Свято-троицкая александро-невская лавра, санкт-петербург — монастырский комплекс

Информация для посещения и контакты

Лавра находится в самом конце Невского проспекта, в восточной его части.

Адрес

Набережная реки Монастырки, дом 1, лит. А.

Где найти и как добраться

Метро

Площадь Александра Невского.

Перед выходом из нее располагается площадь с установленным памятником полководцу, за которым видно желтое здание надвратной церкви. Это и есть вход в монастырский комплекс. Еще один ориентир – расположенное напротив здание гостиницы Москва.

Режим работы и стоимость посещения

Монастырь доступен для бесплатного посещения в любой день с 5:30 до 23:00.

Свято-Троицкий Собор, по причине уборки после церковной службы, закрывается раньше – в 20:00.

Осмотреть музеи-некрополи можно ежедневно с 9:30 до 16:00 предварительно, до 15:30, купив билет в кассе.

  • При покупке билета сразу в оба Некрополя цена составит 250 рублей
  • Стоимость посещения одного некрополя – 150 рублей для взрослых
  • Для учащихся и пенсионеров установлена льготная цена – 50 рублей

Подразделения лавры: контактные телефоны

В зависимости от цели посещения и интересующего вопроса обратиться можно в соответствующие подразделения лавры:

Канцелярия

  • режим работы: с 10-00 до 17-00
  • телефон: 8 812-274-17-02

Паломнический центр

телефон: 8 812-274-16-12

Духовно-просветительский центр

телефон: 8 812-710-20-39

Александро-Невская обитель остается привлекательным туристическим объектом и почитаемым местом для верующих. Здесь проводятся национальные праздники, торжества, а так же разнообразные религиозные мероприятия, оказывающие влияние на духовное воспитание.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Монастырский двор с северной, южной и западной сторон ограничен корпусами. Если смотреть на лавру сверху, то весь комплекс напоминает большую букву «П». Доменико Трезини в своё время представлял комплекс лавры, как нечто среднее между резиденцией, дворцом и учреждением. В течение всего XVIII века над созданием обители трудились многие мастера зодчества. Большая часть зданий, в основном братские корпуса, выдержаны в стиле барокко.

Центральное место занимает во дворе Троицкий собор, выполненный в стиле раннего классицизма, и величественно возвышающийся над остальными постройками монастыря.

Действующие храмы

В наше время на территории лавры расположено девять храмов. Самое старое и величественное здание — Троицкий собор — был сооружен при Петре Великом. Архитектором храма являлся Теодор Швертфегер. Однако собор разобрали, а на его месте возвели новый во времена царствования Екатерины II по проекту Ивана Старова. Немного позже, в XVIII веке, в ансамбль вписались Благовещенская, Феодоровская и Надвратная церкви.


Благовещенская церковь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В XIX веке появились Исидоровская и Духовская церкви. Над проектом первой трудился Григорий Карпов. Вторую церковь создал архитектор Василий Петров. На кладбищах лавры стоят Тихвинская и Никольская церкви, а также храм Праведного Лазаря.

Лаврские кладбища

Первое кладбище, основанное на территории лавры в 1716 году, получило название Лазаревское. На нём похоронены многие известные деятели русской культуры, среди которых М. В. Ломоносов, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка и многие другие.

В 1823 году к лавре примкнуло Тихвинское кладбище, которое объединили с Лазаревским в Некрополь. Во второй половине XIX века в Некрополь вошло Никольское кладбище, которое до сегодняшнего дня остаётся действующим.

В шестидесятые годы XX века оно было сокращено во время проведения реконструкционных работ на Невской набережной.


Некрополь Александро-Невской лавры (Никольское кладбище)

Место погребения Александра Суворова

Александр Васильевич, великий русский полководец, был похоронен в Благовещенской церкви, находящейся в составе лавры. Произошло это в 1800 году. Военачальник был в преклонных годах, когда возвращался из очередного похода в родные края. Его хотел видеть император Павел I. В пути у Суворова начались серьёзные проблемы со здоровьем. Старые раны превратились в кровоточащие язвы, появилась угроза гангрены. Узнав об этом, царь направил к Александру Васильевичу своего врача, которому удалось поставить на ноги Суворова. Прибыв в столицу, полководец попал в опалу и не был принят императором. Это вызвало у него много печали и, в конечном счёте, привело к смерти.

Суворова похоронили в Благовещенской церкви, поскольку там нашли упокоение многие знатные особы, в том числе из царской фамилии. К тому же сам Александр Васильевич с глубочайшим уважением относился к Петру I, который заложил Свято-Троицкую лавру. Надпись на надгробии выполнена другом генералиссимуса — поэтом Державиным. Звучит лаконично — «Здесь лежит Суворов».

В 2002 году площадь возле лавры украсил памятник князю Александру Невскому. Скульптура прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем города, и стала его визиткой. Памятник создал В. Козенюк, изобразивший князя верхом на лошади. Сейчас он находится напротив входа в монастырь.

Мощи святого Александра Невского

Святой благоверный князь отошёл в мир иной, будучи в схиме. Случилось это в 1263 году. Практически сразу после смерти его стали почитать. Предпосылкой тому послужили чудесные знамения, которые видел святитель Кирилл, отпевавший усопшего князя.


Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

В 1380 году свершилось обретение святых мощей Александра Невского и с тех пор от них стали происходить многочисленные чудеса. Как уже было сказано, в Троицкий собор святыня была перенесена по приказу царя Петра Великого.

На заметку! Сегодня в монастыре братия совершает над ракой святого ежедневный молебен, поскольку он считается покровителем лавры.

Состояние некрополей

К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.

Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены. 

Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.

Казачье кладбище

Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили… представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг. 

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

Советуем изучить Благодарение за всякое благодеяние Божие

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Некрополь великих

Александро-Невский монастырь с первых дней существования стал усыпальницей. Здесь хоронили членов императорской фамилии, духовных лиц, военачальников, государственных деятелей. Из известных исторических персон в некрополе покоятся:

  • выдающийся ученый М.В. Ломоносов,
  • великий полководец А.В. Суворов,
  • историк Н.М. Карамзин,
  • композитор П.И. Чайковский,
  • писатель Д.И. Фонвизин,
  • композитор Н.А. Римский-Корсаков,
  • баснописец И.А. Крылов,
  • композитор М.М. Мусоргский,
  • писатель Ф.М. Достоевский.

Надгробья над их могилами выполнены известными скульпторами. Вообще, многие архитекторы, скульпторы и художники с мировыми именами считали делом чести творить для лавры.

Парадоксально, но на территории уже закрытой для богослужений Лавры хоронили и советских государственных деятелей. Сегодня по сторонам аллеи, которая ведет к Митрополичьему корпусу, можно видеть эти надгробия. А место назвали «Коммунистической площадкой».

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Комплекс зданий

На сегодняшний день Александро-Невская лавра – крупный ансамбль в очертании каре, состоящий из нескольких зданий. Он окружен трапециевидным двором с сооружениями в форме башен по углам. В состав комплекса входят следующие архитектурные объекты:

  • Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Его построили по проекту архитектора Швертфегера во времена правления Петра I. В 1750-х его разобрали и в 1774-1790 гг. воздвигли заново по новому плану Ивана Старова;
  • Храм Святителя Николая Чудотворца (1868–1871). Собор был возведен при Засоборном погосте, в дальнейшем, переименованном в Никольское кладбище Александро-Невской лавры – 1877 год;
  • Лазаревская усыпальница (1717). Изначально храм был построен как гробница царевны Натальи Алексеевны;
  • Духовской корпус (1717);
  • Корпус Митрополичий (1756–1764);
  • Феодоровская церковь (1742–1747). С XVII по начало XX века в храме проводились захоронения;
  • Федоровский корпус (1725–1748);
  • Благовещенский собор (1717);
  • Семинарский корпус (1756–1761);
  • Собор Сошествия Святого духа (1717–1725);
  • Корпус Просфорный (1761–1771);
  • Надвратная церковь (1784–1786);
  • Собор Божией матери (1869). Церковь была возведена при кладбище, которому в 1876 году присвоили имя Тихвинское;
  • Исидоровский собор (1890–1891). Название храм получил в честь освятившего ее митрополита Исидора;
  • Библиотечный корпус, используется как древлехранилище, библиотека, архив.
  • Консистория (1900).

К монастырскому ансамблю Петербурга также относятся 4 погоста:

  • Лазаревский – Некрополь Александро-Невской лавры XVIII;
  • Казачий;
  • Тихвинский (Мастеров искусств);
  • Никольский.

Некрополь XVIII века и Тихвинский могильник относятся к Государственному музею скульптуры, основанному в 1932 г.

Казачье кладбище

На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг. в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г. на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил. По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

История

Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.

Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян. Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).

В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г. монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector