Будет ли восстановлен краснохолмский николаевский антониев монастырь?

Примечания

  1. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 3—10.
  2. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 23.
  3. Тарасий (архимандрит Антониева Новгородского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Здравомыслов К. Я. Иоасаф (Маевский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Давид (Скалуба) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Уволен на пенсию в Полтавскую епархию после покушения на свою жизнь. РГИА. Ф.796. Оп.85. Д.444.
  7. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 257—368. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.

Рекомендации

О других проектах Викимедиа:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Антониев монастырь) , на Wikimedia Commons

  1. Как Софийский собор в Новгороде и Свято-Николаевский собор (Новгород)
  2. Вера Трейльмонд, Архитектура Древней Руси с 10 по 15 века. Германн, издатель науки и искусства в Париже, 2003 г., ( ISBN  2 7056 6433 5 ) стр.  65
  3. (ru) Владимир Сарабьянов ; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде / Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М .: «Северный паломник», 2002. С. 10-24
  4. Op. Cit. Там же. С.24-59
  5. См. По теме: Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартемп . Луи Рео сравнивает этот предмет с церковью Преображения-дю-Совер-сюр-Нередица в «Русском искусстве происхождения Пьера ле Гранда» , издатель Лоренс в Париже, 1920, стр.  170
  6. Op. Cit. Там же. С. 56-60
  7. Бывший солдат византийской армии, стал монахом на Афоне в IX — м  веке
  8. В юлианском календаре
  9. Op. Cit. Там же. С. 22, 60-64

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием «  Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь)  » ( см. список авторов ) .

История создания обители

В 1365 г. архитектурный ансамбль монастыря дополнил еще один каменный храм в честь Сретения над западными Святыми вратами, разобранный в начале XIX в. в связи со строитель-ством на этом месте настоятельского корпуса. Этот храм запечатлен на иконах с изображением Антония Римлянина и иконе «Видение пономаря Тарасия». Монастырь был сожжен при подходе войск Дмитрия Донского к Новгороду в 1386 г. Постройки его горели также при пожарах в 1378, 1396, 1467 гг.Антониев монастырь относился к числу наиболее влиятельных и богатых в Новгороде. По количеству земельных владений в начале XV в. (588 обжей) он занимал четвертое место после Юрьева, Хутынского и Аркажского монастырей. Земельные вотчины располагались главным образом в Водской и Шелонской пятинах. По мнению академика В.Л. Янина, монастырь в период новгородской самостоятельности являлся кончанским и находился под юрисдикцией Плотницкого конца города.

Вскоре после указа архиепископа Макария 1528 г. о введении в новгородских монастырях общежительного устава здесь возводится каменная трапезная палата с церковью Сретения (1533- 1537), в связи с чем одноименная надвратная церковь XIV в. переосвящается во имя Иоанна Лествичника. К XVI в. относится и строительство к югу от Рождественского собора столпообразной колокольни с церковью Антония Великого. Она была разобрана после обрушения верхнего яруса звона в 1804 г. Фундаменты колокольни обнаружены при археологических раскопках 1980-х гг. (рук. Г.М. Штендер и Вал.А. Булкин).

Архивные изображения Антониева Рождественского монастыря

humus.livejournal.com

Строительство в XVI в. двух монументальных каменных сооружений привело к кардинальному изменению архитектурного облика монастырского ансамбля.Благоприятным периодом в истории монастыря была вторая половина XVII в., отмеченная бурной строительной деятельностью. В 1670-е гг. в трапезной палате деревянные перекрытия заменяются каменными сводами, надстраивается столпообразная колокольня, сооружается церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными Святыми вратами (разобрана в 1805 г.).В 1670—1690-е гг. Рождественский собор с трех сторон обстраивается приделами и папертью.В 1698 г. к северу от надвратной церкви Иоанна Лествичника «усердием» воеводы П.М. Апраксина возводится одноэтажная каменная больница с церковью Александра Невского. В 1720 г. над церковью надстраивается второй этаж для братских келий (здание разобрано в начале XIX в.).

В 1699—1701 гг. к югу от надвратного храма возводятся казначейские кельи. В 1715—1722 гг. появляется южная линия корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой. В 1718 г. между трапезной палатой с церковью Сретения и казначейскими кельями строится келарская палата.По инициативе архиепископа Амвросия Юшкевича в 1740 г. при Антониеве монастыре учреждается духовная семинария по образцу Киевской духовной академии.В 1918 г. семинария была закрыта, а в 1920 г. упразднен монастырь. Храмы Рождества Богородицы и Сретения оставлены приходскими. В 1930-е гг. они были закрыты. Рождественский собор передан музею и Архивному бюро. В стенах монастыря в 1920-е гг. открылся педагогический техникум, позднее преобразованный в педагогический институт, а затем включенный в Новгородский университет им. Ярослава Мудрого.

1960 гг.1991 гг.1985 г.

В настоящее время бывший монастырский комплекс включает разновременные постройки. Рождественский собор XII в. является архитектурным ядром ансамбля. Церковь Сретения с трапезной палатой XVI в., бывшие казначейские и келарские кельи конца XVII — начала XVIII в. и пристроенный к ним настоятельский корпус начала XIX в. составляют западную линию застройки. Ее продолжает к северу братская трапеза начала XIX в. В северной части расположен бывший учебный корпус семинарии, сооруженный в 1890 г. К востоку и юго-востоку от собора расположена семинарская библиотека и больничный корпус. Колокольня начала XIX в. и примыкающие к ней кельи и хозяйственные службы XVIII в. составляют южную линию монастырского комплекса.В целом все постройки составляют уникальный ансамбль, играющий важную градообразующую роль в застройке Новгорода — Л.А. Секретарь «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области».

Блаженной памяти почившего монаха Алипия

6 января 2021 года после непродолжительной болезни, вызванной коронавирусной инфекцией, почил насельник Антониево-Дымского монастыря монах Алипий /Михайлов/.

Монах Алипий, в миру Михайлов Александр Николаевич, родился в поселке Гундоровка Красноярского района Самарской области в 1954 году. Там принял Таинство крещения, окончил школу, ПТУ, отслужил армию.

С 2001 по 2006 года Александр нес послушания в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Приозерска Ленинградской области, подворье Коневского монастыря. Оттуда приехал в 2005 году в Антониево-Дымский монастырь и, желая послужить Богу и Церкви, остался там в братии послушником.

30 января 2016 года в Казанском соборном храме Антониево-Дымского монастыря у раки со святыми мощами преподобного Антония Дымского послушник Александр был пострижен в рясофор с наречением имени Алипия, в память преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. А 4 января 2019 года по окончании вечернего Богослужения в Субботу пред Рождеством Христовым, в Казанском соборном храме Антониево-Дымского монастыря, игумен обители Адриан /Дементьев/ постриг инока Алипия в мантию.

Монах Алипий нес в обители послушание истопника. Заготавливал дрова в течении года, усердно поддерживал порядок в котельной, искренне переживал, чтобы дров было в избытке и братия не мерзла зимой.

По характеру он был очень простым и бесхитростным человеком, говорил как видел и понимал. Регулярно исповедовался и причащался.

Все братия и друзья обители подмечали его «детскость», многие говорили, что отец Алипий «как большой ребенок» и старались поддержать его в обычных жизненных делах, многие из которых он просто не приспособлен был сделать. Даже когда он выражал свое несогласие с чем-либо, он невольно делал это так, что братия улыбалась, слушая его и глядя на его простоту.

Отец Алипий мог легко потеряться, как это было в 2019 году в Греции на причале, когда он ездил на Афон и, рассматривая что-то, спустился к воде, вдруг исчезнув из поля зрения спутников, накануне самой посадки на корабль, даже не подумав об этом и удивился волнению спутников, когда его нашли.

Помимо дров, отец Алипий очень любил рисование. Он писал замечательные пейзажи обители, портреты дорогих ему людей, иконы. Свою келью он расписал по всем стенам иконами и пейзажами.

Перед тем как поехать в больницу он сказал, что последнее время что-то совсем расклеился и приболел, при этом виновато посмотрев на брата, как будто в этом есть его большая вина.

Быть может за пару лет в монашеском постриге трудно достичь высокой молитвенной духовной жизни и преодолеть все страсти, но простота монаха Алипия, при его трудолюбии и искренности, навсегда запомнятся братии обители и друзьям, как пример верующего человека, старающегося исправить свою жизнь по евангелию и быть полезным окружающим.

9 января монаха Алипия похоронили на братском кладбище Антониево-Дымского монастыря у северной стены Казанского соборного храма.

Упокой, Господи, раба Твоего монаха Алипия, и его святыми молитвами помилуй нас, грешных.

Литература

  • Орлова М. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). // Проблеми на изкуството. — 2010. — № 1.
  • Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002.
  • Сойкин П. П. Антония Римлянина монастырь в Новгороде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 114. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Michell R., Forbes N., ed. The Chronicle of Novgorod, 1016—1471 — New York: American Medieval Society Press, 1970. — P. 9—10, 12.

Лестничная башня

Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.

Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе.

Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом.

Лестничная башня

Лестничная башня

Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.

Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе.

Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом.

История

Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония.

Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера.

В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Историко-статистическое описаніе ​Дымскаго монастыря съ изложеніемъ подвижническаго житія начальника онаго преподобнаго Антонія (1861 год, 33 страницы)

Настоятели

  • Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
  • Андрей (1147 — 1157)
  • Алексий (1157 — 1161)
  • Мануил (1162)
  • Моисей (? — 1187)
  • Власий (1187)
  • Савва (1359)
  • Афанасий (1387)
  • Андрей (1499)
  • Геронтий (1517 — 1536)
  • Константин (1544)
  • Вениамин (1551 – 1555)
  • Варлаам-Царица (1551 — 1557)
  • Геласий (1556 — 1570)
  • Мисаил (1571 — 1573)
  • Иосиф (1579 — 1580)
  • Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
  • Аркадий (1600)
  • Харитон (1605 — 1606)
  • Онуфрий (1611)
  • Павел (август 1613 — 1623)
  • Александр (1628 — 1631)
  • Герасим (июнь 1635)
  • Евфимий (февраль 1637)
  • Аркадий (1645 — 1649)
  • Рафаил (1651- 1653)
  • Авраам (1653 — 1655)
  • Макарий (1655 — 1688)
  • Антоний (1688 — 1695)
  • Тарасий (1696 — 1699)
  • Макарий (1700)
  • Иоиль (1701 — 18 января 1708)
  • Иоаким (1711 — 1718)
  • Андроник (1728 — 1731)
  • Артемий (1731 — 14 июля 1736)
  • Антоний (август 1736 — июль 1740)
  • Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
  • Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
  • Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
  • Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
  • Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
  • Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
  • Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
  • Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
  • Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
  • Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
  • Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
  • Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
  • Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
  • Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
  • Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
  • Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
  • Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
  • Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
  • Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
  • Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
  • Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
  • Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
  • Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
  • Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
  • Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
  • Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
  • Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
  • Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
  • Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
  • Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
  • Михаил (Темнорусов) (1892 — 1895)
  • Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
  • Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
  • Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
  • Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
  • Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)

Архитектура

Останки некрополя рядом с собором Рождества Богородицы; Вдали слева видна Сретенская церковь

В 1117 г. преподобный Антоний заложил главный храм обители — собор Рождества Богородицы. Освятил его через два года епископ Иоанн. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней, в отношении плана наследующий Благовещенской церкви на Городище (известна по раскопкам). Чтобы устранить беспокойную асимметрию двуглавия над самим храмом и лестничной башней, ещё в древности число глав было увеличено до трёх.

Соборная церковь сохранилась до нашего времени. В сравнении с княжескими соборами начала XII века её архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В советское время за записью XIX века были открыты фрески 1120-х годов.

Монастырь в конце XIX века

Трапезная Сретенская церковь (1533—1536) — один из первых бесстолпных храмов Новгородской земли. Небольшой по размерам одноглавый храм, сохранившийся до нашего времени, перекрыт «очень пологим куполом, опирающимся непосредственно на стены и на систему тромпов» над углами четверика.

По летописным материалам известно о том, что в середине XVI века в монастыре была построена церковь Антония Великого «иже под колоколы». Эта церковь была разобрана после обрушения в 1804 году. Тогда же были разобраны больничная церковь Александра Невского и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами, построенная в 1670-е годы. Фундаменты церкви Антония были обнаружены и исследованы лишь в 1980-е годы.

На месте церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи была возведена трёхъярусная колокольня — характерный памятник эпохи классицизма. В 1930-х годах два верхних яруса колокольни были снесены и разобраны на кирпич.

История основания архангельской святыни

Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Архангельская область

Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.

Святитель Антоний

Интересна предыстория жизни святителя Антония.

  • Его родители в середине 15 века переехали из Новгорода Великого в Двинскую область, село Кехта. Никифор, отец будущего преподобного, был зажиточным крестьянином. Они с женой Агафьей славились своим христианским благочестием, но Господь не давал им деток.
  • Много времени провела пара в молитвах, паломнических поездках и вымолила мальчика, которого крестили Андреем. Богом посланный мальчуган рос смышленым, в возрасте 7-ми лет он уже прекрасно читал и обрел навыки иконописи, обучаясь у местного священника этому искусству.
  • В возрасте 25 лет Андрей похоронил родителей и решил вернуться в Великий Новгород, где женился на прекрасной дочери местного боярина. Судьба распорядилась таким образом, что вскоре молодая жена, за ней и ее отец отошли к Богу, после чего Андрей принял решение посвятить себя Господу, поселившись в мужской обители Каргополя.
  • Вскоре он принимает монашеский постриг с именем Антоний, тяжко трудится, находит утешение в молитвах и уходе за больными и немощными.

    Преподобный Антоний Сийский

  • Благословленный духовным наставником Пахомием Кенским на священничество и отшельничество отец Антоний покидает обитель с несколькими иноками, поселившись после мытарств по чащобам на берегу прекрасного Михайловского озера.

Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.

Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.

Открытие монастыря

В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.

  • 39 лет посвятил святой Антоний своему детищу, в возрасте 79 лет отошел к Творцу, оставив мужскую обитель под попечительство старца Кирилла.
  • В 1587 году была получена грамота на возведение каменного храма, строительство которого из-за смутных времен, частой смены царей, растянулось на 2 десятилетия.
  • Это время занесено в историю русской державы, ибо Борис Годунов сослал сюда Феодора Романова, который был пострижен в монахи, и был известен, как Филарет, ставший патриархом всей Руси после возвращения из ссылки.

    Троицкий собор монастыря

  • В 1589 году был заложен собор, который был возведен и освящен в 1606 году по подобию храму Воскресения в московском Новодевичьем монастыре.

Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.

Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.

Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Архитектура

Останки некрополя рядом с собором Рождества Богородицы; Вдали слева видна Сретенская церковь

В 1117 г. преподобный Антоний заложил главный храм обители — собор Рождества Богородицы. Освятил его через два года епископ Иоанн. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней, в отношении плана наследующий Благовещенской церкви на Городище (известна по раскопкам). Чтобы устранить беспокойную асимметрию двуглавия над самим храмом и лестничной башней, ещё в древности число глав было увеличено до трёх.

Соборная церковь сохранилась до нашего времени. В сравнении с княжескими соборами начала XII века её архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В советское время за записью XIX века были открыты фрески 1120-х годов.

Монастырь в конце XIX века

Трапезная Сретенская церковь (1533—1536) — один из первых бесстолпных храмов Новгородской земли. Небольшой по размерам одноглавый храм, сохранившийся до нашего времени, перекрыт «очень пологим куполом, опирающимся непосредственно на стены и на систему тромпов» над углами четверика.

По летописным материалам известно о том, что в середине XVI века в монастыре была построена церковь Антония Великого «иже под колоколы». Эта церковь была разобрана после обрушения в 1804 году. Тогда же были разобраны больничная церковь Александра Невского и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами, построенная в 1670-е годы. Фундаменты церкви Антония были обнаружены и исследованы лишь в 1980-е годы.

На месте церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи была возведена трёхъярусная колокольня — характерный памятник эпохи классицизма. В 1930-х годах два верхних яруса колокольни были снесены и разобраны на кирпич.

Примечания

  1. Добраться можно с автобусного вокзала Санкт-Петербурга автобусом на Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).
  2. Бобров А. Г. Ксенофонтов Робейский монастырь // София. Издание Новгородской епархии.. — 1998. — № 3. — С. 22.
  3. Дымский-Антониев монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3 т. — Т.I Преобразования старых и учреждения новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 года. — Типография В. Безобразова и компании. — Санкт-Петербург, 1890. — С. 75. — 294 с.
  5. Находился на месте современной деревни Чернавино Волховского района
  6. Вероятно, имелось в виду подчинение Новгородской кафедре или митрополичьему дому.
  7. Находится в собрании И. А. Мордвинова в Библиотеке Академии наук (№ 11)
  8. Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1997. — Т. 50. — С. 281—292.
  9. Мордвинов И. П. Письмо в редакцию // Новгородский Север. — 1915. — № 33. — С. 3.
  10.  // Временник Общества истории и древностей российских. — 1850. — Т. 6. — С. 89.
  11.  // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. — 1841. — Т. I, № 236. — С. 452—453.
  12. Нестор (Кумыш), иеромонах. Епископ Тихвинский Антоний (Демянский) (1866 — ?) // София. Издание Новгородской епархии. 2004, № 4. С. 35
  13. Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 65, 213
  14. . dymskij.ru. Дата обращения: 20 мая 2019.
  15. . dymskij.ru. Дата обращения: 20 мая 2019.
  16. (Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии составлена под редакцией секретаря СПб Духовной Консистории Н. М. Кутепова 1899 Ст.94-95/
  17. . Дата обращения: 6 января 2013.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector