Богородице-алексеевский монастырь (>kikjk;ney-glytvyyfvtnw bkugvmdj,)

Монастырский некрополь

Могила Фёдора Кузьмича (фотография начала XX века) Весьма вероятно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, то есть с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значительный участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные жители Томска, здесь были могилы и «тех благочестивых лиц», которые внесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, борец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (среди городских обывателей ходила легенда, по которой из могилы ещё долго раздавался истошный крик: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В советское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение здесь было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

Сейчас некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некоторые захоронения.

История обители

Богородице-Алексеевский монастырь (Томск) – это православная мужская обитель, которая была основана, по одной версии в 1605 году, а по другой — в 1622 году. Доподлинно известно, что монастырь существовал в 30-е годы XVII века.

Такое раннее появление обители в только что отстроенном и основанном городе некоторые ученые объясняют изданным правительственным указом о строительстве монастыря, а не большим количеством монахов.

Изначально население города Томска состояло из разгульных казаков, корыстных промышленников, иностранных авантюристов, мечтающих быстро разбогатеть, каторжан, высланных поляков и местных татар. С учетом сложившейся ситуации правительством было принято решение о возведении Богородице-Алексеевского монастыря в Томске.

Монастырский некрополь

Могила Фёдорвея Кузьмича (фото начала XX века) Очень возможно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, другими словами с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значимый участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдорвей Кузьмич, отождествляемый в легендах с царем Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту конструктора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные обитатели Томска, тут были могилы и «тех благочестивых лиц», которые занесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, боец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (посреди городских обывателей прогуливалась легенда, по которой из могилы ещё длительно раздавался истошный вопль: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В русское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение тут было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

На данный момент некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некие захоронения.

Свято-Никольский женский монастырь — достопримечательность села Могочино Томской области

Село Могочино расположено в Томской области на правом берегу реки Обь. Это обычное село в сельской российской глубинке, но необычным его делает находящий здесь Свято-Никольский женский монастырь.

Его адрес: Россия, Томская область, Молчановский р-н, пос. Могочино.

Для того чтобы посетить обитель, необходимо сначала доехать до села Нарга (221 км от Томска), затем сесть на паром и переправиться на другой берег реки Обь. Зимой по льду от Нарги ходит автобус. Других свободно доступных путей в село нет.

Могочинский Свято-Никольский женский монастырь в период строительства. Обитель построена в память ссыльнопоселенцев, живших здесь в сталинские времена. Фото: azbyka.ru

Село основано в 1726 году. Период его активного развития пришелся на 20-е годы 20 века. Именно тогда здесь построили крупное деревообрабатывающее предприятие.

В советское время Могончино — это место проживания ссыльных поселенцев, кулаков, депортированных немцев.

После закрытия в 1990-е годы деревообрабатывающего предприятия, район стал бесперспективным, и его покинула молодежь. В наше время основная часть местных жителей представлена пенсионерами. Численность населения села с трудом достигает 3000 человек.

1 октября 1989

дата основания Могочинского Свято-Никольского женского монатыря

Фактически Могочино не может называться ни селом, ни рабочим поселком, так как на его территории отсутствуют промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Центром, вокруг которого теплится жизнь в селе, в наше время признан православный Свято-Никольский женский монастырь.

Он основан 1 октября 1989 года и строили его исключительно за счет пожертвований. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий.

Село Могочино Томской области во время паводка. Большинство жителей села Могочино из него уехало. Теперь центр жизни в нём — Свято-Никольский женский монастырь. Фото: i.ucrazy.ru

Кроме того, основатели монастыря преследовали цель очищения древних языческих мет, еще не встречавшихся с церковной благодатью. Вокруг монастыря с момента его образования существует что-то, напоминающее православную общину, в которой живут церковники-волонтеры.

В Могочино съезжаются люди со всей страны, монастырь ежегодно собирает сотни паломников. При обители построена гостиница для них.

Святыни и престольные праздники

Паломники, прихожане, особенно женщине спешат помолиться перед иконой святой Анны, матери Пречистой Девы Марии. О благодарности в оказании помощи чудотворного лика свидетельствуют драгоценные украшения, развешанные вокруг иконы.


Интерьер Могочинского Свято-Никольского монастыря

В Свято-Никольском монастыре в Могочино хранится икона Спиридона Тримифунтского и кусочек его башмака.

Необычна история Свято-Крестовой иконы Богородицы, написанной после свидетельств очевидцев, видевших явление Божьей Матери в черных одеждах, молящейся перед крестом во время захвата мирных жителей бандитом Баслаевым в 1995 году.

После неоднократного появления Богородицы, которую видели и бандиты, все заложники были отпущены.

По повелению митрополита Ставропольского Гедеона было дано распоряжение нарисовать икону Богородицы, которую освятили на сороковины 128 безвинно убитых людей. Святой лик Свято-Крестовой Божьей Матери написала раба Божья Ольга, уроженка Святого Креста.

Святая икона Богородицы выставлена в храме Никольской женской обители.

Важно! 11 августа, рождество Николая Угодника, является престольным праздником Свято-Никольского монастыря. В 2018 году в честь праздника на крыше обители появился освященный новый крест, над водружением которого наблюдало множество народа, собравшегося во дворе храма

В 2018 году в честь праздника на крыше обители появился освященный новый крест, над водружением которого наблюдало множество народа, собравшегося во дворе храма.

История[ | ]

Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»

В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).

В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.

Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.

Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».

В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Г. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.

Современность[ | ]

В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды) была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней устроен мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Визит Архипастыря в канун праздника Преображения Господня

18 августа в канун праздника Преображения Господня епископ Колпашевский и Стрежевской посетил нашу обитель и совершил вечернее Богослужение.

Его Преосвященству сослужили игумен Спасо-Преображенского монастыря с. Волок Матфей (Черевикин), секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), духовенство мужской и женской епархиальных обителей, дьякон кафедрального Вознесенского собора Сергий (Баянов) и Александр (Мусрепов). За богослужением молились игуменья Ирина (Селиверстова), сестры Могочинского и братия Волокского монастырей, многочисленные прихожане обители.

Это интересно: Никольский храм в Пушкино

Современность

В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.

Монастырский некрополь[ | ]

Могила Фёдора Кузьмича (фотография начала XX века) Весьма вероятно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, то есть с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значительный участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные жители Томска, здесь были могилы и «тех благочестивых лиц», которые внесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, борец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (среди городских обывателей ходила легенда, по которой из могилы ещё долго раздавался истошный крик: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), председатель томского губернского суда Евгений Барщевский, действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В советское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение здесь было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

Сейчас некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некоторые захоронения.

Обитель в настоящее время

В 1992 году Казанский храм был возвращен в ведение Томской епархии, в нем начали проводить регулярные богослужения. Келейный корпус постепенно начали восстанавливать. В июле 1995 года на месте разрушенной часовни были найдены мощи Федора Томского, которые стали одной из главных монастырских реликвий. Спустя два года часовня была восстановлена.

В 2010 году в бывшем здании архиерейского дома, а ныне келейном монастырском корпусе, освятили домовую церковь во имя Трех Святителей. В ней установили новый иконостас, выполненный из мрамора. Церковь декорирована в византийском стиле.

В 2012 году было принято решение о реставрации Казанского храма, который к тому времени обветшал. Министерство культуры, по специальной программе, выделило средства из бюджета для этих целей. В настоящее время все работы завершены, и храм радует верующих и паломников своим обновленным внешним видом и внутренним убранством.

Казанская церковь является одной из самых почитаемых в Томске. Здесь ежедневно можно встретить большое количество прихожан. В большие православные праздники в храм приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться и прикоснуться к мощам Св. Феодора Томского. Помимо духовной ценности, монастырь является памятником архитектуры храмового барокко.

Храмы

Казанский храм

Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.

После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.

В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «…обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.

В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в.

Часовня св. Феодора Томского В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.

В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.

В 1997 — 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

Трехсвятительский храм

Построен в конце — начале XXI века.

Храм при вратах

Построен в конце XX — начале XXI века.

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года

История

До середины 18 века Богородице-Алексиевский монастырь владел обширными землями и богатым рыбным промыслом. В его стенах была устроена первая в округе больница и создано «Русское духовное училище».

Царь Алексей Михайлович присылал в монастырь колокола, иконы, книги, церковное облачение. Царь Федор Алексеевич лично покровительствовал обители.

В 1776 г. в монастыре заложили каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и двумя боковыми приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя святых Флора и Лавра. Позже церковь украсили колокольней.

Осенью 1836 г. в Сибири появился человек по имени Феодор Кузьмич, удивительно похожий на императора Александра I. Он был отлично образован, легко рассуждал о дворцовой жизни и войне 1812 г. Страждущие шли к праведнику Феодору за помощью и получали ее. Погребли старца в любимом им монастыре. В начале 20 века рядом с могилой возвели часовню, но уже спустя 30 лет ее разрушили, а заодно с ней — и колокольню. В 1984 г. Феодор Томский был причислен к лику сибирских святых, а в 1995 г. произошло обретение его мощей.

Русская Православная Церковь

Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска был основан в 1605 году в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка и получил название Усть-Киргизский (Богородский). В 1656 году случился пожар, уничтоживший деревянный храм обители. Монастырь перенесли в Томск на Юрточную гору.

В 1662 году в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия, человека Божия, и мучеников Флора и Лавра. В 1681 году монастырь в числе трех старейших сибирских обителей был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. В 1695 году игумены Богородице-Алексиевского монастыря получили сан архимандритов.

В 1698 году в монастыре была открыта первая в Томске школа. С XVII века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня. В 1746 году в монастыре открыто русское духовное училище. В 1764 году монастырь стал штатным и причислен к 3-му классу. Его настоятели вновь стали игуменами.

Первый каменный, ныне существующий храм обители был заложен в 1776 году. В 1779 году были освящены боковые приделы, а в 1789 году — главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1818 году при монастыре устроена русско-латинская гимназия, преобразованная затем в Томское духовное училище. После открытия Томской епархии с 1834 г. по 1883 г. Богородице-Алексиевский монастырь стал резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом.

В 1864 году в ограде обители был похоронен святой праведный старец Феодор Томский. Могила старца сделалась местом паломничества. Казанский храм и могилу старца Феодора у алтаря храма посещали многие известные и выдающиеся люди России, в том числе представители царского Дома Романовых: великие князья Владимир Александрович (1868) и Алексей Александрович (1873), цесаревич (с 1894 г. — император) Николай Александрович (1891). В 1904 году над склепом св. Феодора Томского почитателями старца была возведена каменная часовня.

В 1923 году монастырь был закрыт; последним настоятелем обители был архимандрит Ираклий (Попов), который, впоследствии став епископом на Урале, был расстрелян в 30-х годах. В том же году происходили многочисленные явления святого праведного Феодора Томского у часовни и над стенами обители. По одним сведениям, насельники обители были расстреляны в Томске, на Каштачной горе, по другим — монашеская братия перешла на свою заимку в устье реки Большой Киргизки, где просуществовала до лета 1937 года. Дальнейшая судьба насельников осталась неизвестна.

В 1941-1945 гг. в монастыре располагался военный госпиталь. Со временем монастырские здания были переданы Томскому педагогическому техникуму, в том числе и частично разобранная Казанская церковь, с которой сорвали все главы с крестами, снесли колокольню, переоборудовали ее помещение под мастерские и хозяйственные нужды, а затем в ней устроили спортзал.

В 1992 году здание Казанского храма и часть келейного корпуса было полностью передано Томскому благочинию Русской Православной Церкви. В пасхальную ночь 1992 года состоялось первое богослужение в реставрируемом храме.

5 июля 1995 года состоялось обретение мощей святого праведного Феодора Томского. Мощи пребывают в Казанском храме монастыря. В 1996-1998 гг. была восстановлена часовня над местом его захоронения.

Начиная с 1992 года монастырь восстанавливался практически из руин. За это время был полностью восстановлен Казанский храм, в том числе и на средства, выделенные государством в рамках программы «Культура России». Была заново отстроена монастырская стена, расселены жилые дома, находившиеся на монастырской территории. В 2006-2010 гг. в ограде обители был возведен новый трехэтажный корпус с домовым храмом во имя Трех святителей. В нем открылся церковно-культурный центр и детская воскресная школа. В монастыре действует самая большая в городе библиотека духовной литературы. В настоящее время начались строительные работы по возведению северного корпуса монастыря.

22 сентября 2013 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector