не разрешили больше устраивать колокольный звон, сославшись на то, что он сильно мешает работе местного телеграфа. Спустя год колокола этого, как и других городских храмов и монастырей, сняли и отправили на переплавку в Рудметалторг. На этом бедствия не закончились. При демонтаже колоколов рабочие выломали фрагменты стен возле оконных проемов с северной и западной стороны.

Вскоре закрыли и саму церковь. В начале 30-х годов прошлого века разобрали старые иконостасы, относящиеся к XIX веку, а помещения храма отдали под клуб строителей. В это время повсеместных разрушений церковных зданий, сотрудникам переславского музея удалось частично сохранить в музейных фондах редкие деревянные скульптуры из храма Симеона Столпника.

Когда соседние храмы взрывали, Симеоновскую церковь не уничтожили, также благодаря счастливому стечению обстоятельств. Комиссия по охране памятников при Всесоюзном центральном исполнительном комитете, которую возглавлял А. Голосов, решила, что церковь имеет внешнее сходство с Сухаревской башней в Москве, а значит представляет определенный архитектурный интерес. Так храм стал значиться в списке памятников.

Позже его арендовал Переславский торг. На верхнем этаже сделали красный уголок, а первый этаж использовали как складские помещения. До 1980-х годов здесь находился народный театр. А 90-е годы прошлого века здание отдали православной церкви и занялись его реставрацией. В 1992 году в храме возобновились богослужения. И колокольный звон вновь стал слышен далеко вокруг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector