Старец наум

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Сергии Радонежском:

  • Полное житие преподобного Сергия Радонежского — архимандрит Никон Рождественский
  • Краткое житие преподобного Сергия Радонежского — Православие.Ru
  • Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому — Православие.Ru
  • К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского — протоиерей Владислав Цыпин
  • Почитание преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье — диакон Георгий Максимов
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть I. Истории лаврских насельников — диакон Валерий Духанин
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть II. Истории архимандрита Илии Рейзмира — диакон Валерий Духанин
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть III. Истории священников — диакон Валерий Духанин
  • «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — диакон Валерий Духанин
  • После этого случая я ощутил, насколько близок преподобный Сергий ко всем, чтущим его память — митрополит Томский и Асиновский Ростислав Девятов
  • Отче Сергие, моли Бога о нас! «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк.12:27). Томичи о влияние преподобного Сергий Радонежского на их жизнь — Максим Степаненко
  • Как стать родителями святых детей? Рассуждения над житием преподобных Кирилла и Марии Радонежский — родителей преподобного Сергия Радонежского- Максим Степаненко

Идеология

Коротко идеологию наумовцев на начало 2019 года можно описать так: фундаментализм, национализм, любовь к военным и остальным силовикам, антиэкуменизм, монархизм, почитание династии Романовых, а также дореволюционных порядков, ожидание скорого конца света, спекуляции на теориях заговора.

Как нетрудно догадаться, чем сложнее социально-экономическая обстановка в России, тем больше недовольных людей и популярнее подобные взгляды. При этом движение почитателей старца Наума не маргинально. Напротив, в это время среди них немало представителей элиты, в том числе научной, например, декан факультета социологии МГУ Добреньков.

Об отце Науме написаны сотни статей, уже есть книги, но более всего в народе известны его поучения и пророчества. В том числе такие:

В мире действует темная дьявольская сила, которая ненавидит Церковь и православную Россию. Масоны-сатанисты захватили власть в масштабах всей планеты, их уже 5 миллионов, объединенных в 38 тысяч лож, а верховодят всем Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300 и Бильдербергский клуб.

Мать Сталина Екатерина была верующей, сам Сталин учился в семинарии, но хоть и не стал священником, мистически сохранял в себе благодать, обратился к вере во время войны, открыл храмы и восстановил патриаршество.

Если в России зло будет распространяться, то это приблизит конец света. Остальные европейские народы уклонились в нечестие, а то и прямо в сатанизм.

Россия погибнет, если не запрещать богохульство, мужеложество и аборты. Необходимо также запретить продажу земель русского государства, особенно иностранцам.

Сейчас у власти повсюду враги Христовы. Русскому народу необходимо покаяться в разрушении в 1917-ом православного царства — Российской империи, вновь осознать свою миссию Третьего Рима, обратиться к родным святыням, отвергнуть западные идеи, свергнуть безнравственных и ущербных чиновников, и вновь поставить во главе государства помазанника Божия, русского православного Царя, чтобы он объединил Великую, Малую и Белую Русь.

Великая Отечественная война

Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.

Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.

Воспоминания о Науме Байбородине

С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.

Немного слов Наума к столетию революции

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум был человеком умным и прозорливым, способным донести информацию до каждого (или почти до каждого) человека. О событиях столетней давности (о революции) он говорил: «По проповеди одного пророка Ионы Ниневия все жители покаялись и были спасены, а город их должен был погибнуть. До революции в нашей стране было очень много святых! Это и Иоанн Кронштадтский, и блаженные Паша и Пелагея Дивеевские и многие другие. Ведь все имели возможность помолиться Господу Богу о недопущении революции. На тот момент в стране действовало немало и семинарий, и церковных школ. Но…. Страной уже руководили не православные христиане, а сатанисты. Верующих православных увольняли с руководящих должностей и убирали из учителей. Раньше учили Законам Божиим». По словам Наума, его мама пошла в школу в 1908 году и после нескольких дней сказала, что в такую школу ходить нечего. Учителя того времени говорили: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!». Наум очень возмущен тем, что прозорливые люди никак не позаботились о народе, почему они допустили революцию (переворот в государстве). И, как показала практика, в армии сплошь и рядом были предатели.

По мнению Наума, нынешняя власть поклоняется дьаволу, такие же люди допустили революцию 100 лет назад и подобные им уже в нынешнем XXI веке не раз пытались устроить государственные перевороты. Но президент страны смог предпринять меры по недопущению гражданской войны. К великому счастью, до стрельбы не дошло.

Для того чтобы победить сатанистов, нужно сохранить единство народа. Для европейцев до сих пор остается тайной, как Советский Союз выстоял и победил в самой страшной войне XX века. Несмотря ни на что, советскими людьми вполне оперативно было налажено производство танков и самолетов, так необходимых для передовой, и в это тяжелое для страны время наука не стояла на месте, а активно развивалась. Власть, столкнувшаяся с чудесами на фронтах, приказала восстановить Патриаршество в стране, а также начать открытие храмов и церквей. На оккупированных территориях очень активно открывались церкви и часовни.

4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с Сергием (Страгородским), Ленинградским и Новгородским Алексием и Николаем (Ярушевичем). И в тот момент было решено открыть Лавру и возобновить богословские курсы.

Архимандрит Наум считает, что для нашего государства нужны добрые правители. С которыми можно советоваться и не хулить имя Божие, тогда и люди станут добрее. И обязательно каждый человек-христианин должен соблюдать заповеди, так как даны они для всех. Соблюдение Законов Божиих необходимо начать с изучения этих самых законов, нужно читать Библию, Евангелие, ходить в церковь, молиться, причащаться и исповедоваться.

Чем чаще человек исповедуется, тем больше видит за собой грехов. А те, кто ходят в церковь от раза к разу или не ходят вообще, не замечают за собой грехов. И как такие люди могут жить счастливо…?

А признание однополых браков — это вообще недопустимо для человечества, равно как и смена пола. Наум выступает против продажи земель Русского государства, против убийства детей, в том числе и нерожденных, против мужеложства и блуда. Если такие явления будут на Русской земле, то и конец света недалеко.

Наум положительно относился к переменам, происходящим в Африке. На этом континенте многие люди принимают православие, отказываются от мусульманства и проповедуют Иисуса Христа и Деву Марию.

До революции при Царе люди веровали в Бога, церковь была едина с государством. Школы были церковными, и людей там учили заповедям Христа. Учили, как воспитывать нравственное поколение, ценить и сохранять семью. Аборты в то время были запрещены, и нация русская сохранялась и приумножалась. За двадцать лет царствования Николая II нация увеличилась на 50 миллионов, а после революции стала очень быстро сокращаться. Аборты в наше время не запрещены, нерожденных младенцев убивают и убивают, а ведь стране так нужны люди (и воины, и ученые, и учителя).

«Все мы под его молитвой как под покровом находились»

Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии:

Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик – тоже слабенький, – она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям – это самое главное.

Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание – превыше всего.

Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились – чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

Батюшка очень любил монахов

Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии:

Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему.

Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал.

У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах.

Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь – монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально – когда человек становился к этому готов.

Радовало батюшку наше послушание Богу, Евангелию, тому, что Господь через старца нам открывал. А наши грехи его огорчали. Бывало, если по своеволию действовать начнем, тут же набедокурим и к нему возвращаемся: «Что делать-то теперь?..» Отец Наум по-отечески принимал, не гнал кающегося. 

Мог он обличить и самый тайный твой грех – даже подчас как-то незаметно, через кого-то, но тебе всё открывалось и ты начинал понимать, в чем надо покаяться. У всех нас есть свои немощи. Но старец знал, кто какое наставление может понести: кому-то мог при всех взбучку устроить, но не по страсти, а для вразумления; а кого-то потихонечку наедине в чувство приводил.

Батюшка очень любил монахов. Весь воодушевлялся, когда кто-то за благословением на монашество приезжал к нему. Даже если просто человек в обитель собирался поехать потрудиться, пожить при монастыре, уже старец ликовал.

Отец Наум всегда наставлял: «Читайте Евангелие – там всё написано». Для нас он старец: знаем, что говорил нам не от себя, а открывал волю Божию.

Записала Ольга Орлова

Вразумление о братском молебне архимандриту Виталию

Важнейшая часть монашеской жизни в Лавре
– братский молебен преподобному Сергию, совершающийся
рано утром до всех остальных служб. Долгое время никто
не требовал обязательного присутствия на молебне, а
только на богослужении. Но братия всё равно регулярно
приходит. Потому что посещение братского молебна – это
знак проявления любви брата к обители преподобного
Сергия и к самому святому Сергию.

Архимандрит Виталий († 2014) был
экономом 16 лет. Из-за многих непосильных забот он стал
пропускать братские молебны. Но в одно прекрасное утро
перед братским молебном ему во сне явственно предстал
преподобный Сергий, ударил отца Виталия жезлом и укорил
за нерадение, так что отец Виталий даже подскочил и
сразу же поспешил в Троицкий собор. С тех пор он ни разу
на протяжении десятилетий не пропустил ни одного
братского молебна. Даже когда случился инсульт, отец
Виталий с одной парализованной частью тела всё равно
ковылял в пять с небольшим утра в Троицкий собор.

Еще об отце Виталии известно, что на
протяжении многих лет он ежедневно произносил проповедь.
Кроме того, по своей искренней любви к братии он по
личной инициативе постоянно ездил за святой водой в
Малинники, привозил в больших емкостях, и эта вода всё
время находилась в братском Варваринском корпусе для
каждого желающего. Дело отца Виталия продолжили младшие
братия.

Источник в Малинниках, известный еще как
водопад «Гремячий», бьет прямо из горы. Это тот самый
чудесный источник, который забил с горы в утешение
преподобному Сергию, когда он покинул свою обитель из-за
претензий старшего брата Стефана на игуменство в
Троицком монастыре и остановился отдохнуть на пути в
Киржач.

Подражатель преподобного Сергия

Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря:

Самый добрейший, самый святейший – что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву – это самое главное. А все житейское – приложится (Мф. 6:33), – напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать – подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными.

Память: 5 / 18 июля (обретение мощей), 25 сентября / 8 октября

Собирание чудес, явленных по молитвам
преподобного Сергия Радонежского, началось с древнейших
времен. Ученик святого Сергия Епифаний Премудрый в житии
Преподобного описывает прижизненные чудеса смиренного
аввы Сергия. И далее в истории неоднократно
фиксировались проявления благодатного участия
Преподобного в судьбах нашего Отечества и в жизни
простых людей. Известны и сегодня случаи очевидной
помощи преподобного Сергия. Мы постарались собрать хотя
бы некоторые из подобных историй и предлагаем читателю с
надеждой, что эти истории принесут духовную пользу.

Молебен у мощей преподобного Сергия.
Троице-Сергиева лавра. Фото: Патриархия.Ru

«Иисусова молитва была его основным деланием»

Матфей, епископ Шуйский и Тейковский:

Трудно о таких людях говорить… Это великий человек. Те семена, которые он посеял на всероссийской ниве церковной, еще дадут плоды, которые мы увидим.

Он и в прошлое своим взором проникал, и в будущее – как пророк. То, что он говорил, – всё сбывалось. Знал, что пройдено каждой душой; мог обличить, если у человека были нераскаянные грехи. Но старался так его направить, чтобы впредь он смог уберечься от козней вражиих. Много и чудес бывало.

Сам отец Наум был очень строгим монахом. Никогда не было такого, чтобы он правило пропустил без какой-либо уважительной причины; больным приходил на братский молебен. Всегда присутствовал на полунощнице. В это время можно было взять у него благословение, о чем-то спросить.

Монашествующих, как, впрочем, и мирян, наставлял в Иисусовой молитве. Сам жил  молитвой и радел о возрождении умного делания, разоряемого у нас в стране при безбожной советской власти. Написал по этой теме кандидатскую диссертацию. Практиковал умное делание и других вдохновлял подвизаться: «Раньше, – недоумевал порой отец Наум, – пятисотница была элементарным деланием монашествующих. Мы-то почему ее сейчас не берем на вооружение?» Всем по-разному благословлял: кому сотницу, кому тысячу. Учил правильному дыханию при молитве. К каждому подходил индивидуально. Молитва – это  сокровенное делание, никаких общих советов тут быть не может.

Про апостолов сказано: явились им разделяющиеся языки как бы огненные… (Деян. 2:2–3). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить Духом Святым и огнем (Лк. 3:16). И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся! (Лк. 12:49), – говорит Господь. В отце Науме чувствовалось это огненное дыхание.

Мне случалось нести у него послушание письмовода. Я видел, что письмо даже еще не вскрыто, а батюшка уже знал его содержание и ответ, который надо отправить по указанному на конверте обратному адресу. Его прозорливость поражала, как и глубина даваемых им кратких ответов. Он никогда не распылялся. Смотрел в корень. Ведь можно всё красноречиво обосновать, а суть уйдет. Отец Наум всегда отвечал кратко и по делу. Одного-двух его слов было достаточно, чтобы понять, что делать.

Исповедовал отец Наум всегда очень глубоко. Главное, как это следовало из его духовнической практики и из опыта исповеди у него, – добиться сокрушения, подлинного раскаяния

Когда исповедь поверхностна, может быть, надо обратить внимание на те грехи, которые позволят человеку ощутить сокрушение. Отец Наум это умел

Мог обличить любого высокоумного ученого. Валерий Яковлевич Саврей, профессор МГУ и Московской духовной академии, привез к нему как-то раз пятерых академиков: математика, филолога и еще кого-то. И каждому отец Наум задал такой вопрос из его области знаний, на который им не под силу оказалось ответить. Так он мог обратить даже самых самоуверенных к Богу. Смирится человек немножко, поймет ограниченность своего ума, и сердце евангельским истинам открывается.

Старец радел о возрождении в обителях жизни по святоотеческим уставам. Благословил издать устав Пахомия Великого и раздавал нам для изучения и освоения. У батюшки много издавалось, по крайней мере, для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Мы всё это по его благословению читали.

Многих святых батюшка очень любил. Например, преподобного Амвросия Оптинского. Просил нас выборку сделать из его наставлений – помню, и я этим занимался. Отец Наум как-то сокровенно переживал жизнь этого святого: в себя впитывал это благодатью растворенное бытие и нам пытался привить вкус к такой жизни. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чем-то святым Отцам подражать. Батюшка называл преподобного Амвросия Оптинского пророком XIX века. Да и сам отец Наум был для нас пророком наших времен.

Как преподобный Сергий удержал в обители схиигумена Селафиила Мигачева

Среди лаврских старцев послевоенного
времени был схиигумен Селафиил (1898–1992). Близким
людям он рассказывал о себе и о ключевом в его жизни
случае, связанном с преподобным Сергием. Происходил отец
Селафиил из благочестивой семьи и через всю жизнь сам
пронес искреннее благочестие. В миру его звали Даниил
Никитич Мигачев, родился он в крестьянской семье в
Смоленской области. В 17 лет в первый раз увиделся со
своей будущей супругой Феодорой, и они сразу же
договорились о свадьбе.

Схиигумен Селафиил Мигачев.
Фотография,  1988 год

В семейной жизни горя не знали,
сами постоянно трудились, у них родилось десять детей, а
потом за исповедание веры будущий схиигумен Селафиил
оказался в лагерях и делил свою часть хлеба с голодными.
Многие в северных лагерях погибали, но его жизнь Господь
сохранил. Даниил застал Великую Отечественную войну,
немцы наступали по их территории. Произошел такой
случай: один немец приставил к нему автомат, хотел его
застрелить, но он взмолился Богу, немец удивился, думал,
что он коммунист, а он, оказывается, верит в Бога и
молится, и не стал его убивать.

После войны его супруга Феодора умерла,
и он пришел в Лавру. Причем сам отец Селафиил говорил,
что так сильно любил свою матушку, что если бы она не
умерла, то в монастырь бы не ушел. Пути Господни
неисповедимы. Собственно, Феодоре было откровение от
иконы Божией Матери, что ее болезнь (гниение кости) дана
ей ради призвания в иной мир посредством скорой кончины.
И матушка сама завещала супругу идти в монастырь.

Даниил Мигачев пришел в обитель
преподобного Сергия в 1960-е годы и принял монашество с
именем Зосима. В Лавре в то время был один человек,
которому советская власть дозволяла бить монахов. Он
неоднократно избивал таких старцев, как архимандрит
Тихон Агриков, архимандрит Наум и схиигумен Селафиил.
Отец Селафиил рассказывал: «Заведет в подвал, а в нем
145 кг. Во мне 95, однако я обладал такой крепостью, что
убил бы его одним ударом, но ведь нельзя же, Евангелие
запрещает. Вот он меня в очередной раз побил, я собрался
уходить из монастыря на приход: все-таки прихожане меня
уважали. Я уже взялся решительно за ручку двери, и вдруг
сверху на мою руку легла другая рука и раздался голос:
“Не уходи, потерпи еще немного. Если претерпишь до
конца, то станешь настоящим монахом”». Отец Селафиил
душой почувствовал, что это преподобный Сергий запретил
ему уходить из его святой обители. Он ощутил в душе
утешение и остался, а человека, избивавшего монахов,
потом перевели в другое место.

В 1984 году отец Зосима сильно заболел и
принял схиму в честь архангела Селафиила.

Прожил схиигумен Селафиил 96 лет и
похоронен в Деулино.

Небесная просфорка схиархимандрита Иосии Евсенока

После революции и прихода к власти
безбожников Лавра была закрыта. Лишь в 1946 году
началось возрождение обители. К этому времени уцелело
всего несколько монахов, живших в Лавре до закрытия.
Один из них – постриженик Черниговского скита
схиархимандрит Иосия (Евсенок), до схимы архимандрит
Иосиф. Отец Иосиф нес послушание духовника и обладал
многими благодатными дарами. Его духовная жизнь,
уважение к нему множества людей вызывали негодование
властей, и в хрущевские времена отца Иосифа сослали в
далекий северный лагерь. В морозную зиму он заболел
воспалением легких, несколько дней провел в лазарете с
температурой за 40°. Врачи, убедившись, что больной уже
на пороге смерти, решили не тратить на него времени и
лекарств и велели перенести его в неотапливаемое
помещение: мол, до утра всё равно не доживет.

Отец Иосиф ощутил в замерзающей ладони
тепло, как будто просфорка только что была испечена.

Была ночь, темнота и холод, вдруг отец
Иосиф увидел, как к нему подходит преподобный Сергий и
говорит: «О тех из вас, кто в изгнании, вне обители, я
забочусь еще больше», – и протягивает ему просфорку. По
виду это была лаврская просфора, отец Иосиф ощутил в
замерзающей ладони ее тепло, как будто она только что
испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда пришли
врачи убедиться в его смерти, а с ними двое носильщиков,
чтобы отнести труп к месту захоронения, батюшка не
только был жив, но и абсолютно здоров. Так преподобный
Сергий сохранил отцу Иосифу жизнь, чтобы он смог
вернуться в Лавру и поведать о заботе Преподобного.
Потом уже, когда отца Иосифа освободили, и он оказался в
родной обители, батюшка скорбел только об одном: «Почему
же я тогда всю просфорку съел? Это же была небесная
просфора, можно было хотя бы немножко оставить».

«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»

Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так – всё видел. Но всегда по делу выговаривал.

В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».

У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.

Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии – у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, – подзывает кого-то, – туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих – все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector