Простыми словами о том, что значит анафема

Содержание:

Что это такое?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно — в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение — отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже — в 5 веке.

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными. Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь — епитимья это временное отречение, а анафема — вечное (за редкими исключениями).

Можно ли считать ее церковным проклятием? Сами священники уверяют, что нет. Это наказание, призванное показать человеку всю серьезность его проступка.

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город — чешский Жатец. Причина: поддерживание Яна Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема — это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это очень и очень серьезное решение церкви.

Будут ли теперь захваты храмов?

В последнем пункте решений прямо говорится о том, что звахватов церквей быть не должно. Впрочем, звучит это как сугубо ритуальный призыв.

Эпидемия захватов храмов в Украине шла даже когда Вселенский патриархат никак не помогал Киевскому. Теперь же, после снятия Варфоломеем анафемы, деятельность УПЦ КП и ее группы поддержи по экспроприации «московских» церквей может только усилиться. 

Сам Филарет неоднократно говорил о том, что Лавры должны перейти в имущество единой украинской церкви. Его поддерживают и националисты, которые являются основной боевой силой в потасовках вокруг оспариваемых церквей. 

Тем более, что 14 октября у праворадикалов их «профессиональный праздник» — Покрова. Во время которого они маршируют по украинским городам. Ежегодно верующие усиливают охрану церквей в этот день — особенно Лавр: Почаевской и Киево-Печерской. А радикалы регулярно пикетируют их. 

Решение Констанинополя легализовать Киевский патриархат может только спровоцировать их на более решительные действия.

Впрочем, как и реакция украинской власти на вести из Стамбула. Петр Порошенко даже заявил, что Украине предоставили Томос и автокефалию — хотя это, конечно, не так. В целом, представители власти и лояльные к ней лидеры мнений создают в обществе явно завышенные ожидания от последствий решения Синода в Стамбуле. Мол, уже все решено и «перемога» окончательна (хотя это, как писалось выше, не факт: Вселенский патриарх пока принял сугубо промежуточное решение).

Для чего это делается — можно высказать много разных версий. Но именно такой подход может подвигнуть сторонников Киевского патриархата и националистов (возможно, не без поддержки властей) начать захваты храмов, чтоб так сказать «реализовать на практике» автокефалию, которую еще никто не получил.  

Именно «переможная» реакция властей и может сподвигнуть стороны конфликта на эксцессы. И это при том, что никакого Томоса еще нет. 

Чин Торжества Православия

Торжество Православия

843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества.

Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу  XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!

Интересный факт

К 1869 г из чина исчезли упоминания о гражданских преступниках, расколоучителях, старообрядцах.

В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально.

Анафема – это не проклятие. За что предают анафеме?

Если использовать светское определение (анафема – церковное проклятие), то можно запутаться в сущности отлучения от церкви. На самом деле первые упоминания об анафеме в христианстве встречаются в посланиях апостола Павла:

То есть все те, кто относились к Иисусу Христу как к мудрому человеку и учителю, а не как к Сыну Божьему, предавались анафеме. 

В 325 году на Никейском Вселенском Соборе анафеме был предан еретик Арий (пресвитер Александрийской церкви). Он был убежден, что Сын Божий не равен Богу-Отцу. Так же Церковь поступила с Несторием (патриархом Константинопольским). Он вводил в заблуждение верующих, утверждая, что Иисус Христос был человеком, в котором пребывал Бог. Божественная и человеческая природа в Нем якобы существовали раздельно, самостоятельно.

Также анафеме были преданы иконоборцы в VIII веке. Они боролись с идолопоклонством, к которому относили и иконы. Иконоборцы придерживались мнения, что Бога никто не видел, поэтому изображать Его нельзя. Христиане, которые считали догматы Церкви неверными и впадали в ересь, отлучались от Церкви Христовой.

В 842 году впервые отмечался праздник Торжества Православия. В этот день же был совершен первый чин анафематствования. Все ереси и их последователи были преданы анафеме. Этот чин совершался до 1917 года в первое воскресенье каждого Великого поста. В наши дни этот чин не считается обязательным, но может совершаться по решению местного архиерея.

А когда же автокефалия?

В решении Синода об этом не говорится. Но читается между строк. Впрочем, совершенно прямолинейно о дальнейших перспективах высказался глава УПЦ КП Филарет. 

Его план по Томосу, которого так и не дали, таков — начать собирать всеукраинский объединительный собор из представителей всех трех православных церквей страны. Это собрание и выберет уже общего патриарха. А дальше этой структуре даст Томос об автокефалии Вселенский патриарх. 

Есть вещи, которых Филарет не говорит. Например, он молчит по поводу того, что автокефалия дается лишь представителям подчиненной церкви — иначе по какому праву ее предоставлять?

Следовательно, после своего объединения церковное «три в одном» должно будет войти в структуры Вселенского патриархата. Механизм, кажется, уже заложен в сегодняшних решениях Синода — это ставропигия. Либо, вхождение в Киевскую митрополию Константинопольского патриархата (передачу которой в ведение Московского патриархата Синод в Стамбуле также отменил).

Впрочем, гладко это выглядит пока что на бумаге. Во-первых, в таком случае главы УПЦ КП и УАПЦ больше не смогут назваться патриархами. Но самая больша проблема объединения — это позиция УПЦ Московского патриархата. Сам Филарет оговорил, что из этой церкви в ЕПЦ придут епископы, «которые захотят». Обычно так говорят, когда планирующих прийти — мало. Впрочем, это вряд ли остановит процесс создания новой церкви, в которой сам глава УПЦ КП уже видит себя патриархом. 

В любом случае, только теперь начнутся серьезные торги. Поэтому до создания «единой» церкви — как минимум месяцы. До Томоса же пройдет еще больше времени. Если его вообще дадут, а не предложат украинским противникам «московского православия» подчиниться напрямую Константинополю. 

По православным канонам патриарх — это главнейший епископ, первоиерарх в автокефальной церкви. Если исходить решениям Синода в Стамбуле, теперь первоиерарх для Украины — именно сам Варфоломей. Это означает, что Филарет пока не может носить сан патриарха. 

«Поскольку нет четкого перечня, какие храмы получили статус ставропигиальных, вся территория является ставропигией и напрямую подчинена Варфоломею, — поясняет «Стране» Руслан Бортник. — Сегодня он создал экзархию без экзарха, с обещанием трансформировать экзархию в автокефалию или митрополию, но без точных дат и конкретных гарантий. Киевский патриархат и УАПЦ пошли за Томосом и попали в плен к Варфоломею». 

К слову, сам Филарет не понаслышке знает, что такое ставропигиальный статус для храмов. Например, в 1984 году, когда он еще был экзархом Украины, из-за конфликта, который у него случился с настоятельницей женского Корецкого монастыря в Ровенской области, тогдашний патриарх РПЦ Пимен предоставил монастырю статус ставропигиального, то есть, переведя монастырь в подчинение РПЦ, выведя его из-под подчинения экхарха РПЦ в Украине Филарета. Таким образом, по сей день Корецкий женский монастырь является ставропигиальным.  

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b «Anathema» , Grammarist , получено 22 сентября 2016 г.
  2. ^ a b c d e f «Anathema» , English Oxford Living Dictionaries , Oxford University Press , получено 22 сентября 2016 г.
  3. ^ a b c d e «Anathema» , Словарь учащихся Мерриам-Вебстер , получено 22 сентября 2016 г.
  4. ^ a b c d e Encyclopædia Britannica: «анафема (религия)»
  5. ^ Лидделл, Генри Джордж; Роберт, Скотт. «νάθεμα» . Греко-английский лексикон . Проверено 9 января 2017 года .
  6. ^ Джон А. Хардон, Современный католический словарь
  7. ^ Еврейская энциклопедия: «Запрет»
  8. ^ Еврейская энциклопедия: «Анафема (греч. ‘Aνάθημα; иврит חרם; арамейский חרמא)»
  9. ^ в 1 Кор 12: 3 ; 16:22 ; Гал. 1: 8,9 ; Рим. 9: 3 ; Деяния 23:14
  10. ^ Вайна Полный Толковый словарь Ветхого и Нового Завета Слова , стр. 702/1602
  11. Св. Иоанн Максимович , «Слово« Анафема »и его значение» , « Православная жизнь» , том 27, март-апрель 1977 г., стр. 18–19
  12. ^ Ср. Матфея 13: 5 и т. Д.
  13. ^ Ср. Матфея 13: 7 и т. Д.
  14. ^ Ср. Матфея 13: 25–40
  15. ^ a b c Жозеф Жиньяк, «Анафема» вКатолическая энциклопедия (Нью-Йорк, 1907 г.)
  16. Джимми Акин, «Anathema Sit»
  17. Свод канонов восточных церквей, каноны 1431, 1434 гг.
  18. ^ Кодекс канонического права 1917 г., канон 6, 5 °
  19. ^ Кодекс канонического права 1917 г., канон 2257 г.
  20. ^ Алфавитный указатель Кодекса канонического права

За что отлучают от Церкви

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:

  • уклонение в ересь,
  • раскол.

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.

Торжество Православия

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

Полезные материалы

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.

Интересный факт

В церковной практике в качестве термина слово «анафема» вошло в употребление в IV веке.

Анафема – что это значит?

Итак, анафеме предают только глубоко заблуждающихся в вероучении людей. Этот крайний шаг свидетельствует о том, что “бывший” христианин не желает отступать от своих вероотступнических и враждебных Православию убеждений. Но анафема не является бесповоротным актом, который навсегда закрывает дорогу к Церкви и спасению. Для того, чтобы стать членом Церкви необходимо публично принести покаяние за содеянные прегрешения. И если церковная власть будет убеждена, что человек действительно раскаивается и он не опасен в своих суждениях для верующих, анафема снимается.

К сожалению, в истории Церкви нет покаявшихся в своих заблуждениях основателей той или иной ереси. Однако на Халкидонском соборе в 451 году была снята анафема с блаженного Феодорита и епископа Ивы Эдесского (последователи несторианства).

За что церковь предаёт анафеме?

Человек может быть отлучён от церкви:

  • за еретизм;
  • раскольничество;
  • грубые преступления против православных государственных деятелей;
  • грубые нарушения церковных правил.

Предать анафеме можно и человека, которого уже нет в живых. В этом случае церковь отказывается проводить отпевание усопшего, заупокойные службы, читать молитвы.

Еретизм

Еретизм — это учение, которое противопоставляло себя господствующей религии. Еретики не следовали установленным церковным правилам, отказывались исповедовать религию или подвергали сомнению религиозные истины.

В наши дни еретик — это человек, который непочтительно относится к религии. Таких людей ещё называют безбожниками.

Раскольничество

Раскольничество или старообрядчество — это течение, которое возникло как результат реформ патриарха Никона в 17 веке.

Патриарх Никон (1605–1681)

Сложный вопрос

Филарет совершил раскол. Церковь звала его к себе – надо было смириться, возможности предоставлялись. Священнослужитель, не только монашествующий, и любой мирянин должен давать себе какой-то обет смирения. Филарета несколько раз предуведомляли: отлучение от священнослужения, лишение сана, потом монашества, а в итоге ему провозгласили анафему, отлучив от Церкви. Конечно, это был достаточно сложный вопрос, но его решение оказалось однозначным.

Константинопольский, Иерусалимский и Румынский патриархаты не признают анафему Мазепы. Более того, еще в 1918 году патриарху Тихону поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви. И хотя решение по этому вопросу тогда не было принято, никто не отвергает возможности вернуться к его рассмотрению в нынешнее время.

Анафема в Православной Церкви

Применение этой меры наказания за особые грехи существовало и в Православной церкви. Имелись особенности, отличающие акт отречения от осуществляемого в древней церкви. Основное отличие – меньшее количество ереси, так как случаев отречения от христианской веры или перехода в иную, практически не фиксировалось. Наказание следовало за идолопоклонничество, приношение жертв иным богам (в язычестве).

Поклонения идолам язычества приводило к осуждению

Наказание могло последовать в отношении тех людей, которые не заключали христианского брака или не соблюдали его правил, пренебрегали причащением или совершали его реже, чем раз в год. Также возрастала вероятность быть отлученным от церкви у тех, кто устраивал шумные гуляния в дни особых торжеств и праздников, значимых для православия. Особенность – если в это время проводились кулачные бои и в них имелись погибшие, то такой случай рассматривался, как пособничество в делах разрушения церкви, умершие могли быть подвергнуты «проклятию». Христианство карает за употребление мяса в дни Постов, но покаяние способствует смягчению наказания.

Кулачные бои в Великие праздники могли стать причиной анафемы

Снятие анафемы в православии: мнение православной церкви

Церковное учение указывает, что таинство отлучения от обрядов не является событием бесповоротным. Человек всегда может вернуться к вере. Снятие производится в несколько этапов:

  • покаяние лица в публичном порядке;
  • обращение к лицу или органу церковной власти, которые произнесли анафему;
  • если имеются достаточно значимые основания, принимается решение о прощении.

На положительный исход дела влияют искренность и полнота раскаяния, исполнение возложенного на человека наказания в полном объеме, понимание лицом, что значит и чем является анафема в духовной судьбе личности.

Чин торжества Православия

Кого предавали анафеме?

Наиболее известные случаи анафемствования:

  • Лев Николаевич Толстой (за еретические высказывания в романе «Воскресение», 1889–1899; впрочем Толстой и сам отрёкся от церкви);
  • Степан Разин (за выступления против царя и церкви);
  • Емельян Пугачёв (за выступления против царя и церкви);
  • Григорий Отрепьев (за отступничество от веры);
  • Иван Мазепа (за государственную измену);
  • платоники (последователи идей Платона — за следования его идеям, которые в то время считались неверными и еретическими);
  • старообрядцы, которые не поддерживали реформы патриарха Никона;
  • Мартин Лютер (за критику в адрес церкви);
  • Жанна д’Арк (за еретизм);
  • Джордано Бруно (за еретизм); и другие.

Узнайте также, что такое Религия и Смертные грехи.

Этимология [ править ]

Анафема (в смысле проклятия), приписываемая Папе Григорию XI

Анафема происходит от древнегреческого: ἀνάθεμα , anáthema , что означает «подношение» или «что-то посвященное», само происходит от глагола ἀνατίθημι , anatíthēmi , что означает «приносить в жертву ». В Ветхом Завете это относится как к объектам, посвященным божественному использованию, так и к объектам, предназначенным для разрушения во имя Господа, таким как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечестивым, это означало «все, что посвящено злу» или «проклятие».

Примеры:

  • «Неудивительно, что Павел называет Божье проклятие, Божью анафему, Его запрет тем, кто стоит за их потенциальным отступничеством от Христа».
  • «Он уклонился от преподобного святого, как бы избегая анафемы».
  • «В 1054 году Рим объявил анафему Восточному Патриарху, а затем анафему объявил кардинал».

Упоминание анафемы в Саутвикском кодексе , средневековом тексте на древнеанглийском языке.

В 1526 году слово «анафема» впервые появилось в современном английском языке и использовалось в значении «что-то проклятое». Значение «освященный объект» также было принято спустя короткое время, но больше не используется. Его наиболее распространенное современное использование — в светском контексте где оно используется для обозначения чего-то или кого-то, кого ненавидят или избегают.

Примеры:

  • «Расовая ненависть была для нее анафемой».
  • «Идея о том, что кто-то добровольно вводит яд в свое тело, была для меня анафемой».
  • «Это мнение было анафемой для большинства его соотечественников». — С.Дж. Гулд

Раскол Русской православной церкви

Раскол церкви (также называется схизма) — ситуация, когда глава церкви проводит изменения, а часть верующих не согласна с ними и отказывается им следовать.

В России такой раскол произошёл в 1650 году, после того как царь Алексей Михайлович (1629–1676) и назначенный им патриарх Никон решили провести церковные реформы.

Царь Алексей Михайлович (1629–1676)

В частности, произошли следующие изменения:

  • теперь креститься надлежало тремя пальцами, а не двумя как раньше;
  • были отредактированы церковные книги, в том числе Священное писание;
  • крёстный ход (обряд шествования с крестом) следовало осуществлять против часовой стрелки;
  • надлежало писать «Иисус» (до раскола — Исус);
  • молящиеся должны наклоняться до пояса (раньше — до земли); и т. д.

Отдельная категория верующих (раскольники или старообрядцы) не хотели следовать новым правилам, которые установил Никон. Они пытались сохранить прежние обычаи, церемонии.

Реакцию на реформы запечатлел русский художник Василий Иванович Суриков на своей картине «Боярыня Морозова». Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова отказывалась креститься тремя пальцами. Поэтому на картине она держит поднятыми вверх два пальца.

В. И. Суриков «Боярыня Морозова», 1884–1887

Суть анафемы

Давайте посмотрим те места Писания, где используется слово «анафема».

Хотя значение проклятие
и отлучение – это уже толкования новозаветных учителей. Сложно
разобраться в истинном значение этого слова, так как все словари пытаются дать
НЕ ПЕРЕВОД этого слова, не то, как его использовали в то время, а преподносят
толкование, исходя из церковной истории.

Но мы пойдем другим путем. Исходя из того, как это слово
употребляется в новом завете, сделаем некоторые выводы.

Приношение

Значение этого слова в том, чтобы что-то отделить. Причем для
Бога. Это касается как материальных вещей, так и поста, о чем поговорим ниже. Подразумевается
ПОТЕРЯ, отдача чего-то ради Бога. Другими словами, это не просто жертва, не
просто пожертвование.

Павел использует это слово, чтобы показать свою решимость
пожертвовать собой ради своих единоплеменников. Жертву вы можете отдать из
чего-то своего. ПРИНОШЕНИЕ, АНАФЕМУ вы отрываете от того, что вам даровано Богом.
Вы отдаете Богу. Оно Ему уже принадлежит.

Заклятие

Следующее использование слова анафема переведено как «заклятие».
И снова мы видим возможность пожертвовать тем, что даровано Богом (жизни
человеческой) ради какого-то действия. Эта жертва не продиктована Божьей волей,
но человек принимает решение отдать свою жизнь.

В ветхом завете есть пример, когда Иеффай пообещал Богу то,
что выйдет из его ворот. И принес в жертву свою дочь. Бог не требовал этого. Мало
того – это противно Богу.  В этих случаях
люди могли лишиться жизни, того что им Бог дал. Не просто 1000 долларов или
пары дней поста.

 Они ЗАКЛЯЛИСЬ не есть
и не пить, пока не убьют Павла. Из истории мы знаем, что Павла они не убили. Исполнение
этого заклятия должно было стоить им голодной смерти. Но, видимо, это слово уже
не имело того значения, которое должно было иметь.

Раньше заклятым назывались идолы, народы, которые должны
были принять Божий суд. Так же это имело отношение и к животным, и одежде. Уничтожая
заклятое, люди провозглашали Божий суд. Оставляя заклятое, как Саул – они противились
Богу.

Да будет анафема

Кто не любит Господа Иисуса Христа, (да будет ) анафема,
маранафа.  (1Кор.16:22)

Давайте посмотрим внимательно. Здесь нет тех слов и
выражений, которые сегодня используются – «предать анафеме», «объявить кому-то
анафему». Итак.

Очень важно – выражение «да будет» – это своего рода
пророчество в жизнь верующего человека. То есть это не сиюминутное действие

Но
пророческое слово на будущее. Дальше мы увидим это в других примерах.

Это слово пишется Церкви. Никакого отношения к неверующим это не имеет. Также нет здесь НИКАКИХ деноминационных принадлежностей, любви к организациям и объединениям, их учениям. Что значит любить Христа?

В новом завете нет намека на проявление человеческих чувств.
Поэтому разговор о любви – это разговор о действиях Бога внутри нас. Если рассматривать
слово «анафема», как отделение чего-то Божьего от вас к Богу, то заметим то,
что неоднократно пишется в Слове. Бог даровал нам спасение во Христе. Любовь к
Богу – соблюдение Его Слова, почтение к сыну, к Его Крови и жертве. Если вы НЕ
ХОТИТЕ исполнять Его Слово – вы потеряете спасение. Анафема. Провозглашение будущего
для верующего человека без спасения.

Вы теряете жертву за грех. Используйте слово «анафема». Отделение
Божьего спасения, жертвы от вас и предание вас на страшное наказание Божье.

Благовествовать не то, что вначале

Если ты изменяешь благую весть, Слово Божье – ты являешься соблазном для тех, кто идет за тобой. Этим занимаются лжеучителя. И делают они это для собственной корысти. У них ОТНИМЕТСЯ участие в спасении. И снова слово «анафема». Отделение Божьего обратно к Богу. И снова – «да будет» – провозглашение суда, пророческое слово.

Не скажет «анафема Иисус»

Если использовать слово «анафема», как заклятое, отделение,
приношение, то получится такое значение. Никто Духом Божьим не скажет, что Иисус
отделен от Бога, что Иисус не Божий, что Он заклятое.

[править] Ссылки

  • Аудиозапись: Давыдова Зинаида Николаевна кастует анафему
  • АНАФЕМА И КАТАФЕМА, МАРАНФА И ФРИ ФРИ!!!!!!!
«Анафема — опиум для народа
Боги и пророки Mihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектанты Аум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм (666 • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балды Inglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибуты Агасфер • • Анафема • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова • Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители веры MC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
Язычники Аратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книги Божественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
Ересь Brb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Невзоров • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

Отлучение за грех.

Как ни странно, но основанием того, чтобы отлучить человека служит место из послания к Коринфянам, где Павел говорит о «предании сатане во измождение плоти». Это как в случае рукоположения пастыря приводят пример рукоположение пресвитера.

В принципе, выглядит всё очень правильно и логично – согрешил человек, об этом узнали или сам признался и сообщество принимает решение такого отлучить. Но давайте посмотрим, что именно нам говорит Слово.

Если человек согрешил, исповедал свой грех перед Богом, то Слово говорит, что этот человек прощен Богом.

Деление грехов

Есть такая особенность

Грехи почему-то делятся на те, за которые можно отлучать, за которые можно поставить человека на замечание и те, на которые не обращают внимание, в крайнем случае, пожурят

Хочу сразу определиться с этим вопросом – Слово не делит грехи на тяжкие или нет. Есть только грех к смерти, который не прощается – хула на Духа. Все остальные грехи прощаются по Слову.

Как вывод

Получается, что если человек покаялся, исповедал свой грех перед Богом и получил, по Слову, прощение от Бога. Но он не прощается сообществом людей, которые отлучают его. Они считают его грешником.

Второй момент. Если человек грешит и НЕ КАЕТСЯ. Здесь также есть два библейских метода.

Первый – это вразумление человека, его ИСПРАВЛЕНИЕ духовными членами Тела.

И второй. Когда человек понимает, что грешит, но всё равно считает себя верующим, не собираясь расставаться с грехом. В этом случае есть наказание.

Очень ясное определение – НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯ блудником, пьяницей…

Есть такое слово – покаяние. Когда человек, осознает грех и принимает решение избавиться от него. Он может сражаться, падать и вставать, противостоя искушению. А есть те, кто ничего не делает, и считает, что ему НЕ НАДО меняться и бороться – всё равно Бог его любит и он спасен. Это ужасная ересь и заблуждение. Это тот самый горький корень, от которого могут оскверниться другие.

Просто представьте, что человек видит верующего, который сокрушается о своих грехах, борется, молится, просит помощи Церкви. И так же видит другого верующего, который пьёт, курит, колется и в тот же момент принимает вечерю, проповедует, говоря о Божьей любви.

Православная Жизнь

ФОМА

Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с раскольниками и еретиками с помощью отлучения — анафемы.

Анафема — это не «церковное проклятие», а полное отлучение человека от Церкви за тяжкие грехи — намеренное искажение догматов (ересь) или разделение внутри Церкви (раскол). На практике это выглядит так: человек больше не может участвовать в церковных таинствах, главное из которых — Причастие.

Согласно Православной Энциклопедии, термин «анафема» изначально греческий (ἀνάθεμα, ἀνάθημα) и означал у языческих авторов «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» — то есть нечто отдельное, не употребляемое в обиходе. Его же использовали в греческом переводе Библии для передачи древнееврейского термина «herem», который означает нечто проклятое и отверженное. Так слово «анафема» получило свой негативный оттенок.

Церковь считает раскол и ересь одними из самых тяжких грехов: раскольники и еретики не только сами отступают от Церкви, посягают на основы ее учения и единство, но соблазняют на это других верующих. Поэтому Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с ними с помощью отлучения — анафемы.

Есть два вида отлучения от Церкви: «малое отлучение» и анафема. «Малое отлучение» — это временное исключение человека из церковной общины и запрет на участие в таинствах. Такой вид церковного наказания налагается на определенное время — от нескольких месяцев до нескольких лет за самые тяжкие грехи, такие как блуд, воровство и другие, после того, как человек покаялся и прекратил грешить. Анафема же провозглашается на неопределенное время, до раскаяния человека в своих поступках, тем самым не лишая его надежды на спасение, но указывая всем, что он грешит против Церкви и все, кто за ним последует, также из Церкви уйдут и будут повинны в грехе против нее. Анафеме предают только после неоднократного увещевания человека раскаяться.

Предать анафеме могут только члена Церкви, то есть как минимум крещеного человека, который считает (или считал) себя православным и участвовал в церковных таинствах. Поэтому атеиста или агностика предать анафеме нельзя — такой человек изначально не считал себя христианином и никогда не был членом Церкви.

Самым знаменитым «анафематствованным» человеком называют Льва Николаевича Толстого. Писатель не раз высказывался против Церкви, а потом и вовсе стал искажать ее учение. Его колоссальный авторитет и популярность были источником большого соблазна для интеллигенции той эпохи. Знаменитый писатель не только сам придерживался антицерковных, иногда прямо кощунственных религиозных взглядов, но и претендовал на роль своего рода религиозного учителя. В 1901 году за «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» Святейший Синод постановил: «Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Технически слово «анафема» не произнесли, но суть та же.

Одним из последних предали анафеме бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за раскол в Церкви (создание так называемой Украинской православной церкви Киевского Патриархата). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1997 году постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». До этого раскольника лишили всех степеней священства и неоднократно призывали покаяться.

В Русской Православной Церкви предать анафеме может действующий епископ в своей епархии, Патриарх и Священный Синод, но только после решения Церковного Суда.

Кирилл Баглай

Сюжет[править]

Главный герой книги — фраа Эразмас, молодой 18-летний инак-деценарий, только что закончивший десятилетний курс обучения. В начале книги он предстаёт человеком без собственной цели в жизни (как-то раз даже подумывает о самоубийстве), но во время десятилетнего аперта вновь обретает и цель, и вкус к жизни. Его учитель — фраа Ороло — первым опознаёт новую, невиданную ранее… нет, пока не угрозу, а скорее переменную, которая может изменить жизнь всей планеты. За действия Ороло его изгоняют анафемом из концента, Эразмас с друзьями продолжает исследования Ороло, и вскоре проблема становится настолько явной, что ей уже интересуются и мирские власти, и запрашивают помощи у инаков.

Публичное проклятие

«Предать анафеме» — что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, — «иже с ними».

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector