1907, 3 июн. роспуск ii государственной думы. принятие нового избирательного закона (третьеиюньский переворот)

Пятый созыв, 2007 — 2011

В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.

“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.

Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.

В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.

Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.

Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.

Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Также по теме


«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

  • Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Второй созыв, 1996 — 2000

Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.

По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.

Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.

Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.

После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.

Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.

Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.

Выборы и состав Думы

Вторая Государственная Дума, приступив к работе, сразу же вступила в конфронтацию с правительством. Постоянные конфликты и неповиновение не устраивало царя и министров. Поэтому 03 июня 1907 года Николай II распустил непокорную Думу и сразу же изменил избирательный закон.

Согласно новому положению выборы были непрямыми и не предусматривали равного представительства от разных слоев населения. Всего избиралось 442 депутата, в число которых входили представители:

  • Европейской России – 403 человека;
  • Польши – 14;
  • Кавказского края – 10;
  • Сибири – 15.

Новая избирательная система позволила сформировать Госдуму, устраивающую правительство. Депутаты по партийной принадлежности распределились таким образом:

  • Правые и октябристы – 225 человек;
  • Кадеты – 52;
  • Национальные меньшинства – 26;
  • Трудовики – 14;
  • Социал-демократы – 14.

В последствии умеренно правые и часть октябристов объединились, создав главную группировку в Госдуме – Партию русских националистов. Они и стала «законодательным центром» III Думы.

Швыткин Юрий Николаевич

Юрий Николаевич Швыткин (род. 24 мая 1965 года, Красноярск, РСФСР, СССР) — российский военный, государственный и политический деятель. Депутат Государственной Думы ФС РФ VII созыва. Член фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета Госдумы по обороне. Член Президиума политического совета Красноярской региональной организации РО «Единая Россия», член красноярского регионального штаба Общероссийского народного фронта.

В 1986 году получил высшее военное образование по военно-политической специальности окончив факультет воздушно-десантных войск Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища имени 60-летия Великого Октября. В 1999 году прошёл переподготовку и получил специальность «юрист-организатор правоохранительной деятельности» в Академии управления МВД России. После окончания военного училища, с 1986 по 1992 год служил заместителем командира роты, командиром отдельной разведывательной роты, заместителем командира парашютно-десантного батальона в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Выполнял специальные задачи в Азербайджане, Киргизии, Литве, Армении.

С 1992 по 2001 год проходил службу в органах МВД по Красноярскому краю. Сначала в должности начальника штаба батальона вневедомственной охраны, затем, с 1993 года служил в Специальном отряде быстрого реагирования (СОБР) Управления по борьбе с организованной преступностью Красноярского края в должности командира подразделения, позднее занимал должность командира ОМОН Красноярского края. В 1995—1996 году участвовал в боевых действиях на территории Чеченской республики. Полковник полиции.

В 2001 году баллотировался в депутаты Заксобрания от избирательного блока «За Лебедя». Был избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. В 2007 году баллотировался по спискам партии «Единая Россия» в Заксобрание края, по итогам распределения мандатов стал депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. Был членом депутатского комитета по вопросам законности и защите прав граждан и комитета по образованию, науке и культуре.

В 2011 году баллотировался в Законодательное собрание от партии «Единая Россия» по одномандатному избирательному округу № 6, по итогам выборов избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края.

В сентябре 2016 года баллотировался от «Единой России» по одномандатному избирательному округу № 54, по итогам выборов избран депутатом Государственной думы РФ VII созыва.

Комитеты

В Государственной Думе 2-го созыва действовали 27 комитетов.

  • Комитет по праву и судебно-правовой реформе
  • Комитет по делам ветеранов
  • Комитет труда и социальной политики
  • Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам
  • Комитет по экономической политике
  • Комитет по собственности, приватизации и экономической деятельности
  • Комитет по информационной политике
  • Комитет по энергетике, транспорту и связи
  • Комитет по промышленности, строительству и высоким технологиям
  • Комитет по образованию и науке
  • Комитет по культуре и туризму
  • Комитет по охране здоровья
  • Комитет по делам женщин, семьи и молодежи
  • Комитет по аграрным вопросам
  • Комитет Обороны
  • Комитет по безопасности
  • Комитет по международным делам
  • Комитет по делам Содружества Независимых Государств и отношениям с соотечественниками
  • Комитет по регламенту и организации Государственной Думы
  • Проблемы Северного комитета
  • Комитет по геополитике
  • Комитет по делам Федерации и региональной политике
  • Комитет по местному самоуправлению
  • Комитет по окружающей среде
  • Комитет по природным ресурсам и окружающей среде
  • Комитет общественных объединений и религиозных организаций
  • Комитет по делам национальностей

Роспуск Думы

В начале 1907 года прошли выборы в новую Госдуму. На этот раз в предвыборной кампании активно участвовали социал-демократы и социалисты-революционеры, поэтому II Дума оказалась «левее» I. Из 518 мест 104 получили трудовики, 98 – кадеты, 65 – социал-демократическая фракция, 54 – октябристы, 37 – эсеры и прочие.

В феврале II Госдума приступила к работе. Ее председателем был избран земский деятель и один из лидеров кадетов Федор Головин.

Во II Думе, как и в I, центральное место занял аграрный вопрос. Он и стал камнем преткновения между правительством и Думой. Левые думские фракции настаивали на национализации земли и передаче ее крестьянам, а кадеты – на отчуждении части помещичьих земель за выкуп. Премьер-министр Столыпин предлагал менее радикальные варианты решения аграрного вопроса, однако депутаты были непреклонны. Это и решило судьбу Думы.

Вскоре нашелся весомый повод для роспуска Госдумы. Столыпин получил от секретной полицейской агентуры данные об антиправительственной агитации социал-демократов среди солдат и о причастности к этому ряда депутатов – членов РСДРП. 1 июня премьер-министр потребовал отстранить от участия в заседаниях Госдумы 55 социал-демократов и лишить 16 из них депутатской неприкосновенности.

3 июня 1907 года император, не дождавшись решения депутатов, подписал Манифест о роспуске Думы. В документе указывалось, что II Госдума должна была содействовать «успокоению России» своей законодательной работой и «разумным осуществлением права запросов правительству». Однако, к прискорбию императора, значительная часть состава Думы II созыва не оправдала ожиданий, а лишь увеличила смуту и способствовала разложению государства. Это и побудило Николая II распустить Думу.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Деятельность II Государственной думы

Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.

Состав II Государственной думы

По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.

Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.

Законодательная деятельность II Думы

В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.

Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.

«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.

Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.

Создание Думы, ее полномочия и способ формирования

Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.

Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.

Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).

Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.

Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.

Деятельность Думы

За четыре года работы депутаты приняли 1036 федеральных законов (715 из них на данный момент обрели юридическую силу) и ратифицировали 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Всего депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.

Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»

Кроме того, депутатами Думы второго созыва приняты Бюджетный кодекс РФ, II часть Гражданского и I часть Налогового кодексов. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс.

 — заявил журналистам РИА «Новости» на пресс-конференции спикер Госдумы второго созыва Геннадий Селезнев. По его мнению, Государственной думе третьего созыва в приоритетном порядке предстоит рассмотреть вопрос о ратификации Договора СНВ-2. Думе также предстоит принять Земельный кодекс РФ и завершить работу над общей частью Налогового кодекса.

В августе 1996 года Госдума утвердила премьером Виктора Черномырдина, в апреле 1998 года Сергея Кириенко, сентябре 1998 года Евгения Примакова, мае 1999 года Сергея Степашина, августе 1999 года Владимира Путина.

В мае 1999 года коммунистами была предпринята попытка импичмента президента России Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

24 декабря 1999 года в Москве состоялось заключительное пленарное заседание Государственной думы Российской Федерации второго созыва. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, 18 января 2000 года на первое пленарное заседание собрались депутаты Думы третьего созыва.

Новый избирательный закон

В июньском Манифесте речь шла не только о роспуске Думы, но и изменении законодательства. Николай II обозначил, что видит причину «двукратного неуспеха деятельности Госдумы» в несовершенстве избирательного закона и, как следствие, пополнении этого учреждения членами, не являющимися выразителями народных нужд и желаний.

В этот же день в свет вышло новое «Положение о выборах в Государственную думу». Согласно этому документу выборы были непрямые и проходили по куриальной системе. Основными куриями (разряд избирателей, класс или группа населения) являлись:

  • волостная;
  • землевладельческая;
  • 1-я и 2-я городские (высший и низший избирательные цензы);
  • рабочая.

Избирательное право имели далеко не все подданные России. В выборах не участвовали женщины, лица младше 25 лет, учащиеся и военнослужащие. Кроме того, новым Положением вводились ограничения по имущественному, национальному и религиозному признаку.

Всего избиралось 442 депутата, в том числе:

  • 403 – от Европейской России (без Финляндского княжества),
  • 14 – от Польши,
  • 10 – от Кавказского края,
  • 9 – от Сибири,
  • 5 – от Дальнего Востока,
  • 1 – от Уральского казачьего войска.

В выборах не участвовали Средняя Азия, Казахстан, некоторые отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока (Чукотка, Якутия, Сахалин и другие).

Положение не предусматривало квоту по партийной принадлежности. Формально все лица, претендующие на депутатский мандат, являлись независимыми самовыдвиженцами, т.е. голосование проводилось персонально по каждой кандидатуре.

Известные депутаты

  • Алфёров, Жорес Иванович
  • Бабурин, Сергей Николаевич
  • Боос, Георгий Валентинович
  • Боровой, Константин Натанович
  • Брынцалов, Владимир Алексеевич
  • Бурбулис, Геннадий Эдуардович
  • Галазий, Григорий Иванович — старейший депутат
  • Говорухин, Станислав Сергеевич
  • Гдлян, Тельман Хоренович
  • Глущенко, Михаил Иванович
  • Дмитриева, Оксана Генриховна
  • Жириновский, Владимир Вольфович
  • Зюганов, Геннадий Андреевич
  • Кобзон, Иосиф Давыдович
  • Лапшин, Михаил Иванович
  • Мельников, Иван Иванович
  • Митрохин, Сергей Сергеевич
  • Невзоров, Александр Глебович
  • Памфилова, Элла Александровна
  • Починок, Александр Петрович
  • Рогозин, Дмитрий Олегович
  • Рыжков, Владимир Александрович
  • Рыжков, Николай Иванович
  • Севастьянов, Виталий Иванович
  • Старовойтова, Галина Васильевна
  • Титов, Герман Степанович
  • Фёдоров, Святослав Николаевич
  • Хакамада, Ирина Муцуовна
  • Харитонов, Николай Михайлович
  • Хачилаев, Надиршах Мугадович
  • Шандыбин, Василий Иванович
  • Шахрай, Сергей Михайлович
  • Явлинский, Григорий Алексеевич

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца ЦГАКФФД СПб

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Обложка: Выступление депутата четвёртой Государственной думы на заседании в зале Таврического дворца ЦГАКФФД СПб

Итоги

В соответствии со Сводом основных государственных законов император был вправе досрочно распустить Думу, но при этом не мог изменить избирательный закон без согласия Госсовета и Госдумы. Именно по этой причине события 3 июня 1907 года вошли в историю как «третьеиюньский государственный переворот».

Избирательное законодательство было изменено таким образом, что круг избирателей существенно сузился. Теперь в выборах могли участвовать преимущественно обеспеченные избиратели, проживающие на территории Европейской России. Благодаря таким изменениям в Думу III созыва попали представители центра и правых партий, что позволило органам власти наладить эффективное взаимодействие.

Роспуск II Госдумы совпал с ослаблением забастовочного движения и массовых крестьянских волнений. Жизнь в Российской империи вошла в спокойное русло. Поэтому 3 июня принято считать последним днем революции 1905-1907 гг.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector