Борисоглебский монастырь

Борисоглебский монастырь в Ростове

Сотни паломников ежегодно приезжают в село Борисоглебское, расположенное на пути из Углича в Ростов Великий. Данное место популярно и у туристов, совершающих путешествие по российскому Золотому кольцу. Привлекает их всех сюда известный многим Борисоглебский монастырь, чье существование неразрывно связано с несколькими православными святыми.

Этот величественный мужской монастырь находится в удивительно красивых местах, на возвышенности, окруженной извилистым руслом реки Устье. Известен он со времен Дмитрия Донского. В 1363 году пустынниками Феодором и Павлом здесь началось строительство церкви, посвященной русским святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Это место отшельникам указал преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого возводилась церковь.

Архитектура монастырского комплекса очень разнообразна. Сюда включается собор в честь Бориса и Глеба, храм Благовещения, с располагающейся там палатой для трапез, надвратная церковь во имя Сергия Радонежского, храм, посвященный Иоанну Предтече со звонницей, келья, в которой жил Иринарх Затворник.

Жизнь Борисоглебского монастыря тесно переплеталась с жизнью князей из Москвы и царских семей. Он был для них почти «домашним», поэтому недостатка в средствах на его содержание не было. До XVII века обитель была одной из самых богатых в Ростовской митрополии.

Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов

В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.

В советскую эпоху российской истории Борисоглебская обитель была преобразована в Народный музей. Позже — филиал Ростовского музея-заповедника. В наши дни обитель и музей успешно сосуществуют, словно олицетворяя собой единство божественной и земной жизни.

В Борисоглебском монастыре до сих пор сохраняется не одна святыня, чтимая православными людьми. Например, крест, сделанный из дерева, — благословение преподобного Сергия Радонежского, тяжелые вериги из железа преподобного Иринарха, которые хранятся в алтаре и выносятся для поклонения православным.

В обители находятся мощи основавших его святых преподобных Феодора и Павла, обладающие чудотворной силой. Под спудом на паперти соборной церкви обители размещаются мощи преподобного Иринарха Затворника, который жил здесь в период Смутного времени. В описании жития преподобного указано, что в 1612 году к нему за благословением обращались князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, которые отправлялись на спасение Москвы от польских захватчиков. По свидетельствам православных христиан, когда святой почил, около его гроба происходило большое количество чудесных исцелений людей, которые были больны или одержимы бесом. При соприкосновении с крестами и цепями, которые находились на святом при жизни, люди исцелялись.

На расстоянии 40 километров от обители находится источник преподобного Иринарха, расположенный рядом с родным для святого селом под названием Кондаково. Ежегодно накануне праздника Ильи Пророка от стен монастыря к источнику верующие идут крестным ходом.

Верующие люди прибывают в Борисоглебский монастырь помолиться и приобщиться к миру духовному, здесь можно получить исцеление от болезней и недугов и наполнить свою душу умиротворением и радостью. Но и обычные туристы, некоторые из которых далеки от веры, не останутся равнодушными к этому удивительному месту, впечатлений здесь можно получить массу.

Настоятели, наместники

  • Тихон (1533 — 1536)
  • Киприан (1537 — 1551)
  • Мисаил I (1552 — 1588)
  • Иоаким (1589 — 1598)
  • Никифор, келарь (1599)
  • Константин (1600 — январь 1609)
  • Евфимий (1637 — 1652)

    Иоасаф (? — 1647)

  • Феодосий (1653 — 1664)
  • Кирилл (1665 — февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 — 1680)
  • Сергий I (Велтахов) (1680 — сентябрь 1682)
  • Тарасий (1682 — декабрь 1695)
  • Варлаам I (1696 — 1697)
  • Евфимий II (1697 — 1700)

    Иона (1697 — 1700)

  • Иоиль (1700 — 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 — 1704)
  • Герасим (1705 — 1712)
  • Исаия (1713 — 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий I (1720 — 1726)
  • Варсонофий (1726 — 1734)
  • Иларион I (в конце 1734 — 1735)
  • Викентий (1736 — 1744)
  • Адриан (1745 — 1756)
  • Иоасаф (1757 — февраль 1758)
  • Наркисс (февраль 1758 — 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 — 1764)
  • Кирилл (Флоринский) (1764 — 1768)
  • Варлаам II (Петров) (1768)
  • Феофилакт II (1768 — май 1775)
  • Стефан (май 1775 — 14 сентября 1776)
  • Иларион (Копьев) (1776 — 22 ноября 1777)
  • Палладий (1777 — июль 1785)
  • Макарий II (1785 — июль 1791)
  • Мисаил II (14 июля 1791- июль 1795)
  • Евгений (Романов) (1795 — 1799)
  • Никанор (1800 — 1819)
  • Сергий II (1819 — 1831)
  • Арсений (1831 — 1836)
  • Платон (1837 — 1840)
  • Сергий III (август 1840 — 1849)
  • Христофор (Эммаусский) (1849 — 1 апреля 1850)
  • Анастасий (Лавров) (май 1850 — 1864)
  • Антоний (Диевский) (1864 — 1887)
  • Макарий (Драницын) (19 августа 1887 — 11 декабря 1897)
  • Арсений (Лебедев) (11 декабря 1897 — 26 декабря 1908)
  • Феофан (Предтеченский) (20 января 1909 — 11 февраля 1913)
  • Иоасаф (1920 — ?)
  • Феодосий (? — 7 сентября 1928)
  • Андрей (Комаров) (упом. 22 августа 1927 — упом. 2 января 1928)
  • Сщмч. Захария (Лобов) (упом. февраль — 7 мая 1929 )
  • Александр (Торопов) (1929 — 1931)
    1931 — 1993 — монастырь закрыт

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.


Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.


Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия  Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.


Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Фото и описание

Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.

В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.

В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.

Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.

Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.

Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.

Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.

Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.

Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.

За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.

В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.

В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.

С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников – личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  1. Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий. Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
  2. В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор.
  3. Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никона в Подмосковье, однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
  4. В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.

    Знаете ли вы? В Борисоглебском монастыре вели рукописную летопись практически до конца XIX века.

  5. В самом начале XX столетия обитель начали реставрировать на средства местных фабрикантов. Однако результат реконструкции радовал верующих Дмитрова недолго: с приходом революции для монастыря начались черные дни. Изначально его насельники организовали сельхозартель, но вскоре ее упразднили, а монахов перевели в одну из соседних обителей. В Дмитров же переехали инокини из одного из западноукраинских монастырей, а также сестры общины из Рязанской епархии.
  6. Служения в обители окончательно прекратились в 1926 году, и здесь открыли краеведческий музей. Через время территорию монастыря заняло управление «Дмитлага». В этот период были разрушены многие памятники.
  7. В дальнейшем в монастыре квартировали воинские части, размещали разнообразные организации и конторы. Лишь в середине девяностых началось возвращение обители верующим. Постепенно восстановили храмы, часовни, трапезную, очистили и облагородили территорию, библиотеку. Сегодня монастырь впечатляет своим ухоженным видом, отстроенными сооружениями, уютным подворьем.

Каменное строительство

После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году — это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла. Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Экспозиции «Монастыри и храмы Торжка» и «Гений вкуса»

В Борисоглебском монастыре в здании бывшего Духовного правления и странноприимного дома ныне размещены размещены экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея. Одна часть музейной экспозиции — «Монастыри и храмы Торжка», знакомит с историей Новоторжского Борисоглебского монастыря и других храмов и монастырей города. Здесь можно увидеть археологические находки из Борисоглебского монастыря, древний новоторжский змеевик, церковную утварь и др.

Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцемКелья, реконструкцияКелья, реконструкцияРеконструкция Борисоглебского собора в Торжке на конец XVI векаРеконструкция Борисоглебского собораЭкспозиция, посвященная Борисоглебскому соборуЭкспозиция, посвященная колокольне Борисоглебского монастыря и портрет архитектора Федора АнаньинаНовоторжский змеевик (амулет-оберег)Нательные кресты XI-XIII вековКиотные крестыИконы-складни

Другая, «Гений вкуса», посвящена творчеству «русского Леонардо-да-Винчи» — архитектору Николаю Александровичу Львову (1753-1803/1804 по новому стилю), который проектировал многие здания, дворцы и церкви Москвы, Тверской губернии, Санкт-Петербурга и его пригородов. Кроме того, здесь представлены старые фотографии Торжка.

По теме:

  • Усадьба Знаменское-Раёк
  • Приоратский дворец в Гатчине

Экспозиция, посвященная старому ТоржкуУсадьбы в окрестностях Торжка, построенные Н.А.ЛьвовымЭкспозиция, посвященная усадьбам, построенным Львовым в Тверской областиПредметы мебели из усадьбы Львовых Никольское-Черенчицы

Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря

Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!

Колокольня надвратная с церковью Спаса Нерукотворного Образа

В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.

С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Лето 1910 годаРоспись внутри надвратного храма Спаса Нерукотворного образа в колокольне Новоторжского Борисоглебского монастыряВнутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа

Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!

Внутри колокольниВременная лестница внутри колокольниВнутри колокольниВнутри колокольни

По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.

Панорама Торжка

А вот Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.

Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковьБорисоглебский собор и панорама реки Тверцы

Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.

Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы РимскогоКирпичи внутри колокольниКирпичная кладка колокольниПанорама Торжка

С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная, ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.

Река Тверца в Торжке

За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка, построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.

Панорама Тверецкой набережной

С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь, поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.

Панорама Торжка в сторону Старовознесенской (Тихвинской) церкви

Необычайно интересен восьмигранный ярус звона. К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.

Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собораЯрус звона колокольниКолокольные хомутыХомут колокола

И снова путь наверх по узкой лестнице.

Кирпичная кладка колокольни

И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.

Беседка-бельведерПанорама Борисоглебского монастыряПанорама ТоржкаПанорама Торжка

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Ссылки

  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области
Действующие
  • Авраамиев Богоявленский (Ростов)
  • Адрианов Успенский (Пошехонский район)
  • Алексеевский (Углич)
  • Богоявленский (Углич)
  • Борисоглебский (Борисоглебский)
  • Воскресенский (Углич)
  • Казанский (Данилов)
  • Казанский (Ярославль)
  • Кирилло-Афанасиевский (Ярославль)
  • Никитский (Переславль)
  • Николо-Бабаевский (Некрасовское)
  • Николо-Сольбинский (Переславский район)
  • Николо-Улейминский (Угличский район)
  • Никольский (Переславль)
  • Покровский (Некоузский район)
  • Богородице-Рождественский (Ростов)
  • Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район)
  • Свято-Троицкий Данилов (Переславль)
  • Спасо-Геннадиев (Любимский район)
  • Спасо-Яковлевский (Ростов)
  • Толгский (Ярославль)
  • Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район)
  • Феодоровский (Переславль)
Упразднённые (некоторые)
  • Александрова пустынь (Рыбинский район)
  • Александровский (Переславский район)
  • Белогостицкий Георгиевский монастырь (Ростовский район)
  • Вепрева пустынь (Ростовский район)
  • Григорьевский затвор (Ростов)
  • Афанасьевский (Молога)
  • Борисоглебский Надозёрный (Переславль)
  • Борисоглебский Песоцкий (Переславль)
  • Горицкий (Переславль)
  • Исакова пустынь (Первомайский район)
  • Кассианов Учемский
  • Леушинский
  • Николо-Сковородский
  • Петропавловский (Ярославль)
  • Паисиев Покровский
  • Рождественский (Ярославль)
  • Спасо-Песоцкий (Ростов)
  • Спасо-Преображенский (Ярославль)
  • Сретенский Новодевичий (Переславль)
  • Югская Дорофеева пустынь
Золотое кольцо России
  • Сергиев Посад
  • Переславль
  • Ростов
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Суздаль
  • Владимир

Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector