Боровский монастырь от основания до наших дней: история, обзор, значение в разные годы
Содержание:
- Где находится, адрес и как добраться из Москвы
- Архитектура Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
- Отец Власий
- Городок Боровск – колыбель Свято-Пафнутьего монастыря
- История
- Территория и храмы
- Боровский Пафнутьев монастырь
- Как записаться на прием к отцу Власию
- История
- Настоятели, наместники
- Как добраться к монастырю
- Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться
- Как добраться
- Отец Иосиф, журнал «Кораблик» и монастырское подворье в Высоком
- Достопримечательности монастыря
- Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области
- Отели рядом
Где находится, адрес и как добраться из Москвы
Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.
Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.
Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.
Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.
Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.
Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.
Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.
Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.
На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.
Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.
Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).
Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.
Архитектура Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Роспись храма Рождества Богородицы, построенного взамен первого деревянного сооружения, принадлежит кисти мастеров Митрофана и Дионисия. К концу XVI века вместо каменного храма под началом царя Федора Иоанновича был возведен собор из кирпича.
Отличительной особенностью собора, ставшего центром монастырской композиции, являются шлемовидные главки, характерные для архитектуры еще до монголо-татарского нашествия. Сооружение имеет воинственный и суровый вид, который разбавляется ажурным оформлением придела великомученицы Ирины.
Однако самым старым на территории монастыря сейчас считается Христорождественская церковь с трапезной, построенная еще в 1511 году и имеющая сложнейшее архитектурное оформление.
Комплекс смотрится массивно, это двухэтажное здание без внешних украшений, а маленькие окна лишены наличников. Храм примыкает к пятиярусной колокольне, возведенной в конце XVII века в стиле «восьмерик на четверике» (восьмигранная призма положена на квадратную) и украшенной снаружи изразцами работы Степана Полубеса.
Единственный сохранившийся колокол находится сейчас в музее, а для обители были отлиты новые колокола. Храм пророка Илии является одноэтажным квадратным кирпичным сооружением второй половины XVII века, построенным на пожертвования князей Репниных, пожелавших возведения церкви с больницей.
Митрофановская церковь была построена в стиле барокко в 1760 году, ее стены были выкрашены в розовый цвет. К храму примыкают покои архимандрита (датируются серединой XVII века) – единственное здание, имеющее три этажа в ансамбле монастыря, которое видом напоминает николаевские казармы. Юго-восточные и западные братские кельи берут начало в XVII веке.
Обе постройки были трехэтажными, но со временем утратили верхний этаж. Погребной корпус возведен в два этапа: северная часть выстроена в начале XVI века с характерной кирпичной кладкой в виде пояса, а южная – намного позже.
Вся территория монастыря обведена мощной кирпичной стеной, укрепленной шестью высокими башнями, в XVI-XVII веках. Стены крепости, имеющие схожесть по форме с ромбом, были оснащены пушками, что позволяло держать оборону. Две угловые башни – Сторожевая и Поваренная – помогали просматривать просторы вокруг обители.
Две башни – Георгиевская и Оружейная – квадратные, Тайницкая башня имеет прямоугольную форму, а Круглая башня по внешнему виду соответствует своему названию.
В XIX веке ввиду отсутствия необходимости быть крепостью в стене были прорублены Святые Врата – единственный вход на освященную землю.
Отец Власий
Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.
После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.
Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор. До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область. Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.
Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.
За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой. Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.
Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.
Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.
В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.
Городок Боровск – колыбель Свято-Пафнутьего монастыря
Город Боровск, получивший название от древнерусского слова «бор» – «сосновый лес», известен с 1365 года и принадлежал черниговским наместникам. В 1382 году Боровск вошел в состав Московского великого княжества.
Боровск – маленький тихий городок, где нет ни одного светофора, очень мало машин и нет современной застройки, кроме зданий госучереждений. Город – центр старообрядчества, здесь много храмов. В XVII веке сюда сослали основателя старообрядцев протопопа Аввакума.
В 1414 году в Высоко-Покровский монастырь, находящийся в городе Боровске, на берегу реки Протвы, пришел 20-летний юноша по имени Парфений – будущий основатель Боровского монастыря. Здесь он принял постриг с именем Пафнутий и начал служение богу и людям.
История
Пафнутий Боровский
История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).
В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница
Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.
В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.
Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.
После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.
Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.
Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.
Это интересно: Свято-Никольский храм в Воронеже: читаем по пунктам
Территория и храмы
Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.
Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.
Крепостная стена
Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,
в которую встроено несколько разнокалиберных башен.
Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.
Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!
А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.
Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.
Главный храм Боровского монастыря
К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.
Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.
Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.
Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.
Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа. В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов. А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.
Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.
Больничный храм пророка Илии
Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.
Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.
Митрофановский храм
Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.
Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.
Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.
В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.
Колокольня
Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.
Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.
Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.
В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.
А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.
А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.
Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.
Боровский Пафнутьев монастырь
Тутаев (Романов-Борисоглебск). Храмы и дома Романовской стороны
Боровск старообрядческий
Первое, что приходит на ум при упоминании небольшого городка Боровска на краю Калужской области, – это, конечно, древний Боровский Пафнутьев монастырь, славный своей историей, легендами и, конечно, красотой.
Строго говоря, монастырь-то сам находится не в Боровске, а рядом, в селе Роща. Основанный в 1444 году игуменом Пафнутием, он много лет был духовным центром этих краев, воспитал множество известных священников (Иосифа Волоцкого, например), немало повлиявших и на нашу историю в том числе. Сюда приезжали на богомолье Рюриковичи и Романовы, перебывало и немало бояр и князей… Как следствие – монастырь богател, получал огромные денежные и драгоценные вклады. Достаточно упомянуть, например, что для строительства крепостных стен и башен монастыря сюда был прислан знаменитый мастер Федор Конь.
Белокаменный собор Рождества Богородицы, 1584-1586 гг. постройки, сохранившийся до наших дней, – даже не первый в монастыре. До него еще в XV веке был выстроен первый белокаменный храм, в котором преподобный Пафнутий, настоятель и основатель обители, и был погребен.
Хотя собор и был искажен позднейшими пристройками…
…все равно можно найти точки, откуда он по-прежнему смотрится, словно былинный богатырь в шлеме.
Вокруг главного собора собрались остальные здания монастыря. Территория, обнесенная стенами, хотя и не маленькая, но храмов и палат в монастыре за несколько веков настроили предостаточно. Самая старинная сохранившаяся постройка монастыря, старше Богородице-Рождественского собора – церковь Рождества Христова, с трапезной и колокольней, 1511 года.
За собором скромно притаилась больничная Ильинская церковь 1670 года. Маленькая и изящная, и так сразу и не скажешь, что сзади к ней пристроена довольно большая больничная палата.
Несмотря на то, что площадь монастыря застроена довольно плотно, в нем нашлось место для просторной площадки, где стоят скамейки, где можно посидеть, отдохнуть и полюбоваться на монастырь. А детворе раздолье – бегать им здесь никто не запрещает.
Несколько лет назад многие жаловались, что были неприятно удивлены суетливостью и какой-то недружелюбностью на входе в монастырь. Но с тех пор, к счастью, что-то здорово переменилось, и в монастырь вернулось ощущение покоя и спокойного гостеприимства, которое украшает наши древние обители.
Есть в селе Роща и свой храм, отдельный от монастыря. Красивая барочная церковь на холмике, видная от монастыря.
К ней можно заехать по пути в Боровск, в котором красот и достопримечательностей видимо-невидимо.
Похожие материалы
- Пафнутьев Боровский монастырь: лучшие виды и самое…
- Великое стояние на реке Угре
- Баловнево. Владимирская церковь
- 7 храмов Казанской иконы Божией Матери, которые надо увидеть
Как записаться на прием к отцу Власию
Раньше попасть в монастырь на приём к отцу Власию можно было предварительно записавшись по одному из контактных телефонов, но годы берут своё, и схиархимандрит уже не может круглые сутки посвящать себя проблемам прихожан. Приём ведётся по состоянию здоровья старца: когда позволяет самочувствие, он всё с тем же рвением и горящими глазами спешит на помощь нуждающимся, уделяет время каждому.
Поскольку фиксированного графика нет, а о.Власия стараются не беспокоить, люди часто приезжают лишь уповая на Божью волю и остаются в Боровске на некоторое время.
Записи и списка очередности нет – работает, как в старые добрые времена, принцип живой очереди: кто первый пришёл, тот первым и зайдёт.
История
Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.
Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый. При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев. По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.
С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.
Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году. С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы. В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.
Купола Рождественского собора и колокольня, Маргарита Кушниренко
Настоятели, наместники
- Прп. Пафнутий Боровский (1444 — 1477)
- Прп. Иосиф Волоцкий (1477)
- Герасим (Смердков) (1479-1481)
….
Симеон Тобольский (1649 — 1651)
Павел Коломенский (1651 — 1652)
….
Варфоломей (Любарский) (29 июня 1745 — 1747)
Митрофан (Шеинков) (31 августа 1747 — июль 1763)
Константин (Борковский) (6 августа 1763 — 1767)
….
Иннокентий (Тихомиров) (6 февраля 1808 — 17 августа 1814)
…
Венедикт (Григорович) (сентябрь 1821 — 11 июня 1833)
Виталий (Щепетов) (июнь 1833 — 1837)
…
Дионисий (Никольский) (26 мая 1882 — 25 февраля 1895)
…
Алексий (Житецкий) (1915 — 1919?)
Сергий (Гришин) (XX в.)
Гавриил (Москаленко) (12 марта 1992 — ?) и/о наместника
Серафим (Савостьянов) (15 октября 1999 — 16 апреля 2016) и/о, затем наместник
- Пафнутий (Архипов) (12 апреля 2021 — 28 января 2021) и/о наместника
- Иосиф (Королев) (с конца января 2021) и/о наместника
Как добраться к монастырю
Пафнутьева обитель находится по адресу: Калужская обл., г. Боровск, п/о Роща. От Киевского вокзала следует доехать пригородным поездом до ж/д станции «Балабаново», откуда на автобусе следовать до остановки «Роща».
Если ехать машиной, двигаться нужно по Киевскому шоссе, где на 93-м километре повернуть направо и следовать указателям. Не доезжая до Боровска, будет висеть табличка «Боровский Пафнутьев монастырь», после которой необходимо свернуть налево.
Свято-Пафнутьева мужская обитель имеет долгую и непростую историю. Однако, несмотря на множественные трагические события, эта архитектурная памятка сохранилась до наших дней, радуя паломников своей невероятной красотой и умиротворенностью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться
Жизнь современного человека проходит в постоянной рутине и тревогах за завтрашний день. Положение вещей и правда не располагает к праздности.
Но всегда жить в таком темпе невозможно и вредно для здоровья, особенно душевного.
Людям периодически требуется выговорится и поделиться своими тревогами с кем-нибудь.
Старец Власий, целитель душ своих прихожан. Принимает всех страждущих в стенах Боровского монастыря.
Обычно в роли слушателя выступают друзья и родственники, но часто так случается, что родни близко нет, а порой хочется выговориться постороннему человеку.
Тогда нужно грамотно подобрать собеседника.
Батюшка Власий, священник из Боровского монастыря, один из лучших вариантов. Он выслушает про беды и даст полезный совет или направит в правильном направлении.
Сам Власий тоже прожил нелегкую жизнь. Отец Власий скитался и однажды был серьезно ранен, защищая свой монастырь от грабителей.
Как добраться
Узнать, где находится Боровский монастырь, как доехать к нему достаточно просто, на пути будет встречаться множество указателей.
Возле монастыря есть бесплатная парковка. Но стоит учесть, что в выходные и праздничные дни здесь очень много машин и экскурсионных автобусов. Так что не всегда можно рассчитывать, что получится припарковаться близко ко входу в монастырь.
Координаты: 55.21391, 36.53263.
Из Москвы можно добраться общественным транспортом. С Киевского вокзала ходят электрички на Малоярославец или Калугу. Доезжаем до станции Балабаново (чуть менее 2-х часов). Далее на автостанции пересаживаемся на автобус или маршрутку до Боровска. Выходить нужно на остановке «Рябушки» или «Роща», далее пешком.
А далее наш путь лежал в город Малоярославец, где расположен еще один старинный монастырь с необычным названием: Свято-Никольский Черноостровский.
Если захотите задержаться в этих местах подольше, то легко можете снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать любой отель в близлежащих городах: Обнинске, Балабаново, Боровске, Малоярославце или рядом с ними.
Эта поездка состоялась 21 августа 2015 года. О других монастырях и храмах, в которых мне удалось побывать, читайте тут. О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь. Они все отмечены на этой карте.
Отец Иосиф, журнал «Кораблик» и монастырское подворье в Высоком
материале «Монастырские проекты – для молодежи»
***
Многообразна и многопопечительна жизнь российских монастырей в третьем тысячелетии. Но с какой печалью отозвался схиархимандрит Власий о болезни, поразившей современное монашество! Обмирщение. Сколько монашествующих без рассуждения пользуется смартфонами и компьютерами! Отслужил монах в священном сане службу и вместо того, чтобы заняться Иисусовой молитвой, он садится за компьютер, заходит в Интернет. Единицы, по словам старца, занимаются сейчас внутренним монашеским деланием. Но, может, эти единицы и «вытягивают», укрепляют духовную жизнь обителей? Потому что процесс возрождения в них идет. Говоря о своем родном монастыре, отец Власий уже другим – спокойным и радостным тоном сказал: «Люди идут сюда за советом, за молитвой. Идут, чтобы приложиться к мощам святых подвижников, к чудотворным иконам. Службы у нас совершаются в трех монастырских храмах: в соборе Рождества Богородицы, в древнем намоленном храме святого Пророка Илии, в храме Митрофана, Патриарха Константинопольского. И братия, и миряне идут на исповедь…». Значит, душа не хочет себя отсекать от Неба?
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Достопримечательности монастыря
На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в. Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:
- Собор Рождества Богородицы;
- Храм Илии Пророка;
- Митрофановский храм;
- Покои архимандрита;
- Братский и погребной корпуса;
- Западные братские кельи;
- Трапезную.
Также на территории монастыря действует интереснейшийМузей русской иконы с несколькими экспозициями, посвященными истории монастыря и церковным находкам и реликвиям, найденным здесь, а также, собственно, богатству русской иконописной культуры.
Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области
В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 .
Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).
Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево. Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра). Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.
Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.
Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.
Mayya
За 500 р на троих сводили на колокольню.
Сергей
Верный страж
Боровский действующий мужской монастырь, основан в 1444 году прп. Пафнутием. Архитектурный ансамбль сложился в 16–17 веках. Открыт для посещения мирскому населению….
Смотреть отзывы на
Отели рядом
При монастыре функционирует трехэтажная гостиница, которая расположена в 200 метрах от обители, оборудована парковкой и всеми удобствами. Номера есть на любой бюджет: эконом-класс, стандарт, полу-люкс и люкс. Бронирование мест в эконом-классе не осуществляется, заселение производится по факту прибытия гостей.
Номера эконом-класса бывают 6-местные (350 рублей), 4-местные (500 рублей), 3-местные (600 рублей) и 2-местные (700 рублей). Кровати в таких номерах одноместные, в номерах других классов кровать двухместная. Сутки пребывания в стандартном номере обойдутся в 1500 рублей, в полу-люксе – 2000 рублей.
Номера класса Lux есть однокомнатные (3000 рублей) и двухкомнатные (3500 рублей). Так что любой посетитель может подобрать себе номер по вкусу и кошельку.
В гостинице предусмотрена трапезная, где посетители могут заказать завтрак (120-150 рублей), обед (250-300 рублей) и ужин (200-250 рублей). Обед и ужин предлагаются в двух вариантах – постные и не постные. Не постные обед и ужин обойдутся дороже на 50 рублей.
Есть рядом с монастырем и другие отели, где можно остановиться, однако они находятся на некотором удалении от него.
Название отеля | Средняя цена номера на двоих | Услуги | Адрес | Удаленность от монастыря |
Мотель Пробка | 2400 руб. |
|
Боровск, промзона 1, деревня Колодкино | 3.9 км |
Мини-отель Жемчужина | 1920 руб. |
|
Боровск, ул.Калужская, д.167 | 4.5 км |
Мотель Уют | 2800 руб. |
|
Ермолино, ул.Островского, д.4 | 4.6 км |
Остальные отели находятся дальше 5 км от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, и часто цены на номера выше. Однако, какое бы место для отдыха и ночлега ни выбрал турист, служащие заведения обязательно подскажут дорогу до святой обители.