Кто такой аристотель? биография и учения знаменитого философа

Аристотель был настоящим энциклопедистом.

Труды Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были написаны в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Последние не были предназначены для широкой публики, а только для учеников школы. История распорядилась так, что до нас дошли произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выражающими истину. Точное количество работ, произведенных Стагиритом, неизвестно, но совершенно ясно, что они огромны. Более поздние авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот произведений.

Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были удивительно разнообразны и поистине универсальны. Наиболее известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum — свод сочинений, считающихся каноническими. Его первой работой является «Органон», содержащий трактаты по логике (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, О софистических опровержениях). Далее следуют «Физика», «О небесах» и «О душе». Наиболее известным его трудом является «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». За ними следуют «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.

Обширность и тематическое разнообразие трудов Аристотеля затрудняют определение точки, с которой лучше всего начать изложение его системы

В учебниках по истории философии, написанных в советский период, страдавший от подавления обязательной идеологии, внимание обычно уделялось критике Аристотелем платоновского учения об идеях. Аристотель критикует платоновское учение об идеях не с позиции «мнения» (то, что Платон называл «докса»), а с позиции демонстративного, то есть эпистемического, знания

Поэтому аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона доказательствами и логической убедительностью и исключением личных и других посторонних мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете этой точки зрения знаменитое высказывание Аристотеля «Платон — мой друг, но истина мне дороже», которым, согласно традиции, он ответил на обвинения в отклонении от теории своего учителя, становится понятным и ясным.

В трудах Аристотеля ярко отражены его подходы к изучению философской мысли, а также четко прослеживаются подходы, привнесенные непосредственно самим Аристотелем в методологию этой науки.

Исторический подход. Аристотель сознательно отстаивал принцип, согласно которому, прежде чем сформулировать собственное мнение, необходимо тщательно изучить взгляды своих предшественников, то есть тех мыслителей, которые уже занимались данной проблемой. В современном языке этот подход известен как изучение истории и литературы предмета. Аристотель считал своим долгом тщательно изучить и бесстрастно изложить достижения своих предшественников, и только потом подвергнуть сомнению то, что было известно, или добавить что-то новое.

Систематически и методично. Хорошо известно, что аристотелевские сочинения зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. При самом поверхностном взгляде видно, что труды Аристотеля являются подлинно научными трактатами, и в этом они разительно отличаются от диалогов Платона, сходство которых с мифопоэтическим творчеством подчеркивается обильным присутствием в них мифологических действий и образов.

История жизни Аристотеля

В своих трактатах «О душе», «О частях животных» и второстепенных психологических сочинениях («О памяти», «О сновидениях» и др.) Аристотель изложил систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Во всех случаях он рассматривал сложные и более высокие проявления жизнедеятельности как продукт развития элементарных структур. 

В качестве принципа жизни душа выступала у Аристотеля как первичное, далее неразложимое понятие. В силу этого управляемые душой органические явления оказались противопоставленными неорганическому миру, а также разуму как уникальной способности одного лишь человека. 

Исходную модель для изучения психических актов Аристотель почерпнул в области общебиологических связей организма со средой. Анализируя процесс питания (обмен веществ), он показывает, что его причиной не может быть какой-либо физический процесс сам по себе, например огонь (как полагали некоторые исследователи). Ведь огонь — неупорядоченная стихия. По Аристотелю, питание происходит за счет внешнего вещества, но оно поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно — путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона». Таким специфическим для живого организма способом усвоения внешних тел и является душа. 

Согласно Аристотелю, душа — это целесообразно работающая органическая система «Если бы глаз был живым существом, душою его было бы зрение». Таким образом, он определил душу как энтелехию (присущую органическим телам целостность и целесообразность поведения), целеполагающее начало. Другими словами, душа организма — это его функция, деятельность. Трактуя организм как деятельность, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. 

Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством и прочно закрепилось в основном фонде психологических знаний. Оно разделяло возможности организма (заложенные в нем органические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась схема иерархии способностей как функции души 

а) вегетативная (имеется и у растений); б) чувственно-двигательная (у животных и человека); в) разумная (присущая только человеку). 

Аристотель и Александр Македонский

Функции души, по Аристотелю, являются уровнями ее развития

В связи с этим идея развития вводилась в психологию в качестве важного объяснительного принципа. Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня (за вегетативной — растительной — формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить). 

Следуя принципу развития, Аристотель стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой, и в поиске обнаружил особую область психических образов («фантазий»), которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (сейчас они называются в психологии представлениями памяти и воображения). Эти образы подчинены механизму ассоциации — связи представлений. 

Мозг, по мнению Стагирита, не орган психики, а аппарат, охлаждающий жар крови. Будучи вымышленными, с точки зрения физиологической реальности, эти представления вносили новый момент в трактовку центрального органа психической деятельности. Аристотелю принадлежит понятие об «общем чувствилище», корни которого уходят в область прямых связей организма со свойствами среды (сухим и влажным).

Памятник Аристотелю

С этим связана первая попытка определить физиологический механизм ассоциаций. Он полагал, что душа обладает способностью посредством центрального ощущающего органа — «общего чувствилища» — восстанавливать в органах чувств в уменьшенном объеме следы прежних движений и впечатлений в том порядке, в каком они производились внешними объектами. 

Психологическое учение Аристотеля имеет биологическую направленность, в нем доминируют материалистические тенденции. Мыслитель полагал, что идейное богатство мира воплощено в конкретных, чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. 

Книги Аристотеля

Карьера

После того, как он покинул Афины, Аристотель двинулся ко двору Гермии Атарнея в Малой Азии. В это время его сопровождал Ксенократ. Вполне вероятно, что Аристотель исполнял обязанности посла Филиппа II. Именно на этом этапе его жизни Аристотель встретил Пифию, племянницу и приемную дочь Эрмия. В конце концов Аристотель женился на Пифии, и у них родилась дочь, которую они также назвали Пифия.

Аристотель, древнегреческий философ

В Академии Ассоса Аристотель стал руководителем группы философов, и вместе с ними он совершил новаторские открытия по зоологии и биологии. Пребывание Аристотеля в Ассосе было прекращено, когда персы напали на город. Гермий был схвачен и казнен, но Аристотель сумел сбежать. На пути в Македонию Аристотель около года скрывался на острове Лесбос. Здесь он провел обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии.

В 343 г. до н.э. Филипп II Македонский пригласил Аристотеля стать официальным воспитателем своего сына, будущего Александра Македонского. Аристотель быстро нашел правильную опору в этой новой роли, и он также был назначен главой Королевской академии Македонии. И Филипп, и Александр высоко ценили Аристотеля и позаботились о том, чтобы он был щедро вознагражден за свою работу. Помимо Александра, Аристотель также обучал еще двух будущих королей, Кассандра и Птолемея.

Аристотель и Александр Македонский

Среди прочего, как наставник Александра, Аристотель поощрял его к восточному завоеванию. В одном известном примере он советует Александру быть «лидером для греков и деспотом для варваров, заботиться о первом как о друзьях и родственниках, а также иметь дело с последним, как с животными или растениями». Варвары в этой цитате относятся к персам.

В 336 году до нашей эры Александр стал королем после смерти своего отца. В следующем году Аристотель вернулся в Афины, чтобы основать там свою школу с разрешения Александра. В 335 г. до н.э

философ основал свою собственную школу, лицей в Афинах. Лицей стал конкурирующим учреждением Академии. В то время как Академия всегда была узкой в ​​изучаемых науках, Лицей при Аристотеле изучал более широкий круг предметов. Помимо всего прочего Аристотель уделял большое внимание подробному изучению природы

Бюсты Александра Македонского, Аристотеля и Филиппа II Македонского

Аристотель провел большую часть оставшейся жизни работая в качестве преподавателя, исследователя и писателя в  лицее. За свои 12 лет Аристотель написал множество книг и произведений. Большинство из них представлены в форме трактатов и не предназначены для широкой публикации. Историки также считают, что его произведения являются пособием для студентов. Некоторые из основных областей, которые Аристотель изучал включают логику, метафизику, математику, физику, биологию, ботанику, этику, политику, танцы, театр, медицину и сельское хозяйство.

В 335 г. до н.э., в том же году, когда он открыл лицей, умерла жена Аристотеля Пифия. Он не женился снова после смерти своей жены, но у него сложились отношения с Герпиллисой, которая приехала из своего родного города Стагируса. Некоторые историки полагают, что Герпиллиса, возможно, был служанкой Аристотеля, которая была предоставлена ​​ему македонским судом. У Аристотеля даже был сын от неё, которого он назвал Никомах в честь своего отца.

Личная жизнь

О личной жизни Аристотеля мы почти ничего не знаем. Известно, что за годы своей биографии он был дважды женат.

Первой супругой ученого была Пифиада, которая приходилась приемной дочерью тирану Ассосу из Троады. В этом браке родилась девочка Пифиада.

После смерти супруги, Аристотель незаконно взял себе в жены служанку Герпеллиду, которая родила ему сына Никомаха.

Мудрец был прямым и эмоциональным человеком, особенно, когда речь заходила о философии. Однажды он настолько серьезно поссорился с Платоном, не соглашаясь с его идеями, что тот начал избегать случайной встречи с учеником.

Аристотель и биология

Хотя Аристотель не был технически ученым по сегодняшним определениям,наука была одним из предметов, которые он долго исследовал во время учебы в лицее. Аристотель считал, что знание можно получить, взаимодействуя с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из потенциала, которым затем манипулируют обстоятельства, чтобы определить результат объекта. Он также признал, что человеческая интерпретация и личные ассоциации сыграли роль в нашем понимании этих объектов.

Аристотель в области наук включал изучение биологии. Он попытался с некоторой ошибкой классифицировать животных по родам на основе их сходных характеристик. Далее он классифицировал животных по видам, основанным на тех, у кого была красная кровь, и тех, у которых их не было. Животные с красной кровью были в основном позвоночными, в то время как бескровный животных называли головоногими. Несмотря на относительную неточность его гипотезы, классификация Аристотеля считалась стандартной системой на протяжении сотен лет.

Морская биология также была областью очарования для Аристотеля. Посредством вскрытия он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от его биологических классификаций, его наблюдения за морской жизнью, выраженные в его книгах, значительно более точны.

Краткая биография Аристотеля

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах, придворный врач Аминты III, царя Македонии. Аристотель остался без родителей в раннем возрасте. Он получил образование в Атарни у Проксенов, его родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где пробыл до самой смерти Платона около 347 г. до н.э. Во время работы в Академии Аристотель изучал философию Платона, его сократовские и презократовские источники и многие другие дисциплины. Видимо, Аристотель преподавал риторику и другие предметы в Академии. Не исключено, что работы по логике были написаны в этот период его творчества.

Примерно в 348-347 гг. до н.э. преемником Платона в Академии был Специпп, с которым у Аристотеля были натянутые отношения, что вынудило его покинуть Академию, хотя Аристотель впоследствии продолжал считать себя платонистом. С 355 года он жил сначала в Ассе, в Малой Азии, под покровительством тирана Атарнея Гермии. Последний предложил ему отличные условия для работы. Аристотель здесь женился на некой Фиаде — не на той дочери, не на той приемной дочери, не на племяннице Гермии, а по некоторым сведениям — на наложнице. Три года спустя философ отправился в Митилену на острове Лесбос. Это произошло незадолго до или сразу после смерти Гермии, которая была вероломно захвачена в плен и распята персами.

Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, и поэтому, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель получил приглашение в 343 или 342 г. до н.э. занять должность наставника молодого наследника престола, которому тогда было 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в Пеллу, столицу Македонии. Мало что известно о личных отношениях между двумя великими людьми. Судя по имеющимся у нас посланиям, Аристотель понимал необходимость политического объединения небольших греческих общин, но стремление Александра к мировому господству не привлекало его. Когда Александр взошел на престол в 336 г. до н.э., Аристотель вернулся к себе на родину, в Стагиру, а через год вернулся в Афины.

За это время изменилась природа мышления и идей Аристотеля. Часто его идеи вступали в прямой конфликт с взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями его собственного учения. Этот критический подход нашел свое выражение в диалоге «О философии» и в ранних разделах сочинений, дошедших до нас под условными названиями «Метафизика», «Этика» и «Политика». Чувствуя идеологическое расхождение с учением, преобладающим в Академии, Аристотель предпочел основать новую школу в северо-восточном пригороде Афин — Лицее. Целью лицея, как и Академии, было не только преподавание, но и независимые исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных студентов и помощников.

Аристотель и его ученики сделали много важных наблюдений и открытий, которые оставили значительный след в истории многих наук и послужили основой для дальнейших исследований. Им помогли образцы и данные, собранные в далеких походах Александра. Однако директор школы все больше и больше посвящал себя фундаментальным философским проблемам. Большинство сохранившихся философских произведений Аристотеля были написаны в этот период.

В 323 г. до н.э. Александр внезапно умер, и волна антимакедонских демонстраций прокатилась по Афинам и другим греческим городам. Позиция Аристотеля была поставлена под угрозу его дружбой с Филиппом и Александром, а также четко выраженными политическими убеждениями, которые вступили в конфликт с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой гонений Аристотель покинул город, чтобы, как он сказал, предотвратить, как он сказал, афиняне во второй раз совершили преступление против философии (первый раз это была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось поместье, унаследованное от матери, и где он умер после короткой болезни в 322 году до н.э..

Интересный факт: Есть мнение, что Аристотель, имевший очень сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с афинскими патриотами, не только отравил Александра Македонского, но и сам отравился волчьими палочками, о чем сообщает Диоген Ляэртиус.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

Человек

Человек для Аристотеля – это политическое и общественное существо, которое он называл еще «политическим животным», одаренным речью. Человек способен понимать, что такое зло и добро, несправедливость и справедливость, то есть у него всегда есть определенные нравственные качества.

Аристотель в «Никомаховой этике» писал, что человек по природе своей – это существо общественное, политическое существо, несущее в себе инстинкт к совместной жизни. Неравенство способностей людей – это врожденное качество, поэтому они и стремятся объединяться в группы. По этой причине и возникают различия в общественном статусе среди людей.

Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.

Философия

Аристотель по философии повлиял на идеи поздней античности. путь через ренессанс. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его систематическая концепция логики. Цель Аристотеля состояла в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждения, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности.Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также обсуждал, как человек может затем получить информацию об объектах посредством дедукции и умозаключения. Для Аристотеля дедукция была разумным аргументом, в котором «когда определенные вещи закладываются, что-то еще вытекает из необходимости в силу их бытия». Его теория дедукции является основой того, что философы сейчас называют силлогизмом, логическим аргументом, когда вывод выводится из двух или более других предпосылок определенной формы.

Биография Аристотеля

20 лет (с 17-летнего возраста) Аристотель жил в Афинах и учился в школе Платона, называемой Академией. Название пошло от статуи героя Академа, где Платон проводил занятия со своими учениками. Аристотеля в те годы называли «читателем», так как он искал истину не в бесконечных беседах между студентами и учителем, а в книгах, считая их источником мудрости. Платон выделял его среди других своих учеников, видя его незаурядный ум и тягу к знаниям.

Со временем Платон заметил, что Аристотель отдаляется от его учений, назвав его «жеребенком, который отталкивает свою мать». Несмотря на то что Платон и Аристотель сохранили дружеские отношения на протяжении всей жизни первого, будущий гений предпочитал исследовать мир самостоятельно. Ему важны были поиски истины. Любую полученную информацию он переосмысливал, искал логическое объяснение тем или иным фактам и предположениям.

Долгое время Аристотель жил в Азии и был любимым учителем Александра Македонского. Однако долгую и близкую дружбу с великим завоевателем нарушила трагедия: племянник Аристотеля был казнен по обвинению в заговоре самим Александром. Поговаривают, что именно философ прислал ему яд, который стал причиной кончины Македонского. Хотя подобная теория никак не подтверждена.

После смерти Платона Аристотель открыл собственную школу, которую назвал Лицеум. Он собирал информацию обо всем, не деля мир на науки, а стараясь объединить его, понимая, что все в мире тесно взаимосвязано. А для этого ему пришлось стать не только философом, но и врачом, физиком, биологом, педагогом. Отвечая на вопрос, кто такой Аристотель, нельзя не упомянуть его потрясающую трудоспособность. Считается, что он написал около четырехсот книг, среди которых были работы по астрономии, поэзии, экологии, физике, этике и политике. Уже не одну сотню лет его труды изучают. Кто такой Аристотель для современных исследователей? Это человек с величайшими способностями и тяге к познанию нового.

Конечно, Аристотель часто ошибался в своих суждениях. Однако ошибки при подобном объеме работ и изучений вкупе с отсутствием современных методов исследования, были неизбежны. Однако среди открытий Аристотеля есть множество верных – он одним из первых определил шарообразную форму Земли и ее спутника, подметил сходство обезьян и людей, начал проводить опыты на животных.

Личная жизнь

О личной жизни знаменитого древнегреческого мыслителя известно крайне мало. Имеющаяся информация — это воспоминания его учеников и последователей. Как вспоминают его современники, у Аристотеля был непростой характер, он был крайне несдержан, если велись споры на философские темы.

Интересный факт, что однажды он так сильно повздорил со своим учителем Платоном, что тот некоторое время даже избегал встреч с ним. Его выражение «Платон — друг, но истина важнее», сказанная во время полемики, позднее стала цитатой. Эта фраза и сегодня остается актуальной.

Что касается любовных отношений, то известно, что у философа было две законных супруги. С первой возлюбленной Пифиадой он вступил в брак примерно в 347 году до н. э. Девушка была приемной дочкой его близкого товарища Гермия. Вскоре у молодых супругов родилась дочь, ее назвали в честь матери Пифиада. Но вскоре женщина заболела и скончалась.

После этого Аристотель начал сожительствовать с собственной служанкой, которую звали Герпеллида. Она также подарила мыслителю ребенка — сына Никомаха.

После смерти великого полководца Александра Македонского в городе Афины начали возрастать бунты, которые были направлены против господства. Самого же мыслители обвинили в безбожии. Аристотелю ничего не оставалась делать, как бежать, чтобы не повторить судьбу Сократа, который был отравлен сильнодействующим ядом. Он вместе с семьей перебрался в город Халкис, расположенный на острове Эвбей.

За ученым последовали и его многочисленные ученики. Но этот переезд плохо сказался на здоровье мыслителя, так как спустя два месяца он умер. Как позже было доказано, у ученого были серьезные проблемы с желудком.

После смерти Аристотеля управлять школой «Ликей» стал Теофаст, один из самых преданных учеников философа. Именно благодаря ему и сохранилось большинство трудов древнегреческого ученого.

Он написал первый западный трактат о систематическом изучении литературы

Поэтика — это произведение Аристотеля, которое является самым ранним сохранившимся произведением драматической теории, а также первым сохранившимся западным философским трактатом, посвященным литературной теории, систематическому изучению природы литературы. В Поэтике Аристотель утверждает, что эпическая поэзия, трагедия, комедия, дифирамбическая поэзия, живопись, скульптура, музыка и танец — все это в основе своей акты мимесиса (“подражания”). Затем он различает подражания на основе: различий в музыкальном ритме, гармонии, метре и мелодии; различий добра в характерах; и разницы в том, как повествование представлено. Аристотель далее классифицирует подражание в их различии объективного. Например, он утверждает, что комедия — это драматическое подражание людям хуже среднего, а трагедия — драматическое подражание людям лучше среднего. Наконец, он различает подражания по способу подражания: через повествование или характер; через изменение или без изменения; через драму или без драмы.

Аристотель, «Поэтика»

Биография Аристотеля

ХалкидикахлюдейАлександра Македонского

Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Однако Аристотель порвал с идеалистическими взглядами Платона на мир, произнеся знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже».

В 366 году до н.э. Аристотель переехал в Афины, чтобы поступить учиться в Академию Платона. С этого года по 347 г. он обучался в Академии. Чуть позже преподавал там риторику. За время обучения Аристотель тщательно изучил философию Платона, ее истоки и другие науки. В защиту учения своего наставника он написал несколько диалогов. Биографы Аристотеля утверждают, что во время обучения он написал такие работы, как «Физика» и «О душе». Много лет он считал себя последователем Платона. Известно произведение Аристотеля, где он благодарит богов, родителей и наставников, приобщающих всех людей к знаниям. Согласно учению Аристотеля любая реальная вещь – это совокупность «формы» и «материи». Предметы чувств могут рассматриваться и как «форма», и как «материя». Медь, например, — это «материя» относительно шара, который является «формой». Реальность – это плавный переход от «материи» к «форме» и постепенно обратно.

В честь Аристотеля названы растение аристотелия из Южного полушария с плодами в форме сердечек, лунный кратер Аристотель диаметром около 90 километров и глубиной более 3 километров и малая планета 6123 Аристотель.

В 343 г до н. эры Аристотель становится наставником и воспитателем Александра Македонского. Ему помог Гермий, который был союзником македонского царя Филиппа, отца Александра. Аристотель переехал в столицу Македонии Пеллу. Учил Александра Аристотель в течение 3х лет до 340 года. Потом он просто жил в столице 3-4 года. Став царем, Александр помогал Аристотелю, финансируя его исследования. Но Аристотель не поощрял стремление царя к масштабным войнам, поэтому он вскоре покинул македонскую столицу Пеллу сразу после восшествия Александра на престол в 336 г до н. эры.

Философские взгляды Аристотеля начали постепенно изменяться и отходить от платоновских. Но он продолжал считать себя последователем своего учителя. Противоречия были налицо, выражаясь в его работах «О философии», «Этике», «Метафизике», «Политике».

В 335 г до н. эры философ переехал в Афины и создал там свою школу, назвав ее Ликей. Обучал он своих учеников во время прогулок под галереей под названием peripathos. Школа стала называться потом перипатетической. В ней преподавали не только философию, но и вели научные исследования. В Ликее были сделаны многие открытия, важные для дальнейшего развития науки. Сам Александр Македонский поставлял материалы для исследований, которые добывал из своих многочисленных походов по разным странам. В этот период Аристотель написал самые знаменитые свои произведения, дошедшие до наших дней.

Александр Македонский, говоря об учителе, однажды сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену».

Александр МакедонскийАфин

В 322 г до н. эры великий философ Аристотель умер в Халкиде.

Биография: краткие сведения

Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.

Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.

Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.

Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.

После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.

В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.

Известно, что Аристотель во многом не соглашался с идеями своего учителя. Однако, несмотря на всё перечисленное, он отзывался о Платоне весьма достойно, называя его своим другом и близким человеком. Впоследствии Аристотель сблизился и с Ксенократом.

В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.

После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался

Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени

После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector