Дмитров. борисоглебский мужской монастырь

Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом

Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником. 

Источник прп Иринарха в с. Кондаково. Фото: zavanvla.livejournal.com

Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.

Как добраться: От Ростова Великого по шоссе Ростов — Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский. Адрес: Ярославская область, п. Борисоглебский.

Приложение

Борисоглебский монастырь в Ростове

Сотни паломников ежегодно приезжают в село Борисоглебское, расположенное на пути из Углича в Ростов Великий. Данное место популярно и у туристов, совершающих путешествие по российскому Золотому кольцу. Привлекает их всех сюда известный многим Борисоглебский монастырь, чье существование неразрывно связано с несколькими православными святыми.

Этот величественный мужской монастырь находится в удивительно красивых местах, на возвышенности, окруженной извилистым руслом реки Устье. Известен он со времен Дмитрия Донского. В 1363 году пустынниками Феодором и Павлом здесь началось строительство церкви, посвященной русским святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Это место отшельникам указал преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого возводилась церковь.

Архитектура монастырского комплекса очень разнообразна. Сюда включается собор в честь Бориса и Глеба, храм Благовещения, с располагающейся там палатой для трапез, надвратная церковь во имя Сергия Радонежского, храм, посвященный Иоанну Предтече со звонницей, келья, в которой жил Иринарх Затворник.

Жизнь Борисоглебского монастыря тесно переплеталась с жизнью князей из Москвы и царских семей. Он был для них почти «домашним», поэтому недостатка в средствах на его содержание не было. До XVII века обитель была одной из самых богатых в Ростовской митрополии.

Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов

В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.

В советскую эпоху российской истории Борисоглебская обитель была преобразована в Народный музей. Позже — филиал Ростовского музея-заповедника. В наши дни обитель и музей успешно сосуществуют, словно олицетворяя собой единство божественной и земной жизни.

В Борисоглебском монастыре до сих пор сохраняется не одна святыня, чтимая православными людьми. Например, крест, сделанный из дерева, — благословение преподобного Сергия Радонежского, тяжелые вериги из железа преподобного Иринарха, которые хранятся в алтаре и выносятся для поклонения православным.

В обители находятся мощи основавших его святых преподобных Феодора и Павла, обладающие чудотворной силой. Под спудом на паперти соборной церкви обители размещаются мощи преподобного Иринарха Затворника, который жил здесь в период Смутного времени. В описании жития преподобного указано, что в 1612 году к нему за благословением обращались князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, которые отправлялись на спасение Москвы от польских захватчиков. По свидетельствам православных христиан, когда святой почил, около его гроба происходило большое количество чудесных исцелений людей, которые были больны или одержимы бесом. При соприкосновении с крестами и цепями, которые находились на святом при жизни, люди исцелялись.

На расстоянии 40 километров от обители находится источник преподобного Иринарха, расположенный рядом с родным для святого селом под названием Кондаково. Ежегодно накануне праздника Ильи Пророка от стен монастыря к источнику верующие идут крестным ходом.

Верующие люди прибывают в Борисоглебский монастырь помолиться и приобщиться к миру духовному, здесь можно получить исцеление от болезней и недугов и наполнить свою душу умиротворением и радостью. Но и обычные туристы, некоторые из которых далеки от веры, не останутся равнодушными к этому удивительному месту, впечатлений здесь можно получить массу.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.


Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.


Историческое фото Николо-Пешношского монастыря

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.


Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Обитель в XVIII веке

С 1724 по 1726 год монастырь опять подчиняется Новгородскому архиерейству и временно утрачивает самостоятельность. В XVIII веке обитель разрастается, она владеет достаточно большим конюшенным двором, который располагается в ее южной части. В собственности монастыря находится мельница, различные хозяйственные постройки и слобода (небольшой поселок с некрепостными жителями) на 14 дворов.

В 1764 году Екатерина II издает указ, согласно которому, большинство монастырей в России упраздняются. Так, например, Никитская и Пятницкая обитель были закрыты, а Борисоглебский монастырь остается единственным в Дмитрове.

К концу XVIII века обитель переживает достаточно сложные времена. Постройки обветшали и постепенно стали приходить в упадок. Однако к самому концу Борисоглебский монастырь (Дмитров) находит немалые средства для реконструкции Покровской церкви.

Текущая деятельность

В 1993 г. в истории Борисоглебской обители началась новая эпоха, комплекс вернули под управление РПЦ. Здесь стала возрождаться духовная жизнь после долгих десятилетий запустения и разрушения. Закипела неустанная строительная работа по благоустройству комплекса и обновлению архитектурных памятников. К сожалению, часть древних реликвий не удалось сохранить во время реставраций.


Свято-Духовская часовня монастыря

  • В 1996 г. мастера перестроили башню с изображением старинного рисунка центрального собора. С настоятельских покоев удалили лицевую кладь, на её месте установили оконные проемы с изящными наличниками. В 2000 г. воздвигли небольшую часовню Святого Духа, двухъярусное хозяйственное строение, отреставрировали стены комплекса.
  • В 2003 г. Борисоглебскую обитель посетил патриарх Алексий II, который высоко оценил труды братии в деле восстановления архитектуры и духовной жизни. В 2004 г. реставрационные работы в Борисоглебском соборе были торжественно окончены, его освятил митрополит Ювеналий.
  • На колокольне установили куранты, обустроили звонницу из 8-ми колоколов. Вскоре на территории появились: гостиница для паломников, библиотека и корпус администрации. Сегодня продолжается реставрация Никольской церкви, трапезной и монашеского корпуса.

Борисоглебский монастырский комплекс подчиняется общежительному уставу. Братия занимается изготовлением просфор, свечей, строительными работами, а также птицеводством и пчеловодством.

Информация для паломников

Обитель расположена в подмосковном городе Дмитрове, на улице Минина, строение № 4. Престольные праздники:

  • 15 мая — память святых Бориса и Глеба;
  • 22 мая — Николая Угодника;
  • 27 марта — прославление «Феодоровского» образа Пречистой Богоматери.

Богослужения здесь совершаются ежедневно, по будням с 6:00 проходят исповеди, с 7:00 — литургия, вечерня начинается в 17:00. По воскресным дням и церковным торжествам священники проводят в 7:00 водосвятный молебен и утренние молитвы, в 17:00 служится акафист преподобным Борису и Глебу.

Богослужения здесь проходят строго по расписанию. Обитель приглашает христианских паломников, которые хотят поучаствовать в литургиях, приложится к святыням и насладиться умиротворенной тишиной.

Борисоглебский монастырь. Дмитров

Борисоглебский Дмитровский монастырь

B 1841 году монахи обнаружили старинный крест под пределом собора
Бориса и Глеба, расположенного на территории монастыря. На кресте было выбито
число, когда его установили – 1462 год. Существуют также версии, что фундамент
монастыря заложили в 1380е годы. Но опять же, это только версии. А точную дату
основания монастыря, к сожалению, определить невозможно.

Монастырь неоднократно достраивался и перестраивался. Первой известной
пристройкой стал собор, возведенный в 1537 году в честь великих русских князей
Бориса и Глеба. Спустя почти двадцать лет к собору был пристроен предел,
посвященный Алексию, человеку Божиему. В 1672 году в крепости случился сильный
пожар. Так как здание было из дерева, оно практически полностью выгорело. После
пожара монастырь стали перестраивать заново, но уже в камне. Строительство стен
и башен было закончено лишь через семнадцать лет.

Во время Великой Отечественной войны стены монастыря служили защитой для
города, а в самой крепости располагались военный гарнизон и госпиталь. В
послевоенное время монастырь пришел в упадок. Здание стали использовать под
склады и жилые комнаты. Только в 1993 году мужской монастырь снова начал
действовать.

Главной достопримечательностью монастыря является собор князей Глеба и
Бориса. Он представляет собой красивый кирпичный храм с позолоченным куполом,
увенчанным крестом. Дата постройки указана на одной из плит, встроенных в стены
здания. Первоначально собор строился из дерева, однако после пожара в 1672 году
его выложили заново – уже из кирпича и камня. В середине XV века к
нему пристроили западную паперть и трехъярусную шатровую колокольню с боевыми
часами. За время своего существования храм не раз переделывался и
реставрировался. До наших дней не сохранились красивые росписи, сделанные на
стенах собора в 1824−1901 годах. Сегодня стены в храме белого цвета. Зато можно
увидеть длинные и узкие, как щели, окна, а также белокаменный подвал, сделанный
еще в XV веке.

Кроме собора святых Бориса и Глеба, в состав монастыря также входят корпуса
настоятеля и Духовного правления, братские кельи, Святые ворота и огромная
кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башенками, которая на
сегодняшний день лишена оборонительного назначения. Борисоглебский монастырь
Дмитрова находится совсем недалеко от Москвы. Добраться можно либо на
электричке от Савеловского вокзала до станции Дмитров за полтора часа, либо на
собственном автомобиле, что еще быстрее: по Дмитровскому шоссе прямо до
города.

Несмотря на то, что обитель в Дмитрове мужская, женщинам также можно пройти
на ее территорию, прогуляться вдоль массивных белых стен и преклонить голову у
алтаря в соборе Бориса и Глеба.

Действующий сегодня Борисоглебский
мужской монастырь в Дмитрове является одной из важнейших
достопримечательностей Дмитрова. Крепость считается одним из самых древних
монастырей в Подмосковье. Обитель полностью отреставрирована и завораживает
своей провинциальностью, неприступностью и звенящей тишиной.

Адрес: Дмитров, ул. Минина, д. 4

Социальные комментарии Cackle

Фото и описание

Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.

В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.

В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.

Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.

Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.

Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.

Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.

Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.

Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.

За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.

В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.

В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.

С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.

Нажмите для перехода на сайт Преображение

При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский центр «Преображение». Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.

Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.

Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.

Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.

Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:

— младшая (с 5 до 8 лет);
— средняя (с 9 до 13 лет);
— старшая (с 14 до 17 лет);
— основная (взрослые).

Сроки обучения каждой группы — 3 года.

В сентябре 2012 г. общее количество учащихся составило 150 человек: детей – 80 человек, взрослых – 70 человек.

Обучение в духовно-просветительском центре . Прием осуществляется на основе собеседования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector