О вере у арабов до ислама и какая тут связь с евреями?

Содержание:

В Арабская культура Это набор традиций, верований, обычаев и других культурных проявлений, которые разделяет большинство жителей группы стран, которые идут от Северной Африки до Ближнего Востока. Его происхождение от этой культуры находится на Аравийском полуострове и тесно связано с исламом.

Чтобы отличить тех, кто считается арабом в культурном отношении, от тех, кто не является арабом, обычно используется определение, данное Лигой арабских государств. В нем говорится, что «араб — это человек, который говорит по-арабски, живет в арабоязычной стране и симпатизирует чаяниям арабских народов».

В дополнение к общему языку, хотя и разделенному на несколько региональных диалектов, у арабов много общих традиций, большинство из которых связано с религией. К ним относятся паломничество в Мекку, святое место ислама, празднование Рамадана или жертвоприношение ягненка.

С другой стороны, большое территориальное распространение арабской культуры означает, что в зависимости от географической области можно найти разные обычаи. Нечто подобное происходит с гастрономией и музыкой, которые, хотя и имеют некоторые общие элементы, сохраняют определенные территориальные особенности из-за полученных внешних воздействий.

Язык и культура

Арабский язык, официальный всех странах, в которых живет эта группа людей, относится к афразийской семье. Около 250 миллионов человек говорят на нем, а еще 50 миллионов человек используют его как второй язык. Письменность составлена на основе арабского алфавита, который незначительно изменялся за свою многолетнюю историю. Язык же трансформировался постоянно. Сейчас на арабском пишут справа налево, и в нем нет заглавных букв.

Вместе с развитием народа развивалась и культура. Свой рассвет она приобрела в период Халифата. Примечательно то, что арабы основывали свою культуру на основе римской, египетской, китайской и других, и в целом этот народ сделал большой шаг в развитии общечеловеческой цивилизации. Изучение языка и наследия поможет понять, кто такие арабы, в чем их ценности.

Кто такой пророк

Это не святой, не праведник — это просто орудие Бога. Вот он приходит к человеку или посылает ангела и говорит этому человеку: «Вот ты будешь исполнять мою волю, нести мое слово»

Тут очень важно, что именно слово, не какой-нибудь написанный текст. Дело в том, что Мухаммад был абсолютно неграмотным человеком всю свою жизнь

Он не умел ни читать, ни писать. То есть в мусульманской традиции откровение выглядит так: Мухаммаду нечто Аллах, так называется единый Бог по-арабски, что-то сообщает. Мухаммад общается с архангелом Джабраилом и потом Мухаммад рассказывает услышанное людям, а некоторые из этих людей, близкие к нему, с какого-то момента его высказывания стали записывать.

Вот эти вот отдельные записи, они называются аяты — речения Мухаммада. Аяты объединены в суры — это будут главы. Из этих сур складывается книга — Коран — священная книга мусульман. То есть эта книга, которую Мухаммад не писал. Он ее надиктовывал, или потом, по памяти, что-то записали люди, которые его окружали. И мусульмане, последователи Мухаммада, воспринимают Коран, как прямую речь Бога, которая разумеется не подлежит критике.

Гурта – платок арабских мужчин

Облик арабских мужчин нераздельно связан с платком на голове. Но под ним они ещё носят шапочку (гафия) обычно белого цвета. Платок называется гурта и его ношение также исторически связано с образом жизни бедуинов. Ткань защищала всю голову, а также шею от песчаных бурь и жара солнца. В современной жизни, большей части протекающей в прохладных помещениях под кондиционером, гурта утратила свою прежнюю роль и её носят как дань традиции.

Гурту носят двумя способами. Первый, встречающийся наиболее часто, предполагает свисание концов платка вдоль тела. Согласно второму способу, края гурты закидывают на голову, при этом для её удержания не используют никаких заколок и булавок. Арабы, практикующие ношение гурты с детства, имеют для этого соответствующую сноровку и опыт.

Платок на голове арабских мужчин часто стягивает чёрное плетёное кольцо, которое называется игал.

Игал также имеет историю из прошлого. Бедуины связывали им ноги верблюдов во время ночевки, а также использовали в качестве кнута. А чтобы верёвка была под рукой в остальное время, повязывали её вокруг головы.

Сегодня игал сохранился лишь как декоративная часть национального головного убора арабов, он также помогает удерживать гурту, чтобы её не сдуло ветром.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Почему арабы ходят в белом: раньше и сейчас

Национальный костюм жителей стран Ближнего Востока представлял собой шикарный наряд из натуральных тканей. До сегодняшнего дня он дошел в несколько измененном виде, утратив некоторые атрибуты.

Интересно! 13 фактов о Таджикистане глазами туриста

Но неизменным одеянием мужчин остается белоснежная рубаха до щиколоток, открытые сандалии и специальный головной убор. Почему именно белый халат:

  • Такой выбор во многом обусловлен верностью традициям и культурными ценностями арабов, которые считают белый цвет символом благородства и демонстрацией особенного положения в обществе.
  • Кроме смысловой нагрузки, особенной ценностью мужского одеяния является то, что в нем не так жарко в условиях постоянных повышенных температур, с которыми приходится сталкиваться жителям Востока.
  • В такой одежде они отправляются на светские мероприятия, выполняют работу и путешествуют.
  • Из-за того что она очень сильно подвержена загрязнению, в гардеробе каждого уважаемого господина обязательно есть большое количество подобных костюмов для смены.
  • При первых признаках загрязнения мужчины сразу же меняют облачение, отдавая его для стирки в химчистку.
  • Потребность в частых стирках давно сделала этот бизнес прибыльным, потому что никто не хочет беспрестанно ухаживать за своими нарядами.
  • А появление в обществе с малейшим недостатком в одежде приравнивается к удару по репутации и имиджу арабского мужчины.
  • Классическую европейскую одежду арабы используют только во время командировок или длительных поездок, все равно беря ее с собой для официальных мероприятий.

В отличие от представителей сильной половины человечества, женщины вынуждены постоянно носить наряды из плотной ткани черного цвета. Таким образом подчеркивается то, что дама является лишь отражением и тенью мужчины, не имеющей права голоса.

Еще одной причиной ношения темных нарядов является скорбь по почившим родственникам и беременности, которые максимально долго должны оставаться тайной даже для самых близких членов семейства. Кроме того, за бесформенными балахонами скрывается фигура женщин, поскольку мужчины не могут рассмотреть ее даже при падении света под определенным углом.

Арабские мужчины свято чтят традиции и старательно подчеркивают свое преимущество перед женщинами. Белая одежда для них является своеобразным знаком отличия и демонстрацией своего высокого положения в обществе, которое не может подвергаться сомнениям. 

Арабы-сунниты следуют пути пророка Муххамеда

Практически 90% арабов-мусульман — это сунниты, то есть «люди сунны и согласия общины»). Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джама‘а». Первая часть (ахль ас-сунна) подразумевает следование путипророка Мухаммеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова сунна — «путь».

90%

столько арабом-мусульман — сунниты

Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад).

Вторая часть названия (ва-ль-джама‘а) подразумевает признание общины и миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем.

Ареалы распространения основных течений ислама.зелёный: сунниты, красный: шииты, фиолетовый: ибадиты. Большинство арабов-мусульман — сунниты. Фото: upload.wikimedia.org

Впервые термин «джама‘а» стал известен после передачи Хасаном ибн ‘Али власти в Халифате Муавии I. Год, в котором был положен конец гражданской войне, вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джама‘а).

Во время жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа ‘Усмана (656) в мусульманском обществе произошёл раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией.

Основоположниками умеренного пути в этих условиях стали Ибн ‘Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басрии Абу Ханифу и другие исламские богословы.

Сунниты строго следуют жизненному пути пророка Муххамада.

По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

В сравнении с шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины

Печать Ибн Умара, сподвижника пророка Мухаммада, сын калифа Умара. Ибн Умар — один из основоположников суннизма. Фото: upload.wikimedia.org

Несмотря на то, что арабы — сторонники суннизма и шиизма — это мусульмане, представители этих направлений часто конфликтуют между собой. Многие конфликты на Ближнем Востоке произошли именно по этой причине.

При этом, стоит отметить, что правительства арабских государства могут поддерживать одно из этих направлений на государственном уровне.

Шариат

Шариат — это юридическая основа ислама, который был разработан после смерти Мухаммеда. Его законодательство охватывает все аспекты повседневной жизни, регулируя поведение, нравственность и богослужение.

Однако этот правовой кодекс имеет разные толкования, некоторые из которых гораздо более консервативны, чем другие.

Некоторые страны приняли законы шариата в качестве высших законов, и их суды обеспечивают его соблюдение. В других странах, хотя это не единственный существующий кодекс, были приняты некоторые из его законов, в том числе те, которые регулируют коммерческую и банковскую деятельность или наследование и завещания.

[править] Источники

  1. со ссылкой на Margaret Kleffner Nydell Understanding Arabs: A Guide For Modern Times, Intercultural Press, 2005, ISBN 1931930252, page xxiii, 14
  2. Study finds Jews and Arabs share genetic heritage of Bronze Age Canaanites
  3. Jews and Arabs Share Genetic Link to Ancient Canaanites, Study Finds
  4. Ученые установили общих предков евреев и арабов
  5. Арабы, получившие Нобелевскую премию
  6. Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 51 государствами мира. Она не входит в Лигу арабских государств и признается не всеми ее членами. Бо́льшая часть территории Западной Сахары находится под контролем Марокко.
  7. Государство Палестина признаётся от 128 до 129 государствами, в том числе всеми арабскими странами и всеми членами Лиги арабских государств.
  8. Быт. 37:25; Пс. 83:7
  9. Исмаил // ЭЕЭ
  10. Женское обрезание: зачем его делают и почему это опасно
  11. В Египте после обрезания умерла пятилетняя украинка
  12. Шокирующая традиция. Женское обрезание в арабских странах
  13. https://islam.com.ua/news/578/
  14. https://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=43839

Деревенское хозяйство.

Наиболее важными культурами, выращиваемыми в деревнях, являются зерновые – пшеница и сорго, основным продуктом питания служит хлеб. Повсюду, где это возможно, выращиваются овощи. Другими важными культурами в разных регионах являются финики в оазисах пустынь, цитрусовые – на ливанском побережье, фиги, виноград, оливы, абрикосы, миндаль и другие фрукты – в предгорьях и других местностях, где вода бывает в большем достатке

В некоторых регионах, в частности, в Египте, важной товарной культурой является хлопок

Арабы-земледельцы используют много хитроумных способов сохранения и распределения имеющихся у них ограниченных запасов воды. В некоторых случаях они направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, с помощью которых осуществляют выделение воды для пользователей, имеющих на нее право. Для подъема воды с одного уровня на другой могут использоваться водяные колеса. В последние годы создаются плотины для крупных ирригационных систем и производства гидроэлектроэнергии.

Часть земледельцев, особенно в горных местностях, являются независимыми владельцами земли, большинство же феллахов являются арендаторами, которые должны отдавать значительную часть производимого продукта владельцам земли. Обычно такие землевладельцы – горожане, но некоторые сильные шейхи бедуинов также являются крупными земельными собственниками. Некоторые землевладельцы дают крестьянам современную сельскохозяйственную технику, но большинство их весьма консервативно. Принадлежность земли собственникам, не живущим на ней, составляет в арабском мире серьезную социальную проблему, которую многие правительства пытаются решать разными способами.

Жители деревень часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Крестьяне обменивают с ними свою продукцию на услуги, товары или деньги. Некоторые земледельцы являются недавними выходцами из бедуинов и могут поддерживать семейные связи с ними

Еще более важной тенденцией является постоянная миграция земледельцев в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Часть крестьян попеременно перемещается между деревней и городом, но постоянное городское население включает множество людей, родившихся в деревнях и поддерживающих свои связи с ними

Активный рост школьного образования, отмечаемый в арабских деревнях в 20 в., послужил фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе.

География

Страны, большинство населения которых составляют арабы, образуют т.н. арабский мир

. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Многие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов.

Арабский мир также включает в себя и ряд неарабских меньшинств, например, берберы и туареги, курды в Ираке, евреи, армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты — христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

Арабы-шииты находятся в меньшинстве в исламском мире

Арабы-шииты — это приверженцы направления ислама, объединяющее различные общины, признавшиеАли ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.

В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, и др.

Мавзолей на кладбище аль-Баки, разрушенный в 1925 году. Здесь были похоронены четыре шиитских имама — Хасан, Саджад, Муххамад аль-Бакир, и Джафар ас-Садик. Шииты считают, что руководить общиной правоверных может только потомок пророка, избранный Аллахом. Фото: upload.wikimedia.org

Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам.

Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха.

До 20%
столько мусульман — шииты

По разным оценкам, шииты составляют от 10 % до 20 % от общей численности мусульман. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах.

Мусульмане-шииты составляют большинство населения в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне. В Саудовской Аравии шиитами являются 15 % населения королевства, которые преобладают в таких городах как Катиф, Даммам и аль-Хаса.

Шииты празднуют Ашуру. Кроме общих мусульманских праздников, шииты празднуют также свои праздники. Фото: upload.wikimedia.org

Преобладающим направлением в шиизме являются имамиты, среди которых произошёл раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритов) и исмаилитов. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.).

Святые места шиитов нередко становились объектами нападений, либо подвергались разрушению. Так, например, феврале 2006 года был осуществлён взрыв в Золотой мечети (Мечеть Аль-Аскари) в Самарре, в результате которого обрушился золотой купол святыни.

Арабы-шииты находятся в меньшинстве в исламском мире

Арабы-шииты — это приверженцы направления ислама, объединяющее различные общины, признавшиеАли ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.

В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, и др.

Мавзолей на кладбище аль-Баки, разрушенный в 1925 году. Здесь были похоронены четыре шиитских имама — Хасан, Саджад, Муххамад аль-Бакир, и Джафар ас-Садик. Шииты считают, что руководить общиной правоверных может только потомок пророка, избранный Аллахом. Фото: upload.wikimedia.org

Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам.

Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха.

До 20%

столько мусульман — шииты

По разным оценкам, шииты составляют от 10 % до 20 % от общей численности мусульман. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах.

Мусульмане-шииты составляют большинство населения в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне. В Саудовской Аравии шиитами являются 15 % населения королевства, которые преобладают в таких городах как Катиф, Даммам и аль-Хаса.

Шииты празднуют Ашуру. Кроме общих мусульманских праздников, шииты празднуют также свои праздники. Фото: upload.wikimedia.org

Преобладающим направлением в шиизме являются имамиты, среди которых произошёл раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритов) и исмаилитов. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.).

Святые места шиитов нередко становились объектами нападений, либо подвергались разрушению. Так, например, феврале 2006 года был осуществлён взрыв в Золотой мечети (Мечеть Аль-Аскари) в Самарре, в результате которого обрушился золотой купол святыни.

Одежда.

В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халат тоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Большинство сирийцев — мусульмане-сунниты

Для того чтобы понять, какая вера у сирийцев главная, нужно путешествие в историю и современность Сирии. Историки утверждают, что в 634—640 годах страну завоевали арабы-мусульмане. В результате регион стал частью Исламской империи.

Во времена правления Омейядов в 661 году сирийский Дамаск стал столицей Арабского халифата. Большинство сирийцев к тому времени были уже обращены в ислам. При этом оставшемуся христианскому и иудейскому меньшинству существовало терпимое отношение. В дальнейшем Сирия находилась под властью египетских мамлюков, тимуридов и турок-османов.

Мечеть Омейядов в Дамаске. При Омейядах сирийский Дамаск стал столицей Арабского халифата. Фото: upload.wikimedia.org

По данным на 2010 год население Сирии практически полностью исповедует ислам, так как число мусульман в стране составляет 92,8% от общего его количества. Некоторые исследователи эту цифру оспаривают, так как до сих пор идут споры о классификации друзов, которых не все религиоведы причисляют к мусульманам.

В любом случае процент мусульман в стране постоянно увеличивается из-за демографических факторов и постепенной эмиграции из страны представителей других религий.

74%
сирийцев — сунниты

Сунниты составляют 74 % населения страны, образуя тем самым ее религиозное большинство. Суннизма придерживается основная часть сирийских арабов, подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен, турок, палестинцев.

Сирийские сунниты  в основном придерживаются халафитской правовой школы, кроме того, также иметься значительное число представителей ханабалитской традиции. Она тесно связанна с консервативной ваххабитской школой, отождествляемой с королевской семьёй Саудовской Аравии.

Президент Сирийской Арабской Республики Башар аль-Асад. Президент Асад по вероисповеданию алавит. Фото: upload.wikimedia.org

Около 13 % населения Сирии являются мусульманами-шиитами. В это число входят алавиты (11,5 %), исмаилиты (1 %) и двунадесятники (0,5 %). В течение нескольких столетий алавиты представляли собой репрессируемое и эксплуатируемое меньшинство. После того как к власти пришёл Хафез аль-Асад и его семейный клан, условия жизни алавитов значительно улучшились.

Стоит отметить, что действующий Президент Сирийской Арабской Республики Башар Хафез аль-Ассад — алавит. В наше время они в большом количестве представлены в армии и службе безопасности Сирии. Исмаилиты в основном заняты в сельском хозяйстве и живут в достаточно бедных условиях. Двунадесятники насчитывают 25 000 прихожан и поддерживают тесные связи с Иракскими и Иранскими собратьями по вере.

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.

АРАБСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

Около 70% арабов живет в деревнях. Большинство деревенских жителей – земледельцы, называемые по-арабски феллахами, но среди них есть также каменщики, плотники, кузнецы, пастухи, рыболовы, лавочники и люди других профессий. Деревенские дома из саманного кирпича или камня строятся тесно друг к другу без какого-либо ясно различимого плана. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Степень плодородия земли везде разная, зато нехватка воды – явление повсеместное, поэтому для выживания требуется ирригация. Большой проблемой деревни является бедность, очень медленно уступающая воздействию современных социальных реформ и технических перемен.

Учение Мухаммада

Согласно учению Мухаммада, изначально вообще все люди были монотеисты, верили в единого Бога. Собственно, первый человек, который предал себя Аллаху, был Адам — родоначальник рода людского. Потом люди много раз заблуждались, забывали единого Бога, поклонялись идолам, ну в общем, ходили в темноте. Бог все время о себе напоминал. Посылал разных пророков — Моисея и Иисуса Христа. И вот, наконец, он послал последнего пророка, за которым других пророков не будет, который говорит последнее слово — это и есть Мухаммад.

То есть он напоминает людям о том, что они когда-то и так знали. С тех самых пор и до нашего времени Кааба главное святилище мусульманского мира. Что оно собой представляет? Это такой куб, Кааба и есть куб по-арабски, куб с пятиэтажный дом, вокруг него выстроена Мечеть, а внутри находится некоторый черный камень. Некоторые ученые говорят, что это метеорит, когда-то упавший с неба.

Вот согласно учению Мухаммада, этот камень был когда-то подарен Аллахом Адаму. И опять таки, согласно мусульманскому преданию, когда-то Авраам решил посетить своего сына Исмаила, обосновавшегося в Аравии. Пришел туда и основал там это самое святилище. Каждый мусульманин должен хоть раз в жизни посетить Каабу. Так было сказано Мухаммадам.

На самом деле, конечно же, это предписание полностью исполнить невозможно. Поэтому есть оговорка, что тот, кто может, у кого есть физические, материальные возможности. Естественно, сейчас мусульмане живут по всему миру и посетить Каабу могут немногие. Но в общем-то, община отправляет своего представителя и один человек исполняет этот долг за многих.

Положение женщин.

В 20 в. положение арабских женщин, традиционно подчиненное по отношению к мужчинам, значительно изменилось, особенно в крупных городских центрах. Арабские страны быстро наращивают число школ для девушек, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а доступ к профессиональной деятельности для них становится все более открытым. Допускаемая исламом полигамия, практика которой была и ранее распространенной лишь среди меньшинства арабов, становится все более редким явлением. Более того, большинство арабских многоженцев имеют сейчас не более двух жен, а вовсе не гаремы, как живописуется в кинофильмах.

Однако сегодня даже в городах многие мусульманские женщины выходят на люди в чадрах, являющихся символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних. В последние годы в связи с ростом фундаментализма в арабском мире число таких женщин возрастает, и даже многие европейские женщины, приезжающие в арабские и исламские страны, вынуждены выходить на улицу в исламской одежде.

Одежда.

В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халат тоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

История

А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших цивилизаций.

Период с VIII по XII век положил начало массе произведений арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, прогрессу науки в области астрономии, медицины и математики.

В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции Османской империи.

В XIX в. Англия и Франция фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полный контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

Последователи пророка Мухамеда

Что же делают первые халифы? В основном воюют. Дело в том, что Мухаммад заповедывал передать весть об Аллахе всем народам, живущим на земле. Рассказать, предложить им принять это новое вероучение или вернуться к истинной вере, которую и так знали их предки со времен Адама. При этом надо особенно оговорить, какое отношение к христианам и иудеям.

Изначально, вроде бы дружественное. Это, с точки зрения мусульман, люди — Книги, имеется в виду книга с большой буквы, Библия то есть. Это и так люди, которые знают единого Бога. Вообще-то, Мухаммад и его первые последователи думают, что договорятся с иудеями и христианами, что те примут нового пророка, потому что существенных противоречий между ними нет. Из этой наивной идеи не вышло никаких последствий, кроме военных конфликтов.

До принятия ислама арабы были язычниками

Многие туристы и любители истории спрашивают: какая религия была до ислама у арабов?

Для ответа на него необходимо знать, что ислам возник среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века.

VII

в начале этого века в северо-западной области Аравийского полуострова появился ислам

При этом до его появления арабы были знакомы с религией соседних народов: иудаизмом и христианством. Знания о них они получили, бывая в Израиле и Иудее. У самих арабов не было ни единого государства, ни организованной политической власти. По религиозным убеждениям арабы были язычниками.

Распространенным явлением было идолопоклонство. У каждого племени был свой бог в виде какого-то животного или изваяния из камня, дерева. Такие фигурки можно было встретить в горах, у источников воды.

Душара — божество древнеарабского пантеона. До появления ислама у арабов было множество богов. Фото: upload.wikimedia.org

Важную роль в религиозной жизни доисламского арабского мира играла Мекка. В ней находился древний храм Кааба, особо почитаемый арабами. В восточный угол храма был вделан «черный камень». Это и придавало храму особую святость.

В знак почитания храма многие племена ставили в нем своих каменных богов — идолов. Всего их насчитывалось около 360. Хранителями Каабы были курайшиты, у них находились ключи от храма, они предоставляли паломникам пищу, воду, одежду.

В это же время в Мекке проводились ярмарки, где купцы совершали всякие торговые сделки, получая от них большие финансовые доходы.

До возникновения ислама у арабов насчитывалось триста шестьдесят идолов.

Храм Кааба был из серого камня высотою около 12 — 15 метров. В центре Каабы стоял Хубал — главный идол храма, по словам самих арабов, он обладал способностью вызывать дождь. Были в храме и идолы в виде женщин, животных, птиц. Каабе приносили дары, его украшали.

В дни религиозных праздников был распространен обряд жертвоприношения животных. В Мекку стекались множество паломников, которые в течение трех дней совершали обряд очищения, молились.

В центре города, в богатых кварталах жили состоятельные люди племени курайшитов, на окраинах селились приезжие и менее состоятельные.

Мечеть аль-Хпрам и Мекка в XVIII веке. В доисламский период Мекка играла большое значение для арабов, исповедующих язычество. В наши дни это священный город мусульман. Фото: upload.wikimedia.org

В наши дни Мекка — это священный город для мусульман. Находиться он в эмиратах (Арабские эмираты). В него запрещен вход и въезд немусульманам.

Для современных арабов ислам — практически единственная религия, поэтому в нашем мире арабов-язычников встретить невозможно. Все это необходимо знать, для того, что бы понимать: какая религия возникла у арабов до ислама.

Арабы кочевники и торговцы

Арабы всегда делились на две части: это жители пустыни, кочевники, они называются бедуины. Образ жизни этих людей не менялся на протяжении многих тысячелетий. Что для них характерно? Крайняя воинственность, относительная бедность, потому что это жители бедных пустынных районов, и поэтический талант, по крайней мере, так было в то время, о которым мы говорим. То есть это кочевники, воины и поэты.

Жители западных территорий Хиджаза — это в первую очередь, торговцы, те самые люди, которые возили товары с юга на север. В основном, в Византию. Если говорить об образе жизни арабов в VI веке, то они жили, как все люди традиционного общества. То есть важен очень коллектив, власть коллектива, родовые отношения, кто кому приходится кровным родственником и, конечно же, это власть старших и, разумеется, власть мужчин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector