Благовещенский мужской монастырь в муроме

Содержание:

История монастыря

Приступая к теме: «Муром: монастырь Петра и Февронии», окунемся немного в древнюю историю Руси. Этот монастырь был основан муромским купцом Цветновым Тарасием Борисовичем в 1643 году. Раньше в период XI-XIII века на этом месте располагалось старое городище с деревянным кафедральным собором святых князей Бориса и Глеба, немного позже здесь был построен из дерева Свято-Троицкий храм.

Благодаря стараниям и упорному труду купца Цветнова, получившего благословение у епископа Рязанского и Муромского, в 1643 году вместо деревянного храма на этом месте возвели Свято-Троицкий белокаменный собор, который сохранился и до сегодняшних дней.

Храмы

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

Святые мощи благоверных Муромских Петра и Февронии

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Архитектурные памятники

Колокольня Троицкого собора

Колокольня Троицкого монастыря

Надкладезная часовня

Часовня св. блгв. князя Петра и княгини Февронии

настоятельский корпус (XVII-XIX вв.)

стены и башни (1805-1807 гг.)

Икона Иверской Божьей матери

Эта икона считается чудотворной. Она находится в соборе Благовещенского монастыря в Муроме. Икона расположена в правой части храма, у окна, рядом с правым алтарем. Этот образ является копией всемирно известной среди христиан всего мира Афонской иконы Божьей Матери, а также списком с Иверской иконы, которая была принесена монастырю в дар в 1812 году. Паломники утверждают, что это икона необыкновенной силы и красоты.

Под стеклом хранятся многочисленные золотые и серебряные украшения, которыми люди благодарили Божью Матерь за скорое и чудесное исполнение услышанных в молитвах просьб. Рядом с этой иконой находится еще одна святыня — образ Ильи Муромца и частица его мощей. Эта икона была подарена Благовещенскому монастырю в Муроме монахами Киево-Печерской лавры. В ее пещерах находится русского богатыря.

Описание и архитектура

Центральным элементом монастырского ансамбля, конечно же, является Благовещенский собор — единственное строение, пережившее разорение польскими захватчиками. Этот храм — яркий пример древнерусского узорочья. Пятиглавое здание с чередой кокошников, идущих по верхнему поясу сооружения, выглядит нарядно и празднично.

Рядом возвышается шатровая колокольня, ко входу ведет красивое крыльцо. Интерьер собора украшает прекрасный иконостас XVIII века, выполненный в стиле барокко и сохранивший много древних икон XVI-XVIII веков.

Стефаниевская надвратная церковь — еще одно каменное здание, которое дошло до наших дней практически в своем первоначальном облике. Его архитектура отличается особым изяществом: подкупольный барабан искусно украшен тонкой резьбой, а четверик венчается рядом кокошников.

Надвратная Стефаниевская церковь монастыря

Территория обители невелика, но ухожена. Здесь царит особая атмосфера, о чем говорят все паломники, посетившие монастырь.

Территория монастыря

До 10 часов утра все многие часовни и храмы на территории монастыря еще закрыты. Просто гуляем по пустынной территории.

Восхищаемся возле пруда шикарными бутонами лотосов.

Прогуливаемся мимо местного огорода с красивыми кочанами капусты, удивляемся воздушным мокрым паутинкам.

Монастырская колокольня

После окончания службы открывается часовня св.Сергия Радонежского с колокольней. Здесь (как написано на табличке) всякий желающий может позвонить в колокола-била. Аккуратно начинаем пробовать бить молоточками по металлическим пластинам.

Затем смелеем, переходим на более тяжелые ноты.

Из колокольни часовни преп. Сергия Радонежского открывается очень красивый вид на Оку и пристань, а также на храмы монастыря.

Монастырская пекарня

Ознакомившись с территорией монастыря, побывав во всех его храмах, решаем что-нибудь перекусить. Эту задачу в Спасо-Преображенском монастыре решить легко. Конечно же, калачи и прочая сдобная выпечка! Ведь запахи из местной пекарни сопровождали нас все утро.

Покупаем возле часовни Божьей Матери «Спорительница хлебов» ароматный калач (60 руб.) и булочки с разными начинками (по 10 руб.). Как же хорошо выпить с утра чая вприкуску с монастырским хлебом!

Живоносный источник и купальня

С новыми силами отправляемся в часовню «Живоносный Источник», чтобы окунуться в купели. Но по дороге снова задерживаемся у монастырского пруда. Какое чудо! Бутоны лотосов, которые мы наблюдали утром раскрылись! И вот перед нами цветы самой разнообразной окраски.

Ну а теперь можно и продолжить путь в купальню. На двери висит расписание работы: каждый день (кроме вторника) с 10 до 17 часов. Женщинам благословляется окунаться в рубашках. Заходим внутрь.

Купальня сделана в виде небольшого бассейна. Удобные ступеньки, поручень. Если опуститься на самое дно, то достаточно глубоко. Водичка артезианская, холодная и очень бодрящая.

В этой купальне в стене вмонтирован камень, привезенный из реки Иордан (Израиль). Но мы так увлеклись окунанием в ледяную воду, что все вчетвером совершенно забыли об этом и не прикоснулись к нему.

В самой часовне можно набрать освященной воды. Есть много краников, откуда очень удобно заполнять бутылки.

Что ж, солнышко уже высоко, планов на сегодня очень много, поэтому решаем пообедать и отправляться в путь.

Трапезная

На территории Спасо-Преображенского монастыря есть паломническая трапезная, где можно пообедать и поужинать. Заказываем себе обед: первое (постные щи), второе (рыба с рисом или гречкой), салат (капустный) и компот. Стоит этот комплекс 95 руб. Все съесть не получается, поэтому остатки забираем с собой в номер, чтобы доесть их вечером.

Паломническая гостиница

Ну и еще хочется немного рассказать про наши номера, где мы жили. Паломническая гостиница предоставляет номера разного уровня:

1. В общей комнате. Номер на 12-14 человек, удобства на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.

2. Отдельные номера 2-х, 3-х и 4-х местные с удобствами, евроремонтом. Стоимость 1000 руб. с человека.

3. VIP-размещение (правительственный уровень). Мы не «пробовали», даже не видели, что это такое. Пока это был не наш уровень.

Мы же себе позволили 2-й вариант: отдельные номера с удобствами. В целом, номер неплохой (по российским меркам): пластиковые окна с сеткой от комаров, шторы, ковер на полу, деревянные кровати, ванна с туалетом. Но… Матрасы на кроватях и подушки очень неудобные. В номере нет ни полочки, ни шкафчика. Сантехника «отечественная»: расшатанная, облупленная.

На унитаз в нашем номере можно было сесть только бочком, иначе коленки упирались в стену. Но это еще ничего, т.к. в другом номере сесть вообще было нельзя, т.к. при вставании унитаз поднимался вместе с тобой, а потом с грохотом возвращался на свое первоначальное место, т.к. просто не был прикручен к полу. Но мы старались не обращать внимания на эти мелочи. Ведь мы в России… а значит у себя дома.

Опять же, если сравнивать с ценами по городу Муром, то самые дешевые номера в гостиницах города были от 2500 руб. (на двоих), да и то на ночь с субботы на воскресенье их не было в наличии. Были только от 3000 руб. Но эти номера (судя по описанию проживавших там) были тоже «отечественные». Мы выбирали недорогой номер, чтобы можно было принять душ и переночевать. Минусы же есть всегда, но плюсов в нашей ситуации было гораздо больше. Пожить хоть пару дней на территории такого удивительного монастыря — это просто счастье!

История Спасо-Преображенского монастыря

Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.

Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.

Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».

Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.

О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.

В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.

Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.

В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.

Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.

XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.

В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.

В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.

Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.

Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации

Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.

Архитектура

Главные здания выполнены в традициях пятиглавых церквей, внешне напоминающих Успенский храм московского Кремля. Постройки создавались с использованием белого и красного камней, без лишних изысканий, но привлекательно. Храмы и часовни обители охраняются государством как уникальные памятники архитектуры.


Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

Центральным строением считается Преображенский собор, возведенный при Иоанне IV. Внешний облик здания формировался на протяжении нескольких исторических периодов. Изначально собор представлял собой строение на четырех столпах с пятью шлемовидными главами, имел узкие окна и широкие порталы. Стены разделялись на сегменты благодаря плоским пилястрам. Барабанные карнизы украшались зубчиками в два ряда, основание центра — кокошниками. К боковому фасаду была пристроена каменная колокольня.

В середине 1839 г. Преображенская церковь утратила первоначальный вид. Архитектору Я. Петрову поставили задачу пристроить с западной стороны здания широкую трапезную. К тому же свою форму изменили главы, отныне они стали луковичными, а не шлемовидными. В этот же период расширили оконные проемы, а широкие порталы сузили до обычных дверных проемов. В конце XIX столетия заменили деревянные внутристенные связи металлическими, трещины закрыли кирпичом и положили новую штукатурку.

В середине XX века в Преображенском соборе прошли реставрационные работы, цель которых было восстановление первоначального облика. Однако решить эту задачу мастера не смогли.

Остальные строения

Вторым по значимости религиозным зданием монастыря является двухэтажный храм Покрова Богородицы. В середине XVIII столетия он имел пять престолов, три из которых располагались на втором ярусе.

  • Западный фасад строения обладает некоторой асимметрией, происходящей от смещения основного восьмигранного столба на северную сторону. Покровский собор потерял первоначальный облик и важные архитектурные элементы из-за постоянных перестроек. Храм отчасти выполняет функции хозяйственного корпуса. В отличие от центрального собора, выделяющегося монументальностью и строгостью, он отличается простотой и хрупкостью.
  • В середине XIX столетия Покровскую церковь из холодной переделали в отапливаемую. В 1881 г. на втором ярусе здания соорудили два иконостаса, куда поместили новосозданные лики святителей. Вскоре завершили отделку нижнего этажа. Сегодня в соборе Покрова хранится ковчег с чудотворными останками И. Муромца.


Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре

  • Со времен создания Преображенской обители на западной стороне Покровского собора стояла колокольня, которую заменили новой в середине XVIII столетия. В 1885 г. обветшалую пристройку исправили и отштукатурили, процессом руководил епархиальный зодчий.
  • В конце XVII столетия на территории монастыря воздвигли настоятельские палаты — двухъярусный дом с каменными сводами. В 1885 г. строение было отреставрировано полностью: заменили потрескавшиеся своды, грозившие обрушением и пропускающие холод в зимнее время; переделали печи, оконные проемы, полы, а стены оштукатурили. Таким же образом восстановлению подвергся и нижний ярус.
  • В 1885 г. братия пыталась восстановить монастырскую ограду, совершенно обветшалую и разваливающуюся. Однако денег хватило только на реставрацию западной стороны. К концу XVIII в. в обители появились несколько каменных строений: каморка для привратника, помещения для конюха и простых рабочих.
  • Часовня-костница использовалась в качестве некрополя, где более 900 лет хоронили русских князей, представителей духовенства и богатых помещиков. После закрытия обители на месте монастырского кладбища поместили воинскую часть с двумя казармами и платцем. В период с 1998 по 2005 гг. при восстановлении территории обнаружили множество останков, поруганных во времена советской власти. Чтобы похоронить эти мощи и была построена часовня-костница, внутри которой можно разглядеть черепа и другие фрагменты скелетов.

Реликвии Благовещенского монастыря

Кроме мощей благоверных князей, в Благовещенском монастыре покоятся мощи епископа Василия Муромского, совершившего таинство крещения над суровыми язычниками Мурома, а также нетленные останки преподобного Иулиана (Кочукова)

— подвижника XVII века. Элемент торжественности в убранство храма привносит барочный иконостас. Он состоит из шести золочёных ярусов, богато украшенных резьбой с растительными орнаментами. Здесь можно увидеть несколько старинных икон: «Благовещение» и «Святая Троица», датируемые XVI — XVII веками, «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII век).

Келейный корпус Благовещенского монастыря

Муромский иконостас в Благовещенском храме напоминает своего старшего собрата из Успенского собора во Владимире

, но он миниатюрнее и младше (изготовлен в 1797 году). Просторные залы собора благоухают миррой и ладаном, горят свечи, а красивые голоса женского хора прославляют Бога. Спокойная церковная атмосфера вселяет в душу умиротворение.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00

← МУРОМ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ МОНАСТЫРИ МУРОМА РОССИЯ →

Храмы и святыни монастыря

Святые храмы – ценность для любого православного монаха и мирянина. В монастыре их три:

  • Свято-Троицкий собор. Это основной храм монастыря, давший ему свое название. Он был возведен в 1642-1643 гг. В нем освящено три престола. В этом соборе находятся такие святыни обители, как св. мощи князей Петра и Февронии и Виленский крест-мощевик.
  • Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы 1648 года.
  • Храм прп. Сергия Радонежского 1715 года. Это деревянный небольшой храм из сруба. В 1975 году его перевезли сюда из с. Красное Меленковского уезда.

Архитектурные памятники

Уникальная архитектура переносит паломников в древнюю Россию. А белоснежные стены храмов и колоколен создают ощущение легкости и полета. Особо важным элементом являются шатровые храм и колокольня. Этот стиль подчеркивает многолетнюю историю монастыря.

Ажурные детали, кружева зданий сохранились благодаря охране обители как памятника. Внутри собора хранятся вышитые иконы. Несколько веков назад сестры украшали драгоценными вышивками образы, и один из примеров старинной работы сейчас хранится в музее города.

На территории древней обители находится несколько уникальных памятников архитектуры:

  • колокольни Троицкого собора и монастыря;
  • надкладезная часовня;
  • часовня в честь св. блгв. Петра и Февронии;
  • настоятельский корпус, датируемый XVII-XIX вв.;
  • монастырские стены и башни, возведенные в 1805-1807 гг.

Приписные бесприходные храмы

У обители есть один приписной храм – св. Космы и Дамиана. Он находится в Муроме. Приписным он называется потому, что община, которой принадлежит эта обитель, не получила юридическую самостоятельность. Поэтому церковь должна быть приписана к другому храму.

Памятник Петру и Февронии Муромским

Чудеса сквозь столетия

Однако совершить кощунство им помешало чудо. Обретение мощей решили отметить молебном, на который собрались все жители Мурома. В числе прочих была и глухонемая женщина — Феодосия. Она хотела приложиться к мощам, но, продвигаясь к святыне, споткнулась, чтобы не упасть, облокотилась о стоявшую рядом плиту и… тут же обрела голос и слух. Старица поведала, что исцелило её исходившее из камня благодатное тепло, после чего мощи князей и их плита-хранительница были помещены в храм, построенный московскими зодчими. Надо сказать, что и по сей день камень, покрытый загадочными волнами, не перестаёт удивлять посетителей Благовещенской обители. Он даже не пытается «соперничать» с именитыми и широко известными святынями монастыря (коих здесь немало), а по-прежнему скромно стоит у стены в притворе у входа в придел Иоанна Богослова. Однако же к плите ежегодно приезжает множество паломников. Считается, что если искренне верующий человек, страдающий болями в спине, прислонится к камню на несколько минут, то он непременно получит исцеление. Кроме того, плита прекрасно снимает усталость, прибавляет сил и убирает тяжесть в ногах. Известно немало случаев, когда она излечивала от артритов и артрозов. Хотя в основном плита помогает людям, страдающим болезнями ног и спины, но иногда она выручает и тех, кто долгие годы мучается от иных недугов. Главное, чтобы у человека в сердце была горячая вера. О чудесных свойствах плиты из Благовещенской обители хорошо известно как в Муроме, так и далеко за его пределами. Вот только загадка происхождения этого «волнистого» камушка до сих пор не раскрыта.

Метки: камень, плита, Тайны 20 века, храм, могила, монастырь, Муром

Тепло от камня

Иногда гости монастыря случайно убеждаются в том, что плита — непростая. Так, пару лет назад приехала в Муром паломница из Перми, желавшая поклониться мощам Петра и Февронии. Вот только в тот день в Троицком монастыре к раке с реликвией тянулась огромная очередь, выстоять которую она не могла из-за больных суставов. Тогда паломница решила зайти в небольшую Благовещенскую обитель, расположенную неподалёку, и там дождаться, когда схлынет поток посетителей. Однако часы, проведённые на ногах, не прошли для женщины даром, колени её сводило от острой боли. Войдя в притвор Благовещенского храма, паломница по какому-то наитию приблизилась к каменной плите, стоявшей у одной из стен, устало к ней прислонилась и от холодного камня вдруг пошло приятное тепло, которое обволокло колени, прогоняя боль. Через некоторое время паломница почувствовала, как её ноги обрели забытую лёгкость.

Другие святые места Мурома

Напротив Свято-Троицкого находится еще одна главная достопримечательность города — мужской Благовещенский монастырь. Он был основан Иваном Грозным после взятия Казани в 1552 году, на месте захоронения князя Константина и его семьи, также причисленных к лику святых за распространение христианства на муромской земле.

На пересечении главных улиц города находится Муромская церковь Вознесения Господня. Этот храм, заложенный еще в 16-м веке, в послереволюционный период был наполовину разобран и перестроен под школу. Лишь в последние два десятилетия проведенные реставрационные работы позволили вернуть церкви прежний облик.

Красновоздвиженская церковь несколько лет назад была отстроена заново на месте, где в 12 веке находился женский монастырь. Спустя несколько веков здесь была возведена церковь, просуществовавшая до советского периода.

Прославил древний город еще один былинный персонаж – Илья Муромец. Не все знают, что это реальный исторический герой, сражавшийся за Русь и православную веру. За свои подвиги он был канонизирован церковью. Его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре, но их частичка была перевезена и в Муром, поклониться святыне можно в Спасо-Преображенском мужском монастыре.

В Муроме прошла жизнь и святой Иулиании Лазаревской, которая также считается покровительницей семьи. Они с мужем жили счастливо в любви и согласии, родили много детей. Все мысли и поступки Иулиании были посвящены делам милосердия, помощи вдовам и сиротам. Поклониться этой святой можно в Муромской Николо-Набережной церкви, расположенной на берегу реки Оки.

Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря

  • Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
  • Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
  • Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
  • Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
  • Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).

Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.


Собор Спаса Преображения


Церковь Кирилла Белозерского


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.


Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.


Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Обет Ивана Грозного

Князь Константин и его сыновья были причислены к лику святых Макарьевским собором в 1547 году, а уже спустя пять лет Иван Грозный молился новым чудотворцам накануне похода на Казань. Царь дал обещание Богу, что если возьмёт Казань, то построит в Муроме каменный храм и учредит монашескую обитель. Так и случилось: сразу после победы Иван Грозный прислал в Муром артель зодчих.

Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронье на фоне Благовещенского монастыря

В основанном царём Благовещенском соборе нашли приют мощи благоверного князя Константина и его сыновей. И поныне их нетленные тела покоятся в одной раке, символизируя верность единому делу. С первых дней своего существования Благовещенский монастырь пользовался царскими милостями. Царь прислал из Москвы богатую церковную утварь, даровал братии «милостыню неоскудну» и несколько деревень

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector