«борис годунов»

Пространственно-временные категории трагедии

В основании произведения – обращение к трудному историческому периоду правления Годунова и последующей «смуты», нашествие польского войска под предводительством Лжедмитрия на Русь. В центре внимания автора – судьба семьи Годуновых, ставших жертвой заговора бояр, аристократии, недовольных их властью.

Главными героями произведения являются царь, аристократия и народ.

Временной период произведения охватывает 6 лет. Произведение начинается с диалога бояр Шуйского и Воротынского в 1598 г., которые признают:

Иначе говоря, бояре признают, что Годунов – честный, справедливый царь, которого любит народ, мудрый политик, много сделавший для России и русского народа.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Действо протекает попеременно то в русских, то в польских сценах, само моделирование пространства осуществляется на оппозиции: Восток (Русь) и Запад (Польша).

В процессе создания пространства Руси огромное место занимает Кремль – главный русский дворец, неприветливое, мрачное место. Здесь всегда безлюдно, тихо. Царская семья ведет уединенную, отшельническую жизнь, в палаты Кремля допущены лишь самые близкие к царю люди.

Несколько иначе представлен дом Шуйских, который напоминает резиденцию западного типа. Здесь всегда множество гостей, даются званные вечера. Но и здесь обстановка не такая легкая и непринужденная, как это могло бы показаться. Присутствующие боятся не гнева царя, но доносов и клеветы.

Кардинально противоположным образом представлен замок Мнишека в Самборе, который изображен как настоящий дворец, в освещенных комнатах которого звучит музыка, а дамы и кавалеры свободно ведут фривольные беседы. Здесь нет ни тени того аскетизма и страха, царящего в Кремле.

В результате осуществляется противопоставление между Востоком и Западом, что подчеркивает трагизм происходящих событий, невозможность жизни русского народа под властью польского властителя.

«Образ и характер Бориса Годунова»

Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.

Борис наделён многими положительными чертами. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.

Что, Ксения, что, милая моя?

В невестах уж печальная вдовица!

Всё плачешь ты о мёртвом женихе. . .

Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке.

Учись, мой сын, наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни…

Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.

Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и, как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогаю» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».

Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

Отношение Пушкина к своему произведению

Пьеса «Борис Годунов» была окончена А. С. Пушкиным в конце 1825 года в ссылке. Центром литературной жизни поэта в 1825 году было село Михайловское: там он творил и изучал исторические произведения Шекспира. Сам Пушкин в своем письме товарищам в то время сообщал, что его духовные силы «достигли полного развития», а написание «Бориса Годунова» считал одним из самых важных событий своей жизни в Михайловском.

Беря пример с исторических пьес Шекспира, Пушкин описывает эпоху XVII века в России развернуто, не обращая внимания на детали, без эффектных сцен и пафоса. «Борис Годунов» был его экспериментом, успех которого по замыслу автора мог реформировать существующую русскую драматургию.

Замысел автора удался, Пушкин остался доволен своей работой. В воспоминаниях самого А. С. Пушкина говорится о том, что после написания «Бориса Годунова» он вслух перечитывал свое произведение, был в восторженном настроении, хлопал в ладоши и говорил: «Ай да Пушкин!». «Любимейшее сочинение» — так называл поэт эту свою работу.

Список действующих лиц трагедии«Борис Годунов» и их краткая характеристика

Главные персонажи:

  • Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
  • Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
  • Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
  • Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.

Второстепенные герои:

  • Гаврило Пушкин – племянник Афанасия Пушкина. Один из помощников самозванца. В конце пьесы призывает народ присягнуть «законному царю Дмитрию».
  • Афанасий Пушкин – один из приближённых Шуйского. Именно Афанасий пустил байку о чудесном воскрешении Дмитрия, а Василий Иванович воспользовался этим козырем.
  • Варлаам – монах, коего ошибочно приняли за Отрепьева.
  • Марина Мнишек – невеста самозванца.
  • Пимен – настоятель Чудского монастыря, поведал Григорию Отрепьеву о том, что он ровесник погибшего царевича.
  • Курбский – враг Московского царства, жаждет отомстить за опалу отца.

Суть: о чём пьеса?

Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.

Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.

Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.

В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.

Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.

Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.

В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.

После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.

Сочинение по произведению Борис Годунов

Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение. 

В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве. С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен. Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.

Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.

На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права. Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли.  Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье. Каждый должен был читать ее за обедом.

Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права. Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца. Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.

Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев. В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц. Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.  

Композиционное построение драмы

Стиль изложения Пушкин позаимствовал у Шекспира. Все произведение написано белым стихом. Отдельные отрывки изложены в прозе.

В этом произведении Пушкин нарушает главное сценическое правило триединства:

  1. Нарушено единство времени, которое должно укладываться в 24 часа. События драмы развиваются в течение 7 лет.
  2. Нарушено единство места. События происходят в Москве — то в царских палатах, то на улице, в Чудовом монастыре, на литовской границе, в Польше. В пьесе 23 сцены.
  3. Нарушено единство действия. В пьесе показано восхождение Бориса Годунова, рассказывается о его преступлении. Одновременно Пушкин показывает, как завоевывает свой авторитет Лжедмитрий, как он собирает войска.

Трудно назвать главного героя в столь многоплановом произведении. В пьесе насчитывается 80 действующих лиц. Но есть две стороны конфликта — Борис Годунов, который появляется в 6-ти сценах, и Лжедмитрий. Его мы видим в 9-ти эпизодах. Правда, о Борисе и самозванце говорят другие герои пьесы.

В 1598 году, когда умер царь Федор Иоаннович, народ слезно умоляет ближайшего родственника царя и единственного престолонаследника Бориса Годунова принять корону. Диалог, произошедший между князьями Шуйским и Воротынским, служит своеобразным предисловием, завязкой произведения, из которого читатель узнает о том, что в смерти единственного наследника престола царевича Димитрия виноват Борис Годунов. И теперь, когда он так близок к своей заветной цели – стать царем, он заперся в монастыре и уже месяц упорствует, отказываясь от шапки Мономаха. Годунов согласится стать царем, но не сразу.

Прошло 5 лет. Пушкин показывает келью в Чудовом монастыре, где беседуют летописец Пимен и юный Гришка Отрепьев. Старец рассказывает Гришке обстоятельства гибели царевича Димитрия, и отмечает, что царевичу примерно столько же лет, сколько и Гришке. Тогда-то, видать в Гришкиной голове родилась авантюрная идея. Он сбегает из монастыря и добирается через Литву до Польши. Польские паны, имея свои планы на Москву, поддерживают Лжедмитрия, который собирает ополчение для реализации своих планов.

В Самборе ЛжеДмитрий поселяется в замке пана Мнишека, и здесь влюбляется в дочку хозяина — Марину. В порыве страсти он открывает ей, что на самом деле не является наследником престола. Марина осуждает его за слабость и говорит, что будет принадлежать ему только в качестве царицы русского государства.

Еще через год в 1604 Войско Лжедмитрия переходит границу. С целью разоблачить самозванца, Патриарх предлагает перенести останки убитого царевича в Москву. Предложение не находит поддержки у Бориса и его бояр.

В декабре около Новгорода Северского армия Годунова проигрывает ополчению Лжедмитрия, которого поддерживает народ. На соборной площади юродивый бросает обвинение Борису Годунову в убийстве. Эта сцена считается в пьесе кульминационной.

В Москве Борис Годунов умирает, успев благословить Федора на царство. Однако среди приближенных Годунова объявляются предатели, которые душат жену и сына Годунова. Боярин Мосальский объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (пауза) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует. Последняя строфа служит развязкой трагедии.

Народ играет в драме не последнюю роль:

  • слезно умоляет Годунова взойти на царство,
  • поддерживает Лжедмитрия,
  • народ воюет,
  • народ безмолвствует, понимая, что свершилось преступление, когда сын и жена Годунова не по своей воле расстались с жизнью.

Но если вначале пьесы народ равнодушно опирается на мнение своих бояр, то в конце пьесы Пушкин показывает народ, имеющий собственное мнение, и поступающий так, как ему подсказывает совесть.

Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»

17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.

В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:

«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».

Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево – Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по – другому смотреть на историю России – через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.

– отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:

  • Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
  • Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
  • Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.

У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков о Пушкина

Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.

«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина»,

– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.

Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?».

Лекция (продолжительность: 1:50:41)

Борис Годунов: годы правления, реформы

На вопрос, сколько правил Борис Годунов, историки не дают однозначного ответа. Царем он пробыл всего семь лет, но еще 13 лет правил как регент при царе Федоре.

Борис Федорович Годунов считается первым царем, при котором контакты Московии и Европы были наиболее тесными. Он приглашал иностранных специалистов и отправлял представителей знати учиться за рубеж. Подобную политику проводил лишь Петр I спустя 200 лет.

Правление Бориса Годунова отмечено такими достижениями:

Укрепление и благоустройство Москвы

Годунов приказал построить новые крепостные стены вокруг города. При нем в столице появился водопровод. В 1591 году войска крымского хана Казы Гирея подошли к городу, но, увидев высокие стены, на которых стояли пушки, не решились на штурм.

Создание системы обороны в Диком поле

Чтобы не допустить приближения кочевников к Москве, Годунов инициировал строительство крепостей на границе с Диким полем. При нем были заложены крепости Воронеж, Ливны, Самара, Царицын, Белгород, Царев-Борисов, Смоленск и ряд других. Впоследствии крепости стали крупными городами России.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Становление Московского патриархата

В 1439 году под натиском турецкой угрозы патриарх Константинопольский вынужден был заключить Флорентийскую унию с Римом. Разговоры о воссоединении двух ветвей христианства шли со времен Великой схизмы 1054 года, когда Западная церковь отделилась от Восточной. Флорентийская уния была одной из безрезультатных попыток примирения, но Московская церковь воспользовалась ею как поводом для провозглашения независимости.

В XVI веке Европой прокатилась Реформация, отделив протестантов от католиков. Вслед за ней началась контрреформация, которая обострила отношения между христианскими конфессиями. Как результат, каждый монарх Европы поддерживал только одну конфессию на своих землях и изгонял иноверцев. В таких условиях православные оказались в худшем положении. Единственным монархом, исповедовавшим православие, оставался московский царь. Все православные иерархи обращались к нему за финансовой поддержкой.

В 1588 году новоизбранный Константинопольский патриарх Иеремия прибыл в Москву просить денег на содержание патриаршего престола. Его и свиту Годунов держал в почетном плену около года. Греков хорошо кормили, но ограничивали свободу передвижения. Московиты требовали высвятить митрополита Московского в патриархи. Иеремии предложили на выбор два варианта — перенести кафедру во Владимир или признать митрополита Иова патриархом и обрести свободу.

В январе 1589 года Иеремия рукоположил Иова в патриархи, и спустя пять месяцев его отпустили домой, снабдив деньгами. Согласно канонам православной церкви, Москва была канонической территорией Константинопольского патриархата, и необходимо было решение Собора Константинопольской церкви для признания за Москвой права избирать патриарха. Но московские цари не считались со своими законами, и чужие им были не указ. Так стараниями Годунова Московская церковь приобрела патриарха.

Политика Годунова

В те непростые времена, когда Годунов преступным образом захватывает власть, страна вступает в полосу тяжелых испытаний. Огромные стихийные бедствия на несколько десятилетий подрывают ее экономику, а долгая война завершает их дело. Однако, несмотря на все эти достоинства, народ не благосклонен к царю. Он является представителем типичного самодержавия, которое складывалось на территории Киевской Руси еще начиная со времен Ивана III.

Борис Годунов продолжает курс, который был взят Иваном VI, – вся государственная власть была сосредоточена в руках правителя. Он также борется с боярством, и в своей борьбе старается опереться на служилое дворянство. По отношению к народу он также идет по тому пути, которого придерживались его предшественники, считая, что сдержать его можно, только применяя «неусыпную строгость».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector