Стих «бородино»

Парадокс “Бородино”

Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.

Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана. Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.

Несмотря на то, что в результате сражения русские потеряли около 30 процентов своей армии, основное настроение лермонтовского стихотворения – восторженное, поэт гордится героями 1812-года и прославляет русское оружие. Это отражает чувства русского народа, в сознании которого Бородинское сражение стало одной из самых ярких и прославленных страниц русской истории.

Краткий анализ «Бородина» Лермонтова

Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Это интересно: Центральным персонажем романа И.А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов – это барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение.

История создания

Михаил Юрьевич написал «Бородино» в 1837 году. Создание поэзии было приурочено к 25-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события был заложен один из самых красивых и известных в России храмов — Христа Спасителя. Тема исторического прошлого тревожила поэта. А военным событиям 1812 года Михаил Юрьевич также посвятил стихи «Поле Бородина» и «Два великана».

Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832−1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.

Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.

Стихотворение было впервые опубликовано в литературном журнале «Современник». Оно было хорошо принято читателями и критиками. Виссарион Белинский написал статью «Стихотворения Михаила Лермонтова», в которой отмечал, что эта работа весьма поэтична и уникальна тем, что в ней можно услышать речь и мысли простого солдата. Звукопись «Бородино» довольно мелодична. Поэзия послужила основой для марша, который и в наше время исполняют военные ансамбли.

Смысл произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём творчестве особо выделял тему исторических событий своей страны. Своим произведением поэт показал своё отношение к войне 1812 года. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова заключается в том, чтобы продемонстрировать читателям, как простой человек переживает за судьбу своей Родины.

В основе произведения лежат подлинные рассказы людей, которые принимали непосредственное участие в Бородинской битве. Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике. М.Ю. Лермонтов построил «Бородино» в виде диалога. Два человека. Один из них — реальный участник страшной битвы. Диалог постепенно становится рассказом о подвигах простого народа. Солдат-артиллерист без прикрас говорит о великом сражении.

В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов сравнивает прошлое и настоящее. Он восхищается стойкостью, мужеством, внутренней силой, патриотизмом простых людей. Народ готов был отдать свою изнутри на благо своей страны. Ради светлого и счастливого будущего люди шли на подвиги. Когда поэт говорит о нынешнем поколении, в его словах прослеживается тоска, грусть. М.Ю. Лермонтов критично высказывается относительно настоящего времени. «Богатыри — не вы». Этой фразой автор подчёркивает, что важный этап жизни страны завершён, период подвигов окончен.

Основная часть произведения посвящена воспоминаниям бывалого солдата. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова раскрывается в чувствах, мыслях, эмоциях простого человека, который лицом к лицу столкнулся с ужасами войны 1812 года. Эта ожесточённая кровопролитная битва отложила огромный отпечаток на дальнейшем существовании страны. Однако герой, от лиц которого идёт повествована, это не отдельно взятый человек, а собирательный целостный образ. Главный персонаж — это олицетворение всего русского народа.

М.Ю. Лермонтов не только серьёзно рассказывает о значимых событиях. Когда речь заходит о самой битве, автор патриотично и ёмко даёт характеристику событиям. Однако когда в рассказе появляются воспоминания отдельно взятого человека относительно его действий, Михаил Юрьевич использует мягкий ненаигранный юмор.

Смысл стихотворения «Бородино» в том, чтобы передать читателю настроение, с которым жил русский народ во время страшного сражения. Несмотря на утраты, лишения, люди не отчаялись, не сдались. Они боролись до последнего, не взирая на опасность и боль. Русский народ вышел победителем в битве с французами. Патриотизм, несокрушимая сила воли, стойкость характера помогли обычным людям выстоять в этом кровопролитном сражении. М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении восхищается подвигами простых солдат, многие из которых ценой своей жизни помогли стране одержать победу.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года . Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм . Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм . На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы . В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений . Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны . Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Образы и символы

“Бородино” Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени рядового участника Бородинской битвы, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент сделан на победе, которая далась дорогой ценой. Ветеран с болью в душе говорит о том, что они не отдали б Москвы, не будь на то Божьей воли. Старый город предстает сердцем Родины, за которое бойцы готовы были погибнуть. Читатель слышит речи гордого патриота и смельчака — именно такими были бойцы того времени, которое было эталонным для поколения Лермонтова. «Были люди в наше время» — это замечание не только старого ветерана, но и самого поэта, который часто критиковал своих современников за трусость, инфантильность и несостоятельность. Обращение к прошлому стало назиданием и упреком для настоящего в его устах.

Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже отчетливо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтове многословная лексика и литературные обороты сочетаются с книжной речью. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух — они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесным слогом. Поэты брали пример с древнегреческих эпических поэм, написанных гекзаметром. Эти произведения были сложны для понимания и далеки от народа, который и сыграл решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело оглушительное впечатление на общество, это как после сотен книг и стихотворений военной тематики появляются записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных сражениях — тех, кто видел смерть и победил ее.

Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2

Стихотворение «Бородино» – настоящий гимн русскому оружию, это апология русского солдата – бесстрашного и непритязательного одновременно, готового на любые жертвы ради защиты Отечества.

Композиционно произведение выстроено в форме диалога двух солдат – новобранца и бывалого, прошедшего горнило войны 1812 года, ключевым сражением которого стало Бородинское сражение, прославившее небольшую подмосковную деревушку. И приходится признать, что старый солдат невысоко оценивает боевую выучку и мотивацию сражаться солдат следующего призыва. Вывод «богатыри – не вы» повторяется в стихотворении дважды.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

  • беспрецедентное количество риторических восклицаний – «…были схватки!», «не отдали б!.. », «есть разгуляться где…!», «ушки на макушке!», «угощу … друга!», «…постоим за родину!..», «Пора добраться …!», «Ребята! Умремте ж …!», «Ну … был денек!», «Вам не видать … сражений!..», «…наш … бой!» – отражающее патриотический порыв говорящего;
  • риторические вопросы – «Что ж мы? на зимние квартиры?», «… не смеют изорвать?», «что толку?», которые позволяют автору придать изложению дискуссионный характер;
  • инверсию – «схватки боевые», «помнит Россия», «не смеют командиры», «забил я», «пала тень», «ликовал француз», «бивак открытый», «шумно вдруг зашевелилось», «полковник наш», «в земле сырой», «молвил он», «умереть мы обещали», «дым летучий», «носились знамена», «звучал булат», «бой удалый», – обеспечивающую гармоничную рифмовку;
  • синекдоху – «отдана французу», «ликовал француз», «сражен булатом», «звучал булат», «считать раны» – придающую речи краткость и образность;
  • эвфемизм – «немногие вернулись с поля», то есть остались на нем, погибли; «изорвать мундиры о штыки» – то есть сразиться, «есть где разгуляться» – так говорят о возможности свободных действий; «спит в земле сырой» – то есть погиб и похоронен; «добраться до картечи (снарядов, начиненных круглыми пулями)» – означает ввести в бой артиллерию;
  • фразеологизм – «ушки на макушке» – означает готовность отразить нападение в любую минуту, быть начеку;
    умолчание – «немногие вернулись…»;
  • эпитеты – «синие верхушки», «грозная сечь», «кровавые тела», «русский удалый бой», «протяжный вой», «могучее, лихое племя», украшающие речь;
  • архаизм – «очи»;
  • устаревшее слово «бусурманы» – искаженное «басурманы» – в контексте речи это бранное слово;
    ирония – «угощу … друга» – автор имеет в виду не угощение, и, уж конечно, не считает французов друзьями; «брат мусью» – искаженное, принятое у простого народа французское обращение «месье» в сочетании со словом «брат» вносит ноту пренебрежения;
  • лексические повторы – «уж мы пойдем, уж постоим»; «все промелькнули, все побывали»;
  • синтаксический параллелизм – «кто… чистил, кто … точил…»;
  • метафора – «постоим головою» – подчеркивает готовность умереть, рискнуть головой (то есть жизнью);
  • цитирование – «Пора добраться до картечи!» – отражает солдатские, полные энтузиазма настроения;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «сверкнул за строем строй» – создает ощущение тревоги и предельного напряжения;
  • сравнения – «умремте, как браться наши», «двинулись, как тучи», носились, как тени», «тряслась, как наши груди»;
  • олицетворения – «булат звучал», «картечь визжала», «земля тряслась», «барабаны затрещали» – позволяют точнее обрисовать картину происходящего, приблизить ее к читателю;
  • кольцо – «считать … стали раны, товарищей считать», «бой удалый, наш … бой» – позволяет выделить ключевые слова;
  • гипербола – «гора тел».

Некоторые военные термины требуют пояснения. «Редут» – это укрепление, «лафет» – часть артиллерийского орудия, «бивак» – военный лагерь под открытым небом, «кивер» – военный головной убор, «рожден хватом» – значит, был расторопным, находчивым и удалым, склонным к риску человеком.

Полезно знать!

Кто такие драгуны?

Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.

Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название “лёгкие драгуны” являлось синонимом гусар.В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор.

Уланы

Жанр и композиция

Михаил Юрьевич прямо описал все особенности войны, не приукрашая их. Поэтому это стихотворение можно отнести к гражданской лирике. Жанр произведения — национально-патриотическая баллада. У него героический пафос. Стихотворение построено в форме повествования солдата о войне спустя много лет.

Стих включает в себя 14 строф, каждая из которых насчитывает 7 строк. Стихотворение было написано при помощи ямба. Рифма — сплетенная. Первая строчка параллельно рифмуется со второй, а третья — перекрестно с седьмой. В четвертой, пятой и шестой строках также параллельная рифмовка. Все перекрестные рифмы мужские, а параллельные — женские.

Композиционный план стихотворения «Бородино» кратко:

  • пролог — в первой строфе звучит вопрос юного солдата;
  • вступление и заключение одинаковые, благодаря чему произведение кольцевое;
  • экспозиция занимает две строфы — 4 и 5;
  • основные события занимает четыре строфы — с 6 по 9, в них постепенно нарастает напряжение и отображается подготовка к битве и ее начало;
  • кульминация — 10−11 строфы;
  • развязка — 12−13 строфы.

В центре сюжета лежит рассказ о Бородинской битве от имени солдата, который сам был участником военных действий. Повествование было обусловлено вопросом юноши о том сражении. Он поинтересовался у дяди, не зря ли Москва была отдана французам. Бывший солдат начинает свою историю с мыслей о том, что молодое поколение уже не такое смелое и патриотичное, как тогда, когда был он и его ровесники. Они не жалели себя на поле боя и были настоящими богатырями, в отличие от нынешнего поколения.

Затем идет основная часть произведения, в которой весь рассказ наполнен гордостью служившего мужчины за свой народ и его смелость. Он был его частью. А теперь, вспоминая прошлое, восхищается тем, какими смелыми были граждане в былые времена.

Мужчина решился говорить от имени всех солдат, показывая тем самым их настоящий дух и большую любовь к родине.

Упрек и похвала

Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. «Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.

Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества. Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».

Основная идея

Смысл произведения «Бородино» заключается в назидательном примере века минувшего веку нынешнему. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови одержать победу в борьбе с захватчиком. Они перебороли страх и сословные различия на поле брани. Эта поэма о силе духа, силе характера, мужестве и отваге, чести и достоинстве, непоколебимом стержне русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла одержать победу. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится боевым прошлым своего отечества.

Перед лицом опасности народ объединяется, сплачивается, становится единым организмом, слаженным и твердым в своем решении — одолеть врага. Все это соединяется в стихотворении с сожалением о давно ушедших временах, о том, что героизм уходит из людских сердец, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и больше не похожи на своих предков, что готовы были отдать жизнь за Москву. Такова главная мысль поэмы «Бородино».

Смысл финала произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

В финале произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтов ещё раз сопоставляет прошлое и настоящее

Кольцевая композиция стихотворения акцентирует внимание читателей на том, что время подвигов русского народа безвозвратно ушло. Люди изменились

Нынешнее поколение не способно на отважные поступки ради безоблачного существования страны.

Два тяжелейших дня кровопролитных сражений. Многие солдаты пали смертью храбрых. Русский народ не сдавался до последнего. Когда силы были на исходе, солдаты все равно продолжали бороться. Они не могли по-другому. Французская армия имела численный перевес. Однако это не помогло вражеским войскам одержал победу. Несмотря на то, что русский народ не смог разгромить французом, наша страна выстояла и не сдалась.

Ищите нас здесь

Сила воли стала решающим фактором в борьбе с вражеской армией. Русские люди были глубоко патриотичны, они сражались с французами, несмотря на меньшинство. Вражеские войска не ожидали такой самоотдачи, такого рвения к победе со стороны обыкновенных солдат. Простой русский народ запугал французов своей силой духа, внутренним стержнем. Люди сплотились из-за общего горя. Это единство и помогло им выиграть сражение.

Смысл финала произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова в том, что автор горько сожалеет о минувших днях славы. Прошлое поколение вызывает восторг у поэта. Простые солдаты прославили свою страну. Несмотря на большие потери, люди видели цель, ради которой вновь шли в бой. Они показали единство и мощь своей армии. Французы были удивлены невероятной силой воли, твёрдым характером русского народа.

Однако нынешнее поколение, по мнению М.Ю. Лермонтова, совсем другое. Люди незаслуженно приписывают себе подвиги воевавших простых солдат. Храбрость, отвага, готовность постоять не только за себя, но и за свою страну при любых обстоятельствах остались в прошлом. Это было великое сражение, вошедшее в историю как Бородинская битва. Заслуга этой победы полностью принадлежит простому русскому народу, который сплотился ради общей цели.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

  1. Смысл стихотворения Лермонтова — Утес Стихотворение «Утёс» было написано М.Ю. Лермонтовым незадолго до смерти. Спустя два года произведение было опубликовано. Тема одиночества неразрывно связана со всем творчеством поэта. Произведение «Утёс» о том, как отдельно взятый…
  2. Смысл повести Деревня Бунина Над повестью «Деревня» И.А. Бунин работал 10 лет. В этом произведении автор затронул процессы, которые происходили в российской деревне во время и после революционных событий 1905 — 1907 гг. Мастер…
  3. Смысл стихотворения Волчата — Олжас Сулейменов Олжас Омарович Сулейменов – 83-хлетний казахский поэт. Главной темой его произведений всегда была природа, однако в отличие от других именитых авторов, например, таких как Л.Н. Толстой или А.А. Фет, описывающих…
  4. Смысл поэмы Мцыри — Лермонтова Смысл названия произведения Михаила Лермонтова прост и лаконичен, он говорит о том, что перед нами рассказ о человеке, не имеющем даже своего имени. Мцыри называли послушников при монастыре, пока ещё…
  5. Смысл названия стихотворения Пушкина — Пророк Понять смысл названия стихотворения «Пророк» Пушкина помогут события, происходящие в жизни поэта в период его создания. Пушкин написал стих, получив сильнейшее душевное потрясение. Его друзья, участвовавшие в декабристском восстании, были…

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

Композиция

Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.

Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector